коллективный договор аэрофлота 2020
Кадровая политика
Кадровая политика ПАО «Аэрофлот» направлена на укрепление позиций на российском и международном рынках авиаперевозок и завоевание доверия пассажиров, партнеров и всех заинтересованных сторон. В число приоритетов Аэрофлота входит привлечение, удержание и обеспечение профессионального развития специалистов, повышение экономической эффективности по всем направлениям работы с персоналом, а также формирование особой корпоративной культуры как важного конкурентного преимущества компании.
Аэрофлот постоянно работает над повышением привлекательности компенсационного и социального пакетов для сотрудников, а также развитием гибких мотивационных схем, помогающих всем работникам в полной мере реализовать свой потенциал.
Приоритетные направления кадровой политики:
Эффективная организация процесса обучения и повышения квалификации персонала позволяет ПАО «Аэрофлот» поддерживать высокий уровень профессиональной подготовки работников в соответствии с современными требованиями международных стандартов и Федеральных авиационных правил.
Кадровый резерв
В целях развития кадрового потенциала и обеспечения потребностей ПАО «Аэрофлот» в подготовленном персонале для назначения на высвобождаемые и вновь вводимые должности в Компании ведется работа с управленческими кадровыми резервами разных уровней: на целевые позиции 1-го, 2-го и 3-го уровней управления.
Отбор кандидатов в управленческие резервы осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными Положением, основными из которых являются:
Социальная поддержка персонала
ПАО «Аэрофлот» реализует широкий спектр социальных программ в целях создания комфортных условий для профессионального и личностного роста сотрудников, обеспечения социальной защищенности персонала. Социальные программы являются конкурентным преимуществом Компании, способствуют привлечению квалифицированных специалистов, повышению эффективности работы, формированию благоприятного социально-психологического климата.
В ПАО «Аэрофлот» действует Коллективный договор. Действие Коллективного договора ПАО «Аэрофлот» на 2005-2008 годы (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 августа 2020 года) совместным решением Работодателя и представителя Работников от 20.08.2020 продлено до 1 декабря 2023 года. Изменения зарегистрированы Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы Правительства Москвы 10.03.2021 № 243. Социальный пакет, установленный Коллективным договором, в значительной мере превышает объем льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренный действующим трудовым законодательством.
Социальное партнерство
В ПАО «Аэрофлот» действуют 10 первичных профсоюзных организаций четырех различных профсоюзов, включая Профсоюз авиаработников города Москвы, Шереметьевский профсоюз летного состава, Шереметьевский профсоюз бортпроводников, Общероссийский профсоюз работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации. Общая численность членов всех профсоюзных организаций составляет около 9 тыс. человек. Интересы работников в социальном партнерстве представляет Единый представительный орган работников, в который вошли представители большинства первичных профсоюзных организаций.
Суд обязал «Аэрофлот» выплатить почти 30 млн рублей вдове умершего в рейсе пилота
Кировский районный суд Омска 3 августа обязал «Аэрофлот» выплатить вдове умершего в рейсе Дамира Ахметова Анастасии 29,7 млн руб. единовременного пособия, сообщила пресс-служба суда. Эта сумма – размер средней зарплаты Ахметова за 10 лет, по коллективному трудовому договору «Аэрофлот» обязан выплатить ее семье пилота в случае смерти последнего при исполнении служебных обязанностей, пояснил президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов.
Ахметов был вторым пилотом, во время рейса «Аэрофлота» Москва – Анапа в ноябре 2019 г. он потерял сознание прямо за штурвалом, экипаж вынес его в салон, пытался оказать помощь, но Ахметов умер от инфаркта. «Аэрофлот» платить в досудебном порядке отказался, мотивировав это тем, что пилот умер не за штурвалом, а значит, не при исполнении служебных обязанностей, говорит Дельдюжов. Судья признал незаконным составленный авиакомпанией акт о несчастном случае со смертельным исходом и обязал составить акт о несчастном случае на производстве, сообщила пресс-служба суда.
«Взыскание почти 30 млн руб. с работодателя, да еще и по коллективному договору – это, без преувеличений, круто, исключительный случай для практики», – говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Особенно с учетом того, что работающий коллективный договор – это в принципе большая редкость для России, добавляет Горбунов. Взысканная сумма действительно значительна, согласен адвокат юрфирмы BMS Law Firm Александр Иноядов.
Решение суда еще не вступило в силу. «Аэрофлот» планирует обжаловать решение, говорит представитель авиакомпании Михаил Демин. «Наша позиция основана на следующем: заболевание пилота не относится к перечню нормативно установленных профессиональных заболеваний, есть основания полагать, что пилот мог знать о заболевании и скрывать его, тем самым создавая серьезную и вполне реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров рейса», – добавляет Демин. То заболевание, которое стало причиной смерти пилота, даже стандартными инструментальными методами контроля пропустить было невозможно, а это означало бы непрохождение медкомиссии и отстранение от полетов по состоянию здоровья; поэтому вызывают вопросы и обстоятельства прохождения медицинской комиссии, заключает Демин. Врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК) пилот проходил не в медицинском центре «Аэрофлота» в Москве, а в Омске, обращает он внимание.
пассажиров и членов экипажа стали жертвами безумного пилота Андреаса Любица, который в марте 2015 г. намеренно направил самолет Germanwings в гору, пролетая над Французскими Альпами. По данным французского бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA), незадолго до катастрофы врачи рекомендовали Любицу пройти лечение в психиатрической клинике, но никто из них не сообщил о его проблемах в авиакомпанию. Катастрофа Germanwings – пример того, как общество пострадало от так называемой недифференцированной защиты врачебной тайны, говорит представитель «Аэрофлота» Михаил Демин.
Пилот российской авиакомпании не согласен с позицией «Аэрофлота»: «Положительное заключение ВЛЭК – это юридический документ, позволяющий пилоту подниматься в небо, если у компании есть в нем сомнения, то надо разбираться с комиссией и добиваться там при наличии нарушений возбуждения уголовных дел. Но если заключение есть, то «Аэрофлот» обязан заплатить за гибель пилота».
«Коллективный договор не является согласно трудовому законодательству России обязательным. Он, по сути, лишь дополняет индивидуальный трудовой договор, предоставляя определенные дополнительные гарантии. В России коллективный договор – это достаточно большая редкость, поскольку инициаторами его обычно выступают профсоюзы, значение которых сейчас, если сравнивать с США и странами Европейского союза, очень незначительно», – говорит Горбунов.
«Коллективный договор «Аэрофлота» действует с 2005 г. и продлевается каждые три года. Нынешний договор истекает в декабре 2020 г. Этот документ закрепляет договоренность между представителем или профсоюзом работников и работодателем и предусматривает социальные гарантии для сотрудников, например регулирует график и режим работы, отпуска, выплату премий», – говорит Дельдюжов. При этом, по словам Дельдюжова, коллективный договор часто нарушается работодателем, но пилоты обычно боятся отстаивать свои права.
«В трудовых спорах в целом выигрывают, как правило, работники, обычно споры связаны с процессуальными нарушениями при увольнениях, реже с суммами выплат. Вряд ли у ответчика получится отменить решение о взыскании, но может получиться снизить размер компенсации», – отмечает Иноядов. В трудовых спорах суд чаще всего встает на сторону сотрудника как по умолчанию слабой стороны правоотношений, добавляет Горбунов.
Коллективный договор «Аэрофлота»: как людей превращают в рабов
Компания «Аэрофлот» – старейшая в России и, безусловно, заслуженная. Вот только дает ли ей это право становиться выше закона? Например, предлагать своим работникам подписывать коллективный договор, в котором уже сразу заложены нарушения ГК и ТК РФ?
Коллективный договор учреждения – правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения работников и работодателей. Он может заключаться в организации в целом, а также в ее представительствах, филиалах и других обособленных структурных подразделениях. Содержание и структура коллективного договора определяются статьей 41 Трудового Кодекса РФ. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ (ст. 44). Юристы особо подчеркивают то, что коллективный договор – двухстороннее соглашение, поэтому изменять его положения в одностороннем порядке работодатель ни при каких условиях не может.
Так гласит Закон. Однако крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот», на которого работают тысячи людей, считает по-другому. И уже в момент заключения с каждым новым сотрудником коллективного трудового договора прописывает в нем возможность для себя изменять его задним числом в одностороннем порядке. Это ведет к многочисленным злоупотреблениям со стороны работодателя и практически превращает работников в бесправных рабов.
А это вообще законно? Конечно, нет. А невыплата страховой премии сотруднику, пострадавшему во время выполнения своих служебных обязанностей – это как? Именно такая ситуация сложилась в компании «Аэрофлот»: там отказываются компенсировать лечение в зарубежной клинике бортпроводнице, получившей тяжелые травмы. Но обо всем по порядку.
Из-за недостатка сна
В последних числах февраля 2019 года в испанский городок Малага, находящийся на юге этой страны, в регионе Коста-дель-Соль, прибыл борт «Аэрофлота» из Москвы. Пилоты и стюарды не могли сразу же отправиться домой, к ждущим их семьям, потому что обратный рейс в столицу нашей Родины планировался почти через сутки. На время ожидания экипажу пришлось заселиться в местную гостиницу. Оставив вещи, они решили сходить в малагский супермаркет, чтобы купить чего-нибудь поесть.
Прямо там, к ужасу всех присутствующих, молодой стюардессе стало плохо, и она упала, разбив голову в кровь и получив, как потом оказалось, черепно-мозговую травму. Пострадавшую срочно увезли в испанский госпиталь. Врачи привели пациентку в чувство, провели комплексное обследование и пришли к неутешительному выводу: потеря сознания, ставшая причиной падения и получения ушибов и травм, в том числе закрытой черепно-мозговой и сотрясения головного мозга, стала следствием переутомления и нехватки сна. Проще говоря, физическое перенапряжение бортпроводницы достигло такого предела, что ее организм не выдержал и дал неожиданный сбой.
К слову, никаких психотропов и алкоголя в крови пострадавшей обнаружено не было. Просто девушка, на попечении которой находится маленький ребенок, не выдержала бешеного темпа работы. Расписание полетов в «Аэрофлоте» составляется таким образом, что работники не успевают толком отдохнуть. А ведь от действий этих людей зависит жизнь сотен пассажиров! Но «Аэрофлоту» на это, по-видимому, все равно – одной катастрофой меньше, одной больше… Что ему, безликому гиганту, человеческие судьбы и трагедии? Главное – прибыль.
Стюардессе пришлось пробыть в больнице в испанской Малаге двое суток. Ей запрещали вставать с постели и каждые шесть часов ставили капельницы. Только после этого она смогла вернуться домой. Но сразу отправиться к ребенку ей не позволили: прямо от трапа потащили в пункт медицинской помощи аэропорта Шереметьево. Зачем – непонятно. Все документы из иностранной клиники были в порядке, в том, что сотрудница «Аэрофлота» действительно получила травмы, сомневаться не приходилось. К тому же свидетелями происшествия стали несколько ее коллег. Да и врачи, работающие в Шереметьево, вряд ли обладают квалификацией и уровнем полномочий, позволяющим им выносить экспертные заключения.
Дополнительный стресс еще больше ухудшил состояние пострадавшей. Ей пришлось уйти на больничный и провести немало времени в московском медучреждении для всестороннего обследования. Но выход на работу стал для нее стрессом еще большим.
Подпиши акт проверки и откажись от страховки
Практически так, прямым текстом, увещевали только-только пришедшую в себя девушку ее непосредственные начальники. Был составлен акт о расследовании несчастного случая. Расследование проводили:
— Е.И. Фролова – заместитель директора департамента обслуживания на борту (она и была председателем специально созданной по этому случаю комиссии);
— И.В. Игумнов – начальник отделения кабинных экипажей №9 департамента обслуживания на борту;
— Е.В. Иванова – начальник отделения кабинных экипажей №6 департамента обслуживания на борту;
— М.А. Ходырев – ведущий инженер по охране труда группы охраны труда отдела охраны труда и окружающей среды;
— В.Г. Макеев – председатель профкома департамента обслуживания на борту.
Также во время экзекуции, то есть давления на пострадавшую с целью заставить ее подписать акт и отказаться от выплаты страховой премии, присутствовал и принимал участие М.Ю. Леднев – начальник отдела охраны труда и окружающей среды ПАО «Аэрофлот». Стюардесса отказалась удовлетворить их требования.
Ведь из испанской больницы пришел огромный счет, который и должна была покрыть страховка: соответствующий договор был подписан с бортпроводницей одновременно с заключением трудового. Однако руководители компании «Аэрофлот» наотрез отказываются признавать очевидное, утверждая, что их сотрудница получила травмы не во время работы.
Позвольте, но ведь она находилась в чужой стране, в другом климатическом поясе не по собственному пожеланию. А ожидала возможности продолжить выполнение своих рабочих обязанностей – помогать в полете пассажирам «Аэрофлота». Таких прецедентов в России уже была масса, и всегда суды становились на сторону пострадавших: фактически они находились в рабочей командировке, а значит, на них распространяются и условия страхования жизни и здоровья.
Но аэрофлотовскому начальству до законов дела нет. Мало того, они занялись скрытым шантажом и оказанием давления на собственную сотрудницу, сознательно ухудшая ее и без того нелегкие условия труда. Ей поменяли расписание рейсов – стало больших коротких и ночных перелетов. А ведь дома ее ждет маленький ребенок! И это сразу после того, как девушка едва восстановилась после полученных травм. А еще и неподъемный счет из испанской больницы. Который, по мнению руководства компании «Аэрофлот», она должна оплачивать из собственных средств. При том, что зарплата у нее, особенно для Москвы, достаточно скромная.
Вот так, попирая российское законодательство, справедливость и честь – некогда символы российской авиации, теперь окончательно утраченные, «Аэрофлот» идет к повышению собственной прибыли практически по трупам – что доказывают последние трагедии, произошедшие с самолетами этой авиакомпании. 41 погибший в катастрофе с «Суперджетом» в мае, а акционеры «Аэрофлота» всего лишь «героически» отказались от дивидендов. В ситуации, когда люди с честью и достоинством обычно стрелялись. И теперь, пытаясь по сути обокрасть собственную сотрудницу, поступают бесчестно.
Однако она не намерена сдаваться, тем более, что есть люди и квалифицированные юристы, готовые ее поддержать. Надо уметь защищать свои права. Нам, россиянам, только предстоит этому научиться. Но мы будем стараться. И верить в торжество справедливости. Несмотря ни на что.
Новости
28 октября в автоматизированной системе «Аккорд» появилась информация, согласно которой 27.10.2020 Генеральным директором ПАО «Аэрофлот» подписан приказ №315 « О внесении изменений в приказ от 29.12.2016 №450 «О совершенствовании оплаты труда работников ПАО «Аэрофлот».
Законодательство допускает изменение оплаты труда сотрудника, при этом возможны 2 случая:
— в одностороннем порядке по инициативе работодателя;
— с письменного согласия сотрудника
В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника
В настоящее время ШПЛС разбирается были ли у ПАО «Аэрофлот» причины, связанные с изменением организационных и технологических условий, а также изучет судебную практику.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В письменном уведомлении должны быть подробно описаны причины, способствовавшие понижению зарплаты. Сотрудник вправе отказаться от новых условий. В этом случае руководство компании обязано предложить ему альтернативную должность или работу. Трудовая функция служащего при этом должна быть сохранена.
Если перевод на другую должность или работу невозможен, или сотрудник отказывается от предложенных, то трудовые отношения с ним прекращаются (ст. 77 ТК ТФ) и производится расчет в размере двухнедельного заработка.
Если реорганизационные преобразования на предприятии отсутствуют, а снизить заработную плату необходимо, то сделать это можно только с письменного согласия сотрудника.
Согласно ст. 72 ТК РФ, изменить определенные сторонами условия трудового договора, можно только по соглашению сторон, заключенному в письменной форме.
То есть о предстоящем изменении условий оплаты труда, а также о причинах, его вызвавших, работники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ. В том случае, если изменение условий оплаты труда происходит по соглашению сторон согласно ст. 72 ТК РФ, уведомлять работника за два месяца о предстоящем изменении работодателю не требуется.
В этом случае работник и работодатель подписывают дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении соответствующих его условий ( ст. 72 ТК РФ). В этом соглашении стороны согласуют дату, с которой изменения для них вступят в силу.
В «Аэрофлоте» увеличивают премии топ-менеджерам и собираются ухудшить условия колдоговора
Фото: Елена Мелик-Шахназарова/ архив «Солидарности»
Топ-менеджеры компании «Аэрофлот» во втором и третьем кварталах текущего года суммарно получили на 110 млн рублей премиальных выплат больше, чем за аналогичный период 2018 года, таковы данные «Базы», которая изучила отчетность авиакомпании за первое полугодие 2019 года.
За второй и третий квартал 2019 года суммарно выплаты ключевому руководящему персоналу составили 673 млн рублей. В пресс-службе «Аэрофлота» прокомментировали это решение так: «Сравнивать выплаты на квартальной основе некорректно, так как существует множество факторов, которые могут влиять на начисления и списания».
Президент Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжов рассказал «Солидарности», что на фоне повышения премий топ-менеджерам руководство «Аэрофлота» готовится к изменению условий коллективного договора, действующего в компании с 2005 года и признанного одним из лучших и социально ориентированных. Действие колдоговора заканчивается в конце 2020 года, но уже сейчас руководство начинает прощупывать почву на предмет его изменения.
– У нас есть информация, что руководство хочет в новом коллективном договоре продавить сокращение дополнительного отпуска в 14 дней за ненормированный рабочий день, то есть не 28, как по ТК, а 42. Также из колдоговора собираются исключить такие пункты, как: доставка наземных работников, работающих посменно, на рабочее место, компенсация оплаты химчистки формы (сейчас 2,5 тысячи летчикам, бортпроводникам – 7,5 тысяч рублей), компенсация по оплате детских садов, материальная помощь к отпуску. Пока нет никаких официальных бумаг, но эти вопросы обсуждаются. При этом выплаты топ-менеджерам увеличили на 110 млн рублей за второй-третий квартал этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года. Тем более, что 5 мая произошла катастрофа, после которой в июне на собрании акционеров гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что вообще никаких премий руководству не будет.
Напомним, что 5 мая в аэропорту «Шереметьево» самолет «Суперджет-100» компании «Аэрофлот» совершил экстренную посадку и загорелся, погиб 41 человек.