классификацию основных форм движения в xix осуществил

Движение. Классификация форм движения.

Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Структурность материи предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этим взаимодействие. Движение внутренне присуще материи.

Исходные положения диалектической и метафизической концепций движения были сформулированы ещё в античной философии. Истоки диалектической концепции движения восходит к Гераклиту. Все существует и в то же время не существует, так как все течет, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Своё представление о всеобщем изменении Гераклит образно выразил, сравнив мир с вечно текущим потоком.

Один из первых вариантов метафизической концепции движения был создан в элейской философии. Истолковывая многообразные и изменчивые явления природы как ложное, элеаты за истинное признавали лишь единое и неподвижное бытие. Изменение здесь отрывается от неизменного.

Ещё одна метафизическая концепция – античный атомизм, когда движения отрывается от пространства и времени. Аристотель выводил движение из неподвижного «перводвигателя». В философии Нового времени эту традицию продолжил Ньютон. В философии до ХIХ века понятие движения употреблялось в узком смысле, как механическое перемещение.

Современная наука признаёт бесконечное разнообразие видов материи и форм движения. Классификация форм движения является относительным знанием, так как в науке открываются все новые и новые формы движения материи. Рассмотрим основные классификации форм движения материи в ХIХ и ХХ веках.

Классификация, предложенная Ф.Энгельсом в середине ХIХ века. Выделяются пять основных форм движения материи: а) механическое движение – перемещение макротел в пространстве; б) физическое движение – движение молекул; в) химическое движение – взаимодействие атомов; г) биологическое движение – жизнь как движение белковых тел; д) социальное движение – развитие общества и человека.

Энгельс основное внимание уделил связи, переходам между механической, химической, физической, биологической и социальной формами движения материи. В центре его внимания связь генетическая, поэтому речь в его концепции шла не столько о координации, а о субординации взаимодействий между различными формами. Энгельс выдвинул ряд общих положений или принципов взаимодействия: одно материальное тело может одновременно совершать много движений; одна и та же форма может быть связана с различными материальными носителями; есть главная и побочные формы движения (в смысле превзойденности в ходе развития); между формами наличествуют связи генетического порождения (возникшие формы включают в себя низшие как структурный элемент).

Помимо выявления этих общих принципов, Энгельс сделал ряд вполне конкретных предположений, высказав догадки о необходимости нахождения связей между химической и биологической формами движения, он выдвинул трудовую теорию антропогенеза, идею о том, что каждому виду движения соответствует свой материальный носитель (масса, молекула, атом, белок, человек). Классификация форм движения, по Энгельсу, соответствует иерархической классификации наук: механика – физика – химия – биология – социология.

Источник

Формы движения материи

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом.

В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм;

3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения материи.

Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Поэтому энгельсовскую классификацию необходимо развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохраняют свою ценность, ибо схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химической форм движения, живую — биологическая, а общество — социальная форма движения. Основные генетические связи между этими блоками правильно выявлены в энгельсовской классификации. Что же касается их внутреннего расчленения и представлений об их материальных носителях, то современная наука вносит сюда ряд серьезных корректировок.

Наиболее значительные изменения касаются соотношения механической, физической и химической форм движения. Наука XX века открыла новые формы физического движения, неизвестные в XIX столетии: процессы микромира, связанные с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субэлементарного уровня; процессы мегамира — галактические взаимодействия и расширение Метагалактики. По-новому поставлена и проблема взаимоотношения физических и химических форм движения: химическая форма движения, с одной стороны, возникает из взаимодействий микромира, а с другой, является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она как бы обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам.

В новом свете предстала также проблема соотношения механического и физического движения. В своей классификации Ф. Энгельс исходил из представлений науки второй половины XIX века, согласно которым любое физическое движение (электромагнетизм, теплота и т. д.) является результатом механического движения частиц эфира, атомов, молекул. Поэтому механические процессы рассматривались им как генетическая основа физической формы движения. Наука XX века изменила эти представления. Она не только отказалась от концепции мирового эфира как механической среды, свойствами которой объясняются электромагнитные взаимодействия, но и вообще перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов.

Скорее наоборот, механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Причем надо различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Современная наука внесла много нового и в понимание природы биологического движения. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях (кроме белковых молекул в качестве молекулярного носителя жизни были выделены ДНК и РНК). Сложилось представление о целостности биосферы как условии дифференциации и развертывания всех уровней организации живой материи и соответственно формирования различных подвидов биологической формы движения.

Будущий прогресс науки приведет, бесспорно, к открытию новых форм как материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления. И в процессе этого развития диалектико-материалистическое учение о формах движения материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а в ряде отношений и пересматриваться.

Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы движения материи. Эта трактовка стала возможной благодаря открытию и разработке материалистического понимания истории. Поэтому она свойственна марксистскому философскому взгляду на мир. Выделяя в общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общественной жизни. В реальной же действительности они взаимодействуют, благодаря чему только и существует общество как особый уровень организации материи.

Человеческое сознание, обеспечивая отражение человеческого бытия и проектирование его возможных будущих состояний, активно влияет на процессы материальной жизни людей. Идеи, овладевая массами людей, направляют их деятельность, а в процессе этой деятельности перестраивается само общество. Не случайно К. Маркс подчеркивал, что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой. Следовательно, когда речь идет о социальном движении материи, имеется в виду не просто взаимодействие материальных элементов, а такое взаимодействие, которое предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого сознания и в котором сознание принимает активное участие. Сознание как идеальная реальность не существует вне и независимо от ткани общественной жизни. Оно как бы встроено, вплавлено в эту жизнь, выступает в качестве ее аспекта, обеспечивая функционирование и развитие общества как целого.

Учитывая эту особенность социального движения, Ф. Энгельс иногда определял человеческое мышление как специфическую форму движения материи. Тем самым он как бы подчеркивал, что социальное движение не может осуществляться без идеального плана человеческой деятельности, складывающегося в сознании, а значит, без развития индивидуального и общественного сознания.

Источник

Классификация форм движения материи.

Онтологическая структура той части Бытия, где мы сейчас находимся (Земля и околоземный космос) в философии отражена в классификациях форм движения материи. Исчерпывающая классификация вряд ли будет когда-либо возможна, так как в современной науке признается бесконечное разнообразие видов материи и форм движения. Классификация форм движения является относительным знанием, так как в науке открываются все новые и новые формы движения материи. Для примера сравним классификации, созданные в XIX и XX веках.

(I.) Классификация, предложенная Ф.Энгельсом в середине XIX в.

Выделяется пять основных форм движения материи:

Основные принципы энгельсовской классификации:

ü принцип генетического построения: от простого к сложному; более сложные формы возникают на основе более простых;

II. В XX веке, в связи с новыми открытиями в естествознании, энгельсовская классификация подверглась изменениям и прежде всего в верхней ее части.

IIIIIIIVVVIVII
классификацию основных форм движения в xix осуществилкваркиэлементарные частицыатомное ядроатоммолекулаживая клеткачеловек

Каждому материальному носителю соответствуют специфические формы движения. В современных классификациях не выделяется отдельно механическое движение, оно входит в качестве элемента во все известные формы.

На основе приведенной классификации строится следующая схема научного знания:

II. 2. В одной из современных классификаций за главный критерий принято единство типов взаимодействия в неживой природе.

Мир ядра классификацию основных форм движения в xix осуществилсильные и слабые взаимодействия
Мир атома Электромагнитные взаимодействияБиологическая форма движенияСоциальная форма движения
Мир космоса гравитационные взаимодействия

II. 3. Кедровым Б.М. предложена нелинейная классификация, в которой выделяется две группы форм движения материи:

Пополните свой словарь определениями следующих категорий:

классификацию основных форм движения в xix осуществилбытие, реальность, объективная реальность, субъективная реальность, человек, духовная культура, общественное сознание, индивидуальное сознание, материя, движение, пространство, время.

Проверьте себя, подумайте над следующими упражнениями.

Задание 1

Все вещи мира преходящи, со временем они уничтожаются, разрушаются. Почему же мир как совокупность данных вещей продолжает вечно существовать?

Задание 2

Задание 3

Сравните понятия «ничто» и «нечто». Какой смысл вкладывается в понятие «небытие»?

Задание 4

Сравните понятие «субстанция» и «субстрат». В основе бытия одна, две или множество субстанций. Приведите аргументацию, доказывающую одну из точек зрения.

Задание 5

Проанализируйте мнение А.Швейцера, утверждающего, что нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. Какое из основных противоречий бытия здесь отражено?

Задание 6

Какие онтологические философские принципы следуют из формулы Е=m·c 2 ?

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Вселенная, где сто планет;

Там все, что есть, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет

Их меры малы, но все та же

Их бесконечность как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь».

Валерий Брюсов

Какой из философских принципов здесь поэтически выражен?

Задание 10

Задание 11

Как вы понимаете высказывание Гераклита. “В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем?”

Задание 12

Можно ли заменить понятие «материя»? Аргументируйте свой ответ. Дайте соответствующие определения.

Задание 13

Проанализируйте следующее определение материи: «В начале рассуждения о материи надо поместить определение ей: «Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части».

Задание 14

Выразите Ваше отношение к следующему утверждению русского физика Н.А. Умова. На 2-м Менделеевском съезде в 1911 году он сказал: «Последнее развитие физики есть процесс против материи, окончившийся ее изгнанием. Не пора ли изгнать и материю? Материя исчезла, ее разновидности заменены системами родственных друг другу электрических индивидов, и перед нами рисуется вместо привычного материального глубоко отличный от него мир электромагнитный».

Задание 15

Дайте анализ ленинского определения материи. Почему В.И.Ленин говорит о своем определении:». говорить о том, что такое понятие может «устареть», есть младенческий лепет. » Как Ленин доказывает, что нельзя дать иного определения материи?

Задание 16

Правильно ли с философской точки зрения выражение «аннигиляция материи»? Какой смысл вкладывает в него физика? Какая ступень философского развития нашла отражение в этом выражении?

Задание 17

Проанализируйте следующее определение материи: «. Материя есть возбужденное состояние динамической геометрии. Геометрия предопределяет законы движения материи. «

Уилер Дж.А. Предвидение Эйнштейна. – М.: 1970. – С.15,18.

Задание 18

Из положения о том, что покой есть частный случай движения, а движение абсолютно, некоторые делают вывод об абсолютности покоя. Покажите несостоятельность данного умозаключения.

Задание 19

Проанализируйте следующую точку зрения: «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может теоретически быть объяснено в терминах физики и химии».

Б.Рассел. Человеческое сознание. – М.,1957. – С.71.

Задание 20

Проанализируйте следующий аргумент Платона: Всякое тело, движимое извне, неодушевленно. Всякое тело, движущееся само по себе, должно иметь внутренний принцип движения (=душа), который не зависит от внешних сил. Чтобы привести в движение материальное тело, требуется приложение силы, человек же, движется сам по себе, по велению разума.

Задание 21

Оцените точку зрения немецкого естествоиспытателя Э.Геккеля, который писал: «Согласно материалистическому мировоззрению, материя, или вещество, существует раньше, чем движение, или живая сила; вещество создало силу

Задание 22

Задание 23

Существует точка зрения, что при исчезновении всех материальных объектов исчезают пространство и время. Как можно опровергнуть или доказать эту точку зрения?

Задание 24

Согласны ли Вы со следующим рассуждением Гегеля: «Время не есть как бы ящик, в котором все помещено, как в потоке, увлекающем с собой в своем течении и поглощающем все, попадающего в него. Время есть лишь абстракция поглощения. Так как вещи конечны, то они находятся во времени, но вещи исчезают не потому, что они находятся во времени, а сами вещи представляют собою временное; их объективным определением является то, что они таковы. Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время, и если время называет самым могущественным, то оно также и самое бессильное».

Гегель. Соч. Т.2. – М.-Л. 1934. – С.50.

Задание 25

Какие философские идеи отражены в этом фрагменте художественного текста?

Задание 26

В связи с чем В.И.Ленин употребляет следующую фразу: «Поэтому напрасно многие теологи, испытывающие затруднения насчет того, куда им поместить ад, а также спириты пожелали извлечь для себя пользу из четвертого измерения».

Как соотносятся n-мерные пространства с реальным трехмерным?

Задание 27

Чаадаев П.Я. Философские письма. – М.: Правда, 1989. – С.561.

Задание 28

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. – М.: Мысль, 1982. – Т.1. – С.481.

Как бы Вы ответили на вопросы, поставленные Лейбницем?

Задание 29

Как определяют пространство и время А.Пуанкаре, К.Пирсон? Сравните их с определениями, данными современной науки

См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Гл.III. – С.205.

Задание 30

Дайте философскую интерпретацию следующего отрывка художественного текста: «Но пространство, измеренное металлическими стержнями и линейками; время, отмеренное совершеннейшими часами, вдруг стали искривляться, растягиваться и сплющиваться. Их незыблемость оказалось не фундаментом науки, а решетками и стенами ее тюрьмы. Пришла пора страшного суда, тысячелетние истины были объявлены заблуждениями. В старинных предрассудках, ошибках, неточностях, словно в коконах, столетиями спала истина».

Гроссман В. Жизнь и судьба // Октябрь. – 1988. – №1. – С.37.

О каком периоде и о какой ситуации в науке идет речь?

Дата добавления: 2016-10-18 ; просмотров: 3329 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *