классификация существующих видов учетов
Тема 10. Криминалистические информационные системы (криминалистическая регистрация)
© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.
Материалы по предмету
Уголовная регистрация (криминалистические учеты)
Одним из важных факторов, определяющих успех и эффективность деятельности но раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, является уровень ее обеспечения криминалистической информацией, характеризующей совершенное (или планируемое) преступление и лиц, к нему причастных.
Любой вид информации, в том числе и криминалистическая, поддается фиксации, хранению и передаче. Следовательно, можно создавать информационные системы, способные выполнять функции хранилищ информации о событиях и явлениях криминального характера, имевших место в прошлом, и выдавать содержащиеся в них данные для решения задач по раскрытию и расследованию совершенного или предупреждению готовящегося преступления.
Такого рода информационно-справочные системы принято называть криминалистическими учетами, т.е. системами регистрации и систематизации признаков определенных объектов в целях решения задач, стоящих перед правоохранительными органами и связанных с раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений, а научно разработанную систему правил и методов учета данных о лицах, предметах, иных объектах, имеющих криминалистическое значение и используемых в уголовном процессе с целью выяснения обстоятельств расследуемых событий – уголовной регистрацией.
В основу уголовной регистрации положены признаки, индивидуализирующие проверяемые объекты или определяющие их групповую принадлежность, либо отражающие некоторые иные характеристики, имеющие значение для осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Сущность уголовной регистрации заключается:
Кроме того регистраций подлежат неопознанные трупы; похищенное нарезное огнестрельное оружие; пули и гильзы, обнаруженные на месте происшествия;
похищенные и изъятые у преступников вещи, принадлежность которых не установлена; фальшивые денежные знаки и т.д.
Разнообразие объектов учета привело к многообразию способов и форм их регистрации. Существуют следующие способы регистрации:
Формы хранения учетной информации зависят от вида регистрируемого объекта, характера его признаков, используемых в качестве регистрационных, способы отражения этих признаков в регистрационных материалах, и применяемой для обработки техники. Для этих целей используются как локальные автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), автоматизированные банки данных, так и журналы (списки), картотеки, альбомы (фотоальбомы), коллекции, фонотеки, следотеки и т.д.
Уголовная регистрация непосредственно уголовно-процессуальным законом не регламентируется, а организуется во исполнение требований уголовного закона, возлагающего на органы дознания принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
Организация, техника ведения и использования уголовной регистрации регламентируется следующими подзаконными нормативными актами правоохранительных органов:
Осуществляется уголовная регистрация в системе МВД на трех уровнях:
Виды уголовной регистрации
Система уголовной регистрации включает в себя различные виды криминалистических учетов, имеющих свои структуру, назначение и порядок ведения. В основу того или иного вида учета положены признаки (приметы), по которым можно осуществить розыск и доследующую идентификацию.
Централизованные учеты информационных центров органов внутренних дел являются едиными системами федеральных и региональных (местных) учетов. Они созданы исходя из практических потребностей правоохранительных органов (независимо от их ведомственной принадлежности) для получения такого рода информации, которая помогла бы в раскрытии, расследовании и учете преступлений, их предупреждении, а также розыске преступником, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества.
Централизованные учеты классифицируются по функциональному и объектовым признакам (учеты лиц, преступлений, предметов).
Функциональные учеты разделяются на три группы.
Оперативно-справочные учеты дают пользователям установочные сведения об объекте учета и его местонахождении в момент запроса.
Розыскные учеты помимо выдачи справочной информации, также сопоставляют между собой установочные данные и сходные внешние описания разных однородных предметов для их диагностики.
Централизованные экспертно-криминалистические коллекции и картотеки ЭКЦ МВД РФ (федеральные), ЭКО МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей (региональные),
Централизованные коллекции и картотеки предназначены для сбора данных с целью их использования при проведении экспертиз вещественных доказательств.
Выяснение важных обстоятельств дела и проверка, привлекаемых к уголовной ответственности лиц по централизованным учетам МВД осуществляется путем обращения в форме запросов в ИЦ МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а при необходимости в ГИАЦ МВД РФ. Запросы оформляются в форме:
Ответы на запросы используются либо в виде справочного материал, подтверждающего подлинность установленных данных лица, его местонахождение и преступное прошлое, либо в целях идентификации.
При расследовании уголовных дел в отношении военнослужащих следователю военной прокуратуры необходимо направлять запросы как в ИЦ МВД (ГУВД, УВД) и по месту рождения и по месту призыва (поступления на службу), если последние два не совпадают, либо непосредственно в ГИАЦ МВД РФ.
Следователь, направляя запросы в информационные центры и экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП) МВД, может получить от них следующую криминалистическую информацию:
1. сведения о личности (данные о проверяемом лице):
2. неизвестные больных:
3. неопознанные трупы;
4. нераскрытые преступления;
5. огнестрельное нарезное оружие;
7. поддельные документы;
9. следы пальцев-рук:
10. поддельные денежные знаки и ценные бумаги:
Таким образом, правильное и своевременное обращение к данным централизованных учетов, коллекций и картотек, ведущихся в информцентрах и других подразделениях органов внутренних дел позволяет более качественно и оперативно решать задачи по раскрытию и расследованию преступлений.
Вопросы для подготовки к текущему контролю по теме
Криминалистические учеты
Понятие, содержание и правовые основы криминалистической регистрации
Деятельность по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений представляет собой процесс получения, обработки и использования информации. От достоверности, качества, своевременности получения информации, уровня информационной обеспеченности во многом зависит результат расследования, законность и обоснованность принимаемых по делу решений.
Уголовная регистрация преступников использовалась со времен организации борьбы общества с преступностью. Первоначально применялись клеймение и калечение преступников. В XIX столетии в целях регистрации преступников начали применять сигналетическую фотографию, «бертильонаж», а затем и дактилоскопирование. В настоящее время широко используются современные информационные и компьютерные технологии.
Криминалистические учеты представляют собой информационные базы (ресурсы), предназначенные для выполнения задач по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Кроме того, криминалистические учеты позволяют выполнять задачи в административной и иной деятельности правоохранительных органов.
Криминалистические учеты – это урегулированная законом информационная система правоохранительных органов, предназначенная для сосредоточения и предоставления органам дознания, следствия и суду необходимых значимых сведений для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
Криминалистическая регистрация – это система криминалистических учетов определенных объектов – носителей информации, используемая для раскрытия и расследования преступлений. Существует мнение, что криминалистическая регистрация представляет собой систему научных положений, соответствующих технических средств и методов, применяемых в целях информационного обеспечения и сопровождения процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Общей целью всех учетов, а значит и криминалистической регистрации в целом является информационное криминалистическое обеспечение процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Задачами криминалистической регистрации являются:
Принципы работы с криминалистической информацией: достоверность, надежность, полнота, оперативность и автоматический режим обработки, защита от несанкционированного проникновения в массивы учетов.
К объектам, подлежащим учету относятся:
Сущность криминалистического учета заключается в установлении групповых и индивидуальных признаков учитываемых объектов, их регистрации и систематизации в соответствии с ведомственными нормативными актами и научно разработанной классификацией, обеспечивающих быстрое отыскание нужной информации.
Различают следующие способы регистрации информации:
По способу обработки информации различают: ручной, механизированный и автоматизированный способы. Ручной способ связан, как правило, с бумажными носителями (картотеки, журналы). Механизированный способ предполагает использование инструментальных разработок. В настоящее время широко используются автоматизированные (компьютерные) технологии.
В зависимости от территориальности, охвата обслуживаемой территории все учеты можно подразделить на три группы:
Централизованные (федеральные) учеты ведутся только в соответствующих центральных аппаратах МВД России: Главном Информационном Центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно-криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД) и охватывают регистрацией всю территорию России.
Местные (региональные) учеты ведутся в пределах республики или области в соответствующих зонально-информационных, информационных центрах (ИЦ ГУ МВД), экспертно-криминалистических управлениях (ЭКЦ ГУ МВД).
Централизованно-местные учеты предполагают регистрацию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Таких учетов большинство.
Содержание учетных данных также ограничено временными и целевыми пределами. Так, сроки хранения дактилоскопической информации ограничены физической активностью человека.
Правовыми основаниями ведения учетно-регистрационной деятельности являются:
Определенная часть учетной документации хранится в таможенных органах, Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, Министерстве обороны России и др.
Федеральное законодательство устанавливает и правовые гарантии обеспечения интересов граждан России, связанной с функционированием в правоохранительных органах открытых криминалистических учетов и учетной документации, существующей в других ведомствах. В частности, ст. 24 Конституции РФ предоставляет каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законодательством.
Виды криминалистических учетов
В зависимости от своего назначения учеты делятся на три группы:
оперативно-справочные, криминалистические и розыскные, экспертнокриминалистические учеты.
1) Оперативно-справочные учеты состоят из пофамильного и дактилоскопического учетов, являются централизованно-местными, содержат краткое описание объектов учета, в т.ч. людей и неопознанных трупов. По объему оперативно-справочные учеты самые представительные.
В ГИАЦ МВД на учет ставятся лица, осужденные: к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы, к смертной казни; к лишению свободы условно, а также с отсрочкой исполнения приговора; лица, объявленные в местный, федеральный, межгосударственный розыск; задержанные за попрошайничество и т.д. Дополнительно в ИЦ на местный учет ставятся: все осужденные, подозреваемые в совершении преступлений, привлеченные в качестве обвиняемых на территории субъекта Федерации независимо от состава преступления, срока и вида наказания, избранной меры пресечения; несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности; лица, подвергнутые административному аресту и т.д.
Учет осуществляется в виде двух параллельных и взаимосвязанных картотек: пофамильной (алфавитной) и дактилоскопической, основанной на десятипальцевой системе регистрации. В алфавитной картотеке приведены наряду с демографическими данные о судимостях лица, арестах, задержаниях и т.п. Каждая дактилоскопическая карта содержит на лицевой стороне бланка демографические данные лица, поставленного на учет, оттиски 10 его пальцев, полную дактоформулу. Сведения о судимостях, арестах, а также особые приметы внешности человека указываются на оборотной стороне бланка. В настоящее время используется электронный способ дактилоскопической регистрации в системе «Папилон».
Проверка по алфавитной (пофамильной) картотеке позволяет получить сведения: о прежних судимостях, арестах и задержаниях проверяемых лиц; об изменении приговора, применении амнистии или помилования; времени и месте отбывания наказания; нахождении лица в местном или федеральном розыске и др. Проверка по дактилоскопической картотеке дает возможность установить личность задержанных, арестованных, умерших, погибших неизвестных граждан (неопознанных трупов); граждан без документов, не могущих в силу состояния здоровья или возраста сообщить о себе никаких сведений. Для проверки по алфавитному учету запрос направляется в ГИАЦ МВД России и территориальные ИЦ.
2) Криминалистические и розыскные учеты содержат информацию об объектах учета, описание индивидуальных особенностей объектов учета, а также краткое изложение обстоятельств преступления. Предназначены для раскрытия и расследования, предупреждения тяжких и особо тяжких, в том числе серийных преступлений. Они ведутся на федеральном уровне – в ГИАЦ, на местном – в ИЦ и входят составной частью в Межгосударственный информационный банк данных (МИБ). Ведение (сбор, обработка, хранение) указанных учетов осуществляется с помощью автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных автоматизированных информационнопоисковых систем (АИПС).
В ГИАЦ МВД подлежат постановке на учет:
Учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц и преступлений предназначен для информационного обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Представляет собой информационные карты на лиц с установочными данными, приметами, указанием места работы и жительства, с описанием особенностей преступных действий («почерк» преступника, его приметы, способы и обстоятельства совершения преступления).
Учет неномерных вещей носит местный характер и ведется в ИЦ ГУВД, УВД. Карточка на похищенную (изъятую) вещь содержит название предмета, его описание (в том числе и характерных особенностей), обстоятельства, послужившие основанием постановки на учет. Порядок постановки и проверки объектов по данному учету аналогичен учету номерных вещей.
Учет хищений ценностей из металлических хранилищ используется для раскрытия и расследования серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками – рецидивистами и «гастролерами». Этот централизованный учет реализуется с помощью АИС «Сейф». Массив формируется из информационных карт на преступление и на лицо.
Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности является централизованно-местным, ведется ГИАЦ МВД и ИЦ МВД, УВД. На учет ставятся лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, местонахождение которых остается неизвестным; несовершеннолетние, самовольно ушедшие из дома; душевнобольные, ушедшие из дома или медицинских учреждений; лица, покинувшие без ведома администрации дома инвалидов и престарелых; трупы неизвестных граждан, ставших жертвой преступления или несчастного случая; лица, находящиеся в психоневрологических и других лечебных стационарах, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья не могут сообщить о себе никаких данных.
Учет перечисленных объектов ведется в виде самостоятельных параллельных картотек, в которых концентрируются опознавательные карты единого образца. Опознавательная карта на лицо, пропавшее без вести, содержит его демографические данные, описание внешности, одежды, характерных примет, состояния зубного аппарата, сведения о профессии, роде занятий и обстоятельствах исчезновения и др. На бланк карты наклеивают фотоснимки (если таковых нет, то приближенные к ним) анфас, левого и правого профилей с обязательным указанием времени съемки. Если лицо ранее дактилоскопировалось, опознавательные карты сопровождаются дактилокартой.
Учет лиц, объявленных в розыск, предназначен для обеспечения розыска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран. На учет берутся лица: обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от дознания, следствия и суда; совершившие побег из изоляторов временного содержания, исправительных, воспитательных колоний, тюрем и т.п. В ГИАЦ МВД централизованный учет разыскиваемых лиц осуществляется через АИС «Оповещение».
Учет разыскиваемого автотранспорта предназначен для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи в установленном порядке информации о разыскиваемых транспортных средствах, принадлежность которых не установлена. Учет централизованно-местный, в ГИАЦ МВД России учету подлежит разыскиваемый легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы и полуприцепы к грузовым автомашинам, тракторы и самоходные дорожно-строительные машины. Местному учету подлежат, кроме этого, также прицепы к легковым автомашинам и тракторам, мотоциклы, мотороллеры, и мотоколяски (АИПС «Автопоиск»). Для регистрации разыскиваемого средства заполняется идентификационная карта.
Учет похищенных и изъятых предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность организован для обеспечения розыска похищенных и изъятых предметов антиквариата и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями. В ГИАЦ учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных АИПС «Антиквариат». Основанием для постановки на учет является постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения объекта учета, а также сообщение Интерпола о хищении указанного предмета. На каждый разыскиваемый предмет заполняется идентификационная карта с приложением изображения похищенного предмета.
3) Экспертно-криминалистические учеты, коллекции, картотеки и справочно-информационные фонды действуют в системе экспертнокриминалистических подразделений ЭКЦ МВД России и охватывают городские и районные органы внутренних дел, УВД, ГУВД, МВД
В соответствии с вышеназванным Приказом МВД РФ от 10.02.2006 N 70 объектами экспертно-криминалистических учетов являются неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для закрепления и последующего использования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.
Обязательной постановке на экспертно-криминалистический учет подлежит информация о следующих объектах:
В частности, учет следов рук предназначен для установления лиц, оставивших следы рук на месте происшествия, а также фактов принадлежности следов рук, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу. Данный учет ведется на федеральном (по тяжким и особо тяжким преступлениям), региональном и местном уровнях.
Федеральная пулегильзотека (ФПГТ) состоит из ряда коллекций, в которые входят:
Фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес (федеральная фонотека), предназначена для учета, хранения и обработки речевой информации в целях идентификации личности по фонограммам голоса и речи. Федеральная фонотека организована на базе ГУП ЭКЦ МВД России как автоматизированная фоноскопическая информационная система (АФИС) для:
В фонотеке формируются две базы данных: фонограммы голоса и речи неизвестных лиц, зафиксированные в качестве вещественных доказательств по уголовным делам или делам оперативной проверки; фонограммы голоса и речи ранее судимых преступников, а также лиц, подозреваемых в организации и совершении преступлений.
В натурных коллекциях и картотеках представлены:
Следует выделить так называемые справочно-вспомогательные учеты, которые создаются на базе ЭКЦ МВД. Справочно-вспомогательные учеты (коллекции, каталоги, картотеки, фототеки) формируются из объектов или сведений о них, не связанных непосредственно с преступлением, но необходимых при производстве криминалистических экспертиз. С их помощью можно получить информацию об источнике происхождении вещества, высказать суждение о признаках объектов, имеющих групповое значение, и т.п. Кроме того, они используются при проведении экспресс-исследований и выполнении экспертиз, а также исследований по оперативным материалам.
Массив справочно-вспомогательных учетов может состоять как из объектов в натуре, так и их копий-отображений, представленных в виде слепков, фотоснимков, а также описания и технических характеристик и т.д.
Справочный фонд инструментов и других предметов, используемых в качестве орудий взлома, представляет собой часть справочных сведений о свойствах, размерах, форме и иных характеристиках предметов промышленного изготовления, которые могут использоваться в качестве орудий взлома. Перечень объектов, образующих справочный фонд, определяется на основе анализа практики раскрытия преступлений, трасологических экспертиз и исследований, а также изучения ассортимента изделий, поступающих на предприятия и в торговлю на обслуживаемой территории.
Справочный фонд волокнистых материалов состоит из разделов: волокна животного происхождения; волокна растительного происхождения; волокна химического происхождения; образцы тканей; образцы искусственного меха. Используется в основном при работе с микрообъектами, изымаемыми с мест происшествия.
Справочный фонд наркотических средств и сильнодействующих веществ комплектуется из натурных образцов и атласа спектров, снятых с них. Предназначен для диагностирования неизвестных наркотических средств и сильнодействующих веществ, поступающих на исследование.
Перспективным направлением эффективного использования экспертнокриминалистических учетов является поиск преступников путем сопоставления различных банков данных. Например, опознавательных фотоснимков подозреваемых лиц с коллекцией композиционных портретов либо с фотоснимками без вести пропавших, а также фотоснимками неопознанных трупов. Перспективным является поиск серийных преступников по способу совершения преступления.
Следует отметить, что Федеральным законом от 03.12.2008 N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» введена государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Учет геномной информации, полученной при проведении государственной геномной регистрации, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области внутренних дел, при формировании и поддержании федеральной базы данных геномной информации.
Обязательной государственной геномной регистрации подлежат:
1) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
2) неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий.
3) неопознанные трупы.
Обязательная государственная геномная регистрация проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, органами предварительного следствия, органами дознания совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности, и учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.
Добровольная государственная геномная регистрация проводится учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.
Право на использование геномной информации имеют суды, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Международные и межгосударственные криминалистические учеты
В 1990 г. Россия стала членом Международной организация уголовной полиции (Интерпола). Правоохранительные органы России получили доступ к учетам Интерпола. Учеты Интерпола, как правило, касаются конвенционных преступлений, т. е. преступлений, общественная опасность которых констатируется соответствующими международными конвенциями (терроризм, незаконный оборот, наркотиков, фальшивомонетничество, хищения культурных ценностей и др.). Все обращения в Интерпол осуществляются через Национальное центральное бюро (НЦБ) МВД РФ, которое является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола.
По учетам Интерпола и НЦБ государств участников, возможно пользование:
1) алфавитной картотекой лиц, имеющих судимость, подозреваемых в совершении преступлений;
2) картотекой данных о внешности преступника (картотека «S»), содержащей десятки показателей, в том числе место совершения преступлений, расу, национальность.
5) дактилоскопической картотекой;
6) фототекой лиц по чертам внешности, содержащей фотоснимки около наиболее опасных преступников, в учетных документах содержатся и рисованные детали внешности;
7) картотекой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов;
8) картотекой похищенных автомашин, произведений искусства, культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий;
В августе 1992 г. МВД государств, входящих в СНГ, заключили соглашение «О взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информации, предусматривающие создание на базе ГИЦ МВД России Межгосударственного информационного банка (МИБ).
Учету в МИБ подлежат:
1) Лица (трупы) следующих категорий:
2) Предметы преступного посягательств, утраченные, изъятые и бесхозные вещи: нарезное огнестрельное оружие; автомобили и бронетехника; антиквариат; номерные ценные бумаги и документы, имеющие государственное обращение.
В соответствии с «Положением о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными преступлениями на территории СНГ» Бюро является постоянно действующим органом по координации борьбы с организованной преступностью. В число основных задач Бюро входят: формирование специализированного банка данных на базе компьютерного центра и представление инициативной информации правоохранительным органам; содействие в осуществлении международного розыска участников преступных сообществ, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования;
Современные тенденции развития криминалистических учетов: