классный час это форма воспитания

Классный час как основная форма воспитательной работы

классный час это форма воспитания

классный час это форма воспитания классный час это форма воспитания

Классный час как основная форма воспитательной работы

Деятельность классного руководителя начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера- это значит найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия

Чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят,которых

воспитываешь в частности.

Зная особенности учащихся, их интересы, склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный воспитательный план

Иногда классный руководитель ошибочно полагает, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения.

Бесспорно они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников. Формы: задушевный разговор, консультации, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск в решении проблемы, задачи.

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.

Известные ученые считают:

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками».

«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-

ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников

системы отношений к окружающему миру ».

« Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы,

а час классного руководителя».

Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего:

· это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

· это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.

· Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

· Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

· Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

Советы по организации классного часа

Содержание классных часов следует проводить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.

Функции классных часов

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с

учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в

определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы

 Игровой классный час

 Посещение театра, кинотеатра, выставки

 День открытых дверей

 Вечер вопросов и ответов

 Круглый стол с острыми углами

 Классный час – размышление

Организация классного часа

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию.

Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы.

Тема классного часа может быть написана на доске или плака те, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.

На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдаю щейся личности или цитату из известной книги. На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хо чется.

Продолжительность классного часа

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— С 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).

Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.

Требования к проведению классных часов

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

Тематика классных часов

Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании в конце каждого учебного года на будущий учебный год.

Традиционные классные часы на учебный год определяются в соответствии с общешкольным планом мероприятий, в соответствии с

анализом воспитательной работы прошедшего года, с целями

и задачами на предстоящий учебный год.

Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является координатором.

Тематика классных часов разнообразна :

Час доверительных бесед «Почему мне так трудно?» «Мои достоинства и недостатки». Практические занятия «Как быть привлекательной» Разговор по душам «Красота. Гордость. Достоинство» (для девушек). «Общение с прекрасным полом». «Сексуальная культура» (для мальчиков). Индивидуальные беседы «Гигиена подростка».

Учение и труд рядом идут. Хочу и надо в твоей учебе и поведении. «Учеба. Только ли твое личное дело?». Устный журнал «За страницами твоего учебника». Книга в твоей жизни. Без внимания не добудешь знания. Живая газета «Хочу все знать». «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Умеешь ли ты готовить уроки. Твой любимый предмет. Знание – сила. В мире занимательных наук. Что нам мешает учиться без троек. Новости науки и техники. Мир знаний и знания в Мире. Как развивать ум и память. Как пользоваться библиотечным каталогом. Уединение с книгами лучше общения с глупцами. Правильно ли я распределяю свое время? Свободен ли ты в свободное время.

Патриотическое воспитание. Экологическое воспитание.

Давайте родную природу беречь. О красоте родного края. Человек и природа – одно целое. Каково будущее нашей планеты? Наш класс в борьбе за экономию и бережливость. Знай цену вещам. Мое и наше. Наш друг – природа. Хлеб и его истинная цена. Возьми в пример себе героя. «Гражданином быть обязан…» Молодежь и политика. Инсценированный праздник «Где родился, там и сгодился». «Частная и публичная жизнь гражданина» Викторина «Знаешь ли ты политические термины». Устный журнал «Военные династии» Диспут «Что значит жить достойно?» «Государство для меня – я для государства» Лекция «Молодежь в борьбе за самоопределение». «Поэзия войны» Устный журнал «По страницам истории» «Ты и твое имя» «История города Звенигорода» «Гербы городов Московской области» «Знамена современных родов войск» «Памяти павших будьте достойны» «Есть такая профессия – Родину защищать» «Знаешь ли ты чины и звания родов войск» «Красная книга Московской области» Конкурс экологических сказок. «Цифры и факты: экологические катастрофы». Правила поведения на воде. «Как учиться, чтобы не лечиться» Роль растений в жизни человека. Практикум «Человек и водоемы». Экскурсия на природу «Дружно за руки возьмемся»

Ваше здоровье в ваших руках. Уроки Мойдодыра. Тропинка к здоровью. Молодость и здоровье. Только здоровому жизнь интересна. Ущерб, нанесенный алкоголем. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Диспут «Болезнь или преступление». Укрепляй здоровье смолоду. Что ты знаешь о витаминах? «Привлекательная внешность? Не проблема». «Вредные Привычки? У нас их нет!». «Суд над сигаретой». «Резервы богатырского здоровья» «Наркомания: мифы и реальность». «Чистая вода – для хвори беда» «Гигиена – страж здоровья» «Движение – это жизнь» «Питание и здоровье» «Лечебные силы природы» «Спид – чума века». Устный журнал «Пять минут о здоровье».

«Что такое художественный вкус» «Таланты и поклонники» Заочная экскурсия «Художественные музеи мира» Вернисаж «Очей очарованье» «Как выбрать подарок». Конкурс «Стихотворения о любви». Вечер бардовской песни. «Музыка бунта» Обмен впечатлениями «Был обычный день осенний» «Культура одежды» «Народные песни» «В мире увлечений» Игра-представление «Осенний листопад»

Режим и как его соблюдать. Сделал дело- гуляй смело. Зачем человек спит? Душа – это мой внутренний мир. Умей делать добрые поступки. Чем сердиться – лучше помириться. Какой я? Чем я отличаюсь от других? Мой мир общения. Умей помочь себе. Как научиться познать себя. Как научиться управлять собой. Приемы развития внимания, памяти. Давайте поговорим. Общение и речь. Как правильно говорить? О красоте, добре и зле. Мой внутренний мир. Эмоции и чувства, возникающие у людей. Привычки и любимые занятия. Я и окружающий мир. Умение слушать. Навыки общения с людьми. Умение вести разговор. Уверенное и неуверенное поведение. Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справляться с агрессией. Что такое проблема? Мозговой штурм. Умение сказать «нет». Твое терпение. Хороший ли ты слушатель? Уроки привлекательности. Я в мире людей или живи в согласии с другими. Индивидуальность или чем я отличаюсь от других.

Что ты знаешь о своих правах и обязанностях. Задержан милицией. Как себя вести? Правовые основы современного общества. «Неформалы. Кто они такие? Взаимоотношения с законом». «Мораль и право». Демократия и свобода слова –что это такое. «Добро и зло. Причины наших поступков». Права работника и работодателя. Собственность, права и обязанности. «Брак. Его правовые нормы». Обзор публикаций СМИ «Рассказы о жестокости и сочувствии». Ролевая игра «Устройство на работу». «Что должен знать пешеход»

Тема заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

морально-этическим проблемам. На них формируется опреде лённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отноше ния к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

6. психологическим проблемам.Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.)

Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако, в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя, очень важная роль.

Сегодня не в каждой школе есть требование проводить классный час. И правильно. Это должно быть потребностью, гармонично вплетаться в систему школы. Сам классный руководитель должен чётко представить себе значение еженедельной встречи с классом. Наверное, каждый пойдёт от себя и рассудит по-своему: кто решит, что на классном часе прежде всего надо решать организационные вопросы (их за неделю накапливается огромное количество). Кто-то это время отдаст на откуп детям: пусть организуют интересные игры. Третьи станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов назвать можно столько, сколько классных руководителей.

Работа классного руководителя требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно организовать работу класса, то есть создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого ученика.

Классный руководитель-это и педагог, и воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают «мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на ребенка, а ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих детей. Так пусть же эта доброта, понимание, чуткость всегда сопутствуют в вашем нелегком труде. Результат не заставит себя долго ждать.

Источник

Классный час – это форма воспитательной работы

классный час это форма воспитания

Классный час – это форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В развивающей системе он имеет немаловажное значение и создаёт условия для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов, кругозора, а также индивидуальных качеств личности.

Для того, чтобы получился любой классный час, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:

1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.

2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.

3. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть разные виды деятельности.

4. Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

5. Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая трата времени. Это классный праздник, на успех которого должен работать каждый.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. По мнению некоторых ученых, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Это могут быть: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция и т. п.

И задача классного руководителя в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения этого часа общения. Учащиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее, конечно, организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом.

Анализируя свою работу как классного руководителя в прошлом учебном году, хочу заметить, что проведение классных часов в системе, а не формально, для «галочки», даёт свои результаты. Если поначалу дети воспринимали: «О, классный час!», то потом они уже вначале недели спрашивали: «А что интересненького у нас будет на классном часе?»

Первые классные часы проводила в активных формах: викторины, конкурсы. Материал подбирала сама, для учащихся каждый раз классный час был сюрпризом: «А что же будет на этот раз?» В непроизвольной форме учащиеся не только обобщали какие-то уже имеющиеся знания, но и узнавали новое. В дальнейшем стала привлекать для проведения классного часа и учащихся: чтение стихотворений, выступление с докладом и т.п. Мне кажется, что за 45 минут общения на классном часе, учащиеся узнают друг друга лучше, становятся более терпимыми друг другу, развиваются их познавательные способности, ну и можно так еще перечислять массу положительных моментов…

Ведь на классном часе, впрочем, как и во всей своей работе, мы следуем заповедям для учителя:

1) Духовно-нравственное воспитание

Целью таких классных часов является формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения у учащихся, осознание человеком себя, как члена общества, народа, представителя страны и государства.

— Среди классных часов данной тематики особенно детям запомнился классный час “Война глазами детей”, вызвав у них чувства сострадания и сопереживания к людям, прошедшим войну.

2) Основы воспитания безопасности и здорового образа жизни

Целью является формирование ответственности ребенка как за свое здоровье и здоровье близких, так и за социальную безопасность, и понимание личной ответственности за окружающий его мир.

Например, в результате проведения классных часов “День солидарности в борьбе с терроризмом”; “Вредные привычки и их влияние на здоровье”; “Здоровый образ жизни и Я” у детей появилось желание вести нравственный, активный и здоровый образ жизни.

В результате у детей появилось осознание того, что возможно сопротивляться социальному давлению и понимание преимущества здорового образа жизни.

Результат участия в программе – сплоченность коллектива класса и общее желание победить.

