китай и африка отношения

Ветер дует из Поднебесной

— Начиная с 90-х годов Китай начал активно работать с африканскими странами. За эти годы Пекин сумел создать практически на всем континенте крайне хороший собственный имидж. Китай переподготовил огромное количество африканских студентов и внедрил свои образовательные программы в местные вузы, например в Кении, Мозамбике и Танзании. Таким образом, многие студенты стали не только более лояльны, но и оказались привязанными к китайским технологиям. Также переподготовку и подготовку прошел инженерный состав добывающей промышленности Африки, для которой китайцы, кстати, поставили собственное современное оборудование.

Помимо сугубо экономической экспансии, Китай предложил Африке идею экономической независимости, или, по крайней мере, зависимости, но от одной страны, а не десятка других стран. Идея «один пояс и один путь» была широко поддержана на континенте, поскольку предоставила широкий доступ не только к рынкам продажи своей продукции, но и вообще к перевозкам, логистике и мировой инфраструктуре. В рамках этого Африка начинает получать стратегические кредиты под развитие не только промышленности, но и образования.

китай и африка отношения

китай и африка отношения

Не стоит забывать, что именно Китай принес в Африку передовые технологии, которые многие страны просто боялись туда экспортировать. В те же Кению и Танзанию он принес телекоммуникации. Причем сам за это заплатил и сам же установил. И речь здесь не только о сотовых телефонных сетях, а, среди прочего, об оборудовании по распознаванию лиц, что очень актуально с точки зрения обеспечения безопасности в странах континента.

Пекин также сумел вырастить в Африке то, что Ленин называл «компрадорской буржуазией», то есть целый социальный класс, который, может быть, и не любит эмоционально Китай, но понимает, что его экономическое благосостояние зависит от отношений с Пекином. В том числе благодаря этому никому в ближайшее десятилетие не удастся потеснить китайцев с нынешних позиций на континенте.

Источник

Гуманный империализм: как Китай завоевывает Африку

Последние 15 лет для многих африканских стран прошли под знаком укрепления торговых связей с Китаем, превратившимся сегодня в крупного инвестора. В отличие от европейских стран, которые, руководствуясь комплексом вины за колониальное прошлое континента, долгое время были сосредоточены на гуманитарной помощи и сокращении африканских задолженностей, Китай сразу же сделал акцент на торговле и инвестициях. Это привело к тому, что из континента, зависящего от гуманитарной помощи, Африка в одночасье превратилась в континент, зависящий от частных инвестиций.

Помощь в обмен на ресурсы

Интерес Китая к Африке абсолютно понятен. В регионе сосредоточены огромные запасы природных ресурсов, около 60% необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, огромный внутренний рынок с растущей покупательной способностью и целая армия потенциальных и притом низкооплачиваемых рабочих.

Диверсификация импорта природных ресурсов в последние годы стала краеугольным камнем китайской энергетической стратегии. И КНР вовсе не делает ставку на одну лишь Россию, как кому-то, может быть, хотелось, он постоянно ищет новые возможности.

И Африка имеет для КНР исключительное значение.

За последние 30 лет, по данным Управления энергетической информации США (EIA), доказанные запасы нефти в Африке увеличились на 120%: с 57 млрд баррелей в 1980 году до 124 млрд баррелей в 2012 году. А по оценкам KPMG, у берегов континента ждут своего открытия еще по меньшей мере 100 млрд баррелей. Также значительно возросли и доказанные запасы природного газа — с 210 трлн кубических футов в 1980 году до 509 трлн в 2012 году, то есть более чем на 140%. Благодаря интенсивной разведке эти показатели постоянно увеличиваются. В одном только Мозамбике не так давно было обнаружено 127 трлн кубических футов газа, а дополнительные недоказанные запасы оцениваются еще в 152 трлн.

Китайская модель

О текущей ситуации в африкано-китайских отношениях, проблемах и выгодах этого партнерства Forbes поговорил с профессором Университета Джорджа Вашингтона и бывшим послом США в Эфиопии и Буркина-Фасо Дэвидом Шинном:

— Г-н Шинн, какие основные выгоды извлекает из этого партнерства китайская сторона, а какие — африканские государства?

— Конечно, Китай находится в выигрыше от этого сотрудничества, так как для того, чтобы питать свою промышленность, ему необходимы природные ресурсы. А для растущего числа африканских стран Китай стал важным источником инвестиций и альтернативой инвестициям западных стран и международных финансовых институтов.

Хотя в последние несколько лет сальдо торгового баланса у Китая со странами Африки было в целом отрицательным, положительное торговое сальдо наблюдается в торговле с большинством бедных ресурсами африканских государств. Для них это проблема. Но для стран, богатых природными ресурсами, торговля с Китаем, несомненно, несет в себе положительный заряд. Помимо лежащей на поверхности выгоды от экспорта ресурсов необходимо также учитывать и тот факт, что китайские закупки, как правило, поднимают мировую цену на определенные товары.

— Экономический рост Китая сейчас замедляется. Скажется ли это на будущем китайско-африканского взаимодействия?

— Да. Китай, скорее всего, будет сокращать свой импорт из Африки. Если снижение темпов роста окажется существенным, то африканским странам могут грозить серьезные последствия в виде снижения цен на сырье, сокращения китайских инвестиций и помощи. Впрочем, даже если экономический спад в Китае окажется значительным, он не продлится вечно. Поэтому если Китай на какое-то время и уйдет, потом он все равно вернется в Африку в качестве основного торгового партнера.

— Какие, на ваш взгляд, недостатки существуют у китайской бизнес-модели в Африке? Каковы самые спорные моменты коммерческой деятельности КНР на африканском континенте?

— В целом бизнес-модель Китая работала в Африке хорошо. Стоит только посмотреть на количество контрактов, выигранных китайскими компаниями (как государственными, так и частными) в конкуренции с западным бизнесом и компаниями Индии, Бразилии, России и Турции. С западной точки зрения у этого партнерства есть один главный недостаток: китайцы готовы мириться с коррупционной практикой, которая устоялась в некоторых африканских странах. Это приводит к недобросовестной конкуренции и способствует плохой системе управления в Африке.

— Мы часто слышим заявления о недобросовестной эксплуатации Африки от западных коллег, но голоса непосредственно африканской стороны в этом критическом потоке практически не слышны. Все ли устраивает Африку в сложившемся партнерстве?

— Многие африканцы обеспокоены тем, что некоторые китайские продукты хотя и не дороги, но низкого качества. Африканцы жалуются, что на китайские проекты привлекается больше китайской рабочей силы, чем требуется, а некоторые компании запятнали себя плохим обращением с африканскими сотрудниками. Также африканцы обеспокоены наплывом китайских мелких предпринимателей и торговцев, которые конкурируют с местными жителями. И наконец, растет число случаев, когда дешевый китайский импорт заменяет собой продукцию, произведенную африканцами. Это уже стало серьезной проблемой в текстильном секторе, а также затрагивает и множество других продуктов. Например, таких как батарейки и базовое электронное оборудование.

Между тем, несмотря на неоднократные заявления КНР о снижении доли природных ресурсов в импорте из Африки, именно они остаются основной составляющей торговли. В общей сложности в 2013 году импорт сырой нефти из Африки покрыл 23% потребности Китая. При этом нефть составляет 64% от общего импорта Китая из африканских стран. Также Африка обеспечивает 6% китайского импорта железной руды (в основном из Южной Африки) и 8,3% импорта меди (по большей части из Замбии). Формула африкано-китайского сотрудничества: «помощь в обмен на ресурсы». Многочисленные проекты по строительству дорог и инфраструктуры в Африке интересуют китайский бизнес с прагматической стороны, без них поставки сырья в Поднебесную были бы просто невозможны.

Сотрудничество или эксплуатация?

На фоне роста показателей взаимной торговли, появляются и причины для недовольства как самих африканцев, так и международного сообщества. Так, например, китайские корпорации не следят за соблюдением экологических норм, участвуют в коррупционных схемах, допускают многократные нарушения прав африканских рабочих и вообще готовы получить выгоду любыми способами, сотрудничая при этом с авторитарными режимами без лишних сантиментов по поводу отсутствия демократии, прав человека, прозрачности сделок — всего того, что не позволяет некоторым странам получить займы у МВФ.

Не стоит обольщаться и иллюзией создания множества рабочих мест. Во-первых, за предыдущее десятилетие в Африку переехало около миллиона китайцев, которые и занимают львиную долю созданных вновь позиций. Во-вторых, хлынувший на континент дешевый китайский импорт оказался непосильным конкурентом для местного малого бизнеса, который и без этого находился в зачаточном состоянии. В итоге, по данным экспертов издания African Globe, потери африканской экономики от растущего китайского проникновения составили 75 000 рабочих мест.

Естественно, что общественные настроения в такой ситуации складываются не в пользу КНР. На Западе китайская политика в Африке уже давно характеризуется как эксплуататорская, а в ряде случаев даже говорят о ее неоколониальной природе. Но и внутри африканского общества растет недовольство тем фактом, что Африка, по словам бывшего главы ЦБ Нигерии Ламидо Сануси, открывается навстречу «новой форме империализма», в которой Китай забирает сырьевые материалы Африки и продает то, что он произвел, не делясь при этом опытом и технологиями.

Год назад в Сенегале местные активисты не позволили китайцам получить недвижимость в центре столицы, а в Танзании профсоюзы выступили против решения правительства впустить в страну китайских предпринимателей. В будущем вместе с ростом среднего класса, будут шире распространяться и подобные критические взгляды. К африканскому среднему классу Африканский банк развития относит всех, кто тратит от двух до двадцати долларов в день. Под эту категорию на сегодняшний день попадают 34% африканцев (326 миллионов человек), по сравнению с 27% в 2000 году. Фактически мы говорим о людях, которым уже есть, что терять, но которые не получают персональных выгод от китайского присутствия, в отличие от коррумпированной верхушки. И с ними китайцам, по всей видимости, придется считаться.

Как Китай пытается преодолеть имидж «плохого парня»

Постоянные упреки за проводимую в Африке политику, кажется, не сильно волновали Пекин, пока исходили от западных партнеров. Но, когда голос недовольства стал подниматься внутри самого континента, рискуя навредить китайскому бизнесу, то КНР не осталось ничего иного, кроме как менять имидж.

В мае 2014 года премьер-министр Ли Кэцян признал, что в африкано-китайских отношениях нарастает напряжение. И видимо для того, чтобы снизить градус недовольства и снять с себя обвинения в неоколониальных практиках, Пекин 10 июля огласил новую стратегию помощи зарубежным странам, акцент которой приходится именно на страны Африки южнее Сахары. Она содержит набор конкретных медицинских, сельскохозяйственных и инфраструктурных проектов, развитие которых в ближайшее время будет осуществляться при участии китайского капитала. Важно, что доля африканских стран в общем числе получателей китайской помощи увеличена по сравнению с практикой прошлых лет.

Так, в 2012 году поддержка Африки увеличилась до 51,8% общего объема помощи Китая, с 45,7% в 2009 году. Эта тенденция выгодно отличается от политики стран ОЭСР, которая планомерно снижает аналогичные программы.

Новая риторика начала активно обсуждаться сразу после визитов в Африку председателя КНР Си Цзиньпина в 2013 году и премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна. На официальном уровне было заявлено, что КНР стремится к уменьшению роли природных ресурсов в китайско-африканских отношениях и вместо этого фокусируется на сотрудничестве по вопросам развития, включая инфраструктуру, транспортные сети, обрабатывающую промышленность и медицину.

К сегодняшнему дню Китаем было реализовано уже несколько сотен проектов помощи Африке. Было построено 30 больниц, 30 малярийных центров, 150 школ. Ощутимую роль КНР сыграла и в международной помощи по борьбе с лихорадкой Эбола. Конечно, это тоже понятный расчет — вирус ставил под угрозу будущее энергопоставок, поэтому Китай, как никто другой, был заинтересован в победе над ним.

В действительности Китай демонстрирует все более гибкую политику по отношению к своим партнерам и даже готов иногда поступиться своими принципами. Недавно Китай начал оказывать помощь Буркина-Фасо — несмотря на то что эта страна признает суверенитет Тайваня. Данная программа помимо Буркина-Фасо коснулась еще трех крупных производителей хлопка — Бенина, Мали, Чада. Суть программы заключалась в передаче семян хлопчатника, сельскохозяйственной техники, удобрений, а также обучении технического персонала. По оценкам экспертов, хлопок является лучшей и важнейшей статьей сельскохозяйственного экспорта из Африки в Китай.

Экономические интересы превыше всего. Хочешь, чтобы инвестиции работали и ресурсы непрерывно поступали — защищай завоеванные горизонты. И если для этого надо создать образ «хорошего парня», с которым выгодно иметь дело всем прослойкам африканского общества, Китай не поскупится. В ближайшей перспективе, мы, скорее всего, увидим, как китайские компании вводят квоты для увеличения участия африканской рабочей силы на предприятиях, а вновь строящиеся на юани школы выберут китайский в качестве иностранного языка для изучения. Время грубой экспансии безвозвратно проходит, уступая место мягкой и более гуманной.

Источник

Китай «завоевывает» Африку

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

китай и африка отношения

К.и.н., ведущий научный сотрудник Института Африки РАН, эксперт РСМД

В последнее десятилетие мы стали свидетелями беспрецедентной активности Китая в Африке. Китай успешно теснит на африканских рынках старых акторов, лидирует и среди набирающих силу на континенте новых игроков, в частности, стран БРИКС. Что побуждает Китай наращивать усилия на континенте? Что дает Африке китайская политика и что в ней не устраивает африканцев?

В последнее десятилетие мы стали свидетелями беспрецедентной активности Китая в Африке. Китай успешно теснит на африканских рынках старых акторов, лидирует и среди набирающих силу на континенте новых игроков, в частности, стран БРИКС. Что побуждает Китай наращивать усилия на континенте? Что дает Африке китайская политика и что в ней не устраивает африканцев?

Зачем Китаю Африка?

Стремление овладеть источниками сырья, найти сферы приложения инвестиций и рынки сбыта для бурно развивающейся промышленности – главные мотивы китайской экономической экспансии, которой ознаменовался ХХI век. Интерес Китая к Африке связан и с возросшей ролью африканских стран в мировой экономике и международных отношениях. С одной стороны, Африка – кладезь природных ресурсов: по разным оценкам, на нее приходится 30–40% разведанных мировых запасов сырья. При этом в новом тысячелетии здесь наблюдается самый длительный период устойчивого роста за весь период независимости. Средний рост Африки к югу от Сахары составил в 2010 г. 5%, в 2011 г. – 5,5% и обещает вырасти до 6% в 2012 г. [1] С другой стороны, Африка – это конгломерат «отстающих» государств, на примере которых Китай демонстрирует желание и готовность сделать то, чего не смог сделать Запад.

Компонент «мягкой силы» внешней политики – принцип невмешательства – открывает ему двери в страны, подвергаемые остракизму Западом.

Внимание Китая к Африке объясняется и растущим политическим весом региона на мировой арене. Отношения с Африкой – часть пекинской стратегии создания нового мирового порядка. Китай нуждается в поддержке в международных организациях. Ему требуются союзники в противоборстве с США, а также в достижении цели, суть которой отражает формула: «в мире есть лишь один Китай и Тайвань – его неотъемлемая часть». Рассчитывает он на Африку и в вопросе прав человека – предмета постоянных дискуссий с Западом. Поэтому страны континента, многие из которых помнят о помощи Пекина в борьбе за национальную независимость и становление государственности, заняли важное место в китайской стратегии создания блока стран «Юга» как механизма противостояния вызовам глобализации.

Дипломатия как инструмент реализации целей Пекина

китай и африка отношения

Китай проявляет готовность к сотрудничеству, ограничивая его лишь одним требованием к партнерам: непризнание Тайваня. Компонент «мягкой силы» внешней политики – принцип невмешательства – открывает ему двери в страны, подвергаемые остракизму Западом (Судан, Зимбабве). Как и на заре отношений с Африкой, в ходу тезис об общности судеб и задач развивающихся стран, а в последние годы активно популяризируется лозунг «стратегического партнерства». Дипломатические отношения с КНР имеют 50 государств Африки. Лишь 4 страны: Буркина-Фасо, Гамбия, Свазиленд, Сан-Томе и Принсипи сохраняют верность Тайваню. Последним сделало выбор в пользу Китая новое государство – Южный Судан. К этому решению его подтолкнула активная деятельность Пекина в регионе задолго до того, как судьбу последнего решил референдум, а уже в апреле 2012 г. Пекин на самом высоком уровне принимал президента Южного Судана Салву Киира.

В активе китайской политики – обмен визитами высокого уровня, контакты по партийной, женской, молодежной и прочим линиям. В Африке побывали, причем неоднократно, все лидеры КНР. Так, Ху Цзиньтао посетил ее шесть раз: два раза как заместитель председателя и четыре – как председатель КНР. Установилась традиция начинать новый год с визита в Африку министра иностранных дел КНР. Часто посещают Китай и африканские лидеры; их принимают с почестями, которые призваны продемонстрировать Африке, что Китай высоко ценит отношения с ней и отдает должное ее роли в современных международных отношениях.

Китай и Африка на международной арене

Участие в миротворчестве призвано убедить африканские государства воспринимать Китай как великую, но мирную державу, защищающую их интересы, и одновременно – как противовес влиянию Запада.

Китай позиционирует себя на мировой арене как развивающаяся страна, что наглядно проявляется в ООН и Совете Безопасности, где он, как правило, выступает солидарно с африканскими странами. Африка находит поддержку Китая в вопросе реформирования ООН, в стремлении сделать справедливыми условия мировой торговли и добиться от развитых стран действенных мер по борьбе с климатическими изменениями. Расширяется сотрудничество Китая с Африканским Союзом, субрегиональными организациями континента. Новое явление в китайской политике – участие в миротворческих операциях ООН, в которых, по состоянию на октябрь 2011 г., было задействовано 1936 человек (36% приходилось на районы Судана и Южного Судана [2]). Участие в миротворчестве призвано убедить африканские государства воспринимать Китай как великую, но мирную державу, защищающую их интересы, и одновременно – как противовес влиянию Запада. Позиция Пекина на мировой арене, во многом совпадающая с позициями африканских стран, побуждает эти страны видеть в нем союзника.

Форум «Китай – Африка» как фактор влияния

китай и африка отношения

В арсенале «мягкой силы» КНР в Африке – основанный в 2000 г. Форум «Китай – Африка». Заседания Форума проводятся в формате министерских конференций, в последние годы – в формате саммитов с участием глав государств (раз в три года поочередно в Китае и в странах Африки). Последний, четвертый саммит состоялся в ноябре 2009 г. в Шарм-эш-Шейхе (Египет). Основные направления и параметры экономической помощи Китая Африке находят отражение в решениях Форума, на заседаниях которого обнародуются программы сотрудничества, реализуемые в течение следующих трех лет. Так, на четвертом саммите были обещаны низкопроцентные займы в 10 млрд долл., займы для малого и среднего бизнеса в 1 млрд долл., списание оставшихся долгов наименее развитым странам континента, снижение до нуля импортных тарифов для 95% товаров этих стран.

Как Китай помогает Африке

В последнее десятилетие китайские программы помощи расширились, включив списание долгов, техническое и гуманитарное сотрудничество, обучение персонала. Китайская помощь не прозрачна, ее цифры, как правило, не афишируются, публикуемые данные крайне противоречивы. Тем не менее, очевидно, что Пекин становится заметным донором стран Африки, ежегодно предоставляя им в среднем 1–2 млрд долл. помощи.

Китай контролирует целевое освоение кредитов на местах, делая упор на реализацию проектов социально-экономического развития. Как заявил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, в общей сложности странам континента оказано содействие в осуществлении более 1000 проектов в сельском хозяйстве, промышленности, энергетике, инфраструктуре и в других сферах. Крупный проект, реализованный в последние годы «в дар» Африке, – Центр конференций Африканского Союза в Аддис-Абебе, торжественное открытие которого состоялось в январе 2012 г.

Как приоритетное направление сотрудничества с Африкой Китай рассматривает помощь в развитии сельского хозяйства. 10 тыс. китайских специалистов в этой области оказали помощь 40 странам в осуществлении 200 проектов. Популярностью в Африке пользуется китайская помощь в сфере здравоохранения. С 1963 г. по 2009 г. Китай направил в 47 стран континента 18 тыс. медицинских работников [3].

Торгово-инвестиционное сотрудничество

китай и африка отношения

В рамках программы «выхода за рубеж» руководство КНР наращивает торгово-инвестиционное сотрудничество с Африкой. Объем китайско-африканской торговли составил в 2010 г. 126,9 млрд долл. [4], а в 2011 г. – уже 150 млрд долл. [3] В ряде стран действуют китайские торговые миссии, работают биржи с участием местных и китайских бизнесменов, в Пекине функционирует китайско-африканская торговая палата. По образу и подобию китайских специальных экономических зон (СЭЗ) в шести странах Африки создаются такие зоны. Открытие первой зоны – замбийско-китайского торгово-экономического сотрудничества в Лусаке – состоялось в феврале 2009 г. В зону вложили более 700 млн долл. 10 китайских предприятий; она предлагает населению 3500 рабочих мест.

Более 2 тыс. китайских компаний инвестировали в страны континента. По данным министерства коммерции КНР, китайские прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Африку составили в 2009 г. 9,33 млрд долл. [5] Однако, как пишут Р. Каплинский и М. Моррис, китайская официальная статистика почти всегда занижает размеры инвестиций [6]. Иногда невозможно отделить ПИИ от двусторонней помощи и поступлений по контрактам. В 2010 г. китайские инвестиции только в Нигерии превысили 7 млрд долл. [7] Это дает основания согласиться с южноафриканским «Standard Bank», оценивающим общий объем китайских инвестиций в Африку на 2010 г. в 30–40 млрд долл. [8] А согласно данным ЮНКТАД, они достигли 50 млрд долл., причем получателями инвестиций стали 48 государств [9].

В 2007 г. на средства «China Development Bank» создан Китайско-африканский фонд развития (CADF) со стартовым капиталом 1 млрд долл., позже увеличенным до 5 млрд долл.; 2 млрд долл. из фонда уже выделены китайским предприятиям и компаниям, инвестирующим в Африку. В Африке действуют 11 центров инвестиций и торговли.

В фокусе интересов китайских компаний – нефть и минералы; самые крупные получатели займов и инвестиций – богатые ресурсами страны (ЮАР, Ангола, Замбия, Судан). При этом действует принцип «сырье в обмен на инфраструктуру». Впрочем, Китай реализует инфраструктурные проекты и в странах, не обладающих богатыми ресурсами. Однако даже в богатых сырьем странах китайские ПИИ концентрируются не только в ресурсных секторах, что, например, демонстрирует Замбия. Здесь благодаря либеральному инвестиционному климату, относительно низкой внутренней конкуренции зарегистрированы более 200 китайских компаний в производстве текстильных изделий, строительстве, розничной торговле [10]. ПИИ все чаще направляются в сферу высоких технологий. Так, компания «Huawei Technologies» обеспечивает мобильной связью Кению, Зимбабве, Нигерию, а компания ZTE вложила 400 млн долл. в модернизацию телевизионной и телефонной сетей в Африке.

Культурное и научное сотрудничество как механизм «мягкой силы»

Растущая экономическая помощь, торговый и инвестиционный бум, защита интересов Африки в международных организациях сделали Китай привлекательной для африканцев альтернативой Западу.

Важный компонент китайской политики – культурное и научное сотрудничество. В 2000-х годах состоялось несколько сотен обменов художественными коллективами, сторонами направлено около 10 тыс. артистов. В 2009 г. принят трехлетний план «стратегического партнерства в науке, технологиях и высшем образовании». В конце 2010 г. в Китае состоялся первый китайско-африканский «мозговой» форум (China–Africa Think Tanks Forum – CATTF) с целью обмена идеями в области китайско-африканских отношений [11]. В декабре 2011 г. китайские предприниматели взялись за реализацию проекта «Надежда», предусматривающего создание в Африке 1000 начальных школ. Важное средство «борьбы за умы» – пекинские «институты Конфуция» в Африке, где изучаются история, культура Китая и китайский язык. (В 2010 г. в 21 стране было уже 28 таких институтов). Важное место отводится подготовке специалистов различного профиля; эта задача возложена на Фонд развития человеческих ресурсов в Африке. Растет число африканских студентов в Китае. В 2010/2011 учебном году правительство КНР выделило африканцам 5710 стипендий. Участие в формировании африканских политических и деловых элит, ориентирующихся на Китай, – долгосрочная цель пекинской политики.

В чем секрет успехов Китая?

китай и африка отношения

Растущая экономическая помощь, торговый и инвестиционный бум, защита интересов Африки в международных организациях сделали Китай привлекательной для африканцев альтернативой Западу. Успехам Китая способствует то, что он не обусловливает сотрудничество изменением политического курса страны, соблюдением демократических норм и прав человека; в числе его партнеров – страны, являющиеся мишенью западных санкций (Судан, Зимбабве); его компании идут на риски, действуя в пострадавших от конфликтов государствах (Либерия, Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне).

Важный момент – обмен визитами высокого уровня. Видя интерес, который проявляют к их странам лидеры КНР, африканцы охотнее идут на контакты с китайскими партнерами.

Росту престижа КНР в Африке, как уже отмечалось, способствует Форум «Китай – Африка» и его помпезные саммиты с участием руководства африканских стран.

Инвестируя в добычу сырья, Китай одновременно становится главным игроком в сфере африканской инфраструктуры, остро нуждающейся в инвестициях.

Китайские компании получают поддержку от правительства КНР, которое не вмешивается в их инвестиционную деятельность, но оказывает им финансовую и дипломатическую помощь.

Подготовка африканского персонала, практика создания «институтов Конфуция» способствуют формированию позитивного имиджа Китая и помогают китайским компаниям в Африке обеспечивать себя квалифицированными кадрами.Играют роль и такие факторы, как наличие у Китая богатых валютных резервов и дешевизна китайской рабочей силы.

С какими проблемами сталкивается Китай?

Такие страны, как Китай, не только изменили систему традиционных торговых и инвестиционных отношений стран Африки, но и создали новые возможности для африканских экономик.

Рост влияния Китая в Африке вызывает растущую озабоченность традиционных акторов на африканской сцене. Напряженность подпитывает и конкуренция среди крупных развивающихся рынков за экспорт, инвестиции, рабочие места и глобальное влияние.

Нарекания в адрес Китая высказываются и в африканских странах. Сетуют, что в погоне за ресурсами Китай обрекает Африку на роль сырьевого придатка своей быстро растущей экономики, что приток китайского дешевого импорта мешает Африке развивать собственную промышленность, тормозит процессы ее индустриализации. Представители африканской элиты вынуждены обращать внимание пекинского руководства на «теневые» стороны его политики. В частности, это сделал бывший президент ЮАР Табо Мбеки, добившийся от Китая сокращения ввоза в страну китайских текстильных изделий.

Африканцы недовольны тем, что большая часть специалистов ввозится из Китая. Учитывая критику, Китай расширяет подготовку профессионалов в самой Африке. В 2009 г. в Эфиопии был открыт профессионально-технический колледж – крупнейшее учебное заведение, построенное с китайским участием. Компания «Huawei Technologies» открыла 5 учебных центров – в Египте, Тунисе, Кении, Нигерии, ЮАР.

Ущерб имиджу Китая наносит приток китайских мигрантов, в том числе нелегалов. Китайские уличные торговцы занимают места местных продавцов; ситуацию усугубляет стремление китайцев жить в изоляции, не контактируя с местным населением.

Нужен ли Китай Африке?

Хотя интерес Китая к природным богатствам континента сомнений не вызывает, Китай делает много полезного для африканской экономики. Что же касается растущей конкуренции за африканские ресурсы, то она устраивает тех, кто этими ресурсами владеет, поскольку дает им шанс добиваться более выгодных соглашений и реализовывать проекты развития по льготным ценам.

По мнению экономистов, такие страны, как Китай, не только изменили систему традиционных торговых и инвестиционных отношений стран Африки, но и создали новые возможности для африканских экономик: своим ростом в 2011 г. Африка во многом обязана этим странам. В 2010 г. в докладе ООН Китай был назван вторым многообещающим глобальным инвестором [12].

Не все в китайской политике устраивает африканцев. Опасения вызывает напор, с которым Китай действует в Африке, как угроза воспринимаются растущее присутствие китайцев и наплыв китайских товаров в страны континента. Однако плюсов для Африки в политике Китая больше, чем минусов. После окончания «холодной войны» Запад ослабил внимание к Африке; Китай вынудил развитые страны обратить внимание на проблему маргинализации континента и сам сделал решительные шаги в направлении реализации целей развития тысячелетия.

1. World Economic Outlook: Tensions from Two-Speed Recovery. IMF, April 2011.

2. China and Conflict-Affected States. Between Principle and Pragmatism. L.: Safeworld, 2012. P. 15.

3. Shinn D.H. Emerging Powers in Africa. Introduction to African Security Issues. Africa Center for Strategic Studies. National Defence University. Wash. D.C., 2012.

4. Direction of Trade Statistics. Yearbook. IMF. Wash., 2011.

5. Shanghai Daily.com, 22.12.2011.

6. Kaplinsky R., Morris М. Chinese FDI in Sub-Saharan Africa. Engaging with Large Dragon // European Journal of Development Research. 2009. Vol. 21. № 4. Pp. 551–559.

7. The Telegraph (London), 24.02.2011.

8. Economic Strategy. BRIC and Africa. Beyond the Diplomatic Applause: Threats and Opportunities Underlying South Africa’s BRIC Invitation. Johannesburg. Standard Bank. 26.01.2011.

9. Mody R., Shekhavat S. Indian and Chinese Investment in Africa // Africa Quarterly (New Delhi). Dec.-Jan. 2009/2010.

10. Mlachila M., Takebe M. FDI from BRICs to LICs: Emerging Growth Driver? International Monetary Fund. IMF Working Paper 11/178. African Department. July 2011. Р. 28.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *