кейсы по международному праву с ответами

Международное

Сборник фактологических материалов

для студентов и слушателей всех форм обучения

по специальности «Юриспруденция»

Методическое пособие «Международное публичное право». Сборник фактологических материалов (кейс-стади) / Ястрембськая С.В. — Севастополь: изд-во ЧП Кручинин Л.Ю., 2011. — 144 с.

Сборник фактологических материалов (кейс-стади) по «Международному публичному праву» разработан в соответствии с учебным планом бакалавриата по направлению «Юриспруденция», требованиями государственной образовательной программы по специальности «Юриспруденция» и является приложением учебно-методического комплекса по дисциплине.

Рецензент: к.ю.н., доцент Кондратюк Д.Л.

Методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры гражданского права, теории права и специальных юридических дисциплин, протокол № 3 от «8» ноября 2011 года.

Допущено к изданию УМС Института экономики и права (филиала) ОУП Академии труда и социальных отношений в городе Севастополь в качестве методического пособия.

Оглавление

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ФАКТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 8

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 9

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 12

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ 19

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 26

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ 32

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 36

ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИИ 46

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 62

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕК 66

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО 82

Международное экономическое право 115

Территорий в международном праве 117

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО 123

МЕЖДУНАРОДНОЕ воздушное ПРАВО 134

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО 144

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 148

Введение

Международное право как самостоятельный нормативный комплекс (правовая система) представляет собой совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений в сфере их общих интересов. Отношения, регулируемые международным правом – это отношения между государствами – двусторонние и многосторонние; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.

Работа студента над курсом международного публичного права складывается из усвоения специальной юридической литературы, а также международно-правовых документов и законодательных актов Российской Федерации.

Изучение курса международного публичного права основывается на ознакомлении с его особенностями, основными понятиями, категориями, институтами и отраслями. Оно предполагает также получение навыков работы с международными актами, а также их толкования применительно к конкретным ситуациям международной жизни. Все это влечет необходимость самостоятельного изучения студентами специальной литературы по международному праву, его нормативных источников и документов международных организаций. Студенты должны приобрести навыки в работе с международными договорами и другими международными актами, а также их толкование применительно к конкретным ситуациям международной жизни.

Одной из форм усвоения материала студентами является комплексный подход, направленный на формирование у студентов навыков репродуктивной, поисково-аналитической и практической, творческой (научно-исследовательской) деятельности путем решения ситуативных задач по международному праву.

В настоящем пособии представлены материалы прикладного характера в виде фактологических задач по основным темам курса, используемых для преподавания данной дисциплины ведущими вузами России на основе научной и практической деятельности. В основу задач положены реальные случаи и обстоятельства, имевшие место на территории различных стран, и связанные с работой международных организаций.

Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. С целью качественного освоения теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубления и расширения теоретических знаний, систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических навыков студентов, формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации, развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации и развития умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности), предлагается использование практические заданий по основным темам курса «Международное право», в качестве материала для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарским занятиям и успешному усвоению курса.

Сборник компилирован на основе следующих источников:

Бирюков П. Н. Международное право: учеб. пособие. М., 2006;

Григорян С. А., Строкова Т. И. Международное право: учебно-метод. комплекс. Ростов-на-Дону, 1999;

Григорян С. А., Строкова Т. И. Международное право. Практикум. Ч. 1 и 2. Ростов-на-Дону, 1999;

X. Зайбит. Сборник задач по международному гуманитарному праву. М., 1998;

Панов В. П., Филимонова М. В., Шульга С. В. Международное право в схемах и таблицах: учеб. пособие. М., 1998;

Практикум по международному праву. Для юридических вузов и факультетов: отв. ред. Г. В. Игнатенко. М., 2002;

Ильин Ю. Д. Международное публичное право: лекции. М., 2002;

Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. Международное право. Вопросы и ответы: учеб. пособие. М., 2002;

Толстых В. Л. Международное право: Практикум. М., 2002.

Казусы базируются на материалах, опубликованных в периодических изданиях, в том числе в «Московском журнале международного права», журналах «Новое время», «Международная жизнь», газетах «За рубежом», «Известия», «Независимая газета», «Сегодня» и др. Ряд казусов заимствован из следующих работ: Сборник дипломатических казусов: сост. М. М. Аваков М., 1973; Копылов М. Н., Капустин А. Я. Учебные задания к семинарским занятиям по курсу «Международное публичное право». М., 1990; Блищенко И. П., Дориа Ж. Прецеденты в международном публичном и частном праве. М., 1999; Тимченко Л. А., Тимченко Л. Д. Международное право (практикум). Ирпень. 2002; Henkin L, Pugh R., Schacher O., Smit H. International Law: cases and materials. Third Ed. St. Paul. Minn., 1993; Harris D. Cases and materials on International Law. London. 1998; Levi W. Contemporary International Law. Oxford, 1991; Encyclopedia of Public International Law. Vols. 1-111,2000-2007.

Источник

Задачи по «Международному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:23, задача

Описание работы

Задача 1. США и Россия заключили соглашение по продаже компьютерных технологий. В соглашении предусмотрено, что права и обязанности сторон регулируются правом штата Нью-Йорк. Является ли это соглашение международным договором? Являются ли международными договорами следующие акты:
договор между государством и иностранной компанией о строительстве здания, в котором указывается, что права и обязанности сторон будут регулироваться международным нравом;
договор между США и ООН о размещении на территории США штаб-квартиры ООН;

Файлы: 1 файл

Tema_3_Zadachi.docx

Задача 1. США и Россия заключили соглашение по продаже компьютерных технологий. В соглашении предусмотрено, что права и обязанности сторон регулируются правом штата Нью-Йорк. Является ли это соглашение международным договором?

Являются ли международными договорами следующие акты:

договор между государством и иностранной компанией о строительстве здания, в котором указывается, что права и обязанности сторон будут регулироваться международным нравом;

договор между США и ООН о размещении на территории США штаб-квартиры ООН;

договор о приобретении правительством Великобритании тысячи тонн мяса у правительства Аргентины;

договор между муниципальными образованиями разных государств о побратимских связях;

договор между двумя государствами, согласно которому они «обязуются поддерживать дружественные отношения и свидетельствуют о приверженности принципам международного права».

Задача 2. В 1999 г. государство А. подписало с государством В. генеральный пакт о торговом сотрудничестве, в 2000 г. был подписан договор о торговле и мореплавании. Некоторые положения этих договоров противоречат друг другу. Государство В. настаивает на применении генерального пакта 1999 г., ссылаясь на то, что более высокая юридическая сила этого документа вытекает из его названия.

Дайте оценку доводам государства В.

Решение: Статья 30. Применение последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу (ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ о праве международных договоров 23 мая 1969 года) 3. Если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.

Задача 3. Утрехтский мирный договор 1713 г. (ст. 9) устанавливал в интересах Англии, что порт и укрепления Дюнкерка (Франция) должны быть разрушены и никогда не подлежат восстановлению. Франция согласилась с этим условием, но одновременно начала строить в Мардеке, на расстоянии одной мили от Дюнкерка, еще более крупный порт. Англия заявила протест на том основании, что Франция нарушает Утрехтский мирный договор.

Действительно ли нарушение договора имело место (оцените с точки зрения современного международного права)?

Решение: Если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.

Задача 4. Государства А, В и С заключили договор о создании организации, финансируемой в равной мере всеми участниками. Государство С сделало оговорку следующего содержания: «Государство С обязуется в случае недостаточного финансирования деятельности организации со стороны государств А и В восполнять недостающую сумму из своего бюджета».

Допустима ли такая оговорка?

Решение: Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ о праве международных договоров 23 мая 1969 года

4. с) акт, выражающий согласие государства на обязательность для него договора и содержащий оговорку, приобретает силу, как только по крайней мере одно из других договаривающихся государств примет эту оговорку.

Задача 5. При подписании Конвенции 1994 г. об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Азербайджанская Республика записала свое особое мнение, в соответствии с которым «Азербайджанская Республика принимает участие в Конвенции «Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам» в том объеме и в тех пределах, которые не противоречат Конституции и национальному законодательству Азербайджанской Республики». Украина также сделала оговорку, что будет применять Конвенцию «с учетом законодательства Украины».

Соответствуют ли такие оговорки действующему международному праву?

Решение: Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них Венская Конвенция о праве международных договоров.

2. Если из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора явствует, что применение договора в целом между всеми его участниками является существенным условием для согласия каждого участника на обязательность для него договора, то оговорка требует принятия ее всеми участниками.

2) его участниками являются более чем 100 государств, а также принято несколько резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по этому вопросу, что свидетельствует об общепризнанном характере Договора, несмотря на то, что некоторые государства не являются его участниками.

Истцы просили Суд признать действия Франции противоправными.

Франция возражала, мотивируя тем, что она не присоединилась к Договору и с самого начала отказалась стать его участницей.

Распространяются ли обязательства, вытекающие из международного договора, на не участвующие в нем государства? Распространяются ли обязательства по данному Договору на Францию?

УСТАВ ООН Статья 39 Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Статья 40 Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации или решить о принятии мер, предусмотренных статьей 39, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.

Статья 41 Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений

7. В апреле 1997 г. во время визита в Россию Председателя КНР был подписан международный договор (Российская Федерации, КНР, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) о пограничной безопасности.

Участники договорились не публиковать текст договора. Представитель МИД РФ заверил лишь, что «документ будет полностью соответствовать российским интересам» и «будут полностью учтены военно-стратегические интересы России».

Возможно ли заключение секретных договоров, которые не подлежат опубликованию?

Регулируется ли этот вопрос в международном праве и законодательстве Российской Федерации?

Аналогичное положение и в ряде других государств. Например, в Конституции Нидерландов 1983 г. сказано: «Положения международных договоров и актов международных организаций, которые являются общенормативными и обязательными к исполнению всеми лицами, подлежат применению только после их опубликования» (ст. 93)

8. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.), в числе прочего, фиксирует целый ряд международных правил поведения императивного порядка – норм «jus cogens». В то же время его составители не посчитали необходимым включить в него указание на то, что он подлежит регистрации в Секретариате ООН, как это предусматривается ст. 102 Устава ООН в отношении международных договоров, заключенных членами этой организации. Это же имеет место и применительно к другим итоговым документам СБСЕ, в том числе к Венскому итоговому документу 1989 г., Будапештским документам 1994 г., включая Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности.

Можно ли с учетом сказанного о нерегистрации названных документов в Секретариате ООН считать их полноформатными международными договорами?

Можно ли считать основательной позицию, согласно которой поименованные и подобные им международные акты должны рассматриваться в качестве источников международного права?(см. задачу 7)

2. В случае если чрезвычайные события, в том числе экономического или техногенного характера, касающиеся предмета Конвенции, поставят под угрозу высшие интересы Российской Федерации, используются процедуры, установленные разделом V «Прекращение или приостановление действующих международных договоров Российской Федерации» Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

Какое заключение может быть дано на основе сравнительного анализа положений применимых международных и внутригосударственных актов относительно легитимности данной статьи приведенного закона о ратификации?

Источник

Разработка урока «Международное гуманитарное право» кейс-технология

кейсы по международному праву с ответами

кейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответамикейсы по международному праву с ответами кейсы по международному праву с ответамиОткрытый урок по обществознанию

Тема: «Международное гуманитарное право»

Учитель Рыкова Н.Д. НОУ школа «Радиант»

Присутствовало на уроке:

Цель : в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с выбором модели поведения в ситуации вооруженного конфликта, содействовать более глубокому пониманию основных форм и принципов международного гуманитарного права. Продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство высказанной мысли, формировать понятийный аппарат.

Тип урока : закрепление изученного материала

Защищает права и определяет обязанности воюющих сторон в конфликте

Охраняет интересы лиц, не принимающих участия в боевых действиях

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Источники
Женевские конвенции 1949г., дополнительные протоколы к ним

Источники
Гаагские конвенции
1899 и 1907 гг.

Запрет применения определенных средств
Нападение только на военные объекты
Запрет грабежей
Запрет использования бесчеловечных методов

Неприкосновенность личности Недопустимость дискриминации
Личная безопасность

Гуманность – основополагающий принцип международного гуманитарного права

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ КРАСНОГО КРЕСТА

Сущность
Защита жизни и здоровья людей, уважение к личности
Нет различий по признаку расы, национальности, религии и др.
Отказ от участия в военных действиях
Отказ от извлечения прибыли или выгоды
Открытость деятельности
Наличие только одного национального комитета в стране
Всемирный характер деятельности МККК

Эмблема
Защитный и отличительный знак для обозначения персонала, учреждений, транспорта, пунктов оказания помощи
Злоупотребление эмблемой не допускается, вероломное ее использования квалифицируется как военное преступление

Ситуация 1-я: Сосед военврача

Мы с соседом часто вспоминаем военные будни: я служил в авиации, а он врачом в госпитале, возвращал раненых в строй. А тут такое рассказал! Однажды к ним в госпиталь доставили 2-х раненых пленных. Главврач наотрез отказался размещать их, потеряв на войне близкого человека. Потом их все-таки поместили в палату и стали готовить к операции. Мой сосед несколько часов не отходил от хирургического стола, от перенапряжения с ним случился сердечный приступ. А потом мед. сестрам и выговаривал за недостаточный уход на ними: перевязки, обезболивающее давать. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал, у меня в голове никак не укладывается : Как он мог так поступить?: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизни солдатам противника.
Прав ли был мой сосед?

Выступление эксперта- представитель ООН (ключ 1)

Ситуация 2: бывший военнопленный

Выступление эксперта- представитель ООН (ключ 2)

Ситуация 3: другой бывший военнопленный

Будучи в плену, я увидел впервые делегатов Международного Комитета Красного Креста. Руководство лагеря представило им возможность осмотреть лагерные помещения, встретиться с военнопленными, появилась возможность послать весточку семье на бланке красного креста. Они проявили подлинное внимание к рассказу о существующих условиях содержания военнопленных, но кое что осталось для меня непонятным: когда я пытался обсудить вопрос широкого освещения в СМИ, то понял, что скорее всего, широкая общественность про это не узнает.

Почему делегаты МККК, которые, как мне показалось, искренне хотели помочь военнопленным, не выразили готовность обсудить эти вопросы в СМИ?

Ситуация 4: девушка 16 лет из зоны оккупации

На оккупационной территории я познала всю тяжесть присутствия вражеских войск. Дом мой сожгли, имущество отбиралось. Оккупанты постоянно подчеркивали свое превосходство, смеялись как обставлены наши дома, как мы одеваемся, говорим. Заставляли готовить еду и обстирывать, работать на заводе, где производилось топливо для их техники, насильно увозили в другую страну, за малейшее неподчинение расстреливали, устраивали казни прилюдно. Каждый пережил страх.(Презентация сюжета из документальной хроники)

Я хочу спросить, существуют ли правила обращения с мирными жителями на оккупированной территории? Пусть эти правила прозвучат. Может быть это напоминание защитить кого-нибудь в подобной ситуации?

Ситуация 5: сценка «Разговор между членами семьи» во время налета авиации противника.

Учитель: Решите, исходя из норм международного права, кто прав и кто не прав в этом разговоре, почему? Как надо поступить?

Выступление эксперта (ключ 5) и обращение к схеме №2

Ключи к ответам экспертов

1. Военврач прав. Раненым, оказавшимся у противника, должна быть обеспечена защита, уважение, гуманное обращение. Им должны предоставить медицинскую помощь и уход. Врач выполнял свой долг.

2. Нет, нельзя. Сдавшийся в плен не должен быть объектом нападения, расстрел является военным преступлением. Права военнопленного нарушены: обращение должно быть гуманным, не допускается избиение, имел право на уважение своей личности и чести, должен быть защищен от оскорблений повара и насмешек. Нельзя использовать на разминировании без добровольного согласия, угрожать и запугивать, недостаточное питание, потребность в одежде и обуви – нарушение ст. 26 и 27 ЖЕНЕВСКОЙ КОНВЕНЦИИ.

3. Делегаты МККК посещают военнопленных, чтобы предоставить защиту (пытки, дурное обращение, улучшение условий содержание). Они придерживаются принципа конфиденциальности (сдержанности и осмотрительности о результатах посещения военнопленных). Для пресечения нарушений МГП обращаются к рекомендациям с целью напомнить об обязательствах по соблюдению норм МГП. Когда это оказывается бездейственным, МККК оставляют право публично выступить с таким осуждением вСМИ.

4. Да, такие правила существуют: гражданские лица, находящиеся на оккупированной территории, имеют право на гуманное обращение и защиту. Против гражданского населения запрещается бесчеловечное обращение, убийство, увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное выселение, присвоение имущества, принуждение гражданских лиц служить в вооруженных силах неприятеля. Запрещено надругательство на человеческим достоинством. Оккупационные власти могут направить на принудительные работы лиц, которым больше 18 лет, но не в работе, связанной с военными операциями.

Рефлексия :
— Смогу ли я работать над составлением опорных схем?
— Помогли ли данные схемы лучше понять вопросы темы?
— Помогли ли основные принципы и нормы гуманитарного права оценить мне данную ситуацию?
Учитель делает вывод по итогам рефлексии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *