классификация прав граждан и обязанностей

Права и свободы человека и гражданина

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

классификация прав граждан и обязанностей

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

классификация прав граждан и обязанностей

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

Источник

Структура и классификация прав и обязанностей человека

Права и свободы человека: структура, понятие, соотношение

Уже отмечалось, что права и свободы, взятые в единстве с обязанностями, составляют ядро правового статуса личности. В первой главе понятия прав, свобод и обязанностей были охарактеризованы в самом общем виде. Теперь обратимся к этим понятиям и их соотношению между собой.

Прежде всего нужно заметить, что права человека как правовое явление есть достаточно сложное структурное образование, в котором можно выделить ряд блоков.

Понятийный блок. Существуют вполне определенные различия между схожими, часто неправомочно отождествляемыми и широко употребляемыми в языке обыденной практики, юридической науки и публицистики понятиями: «права человека», «права гражданина», «права» и «свободы» человека, «основные права человека», «иные права человека», «права индивида» и «коллективные права», «права личности», «свободы личности». Это требует проведения достаточно четких смысловых границ между этими понятиями.

Временной блок. Права человека могут различаться во временном срезе, т.е. с точки зрения их возникновения (в этом случае речь идет о так называемых «поколениях» прав человека).

Юридический блок. В данном случае речь идет о юридическом (нормативно-правовом) закреплении прав и свобод. Это конституционно закрепленные права и свободы, международно-правовое закрепление, права и свободы, предусмотренные иными законодательными актами (в том числе материальными и процессуальными), подзаконными актами и актами локального действия.

Обратимся вначале к наиболее «тонкой» материи, касающейся различения терминов и понятий «права» и «свободы». Дело в том, что очень часто в юридических документах эти термины употребляются вместе («права и свободы человека»). Так, в ст.2 и ряде других статей Конституции РФ речь идет о правах и свободах человека, что дает основание для предположения о различном содержании этих двух понятий. Такое же положение имеет место и в международно-правовых документах. Из этого следует, по меньшей мере, два вывода, имеющие немаловажное значение: во-первых, содержание понятий «права» и «свободы», несмотря на свою близость, действительно различно, а, во-вторых, юридическая природа отражаемых этими понятиями явлений, и тем самым система соответствующих гарантий, идентична, одинакова что по отношению к правам человека, что по отношению к его свободам.

Но сначала о том, что же объединяет права и свободы, провозглашенные государством и закрепленные в различных юридических актах, прежде всего и главным образом в Конституции. Прежде всего, и те, и другие всегда означают определенную юридическую возможность для лиц поступать определенным образом. Поэтому «возможность» есть тот самый исходный конструктивный элемент, который и дает первоначальное представление о правах и свободах человека, гражданина, личности. В правовом общении имеющиеся у лица права и свободы всегда ассоциируются с наличием у него предоставленных законом возможностей. Практическая ценность юридических прав и свобод граждан и состоит в том, что они при наличии некоторых условий (также предусмотренных законодательством) могут превратиться в реальность.

При таком толковании прав и свобод (как возможности) центр тяжести переносится из сферы раскрытия внутреннего содержания возможности в область превращения ее в действительность. Но тогда приходится учитывать еще одно важное свойство возможности. Чтобы стать реальностью, превратиться в действительность, возможность должна осуществиться в активной, целенаправленной деятельности человека. Другими словами, юридическая возможность не превратиться автоматически, без приложения усилий со стороны самого человека, в действительность. Именно в ходе деятельности, в процессе осуществления конкретных действий, направленных на превращение возможности в реальность, последняя и становится осуществленной. А для этого человек избирает такой вариант своего поведения, который и приведет к нужным для него результатам. Иными словами, главным элементом всякого юридического права и юридической свободы следует признать возможность свободно избирать вариант своего поведения, его вид и меру, позволяющих воплотить эту возможность в нужную для человека (для его потребностей и интересов) реальность.

Теперь что касается различий между правами и свободами. Проведенные учеными-юристами многочисленные анализы текстов конституционных актов дают основания для следующих выводов.

Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности для индивидуального выбора, не очерчивая при этом конкретного результата такого выбора. Иными словами, здесь законодатель имеет в виду главным образом волевую направленность и форму правового поведения человека, а не тот результат, который может быть достигнут:

Термин же «право» определяет, в отличие от предыдущего, во-первых, преимущественно конкретные действия человека, приводящие к определенному результату, и, во-вторых, как бы «намекает» на то, что данная возможность может быть реализована при условии более или менее достаточно подробно описанной юридической процедуры.

Тем не менее, термины «права» и «свободы» очень часто употребляются как синонимы и даже «поддерживают», дополняют и сопровождают друг друга. Поэтому различение терминов является скорее данью традиции, что сложилась еще в XVII-XIX столетиях.

«Поколения» и основные виды прав и свобод

Возникновение таких прав различается как по эпохам, когда эти права собственно и возникли (были осмыслены в представлениях людей), так и по своему содержанию. В литературе принято выделять три поколения прав и свобод человека.

Эти и иные права и свободы выражали так называемую «негативную» свободу, т.е. в них формулировалась (различным, как можно видеть, способом) обязанность государства воздержаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни. Другими словами, первое поколение прав человека выражало идею освобождения личности от произвола государственной власти, которая в эпоху рабовладения и феодализма полностью подавляла человека, не рассматривала его как нечто достойное своего внимания.

Второе поколение. Оно сформировалось в процессе длительной и сложной борьбы народов разных континентов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса. Сюда причисляются так называемые «позитивные» права, т.е. права, для реализации которых требуется достаточно четко организованная и планомерно осуществляемая деятельность государства по обеспечению и защите этих прав.

И как это не покажется кому-то странным, но дальнейшие и мощное развитие эти права получили в СССР, особенно в Конституции 1936 года («сталинской» конституции). В ней был представлен исключительно (для того времени, конечно) широкий набор таких прав и свобод, которые, как говорится, и «не снились» западным странам (к слову сказать, некоторые из таких прав и свобод были закреплены еще в Конституции РСФСР 1918 года). Это, в частности, право на бесплатное образование, медицинскую помощь, равенство мужчин и женщин в избирательном праве и т.д. Иное дело, что социальная защищенность (гарантированность) этих прав и свобод в Советском Союзе оказалась минимальной. Но даже и такое положение оказало существенное влияние на мировое общественное мнение, на идею формирования в других странах второго поколения прав и свобод. Большое значение имели и боязнь социальных взрывов и потрясений в буржуазных государствах, а также весьма действенная и активная наступательная пропагандистская кампания многочисленных коммунистических и социалистических партий и движений, опорой для которых всегда была КПСС.

Третье поколение. В послевоенный период (после Второй мировой войны) стало формироваться третье поколение прав и свобод человека. Однако природа этих прав сегодня является достаточно дискуссионной. Есть различные взгляды на эту природу. Преимущественные представления связаны со взглядом на коллективный характер прав третьего поколения. Если раньше вопрос ставился о правах и свободах по отношению к отдельно взятой личности, то в современных условиях повышается роль и значимость общественных объединений, ассоциаций людей (профессиональных, экономических, политических, творческих). Речь чаще всего идет о солидарных правах («праве солидарности»). Сюда могут быть отнесены право на развитие, право на мир, право на окружающую природную среду, право на общее наследие человечества, право на коммуникацию, связанное с концепцией нового международного информационного порядка. Взгляд на коллективную природу права и свобод людей обосновывается тем, что в современную эпоху усилия одного гражданина объективно не могут преодолеть мощную машину современных государств, для этого нужны коллективные усилия объединенных общей идеей и общими социально-экономическими, политическими, культурными программами человеческих организаций.

В литературе признается, что под основными правами и свободами следует понимать закрепленные в конституционном порядке права и свободы. Причем часть из этих конституционных прав и свобод может иметь естественно-правовой и неотчуждаемый характер (право на жизнь, право обладать собственностью и др.).

Основные права имеют субъективный характер, то есть права принадлежат конкретному субъекту (лицу). Этот момент имеет исключительное значение, так как индивид всегда может сослаться на субъективный характер своего права в случаях коллизии между ним и государственной властью.

Но именно это обстоятельство (субъективный характер прав) и вынудил мировое сообщество обратить внимание на создание универсальных международно-правовых стандартов, которые также относятся к числу основных прав человека. Эти права (стандарты) отражены во многих международно-правовых актах, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, стандартов, определивших ту планку, ниже которой государство уже не может (не вправе) опускаться в плане обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Тем самым можно сделать вывод, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции конкретных государств, а стали делом всего мирового сообщества. В наше время объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества.

Универсальный набор основных прав и свобод, призванных в своем единстве обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида в современных условиях, определен в таких важнейших международных правовых документах, как:

Итак, под основными правами человека предложено понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека. Основные права человека должны быть признаны каждым государством-участником независимо от того, закреплены эти права в конституции данного государства или нет. При этом приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Соответствующая статья имеется и в Конституции Российской Федерации.

Таким образом, основные права человека образуют фундамент, базу правового статуса личности (международно-правового и внутригосударственного) и одновременно (и тем самым) базу для производных от них, но ничуть не менее важных, иных прав и свобод.

Нельзя не коснуться здесь и проблемы соотношения индивидуальных и коллективных прав и свобод.

Самое существенное положение, определяющее взаимосвязь и взаимозависимость прав индивида и коллективных прав, заключается в следующем принципе: осуществление коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида.

То, что индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны между собой, очевидно и не подлежит сомнению. Но ясно и другое: их природа различна.

Признаки, юридическая природа и система конституционных прав и свобод

Все поколения основных прав человека, как индивидуальные, так и коллективные, в современный период находят свое выражение и закрепление в основных законодательных актах государств конституциях. Не случайно их называют конституционными, хотя не все права и свободы (а также, естественно, и обязанности) закрепляются только в конституционных актах.

Конституционные права и свободы человека характеризуются рядом признаков, отражающих их особую юридическую природу, а также своей специфической системной классификацией.

К числу важнейших юридических признаков конституционных (речь идет главным образом о Конституции Российской Федерации) прав и свобод относится то, что они:

Рассмотрим вкратце эти признаки.

Положение о непосредственном действии конституционных прав и свобод, как и вообще Конституции, в отечественной политико-правовой практике появилось впервые с принятием в 1993 году действующей Конституции. До этого прямому применению подлежали только лишь законы и иные нормативные акты. Что же касается положений советских конституций, то они носили, как правило, декларативный либо фиктивный характер. Что самое интересное и важное в рассматриваемом аспекте: нормы и положения советских конституций не рассматривались судебными органами в качестве оснований для судебного рассмотрения дел, отсутствовали и механизмы проверки законодательных актов на предмет соответствия их положениям Конституции.

Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 18 права и свободы признаются непосредственно действующими вне зависимости от того, разработаны ли детальные правовые механизмы для их воплощения. Иными словами, даже если нет законодательных или подзаконных нормативных актов, закрепляющих те или иные юридические механизмы разрешения каких-либо правовых коллизий, то это не препятствует обращению в судебные органы, ссылаясь непосредственно на ту или иную статью Конституции, которая нарушена, и никакой суд не вправе отказать в рассмотрении дела по причине отсутствия конкретных механизмов. Скажем, в соответствии с ч. З ст.59 Конституции в суды могут подаваться исковые заявления о признании права на альтернативную службу в отсутствие закона, регулирующего соответствующие отношения гражданина и власти.

Принцип равноправия (правового равенства). Этот принцип означает формальное (формально-юридическое) равенство или формально равную свободу членов общества. Данный принцип в своих общих чертах раскрывается в ст. 19 Конституции Российской Федерации. Этот принцип терминологически, так или иначе, отражается еще во многих статьях Конституции:

Как можно видеть, речь идет о равенстве не только прав и свобод, но и обязанностей, что также имеет большой смысл.

Принцип равноправия включает в себя ряд аспектов:

2. В ч. 2 ст. 19 Конституции закрепляется очень важное положение: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Принципу равенства противоречит дискриминация по любому признаку, фактически отличающему одних людей (граждан) от других. Конституция РФ прямо запрещает ущемление прав и свобод человека и гражданина при приеме на работу (службу) или учебу в государственные организации и учреждения, осуществлении избирательных, жилищных, земельных, иных прав и свобод.

Одной из наиболее сильных мер государственной гарантированности от дискриминации является уголовный запрет посягательства на равноправие, что закреплено в ст. 136 Уголовного кодекса РФ.

Важное положение конституционного принципа равноправия содержится в ч. З ст. 19 Конституции, в которой говорится о равных правах и свободах мужчин и женщин и равных возможностях для реализации этих прав и свобод. Однако на практике, в том числе и особенно в российской, действие этой нормы имеет свою специфику, что вызвано, в частности, особенностями российских традиций. Далеко не всегда у мужчин и женщин действительно имеются равные возможности для реализации своих прав и свобод. Скажем, в политической сфере предпочтение отдается мужчинам. При приеме на работу (особенно частными лицами) наиболее ярко проявляется отсутствие действия данного принципа. Другими словами, равноправие и равные возможности нередко не обеспечиваются друг другом.

Неравенство перед законом в Российской Федерации, как и во многих других государствах, допускается. Более того, в ряде случаев такое неравенство является просто необходимым с точки зрения защиты других конституционно-правовых ценностей (например, при поступлении в высшее учебное заведение ряд категорий граждан имеют определенное преимущество перед другими: инвалиды, сироты, военнослужащие и др.; это относится и к порядку привлечения к юридической ответственности судей, депутатов представительных органов власти и т.д.).

Равенство всех перед беспристрастным судом означает равноправие, формальное равенство участников спора о праве. Перед лицом суда все формально равны независимо от имущественного и должностного положения и т.д.

Принцип равенства перед законом и судом относится не только к гражданам РФ, но и к иностранцам и апатридам. Скажем, в ст. 11 УК Российской Федерации говорится о том, что любое лицо, совершившее преступление на территории России, подлежит уголовной ответственности по данному кодексу.

4. В социальном государстве (а таковым является и Российская Федерация согласно ст. 7 Конституции РФ) принцип равноправия нарушается путем предоставления законных льгот и привилегий по признакам принадлежности граждан к той или иной категории, социальной группе и т.п. К примеру, положение ч. З ст.40 Конституции РФ звучит так: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату. ». Это означает, что формальное неравенство граждан выражается в применении к лицам с разным имущественным положением разного масштаба. Не каждый гражданин, а только тот, кто рассматривается законом в качестве «малоимущего» или принадлежит к соответствующей категории, может (вправе) рассчитывать на то, что если он нуждается в жилище (а критерий опять-таки устанавливается законом, законодателем), оно будет предоставлено такому гражданину на условиях, названных в данной статье Конституции и конкретизированных законодательно.

Небезынтересно и очень важно заметить, что Конституционный Суд Российской Федерации такое неравноправие как раз и считает выражением принципа равенства (в смысле ч. 1 ст. 19) в социальном государстве. В частности, при рассмотрении одного из многочисленных дел по вопросам о нарушении прав человека и гражданина, Конституционный Суд посчитал, что в отношении обязанности платить законно установленные налоги, сборы равенство должно достигаться путем некоего справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. Кстати, если все-таки сравнить такое решение Конституционного Суда ч.2 ст. 19, где говорится о равенстве прав и свобод независимо от имущественного положения, можно сделать вывод о сомнительности такого решения в плане его противоречия Конституции. Но тогда возникает и иной вопрос: насколько непротиворечива сама наша Конституция, насколько она объективна и насколько действительно соответствует как в указанном случае, так и во многих других, принципам подлинной справедливости и подлинного равенства как основополагающим правовым принципам?

Теперь обратимся к классификации конституционных прав и свобод.

Стало давно признанным (в международном и национальном законодательствах) деление всей совокупности многочисленных прав и свобод на три большие группы:

Рассмотрение всех этих групп с детальной характеристикой всех входящих в каждую группу прав и свобод не входит в нашу задачу. Перечислим лишь наиболее важные (основные) права и свободы с указанием статей Конституции РФ и международных документов, в которых они закреплены.

Личные (гражданские) права и свободы

Право на жизнь

В ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации это право также четко фиксируется: «Каждый имеет право на жизнь». Одновременно в части 2 той же статьи говорится о том, что «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей».

Помимо названных документов, право на жизнь закрепляется и в ст. 2 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.).

Достоинство личности

О достоинстве личности (и тем самым о праве на сохранение (или неумаление) достоинства) говорится в ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Термин «Личность» в данном случае означает то же самое, что и «человек» («человеческое достоинство»).

К международным документам, в которых речь идет о достоинстве личности, следует причислить, прежде всего, Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.).

Право на свободу и личную неприкосновенность

Это право предусмотрено ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В данном случае подразумевается свобода не в широком (философском, социологическом) смысле слова, а в юридическом: свобода от физического ли психического принуждения (физическая и духовная неприкосновенность), свобода действий и принятия решений, возможность располагать собой и не находиться под контролем, свобода человека по своему усмотрению перемещаться в пространстве (свобода перемещения).

О такой свободе говорилось еще в Великой хартии вольностей (1215г.): «Никакой свободный человек не будет взят или помещен в тюрьму, кроме как по законному решению его пэров или по праву земли».

Современные международные стандарты в области данного права прописаны в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5), а также в ст. 1 Протокола № 4 к этой конвенции.

Право лица на решение судом вопроса о законности его задержания (правило Habeas Corpus)

Пункт 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, судебную проверку законности задержания и освобождение, если задержание незаконно (правило habeas corpus).

В Конституции Российской Федерации это правило (право) отражено в ч. 2 ст. 22, в которой фиксируется требование осуществлять арест или заключение под стражу, а также содержание под стражей только по решению суда.

Свобода передвижения

В Конституции Российской Федерации право каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства, закреплено в статье 27.

Свобода совести и вероисповедания

Политические права и свободы

Свобода выражения мнений, свобода информации и средств массовой информации

В ч. 1 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод право на выражение мнения включает в себя свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ. В то же время в конвенции подчеркивается, что сказанное не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

Понимаемая таким образом свобода выражения мнения равнозначна свободе выражения убеждений, в том числе и прежде всего творческих. Именно в таком контексте идет речь в ст. 29 и ч.1 ст.44 Конституции Российской Федерации.

Нельзя не подчеркнуть, что свобода во всех приведенных ракурсах не может не иметь ограничений (о некоторых уже было сказано). Свобода не может быть беспредельной. Однако пределы эти тоже не произвольны, а предусматриваются законодательно. Наиболее остро в России стоит вопрос об ограничении свобод средств массовой информации. Эти ограничения очень часто (а можно сказать, что и практически всегда) отождествляются с цензурой, что, конечно, не так.

Право на объединение

Статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит, что «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов», а «Осуществление этих прав не подлежат никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. ».

В Конституции Российской Федерации аналогичные положения обнаруживаются в ст. 13 и ст. 30. Дальнейшую конкретизацию это право получило в федеральных законах «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года.

Право граждан на проведение публичных мероприятий

Полагаю, будет полезным дать приведенные в законодательстве некоторые определения, имеющие отношение к рассматриваемому политическому праву.

Избирательные права

Избирательные права (как активные, так и пассивные), а также свободное волеизъявление на референдуме, гарантируются Конституцией Российской Федерации в ч. 2 ст. 32. Эти права нашли свою весьма детальную конкретизацию в Федеральном законе РФ от 6 декабря 1994 года «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». На международно-правовом уровне эти права закреплены в ряде документов, например, в ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Права граждан на равный доступ к государственной службе

Это право закреплено в ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Здесь фактически воспроизводится положение ст. 21 Всеобщей декларации прав человека и ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Суть этих положений сводится к тому, что в современном демократическом государстве все граждане имеют равный доступ к государственной службе независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения и т.д. В Российской Федерации важное значение имело принятие Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года, в котором рассматриваемое право получило достаточно отчетливую свою конкретизацию.

Экономические, социальные и культурные права и свободы

Право частной собственности и ее наследования

Право каждого быть субъектом частной собственности описывается в различных статьях Конституции Российской Федерации: ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ст.ст. 17, 34, 35, 36, 55. Право частной собственности означает свободу индивидов и других социальных субъектов в отношении к средствам производства (собственность на предметы потребления имеет вторичный характер) и в экономике в целом, причем нужно заметить, что речь идет здесь о свободе в ее юридической форме.

На международном уровне юридическое закрепление это право получило во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), а также во многих современных международно-правовых актах (Всеобщая декларация прав человека (ст. 17) и др.).

Частная собственность на землю

В ч. 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации частная собственность на землю предусмотрена только для российских граждан. Далее, в ч. 2 ст. 9 Конституции речь идет о гарантировании частной собственности не только на землю, но и на иные природные ресурсы.

Свобода и неприкосновенность собственности

Общее положение о свободе и неприкосновенности собственности сформулировано в ст. 1 Протокола № I от 20 марта 1952 года к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Каждое физическое лицо или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

В Конституции Российской Федерации (ст. 35) это положение имеет более конкретную формулировку: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2). «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч. З).

Свобода предпринимательства

Согласно абз. 2 ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, государствам предоставляется право обеспечивать выполнение таких законов, которые ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами. В сравнении абз. 1 ст. 1 указанного Протокола №1, в котором говорится о праве физического и юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, Конституция Российской Федерации не устанавливает дополнительные гарантии свободы предпринимательства: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности» (ч.1 ст.34). Реализуя данное положение, в ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ устанавливаются права граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Право на образование

Именно в этом смысле нужно понимать формулировку ст. 2 Протокола №1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями».

Право на коллективные трудовые споры и забастовку

В ч. 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации признается право на индивидуальные трудовые споры (1) и право на коллективные трудовые споры (2)., включая и право на забастовку.

Индивидуальные трудовые споры возникают между наемным работником и работодателем по поводу соблюдения условий трудовой деятельности, установленных законом или контрактом (договором). Особой правовой природы такие споры не имеют и достаточно просто разрешаются в судебном порядке.

Право на квалифицированную юридическую помощь

В соответствии с ч. 1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Это же право прописано в ч. З ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, где оговариваются гарантии права на юридическое представительство и юридическую помощь по уголовным делам.

К числу других прав и свобод такого же рода и закрепленных в Конституции Российской Федерации, отнесем и такие:

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 40)

Право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42)

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) и др.

Юридические обязанности

Как уже отмечалось выше, правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности. Они являются необходимой и обязательной составляющей взаимодействия государства, права и личности. Без них невозможна ни сбалансированная политическая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок и другие проявления общественной жизни. Юридическая обязанность – это предусмотренный законом вид и мера должного, общественно-необходимого поведения. В основе обязанности лежит необходимость, включающая в себя 4 элемента:

Обязанности тесно связаны с правами. Если субъективное право – это сфера власти и свободы человека, то юридическая обязанность – область необходимости. Функциональное назначение юридических обязанностей – корреспондировать с правами. Любые субъективные права могут быть реализованы через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Принцип сочетания прав и обязанностей получил отражение во Всемирной Декларации прав человека, провозглашавшей, «что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе». В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксировано, «что отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит». В ныне действующей Конституции выражены обязанности: во-первых, необходимость соблюдать Конституцию и закон (ст. 15); во-вторых, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), в-третьих, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), нести военную службу, защищать Отечество (ст. 59).

Демократия предполагает не только права, но и обязанности. Права плюс обязанности, свобода плюс ответственность – такова основа устройства общества, необходимая для нормальной жизнедеятельности людей.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному в данной главе, можно сказать следующее.

Анализ объема и содержания, предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, позволяет сделать вывод, что большинство положений Конституции соответствует международным нормативно-правовым актам в области прав человека (Всеобщей декларации прав человека, Международным пактам о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.) и создает необходимую правовую основу для формирования демократического правового государства.

Таким образом, фактическое осуществление прав и свобод человека характеризуется следующими чертами:

Реализация прав и свобод человека и гражданина возможна на основе нормализации социально-экономической и политической обстановке в стране, демократизации всех сторон общественной и государственной жизни, безусловного соблюдения существующих стандартов в области прав человека всеми органами и должностными лицами государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *