кипнис тренинг семейных отношений

Кипнис тренинг семейных отношений

кипнис тренинг семейных отношений
Учёные рекомендуют
тренажёр для мозга

По результатам публикаций Московского Дома книги они пользуются устойчивым спросом и неоднократно занимали места в первых строчках рейтинговой линейки.

Более чем десятилетняя практика «Драмы-дилеммы» убеждает, что методика является эффектным и эффективным инструментом развития самосознания личности, улучшает спонтанность, укрепляет и повышает самооценку, развивает творческие навыки и умение анализировать конфликты, возникающие в межличностном общении.

«Драма-дилемма» становится мощным инструментом коммуникации, самовыражения, проработки внутренних конфликтов и используется эффективно в любых формах групповой деятельности.

Эта методика неизменно доказывала свою актуальность как средство достижения консенсуса, развития плюралистических отношений в группе, демократичного подхода к серьёзным общественным процессам.

100 лучших игр и упражнений для успешного супружества и счастливого родительства.

Книга известного психолога-консультанта Михаила Кипниса представляет собой сборник психологических игр, упражнений и занимательных текстов, которые помогут выстроить эффективную и увлекательную групповую работу тренерам, педагогам, семейным психологам и консультантам.

Описание каждого упражнения включает в себя рекомендации по его применению, необходимые материалы, инструкции участникам, оценку необходимого для его проведения времени и размера группы, вопросы для дискуссии с участниками и выводы, к которым они должны прийти.

59 лучших игр и упражнений для развития управления. Тренируем общение, способность влиять и убеждать.

Предназначена для самого широкого круга специалистов: психологов и консультантов, менеджеров, социальных работников и преподавателей, всех тех, чей профессиональный интерес лежит в сфере интенсивных техник развития личности, эффективного общения, влияния и воздействия.

Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером.

Книга подводит итог более чем 20-летнего опыта творческой деятельности Мастера. Не одно поколение будущих актеров и режиссеров овладевали профессией под его вдумчивым руководством на основе разработанной им новаторской системы на стыке «театра и группового психологического тренинга».

Более 100 игр, упражнений и этюдов, представленных здесь, помогут начинающим и становящимся актерам развить свой творческий потенциал, способность к импровизации и спонтанность, умение создать убедительный образ и особую атмосферу, работать в контакте с любым партнером.

В издании представлена авторская методика `Драма. Импровизация. Дилемма`, дается `пошаговое` описание ее использования на практике, приводятся более ста театральных и психологических этюдов, упражнений, заданий.Рекомендуется преподавателям драмы, психологии, педагогики, работникам неформального образования, специалистам в области групповых методов тренинга.

Примечание:низкое качество распознавания, exe формат книги скачать Психодрама

Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем.

Описание каждого упражнения включает в себя рекомендации по его применению, необходимые материалы, инструкции участникам, оценку необходимого для его проведения времени и оптимального размера группы, вопросы для дискуссии с участниками или выводы, к которым они должны прийти.

Книга содержит описание обширного спектра техник, которые просты, эффективны и успешно применимы в тренингах коммуникации с широким возрастным, профессиональным и социальным контингентом участников.

Предназначена для специалистов по тренингу, активному игровому обучению, фасилитаторов, менеджеров, психологов, социальных работников и консультантов, всех тех, чей профессиональный интерес лежит в сфере гуманитарных групповых техник.

Книга содержит описание обширного спектра техник, которые просты, эффективны и успешно применимы в тренингах лидерства с широким возрастным, профессиональным и социальным контингентом участников.

Предназначена для специалистов по тренингу, активному игровому обучению, фасилитаторов, менеджеров, психологов, социальных работников и консультантов, всех тех, чей профессиональный интерес лежит в сфере гуманитарных групповых техник.

Видеокурс «Эффективные психотехники»

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Источник

Кипнис М.Ш.. Книги онлайн

кипнис тренинг семейных отношений

По результатам публикаций Московского Дома книги они пользуются устойчивым спросом и неоднократно занимали места в первых строчках рейтинговой линейки.

Более чем десятилетняя практика «Драмы-дилеммы» убеждает, что методика является эффектным и эффективным инструментом развития самосознания личности, улучшает спонтанность, укрепляет и повышает самооценку, развивает творческие навыки и умение анализировать конфликты, возникающие в межличностном общении.

«Драма-дилемма» становится мощным инструментом коммуникации, самовыражения, проработки внутренних конфликтов и используется эффективно в любых формах групповой деятельности.

Эта методика неизменно доказывала свою актуальность как средство достижения консенсуса, развития плюралистических отношений в группе, демократичного подхода к серьёзным общественным процессам.

Книги (8)

Книга содержит описание обширного спектра техник, которые просты, эффективны и успешно применимы в тренингах коммуникации с широким возрастным, профессиональным и социальным контингентом участников.

Предназначена для специалистов по тренингу, активному игровому обучению, фасилитаторов, менеджеров, психологов, социальных работников и консультантов, всех тех, чей профессиональный интерес лежит в сфере гуманитарных групповых техник.

Книга содержит описание обширного спектра техник, которые просты, эффективны и успешно применимы в тренингах лидерства с широким возрастным, профессиональным и социальным контингентом участников.

Предназначена для специалистов по тренингу, активному игровому обучению, фасилитаторов, менеджеров, психологов, социальных работников и консультантов, всех тех, чей профессиональный интерес лежит в сфере гуманитарных групповых техник.

100 лучших игр и упражнений для успешного супружества и счастливого родительства.

Книга известного психолога-консультанта Михаила Кипниса представляет собой сборник психологических игр, упражнений и занимательных текстов, которые помогут выстроить эффективную и увлекательную групповую работу тренерам, педагогам, семейным психологам и консультантам.

Описание каждого упражнения включает в себя рекомендации по его применению, необходимые материалы, инструкции участникам, оценку необходимого для его проведения времени и размера группы, вопросы для дискуссии с участниками и выводы, к которым они должны прийти.

59 лучших игр и упражнений для развития управления. Тренируем общение, способность влиять и убеждать.

Предназначена для самого широкого круга специалистов: психологов и консультантов, менеджеров, социальных работников и преподавателей, всех тех, чей профессиональный интерес лежит в сфере интенсивных техник развития личности, эффективного общения, влияния и воздействия.

Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером.

Книга подводит итог более чем 20-летнего опыта творческой деятельности Мастера. Не одно поколение будущих актеров и режиссеров овладевали профессией под его вдумчивым руководством на основе разработанной им новаторской системы на стыке «театра и группового психологического тренинга».

Более 100 игр, упражнений и этюдов, представленных здесь, помогут начинающим и становящимся актерам развить свой творческий потенциал, способность к импровизации и спонтанность, умение создать убедительный образ и особую атмосферу, работать в контакте с любым партнером.

В издании представлена авторская методика `Драма. Импровизация. Дилемма`, дается `пошаговое` описание ее использования на практике, приводятся более ста театральных и психологических этюдов, упражнений, заданий.Рекомендуется преподавателям драмы, психологии, педагогики, работникам неформального образования, специалистам в области групповых методов тренинга.

Примечание:низкое качество распознавания, exe формат книги

Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем.

Описание каждого упражнения включает в себя рекомендации по его применению, необходимые материалы, инструкции участникам, оценку необходимого для его проведения времени и оптимального размера группы, вопросы для дискуссии с участниками или выводы, к которым они должны прийти.

Источник

Кипнис тренинг семейных отношений

100 лучших игр и упражнений для успешного супружества и счастливого родительства

…Семья – это больше, чем коллекция отдельных личностей; это система, органическое целое, части которой функционируют таким образом, что выходят за пределы своих отдельных характеристик.

Но даже как члены семейных систем мы не должны переставать быть личностями с собственными сердцем, умом и волей…

Дай попробовать – и я пойму!

Тренинг позволяет не навязывать взрослым людям какое-то знание извне, а сделать их субъектами получения этих знаний.

Книга, посвященная семейным отношениям, не случайно, на наш взгляд, продолжает авторскую серию тренингов: «59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями» (Серия: «Лучшие тренинги мира». СПб.: Прайм-Еврознак, 2009), «Тренируем умение вести за собой, быть лидером, “мотором” и вдохновителем» (Серия: «Лучшие тренинги мира». СПб.: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009), «Тренируем интеллект, эффективные стили общения и креативного поведения. 60 лучших игр и упражнений для развития творческого мышления» (Серия: «Лучшие тренинги мира». СПб.: АСТ, Прайм-Еврознак, Харверст, 2009), а также вышедшие в московском издательстве «Ось-89» в авторской серии «Действенный тренинг»: «Тренинг коммуникации» (М.: Кипнис, 2004); «Тренинг творческого мышления» (М. Кипнис, 2004); «Тренинг лидерства» (М.: Кипнис, 2004).

В семейной жизни все умения, о которых шла речь в названных книгах, необходимы.

Атмосфера дома напрямую зависит от возможностей и желания членов этого сообщества понимать друг друга, обмениваться информацией, эффективно «пристраиваться» к партнеру, реально использовать многообразные секреты, которыми обладают профессиональные коммуникаторы и люди, у которых от Бога есть талант общения. Ведь личность представляет собой содержание, центр и единство разнообразных действий, актов, направленных на другие личности.

Семья – это целая коммуникативная система, а коммуникативная парадигма – самая главная составляющая личности. Восемьдесят процентов нашего существования мы находимся в процессе принятия или передачи сообщений, то есть в границах разнообразных коммуникаций.

Родительство, в свою очередь, невозможно без лидерства. Это одно из важнейших качеств, необходимых, в частности, для успеха в воспитании детей.

Ну а о творческом мышлении мы вспоминаем, когда бьемся над решением тысячи и одной дилеммы (финансовых, организационных, коммуникативных), когда пытаемся сделать все возможное, чтобы «любовная лодка не разбилась о быт» (быт – это и жизнь, в которой не осталось места чувству, экспромту, свежести восприятия). Новизна и яркость ощущений, творческий подход нужны и в решении конфликтов, и в вопросах воспитания, и в создании семейных традиций, и в сексуальных отношениях…

В общем, семья – это образ жизни, а следовательно, она требует от нас массы разнообразных качеств и умений.

В этой книге мы попытались собрать часть заданий, упражнений, идей, которые помогут «обновить репертуар» работы тренера семейных групп, ведущего групп родителей, семейного консультанта, педагога…

Мы надеемся, что приведенные в сборнике игры, упражнения, задания, тестовые процедуры и теоретические материалы помогут участникам тренинга:

• эмоционально и когнитивно включиться в процесс саморазвития и совершенствования семейных отношений;

• обнаружить и откорректировать те особенности семьи как саморазвивающейся многопрофильной системы, которые требуют обновления, исправления, улучшения;

• освежить чувства сопричастности, любви, приятия, которые характеризуют счастливые семьи;

• избежать «прилюдного одиночества», ощущения ненужности, необязательности семейного союза, потери духовных связей в семье;

• проверить, что объединяет членов семьи в одно целое, что делает их союз семьей, провести ревизию семейных ценностей и табу;

• разрушить стереотипы восприятия, возникшие во внутрисемейных контактах и общении, внести в жизнь семьи элементы спонтанности, импровизации, свободного творчества, сотрудничества;

Источник

Текст книги «100 лучших игр и упражнений для успешного супружества и счастливого родительства»

кипнис тренинг семейных отношений

Автор книги: Михаил Кипнис

Жанр: Личностный рост, Книги по психологии

Текущая страница: 1 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Михаил Кипнис
100 лучших игр и упражнений для успешного супружества и счастливого родительства

…Семья – это больше, чем коллекция отдельных личностей; это система, органическое целое, части которой функционируют таким образом, что выходят за пределы своих отдельных характеристик.

Но даже как члены семейных систем мы не должны переставать быть личностями с собственными сердцем, умом и волей…

Дай попробовать – и я пойму!

Тренинг позволяет не навязывать взрослым людям какое-то знание извне, а сделать их субъектами получения этих знаний.

Введение

Книга, посвященная семейным отношениям, не случайно, на наш взгляд, продолжает авторскую серию тренингов: «59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями» (Серия: «Лучшие тренинги мира». СПб.: Прайм-Еврознак, 2009), «Тренируем умение вести за собой, быть лидером, “мотором” и вдохновителем» (Серия: «Лучшие тренинги мира». СПб.: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009), «Тренируем интеллект, эффективные стили общения и креативного поведения. 60 лучших игр и упражнений для развития творческого мышления» (Серия: «Лучшие тренинги мира». СПб.: АСТ, Прайм-Еврознак, Харверст, 2009), а также вышедшие в московском издательстве «Ось-89» в авторской серии «Действенный тренинг»: «Тренинг коммуникации» (М.: Кипнис, 2004); «Тренинг творческого мышления» (М. Кипнис, 2004); «Тренинг лидерства» (М.: Кипнис, 2004).

В семейной жизни все умения, о которых шла речь в названных книгах, необходимы.

Атмосфера дома напрямую зависит от возможностей и желания членов этого сообщества понимать друг друга, обмениваться информацией, эффективно «пристраиваться» к партнеру, реально использовать многообразные секреты, которыми обладают профессиональные коммуникаторы и люди, у которых от Бога есть талант общения. Ведь личность представляет собой содержание, центр и единство разнообразных действий, актов, направленных на другие личности.

Семья – это целая коммуникативная система, а коммуникативная парадигма – самая главная составляющая личности. Восемьдесят процентов нашего существования мы находимся в процессе принятия или передачи сообщений, то есть в границах разнообразных коммуникаций.

Родительство, в свою очередь, невозможно без лидерства. Это одно из важнейших качеств, необходимых, в частности, для успеха в воспитании детей.

Ну а о творческом мышлении мы вспоминаем, когда бьемся над решением тысячи и одной дилеммы (финансовых, организационных, коммуникативных), когда пытаемся сделать все возможное, чтобы «любовная лодка не разбилась о быт» (быт – это и жизнь, в которой не осталось места чувству, экспромту, свежести восприятия). Новизна и яркость ощущений, творческий подход нужны и в решении конфликтов, и в вопросах воспитания, и в создании семейных традиций, и в сексуальных отношениях…

В общем, семья – это образ жизни, а следовательно, она требует от нас массы разнообразных качеств и умений.

В этой книге мы попытались собрать часть заданий, упражнений, идей, которые помогут «обновить репертуар» работы тренера семейных групп, ведущего групп родителей, семейного консультанта, педагога…

Мы надеемся, что приведенные в сборнике игры, упражнения, задания, тестовые процедуры и теоретические материалы помогут участникам тренинга:

• эмоционально и когнитивно включиться в процесс саморазвития и совершенствования семейных отношений;

• обнаружить и откорректировать те особенности семьи как саморазвивающейся многопрофильной системы, которые требуют обновления, исправления, улучшения;

• освежить чувства сопричастности, любви, приятия, которые характеризуют счастливые семьи;

• избежать «прилюдного одиночества», ощущения ненужности, необязательности семейного союза, потери духовных связей в семье;

• проверить, что объединяет членов семьи в одно целое, что делает их союз семьей, провести ревизию семейных ценностей и табу;

• разрушить стереотипы восприятия, возникшие во внутрисемейных контактах и общении, внести в жизнь семьи элементы спонтанности, импровизации, свободного творчества, сотрудничества;

• проверить, насколько каждый из нас подходит под определение «хороший партнер», насколько мы отвечаем критериям «хороших мужей и жен», «хороших детей и родителей»… Что такое «хорошо» и что такое «плохо» в нашей семье.

Тренинг поможет взглянуть на себя и свой семейный союз новыми глазами, углубит представление о том, как и в какую сторону меняется наша семья, поможет познакомиться с семейным опытом других людей…

Как следует из всего, сказанного выше, участниками групповых тренингов могут быть и те, кто только задумывается о создании семьи, и те, кто уже какое-то время находится в браке, и те, кому важно суметь справиться с различными проблемами, возникающими в супружестве.

О чем стоит договориться «на берегу»?

Прежде чем мы вышли в совместное плавание, давайте «на берегу» договоримся о некоторых важных вещах!

Все приведенные в книге задания, упражнения и идеи СМОГУТ РАБОТАТЬ, если тренер отнесется к ним творчески и будет готов их воспринимать, адаптировать согласно своему видению, темпераменту, вкусам, в соответствии с тренинговой и групповой задачей, возрастом, социальным и иным профилем группы, физическими возможностями (помещение, количество участников, время суток…).

В случае когда в тренинге принимают участие люди, находящиеся в актуальной семейной взаимосвязи: муж и жена, дети и родители, родственники, потенциальные супруги… тренер должен обратить особое внимание на организацию внутренней и внешней коммуникации этих «молекул».

Обычные правила (которые важно соблюдать всем участникам группы) в случае имеющихся на тренинге родственных отношений приобретают особый вес и остроту!

1. «Я-высказывания». Утверждения, умозаключения, выражения мыслей или описание эмоциональных состояний должно происходить от первого лица.

Максим. Мы с женой считаем, что группа еще не готова к тому, чтобы воспринять нашу историю…

Тренер. Пожалуйста, высказывайтесь только от своего имени! У Людмилы будет возможность объяснить группе свою позицию…

Максим. Но мы с ней одинаково смотрим на проблему!

Людмила. Нет, Максим, я не была бы настолько категорична, как ты.

2. Обращение друг к другу напрямую, а не через тренера или группу.

Вадим. Юлия никогда не поддерживала мои увлечения туризмом. Ей казалось, что хороший семьянин – это домосед, привязанный к ногам жены, сидящей на пуфике в салоне напротив телевизора…

Тренер. Вадим, что мешает вам напрямую обратиться со своими утверждениями к жене. Она ведь сидит рядом с вами. Скажите ей прямо то, что считаете нужным!

Вадим. Не вижу в этом смысла. Я не раз говорил ей об этом дома…

Настойчивое напоминание тренера о «прямой коммуникации» помогает избежать «дисквалификации» партнера, с одной стороны, и «создания коалиций» – с другой.

Непривычные коммуникативные законы и правила поведения могут быть не сразу восприняты (а порой – враждебно встречены) участниками. Для них спор с ведущим, «игра в непонятку» – это простейший способ избегания изменений, защиты от «интервенции» тренера. Тем не менее авторитет ведущего группы, его настойчивые напоминания, призывающие всех участников тренинга воспринять эти простые законы, делают свое дело, определяя способы передачи сообщения в группе, устанавливая стандарты аутентичного, а не манипулятивного высказывания и поведения.

3. Дискретность. Все, о чем говорится на тренинге, личные истории, реакции на происходящее, развитие взаимоотношений… не выходит «наружу», а остается «в группе».

Если участники тренинга не будут уверены в неукоснительном выполнении этого правила, трудно будет ожидать от них откровенности, искренности высказываний, открытого выражения мыслей и чувств.

Еще один «договор на берегу» касается «карты» нашего совместного маршрута. Время от времени рядом с описанием упражнений, техник, игр будут возникать особые значки, предваряющие соответствующие рубрики книги:

КСТАТИ! МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТРЕНЕРА. Эта рубрика предлагает ведущему группы новые идеи, методические рекомендации, подсказки…

ЛЕКСИКОН. Уже из названия понятно, что в этой рубрике содержатся объяснения некоторых терминов, способных, возможно, озадачить читателя. Понять значение профессиональных терминов нам помогут различные справочные издания.

ГАЙД-ПАРК. Умение задавать вопросы – один из замечательных навыков человека, ищущего гармонии. В том числе и в семейных отношениях. В этой рубрике – вопросы, которые можно задать не только группе, но и самому себе! А еще – темы для оживленных дискуссий в группе, с родными и близкими…

ТЕКСТЫ – КЛЮЧИ и ЗАДАНИЯ – КЛЮЧИ. Специфика тренинговой работы в семейных или родительских группах заключается в том, что нередко их участники – это люди, предпочитающие вербальное действие, дискуссию, лекцию, беседу другим, гораздо более активным игровым формам.

Зная эту особенность, я предложил бы тренеру, кроме обширного меню активных упражнений и игр (с которыми он познакомится ниже), составить разнообразную коллекцию ТЕКСТОВ – КЛЮЧЕЙ. Эти тексты должны ненавязчиво пригласить группу к рассмотрению той или иной идеи, послужить «затравкой» обсуждения различных проблем, иногда – представить группе имеющиеся по данной проблеме теоретические, публицистические либо другие материалы. Оттого и называют их «ключами», ведь с их помощью открывается «дверь» в определенную тренером тему.

По аналогии с текстами-ключами есть еще и ЗАДАНИЯ – КЛЮЧИ. Это вводные упражнения – катализаторы будущего эмоционального или когнитивного процесса. Они служат важным связующим звеном между стадией разогрева в начале тренинга и переходом к основным типам заданий, составляющим ядро встречи.

Цель ЗАДАНИЙ – КЛЮЧЕЙ:

• подготовить группу к участию в дискуссии или активных упражнениях, играх;

• стимулировать творческое и активное участие в работе группы, разнообразное и свободное высказывание мнений;

• провести игру, позволяющую обогатить рациональное понимание проблемы личным эмоциональным опытом участников тренинга;

• добиться понимания группой многообразия связей между явлениями (проблемами, качествами, характеристиками и т. п.), обсуждающимися в ходе занятия.

Ниже – первый ТЕКСТ-КЛЮЧ.

За последние 50–100 лет семейные циклы изменились как по временной структуре составляющих их событий, так и по своему характеру. Люди не только стали жить дольше, чем когда-либо раньше, но изменился возраст, в котором они достигают различных ступеней семейного цикла, а также среднее время между наступлением основных событий в жизни семьи. Так, увеличился период времени между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, причем продолжительность этого периода неуклонно возрастает.

…Книга, которую вы держите в руках, будет посвящена двум из названных этапов, о которых шла речь в первом «тексте-ключе: супружеству и родительству.

По-видимому, стоит определить и еще одну сферу, которой посвящена эта книга. Предлагаемый тренинг – образовательный, воспитательный, проясняющий позиции, роли, дающий практический инструментарий для семейной жизни.

НО. Речь в книге пойдет о работе с нормативными семьями, а не о терапии семьи или работе с патологиями.

Кроме того, данный тренинг обращен к традиционному пониманию семейной пары как союза мужчины и женщины и не касается других форм семейного союза.

Пора от вступления переходить к работе: действенный тренинг семейных отношений – перед вами!

Часть 1
Супружество

«Ледоколы»

Среди игр и упражнений тренинга есть совершенно особый тип заданий – «ледоколы».

Цель упражнений-«ледоколов» – снять напряженность, зажатость участников на первых этапах встречи. Высокотемповые и рассчитанные на активные коммуникативные, физические действия, «ледоколы» призваны сломать лед отчуждения, ввести игроков в состояние, позволяющее начать знакомство и разогрев группы, обеспечить атмосферу взаимоприятия, дружелюбной поддержки, открытости, эмоциональной приподнятости.

Упражнения на знакомство – это пробный камень для всего тренинга: они позволяют выяснить, насколько группа готова к совместной работе, насколько участники встречи контактны, возникает ли между группой и тренером общий язык? Каков энергетический потенциал группы? Какие границы самораскрытия установлены каждым из участников.

Этот вид заданий побуждает участников взаимодействовать друг с другом, запоминать информацию о товарищах, чтобы затем использовать ее в общении, предъявить группе собственное «Я».

Большую роль играют игры и задания этого типа в создании эмоционального климата группы, переоценить их значение трудно. Немало таких упражнений приведено в наших предыдущих книгах.

В этой книге мы тоже готовы предложить вниманию тренеров несколько идей для игр-«ледоколов».

Игра для большой группы.

Ведущий просит участников как можно в более короткий срок (5–10 секунд!) разбиться на группы по:

• какому-то внешнему признаку;

• количеству детей в семье;

• количеству языков, которые они знают;

• по тому, являются они домоседами или путешественниками;

• по тому, где хотели бы жить в будущем;

• по количеству детей, которое хотели бы иметь;

• по тому, какого мужа/жену ищут себе;

• по тому, какие из домашних обязанностей с удовольствием готовы были бы выполнять;

• по тому, чего категорически не потерпят у своего партнера по браку;

• по тому, как собираются проводить свободное время в семье.

Тренер, бросая мячик по очереди всем участникам группы, просит каждого, получившего мяч, назвать (каждый круг – один вопрос):

• причину, по которой он пришел на тренинг;

• свое семейное положение, профессию или любые другие биографические данные, которые тренеру хотелось бы «озвучить»…

Либо закончить предложение:

• Когда я вспоминаю свое детство, то я думаю, что оно было…

• Традицией нашей семьи было…

• Мне кажется, что счастливая семья – это…

• Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок рос человеком…

• Когда я злюсь, то я…

• Я горжусь тем, что я…

Завершая тренинг, можно использовать игру с мячиком, чтобы, передавая его от участника к участнику, попросить игроков сказать друг другу комплименты, оценивая успешность совместной работы в ходе встречи, какие-то особенные качества, успехи партнеров.

3. «Сиамские близнецы»

Группа разбивается на пары. Партнеры в паре становятся боком друг к другу так, чтобы их бедра соприкасались, а лица были повернуты в одну и ту же сторону. Рука (со стороны партнера) обхватывает «близнеца» через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых на пол стульев…

Следом можно дать «сиамским близнецам» еще несколько забавных заданий:

• завязать шнурок на ботинке,

• вдеть нитку в иголку,

• зажечь спичку от спичечного коробка!

При этом один из участников работает правой, другой – левой рукой, а «свободные» руки либо сцеплены, либо игроки держат ими друг друга за талию.

В круг приглашается две пары (смешанный состав). Всем участникам завязывают глаза и развешивают на их одежде по четыре прищепки.

По сигналу ведущего включается музыка и участники должны как можно быстрее собрать максимальное количество прищепок с одежды других игроков в кругу.

Выигрывает тот, кто к окончанию музыкального фрагмента собрал больше всего прищепок.

Группа разбивается на пары. Пары выстраиваются вдоль одной стены комнаты, причем один становится за спиной другого и кладет ему руки на бедра. По сигналу тренера тот игрок каждой пары, который стоит впереди, должен начать движение к противоположной стене комнаты, в то время как его товарищ не отпускает его, держась за него. Когда наконец пара достигнет противоположной части комнаты, второй игрок станет на место первого, и они поменяются ролями. В конце концов и в таком составе они доберутся до противоположного края класса. Тогда вновь они меняются местами. Впереди – первый игрок, руки второго упираются ему сзади в плечи. По сигналу тренера второй игрок должен толкать своего партнера вперед, а тот – упираться. Дойдя до противоположной стороны, партнеры вновь меняются и местами, и ролями.

Если даже никому из нас не довелось переходить через горную речку, ущелье, пропасть по подвесному мосту, то, по крайней мере, все видели такой переход по телевизору. Мост качается, конструкция выглядит малонадежной, но мы доверяемся ей – нет выбора!

Если в группе найдется 4–6 добровольцев, то упражнение «Подвесной мост» может стать эмоциональной изюминкой встречи.

Нужно, чтобы эти 4–6 игроков встали в сплошной ряд, опустившись при этом на колени и упершись руками в пол. Таким образом будет «выстроен» наш мост. На него (то есть на спины игроков) ложится спиной один из товарищей по команде и закрывает глаза. «Мост» по сигналу тренера начинает синхронно передвигаться, качаться из стороны в сторону, раскачивая и находящегося на нем человека. Потом кто-то другой занимает место на «мосту».

Это одно из упражнений на создание доверия в группе, ощущения командной сплоченности. Оно будет уместно и в начале, и в финале тренинга. Особенно ярко проходит игра, если в тренинге принимают участие и дети, и взрослые.

Группа стоит в кругу. Задание: глазами найти себе партнера в кругу и поменяться с ним местами. Пары меняются, не объявляя об очередности или о своих намерениях, поэтому в игре есть дополнительный аспект – одновременно через круг может проходить только одна пара. Когда обмен местами завершен, тот же процесс начинается в следующей паре… Игра идет без перерыва в течение 3–4 минут как минимум, пока все участники не войдут в ритм, в «течение» непрерывного движения и обменов…

Группа разбивается на пары. Каждая пара получает газету (книгу, мяч, воздушный шар – все, что есть под рукой у тренера и по своей форме и фактуре годится для проведения этой игры). Партнеры стоят лицом друг к другу, поднимают на уровень плеч согнутые в локтях руки таким образом, чтобы полученный от тренера предмет оказался зажатым между их распрямленными ладонями. (Можно зажать шар на уровне груди или прижать предмет лбами… С некоторыми предметами то же упражнение можно провести, прижимая их плечами, спинами, коленями партнеров. Вариантов немало – есть простор для импровизации!)

Когда зазвучит музыка, пары должны будут в такт мелодии двигаться по комнате, не роняя при этом на пол свой предмет. Нельзя сжимать предмет в руке, между пальцами и т. д. Он удерживается в положении на уровне плеч лишь взаимным давлением ладоней!

Группа разбивается на подгруппы. Каждая подгруппа выбирает удобное место и получает картинку (рисунок или фотографию) по определенной теме, связанной с семейной жизнью, воспитанием детей, супружеством…

Вот несколько вариантов задания:

Подгруппа 1. Предложить название для картинки, определить, как она связана с обсуждаемой темой.

Подгруппа 2. На картинке изображена девушка. Как вы убедите ее принять участие в работе нашей группы?

Подгруппа 3. Что на на предложенной картинке перекликается с вашим восприятием собственного семейного уклада?

После самостоятельной работы, каждая подгруппа представляет результаты своим товарищам.

Несколько следующих ниже упражнений уже не относятся к жанру «ледоколов». Скорее, это те самые упражнения-ключи, которые помогут нам подготовить группу к открытой и динамичной работе. С их помощью ведущий приглашает участников к обмену взглядами, мнениями, готовит почву для самовыражения, дискуссии, будит интерес к высказываниям товарищей…

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *