китайский фактор в международных отношениях 1980

III. Новая роль Китая на международной арене

Китай долгое время считал себя изгоем в международных делах. Это­му способствовало чувство неполноценности, которое сформирова­лось у китайцев за многие десятилетия неудач. КНР не была представлена в ООН и других международных организациях, ее место там за­нимал Тайвань. Отсутствовали Нормальные отношения со многими развитыми странами Запада.

К началу 1970х гг. ситуация постепенно изменилась. КНР восста­новила дипломатические отношения с большинством европейских стран, вступила в ООН, вытеснив оттуда Тайвань.

Длительное время главным противником Китая считались США.Все попытки установить нормальные отношения после завершения Корейской войны заканчивались неудачей из-за поддержки США Тайваня; затем, в 1960-е гг., разразилась Вьетнамская война, из кото­рой американцы стали выходить лишь к началу 1970-х гг. В 1971 г. на­ступило время «пинг-понговой дипломатии», а в июле того же года в Пекин тайно прибыл Генри Киссинджер, советник президента США по национальной безопасности. Визит Р. Никсона в КНР в 1972 г. вы­глядел настоящей сенсацией, это означало де-факто взаимное призна­ние государствами друг друга. При этом США разорвали дипломатиче­ские отношения с Тайванем, сохранив, правда, с ним неофициальные отношения.

Многие увидели в этом дипломатическую игру, стремление двух стран косвенно воздействовать на СССР. Отношения Китая и Совет­ского Союзане улучшились и после отстранения в 1964 г. Н.С. Хруще­ва; более того, они резко ухудшились в разгар «культурной револю­ции». В 1967 г. советское посольство в Пекине подверглось нападению, а в 1969 г. произошли военные столкновения на реке Ус­сури между китайскими и советскими пограничниками. В 1970-х гг. вооруженные силы СССР на китайской границе были увеличены с 33 до 56 дивизий. С 1979 г. стали говорить об угрозе КНР в связи с созда­нием советских военно-морских и военно-воздушных баз во Вьетна­ме. В том же году начался новый этап ухудшения отношений в связи с советским вторжением в Афганистан.

В 1980-е гг. КНР становится ядерной державой,что изменило преж­нюю расстановку сил двухполюсного мира. К этому времени произо­шли изменения и в отношениях между КНР и США:в 1978 г.последо­вало полное дипломатическое признание КНР,американские войска выведены с Тайваня.

Не удались и попытки президента Б. Клинтона навязать КНР аме­риканские условия внешней торговли. Все это свидетельствует об ог­ромном весе Китая в мировой экономике и косвенно подтверждает успехи проводимых реформ. В 1997 г. состоялся официальный визит Цзян Цзэминя в США, а в следующем году — президента Б. Клинто­на в Пекин. В апреле 1999 г. совершил визит в США и новый премьер-министр Китая Чжу Жунцзы.

Правда, в последние годы проявились некоторые симптомы ухуд­шения отношений между Китаем и США. Это связано, в частности, с бомбардировкой здания китайского посольства в Югославии. В апре­ле 2001 г. произошел инцидент, в ходе которого китайские ВВС захва­тили американский самолет-разведчик на острове Хайнань. Но сто­роны продолжают вести себя сдержанно, как и подобает великим державам, не позволяя инцидентам перерастать в конфронтацию.

Одновременно КНР улучшала свои отношения и с северным сосе­дом,после того как М.С. Горбачев заявил в 1986 г., что готов пойти на уступки в споре о границах, отозвать войска из Монголии и Афганис­тана и прекратить поддерживать вьетнамскую оккупацию Кампучии. Перед официальным визитом в Пекин М.С. Горбачев объявил об от­воде вооруженной группировки в 500 тыс. солдат от границ с Китаем и о сокращении на 2 /3 советского контингента в МНР.

В 1991 г. СССР распался; к тому времени развалился и военный со­юз восточноевропейских государств. «Холодная война» прекратилась, двухполюсный мир отошел в историю. В 1992 г. в Пекин прибыл гла­ва Российской Федерации президент Борис Ельцин.

Российско-китайские отношения получили в 1990-е гг. новое раз­витие. КНР стала вторым торговым партнером России; в Китае рабо­тает значительное число российских военных специалистов. Мнение Пекина относительно «четырех препятствий» было учтено: войска выведены из Афганистана и Монголии, под давлением СССР с сентя­бря 1989 г. начался вывод войск Вьетнама из Кампучии, сокращены контингенты войск на российско-китайской границе.

Урегулированы спорные территориальные вопросы:в мае 1991 г. под­писан договор о восточном участке границы, в 1994 г. — о западной границе; в настоящее время российско-китайская граница согласова­на на 98% линии ее прохождения.

В апреле 1996 г. в Шанхаеподписано российско-китайское соглаше­ниео мерах доверия в районе границы; в 1997 г. к нему присоедини­лись еще три государства — Киргизия, Казахстан, Таджикистан. С тех пор в рамках «шанхайской пятерки» проводятся периодические кон­сультации; участники договорились о взаимном сокращении воору­женных сил в районе границы на протяжении 7,5 тыс. км глубиной 100 км по обе стороны.

Встречи на высшем уровне руководителей России и КНР стали обыденным явлением. В мае 2000 г. состоялся визит в КНР президен­та России В.В. Путина; стороны выразили поддержку идеи многопо­люсного мира. В июле 2001 г. состоялся ответный визит лидера КНР Цзян Цзэминя в Россию, где между нашими странами были подписа­ны многие соглашения. В их числе «Договор о добрососедстве, друж­бе и сотрудничестве»; официально подтверждено, что КНР не имеет ныне каких-либо территориальных претензий к России.

китайский фактор в международных отношениях 1980

Вопрос о Тайванеостается одной из самых сложных проблем. Дол­гое время оба правительства считали себя единственными законными представителями Китая, исходя из формулы «единого Китая» и тем самым признавая объединение в будущем.

В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемник, сын Цзян Цзинготакже придерживался этой формулы. Но с течением времени на Тайване усилилось движение местных уроженцев, сторонников отказа от единства с «большим Китаем». После отмены чрезвычайного положе­ния в 1987 г. Цзян Цзинго сменил в 1990 г. как раз уроженец Тайваня Ли Дэнхуэй.

Возникла угроза провозглашения независимости Тайваня, что не может не тревожить лидеров КНР. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на силовые методы объединения, но не исключает их использование в случае провозглашения независи­мости острова.

С тех пор ситуация периодически обостряется; в периоды прези­дентских выборов на Тайване (в 1996 и 2000 гг.) вооруженные силы КНР проводят военные демонстрации в непосредственной близости, устраивают учебные пуски боевых ракет. Целью акции, очевидно, яв­ляется стремление оказать давление на избирателей, чтобы не допус­тить победы сторонников независимости острова. В ответ США на­правляют свои военные корабли в зону Тайваня. В 1996 г. президентом остался Ли Дэнхуэй. В марте 2000 г., во время последних президент­ских выборов на Тайване, победу одержал Чень Шуйбянь,лидер оппо­зиционной Гоминьдану Демократической прогрессивной партии (ДПП).Он известен своими призывами к «независимости» Тайваня, однако и при новой власти демонстрируется сдержанность по отношению к КНР. Со своей стороны, китайские власти позволили в 2000 г. внуку Чан Кайши — Чжан Сяояню — посетить родовой дом и кладбище кла­на Чан Кайши.

Позиция КНР сводится к формуле: «одно государство — две систе­мы». Предполагается, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохраняя рыночную экономику и свою автономную административную систему, передав центральным властям только внешнюю политику и оборону. Тайвань с этим не согласен.

Не отвергая объединения с КНР в будущем, он придерживается фор­мулы «двух Китаев» и требует признания Пекином Тайваня в качестве равноправного партнера. Экономическая мощь Тайваня позволяет ему делать такие заявления. Уже в 1990-е гг. по размерам золотовалютных ре­зервов и уровню жизни он соперничал с Японией. Сейчас Тайвань под­держивает официальные отношения с правительствами 30 стран мира, а косвенно — со 150 странами. Устойчиво занимая третье место в облас­ти развития электроники (после США и Японии), Тайвань ежегодно экспортирует товаров на гигантскую сумму в 140 млрд. долл.

Долгое время КНР тревожила проблема Гонконга,колониального анклава Великобритании на территории Китая еще с XIX в. Срок аренды основной территории истекал в 1997 г.; с 1979 г. начались пере­говоры о будущем этого гигантского города. Наконец Дэн Сяопин и М.Тэтчер выработали совместную Декларацию 1984 г., в соответствии с которой в 1997 г. британская администрация заменялась китайской. Гонконг воссоединялся с КНР, но при этом сохранял экономическую систему и административную автономию в течение 50 лет (в соответст­вии с формулой Дэн Сяопина: «одна страна — две системы»).

На этих условиях и произошло объединение 1 июля 1997 г.На тер­ритории Гонконга расквартированы ныне части китайской армии численностью около 5 000 человек; 36 депутатов от Гонконга участву­ют в заседаниях китайского парламента.

Несколько иначе решился вопрос с другим колониальным анкла­вом — Макао;эта небольшая территория (6,5 кв. миль на юге Китая) была захвачена португальскими торговцами еще в XV в., а с 1887 г. официально провозглашена провинцией Португалии.

После волнений 1966 г. власть в Макао была поделена между ки­тайцами и португальцами. А в 1993 г. был обнародован Основной за­кон для Макао, в соответствии с которым в 1999 г. создан Специаль­ный административный район Китая — Макао.

В 1992 г. КНР приняла новый закон о морских владениях,в котором зафиксировано право Китая применять силу для пресечения незакон­ных промыслов в своих территориальных водах. По этому закону весь архипелаг Спратли оказался в зоне китайских интересов. Ситуация осложнилась в том же 1992 г., когда КНР в сотрудничестве с амери­канскими корпорациями приступила к разведке нефти в этом районе. Страны АСЕАН заявили протест. В 1995 г., когда КНР установила по­граничные знаки на одном из островов, который считают своей тер­риторией Филиппины, его действия в регионе были расценены как силовая акция. В настоящий момент на архипелаге Спратли размеще­ны войска КНР, Вьетнама, Филиппин и Малайзии.

Существуют опасения, что Китай попытается поставить более сла­бые государства перед фактом, попросту захватив все острова силой. В 1992 г. этот вопрос обсуждался на встрече стран АСЕАН с его офи­циальными партнерами, после чего принято решение с 1995 г. создать региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности. С 1997 г. в его работе участвуют Россия и КНР.

Китай также тесно сотрудничает в рамках Азиатско-Тихоокеан­ского экономического совета (АТЭС); с 1993 г. ежегодно проводятся встречи на уровне глав правительств. В состав этой организации, по­мимо стран АСЕАН, входят КНР, США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, а также Россия (с 1997 г.), ряд госу­дарств Южной Америки и Океании.

Китай, таким образом, играет видную роль в современном мире, опираясь прежде всего на свой экономический и людской потенциал. Он стал ведущей державой и пользуется заслуженным уважением.

Выводы

1. В 1992 г. рыночные реформы в Китае возобновились и проводились очень ин­тенсивно. Начались они с широкой либерализации цен, включая в себя налого­вую реформу, ослабление государственной монополии внешней торговли. В на­стоящее время идет модернизация государственного сектора.

3. Экономические достижения Китая в 1990-е гг. XX в. вывели его в разряд ве­дущих держав мира. Очевидно, в XXIв. Китай станет государством, облада­ющим самым мощным экономическим потенциалом. Несмотря на объектив­ные проблемы, есть основания надеяться на их успешное разрешение.

4. КНР удалось преодолеть «комплекс изгоя» в международных делах и нала­дить нормальные отношения со всеми странами мира. К концу 1990-х гг. ус­пешно разрешились и проблемы колониальных анклавов на территории Ки­тая. Более того, растущая мощь Китая внушает определенное беспокойство в соседних странах, особенно в связи с неразрешенностью проблем Тайваня и споров вокруг островов в Южно-Китайском море.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.05
диссертация на тему: «Китайский фактор» в международных отношениях в Южной Азии (1965-1982 гг.)

китайский фактор в международных отношениях 1980

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Павлик, Кшиштоф

Глава I. Сформирование «китайского фактора» как качественно нового в системе международных отношений

Глава 2. Воздействие «культурной революции» на внешнеполитический курс Пекина в отношении южноазиатских стран

Глава 3. Возрастание роли «китайского фактора в Южной Азии в первой половине 70-х годов в результате переориентации внешнеполитического курса КНР

3.1. Китай и изменение расстановки сил на южноазиатском субконтиненте в результате пакистано-индийского конфликта

3.2. Рост политического значения Индии и тенденции к улучшению китайско-индийских отношений

3.3. Отношения КНР с Республикой Бангладеш

3.4. Взаимоотношения Китая с Непалом и Бутаном и их воздействие на внутрирегиональные отношения.

3.5. Отношения между КНР и Цейлоном.

3.6. КНР и проблемы обеспечения безопасности в Азии и в бассейне Индийского океана

3.7. Активизация участия КНР в международной жизни в азиатском регионе

4.1. Значение процесса нормализации китайско-индийских отношений

4.2. Повышение роли Пакистана во внешнеполитической стратегии КНР

4.3. Развитие отношений между КНР и Бангладеш

4.4. Место Бутана и Непала во внешней политике КНР в отношении Южной Азии.

4.5. Отношения КНР со Шри Ланкой и проблематика Индийского океана

Введение диссертации 1985 год, автореферат по истории, Павлик, Кшиштоф

Одной из основных проблем развития международных отношений в Азии является внешнеполитический курс Китайской Народной Республики. Победа китайской революции и образование КНР стало событием огромного значения в международной жизни не только на азиатском континенте, но и во всем мире.

В марксистско-ленинской науке общеизвестно положение о тесной взаимосвязи внутренней и внешней политики государства. Как отмечал В.И.Ленин, «нет более ошибочной и более вредной идеи, чем отрывание внешней от внутренней политики (1.4, с.355). В результате отступления маоистского руководства от позиции социализма внутри страны и глубокой деформации социалистического общественного строя КНР в ходе «культурной революции», внешняя политика КНР перестала быть политикой социалистического государства. Как ее определяет советский автор Б.Т.Колосков, она стала «инструментом узкой правящей верхушки» (4.27, с.37).

Классики марксизма-ленинизма придавали большое внимание правильному анализу происходящих в мире процессов, нарождающихся тенденций, теорий. В речи на Всероссийском съезде транспортных рабочих 27 марта 1921 года В.И.Ленин сказал: «Всякое сколько-нибудь серьезное политическое обострение, всякий новый, хотя бы и не очень крупный поворот политических событий, должен всегда всякого мыслящего рабочего и всякого мыслящего крестьянина приводить к этому вопросу, к вопросу о том, какие силы налицо имеются, как они группируются. И лишь тогда, когда мы сумеем правильно и совершенно трезво, независимо от наших симпатий и желаний, учесть эти силы, лишь тогда мы сможем сделать и правильные выводы относительно нашей политики вообще и наших ближайших задач» (1.7, с.131). Это положение приобретает большое значение при анализе внешнеполитического курса КНР, который за период существования народного Китая терпел существенные изменения и который является результатом многих, зачастую специфических тенденций и процессов.

Отход КНР от линии сотрудничества с социалистическими странами, усиливающиеся антисоветские тенденции во внешней политике КНР, разрыв с международным рабочим коммунистическим движением, выдвижение великоханьских гегемонистских целей привели к тому, что внешняя политика Китая превратилась в фактор, характерно воздействующий на формирование внешней политики других государств и развитие международных отношений во всем мире и в Южной Азии^, в частности.

В силу всего этого изучение динамики внешней политики КНР и воздействия «китайского фактора» на формирование международной жизни в Южной Азии является весьма важной и актуальной задачей. Необходимо при этом отметить, что работа носит

Предметом исследования является эволюция и цели внешней политики КНР в регионе Южной Азии на фоне общего развития международных отношений в этом регионе.

Целью диссертации является, исходя из развития внутриполитической обстановки в КНР, определить масштабы и специфику воздействия «китайского фактора» на развитие международных отношений в Южной Азии, в связи с чем в диссертации поставлены следующие задачи:

— определить роль и место Южной Азии во внешнеполитической стратегии КНР,

— исследовать закономерности отношений КНР со странами региона и динамику их развития с точки зрения как тактических, так и долговременных интересов китайских руководителей,

— исследовать связь между внешней политикой КНР и внешней политикой других держав в регионе,

— определить формы воздействия «китайского фактора» на развитие международных отношений в Южной Азии.

Новизна диссертации и ее научная значимость состоят прежде всего в том, что она в известной мере восполняет пробел в монографических исследованиях внешней политики КНР в отношении Южной Азии. В имеющихся исследованиях и монографиях как советских, так и польских и других зарубежных авторов до настоящего времени не рассмотрен весь комплекс вопросов, связанных с политикой КНР по отношению к государствам Южной Азии, а имеющиеся труды в определенной степени страдают тем, что они в большей степени написаны лишь под влиянием материалов, собранных в отдельных странах, и в них отсутствует момент более широкого анализа. Очень часто влияние политики КНР рассматривается лишь в контексте отдельных событий (например, индо-па-кистанских войн 1965 или 1971 гг.), либо же в отношении какой-то отдельной страны, а не прослеживается совокупность внешнеполитического курса Пекина в отношении всего региона. Ряд авторов, подробно и серьезно рассматривая развитие международных отношений в Азии, не уделяют внимания политической роли Пекина в Южной Азии.

В исследовании впервые предпринимается попытка специального анализа внешнеполитического курса Пекина в отношении Южной Азии и его причастности в развитии международных отношений в регионе. Автор старается выявить тактику китайского руководства в отношении этой группы стран, указать определяющие тенденции этой политики, дать периодизацию рассматриваемого периода внешнеполитической деятельности Пекина, показать связь между политикой КНР в отношении Южной Азии и стратегическими ориентирами Пекина, причем следует оговорить, что автор анализирует только политический аспект проблемы.

Практическое значение исследования заключается в том, что основные положения и обобщенные выводы могут быть использованы учреждениями, занимающимися изучением внешней политики КНР и развитием международных отношений в целом. Они могут также представлять интерес для научных работников, занимающихся проблемами КНР, могут быть применены в преподавании курса по международным отношениям и внешней политике КНР, в лекционно-пропагандистской работе, в практике идеологической борьбы.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, в которых дается глубокий анализ особенностей экономического и общественного развития стран Востока. Важное значение имела разработка классиками марксизма-ленинизма взаимосвязи внутренней и внешней политики государств, их вывод о производном характере международных отношений по сравнению с внутренним развитием страны. Ценной методологической базой для анализа внешнеполитического курса КНР являлись идеи В.И.Ленина, критикующие насильственное провоцирование вооруженной борьбы и попытки «экспорта» революции.

В работе над темой диссертации автор руководствовался программными документами КПСС и ПОРП, материалами съездов КПСС и ПОРП, выступлениями руководителей КПСС и ПОРП, в которых дается глубокий анализ современной международной обстановки.

Для более глубокого изучения специфики политического развития Китая, а также развивающихся стран Южной Азии имели ценность документы международного коммунистического и рабочего движения.

Одну из основных групп источников, которые автор использует, составляют законодательные акты КНР, официальные заявления китайского правительства, материалы IX, X, XI и ХП съездов Коммунистической партии Китая, отдельные заявления китайских политиков, сделанные во время визитов в страны Южной Азии и во время переговоров с политическими деятелями этих стран. Источником информации служила также китайская пресса и Информационный бюллетень агентства Синьхуа. По возможности использовались и другие китайские издания. Следует, однако, отметить, что большинство этих материалов имеет сильно выраженный пропагандистский характер, им присуща демагогичность, часто расплывчатость и тенденциозность, и в связи с этим к ним нужно подходить с осторожностью. При этом отсутствуют более глубокие и содержательные работы китайских авторов, рассматривающие место Южной Азии во внешнеполитической стратегии Пекина, что является элементом, усложняющим исследование.

В советской литературе проблемы развития международных отношений в Азии хорошо и подробно исследованы в ряде работ (4.16; 4.17; 4.18; 4.19; 4.31; 4.32; 4.33 и др.). В рамках этой проблематики имеются фундаментальные работы по внешней политике КНР таких советских китаеведов, как С.JI.Тихвинский (4.23; 4.52), М.С.Капица (4.20; 4.21; 4.22), Г.В.Астафьев (4.2; 4.II), М.И.Сладковский (4.40), Б.Т.Колосков (4.8; 4.27), Борисов О.Б. (4.7; 4.8), Н.С.Кулешов (4.28; 7.13) и другие (4.10; 4.12; 4.48; 4.54; 7.8). В этих работах приведен обширный фактический материал, хорошо иллюстрирующий развитие и направленность внешней политики КНР.

Являясь хорошей основой для анализа внешней политики КНР в целом, они освещают проблему политики КНР в отношении стран Южной Азии лишь как частичный аспект внешней политики КНР. Отсутствуют в советской историографии исследования, анализирующие совокупность политического курса КНР в отношении Южной Азии. Поэтому большую ценность для исследования имели труды других советских востоковедов, занимающихся проблемами международных отношений в Южной Азии, внешней политикой южноазиатских стран, а также более широкими проблемамишкдународной жизни, тесно связанными либо имеющими влияние на политику КНР в отношении южноазиатского региона (4.4; 4.34; 4.35; 4.36; 4.49; 7.15).

Во время работы над темой диссертант использовал журнальные и газетные статьи советских авторов.

Автор исследования выражает также признательность за возможность использовать материалы Т.Л.Шаумян, Р.М.Мукимджановой, Г.Колыхаловой, А.Прозаускаса, Э.Сорокина, В.Шкалябина и других авторов, опубликованные в изданиях Института востоковедения Академии Наук СССР, Института народов Азии Академии Наук СССР и Института Дальнего Востока.

Авторы монографии,исследующей отдельные направления внешней политики Китая, А.Халимарски, З.Подласки и Е.Лобман, считают, что после смерти Мао не произошли существенные изменения внешнеполитических стратегических целей КНР, но заметнее стали изменения в тактике китайского руководства (5.4, с.7).

Б.Визимирска, рассматривая соотношение сил в Южной и Юго-Западной Азии в начале 80-х годов,отмечает усиливание доминирующих позиций Индии в Южной Азии и подчеркивает тот факт, что на индийскую политику в отношении проблем национальной обороны и позиции Индии в регионе несомненно существенно влияет такой фактор, как политика КНР в отношении Южной Азии (7.81, с.45).

Проблемы становления независимости и внутриполитического развития Бангладеш, а также проблемы политического развития Индии и Пакистана в условиях изменившегося соотношения сил в регионе в начале 70-х годов исследуются в работах Б.Ви-зимирской (5.13) и Б.Мрозека (5.8; 5.9). Определенную ценность имеет работа К.Дембницкого (5.1), в которой очерчена история Непала и его социально-экономические проблемы, но поскольку автор сосредоточисля на этих вопросах, проблемы внешних сношений Непала почти в работе не освещаются.

Очерк развития внешнеторговых отношений Китая до 1976 г. дает в своей книге В.Каньски (5.6), однако основной упор делается на анализ развития торговых связей КНР с социалистическими странами и с государствами Запада, в результате чего вопросы внешнеторговых связей КНР с государствами Южной Азии рассматриваются очень маргинально.

Из общих исследований большую ценность представляет собой монография Б. Уральского, являющаяся хорошей синтетической базой для уяснения проблем развития международных отношений на азиатском континенте в послевоенный период (5.2).

В диссертации критически анализируется американская буржуазная литература по вопросам внешней политики КНР и ее роли в системе международных отношений на азиатском континенте и во всем мире. Следует отметить, что в американском китаеведении существуют две противоположные тенденции в оценке характера внешней политики КНР. Сторонники первой из них отрицают агрессивный характер внешней политики Китая. Так, например, А.Д.Барнетт при анализе внешней политики КНР пытается доказать якобы неагрессивный характер этой политики (6.7), а П.Ван Несс утверждает, что поддержка Пекином национально-освободительных движений носит лишь символический, несущественный характер (6.68). В свою очередь А.Уайтинг склонен интерпретировать внешнюю политику КНР в период конфликта с Индией 1962 года и американской войны во Вьетнаме как ряд недопониманий, переоценок и просчетов (6.94), а Р.Террил выдвигает тезис, якобы провокации Китая на китайско-индийской, а также китайско-советской границах являлись результатом еще не завершившегося процесса «самоутверждения» Китая в роли великой державы (7.80, с.14).

Таким образом, отстаивая тезис об «оборонительном» характере внешнеполитического курса маоистского руководства, американские синологи пытались «оправдать» гегемонистский характер внешнеполитического курса Пекина, а концепции о «поисках» Китаем путей развития отношений с внешним миром служили целям апологии националистического курса маоистских лидеров, которые заняли враждебные по отношению к социалистическому содружеству позиции на международной арене.

Другой точки зрения придерживаются такие американские ученые, как Р.Скалапино, Р.Норт, Г.Хинтон и др. Они считают, что на формирование внешней политики Китая доминирующее влияние оказывают маоизм, национализм и китаецентризм. Как пишет Р.Скалапино, «сегодня националистические настроения в Китае, как на уровне элиты, так и среди масс, столь же сильны и столь же широко культивируются, как и ранее в любой момент истории этого крупного государства (6.81, с.22).

Интересную точку зрения излагает Р.Норт (6.70), который считает, что факт, что КНР не разрешила своих главных экономических проблем и не смогла установить равновесия между ростом населения и развитием экономики ограничивало возможности действия внешней политики КНР и раздражало пекинских руководителей положением Пекина на международной арене. В связи с этим он правильно утверждает, что пока Пекин не наладит стабильности в экономике и внутренней политике, он не сможет приобрести более значительного веса в международных отношениях.

На ограниченные возможности достичь Китаем своих внешнеполитических целей при усиливающемся его стремлении оказывать возрастающее влияние на развитие международных отношений в Азии указывает Г.Хинтон (6.51), а Дж.Купер, исследуя глобальную роль Китая, указывает, что «Китай следует рассматривать как второстепенную державу и место Китая среди второстепенных держав не обязательно первое» (6.40, с.132). К выводу об ограниченном статусе КНР как мировой державы, но об относительно влиятельном государстве в рамках азиатского региона пришли ведущие американские китаеведы во время симпозиума, посвященного роли «китайского фактора» в современном мире (6.22).

Однако же в довольно богатой литературе американских исследователей также трудно найти работы, целиком посвященные внешней политике КНР в отношении Южной Азии. Отдельные аспекты этой проблемы в контексте внутриполитической жизни КНР и развития международных отношений в Южной Азии анализируются в работах В.Доррила (6.42), Р.Скалапино (6.81; 6.82), М.Гуртова (6.44; 6.45), Г.Хинтона (6.47; 6.48; 6.51), Р.Джексона (6.52), Л.Роуза (6.77; 6.78; 6.79) и др., а также в общих исследованиях (6.3; 6.II; 6.14; 6.21; 6.63).

Среди других работ западных авторов, занимающихся данной проблемой следует упомянуть работу немецкого профессора Ю.Домса (6.41), исследование Барндза (6.4), в котором проанализирована политическая линия Пекина в период пакистано-ин-дийского конфликта 1971 года, труды, касающиеся внешней политики Пакистана (6.8; 6.12; 6.21), Шри Ланки (6.96).

Среди работ, посвященных анализу проблем развития международных отношений в Южной Азии, а также политики КНР в отношении стран этого региона имеются многочисленные работы индийских авторов, таких как Б.Р.Нанда (6.67), Рамакант (6.75), М.Рэм (6.73; 6.74; 6.75), Мэнон (6.62), П.Паракал (6.72), С.Чоудхури (6.34; 6.35) и другие (6.54; 6.57; 6.61; 6.64; 6.66; 6.85). Следует отметить, что большинству работ индийских авторов присуща доминирующая в целом в Индии точка зрения, что Китай оккупировал индийские территории и без их освобождения не может быть речи о полной нормализации отношений. Им характерен также взгляд, что Китай играет деструктивную роль в развитии международных отношений в Южной Азии, поскольку он стремится подтолкнуть другие страны региона на проведение политики, нацеленной на сопротивление гегемонии Индии

В диссертации широко использовались также статьи из западных периодических изданий и журналов (7.32; 7.34; 7.49; 7.71; 7.72; 7.78; 7.85 и другие).

Учитывая неразработанность темы, а также недостаточность фактологического материала, который приходилось собирать главным образом на базе скрупулезного анализа официальных документов международных отношений, автор не мог дать ее полностью исчерпывающую разработку и рассматривает свою работу как начальный базис для дальнейших исследований.

Заключение научной работы диссертация на тему «»Китайский фактор» в международных отношениях в Южной Азии (1965-1982 гг.)»

Сформирование специфического, определяющегося маоистской идеологией, курса внешней политики КНР изменило роль этой страны на международной арене, а содержание и направленность внешней политики КНР стали настолько характерными для нее, что с середины 60-х годов можно было говорить о сформировании нового фактора в области международных отношений.

Во внешнеполитических устремлениях Пекина, в его соперничестве за обеспечение своего лидерства среди развивающихся стран и в борьбе за достижение гегемонистских позиций в мире особенно важное место занимает Азия и, в частности, Южная Азия.

Заинтересованность Пекина южноазиатским регионом объясняется в первую очередь географическим положением КНР. От того, каковы отношения КНР с соседними странами и государствами, расположенными в непосредственной близости к ее границам зависит и обеспечение национальной безопасности КНР. Значительная политическая неустойчивость и напряженность во внутренней обстановке ряда стран Южной Азии, разнообразие социальных и экономических проблем, существование неурегулированных пограничных вопросов и зачастую неприязни друг к другу среди стран Южной Азии облегчают Китаю многостороннее воздействие на их политическое развитие и на политический климат во всем регионе. Вместе с тем, китайские политики, которые в долгосрочных геополитических планах рассматривают СССР как своего главного врага, стремятся всеми способами ослабить влияние политики Советского Союза в этом регионе.

Южная Азия является одним из первоочередных объектов

Большое влияние Индии в Южной Азии, как несомненно региональной державы, и соперничество Китая с Индией за влияние среди развивающихся стран в большой степени обусловили общую политическую линию Пекина в отношении Южной Азии, в результате чего можно говорить о антииндийском характере и направленности «китайского фактора» в Южной Азии. Наблюдающиеся при этом попытки нормализации китайско-индийских отношений не устраняют противоборства обоих стран, поскольку Индия, имеющая свои политические цели и амбиции, вряд ли пойдет на уступки Китаю.

Политика КНР в отношении Индии и стремление ослабить ее влияние в регионе обусловили политику Пекина в отношении каждой из южноазиатских стран, а также содержание «китайского фактора» в рамках региональных отношений.

Синхронно с политикой в отношении Индии велась политика Пекина в отношении Пакистана. Развитие и упрочение многосторонних связей между КНР и Пакистаном закрепляло Пакистан в роли младшего партнера Пекина в регионе. Рассматривая стратегическое положение Пакистана, китайская печать подчеркивала его важное значение не только для обеспечения выхода к «нефтеносным районам Персидского залива и транспортным магистралям Индийского океана», но и для «сдерживания» развития и укрепления прогрессивных процессов в районе Южной Азии (8.13, 12 февраля 1980 г.).

Расширение военного сотрудничества между КНР и Пакистаном, наряду с развитием отношений с США, содействовало усилению политического и военного присутствия США в Южной Азии и непосредственному вовлечению их в дела региона. Совпадение интересов и параллелизм действий китайской и американской дипломатии в Южной Азии нашли свое воплощение в политике, нацеленной на противодействие влиянию Советского Союза в Южной Азии.

Много усилий приложила китайская сторона для осуществления политики обвинения Индии в экспансионизме, чем Пекин способствовал разжиганию антииндийских настроений среди других государств Южной Азии, углублению разногласий и недоверия между ними и Индией и вел политику убеждания в том, что только при наличии поддержки Пекина эти государства смогут сохранить свою самостоятельность и освободиться от политического, экономического и военного давления Индии.

В целом, анализ внешнеполитического курса КНР в отношении Южной Азии показывает, что этот регион является одним из важнейших в планах пекинских политиков, а воздействие «китайского фактора» на развитие международных отношений в Южной Азии со второй половины 60-х годов до начала 80-х годов постоянно увеличивалось, при чем после прихода к власти новогоЛ1китайского фактора» стало особенно активным и прагматичным. Географическая близость Китая к Южной Азии и многосторонние формы воздействия «китайского фактора» обусловливают их преобладающее значение по ряду вопросов, как внешнеполитическая ориентация и поиски союзников малых стран Южной Азии, поддержка Пакистана в его отношениях с Индией, прямая конкуренция Индии и КНР в экономических и торговых отношениях, проблемы обеспечения национальной безопасности Индии и другие.

Рассматривая воздействие «китайского фактора» на формирование международных отношений в Южной Азии на протяжении почти двух десятилетий, следует указать и на более общее, но существенно важное изменение в тактике китайского руководства. Во второй половине 60-х и в 70-х годах влияние «китайского фактора» было нацелено на всяческое препятствование политическому курсу Индии и усиление состояния напряженности и конфронтации в отношениях между Пакистаном и Индией. В настоящее время Пекин изменил свою тактику и стал прилагать усилия для установления более дружеских отношений с Индией, и даже стал предпринимать шаги, направленные на ослабление состояния конфронтации между Исламабадом и Дели. Это объясняется тем, что нормализация китайско-индийских отношений в условиях существования китайско-пакистанского альянса давала бы Китаю больше возможностей воздействовать на развитие международной жизни в Южной Азии. Кроме того, Пекин, поддерживая тенденции к нормализации индо-пакистанских отношений, подсовывал при этом мысль о сближении политики Пекина, Исламабада и Дели в Южной Азии и приданию этой совместной политической платформе антисоветской направленности (8.18, 18 февраля 1980 г., с.13; I февраля 1982 г., с.7; II октября 1982 г., с.II). Следует при этом отметить и то обстоятельство, что отказ Пекина вести политику открытого нагнетания напряженности в регионе придает позитивный оттенок внешнеполитическому курсу Пекина.

В целом, все эти факты доказывают, что Пекин ведет очень жесткую, активную и целенаправленную дипломатическую борьбу за влияние в Южной Азии и делая анализ международных отношений в этом регионе необходимо учитывать воздействие «китайского фактора», который стал неотъемлемой составной частью системы международных отношений в этом районе мира.

Усиливающееся проявление «китайского фактора» в международной жизни в Южной Азии являлось также частью общей постепенной переориентации внешнеполитического курса КНР. Несогласие Пекина быть лишь картой в руках империализма и стремление китайских руководителей осуществлять свою политику, заставило их в начале 80-х годов сильнее обратить свой взгляд на развивающиеся страны. Таким, образом, период активизации китайской дипломатии в Южной Азии становился составным компонентом политической экспансии КНР среди развивающихся стран, которые Пекин решил объединить вокруг себя под лозунгом «борьбы с гегемонией двух сверхдержав».

Подтверждением таких внешнеполитических устремлений Пекина являлся ХП съезд КПК, который проходил в сентябре 1982 года в Пекине. К тому времени в КНР прошла уже волна радужных расчетов на сближение со странами империализма и стали более сдержанно смотреть на область международных отношений, с более или менее реальным учетом своих намерений и возможностей. Нет оснований полагать, что на ХП съезде КПК были пересмотрены основные ориентиры внешнеполитической стратегии КНР в глобальных масштабах международных отношений (7.37, с.70), но постепенная переоценка отношений КНР с империалистическими государствами и уде-ление ХП съездом КПК значительно больше внимания развивающимся странам позволяет думать об изменениях в тактике китайского руководства, а также об усиливающейся прогматизации политики КНР (7.37, с.55).

В целом, из материалов ХП съезда КПК явствует, что на нем была определена новая ориентация внешнеполитического курса КНР, исходящая из тезиса, что «социалистический Китай принадлежит к

— 195 третьему миру. Китай и большинство стран третьего мира пережили сходные страдания, перед ними стоят общие проблемы и задачи. Китай считает своим священным интернациональным долгом решительно бороться вместе с другими странами третьего мира против империализма, гегемонизма и колониализма (3.5, с.66).

Думается, что такая ориентация внешней политики Китая обозначает, что страны Азии будут в дальнейшем находиться в орбите первостепенного внимания китайских политиков, а накопленный Пекином арсенал разных средств воздействия на политическую жизнь в Южной Азии и факт, что этот регион является весомым аспектом международных отношений в масштабах всего мира закрепляют Южную Азию как очень важное направление внешнеполитической деятельности Пекина и следует полагать, что «китайский фактор» с неуменьшающейся силой будет влиять на формирование международных отношений в этом районе земного шара.

Список научной литературы Павлик, Кшиштоф, диссертация по теме «История международных отношений и внешней политики»

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс 4. Революция в Китае и в Европе. Маркс К., Энгельс Соч. 2-е изд., т.9, с.98-105.

3. Из рукописного наследства К.Маркса. Маркс К. Энгельс Соч., 2-е изд., т.12, с.709-740.

4. Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае. Полн. собр.соч., т.21, с.400-406.

5. Ленин В.И. Внешняя политика русской революции. Полн. собр.соч., т.32, с.335-337.

6. Ленин В.И. Старнное и чудовищное. Полн.собр.соч., т.35, с.399-407.

7. Ленин В.И. Доклад о концессиях на фракции РКП(б) УШ съезда Советов. Полн.собр.соч., т.42, с.91-117.

8. Ленин В.И. Речь на Всероссийском съезде транспортных рабочих 27 марта 1921 г. Полн.собр.соч., т.43, с.130-144.

9. Документы КПСС, П0РП, международного коммунистического рабочего движения. Книги, статьи и выступления руководителей КПСС и Советского государства, руководителей зарубежных марксистско-ленинских партий

10. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1974, с.142.

11. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с.320.

12. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, с.256,

18. IX Nadzv/yczajny Zjazd Polskiej Zjednoczonej Partii Robotniczej. Stenogram.-WarszawaiKsijjzka i Wiedza,1983.-II56p.

19. За сплоченность международного коммунистического движения. М., Политиздат, 1964, с.270.

20. Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве вгоябре 1957 г., в Бухаресте в июне I960 г., в Москве в ноябре I960 г. М., Госполитиздат, с.95.

21. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Москва 5-17 июня 1969. М., Политиздат, 1969,с.352.

22. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М., Издат.полит, лит., 1983, с.300.

23. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М., Издат.полит, лит., 1984, с.642.

25. Jaruzelski W. Wywiad dla gazety «Times of India».-Try-buna Ludu, 13.02.1985.

26. Официально-документальные материалы

27. Материалы УШ Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. М., Госполитиздат, 1956, с.536.

28. IX Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. (Документы).- Пекин, изд.лит. на иностр.яз., 1969, с.161.

29. X Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. (Документы). Пекин, Изд.лит, на иностр.яз., 1973,с.101.

30. XI Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. (Документы), Пекин, Изд.лит. на иностр.яз., 1977, с.262.

31. ХП Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. (Документы). Пекин, Изд.лит. на иностр.яз., 1982,с.165.

33. Законодательные акты КНР. М., Госполитиздат, 1952,с.117.

34. Линь Бяо. Да здравствует победа народной войны. Жэнь-минь жибао, 3 сентября 1965.

35. Образование Китайской Народной Республики. Документы и материалы. М., Госполитиздат, 1950, с.136.

36. ЗЛО. Сборник документов по вопросу о китайско-индийской границе. Пекин, Изд.лит. на иностр.яз*, I960, с.156.

39. Forign Policy of India. Text of Documents, 1947-1959.- New Delhi: Lok Sabha Secretariat, 1959. IV+4I0p.

40. Hinton H.C. The People’s Republic of China,1949-1979.- Wilmington /Del/: Scholarly resources Inc., 1980. vol. 1-5. 2994p.

44. Александров М.А., Грановский А.Е. Экономическая помощь капиталистических государств странам Южной Азии, 19601970. М., Наука, 1973, с.384.

45. Астафьев Г.В. и др. (редколлегия). Внешняя политики КНР. о сущности внешнеполитического курса современного китайского руководства. М., Международные отношения, 1971, с.191.- 200

46. Баклажанов Е.П. Движущие силы политики США в отношении Китая. М., Наука, 1982, с.174.

47. Беглова Н.С. Бангладеш, Южная Азия и политика США. М., Наука, 1982, с.198.

48. Бирма и Китай (Проблемы взаимоотношений).- М., Наука, 1982, с.196.

49. Богуш Е.Ю. Маоизм и политика раскола в национально-освободительном движении. М., Мысль, 1969, с.120.

50. Борисов О.Б. Внутренняя и внешняя политика Китая в 70-е годы. М., Изд.полит.лит., 1982, с.383.

51. Борисов О.Б., Колосков Б.Т. Советско-китайские отношения. 1945-1980. М., Мысль, 1980, с.638.и,

52. Брутенч К.Н. Освободившиеся страны в70-е годы. М., Политиздат, 1979, с.159.

54. Внешняя политика и международные отношения Китайской Народной Республики. Под общ.ред. Г.В.Астафьева и A.M. Дубинского, т.1-2, М., Мысль, 1974, с.328,359.

56. Восток: рубеж 80-х годов: освободившиеся страны в современном мире. М., Наука, 1983, с.269.

58. Делюсин Л.П. «Культурная революция» в Китае, М., Знание, 1967, с.48.- 201

59. История внешней политики СССР. I9I7-I980. Под ред. А.А.Громыко, и Б.Н.Пономарева, т.1 М., Наука, 1980, с.511.

60. История внешней политики СССР. I9I7-I980. Под ред. А.А.Громыко и Б.Н.Пономарева, т.2. М., Наука, 1981, с.757.

61. История международных отношений и внешней политики СССР, 1968-1978. Под общ.ред. Лебедева Н.И. МГИМО. М., Международные отношения, 1979, с.374.

62. История международных отношений на Дальнем Востоке. 19451977. Хабаровск., Кн.изд-во, 1978, с.558.

65. Капица М.С. Левее здравого смысла (о внешней политике группы Мао). М., Политиздат, 1968, с.192.

66. Китай и соседи в новое и новейшее время. Под ред. С.Л.Тихвинского. М., Наука, 1982, с.451.

67. Китай после «культурной революции» (политическая система, внутриполитическое положение). М., Мысль, 1979,с.360.

68. Китайская Народная Республика в 1974 г. Политика, экономика, идеология. М., Наука, 1977, с.294.

69. Коваленко И.И. Советский Союз в борьбе за мир и коллективную безопасность в Азии. М., Наука, 1976, с.431.

70. Колосков Б.Т. Внешняя политика Китая. 1969-1976 гг. Основные факты и ведущие тенденции. М., Изд.полит.лит., 1977, с.327.

71. Кулешов Н.С. Пекин против национально-освободительного движения. М., Международные отношения, 1981, с.92,

72. Лебедев Н.И. Великий Октябрь и перестройка международных отношений. М., Наука, 1978.

73. Ленин и проблемы современного Китая. М., Политиздат, 1971, с.286.

74. Международные отношения в азиатско-тихоокеанском регионе. Под ред. Д.В.Петрова, АН СССР. М., Наука. 1979, с.279.

75. Международные отношения в Южной и Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. 1955-1965. М., Наука, 1978, с.269.

76. Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенные годы. т.1-2. М., Мысль, 1978, с.279,286.

77. Международные проблемы Азии 80-х годов. М., Международные отношения, 1983, с.271.

78. Москаленко В.Н. Внешняя политика Пакистана. М., Наука, 1984, с.301.

80. Нагорный А.А., Паркамский А.Б. США и Китай: экономические и научно-технические аспекты китайской политики Вашингтона. М., Наука, 1982, с.216.

81. Народная Республика Бангладеш: экономика, история, культура. М., Наука, 1979, с.192.

82. Насенко Ю.П. Дж.Неру и внешняя политика Индии. М., Наука, 1975, с.382.

83. Новейшая история Китая. М., Мысль, 1972, с.437.

84. Основные аспекты китайской проблемы. 1965-1975. М., Изд.полит.лит., 1976, с.277.

85. Пакистан: проблемы политики и экономики. М., Наука, 1978, с.256.

86. Поздняков Э.А. Системный подход и междунродные отношения. М., Наука, 1976, с.159.

87. Политика США в Азии. М., Наука, 1977, с.272.

88. Прозаускас А.А. Сикким: 22-й штат Индии. М., Наука,1980, с.127.

91. Сергеева Э.А. Внешняя политика и внешнеполитическая пропаганда руководства КПК. М., Наука, 1978, с.189.

93. Симония Н.А. Революционный процесс в странах Азии и Африки. Тбилиси, Мецниереба, 1984, с.231.

94. Советский Энциклопедический словарь. М., Изд.Советская энциклопедия, 1980, с.1599.

95. Тихвинский C.JI. История Китая и современность. М., Наука, 1976, с.359.

96. Ульяновский Р.А. Современные проблемы Азии и Африки. Политика. Экономика. М., Наука, 1978, с.295.

127. China and the three worlds. A foreign policy reader.

130. China and the Y/orld. vol.3. Beijing: Beijing rev.,1983. IOOp.

136. China since 1Лао. London: Ivlacmillan Press, 1980.-202p.

146. Choudhuri S. Maoist Betrayal. India: A case study.- New Delhi: Sterling Publishers Pvt. Ltd.,1980.-I29p.

148. Cline R. World Power Trends and US Foreign Policy for the I980’s. Boulder/Calif./: Y/estview press, 1980.- XVIII + 228p.

154. Eekelen 17.F.von. Indian foreign policy and the border dispute with China. ‘The Hague: Hijhoff, 1964.- XIV + 220p.

157. The Foreign Relations of the People’s Republic of China. Ed. by «inberg Chai. Hew York: Putnam,1972. XIII + 420p.

159. Hinton H.C. Chinas Turbulent Quest. An Analysis of China’s Foreign Relations since 1945. N.Y.: Mac-millan, 1970. XI + 340p.

169. Lifschultz Ъ. Bangladesh: The unfinished revolution.- L.:Zed Press, 1979. IX + 2IIp.

174. Military Power and Policy in Asian States: China,India,

176. Mukherjee A. India’s policy towards Pakistan. —New Delhi:Associated book centre, 1983. I37p.

179. Nsnda B.R. Indian Foreign Policy. The Nehru Years.- New Delhi: Vikas publ. house, 1976. IX + 279p.

182. Calif./: Dickenson publ. со., 1969. X + I56p.

186. Ram M. Maoism in India. Delhi:Vikas publ.,1971. VIII + I96p.

187. Ram M. Politics of Sino Indian Confrontation.- Delhi: Vikas publ., 1973. 24Ip.

193. Saxena K.C. Pakistan. Her relations with India.- Delhi: Vikas publ. house, 1966. XII + 267p.

196. Shaha R. Nepal politics. Retrospect and prospect.- Delhi,e.a.: Oxford univ. press, 1975. 208p.

202. Syed A.H. China and Pakistan. Diplomacy of an entente cordiale. Amherst: Univ. of Hassachussts press, 1974.- 259p:

204. United Nations Yearbook, 1971.

206. V/ang Li, Chi a Yi hsueh, Li Hsin. The Dictatorship of the Proletariat and the Great Proletarian Cultural Revolution. Peking:Foreign Languages Press,1967.-I27p.

212. Апалин Г. Идеологические основы внешней политики группы Мао Цзэдуна. Международная жизнь, 1976, № 6, с.60-72.

213. Апалин Г. Политика Пекина на Среднем Востоке. Азия и Африка сегодня, 1981 № II, с.15-17.

214. Асланов P.M., Болотин Б.А. Идеологическая экспансия Пекина в Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Народы Азии и Африки, 1981, № 3, с.38-50.

216. Володин В. Внешнеполитические маневры Пекина в Южной Азии. Международная жизнь, 1978, № 10, с.22-32.

217. Давыдов В.§., Кременюк В.А. Стратегия США в зоне Индийского океана. США: экономика, политика, идеология, 1973, № 5, с.6-17.

222. Константинов Т.П. Экономические связи КНР и Шри Ланки.- Проблемы Дальнего Востока, 1976, № 2, с.103-112.

224. Кюзаджян Л.С., Сорокина Т.Н. Влияние традиций на маоизм в оценке зарубежного китаеведения. В кн.: Китай: традиции и современность. М., Наука, 1976, с.279-319.

225. Лукин В.П. Китайский фактор в политике США. В кн.: США: региональные проблемы внешней политики. М., Наука, 1971, C.III-I43.

226. Матвеев Г.В. Политические махинации Пекина на Индостан-ском полуострове. Проблемы Дальнего Востока, 1972, № 4, с. 39-45.

227. Мика Мирослав. Причины китайской позиции. В кн.: Маоизм глазами коммунистов. М., Прогресс, 1969, с.61-76.

228. Ольгин B.C. Экспансионизм в пограничной политике Пекина.- Проблемы Дальнего Востока, 1975, № I, с.36-47.

229. Опасное партнерство. Коммунист, 1980, № II, с.101-109.

230. Тисоян Н. О политике Пекина в Южной и Юго-Восточной Азии.- Правда, I марта 1974 г.

231. Тихвинский С.Л. Коллективная безопасность в Азии: предпосылки, принципы, проблемы. Мировая экономика и международные отношения, 1974, № I, с.18-29.

245. Halimarski A. XII Zjazd KPCh a chinska polityka zagra-niczna. Sprav/y Mi^dzynarodowe, 1982, № 12.- p.55-70.

251. Jhe, Krishna shree. Nepal’s India Policy: quest for independence. Foreign Affairs, 1976,vol.25,№ II.- p. 179 196.

264. Nepal press digest, Kathmandu, 24.05.1971.

286. Tahir-Kheli Shirin. Chinese Objectives in South Asia.- Asian Survey, October 1978,vol.XVIII,№ IO.-p.I047-I06I.

293. Газеты, журналы, периодические издания81. Правда, 1966-1984.82. Известия, 1966-1984.83. Новое время, 1966-1984.84. За рубежом, 1966-1984.

294. Азия и Африка сегодня, 1966-1984.86. Коммунист, 1966-1984.

295. Народы Азии и Африки, 1966-1984.

296. Международная жизнь, 1966-1984.

297. Мировая экономика и международные отношения, 1966-1984.

298. Проблемы Дальнего Востока, 1966-1984.

299. Проблемы мира и социализма, 1966-1984.

300. США: экономика, политика, идеология, 1966-1984.813. Жэньмин жибао, 1965-1983.

301. Информационный бюллетень агентства Синьхуа, 1965-1970.

302. Asia; Quarterly, :Bruxelles. 1972-1984.

303. Asian Recorder, Hew Delhi. 1976-1983.

304. Asian Survey, Berkeley /Calif./. 1970-1983.

305. Beijing /Peking/ Review, 1965-1984.

306. China Hews Analysis, Hong Kong. 1970-1983.

307. The China Quarterly, London. 1965-1983.

308. China report, Hew Delhi. I970-I98I.

309. Far Eastern Economic Review, Hong Kong. 1965-1983.

310. Foreign Affairs, Baltimore. 1966-1983.

311. The Journal of Asian Studies, Ann Arbor,/ivlich./, 19701983.

312. Polityka, Warszawa. 1970-1984.

313. Sprawy Miqdzynarodowe, Warszawa. 1966-1984.

314. Time, New York /N.Y./. 1970-1984.

315. ТгуЪипа Ludu, Warszawa, 1970-1985.

316. Xinhua News Agency Bulletin, Beijing. 1971-1983.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *