классный час как форма организации воспитательного процесса
«Современный классный час, как форма организации воспитательной работы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ
«Современный классный час, как форма организации воспитательной работы»
Подготовила: Далгатова Анжела Шагимардановна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 8 г. Кизилюрт
Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей.
Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума.
Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. Он способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
· Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)
· Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
· Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
Классный час выполняет следующие функции:
Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию.
Существует множество форм проведения классных часов.
• Беседа (эстетическая, нравственная)
• Встречи с интересными людьми
• Викторины по различным областям знаний
Современный классный час обязательно должен быть личностно-ориентированным.
Технология подготовки личностно-ориентированного классного часа.
составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год
ü метод социологического опроса
ü методика «недописанный тезис»
ü методика «проблема века»
уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению
выбор целей, содержания и форм проведения:
традиционные: лекция, рассказ, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над.
интерактивные: деловая, ролевая игра, проект…
индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа, совместное создание сценарного плана классного часа.
· анализ и оценка результатов по критериям:
· личностная значимость для обучающихся
· благоприятный психологический климат
· возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников
· обогащение жизненного опыта обучающихся, духовно-нравственная ценность.
В своей работе с классом я широко использую активные и интерактивные формы классных часов такие нетрадиционные формы классных часов как:
· Деловая и ролевая игра- данная форма проведения классного часа даёт очень многое как ребёнку: возможность попробовать себя в той или иной социальной роли, но и для меня, как классного руководителя, обыгрывание ситуаций даёт возможность увидеть систему ценностей семьи, что очень важно.
«Я и мой профессиональный выбор», «Моя семья» и т д,
· Ток шоу- данная форма проведения классного часа, является очень сложной с точки зрения организации, но очень эффективной. Конечный результат такой формы проведения всегда непредсказуем, но детям очень интересно высказывать собственное мнение. «Карманные деньги», «Отцы и дети», Наркотики за и против
· игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час», Сто к одному, своя игра и т. п.
· Проекты- это одна из любимых форм проведения классного часа причём проект может быть как краткосрочным: в рамках одного классного часа, так и долгосрочным, который дети реализуют в течении двух- трёх недель.
· называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.
· Тренинг психологический и обучающий.
В большинстве школ отсутствует школьная психологическая служба, уроки-тренинги помогают детям адаптироваться в классе, понять себя и других, понять важность толерантного общения между людьми. Это всегда очень интересные занятия, позволяющие ребёнку открыться, раскрыться, получить шанс быть понятым и признанным.
Праздники и сюрпризы любят все, и взрослые, и дети. А праздник, подготовленный самим ребёнком, приносит ему массу удовольствия, к тому же, это отличный способ почувствовать себя организатором. Мои дети всегда организуют праздники сами, стремятся к этому. Я, как классный руководитель, лишь направляю и даю ценные советы.
Классный час-экскурсия это один из самых эффективных способов развития ребёнка. Посещая музеи, выставки, учебные заведения, предприятия дети получают представление о своей малой Родине. Очень часто организуем интерактивные экскурсии в красивейшие музеи нашей страны: Эрмитаж, Питергоф, и т п
Во-первых, ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях.
Во-вторых, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.
В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.
В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.
В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.
Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:
выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;
проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;
выбранная проблема должна допускать различные способы решения;
проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.
· Агитбригада или альтернативная реклама
Данная форма классных часов позволяет привить детям потребность к здоровому образу жизни. Она достаточно сложна с точки зрения организации, требует долгой подготовки, но окупает себя с полна и проходит ярко и эффективно.
Воспитание ребёнка, очень продолжительный и трудоёмкий процесс. Конечно, основы воспитания закладывается в семье родителями, но умение взаимодействовать в социуме, способность самореализоваться, всё же закладывается в школе грамотными и профессиональными педагогами. Создать внутри учебного заведения маленькую «семью», великое искусство классного руководителя, а классный час, это одно из средств создания единого социума-класса.
Классный час как основная форма воспитательной работы с классом
Отчет по самообразованию классного руководителя
«Классный час как основная форма воспитательной работы с классом».
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Поэтому мною была выбрана тема по самообразованию «Классный час как основная форма воспитательной работы с классом».
Цель: изучение возможностей такой формы воспитательной работы с классом как классный час.
изучить теоретический материал по теме самообразования;
познакомиться с опытом организации указанной формы воспитательной работы с классом более опытных педагогов;
овладеть навыками грамотного планирования и проведения классного часа;
овладеть различными формами проведения классного часа (дискуссионные, состязательные, игровые, творческие и др.);
научиться анализировать эффективность классного часа, видеть свои ошибки и работать над их исправлением;
разработать комплект тематических классных часов;
систематизировать свои знания.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
значение классного часа в системе воспитательной работы с классом;
цели и задачи классного часа;
функции классного часа;
содержание классного часа;
требования к содержанию классного часа;
организация и проведение классного часа: структура, формы, принципы и методы;
анализ классного часа.
Способ демонстрации результата и отчёта по проделанной работе:
проведение открытых классных часов;
выступления на заседаниях методического объединения классных руководителей.
Мною использовались конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, способствующие профессиональному росту:
изучение теоретического материала в периодических педагогических изданиях, учебной педагогической литературе, монографиях, Интернет-ресурсах;
посещение классных часов коллег;
разработка и проведение собственных классных часов в различных формах, с применение ИКТ;
совещания, обмен опытом с коллегами;
проведение открытых классных часов для анализа со стороны коллег;
посещение МО классных руководителей;
систематизация и оформление накопленного материала по теме самообразования.
Работа над темой начата в 2015 году. Предполагается закончить работу над темой в 2017 году.
План работы на 2015-2016 учебный год
Составление плана работы по теме самообразования
Изучение литературы по теме самообразования
Взаимопосещение классных часов коллег.
Проведение классных часов с применением ИКТ
Посещение МО классных руководителей.
Изучение литературы по теме самообразования
Проведение классных часов с применением ИКТ в форме лекции и викторины
Изучение литературы по теме самообразования
Посещение МО классных руководителей.
Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет.
Проведение классных часов в форме дискуссии (встреча с приглашенными людьми).
Продолжение изучения темы по самообразованию.
Проведение открытого классного часа.
Систематизация и оформление накопленного материала
Посещение открытых классных часов коллег
Посещение МО классных руководителей.
Взаимопосещение классных часов коллег.
Изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме самообразования
Освоение различных форм проведения классного часа
Продолжение изучения темы по самообразованию.
Разработка открытого классного часа
Освоение различных форм проведения классного часа
Продолжение изучения темы по самообразованию.
Проведение открытого классного часа.
Освоение различных форм проведения классного часа
Посещение МО классных руководителей.
Выступление на МО классных руководителей с докладом по теме самообразования
Систематизация и оформление накопленного материала
Освоение различных форм проведения классного часа
Практические рекомендации для педагогов
Систематизация и оформление накопленного материала
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками. Классные часы проводились в форме:
воспитательного часа (час классного руководителя)
беседы (этическая, нравственная)
встречи с интересными людьми
викторины по различным областям знаний
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
психологической игры и тренинга
Классный час выполняет функции :
При проведении классного часа учитывались психологические особенности восприятия материала обучающимися, при снижении внимания использовались интересные по содержанию факты, ставились «острые» вопросы, менялся вид деятельности.
В процессе обсуждения поставленных вопросов вносились нужные коррективы, ставились дополнительные наводящие вопросы, акцентировалось внимание на важных моментах, размышляли вместе с детьми,чтобы помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.
Тематика классных часов в 6 классе была разнообразна. Она определялась в соответствии с общешкольным планом мероприятий, а также с целями и задачами воспитательной работы на данный учебный год.
Классные часы посвящались:
Духовно-нравственным проблемам: «Всероссийский урок мира», «Самый большой урок в мире», видеоурок «День пожилого человека», «Мама – главное слово…», «Доброта творит чудеса», диспуты «Люди, на которых хотелось бы быть похожим» и «Человеческие ценности: совесть, честь, благодарность», беседа «Понятие о мужественности и женственности».
Военно-патриотическому воспитанию: «Урок о России», «Хочешь знать Россию – побывай в Москве», «И нет безымянных солдат!» (к годовщине освобождения Белева от фашистских захватчиков), «26 годовщине вывода войск из Афганистана посвящается…», «75 лет битвы под Москвой», «Георгиевская ленточка».
Вопросам гражданства и права: «Закон и я» (профилактика правонарушений), «День народного единства», «Что такое самоуправление», «Культура поведения в школе и школьный этикет», «Подросток и закон» (о выполнении комендантского часа).
Вопросам здорового образа жизни: устный журнал «Оружием знания против наркомании», «Курить и пить – здоровью вредить», «Грипп и его профилактика», «Береги здоровье смолоду», «Значение режима дня в жизни школьника», «Правильное питание – залог здоровья», «Человек и наркотики», «Как прекрасен этот мир».
Морально-этическим проблемам: «Какой мы коллектив?», «Как мы понимаем дружбу», «Репка, или какие качества я в себе вырастил», «Как разрешить конфликт», «Хорошие манеры», «Дружба крепкая не сломается», «Мои «хочу» и мои «могу».
Классный час как форма воспитательной работы
В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство «. В самом деле, эта работа поглощает порой все свободное (и несвободное) время учителя. Для того чтобы эффективно работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество, учителя стремятся привести деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочетание желаемого и возможного . Почти все знают, что воспитание требует терпения…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания. К. Д. Ушинский.
Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).
Формы воспитательной работы – это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни.
1) по количеству участников : массовые (школьный бал), групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа);
2) по видам деятельности : познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела);
3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия).
Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.
Классный час выполняет следующие функции:
Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию.
Типы классного часа:
• Нравственный классный час
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) (нельзя проводить часто).
• Интеллектуально-познавательный классный час
1. Развивать познавательный интерес учащихся;
2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
• Тематический классный час
1. Развивать кругозор учащихся;
2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
• Информационный классный час
1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;
3. Формирование своего отношения к происходящему;
4. Развитие исследовательских умений.
Формы классного часа:
• Беседа (эстетическая, нравственная)
• Встречи с интересными людьми
• Викторины по различным областям знаний
Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:
• Возрастных и психологических особенностей школьников;
• Целей и задач, которые он ставит;
• Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся.
При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:
• Определить тему, сформулировать цель;
• Составить план (сценарий);
• Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме;
• Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом);
• Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
Советы по проведению классного часа:
• От предметной информации к оценке информации;
• От общих оценок к развернутым суждениям;
• Внимание к выступлениям учащихся;
• Акцент на важных моментах;
• Размышления вместе с детьми;
• Совместный поиск решений проблемы;
• Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос);
• Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных.
Анализ классного часа:
Он нужен воспитателю для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом.
Выделяют две стороны анализа.
Первая – это совместный анализ учителя с воспитанниками. (рефлексия). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.
Другая сторона – это педагогический анализ.
Критерии эффективности классного часа :
• Личностная значимость для учащихся
• Комфортность, благоприятный психологический климат
• Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников
• Обогащенность жизненного опыта учащихся
В настоящее время, актуальном остается вопрос о формах воспитательной работы. Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).
Это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально-организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов. Этот процесс общения планируется, проектируется, управляется педагогом.
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Существуют различные формы классных часов. Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам подготовки и проведения, тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:
а) рассказ, беседа, сообщение классного руководителя;
б) выступление специалиста;
в) встреча с интересным человеком, политиком, артистом и т. п.;
г) сообщения самих школьников.
Целесообразным основанием для типизации часов классного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в подготовке и проведении воспитательного часа.
К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Дети лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы на темы: «О самовоспитании», «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов — врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя — оказать им помощь в подготовке беседы, выступления.
Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение главных идей, содержания, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.
Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много творчества, выдумки, фантазии. Между группами возникает дух соревнования: кто интересней представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог лишь| иногда направляет их.
и задача классного руководителя в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения часа общения. Учащиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом. Классные часы также могут проводиться в форме лекции, беседы и других форм воспитательной работы.
Формы проведения классных часов:
Формы состязательного характера
Формы психологического просвещения
— вечер вопросов и ответов
— встреча с приглашенными людьми
— конкурс,
— викторина,
— путешествие,
— КВН,
— эстафета полезных дел,
— смотр,
— парад,
-презентация,
— турнир,
— олимпиада;
— фестиваль,
— выставка,
— устный журнал,
— живая газета,
-творческий труд,
представление (проектов),
— юморина,
— спектакль,
— концерт,
— ярмарка;
— ролевые игры,
— сюжетные игры,
— интеллектуальные,
— игры – катастрофы
— веселые старты,
— малая олимпиада,
— школьная олимпиада,
— тематический день (атлетики, здоровья и т.д.);
Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т. д.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.
Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т. д.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка», « Твои права и обязанности»
Чаще всего классный час одновременно выполняет указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:
1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).
На классном часе воспитанники рассаживаются так, как им хочется.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.
Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста учащихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение Могут включаться и школьники. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.
Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, все коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.
А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.
Требования к проведению классных часов
Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако, в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя, очень важная роль.
Сегодня не в каждой школе есть требование проводить классный час. И правильно. Это должно быть потребностью, гармонично вплетаться в систему школы. Сам классный руководитель должен чётко представить себе значение еженедельной встречи с классом. Наверное, каждый пойдёт от себя и рассудит по-своему: кто решит, что на классном часе, прежде всего, надо решать организационные вопросы (их за неделю накапливается огромное количество). Кто-то это время отдаст на откуп детям: пусть организуют интересные игры. Третьи станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов назвать можно столько, сколько классных руководителей.
Работа классного руководителя требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно организовать работу класса, то есть создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого ученика.
Классный руководитель-это и педагог, и воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают «мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на ребенка, а ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих детей. Так пусть же эта доброта, понимание, чуткость всегда сопутствуют в вашем нелегком труде. Результат не заставит себя долго ждать.