китай и азербайджан отношения
Азербайджан | Китай |
---|
Китайско-азербайджанские торгово-экономические отношения развиваются гладко. В 2017 году объем торговли между Китаем и Азербайджаном составил 964 миллиона долларов США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27,3%. Среди них экспорт Китая составил 387 миллионов долларов США, что на 11,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а импорт Китая составил 577 миллионов долларов США, что на 40,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С января по ноябрь 2018 года объем торговли между Китаем и Азербайджаном составил 1,165 миллиарда долларов США.
В 1999 году стороны провели первую встречу Китайско-азербайджанского межправительственного комитета по экономическому и торговому сотрудничеству, а в 2016 году провели шестую встречу.
Обе стороны успешно сотрудничают в сферах образования, культуры, науки и технологий, спорта, туризма и средств массовой информации. Обе стороны сотрудничали в открытии двух Институтов Конфуция.
СОДЕРЖАНИЕ
История
1992-2000 гг.
2 апреля 1992 года были установлены дипломатические отношения между Китаем и Азербайджаном. Между двумя странами существуют прочные дипломатические и культурные связи.
8 марта Гейдар Алиев встретился с Премьер-министром Госсовета Китайской Народной Республики Ли Пеном.
Помимо политических отношений, между двумя восточными странами существуют также культурные отношения. Согласно подписанному между Азербайджаном и Китаем соглашению о культурном сотрудничестве, 12–21 апреля 1995 года в Пекинском международном выставочном центре открылась выставка работ известного азербайджанского художника Саттара Бахлулзаде.
С 27 по 30 августа 1997 года делегация во главе с заместителем председателя Ассамблеи народных представителей КНР Ван Бинцяном находилась с визитом в Азербайджане. В ходе визита состоялись встречи по вопросам укрепления экономического сотрудничества между двумя странами, дальнейшего развития отношений между парламентами Азербайджана и Китая. Делегация Народного собрания Китая предоставила парламенту техническую помощь в размере 60 000 долларов.
2000-настоящее время
25 апреля 2019 года Азербайджан и Китай подписали документ на сумму 821 миллион долларов с участвующим сопредседателем азербайджано-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, главой департамента Евразии Министерства торговли. Церемония подписания документов между азербайджанскими и китайскими компаниями состоялась в рамках международного форума «Один пояс, один путь» в Пекине, Китай.
Интерес Китая к Азербайджану превзошел все ожидания наше послесловие
Мамед Эфендиев, отдел экономики 24 сентября 2019, 01:45
Об экономике Китая ходят легенды, ведь супердержава нового тысячелетия развивается столь высокими темпами, о которых могут мечтать лишь самые развитые в мире государства. Европа не выдерживает торговой войны с Китаем, а усилия США навязать Пекину свои правила игры до сих пор не увенчались успехом. Торговые войны ослабляют экономики двух стран, да и всего мира в целом, но борьба на арене экономических гигантов грозит продолжиться еще долго, а победителя не обещает. И вот на таком фоне в Азербайджан прибыла большая деловая китайская делегация, интерес которой к небольшой стране постсоветского пространства явно превзошел все ожидания.
19 сентября в Баку с официальным визитом прибыла делегация Bсекитайского собрания народных представителей во главе с председателем постоянного комитета Ли Чжаньшу. B ходе встречи с президентом Ильхамом Алиевым стороны отметили взаимную заинтересованность в укреплении и развитии двустороннего сотрудничества в политической, экономической и культурной сферах. В частности, касаясь экономических вопросов, стороны отметили возможность роста взаимного товарооборота, китайских инвестиций в Азербайджан в сфере энергетики, транспорта и туризма. Большое внимание было уделено транзиту китайских грузов на мировые рынки через Азербайджан.
Понятно, что на таком уровне обсуждались лишь стратегические вопросы, имеющие особо важное значение для сторон. Но взаимный интерес сторон к сотрудничеству более четко просматривается в конкретных направлениях взаимовыгодного сотрудничества. А их было немало. Так, только в ходе встречи министра экономики Азербайджана Шахина Мустафаева с делегацией во главе с вице-президентом компании CAMCE Луо Ян были подписаны три документа. Это меморандумы о взаимопонимании с Азербайджанским фондом поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO) при Минэкономики и с Азербайджанской инвестиционной компанией (АИК), а также EPC-контракт (инжиниринг, строительство и поставки) с AS Group Investment.
Луо Ян отметила, что экономические отношения между двумя странами необходимо наращивать до уровня политических связей, которые сегодня находятся на очень высоком уровне. И CAMCE (China CAMC Engineering Co.) вложит несколько сот миллионов долларов в создание агропромпарка в Азербайджане. Конкретные шаги по реализации этого проекта ожидаются в ноябре в Шанхае на выставке China International Import Expo 2019. В целом же, по словам Мустафаева, Азербайджан и Китай рассматривают возможность создания совместных предприятий в ближайшей перспективе по строительству тракторного завода, завода по производству оросительного оборудования и заводов по переработке сельхозпродукции. Инвестиции в них оцениваются в сотни миллионов долларов, а новых рабочих мест планируется создать несколько тысяч.
А крупная международная специализированная инжиниринговая компания CNEEC намерена построить в Азербайджане шинный завод. Как сообщил Мустафаев, строительство завода может начаться уже в начале будущего года. Технико-экономическое обоснование проекта по строительству завода будет готово до конца текущего года. А с начала 2020-го на территории Сумгаитского химического промпарка планируется начать строительство предприятия. Инвестиции в строительство завода ожидаются в объеме 300 млн долларов.
В свою очередь и Азербайджан планирует до конца этого года увеличить до семи число торговых и винных домов в Китае. В частности, по словам министра экономики, до конца 2019 года планируется открытие в Китае трех торговых домов и одного винного дома. В настоящее время в Китае действуют два винных дома и один Торговый дом Азербайджана. А это уже наглядно показывает, что в Поднебесной проявляют интерес не только к энергоресурсам нашей страны. В последние годы мы наблюдаем диверсификацию товарооборота, и азербайджанские сельхозпродукты, в частности, азербайджанское вино, нашли свою нишу на китайском рынке.
Правда, мы больше наслышаны о растущем китайском импорте. Действительно, китайский ширпотреб, с которым сталкивается каждый, сегодня наводнил рынок не только Азербайджана. Но правительство прикладывает большие усилия и для роста экспорта азербайджанских товаров. Конечно, конкурировать с китайскими товарами дело довольно проблематичное. Однако в Баку уже научились изыскивать ниши, для которых больше других подходят именно азербайджанские товары и услуги. Просто надо уметь их преподнести. И вовсе не случайно по итогам шести месяцев текущего года товарооборот между Азербайджаном и Китаем вырос в 2,3 раза, составив 1,6 млрд долларов. И не надо бояться китайской экспансии – надо умело строить свои отношения с каждой страной.
Пекин решил сделать ставку на Азербайджан: взгляд из Баку
Готов ли Китай к более активной роли в регионе Южного Кавказа? На какую из стран региона будет делать ставку Пекин? Насколько активную роль Баку может сыграть в проекте «Один пояс, один путь»? Будет ли Китай инвестировать в Азербайджан? На эти и другие вопросы EADaily ответили директор Кавказского центра политического анализа Ахмед Алили и политолог Зардушт Ализаде.
— Как вы оцениваете визит президента Азербайджана в Китай?
Ахмед Алили: Визит можно оценить только позитивно. Отношения Азербайджана и Китая имеют некоторую историю, которые были заложены в 90-х годах. Китай — относительно новый игрок в регионе, и Азербайджан всегда пытался выстраивать отношения со всеми игроками. Но нужно понимать, что Китай прежде всего — это экономический игрок международных отношений, а не политический.
В нынешних же условиях Азербайджан нуждается в большей степени в экономических связях со странами, которые имеют сильную экономику. В этом смысле ставка на Китай весьма оправданна, так как страна нуждается в иностранных инвестициях. Если посмотреть на то, как встретили президента Азербайджана, то можно сказать, что визит удался, и сейчас можно говорить о новом этапе в отношениях между Баку и Пекином. Тем более что Азербайджан в скором времени станет членом наблюдательского совета ШОС.
Зардушт Ализаде: Китай за последние 30 лет из обыкновенной страны превратился в экономического гиганта и сверхдержаву. Это благодаря быстрому развитию экономики и созданию прекрасных условий для частного сектора, иностранных инвестиций, заботы государства в развитии экономики. И сейчас уже Китай стал вровень с США.
Такой рост, безусловно, беспокоит экономических и политических конкурентов Китая, и они все делают, чтобы остановить Китай. Они все делают, чтобы ограничить доступ Китая к источникам сырья и помешать доступу китайских товаров на мировые рынки. Для того чтобы убрать эти преграды, Китай ведет очень умную и целенаправленную политику, диверсифицируя пути поставок своих товаров в Европу.
— Готов ли Китай к более активной роли в регионе Южного Кавказа? Не только к экономической, но и политической?
Ахмед Алили: Для Китая экономика идет впереди политики. Они выстраивают со всеми странами прежде всего экономические связи. Пекин пока воздерживается использовать политические инструменты во взаимоотношениях со своими партнерами. Да, думаю, Китай готов играть активную роль в регионе и готов решать некоторые вопросы. Да, между Китаем и Турцией были некоторые недопонимания, и это тоже оставляло свой отпечаток в отношениях Азербайджана и Китая. Но сейчас понятно, что без отношений с Азербайджаном в регионе Южного Кавказа не обойтись.
Для того, чтобы полноценно присутствовать в регионе, нужно построить хорошие отношения с Азербайджаном. Китай долгое время пытался обойти Азербайджан и строил отношения с Арменией, они делали большие инвестиции в Грузии, но на данном этапе Пекин решил сделать ставку на Азербайджан.
Они будут наращивать инвестиции в нашей стране, и таким образом они с каждым годом все больше и больше будут наращивать свое присутствие в регионе. Китай — это не Запад, и понять его с призмы классического понимания политики, которую проповедуют западные страны, невозможно. Китай всегда отличался в этом плане.
Зардушт Ализаде: Китай осознанно ведет политику невмешательства во всем мире. Во всех спорных вопросах он занимает или нейтральную позицию, или если это сильно затрагивает его экономическую политику, то тогда он вмешивается. А так Китай больше занят развитием своей экономики. Через экономическую мощь он выходит и на политическое влияние.
В регионе же Южного Кавказа он свое мнение в спорных темах не высказывает ни в вопросе карабахского конфликта, ни присутствия России, США или Турции. Он целенаправленно, системно работает над увеличением своего экономического присутствия во всех трех странах региона.
— Какая из трёх стран региона может стать главной опорой Китая в регионе?
Ахмед Алили: Если говорить о сотрудничестве Китая на постсоветском пространстве, оно имеет уже достаточно богатый опыт работы с этими странами, особенно в Центральной Азии. Он достаточно плотно представлен в этом регионе на всех уровнях. Сегодня Китай один из главных инвесторов в страны этого региона. Что же касается Южного Кавказа, то Китай долгое время думал обойти Азербайджан. Имелись только лишь транспортные проекты, не более.
Например, с Арменией Китай имеет более глубокие гуманитарные связи, чем с любой другой страной в регионе. В плане экономики больше всего инвестиций у Китая в Грузии. Если посмотреть на то, что Китай включил в свой глобальный транспортный проект Азербайджан и Грузию из этого региона, то это говорит о том, что в будущем Пекин будет тесно сотрудничать именно с этими странами.
Зардушт Ализаде: Азербайджан инвестировал огромную сумму в строительство железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, который должен стать одной частью проекта «Один пояс, один путь». Ну и что? Из-за бездарного управления этот проект пока работает всего на 2% своей мощи. То есть 98% грузопотока пока нет. Поэтому для того, чтобы этот проект заработал, нужна политическая воля и экономический план.
Пока Азербайджан в своей экономической стратегии в большей степени опирается на нефть и газ, которые, как известно, истощаются. Поэтому Азербайджан если будет иметь правильную стратегию, то сможет на транзите неплохо заработать.
Что касается других стран региона, то я не думаю, что Армения сможет участвовать в этом проекте по известным причинам. А вот Грузия может хорошо заработать на этом проекте. Поэтому, как я и сказал, Китай будет работать со всеми странами региона.
— Президент Алиев участвовал в саммите «Один пояс, один путь». Насколько важную роль может играть в этом проекте Азербайджан? И как участие в проекте может сказаться на отношениях с Россией?
Ахмед Алили: Главное отличие Азербайджана в том, что он сам инвестирует в этот проект и дорогу от Баку до Карса он построил на свои деньги. Это очень важный момент, который дает Азербайджану право слова в этом вопросе.
С другой стороны, что касается того, как на эти отношения смотрит Россия… Китай активно присутствует в регионе Центральной Азии, и Россия никак не реагировала на это. Потому что Китай в своей политике не имеет пока полит-идеологической нагрузки, а только лишь экономикой заходит в регион. Поэтому я не думаю, что между этими двумя центрами будут какие-то разногласия в этом регионе. А если и будут, то они начнутся с Центральной Азии.
Зардушт Ализаде: Один из подобных проектов — это Транссиб, который проходит через Россию и очень выгоден с экономической точки зрения. Но чтобы не зависеть только от российского пути, они диверсифицируют маршруты для того, чтобы иметь запасные пути поставок. Они берут все возможные риски, например их корабли могут быть атакованы в море американским флотом. Поэтому они решили инициировать еще один проект — «Один пояс, один путь».
России это не нравится, и она не приемлет конкурента транссибирскому пути. Она будет включать все свои силы и возможности для того, чтобы рентабельность этого проекта падала.
Например, два года тому назад Украина и Китай решили пустить железную дорогу в обход России, через Грузию, Азербайджан и Казахстан, так этот поезд застрял в Казахстане и долгое время не мог пойти дальше. И это все сказывается на транспортных издержках и поднимает себестоимость товара. До сих пор Украине не удалось наладить этот путь — паромом до грузинского берега, а оттуда поездом до Китая и обратно так же.
— В рамках визита президент встретился с главами ряда китайских корпораций. Можно ли ожидать притока китайских инвестиций в Азербайджан? Создания в Азербайджане совместных предприятий?
Ахмед Алили: Еще на форуме в Давосе инвесторы из Китая уделяли особый интерес к президенту Азербайджана. Было понятно, что они тоже хотят войти на азербайджанский рынок и занять определенную свою нишу. На данный момент Азербайджан сильно заинтересован в иностранных инвестициях, для того чтобы провести экономические реформы. Это сотрудничество выгодно как этим компаниям, так и Азербайджану. Потому что эти инвестиции направлены в первую очередь в реальный сектор экономики, который будет способствовать развитию остальных отраслей экономики.
Зардушт Ализаде: Азербайджан не из тех стран, которые очень нуждаются в инвестициях, так как у него самого есть свободные финансовые средства. У Азербайджана другие проблемы — он не может эффективно инвестировать свои средства в рентабельные проекты. Все, что Азербайджан в последнее время тратит, — нерентабельно или очень низко рентабельно. Так что у нас нет таких проблем с вопросом финансов, как в Грузии и Армении. Нам не хватает эффективного подхода к данным инвестициям.
С другой стороны, в Азербайджане очень слабый инвестиционный климат, поэтому я не думаю, что Китай с большим рвением будет стремиться войти в азербайджанский рынок.
29 лет назад между Азербайджаном и Китаем были установлены дипломатические отношения. За этот отрезок времени две страны показали всему миру, что сотрудничество, основанное на прагматизме, равноправии и взаимоуважении способно преодолеть любые испытания.
Доверительные отношения между Президентом Ильхамом Алиевым и Председателем КНР Си Цзиньпином позволили Азербайджану и Китаю стремительно нарастить сотрудничество в рамках совместной реализации проекта «Один пояс, один путь» во благо народов обеих стран.
Инициатива Китая «Один пояс, один путь» создаст новые возможности для расширения и углубления двусторонних отношений, и Азербайджан однозначно станет значимым партнером в реализации данного проекта. Наша стран одна из первых поддержала китайскую инициативу не только на словах, но и на деле. Так, Азербайджан самостоятельно реализовал крупномасштабные транспортные и инфраструктурные проекты, включая открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и Бакинского международного морского торгового порта.
Сегодня в повестке дня значится запуск Зангезурского коридора, который станет связующим звеном Транскаспийского транспортного коридора Восток-Запад. Открытие Зангезурского коридора обеспечит самый короткий и удобный альтернативный маршрут для транспортировки грузов из Китая на Запад, вот почему Пекин наряду с Баку станет одним из главных бенефициаров реализации этого проекта.
Состоялся телефонный разговор между Президентом Ильхамом Алиевым и председателем КНР Си Цзиньпином
В современном мире принято считать, что малым и средним странам уготовлена судьба следовать в фарватере великих держав. Однако данный тезис точно не про Азербайджан и Китай. Две страны с самого начала дипотношений заявляли о политике невмешательства во внутренние дела и следуют этому принципу по сей день.
Азербайджан и Китай поддерживают друг друга в вопросе территориальной целостности и суверенитета двух стран на всех международных платформах. Победа Азербайджана во Второй карабахской войне создала новые реалии в регионе, которые Баку и Пекин планируют использовать с максимальной эффективностью.
Учитывая предстоящие масштабные работы по реконструкции освобожденного Карабаха, Азербайджан приветствует участие в этом процессе компании дружественных стран, к которым однозначно относится Китай. «Поднебесная» славится технологиями концепции «умных городов», так что применение данного ноу-хау во время восстановительных работах в Карабахе пойдет на пользу всему региону.
Недаром говорят, что друг познается в беде. Несмотря на сложный 2020 год, когда весь мир переживал шок от глобальной пандемии COVID-19, наши страны не переставали помогать друг другу в борьбе с коронавирусом. В январе в Азербайджан поступила первая партия вакцины от COVID-19 китайского производителя Sinovac, а в начале апреля в Международный аэропорт Гейдар Алиев была доставлена вторая партия китайской вакцины. Благодаря помощи из «Поднебесной» Азербайджан один из первых стран в мире начал процесс вакцинации, что является необходимым условием для преодоления пандемии.
Что касается будущего в отношениях Азербайджана и Китая, то здесь открываются широкие перспективы для взаимодействия в сфере транспорта и логистики, коммуникации, а также сельского хозяйства. Баку и Пекин вне всякого сомнения нужны друг другу. Потому что Китай в лице Азербайджана получает надежного союзника в регионе Южного Кавказа, в то время как наша страна рассматривает Китай в качестве одного из ключевых партнеров в юго-восточной Азии. Так что потенциал сотрудничества между странами огромен, теперь дело за его реализацией.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Турция и Китай: может ли Азербайджан стать мостом между ними? (Eurasianet, США)
В условиях, когда экономику Турции штормит волнами экономических кризисов, Анкара, похоже, решила пересмотреть свою политику относительно инициативы Китая «Один пояс и один путь», перейдя от вялых попыток присоединиться к ней к более активным действиям. И одна из ключевых ролей в новой стратегии отводится Азербайджану.
В 2015 году Турция предложила рассматривать ее в качестве отправной точки транспортного «Среднего коридора» через Кавказ и Центральную Азию вдоль маршрута инициативы «Один пояс, один путь», назвав его самым коротким и удобным маршрутом между Китаем и Европой. Турция совместно с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном работала над диверсификацией транскаспийских маршрутов, в результате чего в 2017 году была запущена пролегающая через Кавказ железная дорога Баку-Тбилиси-Карс.
Помимо этого, в рамках этой инициативы больше нечем похвастаться. Более того, по данным мониторинговой группы Global Trade Alert, за последние три года Турция повысила таможенные пошлины и квоты на импорт, ударившие по Китаю больше, чем по любой другой стране. Неудивительно, что объем торговли между двумя странами сократился.
Теперь самое сложное для Анкары — перейти от слов к делу.
Спустя всего два месяца после заключения перемирия в Нагорном Карабахе в ноябре прошлого года Турция подписала новое торговое соглашение с Азербайджаном. Документ, который изначально был обозначен как «преференциальное торговое соглашение», на деле охватывает далеко не все сферы, о которых было объявлено, и лишь подтверждает тот факт, что Турция предоставила Азербайджану режим «наиболее благоприятствуемой нации». Оно охватывает лишь 30 из 5000 с лишним категорий экспортных товаров.
Вклад в двустороннюю торговлю будет минимальным, хотя оптимисты видят в этом предвестника расширения сотрудничества. Подписанное в декабре соглашение об использовании удостоверения личности в качестве документа для пересечения границы должно способствовать установлению и развитию контактов между людьми и тем самым стимулировать двустороннюю торговлю.
Контекст
Haqqin: на одной чаше весов — детище Путина, на другой — престиж США
Haqqin: армяне ищут новых союзников
Haqqin: успехи Баку в Карабахе сподвигли британцев к реформам в армии
Интересы Турции не ограничиваются этим регионом и простираются дальше на восток: турецкие власти рассчитывают извлечь выгоду из заключенного в январе соглашения между Азербайджаном и Туркменистаном о совместной разработке газового месторождения «Достлук» в Каспийском море. Газ должен доставляться в Европу через Грузию и Турцию. В этой связи 23 февраля в Турции состоялась трехсторонняя встреча с министрами иностранных дел Азербайджана и Туркменистана.
Анкара также вернулась к давнишним планам по заключению регионального торгового соглашения на прошедшем 4 марта виртуальном заседании так называемой Организации экономического сотрудничества — организации, созданной в 1985 году в целях содействия торговле между Турцией, Ираном и Пакистаном. С конца 1990-х годов, когда ОЭС расширила свою деятельность на бывшие советские республики с преимущественно мусульманским населением, ей не удалось добиться каких-либо мало-мальски значимых результатов. Об этом заявил Эрдоган, призвав удвоить объемы торговли к 2025 году.
Но в случае с попытками Турции расширить свое влияние к востоку от Каспийского моря дела обычно идут по одному сценарию — много разговоров при отсутствии каких-либо конкретных результатов. После распада СССР Анкара одна из первых признала независимость новообразованных тюркских республик. В 1991 году в целях расширения культурных и экономических связей было создано Турецкое агентство по сотрудничеству и координации, а в 2009 году — Тюркский совет. Но пока их деятельность ограничивается одними разговорами. Турция продолжает оставаться в тени России, и так и не смогла предложить сколько-нибудь осуществимый долгосрочный план. Исключением являются только турецкие строительные компании, активно ведущие бизнес в регионе, и несколько школ, ориентированных на небольшую часть элиты.
Пока Турция вела разговоры, Китай занял позицию бесспорного экономического гегемона в Центральной Азии. В последнее время он начал наступать на пятки Турции даже на Кавказе.
Несмотря на все попытки Китая установить более тесные связи с Турцией, а также все его инвестиции в промышленность, энергетику, транспорт и телекоммуникации (в конце 2019 года состоялось торжественное прибытие в Анкару первого поезда из Китая), крупных проектов, похоже, пока не предвидится. Ведутся безуспешные переговоры о модернизации Китаем турецкой железнодорожной сети; переговоры по третьей атомной электростанции также никуда не привели. Как написал в этом месяце Сельчук Чолакоглу из Турецкого центра азиатско-тихоокеанских исследований, Анкара не рискует предлагать выгодные контракты китайским компаниям, в которых она видит конкурентов. Но весомой причиной для сближения является нарастающее противостояние Турции и Китая с Западом.
Смещение нравственных ориентиров
Эрдоган первым назвал кровавые преступления в западно-китайской провинции Синьцзян «геноцидом», задолго до того, как это сделали некоторые западные страны. «Происходящее в Китае — это не что иное, как геноцид. Нужно называть вещи своими именами», — сказал он в июле 2009 года.
С тех пор китайские власти только усиливали гонения на мусульман, превратив Синьцзян в крупнейший в мире тюремный лагерь, в котором содержится около миллиона уйгуров, казахов и кыргызов. Тем не менее Эрдоган резко сменил риторику. В мае 2019 года турецкий парламент ратифицировал соглашение об экстрадиции между Турцией и Китаем, что усилило опасения по поводу депортации китайских мусульман на родину, где они непременно столкнутся с репрессиями. А уже в следующем месяце Пекин выделил для Турции 1 миллиард долларов.
Страны, расположенные вдоль турецкого «Среднего коридора», все поняли: поддержи Китай и получишь инвестиции. Несмотря на то, что репрессии, совершаемые в непосредственной близости от их восточных границ, ставят центральноазиатские республики (которые, кстати, тоже не являются ярыми поборниками прав человека) в щепетильное положение, власти открыто поддерживают Пекин.
Теперь вопрос заключается в том, воспользуется ли Турция положительным импульсом, достигнутым в отношениях с Азербайджаном, сократив препятствия на пути реализации собственного видения торгового коридора, пролегающего вплоть до Китая.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.