классификация урочных форм занятий
Формы построения занятий в физическом воспитании (классификация, характеристика, урочные и внеурочные формы).
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза-имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.
По особенностям организации занимающихся и способам ру-ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя-ются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).
Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно-сятся:
1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени-ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);
2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из-бранном виде спорта.
Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис-тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя-тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле-ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе-мые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правилр, не решают задач развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол-жительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер-жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро-вительно-реабилитационного или рекреационного характера;
3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под-готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова-ний, отборочные соревнования, первенств^, чемпионаты, конт-рольные прикидки или соревнования и др.).
Характеристика форм занятий физическими упражнениями
Урочные формы занятий
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю-щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза-имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред-стоящей основной работе. I
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.
По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.
Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.
Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.
Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.
Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
1) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;
2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;
4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест-ное решение задач обучения технике движений, воспитания, физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.
По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.
Неурочные формы занятий
Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.
Для малых форм занятий характерны:
1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро- ■ ванности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);
2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15— 20 мин);
3) отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.;
4) невысокий уровень функциональных нагрузок.
Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни-тельную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:
1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;
2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.
К соревновательным формам организации занятий относятся:
1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;
2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.
В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.
Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности.
Использованная литература:
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.
3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.
4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
Классификация урочных занятий
Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными контингентами населения по разным программам. При этом приходится иметь дело с большими различиями в уровне подготовленности и психофизическом состоянии занимающихся, с неоднородностью их интересов и возможностей, с разнообразными внешними условиями. Поэтому в практике физического воспитания закономерно складываются многообразные по содержанию, структуре и типичным методическим особенностям типы, виды и разновидности урочных занятий.
Уроки физического воспитания можно классифицировать по целевой направленности и по характеру решаемых задач.
По направленностиуроки подразделяют на уроки общей физической подготовки (ОФП), тренировочные занятия по видам спорта, уроки профессионально-прикладной подготовки (ППФП), уроки с лечебной целью, методические уроки.
– Уроки общей физической подготовкинаправлены на обеспечение всестороннего физического развития. Они проводятся со всеми возрастными группами (детский сад, школа, вуз, группы здоровья и т.д.). Для этих уроков характерны разнообразие учебного материала и умеренные физические нагрузки. Они также имеют место в учебно-тренировочном процессе спортсменов, но носят специфичный характер с преобладанием упражнения, направленных на развитие двигательных способностей.
– Тренировочные занятияиспользуются в работе с занимающимися избранным видом спорта. В каждом отдельном случае они требуют специфической методики, повышенного внимания к дозировке нагрузки.
– Уроки профессионально-прикладной направленностипроводятся с подростками, юношами, взрослыми. Характерной особенностью является обучение двигательным действиям, имеющим сходство с профессиональной деятельностью, и обеспечение необходимой физической и волевой подготовки.
– Уроки с лечебной цельюпроводятся для восстановления здоровья и функциональной полноценности организма. Они, в свою очередь, делятся на уроки лечебной физической культуры (ЛФК), профилактические, реабилитационные, компенсаторные (или рекреационные) и проводятся по специально разработанным методикам.
– Методические урокиимеют место в системе подготовки и переподготовки физкультурных кадров. Они проводятся для обучения методике, разработки и проведения уроков физического воспитания, формирования методических умений будущих педагогов, а также повышения квалификации специалистов. Эти уроки направлены не на физическое воспитание самих обучаемых, а на их профессиональное образование. Их проводят в физкультурных учебных заведениях на факультетах повышения квалификации, курсах, семинарах учителей, преподавателей, тренеров, инструкторов по спорту. Методические уроки проводятся как с самими обучаемыми методике, так и в виде демонстрации занятий с учащимися школ, вузов (показательные или открытые уроки, мастер-классы).
Уроки по характеру решаемых задачподразделяются на:
• Вводные – проводятся перед началом прохождения нового раздела программы, этапа в обучении или тренировочного цикла.
• Базовые уроки – направлены на решение основных задач физического воспитания. В зависимости от преимущественно направленности в них одной из сторон учебного процесса разделяют:
— уроки изучения (повторения) учебного материала;
— развивающие (поддерживающие) уроки.
• Контрольные – проводятся для периодического подведения итогов. Они могут носить характер индивидуальной проверки, прикидок, соревнований.
Комплексные (смешанные) – сочетают в себе задачи вышеперечисленных уроков.
Неурочные формы занятий
Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Так, широко распространенными являются: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и минутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные развлечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнастика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.).
Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, терренкур, оздоровительный бег для лиц зрелого и пожилого возраста)
Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Их могут использовать отдельные лица в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также группы различной численности.
Чаще всего неурочные формы характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки и т. п.), но требуют проявления личной инициативы и самостоятельности.
Основная цель таких занятий — активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение или повышение работоспособности, развитие двигательных способностей, совершенствование в спортивных движениях.
Занятия неурочного типа чаще всего относятся к сфере оздоровительной физической культуры.
В группе неурочных форм, проводимых как специалистами, так и самими занимающимися можно выделить три блока занятий:
1) Малые формы. К ним относятся: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза. Эти формы используются для оперативного (текущего) управления физическим состоянием и, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера в силу их кратковременности.
Типичными признаками малых форм являются:
• узкая направленность деятельности;
• сравнительно непродолжительное время, затрачиваемое на занятия;
• практически невыраженная структура;
• невысокий уровень физических нагрузок.
2) Крупные формы включают в себя занятия, связанные с решением задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести любое самостоятельное тренировочное занятие, занятие атлетизмом, аэробикой, шейпингом, ушу, бег, ходьбу на лыжах, турпоходы, массовые игры и т.п.;
3) Соревновательные формы образуются системой официальных и неофициальных соревнований типа прикидок, отборочных соревнований, первенств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий, т.е. теми формами физкультурно-спортивной деятельности, где определяется в соревновательной борьбе победитель, место, физическая или техническая подготовленность, сдается требуемый зачет или норматив.
Контрольные вопросы:
1. Какими признаками характеризуются урочные и неурочные формы занятий?
2. Что представляет собой структура урока и чем она обоснована?
3. Дайте краткую характеристику частей урока.
4. На какие группы подразделяют уроки исходя из их направленности?.
5. Раскройте особенности неурочных форм занятий.
6. Охарактеризуйте малые, крупные и соревновательные формы занятий
Глава 2.8. Планирование и контроль в физическом воспитании
В деятельности по физическому воспитанию, как и в любой другой деятельности, можно условно выделить три части:
Это разграничение условно, в действительности данные операции взаимосвязаны и в своем единстве обеспечивают рациональную организацию и целесообразное построение процесса физического воспитания и управления его результативностью. Основой педагогического планирования и контроля являются знания объективных закономерностей физического воспитания.
Планирование в физическом воспитании
Планирование физического воспитания
–это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.
Перспективное планирование – это планирование на длительный срок, обычно на несколько лет. В образовательных учреждениях на год.
Текущее (этапное) планирование охватывает периоды средней продолжительности (месяц, четверть, семестр, мезоцикл).
Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на ближайшее время (микроциклы и отдельные занятия).
Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.
Требования к планированию в физическом воспитании.
1. Целевая направленность педагогического процесса. Содержание педагогического процесса (средства, методы и формы организации), должно обеспечивать достижение поставленной цели.
Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности для ее достижения (возможности занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).
Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.
Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).
2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. В плане рекомендуется предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.
3. Учет закономерностей физического воспитания. В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать объективные закономерности физического воспитания (закономерности формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей и усвоения знаний).
4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).
Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).
Методическая последовательность планирования.
При разработке любого плана рекомендуется придерживаться следующей последовательности основных операций.
1. Собираются исходные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.).
Необходимые предварительные сведения преподаватель получает посредством собеседования, анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.
2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.
3. Устанавливаются нормативы и требования, которые рекомендуется выполнить занимающимся на соответствующих этапах.
4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на прохождение, разработку теоретического и практического содержания программы.
5. Устанавливается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются намечаемые нагрузки по объему и интенсивности.
6. Определяется общая организация работы по реализации плана. Подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.
7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.
Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе от обобщенного к более детальному.
Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.
Основными документами планирования в физическом воспитании являются:
план-график учебного процесса,
рабочий (тематический) план,
Все документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).
3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами. Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов – учебного плана и программы.
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.
Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Учебная программа – это документ планирования учебной работы, в котором определяются:
а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе – курса физического воспитания, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта;
б) объем знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который рекомендуется достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.
Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов:
1) уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) физическая культура во внеурочное время;
4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.
План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного – в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).
Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений.
Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке.
В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.
План-график – это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.
Рабочий (тематический) план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия – тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.
В содержание рабочего плана входят:
1) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные);
2) теоретические сведения по физическому воспитанию;
3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок);
4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся.
При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо учитывать закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей.
В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.
Расписание занятий рекомендуется выдерживать стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.
План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.