классификация налогов по характеру налоговых ставок

Виды налогов

классификация налогов по характеру налоговых ставок

В зависимости от методов расчета и форм оплаты, различают такие виды налогов:
— прямые и косвенные;
— аккордные и подоходные;
— прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Виды налогов предпринимательской деятельности

Виды налогов физических лиц

Физические лица должны платить такие виды налогов:
— налог на доходы физических лиц;
— пенсионные социальные вычеты;
— имущественные вычеты;
— таможенные пошлина и сборы;
— налог на недвижимость;
— земельный налог;
— транспортный налог;
— налог на имущество физических лиц.
— налог на наследование или дарение.

Некоторые категории граждан (инвалиды, участники Великой Отечественной войны, пенсионеры и другие) имеют льготы по уплате отдельных налогов и даже могут полностью освобождаться от выплат. Исчисление налогов производят налоговые органы, отправляющие налогоплательщикам платежные извещения ежегодно в срок до 1 августа.

Классификация налогов

Налогоплательщики РФ обязаны платить различные типы налогов. Существует несколько категорий таких платежей:
1. С точки зрения бухгалтерского учета налоги подразделяются на:
— относимые на издержки производства и обращения;
— включаемые в продажную цену товаров, работ и услуг;
— относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);
— налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
2. В зависимости от уровней органов власти, взимающих платежи, различают такие виды налогов:
— федеральные;
— региональные;
— местные.

Отдельные виды налогов

Совет от Сравни.ру: В налоговое законодательство часто вносятся изменения, поправки, дополнения. Для своевременной и точной уплаты налогов, грамотного составления налоговой декларации, оптимизации выплачиваемых сумм, стоит обратиться за консультацией к опытному юристу.

Источник

Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным

Налоги – основной источник доходов государства. В налоговой системе РФ выделяют федеральные, региональные и местные налоги – в соответствии с уровнем бюджета, в который они зачисляются. Остановимся на каждой группе подробнее.

Налоги – обязательные безвозмездные платежи населения (физлиц и организаций) в бюджеты различных уровней.

С 1998 года главным документом, устанавливающим виды налогов в нашей стране, основания и порядок их уплаты, права, обязанности и ответственность участников налоговой системы, является Налоговый кодекс РФ (далее – НК).

Согласно ст. 12 по уровню управления выделяют федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги (ФН)

ФН регулируются ст. 13 НК «Федеральные налоги и сборы» и действуют на всей территории РФ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Каждый, кто хотя бы раз работал официально, знаком с НДФЛ. Кроме зарплаты он распространяется на прибыль от продажи или сдачи недвижимости в аренду, реализации ценных бумаг, выигрыши в лотереях и т.д.

Ставка НДФЛ для большинства плательщиков составляет 13%, но есть случаи, когда она увеличивается до 15% и даже до 35% – подробно об этом рассказывали в этой статье.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Еще один налог, в уплате которого косвенно задействованы все жители России, – НДС. Если по-простому, это наценка, которая включается в конечную стоимость товаров, работ и услуг.

Компании (в том числе НКО) и частные предприниматели, которые:

Налоговой базой (НБ) для исчисления НДС является выручка компании или предпринимателя.

Законодательство предусматривает три величины ставки (Нст):

Рассчитывается по формуле: НДС = НБ х Нст : 100

Организации и предприниматели, у которых сумма выручки за три предыдущих месяца меньше 2 млн рублей, могут обратиться в налоговую для отмены НДС на год.

Налог на прибыль организации (НПО)

ФН, в основном, являются источником финансов для государственной казны, но могут пропорционально распределяться между бюджетами разных уровней, как, например НПО.

Российские предприятия (ООО, АО, ПАО и т.д.)

Иностранные фирмы, которые постоянно работают или получают прибыль от источника на территории Российской Федерации (например, проценты, дивиденды, вознаграждения).

Иностранные юрлица, которые управляются из России или признаются налоговыми резидентами РФ по условиям международного договора

20% от прибыли организации.

Из них лишь 2% перечисляются в федеральный бюджет. Остальные 18% принадлежат субъекту РФ, где функционирует предприятие.

Субъекты федерации могут вводить свои значения НПО для определенных категорий налогоплательщиков в диапазоне от 13,5% до 18%

НПО не платят те, кто развивает игорный бизнес, и участники проекта Инновационный центр «Сколково».

Водный налог (ВН)

Водный налог уплачивают не только компании, но и физические лица, которые пользуются водой по лицензии:

Ставка и база для исчисления ВН зависит от способа использования и вида водного объекта. Список водоемов, за которые не придется платить ВН, указан в пункте 2 ст. 333.9 НК.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Если организация добывает полезные ископаемые (в том числе за пределами России), она должна уплачивать НДПИ.

Как рассчитывают НДПИ

Начисляют на количество или на стоимость полезных ископаемых (подробнее по ссылке выше)

Ставки зависят от видов полезных ископаемых, причем на некоторые виды, которые перечислены в п.1, действует льготная ставка 0% или 0 рублей

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)

НДДДУС начисляется на сумму допдохода от добычи таких углеводородов, как:

Налоговая ставка равна 50% от суммы допдохода. В данном случае дополнительный доход – это разница между всеми доходами и расходами.

Акцизы

Акцизы – это косвенные налоги, которые налагаются при производстве на товары массового потребления. Это в том числе табачная, алкогольная и другая спиртсодержащая продукция (лекарства, косметика и парфюмерия, бытовая химия), бензин и дизель и т.д.

Акциз включается в цену, а это значит, что он фактически уплачивается конечным потребителем. Его размер по некоторым товарам достигает половины, а иногда и 2/3 цены.

Специальные налоговые режимы

Некоторые организации освобождены от ряда ФН, так как применяют специальные режимы налогообложения:

Переход на данную систему возможен, если выручка от этих видов деятельности превышает 70%. Налоговая ставка всего 6%.

На выбор организации есть два варианта расчета налогооблагаемой базы. Это могут быть доходы или прибыль (то есть за вычетом расходов). Соответственно ставка 6% или 8%, либо 18% или 20% (в зависимости от штата и годовой выручки).

Об условиях перехода на УСН читайте в нашем блоге.

Региональные налоги (РН)

РН устанавливаются НК и законами субъектов Российской Федерации, то есть в данном случае могут появляться особые условия налогообложения и ставки (разумеется, в допустимых пределах). РН в полном объеме поступают в бюджеты регионов.

Транспортный налог (ТН)

Плательщиками ТН являются владельцы наземного транспорта на пневматическом и гусеничном ходу (автомобилей, мотоциклов, автобусов и т.д.), мотосаней и снегоходов, водного и воздушного транспорта.

Величина ТН зависит от характеристик объекта налогообложения:

Кроме того, региональные власти могут вводить прогрессивные ставки на основе возраста и/или экологического класса транспорта – так сумма ТН может уменьшаться, но чаще увеличиваться более чем в 10 раз.

О других расходах, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей, и как на них сэкономить, читайте в этой статье.

Налог на имущество организаций (НИО)

НИО начисляется на среднегодовую остаточную (иногда кадастровую) стоимость недвижимого имущества налогоплательщиков (юрлиц).

Налоговые ставки формируют региональные законы в пределах 2,2%; они врьируются в зависимости от категории организации и/или имущества.

Налог на игорный бизнес (НИБ)

НИБ уплачивают организации, которые зарабатывают на:

Если коротко – это юрлица, которые работают в сфере игорного бизнеса.

Величина НИБ определяется индивидуально в рамках предельных размеров. Разброс достаточно большой – например ставка, начисляемая на игорные столы, варьируется от 25 до 125 тысяч рублей.

Местные налоги (МН)

Жизненный цикл МН формируется на основании НК, а также локальных нормативных актов, которые издали органы местного самоуправления.

Налог на имущество физических лиц (НИФЛ)

В отличие от налога организаций НИФЛ поступает прямиком в муниципальную копилку.

Физлица с любой недвижимостью в собственности.

За основу для начисления НИФЛ берут кадастровую стоимость.

Базовая ставка в зависимости от вида недвижимости может составлять 0,1%, 0,5% или 2%.

В некоторых случаях 0,1% могут снизить до 0% или, напротив, увеличить в пределах 0,3% (ст. 406 п. 3).

Земельный налог (ЗН)

ЗН платят и простые граждане, и организации, у которых есть земля в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Ставки ЗН регулируются локально, местными актами, но не превышают предельные значения:

В чем разница между сборами и налогами

Кроме обычных и упрощенных режимов российская налоговая система включает в себя сборы:

Несмотря на то, что сборы и налоги имеют схожие черты, различий между ними гораздо больше.

Налоги

Сборы

Всегда выражаются в денежном эквиваленте

Могут выражаться не только в денежных средствах

Уплачиваются с определенной периодичностью

Подлежат единовременной уплате

Итоговая сумма зависит от нескольких факторов

Неплательщику грозит административная и даже уголовная ответственность

Неплательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу

В заключение отметим, что Российские налоги считаются невысокими, если сравнивать со многими европейскими государствами. Например, ставки подоходного налога для физлиц в Австрии, Италии, Испании, Бельгии (и не только) превышают 50%, а налог на жилую недвижимость в Великобритании может составлять 18% или 28% в зависимости от заработка собственника.

Источник

Классификация налогов: основные виды фискальных платежей

Действующая налоговая система, виды налогов и их классификация, предусматривает градацию фискального обременения по главным признакам. Определим структуру основных видов налогов в РФ, приведем конкретные примеры для каждой группы фискальных обязательств.

По уровню законодательной власти

Основополагающая классификация налогов в РФ — это дробление фискальных платежей по уровням власти, которые наделены полномочиями устанавливать исключительные нормы и правила налогообложения по конкретному сбору.

Если говорить простым языком, то условия начисления и уплаты по каждому налоговому платежу могут регулироваться. От того, кто утверждает данные правила, определяются основные виды налогов в России.

По уровню законодательной власти классификация налогов кратко распределяется на три уровня. Определим данные понятие и виды налогов и сборов в РФ:

Данная система налогов (классификация налогов-сборов) не единственная. Рассмотрим следующие группировки.

Классификация по объекту обложения

В данной системе все обязательства разделены на две большие группы: прямые и косвенные. Определим понятия данных видов налогов и сборов в Российской Федерации.

Прямые — это те фискальные сборы, которые исчисляются напрямую к доходу или стоимости имущества налогоплательщика. Причем расчеты с бюджетами ведется исключительно за счет самого плательщика, то есть за счет его собственных доходов, средств, денег. Например: НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный.

Косвенные — это те сборы, которые взимаются с потребителя товара, работы или услуги, представляют собой специальную наценку на стоимость. В данном случае компании — плательщики косвенных фискальных платежей выступают в роли налоговых агентов между потребителями и государством, так как именно они исчисляют и уплачивают средства в бюджет. Например: НДС или акцизы.

По статусу налогоплательщика

Виды налогов и способы их классификации по категории плательщиков выглядят следующим образом:

Классификация по различным признакам

Действующая налоговая система РФ, классификацию налогов, сборов предусматривает по многочисленным критериям. Ключевые группировки мы рассмотрели выше. Остальные разграничения представим в виде таблицы.

Налоговая система РФ, виды налогов, таблица:

Описание критерия классификации налогов с примерами

По предмету обложения

Группируются по объекту налогообложения. Например, имущественные платежи исчисляются с конкретного вида имущества, находящегося в собственности налогоплательщика. Доходные — с определенного рода доходов, исчерпывающий перечень которых регламентирован в НК РФ.

Разграничение зависит от целевого назначения платежа. Так, для общих сборов установлена единая, общая цель — пополнение государственного бюджета. Целевые платежи направляются в бюджет на конкретные цели. Например, транспортный направляется в фонд по реконструкции дорог.

По методам исчисления

Транспортный (ставка устанавливается в зависимости от мощности авто).

НДФЛ, НДС (в процентном отношении в облагаемой базе).

Страховые взносы (ставка изменяется при изменении объема фискальной базы).

ЕНВД (в твердой сумме, не изменяются при увеличении, уменьшении объекта обложения).

По бухгалтерскому источнику уплаты

С заработной платы

НДФЛ, страховые взносы.

Относимые на финансовый результат

На имущество организаций.

Относимые на себестоимость готовой продукции

Транспортный, страховые взносы, НДФЛ.

Исчисленные с валовой прибыли

На прибыль организаций.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Источник

Что такое прямые налоги

Какие они бывают и чем отличаются от косвенных

Прямые налоги физические и юридические лица платят с дохода и принадлежащего им имущества. Кроме того, такие налоги платят те, кто занимаются определенным видом деятельности — так устроен, например, налог на игорный бизнес или добычу полезных ископаемых.

Владелец имущества или получатель дохода обычно должен сам платить такие налоги. И чем больше доход или стоимость имущества в собственности, тем выше налоги.

Какую функцию выполняют прямые налоги

Прямые налоги не только позволяют государству собирать деньги с тех, у кого они есть. Они выполняют и другие функции:

Отличие прямых налогов от косвенных

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания или гражданин платят из своих денег. Например, человек, который сдает квартиру, сам заплатит 13% НДФЛ; автовладелец — транспортный налог; предприятие — налог на прибыль.

Косвенный налог, например НДС или акциз, перечисляет государству продавец товара или услуги, но, так как налог включен в конечную цену продукта, фактически эти деньги платит покупатель.

Соотношение прямых и косвенных налогов. В разных государствах количество прямых и косвенных налогов соотносится между собой по-разному. Например, в США или Великобритании, где частный бизнес играет заметную роль в экономике, большая часть доходов бюджета приходится на прямые налоги. В странах Латинской Америки и Африки — на косвенные, так как здесь часто происходят финансовые кризисы, и надо синхронизировать сбор налогов с ростом цен.

Российская экономика ближе к латиноамериканской модели: косвенные налоги составляют чуть меньше половины доходов госбюджета, на прямые приходится около трети, остальное — доходы от экспорта энергоносителей.

Виды прямых налогов

Все косвенные налоги зачисляются напрямую в федеральный бюджет. Прямые налоги поступают и в федеральный, и в региональный, и в местные муниципальные бюджеты.

Например, весь собранный налог на добычу полезных ископаемых станет доходом федерального бюджета, транспортный налог — регионального, а земельный — муниципального. А налог на доходы физических лиц разделят между собой регион и муниципалитет, причем большая часть денег попадет на региональный уровень.

В налоговом кодексе налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Но эта классификация не привязана к тому, в какой именно бюджет попадают деньги.

Федеральные налоги обязательны на всей территории страны, а их размер и порядок сбора везде одинаковый: например, основная ставка налога на доходы физлиц равна 13%. К федеральным прямым налогам помимо НДФЛ относятся налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также сборы от предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения.

Местные налоги — налоги, которые обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований. Так же, как и в случае с региональными налогами, величина и сроки уплаты местных налогов могут отличаться в разных муниципалитетах. К местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физлиц и единый налог на вмененный доход.

Налог на доходы физических лиц, еще его называют подоходным налогом, рассчитывается как процент, полученный от дохода:

Часть доходов не облагается НДФЛ. Например, этот налог не платят с пенсий, социальных пособий и компенсаций, алиментов, грантов, с дохода от продажи продукции с личных подсобных хозяйств.

НДФЛ можно вернуть, если деньги пошли на покупку или строительство жилья, лечение, образование или хранились три года на индивидуальном инвестиционном счете. Это называется налоговым вычетом.

Налог на прибыль — аналог подоходного налога, но платят его организации. Прибыль, которую облагают налогом, рассчитывают как доходы минус расходы предприятия. Все расходы надо обосновать документами. Затраты, которые государство не признает расходами, перечислены в статье 270 налогового кодекса.

Базовая ставка налога на прибыль в России составляет 20%. Из них 3% уходит в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. Раньше налоговый кодекс разрешал снижать региональную ставку налога на прибыль для отдельных категорий организаций до 12,5%, но теперь этого делать нельзя — правда, ставки, которые снизили до 1 января 2018 года, продолжают действовать.

Налог на имущество организаций — региональный налог, ставку которого устанавливает каждый субъект федерации. При этом в налоговом кодексе установлена верхняя граница — 2,2%. Организации платят налог на имущество только с недвижимости. Для этого учитывают кадастровую или балансовую стоимость — в зависимости от региона и вида объекта. Земельные участки таким налогом не облагаются, движимое имущество с 2019 года — тоже.

Налог на имущество физических лиц — местный налог. Ставки на него устанавливают муниципалитеты. Но налоговый кодекс устанавливает пределы ставок, которые зависят от инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество платят владельцы недвижимости — жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и т.п.

Государство освобождает от уплаты налога на имущество льготные категории граждан — инвалидов 1 и 2 групп, героев России, чернобыльцев, военных пенсионеров и т.д. Обо всех льготниках можно прочитать в статье 407 налогового кодекса. Кроме того, муниципалитеты могут устанавливать свои льготы по этому налогу.

Земельный налог — местный налог, который платят собственники земельных участков — и юридические, и физические лица. Участки, которые входят в состав общего имущества в многоквартирном доме, земельным налогом не облагают.

Ставки по этому налогу устанавливают муниципалитеты. При этом ставка не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости земли, а для земель сельхозназначения, занятых жилыми домами или коммунальной инфраструктурой, а также дачными и садовыми участками — 0,3%.

Транспортный налог относится к региональным. Ставки по нему, срок уплаты и льготы устанавливают законодательные собрания регионов. Налогом облагаются автомобили, мотоциклы, а также воздушные и водные транспортные средства — например, моторные лодки и гидроциклы. Налоговые ставки на автомобили зависят от мощности двигателя.

Водный налог платят и физические и юридические лица за пользование водными объектами. Налог рассчитывается по-разному, в зависимости от того, с какой целью используется водоем:

Ставки налога устанавливают отдельно для разных морей, рек, озер и других водоемов в зависимости от экономического района страны.

Налог на игорный бизнес — региональный налог. Его платят не только казино и залы с игровыми автоматами, но и букмекерские конторы. Ставки определяют сами регионы, но налоговый кодекс устанавливает ограничения. Например, за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 10 до 14 тысяч рублей.

Букмекеры имеют право работать во всех регионах России, а казино и игровые залы — только в шести специальных зонах, которые расположены в Приморском, Алтайском и Краснодарском крае, Калининградской области, Ростовской области и Крыму.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, которые платят организации, занимающиеся разработкой недр. При этом налогом не облагается добыча подземных вод и метана из угольных пластов. Виды полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом, есть в статье 337 налогового кодекса.

Ставки этого налога бывают двух видов: твердые — конкретная сумма на определенный объем добытых полезных ископаемых, и адвалорные — процент от стоимости добытого.

Твердые ставки применяются для нефти, газа, газового конденсата и угля. Например, при добыче нефти налог составляет 919 Р за тонну, газа — 35 Р за 1 тысячу кубометров.

Для всех остальных ископаемых применяются адвалорные ставки, которые зависят от вида полезных ископаемых. Например, добыча калийных солей облагается по ставке 3,8%, торфа — 4%, 4,8% — железной руды.

Источник

Тема 4. Государственные доходы

Целью изучения темы является ознакомление с сущностью, структурой государственных и порядком формирования государственных доходов.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Оглавление

4.1. Содержание и виды государственных доходов

4.1.1. Сущность государственных доходов

Государственные доходы это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Следует различать понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», которые не идентичны друг другу. В первом случае речь идет о более широкой группе отношений, т. к. в состав государственных доходов кроме доходов государственного бюджета включаются доходы государственных предприятий и средства государственных внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством, называются централизованными и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, например доходов от внешнеэкономической деятельности, государственного имущества, таможенных сборов, платежей населения и т. д. Ресурсы, остающиеся в распоряжении государственных предприятий, называются децентрализованными и образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Объектом распределения на государственных предприятиях выступают прибыль и амортизация. В качестве объекта бюджетных отношений рассматриваются налоговые платежи, сборы, пошлины. Объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц.

Если вновь созданной стоимости не хватает для покрытия финансовых нужд, например в период экономического кризиса, государство может обращаться к другому источнику – национальному богатству. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности: золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества.

4.1.2. Виды государственных доходов

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных (около 90%), так и внебюджетных фондов.

Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления. Центральные правительства имеют в своем распоряжении наиболее крупные налоги, так, например, налог на прибыль корпораций, подоходный, основные косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины. Они направляются в государственный бюджет (для России – в федеральный) и обеспечивают функционирование центральных органов государственной власти и управления по осуществлению возложенных на них функций. За местными властями закрепляются менее крупные налоги, поступающие в местные бюджеты.

Дадим характеристику основных видов государственных доходов (рис. 1 ).

классификация налогов по характеру налоговых ставок

Рис. 1. Классификация государственных доходов

По порядку образования и использования выделяют централизованные и децентрализованные государственные доходы, характеристика которых была приведена выше.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по форме. Более разнообразными по форме и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления.

По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода и финансовые санкции. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т. д.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

Для стран с двухзвенной бюджетной системой выделяют:

Возможны и другие классификации государственных доходов, однако они имеют гораздо меньшее распространение и служат для решения конкретных задач.

4.2. Общая характеристика налогов

4.2.1. Сущность налогов и принципы налогообложения

Налоги — это важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов и сборов приводится в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Основными отличительными признаками налогов как экономической категории являются:

Рассмотрим основные принципы налогообложения.

Известный экономист Адам Смит сформулировал эти принципы в форме четырех положений, с которыми, как правило, соглашались все последующие авторы:

Принципы А. Смита стали «аксиомами» налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии со спецификой современного уровня развития.

Современные принципы налогообложения:

4.2.2. Элементы налогов

Дадим определения элементам налога.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога — это юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Например: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога — покупатель товара.

Объект налога — доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу — гектар, сотка.

Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы:

4.2.3. Функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях. Различают следующие функции налогов:

Фискальная функция реализует основное предназначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам.

3. Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

4. Регулирующая функция приобретает особо важное значение в условиях активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних — сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность.

5. Социальная функция . Представляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение — предотвращать обнищание низкооплачиваемых слоев населения. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

4.2.4. Способы взимания налогов

Налоги могут взиматься следующими способами.

Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств, который взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

4.3. Классификация налогов, налоговая политика

4.3.1. Классификация налогов

Вся совокупность налогов, функционирующих в цивилизованных странах, может быть классифицирована по множеству признаков. Одна из возможных классификаций налогов приведена на рис. 2.

По объекту обложения выделяют прямые и косвенные налоги. Прямыми называются налоги, которыми непосредственно облагаются налогоплательщики. Объектом прямого налогообложения выступает имущество или доход налогоплательщика. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами прямых налогов служат: налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц. Прямые налоги могут быть реальными и личными.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (дома, земля, промыслы, денежный капитал). При этом финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, в расчет берется только непосредственный объект налогообложения. Расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества, определяемой по специальному кадастру.

Основными видами реальных налогов являются: земельный, налог на ценные бумаги. Взимание реальных налогов требует значительных дополнительных издержек (содержание специального аппарата для составления кадастров и т. д.). Существенным недостатком системы прямых реальных налогов является несовершенный механизм их учета и взимания, оставляющий значительные возможности для сокрытия получаемых доходов от налогообложения. Поэтому наибольшее распространение в современном мире получили прямые личные налоги.

классификация налогов по характеру налоговых ставок

Рис. 2. Классификация налогов

Прямые личные налоги – это налоги, которыми облагаются доходы или имущество физических и юридических лиц. В отличие от реальных налогов, личное налогообложение учитывает как индивидуальный доход или имущество каждого плательщика, так и его финансовое состояние. Личные налоги взимаются у источника дохода или по налоговой декларации. К основным видам личных прямых налогов относятся: налог с доходов физических лиц, поимущественные налоги, налоги на прибыль и др.

Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, личные – в прогрессивных. Реальными налогами облагается валовый доход, который приносит имущество, а при личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном обложении государство становится, по существу, участником распределения новой стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимости в момент реализации товаров или услуг. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом плательщика. Плательщиком этих налогов становится потребитель (покупатель) товаров или услуг, облагаемых косвенными налогами. Собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является, по существу, сборщиком налога, налоговым агентом.

Косвенные налоги отличаются простотой взимания, их применение дает эффект даже в условиях падения производства. Покупатель товара налог не платит, но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Юридически же налог платят предприниматели, а уплаченный предпринимателями налог возвращается после реализации товара, т. е. происходит его переложение на плечи работающих, что сокращает реальную заработную плату. Таким образом, косвенные налоги – самые несправедливые налоги.

Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главных разновидностях – акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

Акцизы представляют собой надбавку к цене товара или тарифа. Объектом обложения выступают, как правило, товары массового внутреннего производства (сахар, чай и т. д.), различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. Кроме товаров внутреннего производства акцизами в ряде случаев облагаются и импортные товары сверх таможенных пошлин, если аналогичные товары в стране подвергаются подакцизному обложению, тем самым акцизы выполняют протекционную роль.

Индивидуальными акцизами облагаются отдельные товары или товарные группы. Они взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Объектом обложения выступают определенные товары (алкогольные напитки, табак, бензин и др.). Ставки акциза устанавливаются: единые – для товаров, сорта которого мало отличаются друг от друга по качеству и ценам (соль, спички); дифференцированные – для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, крепости (вина, масла, ткани); средние – для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия).

Универсальный акциз (налог с оборота, налог на продажу, налог на добавленную стоимость) взимается со стоимости целой совокупности товаров внутреннего производства, а в некоторых странах – и с иностранного производства, а также с денежного оборота оказываемых услуг. По сравнению с индивидуальным акцизом налог с оборота имеет ряд преимуществ. Он увеличивает доход бюджета автоматически (без повышения ставок) с увеличением номенклатуры потребительских товаров. Кроме того, под контроль государства попадает большее количество товаров.

Фискальные монопольные налоги – косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. Ставки этого налога не устанавливаются. Государство, монополизируя производство и реализацию (или одно из них) определенного вида товара, продает его по высоким ценам, включающим налог. Данный вид налога возник из регалии, т. е. исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Главная цель налога – дополнительная мобилизация средств в бюджет, причем государство, как собственник средств производства, получает предпринимательский доход и высокий налог. В зависимости от специфики той или иной страны такими налогами могут облагаться табачные изделия, соль, спиртные напитки и т. п.

Фискальные монополии могут быть полные (монополизируется производство и реализация) и неполные (монополизируется только производство, либо только реализация).

Таможенные пошлины – косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.

Исторически существовали ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Первые пошлины носили чисто фискальную направленность. В настоящее время преобладают импортные таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.

Таможенные пошлины взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина), в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина). По адвалорным ставкам облагается сырье, продовольствие, по специфическим ставкам – готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки, так называемые смешанные ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам, максимальные – к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также многим видам сельскохозяйственной продукции, льготные – к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

Посредством механизма таможенных пошлин государство может ограничивать импорт тех или иных товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Существуют различные виды таможенных пошлин. В зависимости от цели применения они подразделяются на:

По видам налогоплательщиков (субъекту уплаты) налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

По объекту обложения выделяют налоги:

По источнику уплаты выделяют налоги:

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения:

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения — подушное.

Согласно пропорциональному налогообложению для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т. е. налог уплачивается сообразно средствам каждого.

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение.

По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом.

Федеральные налоги и сборы :

Региональные налоги и сборы:

Местные налоги и сборы:

Кратко охарактеризуем важнейшие из перечисленных выше налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом (универсальным акцизом), влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.

В своем развитии универсальный акциз претерпел существенные изменения. Первоначально он взимался с предприятия многоступенчатым (каскадным) методом, т. е. на каждой стадии производства или обращения товара. Многократность обложения существенно увеличивала цену товара и вызывала недовольство потребителя. Кроме того, она затрудняла организацию платежа, требовала значительного количества документов. Более простым стал порядок взимания налога при однократном обложении по обороту, на стадии производства или реализации, но по повышенной ставке.

Завершающей ступенью эволюции универсального акциза стал налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый с части стоимости на каждой стадии производства или обращения. Из суммы налога, определенной для той или иной стадии, исключается налог, уплаченный на предыдущей стадии.

Введению НДС в странах способствовали, с одной стороны, недостатки существующих налоговых систем: большой объем прямых налогов, широкие масштабы уклонения от их уплаты, необходимость ликвидации таможенных барьеров в условиях создания таможенных союзов, с другой – стремление к увеличению налоговых доходов путем расширения налоговой базы, а также к повышению эффективности налогообложения, созданию новой налоговой системы, отвечающей современному уровню экономической деятельности. Кроме того, налог прост при взимании и дает значительные поступления, стимулирует рост производительного накопления, упрощает проблему контроля за сроками продвижения товара и качеством, снижает издержки производства и ускоряет реализацию, способствует экспорту, поскольку вывоз товара НДС не облагается. В целом государство широко использует этот налог для регулирования производств.

НДС изобрел французский экономист М. Лоре, который в 1954 г. дал описание схемы действия налога на добавленную стоимость, призванного заменить налог с оборота. НДС сначала прошел экспериментальную проверку с 1955 г. в республике Кот-д’Ивуар. Затем начал использоваться с 1958 г. во Франции и в ФРГ.

НДС был введен в России с 1 января 1992 г. одновременно с отменой взимания налога с оборота и налога с продаж. По сравнению с налогом с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости. Причем конечный результат (оклад налога) является одинаковым как в случае взимания налога с оборота, так и НДС по одной ставке. Однако налоговые платежи поступают более равномерно именно при взимании НДС.

Данное нововведение в нашей стране было обусловлено необходимостью решения следующих задач:

Однако в России налог на добавленную стоимость вводился вопреки накопленному в этом отношении мировому опыту.

Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка (экономического подъема), заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку. В России НДС стал использоваться в условиях спада и, причем, сразу по достаточно высокой ставке 28 %. При этом вводились и дополнительные прямые налоги.

Замена налога с оборота на НДС имела существенное негативное последствие — привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что, в свою очередь, привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала.

В настоящее время в РФ действуют две ставки НДС: 18 % и 10 % (для продуктов питания, детских товаров и т. д.).

Носителем налога на добавленную стоимость является непосредственный покупатель товара или услуги.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

По общему правилу налоговая база определяется как стоимость реализации товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цены товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

При этом в цену реализованных товаров включается сумма акцизов (для подакцизных товаров и сырья) и не включается собственно НДС и налог с продаж.

Акцизы (индивидуальные акцизы) — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. С развитием рыночных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы несколько сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.

Акцизы — разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черт:

В США акцизы называют «налогами на грехи» (они налагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе).

Акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин. Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах. По величине акциз может составлять более 50 % от стоимости товара.

В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются:

Подакцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый конденсат; природный газ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При применении специфических налоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах).

Ставки акцизов являются едиными для всей территории Российской Федерации и подразделяются на следующие виды:

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций.

Налог на прибыль организации занимает весьма значимое место в современной налоговой системе России. Это — прямой налог, т. е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).

Плательщиками налога на прибыль являются:

В качестве объекта налогообложения выступает конечный стоимостный результат деятельности хозяйствующего субъекта, т. е. налогооблагаемая прибыль, получаемая из чистой прибыли путем соответствующих корректировок.

Ставка налога на прибыль РФ в настоящее время составляет 24 %.

Введена единая ставка налога — 13 %. Для отдельных видов доходов (в частности — по банковским вкладам, договорам страхования) установлена ставка в размере 35 % и 30 % по дивидендам и доходам нерезидентов.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

В налоговую базу включаются все полученные налогоплательщиком доходы как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом никакие удержания из дохода налогоплательщика не подлежат исключению из налоговой базы.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц устанавливается продолжительностью в один календарный год. По окончании каждого календарного года налогоплательщиком определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая оплате.

4.3.2. Эволюция налоговых систем

Под налоговой системой понимается построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

Развитие налоговых систем отражает как уровень развития экономики (динамику изменений и масштабы валового внутреннего продукта, товарный оборот, инвестиции, состояние денежного обращения), так и развитие форм государства (степень развития демократических процессов, форм зависимости государственной власти от общества). В этом отношении теоретический и практический интерес представляет сопоставление эволюции налоговых систем развитых зарубежных стран и отечественной налоговой системы.

В процессе становления налоговых систем западных стран происходило упорядочение и систематизация изъятий части доходов хозяйствующих субъектов в казну государства. Параллельно с этим внутри налоговых систем на смену поземельному и подушному налогам пришел подоходный налог. Общая тенденция развития налоговых систем — изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами. Если до Первой мировой войны преобладали косвенные налоги, то после кризиса 20—30-х гг. XX в. скачкообразно увеличилась роль прямых налогов.

Так, удельный вес прямых налогов в начале XX в. и после Великой депрессии возрос в США с 11 до 70 %, Канаде — с 9 до 56 %, Австралии—с 10 до 51 %, Великобритании—с 48 до 60 %.

Развитие прямого прогрессивного подоходного налогообложения позволило, во-первых, переложить основную тяжесть налогов на имущие классы и слои и, во-вторых, использовать, согласно кейнсианской концепции, финансовую помощь государства для решения социальных вопросов (сокращение безработицы, помощь малообеспеченным через систему социальных трансфертов).

Вторая волна усиления роли прямых налогов наблюдалась в США и странах Западной Европы в период с 1965 по 1975 гг. Причиной этому послужили существенные темпы экономического роста в этих странах, сопровождавшиеся высокими темпами инфляции. Доходы индивидуальных налогоплательщиков возрастали, и поэтому на них все больше переносилась тяжесть налогообложения.

Стагфляция конца 70-х гг. означала кризис кейнсианской модели регулирования и поставила развитие западных стран перед необходимостью пересмотра налоговых систем. Основанием этого явилось расширение и качественное изменение круга собственников. С массовым развитием акционерных обществ, ориентированных на мелкого собственника, расширился круг последних. Инфляция в сочетании с высокими налогами стала стимулом не накопления, а потребления. В этот период относительно возросло налогообложение потребления, т. е. наблюдался рост косвенных налогов.

Косвенное налогообложение также окончательно претерпело принципиальные изменения. Если ранее однократно облагался акцизом широкий перечень товаров повседневного спроса, то с 20-х гг. на первое место среди косвенных налогов выходит налог с оборота (налог с продаж), взимаемый на стадиях окончательной реализации подавляющего большинства товаров. В 1960—1970 гг. произошла следующая трансформация: налог с оборота во многих странах изменился на налог на добавленную стоимость, многократно взимаемый практически со всех товаров на всех стадиях их обработки и реализации. Таким образом, историческая цепочка развития косвен­ных налогов (без учета таможенных пошлин) выглядит следующим образом: акциз ==> налог с оборота ==> НДС .

В основу налоговых систем развитых стран в 1980—1990 гг. была положена неоклассическая теория финансов. Был взят курс на общее снижение тяжести налогового бремени, причем особенно ощутимо были снижены ставки на прибыль корпораций и личные доходы состоятельных слоев населения. Основная тяжесть подоходных налогов была перенесена на представителей среднего класса. Представление о современном состоянии налоговых систем развитых стран дают данные табл. 1.

Роль отдельных налогов в формировании бюджетов в странах ЕС
(данные усредненные, %)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *