классификация правоприменительных актов с примерами
Классификация правоприменительных актов с примерами
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
3 Направлены на реализацию требований юридических норм.
4 Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)
Классификация актов применения права:
По порядку принятия:
По форме изложения:
Коллизии и пробелы в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:
— если противоречат друг другу акты одного органа, но изданные в разное время, то применяется последний.
— если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой
-если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то принимают первый (ст. 76 Конституции)
-если противоречия между федеральным актом и актом субъекта, изданным в пределах его компетенции, то приоритет у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции)
-если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии (аналогия права, закона).
Классификация (виды) актов применения права
Акты применения права многообразны и классифицируются по различным основаниям.
1. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслевой принадлежности: конституционно-правовые акты; административные акты; гражданско-процессуальные акты; уголовно-процессуальные акты и др.
2. По субъекту принятия: акты органов государственной власти; органов государственного управления; контрольно-надзорных органов (прокуратура и др.); судебных органов; органов местного самоуправления; акты администрации предприятий, учреждений.
3. По способу принятия: акты принятые коллегиально (приговор суда) и единолично (приказ руководителя предприятия, учреждения).
4. В зависимости от реализуемой функции права: регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию регулятивных норм, воздействуют на правомерное поведение (акт регистрации брака, приказы о назначении на должность, повышении в должности, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз и т.д.). Охранительные акты принимаются в связи с предупреждением правонарушений или же в связи с их совершением – акты следственных, прокурорских, судебных органов, например, постановление прокурора о возбуждении уголовного дела, приговор суда и др.
6. По последствиям: правообразующие (например, приказ руководителя учреждения о назначении на должность); правоизменяющие (приказ ректора о переводе студента с одной формы обучения на другую в том же вузе); правопрекращающие (приказ об увольнении).
7. По названию представлены в форме: указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д.
8. По структуре: простые (приказ о назначении на должность) и сложные (определение, решение, приговор суда).
Сложным правоприменительным актам присуща следующая четырехэлементная структура:
а) вводная часть (наименование документа и органа его принявшего, время принятия и т.д.);
б) описательная (констатирующая) часть (изложение сути решаемого дела);
в) мотивировочная часть (анализ доказательств, их оценка, юридическая квалификация, ее обоснование);
г) резолютивная часть (выводы правоприменительного органа по решаемому делу).
Правоприменительный акт может содержать только резолютивную часть в виде резолюции («утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.п.), наложенные должностным лицом на соответствующих документах.
9. По форме выражения – на письменные и устные (устный приказ, распоряжение), в форме сигнала, жеста, например, сотрудника милиции, направленного на то, чтобы остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону и др.
10. По юридическому значению: основные и вспомогательные, акты однократного действия (приказ об увольнении) и акты длящегося действия (приговор суда). Основные – это акты, предусматривающие завершающее решение по юридическому делу (постановление о назначении пенсии, решение суда, приговор). Вспомогательными считаются акты, подготавливающие принятие основных актов (постановление об избрании меры пресечения обвиняемому, определение суда о назначении экспертизы).
11.6. Основные требования к применению права
Правоприменительная деятельность государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов осуществляется в соответствии с определенными требованиями. К основным из них относятся: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость.
1. Законность. Это требование означает строгое и неуклонное следование компетентных органов, должностных лиц и иных субъектов закону в процессе правоприменительной деятельности. Имеются в виду такие моменты:
а) следование предписаниям определенной нормы права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому делу;
б) действие в рамках предоставленной компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не предусмотрены в законе, должностной инструкции;
в) соблюдение всех процессуальных правил при квалификации обстоятельств дела, при избрании меры пресечения и т.д.;
г) принятие юридических актов установленной формы (постановление, решение и т.п.).
2. Обоснованность. Это требование предполагает:
а) полное выявление, глубокое изучение и использование всех относящихся к делу материалов;
б) исключение из цепи доказательств всех сомнительных и недоказанных фактов;
в) правильная квалификация обстоятельств дела (верный выбор соответствующей нормы и др.);
г) принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, правильно квалифицированных фактов.
Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта (неполное расследование в ходе следствия обстоятельств совершенных преступлений, их неправильная квалификация и др.) служит основанием для признания такого акта несостоятельным, его отмены.
3. Целесообразность. Проблема целесообразности в рассматриваемом аспекте предопределяется следующим обстоятельством. В процессе формирования норм права нельзя учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые могут существенно влиять на принятие правоприменительного решения. Поэтому целесообразность предполагает оценку правовой ситуации с позиции: надо ли применять право, в каких пределах и т.д. Речь идет о том, что в рассматриваемой деятельности должны учитываться конкретные условия применения той или иной нормы права, приниматься во внимание специфика сложившейся ситуации и т.д.
Как видим, правоприменяющий субъект нередко имеет достаточно большой диапазон возможностей неодинакового решения юридически значимых вопросов. Назовем в этой связи относительно определенные санкции, предусмотренные Уголовным кодексом, с формулировкой «наказывается лишением свободы на срок от … до… лет» или «наказывается лишением свободы до … лет».
Это создает почву, с одной стороны, для принятия целесообразного решения, отвечающего смыслу закона, с другой, включает возможность для произвола, злоупотребления. В этой связи можно сказать, что представления о целесообразности субъекта, применяющего нормы права, во многом зависят от его профессионализма, уровня правосознания и правовой культуры.
4. Справедливость. Данное требование отражает идею о социальной справедливости демократического общества, означает убежденность лица, применяющего право в том, что принятое решение согласуется с общечеловеческими ценностями. С этой точки зрения деятельность правоприменительного органа или должностного лица должна быть беспристрастной, объективной к исследованию обстоятельств дела, к соответствующим лицам, к окончательному решению[37]. Справедливость принципиально важна в оценке правонарушений, их причин, личности правонарушителя. Как видно, справедливым является соразмерное наказание. Таким может быть и жесткое наказание, и освобождение от наказания.
Справедливость в процессе правоприменения наиболее отчетливо проявляется в случаях, когда законом предусмотрены разные варианты решения. Назовем в этой связи относительно-определенные и альтернативные санкции. Напомним, в альтернативных санкциях названы несколько видов неблагоприятных последствий (штраф, либо исправительные работы и др.), из которых правоприменитель должен выбрать только одно – наиболее справедливое для решаемого случая. Следовательно, справедливость относительно правоприменительного акта состоит в том, что такой акт принят не предвзято, в соответствии с объективной истиной, на законных, честных основаниях.
5. Профессионализм. Названное требование означает, что правоприменительное решение должно готовиться и приниматься лицом (коллективом лиц), обладающих глубокими юридическими знаниями, практическим опытом, умением решать сложные вопросы в сфере правовых отношений. Лицам, осуществляющим правоприменительную деятельность, должны быть свойственны высокая профессиональная и правовая культура.
Понятие, структура и классификация правоприменительных актов
Акты применения права выступают итогом правоприменительной деятельности. В актах применения права действие норм права властно распространяется на конкретные факты, закрепляется решение компетентных государственных органов по конкретному делу.
Акты применения права характеризуются следующими признаками:
1. Это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.
2. Акт применения права содержит властное веление, обязательное для всех, кому оно адресовано, и обеспечиваемое принудительной силой государства.
3. Акт применения права имеет определенную форму, закрепленную в законодательстве.
4. Акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, является индивидуальным правовым актом. Он регулирует не род и не вид общественных отношений, а конкретное, единичное общественное отношение.
На основе вышеперечисленных признаков можно сформулировать следующее определение акта применения права: это официальное решение компетентного органа по конкретному делу, содержащее властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Правоприменительный акт включает 4 основные части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.
Во вводной части фиксируется место и время вынесения решения, наименование и состав органа, вынесшего его, предмет разбирательства, состав лиц, участвующих в деле.
Описательная часть содержит указания на мотивы к возбуждению дела и на заявленные при этом требования.
Мотивировочная часть указывает на обстоятельства, достоверно установленные в ходе разбирательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение.
Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указания на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта.
Правоприменительный акт вступает в силу в целом, а не одной резолютивной частью. Однако заинтересованные лица могут добиваться изменения содержания акта в какой-либо части, не оспаривая самого вывода правоприменительного органа. Например, лицо, оправданное по суду, может обжаловать оправдательный приговор в части оснований и мотивов оправдания.
Классификации правоприменительных актов могут проводиться по различным основаниям.
1. По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти и управления, акты судебных органов, акты органов прокуратуры, акты органов местного самоуправления.
2. По способу принятия акты классифицируются на принятые коллегиально и единолично.
3. По предмету правового регулирования, т. е. по отраслям, к которым относятся применяемые нормы, выделяют акты: конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.
4. По форме правоприменительной деятельности можно выделить исполнительные акты, связанные с применением диспозиции, и правоохранительные акты, связанные с реализацией санкций, а также с применением мер по предупреждению правонарушений.
5. По форме внешнего выражения можно выделить акты-документы и акты-действия. В свою очередь, акты-документы по структуре можно разделить на следующие виды:
а) акты, включающие все 4 структурные части (например, приговоры судов);
б) акты, состоящие из 3 частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;
в) акты, содержащие 2 части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий);
г) акты, состоящие из одной резолютивной части (резолюции«утвердить», «оплатить» и т.д., наложенные должностным лицом на соответствующие документы).
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. К словесным можно отнести устные распоряжения руководителя государственного органа, конклюдентные осуществляются путем сочетания определенных жестов (действия регулировщика).
6. По юридическому значению акты применения права можно разделить на основные и вспомогательные. Основными считаются те, которые содержат окончательное решение по делу(приговор суда), вспомогательные содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о проведении экспертизы).
7. В зависимости от действия во времени выделяются акты однократного действия (акт о наложении штрафа) и акты длительного действия (регистрация брака, назначение пенсии).
Правоприменительный акт: виды и структура
Процедура введения правоприменительных актов является важнейшей функцией компетентных государственных органов. Выносятся правовые предписания, имеющие конкретно-индивидуальный характер. Речь идет об очень сложном юридическом процессе, который будет подробно рассмотрен в этой статье.
Применение права: что это за процесс?
В правовой науке применением права называют особую деятельность компетентных инстанций по реализации юридических норм. Осуществляется эта деятельность путем вынесения отдельных государственных предписаний.
Ярким примером применения права является деятельность судебных инстанций. Именно эти органы выносят решения по гражданским делам, реализуя свои властные полномочия.
Правоприменительный акт
Особую роль в системе применения правовых норм играет документ правоприменительного характера. Это специальный документ, имеющий официальный правовой характер. Акт содержит в себе индивидуальное властное предписание компетентной инстанции, выносимое по итогу юридического дела.
Акты правоприменения призваны обеспечивать действие закона, то есть претворять его в жизнь. Такие документы являются важнейшими элементами юридической государственной системы. Стоит также дополнить, что правоприменительный акт определяет отсутствие или наличие юридических обязанностей или субъективных прав. Документ позволяет обнаружить меру воздействия полномочий и функций того или иного лица.
Признаки актов правоприменения
Структура правоприменительного акта
Как должен быть оформлен акт применения права? Суды, органы прокуратуры, приставы и прочие правоохранительные инстанции должны издавать документы, в которых содержались бы следующие элементы:
Таким образом, документы применения права должны состоять из четырех конкретных частей. Акты, составленные в иных формах, не будут признаваться правоприменительными.
Разновидности актов
Специалисты в области юриспруденции разработали огромное количество классификаций, по которым можно определить разновидности актов правоприменения. При этом большинство таких актов представляют собой классические документы, в которых есть текст, четко установленная структура, юридическая терминология и правовые конструкции. Могут также выделяться типизированные формуляры актов. Они упорядочивают юридическую работу, вносят некоторую определенность и строгость. Виды и примеры правоприменительных актов целиков зависят от того, в какой именно сфере такие бумаги были составлены. Например, гражданской, уголовной, административной и т. д.
Первая группа классификаций
Специалисты в области юриспруденции разработали немалое количество классификаций, отражающих основные виды правоприменительных актов. Первая и самая распространенная классификация повествует об актах по областям воздействия. Так, документы могут существовать во времени в виде актов однократного (штрафы) и продолжительного (зачисление в университет) воздействия. Есть также акты в пространстве. Определяются они в зависимости от того, где именно было совершено рассматриваемое должностными лицами деяние. Такие акты могут работать как в кругу лиц, так и применяться к отдельным индивидуумам.
Вторая классификация связана с тем, какие именно субъекты формируют акты правоприменения. Это могут быть контрольно-надзорные органы, а также исполнительные или законодательные инстанции.
Третья классификация определяет виды актов в зависимости от их названия. Это могут быть президентские указы, протоколы, резолюции, представления, приказы, постановления и т. д.
Вторая группа классификаций
Акты применения права делятся также на разновидности в зависимости от отраслевой принадлежности. Здесь стоит выделить уголовное право (судебный приговор), гражданскую сферу (постановление об изъятии имущества), и другие правовые отрасли.
Следующая классификация связана с функциональными признаками нормативных и правоприменительных актов. Документы бывают регламентирующими, правообеспечительными и правонаделительными.
По способу выражения документы делятся на акты в виде символов, действий и простых документов. По характеру содержания документы бывают управомочивающими (поощрительными), обязывающими и запрещающими.
Третья группа классификаций
Само понятие правоприменительного акта предполагает регулирование общественных отношений. При этом содержание таких отношений может иметь различный характер. Так, акты могут выполнять функции юридического регулирования следующего рода:
Последняя классификация связана с правовыми последствиями применения актов. Последствия бывают правопрекращающие, правообразующие или правоизменяющие. При этом подобное деление несколько условно: один акт может отражать в себе все представленные последствия.
Требования к правовому акту
Первым и основным требованием к актам правоприменительного характера является законность. При разрешении конкретной ситуации правоохранительная инстанция должна основываться на определенной правовой норме или же их совокупности. Действовать государственные органы обязаны в строжайших рамках своей компетенции. Законность включает в себя четыре требования: