китай сохранит субсидии на электромобили
Электромобили не поедут без господдержки
Сомневаться в победе электромобилей в битве с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) уже дурной тон. Даже ОПЕК предполагает рост доли электротранспорта к 2045 г. до 16,5%. Но есть и ряд важных проблем, с которыми уже сталкивается электротранспорт.
В 2018–2019 гг. мировые продажи транспортных средств падали. В основном пострадал легковой сегмент из-за сокращения спроса на новые автомобили в Китае. А эта страна – крупнейший авторынок планеты. В то же время количество проданных электромобилей в мире росло: 1,98 млн в 2018 г., 2,1 млн в 2019-м. Однако рос и спрос на нефть. То есть сегодня электромобили не оказывают заметного воздействия на рынок нефти. Вопрос лишь в том, смогут ли они когда-нибудь достичь такого количества, чтобы их воздействие стало заметным. Практически все прогнозы говорят, что да, смогут. Различаются лишь оценки того, когда это произойдет. Скажем, IRENA Global Energy Transformation ожидает к 2040 г. рост до 80%. Но большинство прогнозов предполагает рост до 20–30%.
Впечатление от этих масштабов портят очевидные промахи прогнозов ближнего прицела. Так, ранее МЭА ожидало, что в 2020 г. электрический автопарк достигнет 13 млн, но, хотя в 2019 г. и было продано рекордное количество электромобилей, прирост рынка составил всего 120 000 единиц. Для сравнения: прирост спроса в 2018 г. по сравнению с 2017-м составил 808 000 единиц. Причина падения – ужесточение требований к электромобилям в Китае, на долю которого в последние годы приходилась примерно половина всех продаж электромобилей в мире. В числе прочего государственных субсидий лишились электромобили, которые обладают запасом хода менее 150 км. Если в 2018 г. в КНР, по данным МЭА, было продано 1,08 млн электромобилей, то в 2019 г. этот показатель немного снизился – до 1,06 млн.
Электромобили активно продаются только там, где есть широкомасштабная государственная поддержка: покупателю компенсируют часть затрат ($5000–20 000), дают льготы по транспортному налогу, организуют бесплатные стоянки с возможностью зарядить машину, разрешают езду по выделенным полосам. Но государственная поддержка не может длиться вечно. Одно дело, когда вы компенсируете покупку тысячи электромобилей, другое дело – когда миллиона. Примечательно, что власти Китая решили продлить меры поддержки электротранспорта, прекращавшиеся в 2020 г., до 2022 г., чтобы компенсировать последствия пандемии. Эти меры оказались достаточно эффективными: продажи активно растут в последние месяцы. И в целом авторынок КНР как минимум повторит прошлогодний результат. Это метод пряника.
В то же время Евросоюз активно налегает на кнут, ужесточая экологические нормы. Благодаря этому продажи электромобилей росли на фоне катастрофически обвалившегося европейского авторынка. Но наибольший объем продаж приходится не на чистые электромобили, а на гибриды. В целом в мире из совокупных 7,2 млн чистые электромобили составляют 4,8 млн, а остальное – это заряжаемые гибриды (автомобили с электромотором и ДВС). В будущем в гибридную лазейку будет уходить все больше потребителей. Тем более что по мере неизбежного сокращения субсидий цены на электромобили вновь начнут кусаться.
Ценовой вопрос в случае с электромобилями до сих пор остается столь же актуальным, как и 10 лет назад. Китайский подход выглядит более перспективным, так как он подразумевает электрификацию в первую очередь крупных потребителей: автобусов, такси и т. п. В этом плане намерение властей Москвы заменить все дизельные автобусы электробусами выглядит не бесспорным, но разумным шагом.
Принципиально, что даже в ходе текущего кризиса количество потребителей традиционных видов моторного топлива растет. После кризиса рост продолжится. А параллельно в ближайшее десятилетие будет, конечно, развиваться и электрический сегмент, особенно за счет только зарождающегося сегмента водородных автомобилей. К концу 2020-х гг. он может превысить показатель в 30–35 млн единиц (включая в том числе заряжаемые гибриды). Суммируя сказанное, думаю, что при сохранении текущей динамики и на существующей технологической базе электрический автопарк, скорее всего, постигнет судьба других альтернатив (например, метана и пропан-бутана): он займет небольшой сегмент рынка, в котором применение электротранспорта окажется наиболее эффективным.
Почти даром Запад и Китай раздают деньги на покупку электромобилей. Ждать ли того же россиянам?
Пандемия коронавируса вынудила человечество пересмотреть свое отношение к природе — ожидаемого снижения выбросов в атмосферу на фоне повсеместных локдаунов не произошло. Сейчас в мировую повестку все сильнее включается экологическая ситуация и борьба с изменением климата. Значительная ее часть уделяется развитию электротранспорта, который должен привести к сокращению вредных выбросов. Однако без государственных мер поддержки качественный рывок просто невозможен, ведущие страны годами раздавали деньги гражданам, чтобы всерьез заставить авторынок считаться с экологическим запросом потребителя. России пока нечем похвастать: денег на субсидии нет, да и сами россияне не могут позволить себе быть в авангарде борьбы с изменением климата. Литий-ионный заряд — в материале «Ленты.ру».
Мировой тренд развитых стран — добиться нулевых выбросов. Согласно Парижскому соглашению по климату, Германия планирует к 2050 году снизить выбросы СО2 на 80-95 процентов от уровня 1990 года, Великобритания — на 80 процентов, Япония, Франция и Канада — на 73-78 процентов, Россия — на 36 процентов. В целом «зеленый курс» ЕС предполагает к концу 2030 года уменьшение вредных выбросов по крайней мере до 55 процентов от уровня 1990 года.
На наземный транспорт приходится около одной пятой выбросов углекислого газа. Лидерами по этому показателю являются сельское хозяйство и энергетика (на эти отрасли приходится по 25-30 процентов от всех выбросов). Ужесточение климатических требований вынуждает автомобильный рынок меняться — мир стоит на пороге массового внедрения электромобилей и отказа от двигателей внутреннего сгорания.
Так, к 2035 году полностью прекратить продажи автомобилей на бензиновом и дизельном топливе планируют Великобритания, Япония, некоторые штаты США (например, Калифорния), к 2030-му — Израиль, Швеция, Исландия, Ирландия, Словения и Нидерланды. Кроме того, к 2040 году крупные европейские производители решили перестать выпускать грузовики, работающие на ископаемом топливе.
Раздвоение двигателя
Противники и сторонники электромобилей ведут ожесточенные споры по поводу экологичности электромобилей. Первые утверждают, что они наносят такой же ущерб экологии, как и обычные машины. Их аргумент в том, что ТЭЦ необходимо будет обеспечивать постоянно растущий спрос на электроэнергию, что приведет к увеличению объема вредных выбросов. Также производство электромобилей «грязнее»: чтобы сделать аккумуляторную батарею, нужно опять-таки много энергии, а это дополнительные выбросы. Кроме того, утилизация аккумуляторных батарей может нанести серьезный ущерб экологии.
Однако исследования показывают, что даже гибридные автомобили с подзарядкой снижают выбросы на 30 процентов по сравнению с бензиновым или дизельным транспортом. Ученые уверены, что в 95 процентах стран мира массовое внедрение эко-дружественных автомобилей приведет к сокращению выбросов. В оставшиеся пять процентов входят страны, где электричество вырабатывается главным образом за счет сжигания угля (например, Польша). Если к 2050 году половина машин в мире будут электрическими, то это сократит глобальные выбросы CO2 на 1,5 гигатонны в год. Для сравнения — столько составили годовые выбросы России в 2017 году.
Лидерами в гонке по внедрению электромобилей являются Китай и Европа. Например, в ЕС в 2020 году было продано более миллиона таких авто. Норвегия стала первой страной, где электромобили обогнали по продажам все остальные машины. Европейская комиссия ставит перед собой амбициозную цель — к 2030 году по дорогам континента должны ездить не менее 30 миллионов экологичных авто. Однако этому могут помешать проблемы с инфраструктурой (мало зарядных станций), климат (запас автономного хода электромобиля в морозы снижается) и, конечно, цены.
Подарки от власти
Несмотря на колоссальное снижение стоимости батарей для электромобилей — за последние десять лет она упала на 89 процентов: с 1110 до 137 долларов за киловатт-час, — покупка такого автомобиля далеко не всем по карману. Если цена является сдерживающим фактором в развитых странах, то для россиян эта проблема стоит еще более остро. Минимальная цена нового электрокара на российском рынке — около трех миллионов рублей. За эти деньги можно приобрести «бюджетный» Nissan Leaf, «элитная» Tesla стоит до 15 миллионов (для сравнения — цена BMW 5 серии начинается от 3,4 миллиона рублей). Между Nissan Leaf и BMW 5 серии россиянин выбирает не задумываясь. Доказательство — статистика продаж электромобилей в России, которая пока не может похвастать даже тысячным охватом.
Китай может продлить субсидии на покупку электромобилей из-за спада продаж
Китай может продлить период субсидирования покупателей электромобилей, истекающий в конце 2020 года, в попытке оживить продажи на крупнейшем в мире рынке, сообщает Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники.
Политики обсуждают эту возможность после первого ежегодного снижения реализации электромобилей в Китае, сообщили информаторы издания на условиях анонимности. Продажи электрокаров в январе упали на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при общем снижении продаж автомобилей.
Падение спроса произошло после того, как правительство в июле прошлого года урезало субсидии для покупателей, чтобы обеспечить саморегулирование отрасли и сделать ее менее зависимой от государственной поддержки. Хотя переговоры предшествовали появлению коронавируса как глобальной угрозы, эта вспышка также оказала большее давление на всю автомобильную промышленность, вызвав остановку производства.
Продление действующих субсидий, как ожидается, поддержит в первую очередь китайских производителей электромобилей, таких как BYD Co., BAIC BluePark New Energy Technology Co. и NIO Inc., а также станет позитивным фактором для американской Tesla, которая в прошлом месяце начала поставлять на рынок электромобили, производимые на Гигафабрике в Шанхае.
Продажи новых энергетических транспортных средств (NEV), включая электромобили, гибриды и автомобили на топливных элементах рухнули на 54,4% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее — до 44 тыс. единиц.
В целом автомобильный рынок в стране также сократился, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей. Продажи новых автомобилей в Китае в январе упали на 18% в годовом выражении, до 1,94 млн единиц. В числе причин называют выходные по случаю Нового года по Лунному календарю, а также последующей вспышкой коронавируса.
В отрасли прогнозирует, что новая эпидемия будет иметь серьезные последствия для экономики страны, но падение потребительского спроса будет краткосрочным. В 2019 году продажи новых автомобилей в Китае сократились второй год подряд.
Китай ввел субсидирование электромобилей десять лет назад, и они сыграли ключевую роль в превращении страны в ведущий мировой рынок. Правительство компенсировало до 60 000 юаней ($8700) при покупке автомобиля, не считая дополнительных средств, иногда предоставляемых муниципальными органами власти. Субсидии в настоящее время снижают стоимость некоторых электромобилей до 25 000 юаней.
Примерно четыре года назад правительство установило график поэтапного сокращения субсидий до конца этого года. Оно также ввело кредитную систему, которая, по сути, требовала от всех автопроизводителей — как международных, так и китайских — выпускать по крайней мере несколько электромобилей. Продажи энергоэффективных автомобилей составили около 8% от общего объема продаж концерна Zhejiang Geely Holding Group Co. в прошлом году.
В 2020 году легковые электромобили в КНР имеют право на субсидии до 25 000 юаней ($3608), в то время как легковые и легкие коммерческие PHEV имеют право на фиксированную субсидию в размере 10 000 юаней.
Отвечая на опасения по поводу еще большего сокращения субсидий для NEV, Мяо Вэй пообещал, что в этом году программа стимулирования «не будет прекращена». В отношении субсидий для NEV, Мяо и министерство промышленности должны еще согласовать приоритеты с министерством финансов. Когда Мяо спросили, будут ли субсидии снова сокращены в грядущем июне и прекращены в конце года, он ответил, что вопрос все еще обсуждается, но добавил, что дальнейшие сокращения «вероятно будут более постепенными» по сравнению с первоначальным планом.
Министр, вероятно, предлагает правительству скорректировать временные рамки для постепенного прекращения субсидий для NEV, так что большая часть нынешних стимулов будет сохранена в этом году, а часть продлена и на следующий год.
Коронавирус усугубил и без того сильное падение продаж электрокаров в Китае, что, в свою очередь, затронула и мировой рынок, так как на Поднебесную приходится около половины мирового годового объема продаж, превышающего 2 миллиона единиц. Китайская ассоциация пассажирских автомобилей также заявила, что люди избегают пользоваться каршеринговыми сервисами, что подрывает спрос на электрокары со стороны провайдеров услуг.
Покупателям электромобилей могут предоставить скидки
petovarga / Depositphotos.com |
Министр экономического развития России Максим Решетников совместно с заместителем Министра промышленности и торговли России Александром Морозовым договорились 1 об условиях получения скидки на электромобили.
Скидка будет предоставляться на электромобили, собранные в России. Например, до конца 2023 года скидка будет распространяться на покупку электромобилей крупноузловой сборки, в том числе с использованием импортной аккумуляторной батареи.
Сколько лет производитель обязан выпускать запчасти к автомобилю, снятому с производства? Узнайте ответ из Домашне й правово й энциклопедии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
При покупке электромобиля в период с 2024 по 2025 годы скидка будет распространяться на электромобили мелкоузловой сборки (сварка, окраска кузова) или на электромобили с отечественной батареей.
При покупке электромобиля с 2026 по 2030 годы скидка будет предусмотрена для электромобилей при условии мелкоузловой сборки с обязательным наличием отечественной аккумуляторной батареи.
Минэкономразвития России добавило, что к 2024 году планируется ввести в эксплуатацию примерно 2,9 тыс. «быстрых» зарядных станций, а к 2030 году их число вырастет до 27 тыс.
Напомним, в настоящее время разрабатывается концепция развития электротранспорта в России. В феврале этого года была создана межведомственная рабочая группа по вопросам развития электротранспорта, которая занимается разработкой как самой концепции, так и «дорожной карты» по ее реализации (приказ Минэкономразвития России от 11 февраля 2021 г. № 59 «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам развития электротранспорта в Российской Федерации»).
В новом году Китай снизит субсидии на покупку электромобилей и гибридов
По мере становления в Китае производства транспорта на «новой энергии» от государства нужно всё меньше и меньше помощи компаниям. Поэтому в новом году базовая субсидия на покупку электромобилей и гибридов будет снижена на 20 % для личного транспорта и на 10 % для коммерческого. Местным властям оставляется право субсидировать покупки из своего бюджета, если этого требуют программы регионального развития. Также принят ряд других интересных законов.
Под 10-процентное сокращение субсидий попадает приобретение городских автобусов, магистральных автобусов, такси, машин скорой помощи, грузового транспорта, почтового, для экспресс-доставок и для обслуживания гражданской авиации и аэропортов. Добавим, государство в виде субсидии компенсирует производителям скидку на электротранспорт, которую те предоставляют покупателю. Иными словами, за удовольствие пользоваться электрокарами или гибридами доплачивает государство.
Также будут представлены новые методы испытания и требования, которые определяют право на получение субсидий. В 2021 году будут введены новые методики, но до их утверждения разрешено пользоваться старыми.
Новые правила поощряет автомобильные компании к активному расследованию дефектов и отзыву. Если компании знают, что их продукция имеет проблемы с качеством, и не проявляют инициативу по их отзыву, что приводит к серьёзным авариям, или если ситуация доходит до того, что отзыв приходит в виде приказа от регулятора, то за этим последуют санкциями, например, приостановление или отмена субсидий.
Наконец, в новом году государство и регулирующие органы в сфере транспорта на новой энергии будут поощрять слияния и реорганизацию предприятий для создания зрелого и конкурентоспособного производства. В общем случае — чтобы не допустить в отрасли хаоса, мошенничества и распыления инвестиций.