3) Физическое воспитание:

Целью является воспитание физически активного, здорового человека.

Эта форма внеурочной деятельности предусматривает участие детей в спортивных мероприятиях, проводимых в школе совместно с классным руководителем.

• Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

• Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

• Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

• Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

• Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

Тематика классных часов:

Проблемы науки и познания.
Вопросы государства и права
Вопросы физиологии и гигиены
Проблемы экологии
Общешкольные проблемы (значимые общественные события, юбилейные даты)

Советы по организации классного часа
Содержание классных часов следует так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.

В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу

Хочу подвести итог:

Воспитательная работа, которая ведется у нас в школе, а именно: комплекс общешкольных мероприятий в сочетании с классными часами дает хороший результат. Класс сплочается, становится дружнее, дети становятся инициативными, раскрываются, проявляют свои творческие натуры, раскрепощаются.

Источник

Статья»Классный час как один из главных элементов воспитания»

классный час это форма воспитания

Классный час как средство воспитания.

Дзюкенова Альфия Гавитовна

Учитель начальных классов МАОУ-СОШ с.Золотая Степь

Советского района Саратовской области

Средством воспитания является прежде всего пример, который подают родители и учителя.

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.

Классный час выполняет следующие функции:

Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей.

Классные часы могут посвящаться:

морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8.общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс.

Определение темы, целей и задач.

Выбор формы проведения и названия.

— подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д.по теме;

— составить план проведения;

— дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу;

— определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

4. Проведение самого мероприятия.

5. Педагогический анализ совершается на двух уровнях:

— обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;

— собственно педагогический анализ – анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.

В структурном отношении классный час состоит из трёх частей : вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части : активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

Выделяются следующие формы классного часа:

— беседа (этическая, нравственная);

— встречи с интересными людьми;

— викторины по различным областям знаний;

— дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

— читательские конференции и т.д.

1)НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Ведь классный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируе­мые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравс­твенного поведения воспитанников.

Цели нравственного классного часа:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравс­твенных взглядов, суждений, оценок.

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений. 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников,

4. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощен­ным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравствен­ных классных часов, классный руководитель может провести предва­рительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.

Способность учащихся дать объяснение таким понятиям опреде­ляет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов.

Подготовка нравственного классного часа должна сопровождаться серьезной предварительной работой, а именно:

I . Определение темы

Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записан­ных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те ребята, которые это смогут сделать, должны стать помощниками в подготовке таких классных часов.

П. Подбор материала

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни стра­ны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, худо­жественной литературы.

Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть для ребят интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, вызывал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.

2) КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ

Такая форма классного часа как классное собрание проводится примерно раз в месяц. Для этой формы характерна совместная дея­тельность учеников и классного руководителя. На классных собраниях школьники учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоя­тельности и ответственности.

— избирает старосту, представителей в органы ученического кол­лектива;

— слушает доклады учеников о выполнении поручений и т. д.

Экстренные (внеочередные) собрания проводятся, если необхо­димо обсудить и решить немедленно какие-либо вопросы. На таких собраниях распределяются участки работы, назначаются сроки вы­полнения и ответственные. В исключительных случаях такое соб­рание может быть проведено по просьбе классного руководителя, учителей или руководства школы. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Планирование классных собраний проводится самими учащимися под руководством классного руководителя.

Классный руководитель на собрании выступает в двух качествах:

— как представитель общеобразовательного учреждения, наделен­ный определенными официальными полномочиями;

как член классного коллектива, где он связан со своими учени­ками дружескими отношениями на правах старшего товарища.

Личное участие классного руководителя в собрании, как прави­ло, обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несет персональную ответственность за его выполнение.

Классному руководителю необходимо научить ребят демократичес­кому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих товарищей, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоот­ношений классного руководителя с учениками в этом процессе претер­певает изменения от года в год, по мере накопления опыта.

3)ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СИТУАЦИОННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Для технологии и методики индивидуального воспитания ис­пользуется такая форма, как ситуационный классный час. (Ав­тор методики — ученый-педагог Н.П. Капустин.) Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, яв­лений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное по­ведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собствен­ном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования те­матических классных часов.

Технология классного часа

Методика классного часа

Размещение учащихся в круге. Информация (3 мин.]

Демонстрация сравнительной таблицы уровней обученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год)

Излож ение «Я-позиции». Причина «Я-позиции» (7 мин.)

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы: 1. Удовлетворены ли вы своими результатами, почему? 2. Что каждому из вас мешает лучше учиться? 3. Что может помочь вам в учебе?

Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы: 1. В жизни существуют две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее. 2. Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться, 3, Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?

Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы

Рефлексия (5 мин.) Учащиеся по кругу Отвечают на 1-й воп­рос, а на 2-й. 3-й — желающие

1. Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему?

2. Что понравилось, почему?

3. Что не понравилось, почему?

Свободны й выбор. Речь классного руководителя (2-3 мин.)

Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Черев месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен

Мотивация — побужд ение ученика к позитивному поведению.

Мониторинг — от слеживание изменений в поведении детей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *