клинические психологии в нашей стране наделены правом самостоятельно заниматься
Красноярского края
Профессиограмма
Клинический психолог
Презентация профессии
Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером. В нашей стране часто также используется термин «медицинская психология».
Тип и класс профессии
Содержание деятельности
Поэтому важно подчеркнуть, что клинический психолог – это специалист, который может работать не только в клиниках, но и в учреждениях другого профиля: образования, социальной защиты и др. Это учреждения, в которых необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи. В вышеуказанных областях клинический психолог выполняет следующие виды деятельности: диагностическую; экспертную; коррекционную; профилактическую; реабилитационную; консультативную; научно-исследовательскую и др.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Специалист в качестве клинического психолога работает в тесном содружестве с врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом и другими специалистами бригады, осуществляющими оказание психотерапевтической и психиатрической помощи. Он самостоятельно проводит необходимые консультативно-диагностические, психодиагностические, психокоррекционные мероприятия в лечебных, реабилитационных, психопрофилактических и психогигиенических программах для пациентов с реакциями дезадаптации, стресса, неврозов и других непсихотических и психосоматических расстройств. Совместно с лечащим врачом (психиатром, психотерапевтом, интернистом) в качестве консультанта или сотрудника терапевтической бригады, клинический психолог принимает участие в лечении и реабилитации больных с психическими и соматическими расстройствами в стадии ремиссии и с другой патологией, в развитии которой существенную роль играют психосоциальные факторы. При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог руководствуется задачами, поставленными лечащим врачом или собственными целями и планами реализации индивидуальной лечебной и реабилитационной программы.
Медицинские противопоказания
Не может быть клиническим психологом человек, страдающий каким-либо психическим отклонением, т.к. очень важно случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.
Базовое образование
Для овладения специальностью «Клинический психолог» необходимо наличие высшего образования.
Пути получения профессии
Получение высшего образования по специальности «Клиническая психология» возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ. Освоение специальности «Клинический психолог» возможно после получения высшего образования по специальностям или направлениям подготовки психологического профиля в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева», АНО ВО «Сибирский институт бизнеса, управления, психологии» с последующей переподготовкой в области медицинской психологии в институте последипломного образования ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора
В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ.
Область применения профессии
Перспективы карьерного роста
Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.
Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.
Самое важное о клинической психологии и профессии клинического психолога
В статье рассматриваем особенности профессии клинического психолога: чем занимается, как получить образование, где можно работать, чем отличается от обычного психолога.
В России до конца 90-х было четкое разделение на медицинских и немедицинских психологов. В рамках приведения образовательной системы к европейским стандартам была выделена специальность «клинический психолог».
Клинический психолог занимается психическими явлениями с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Он работает на стыке медицины и психологии. Поэтому клинического психолога часто называют медицинским.
Но стандарты обучения и работы у клинического психолога отличаются от стандартов для психиатра и врача-психотерапевта. Например, образование клинического психолога — не медицинское, а психологическое.
Чем занимается клинический психолог
В работу клинического психолога входит:
К нему обращаются люди с психическими заболеваниями, дети с особенностями развития, здоровые люди с психосоматическими проявлениями.
Клинический психолог работает со следующими запросами:
В зависимости от проблемы психолог выбирает метод терапии. Это могут быть арт-терапия, телесно-ориентированные практики, гипноз, групповые и метафорические методы.
При желании клиента клинический психолог может продолжить работу психотерапевтическими методами, чтобы помочь адаптироваться к жизни с психическим заболеванием. Однако полностью вести такого клиента клинический психолог не имеет права. Он работает с клиентами с психическими заболеваниями только при условии, что пациент параллельно наблюдается у психиатра.
Клинический и обычный психолог – в чем разница
До сих пор люди, далекие от психологии, путают обычных и клинических психологов. Рассмотрим основные различия.
Параметр работы
Клинический психолог
Обычный психолог
Как попасть на прием
Только по направлению другого врача, если клинический психолог работает в государственном учреждении. Клиент может самостоятельно найти специалиста с частной практикой.
Существует несколько способов:
1. найти в соцсетях;
2. по «сарафанному радио»;
3. на сайтах-агрегаторах;
4. в медицинских и психологических центрах;
5. в общественных организациях, учебных заведениях и т. д.
Снять симптом. Например, клиент жалуется на бессонницу из-за повышенного уровня тревоги. В ходе работы уровень тревоги снижается, симптом пропадает (возвращается здоровый сон). На этом работа клинического психолога заканчивается. Но клиент может продолжить терапию с этим специалистом по собственному желанию.
Улучшить качество жизни. Если к обычному психологу приходит клиент с бессонницей, то после возвращения здорового сна клиент может продолжить терапию уже с другим запросом.
Клиент рассматривается в роли пациента. Взаимодействие «врач — пациент» работает, как и в любой другой медицинской отрасли. У врача активная роль, а у пациента — пассивная. Врач берет на себя ответственность за лечение больного, сам выбирает метод лечения, принимает решение о результатах.
Клиент рассматривается в роли заказчика. Ответственность за работу делится поровну между клиентом и специалистом.
Клинический психолог имеет право проводить диагностику, так как владеет необходимыми знаниями по физиологии и анатомии.
У обычного психолога все зависит от его образования.
Возможность выписывать медикаменты
Может, если есть базовое медицинское образование.
Без медицинского образования психолог не имеет права выписывать медикаменты.
Оценка эффективности работы
По объективным факторам: улучшение состояния.
По субъективным факторам: сам клиент оценивает прогресс и результаты.
Требования к наличию личной терапии, супервизии, регулярному повышению квалификации
Большинство организаций (ПНД, медицинские центры, поликлиники, детские центры и т. д.) требуют наличия личной терапии, супервизии, регулярного повышения квалификации. Проверяют документы об образовании.
Если психолог ведёт частную практику, ему рекомендуется проходить личную терапию, супервизии и регулярно повышать квалификацию. При трудоустройстве работодатель может потребовать документы о профессиональном обучении (высшем образовании, курсах профпереподготовки и повышения квалификации). Сайты-агрегаторы психологов также требуют информацию о личной терапии, супервизиях, обучении.
Где учиться на клинического психолога
Получить образование клинического психолога можно несколькими способами:
Специализации клинического психолога
Специализацию клинический психолог может получить только после обучения в вузе. Тем, кто прошел курсы профессиональной переподготовки и хочет получить специализацию, необходимо пройти повышение квалификации.
Особенности профессии клинического психолога
Качества, которые необходимы клиническому психологу:
Где может работать клинический психолог и сколько зарабатывает
В зависимости от специализации клинический психолог может работать в разных местах, включая:
Клинический психолог также может заниматься научной деятельностью, преподавать и вести частную практику.
Ищете свое направление в психологии?
Скачайте алгоритм по выбору направления от эксперта с 16-летним стажем
Насколько востребована профессия «клинический психолог» и сколько зарабатывают специалисты:
Клинический психолог — это специалист, который разбирается не только в особенностях работы здоровой психики, но и помогает людям с психическими расстройствами, пограничными состояниями. Кроме этого, он может объяснить, как физическое заболевание связано с психическими изменениями клиента.
Деятельности клинического психолога шире, чем обычного психолога. Первый может работать с детьми и взрослыми в образовательных, медицинских, социальных организациях. Например, в реабилитационных центрах, психоневрологическом диспансере, детском саду, приюте, психиатрических больницах. Главное отличие в том, что он может работать в медицинских организациях.
«В психиатрической больнице я получаю МРОТ»: сколько зарабатывает клинический психолог
В Барнауле
Героиня этого выпуска работает в психиатрической больнице в Барнауле. Она рассказала, чем клинический психолог отличается от обычного, почему в психологии важен научный подход, что ей помогает не допускать выгорания и как оставаться в профессии, когда зарплаты в твоем регионе не всегда превышают МРОТ.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
На клинической психологии дольше учатся и проходят практику в медучреждениях. Будущий клинический психолог изучает, как устроены механизмы не только здоровой психики, но и в условиях заболевания — соматического, психического. Он может работать и с условной нормой, и с патологией. И в отличие от обычного психолога клинический имеет право работать в медучреждениях: как в психиатрических больницах, так и в роддоме, кардиологии, нейрохирургии, травматологии, онкологии и других. Он может — но только в бригаде с врачом — проводить психокоррекцию людям с психиатрическими диагнозами. Обычный психолог не имеет навыков для такой работы. Но может пройти повышение квалификации до клинического. Главное — выбрать достойное учреждение, где обязательно должна быть практика в полевых условиях.
В общем, я грезила поступить на клиническую психологию. В одиннадцатом классе успешно сдала экзамены, чтобы пройти на бюджет, — у семьи не было лишних денег на мое обучение тогда.
За пять с половиной лет учебы было всякое: бывало трудно, бывало неинтересно, приходилось силой воли заставлять себя читать классиков психологии, а однажды я разочаровалась в профессии. Точно не помню причину, но что-то было связано с организацией самого учебного процесса.
А потом у меня как будто открылось второе дыхание. Как раз в тот момент у нас была патопсихология — мой любимый предмет. Это наука о психологических механизмах, которые лежат в основе психических расстройств или сопутствуют их развитию. На парах и практике мы изучали, как отличается деятельность, мышление и другие психические функции при разных диагнозах.
Вообще, из того, что мы проходили, все пригодилось в работе. Благодаря вузу у меня сформировалось научное мышление, поэтому в своей практике я использую только доказательные и апробированные методы работы. Еще в университете нам прививали равное отношение к пациентам и учили вести беседу с учетом их состояний.
Через некоторое время я вместе с молодым человеком улетела в Корею — ему предложили командировку. Я работала там корпоративным психологом: помогала адаптироваться нашим соотечественникам и занималась документами. Спустя примерно пять месяцев я прилетела на каникулы домой, в Барнаул, и осталась из-за пандемии коронавирусной инфекции.
Место работы
В августе 2020 года я пошла на собеседование в психиатрическую больницу — там не хватало кадров. Меня спросили про опыт, с кем больше предпочитаю работать, и приняли. Сейчас работаю в женском отделении.
К сожалению, я не могу сказать, что руководство ценит сотрудников. В любой больнице есть доктора, которые постоянно познают разные грани своей профессии, проявляют понимание и заботу, умеют сотрудничать с коллегами-психологами. Но до сих пор можно столкнуться с таким явлением, как врачебный снобизм — когда врач не воспринимает всерьез работу психолога, ведь тот не врач. Такие специалисты не готовы сотрудничать, считают, что все нововведения лишние, останавливаются в своем профессиональном развитии и ведут себя крайне высокомерно. Как-то один человек из администрации больницы выразился про новый выпуск медицинских психологов примерно так:
Коллектив в нашей работе очень важен. Поговорить с коллегами за чашкой чая — хороший способ предупредить выгорание. Во Владивостоке мне с этим повезло: всегда была помощь, поддержка, взаимовыручка и много юмора. Разговоры и шутки на отвлеченные темы помогали переводить фокус внимания с работы и немного отдыхать. Сейчас у нас нет такой слаженной команды, к сожалению. Мои коллеги-психологи из других отделений поувольнялись.
Начальство недовольно увольнениями, хотя на нашу зарплату многие не могут даже квартиру оплачивать. Мое ощущение: мы просто, как переработанный материал, уходим после того, как изрядно отработаем, в другие сферы. Чаще — в частную практику или частные клиники, где клиенты более ответственны и платят деньги. Они приходят сами, значит, готовы работать для выздоровления.
Если психологу не хватает навыков абстрагироваться, переводить фокус внимания с чувств пациента на другие аспекты, у него, возможно, будут проблемы. Но сильно развитая эмпатия, сочувствие и сострадание сами по себе уж точно не могут помешать работе или довести до выгорания. Наша работа требует уважения к людям, поэтому альтруизм и эмпатия для нас важны.
Суть профессии
Работа с людьми, имеющими психиатрические диагнозы, — очень ответственная и сложная, но интересная.
Например, иногда у нас бывают личности с гистрионными, то есть истероидными, чертами. Они ведут себя демонстративно, выдают яркие реакции на незначительные ситуации, у них низкий уровень эмпатии. Из-за особенностей своего жизненного опыта, детства, психологических черт им трудно определить, что с ними происходит. Они хотят это исправить, но не знают, с чего начать, что надо делать. Это характерно для многих людей, столкнувшихся с проблемами или психологическими трудностями.
Мы, психологи, обязательно помогаем сформировать запрос и осуществимые цели. Мы знаем законы, по которым функционирует психика, и разные психологические механизмы и конструкты. И когда что-то в жизнедеятельности человека ломается, мы помогаем найти эту шестеренку и починить ее.
Например, человеку стало сложно концентрироваться, он не может усваивать информацию во время учебы. При беседе и диагностике мы определяем, что у него истощаемость, значит, будем делать упражнения на функции внимания. Или человек все учит и запоминает, но, допустим, у доски стоит и молчит, а выясняется, что он не может регулировать свою тревогу, она его настолько дезорганизует, что у доски он все забывает. Тогда мы начинаем работать с тревогой.
Клиническому психологу нужно уметь видеть в пациенте в первую очередь самостоятельную личность и не пытаться решить проблемы за него. Вы не адвокат или инструктор.
Очень часто люди в больнице начинают себя чувствовать лучше, потому что им помогают медикаменты. Но после выписки они попадают в прежние условия и сталкиваются с теми же проблемами. Тут на помощь приходят занятия с психологом. Препараты назначает только врач — психиатр или психотерапевт. Психологи не имеют права даже прописывать БАДы и витамины. Наша задача — дать человеку психологические инструменты и научить применять их на практике, чтобы он смог справляться с проблемами без рецидивов и получать удовольствие от жизни.
Но психология — это наука, а не болтовня. Конечно, есть много проходимцев, кто занимается энергопрактиками, астропсихологией и прочим. Даже в психосоматику залезли и там «наследили», пичкают массы какой-то магией, что вообще не отражает суть психологии. Это все подмена понятий. Скажем, термин «душа» в нашей работе не используется — для кого-то это кажется невыносимо грубым, но это так. Мы уважаем человека, его эмоции, стремления, победы и поражения, признаем уникальность каждого, но не используем такие эфемерные понятия. Мы работаем с психикой.
Деятельность клинических психологов близка к работе медиков: любое действие должно быть подчинено какой-то цели и опираться на факты.
Психология выдвигает гипотезы и только экспериментально доказывает их или отвергает. Все психологи разные, со своим подходом к работе, но каждый специалист должен знать теорию, применять только доказательные методы и соблюдать этику. К примеру, брать подарки и деньги от пациентов — это нарушение этики.
Многие говорят про нашу профессию, мол, что тут сложного. Но нам для работы нужен большой объем знаний — как теоретических, так и практических. У нас есть ответственность за пациентов, и для каждого мы пишем свою программу занятий.
Я работаю в когнитивно-поведенческом подходе. В самом начале работы мы проводим анализ событий, мыслей и чувств, используем техники майндфулнес, то есть выполняем упражнения по концентрации внимания. Пациент начинает анализировать «эмоциональное цунами», что с ним случается в трудные минуты, и осознает, что мысли — это только мысли, что испытывать чувства нормально. Это уже дает ему небольшое облегчение.
Каждый специалист сталкивается на работе со своими трудностями. Для меня труднее всего не критиковать себя, если психокоррекция идет слишком медленно или вообще не идет. В таких ситуациях я прямо говорю, что нужно искать другого специалиста, работающего в более комфортном для клиента подходе.
Рабочий день
Рабочий день начинается с раппорта: весь персонал слушает, как провели вчерашний день наши пациенты.
Затем я работаю в своем кабинете. До 10—11 часов разбираюсь с документацией, пишу заключения, делаю стимульный материал — это, например, карточки, тексты, рассказы с пропуском слов для наших пациентов. На это уходит от одного до четырех часов в день.
Потом я работаю с пациентами — индивидуально или в группах. После обхода врачи могут сказать, кого нужно взять на диагностику или психокоррекцию. И я иду либо за теми, с кем мы уже занимались, либо беру новеньких. Когда начинаю работать с новыми пациентами, я собираю анамнез, задаю вопросы, выстраиваю доверительные отношения, объясняю особенности их диагнозов или состояний. В день у меня бывает не меньше трех пациентов. С каждым занимаемся час-полтора.
На обед отведено полчаса. У нас нет столовой, поэтому еду приношу с собой.
Если появляется свободное время, то я обычно заполняю его изучением профессиональной литературы или готовлю материалы для терапии.
Я стараюсь не задерживаться на работе и укладываться в режим дня, потому что за сверхурочную работу мне не доплатят, проверено.
До дома я добираюсь спокойно, но с двумя пересадками. Не было такого, чтобы я на работе на кого-то срывалась, но после работы могу быть нервной и отказываться от бытовых дел. Если устала, прошу оставить меня одну, родные меня понимают, никто не давит.
Чтобы отвлечься, у меня есть йога, прогулки, время с любимой собакой, книги, фильмы, сериалы — все как у людей. Все чаще вспоминаю про рисование, оно помогает отключать мозг. На работе мне нужно усвоить столько информации, что вечером бывает потребность немного «деграднуть» — тогда смотрю «Симпсонов» или «Что было дальше».
Случай
Иногда наши пациенты совершают мелкие «пакости», из-за которых очень злятся родственники других пациентов. Например, одна пациентка воровала у других вставные челюсти и персонал потом долго не мог найти, где чьи.
Подработки
Я беру подработки, но их не так легко найти в нашем крае. Обычно они связаны с моей основной работой. Например, сейчас я работаю с документами и редактирую материалы о психологии, чтобы там не было псевдонаучной или стигматизирующей информации.
Доходы и расходы
Но за год такого интенсива можно просто сгореть, как спичка.
Думаю, эта проблема обширная и касается зарплат всех медработников в крае. Учитывая их уровень, я считаю, что 20 000 Р за работу в одном отделении — это уже достойный доход. Если бы оплату труда медицинского психолога у нас в регионе пересмотрели, то мой заработок оправдывал бы затраченные энергоресурсы. Это банально, но зарплата — уже хороший способ предотвратить выгорание и, конечно, решающий стимул.
За бытовые нужды рассчитывается мой муж — я не могу покрыть даже аренду квартиры. Конечно, с такой зарплатой во многом приходится себя ущемлять. Я отслеживаю наиболее выгодные цены через приложения, если есть возможность, хожу пешком, редко покупаю себе книги, а на вебинары и курсы коплю.
Финансовая цель
Я учусь финансовой грамотности, чтобы увеличить свой достаток и не ущемлять себя в простых вещах. Пока что читаю Тинькофф-журнал и книгу «для чайников» о том, как зарабатывать на акциях, планирую еще слушать подкасты и начать применять знания на практике. Хотела бы увеличить доход до 50 000 Р в месяц путем плавного перехода к частной практике.
Мне придется долго копить на повышение квалификации и дополнительное обучение, но это очень важно в моей профессии. Вообще, организация может покрывать обучение своего специалиста, но у нас не хотят тратить на это ресурсы.
Будущее
Я мечтаю отучиться на судебного психолога и нейропсихолога. Эти предметы мы изучали еще в университете, но этого мало для практики. Повышать квалификацию можно всегда, было бы желание: хочешь расширять свои знания и сферу работы — учись и работай.
Роста внутри больницы точно не будет, поэтому для развития нужен переход в другое учреждение и частная практика, тут главное — решиться. Ну и стоит набраться опыта перед тем, как выходить в свободное плавание.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.
Клинические психологии в нашей стране наделены правом самостоятельно заниматься
Обзор документа
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Медицинский психолог» (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018)
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__»_____2018 г. N
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Медицинский психолог
I. Общие сведения
Оказание клинико-психологической помощи и укрепление здоровья населения | ||
---|---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Предоставление помощи населению по клинико-психологической диагностике, реабилитации, профилактике, коррекции и экспертизе |
---|
2634 | Психологи | 2269 | Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы |
---|---|---|---|
1342 | Руководители служб в сфере здравоохранения | — | — |
(код ОКЗ*(1)) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
86.1 | Деятельность больничных организаций |
---|---|
86.90.9 | Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки |
85.41.9 | Образование дополнительное детей и взрослых, не включенное в другие группировки |
(код ОКВЭД*(2)) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | Наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Оказание клинико-психологической помощи населению | 7 | Клинико-психологическая помощь при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе в кризисных и экстремальных ситуациях | A/01.7 | 7 |
Клинико-психологическая помощь при нарушениях психического (психологического) развития | A/02.7 | 7 | |||
Экспертное клинико-психологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизы | A/03.7 | 7 | |||
B | Управление структурным подразделением, оказывающим клинико-психологическую помощь населению | 7 | Организация деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населению | B/01.7 | 7 |
Планирование деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населению | B/02.7 | 7 | |||
Контроль деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населению | B/03.7 | 7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 2634 | Психологи |
2269 | Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы | |
ЕКС*(7) | Медицинский психолог | |
ОКПДТР*(8) | 24041 | Медицинский психолог |
ОКСО*(9) | 37.05.01 | Клиническая психология |
37.04.01 | Психология | |
37.06.01 | Психология | |
37.05.02 | Психология служебной деятельности |
3.1.1. Трудовая функция
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Клинико-психологическая помощь при нарушениях психического (психологического) развития | Код | A/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Анализ и описание процесса развития, соответствия состояния познавательных функций, эмоционально-личностной сферы возрастным нормативам, психологического, социального и семейного функционирования |
---|---|
Оформление клинико-психологического заключения по результатам исследования познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, психологического, социального и семейного функционирования | |
Анализ и описание причин социальной и (или) школьной дезадаптации и нарушения детско-родительских отношений | |
Назначение комплекса мероприятий по профилактике и коррекции социальной и (или) школьной дезадаптации и нарушения детско-родительских отношений | |
Проведение реабилитационных и коррекционных мероприятий в индивидуальной и групповой форме | |
Клинико-психологическая оценка процесса развития, реабилитации и коррекции в динамике | |
Проведение немедикаментозной психотерапии с родственниками | |
Предоставление родителям (законным представителям) сведений, касающихся характера психологических нарушений, целей, методов реабилитационного/коррекционного воздействия и ожидаемых результатов | |
Консультирование родителей (законных представителей) и представителей образовательных организаций по вопросам профориентации лиц с нарушениями психического (психологического) развития | |
Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам нарушения детско-родительских отношений | |
Разработка рекомендаций по организации инклюзивного образовательного пространства и профилактики социальной и (или) школьной дезадаптации | |
Необходимые умения | Сопоставлять выявленные особенности психического (психологического) развития с нормативными показателями данной возрастной группы |
Анализировать возрастные особенности психологического развития | |
Анализировать причины социальной и (или) школьной дезадаптации и нарушения детско-родительских отношений | |
Разрабатывать рекомендации по организации инклюзивной образовательной среды и профилактике социальной и (или) школьной дезадаптации | |
Реализовывать психологические реабилитационные, коррекционные и профилактические программы в индивидуальной и групповой форме | |
Определять цели и составлять программы клинико-психологической реабилитации, коррекции и профилактики | |
Оценивать степень ограничений жизнедеятельности и здоровья, реабилитационный потенциал, специфику психологического и социального функционирования | |
Предоставлять родителям (законным представителям) рекомендации по профилактике и коррекции детско-родительских отношений, по вопросам инклюзии и профориентации | |
Предоставлять представителям образовательных организаций рекомендации по вопросам инклюзии и профориентации | |
Необходимые знания | Законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые основы оказания медицинской и психологической помощи, а также образовательных услуг населению |
Возрастная психология, психология индивидуальных различий, педагогическая психология | |
Правила и принципы проведения клинико-психологической диагностики | |
Основы неврологии, психиатрии, клиники внутренних болезней детского возраста (этиологию, патогенез, современные классификации, клиническую картину, принципы диагностики пациентов) | |
Особенности оказания клинико-психологической помощи при нарушениях развития | |
Организационные аспекты (маршрутизация) лечебного, образовательного и реабилитационного/коррекционного процесса и взаимодействия со специалистами различного профиля (социального, образовательного, правового, реабилитационного) | |
Показания и противопоказания к проведению клинико-психологических диагностических и реабилитационных мероприятий | |
Виды социальной и (или) школьной дезадаптации | |
Клинические рекомендации по диагностике, лечению и реабилитации детей и подростков при нарушениях психического (психологического) развития | |
Другие характеристики | — |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Экспертное клинико-психологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизы | Код | A/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Ознакомление с постановлением (определением) о назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ), составление плана экспертно-психологического исследования |
---|---|
Клинико-психологический анализ уголовного или гражданского дела, медицинской и иной приобщенной к делу документации при производстве КСППЭ (живых лиц, заочных, в т.ч. посмертных), составление и систематизация выписок | |
Экспертно-психологическое исследование, составление заключения при производстве КСППЭ | |
Участие в проведении однородной судебно-психиатрической экспертизы, комплексной сексолого-психиатрической экспертизы в отношении живых лиц | |
Участие в работе судебной психолого-психиатрической экспертной комиссии в качестве члена комиссии при производстве КСППЭ | |
Подготовка и составление итогового документа: заключения комиссии экспертов (КСППЭ); письменного сообщения о невозможности дать экспертное заключение; заключения о невозможности решения экспертных вопросов в условиях, в которых проводилась экспертиза | |
Исполнение иных обязанностей, предусмотренных процессуальным законодательством, в том числе, по вызову следователя (суда) давать разъяснения и дополнения по данному заключению комиссии экспертов (КСППЭ) | |
Необходимые умения | Применять методы судебно-психологического и клинико-психологического исследования |
Проводить судебно-психологическое экспертное исследование и составлять заключение эксперта в соответствии с требованиями процессуального законодательства | |
Применять различные стратегии взаимодействия и коммуникации с подэкспертными в зависимости от вида судебной экспертизы, процессуального статуса подэкспертного, уровня психического развития, пола, возраста, психического состояния подэкспертного, его установок по отношению к экспертизе | |
Взаимодействовать с органом или лицом, назначающим судебную экспертизу, а также с судебными экспертами-психологами и экспертами смежных специальностей | |
Формулировать и обосновывать экспертные выводы | |
Использовать границы ответственности и компетенции на основе принципов профессиональной этики психолога | |
Необходимые знания | Процессуальное законодательство в части регуляции производства судебной экспертизы и участия специалиста |
Уголовное, гражданское, семейное право, другие федеральные законы в части правовых последствий заключения эксперта (комиссии экспертов) | |
Федеральный Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» | |
Судебная экспертология, юридическая психология, теория и методология производства судебных экспертиз с участием психолога, специфика и юридическое значение предметных видов судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессах | |
Основные методы судебно-психологического экспертного исследования | |
Судебно-психологические экспертные критерии определения юридически значимых способностей, психических свойств, процессов, состояний в разных предметных видах КСППЭ в уголовном и гражданском процессах | |
Этические принципы производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз | |
Другие характеристики | Обучение по программам дополнительного профессионального образования по вопросам судебных экспертиз с участием медицинского психолога |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 1342 | Руководители служб в сфере здравоохранения |
ОКПДТР | 24041 | Медицинский психолог |
22043 | Заведующий отделением | |
ОКСО | 37.05.01 | Клиническая психология |
37.04.01 | Психология | |
37.06.01 | Психология | |
37.06.02 | Психология служебной деятельности |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Организация деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населению | Код | B/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Организация работы структурного подразделения |
---|---|
Организация документооборота в структурном подразделении | |
Участие в разработке системы мотивации работников структурного подразделения | |
Формирование и поддержание корпоративной культуры организации | |
Необходимые умения | Формировать отчеты о деятельности структурного подразделения |
Использовать методы мотивирования работников структурного подразделения | |
Управлять ресурсами структурного подразделения | |
Использовать информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» | |
Необходимые знания | Принципы и методы мотивации работников структурного подразделения |
Порядки и стандарты оказания клинико-психологической помощи, Утвержденные клинические рекомендации по вопросам оказания клинико-психологической помощи населению | |
Методология анализа и оценки показателей, характеризующих психическое здоровье населения | |
Требования к оформлению документации в соответствии с профилем организации | |
Основы этики и психологии делового общения; деловая переписка, электронный документооборот | |
Другие характеристики |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Планирование деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населению | Код | B/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Планирование ресурсного обеспечения структурного подразделения |
---|---|
Анализ результатов деятельности структурного подразделения | |
Разработка и планирование показателей деятельности работников структурного подразделения | |
Планирование деятельности структурного подразделения | |
Составление графика работы, графика сменности и графика отпусков работников структурного подразделения | |
Необходимые умения | Анализировать показатели деятельности структурного подразделения |
Составлять план ресурсного обеспечения и определять показатели деятельности структурного подразделения | |
Соблюдать требования по обеспечению безопасности персональных данных населения и сведений, составляющих врачебную тайну | |
Необходимые знания | Принципы и методы планирования деятельности структурного подразделения |
Требования по обеспечению безопасности персональных данных населения и сведений, представляющих врачебную тайну | |
Трудовой кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения | |
Другие характеристики | — |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование | Контроль деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населению | Код | B/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Организация мероприятий по обеспечению внутреннего контроля качества работников структурного подразделения |
---|---|
Участие в разработке проектов локальных актов организации | |
Контроль состояния ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения | |
Обеспечение соблюдения требований к эксплуатации оборудования в структурном подразделении | |
Контроль за выполнением работниками структурного подразделения правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-эпидемиологического режима, противопожарной безопасности | |
Необходимые умения | Формировать аналитические отчеты по результатам проведения внутреннего контроля качества и безопасности деятельности в структурном подразделении |
Осуществлять контроль ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения | |
Осуществлять контроль за соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка | |
Необходимые знания | Особенности санитарно-эпидемиологического режима организации |
Правила эксплуатации оборудования в структурном подразделении | |
Виды, формы и методы внутреннего контроля качества и безопасности профессиональной деятельности в структурном подразделении | |
Основы менеджмента качества и безопасности профессиональной деятельности в структурном подразделении | |
Другие характеристики | — |
4.1. Ответственная организация-разработчик
Общественная организация «Российское психологическое общество», город Москва |
---|
Президент Зинченко Юрий Петрович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. | ГБУ РД «Городская клиническая больница N1», город Махачкала |
---|---|
2. | ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ», город Москва |
3. | НИИ неотложной детской хирургии и травматологии ДЗМ, город Москва |
4. | Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата», город Москва |
5. | ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», город Челябинск |
6. | ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), город Москва |
7. | ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», город Томск |
8. | ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», город Владивосток |
9. | ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», город Ростов-на-Дону |
10. | ФГБУ «Научный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» Минздрава России, город Москва |
11. | ФГБНУ «Научный центр неврологии», город Москва |
12. | ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», город Санкт-Петербург |
13. | ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Минздрава России, город Москва |
14. | ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», город Санкт-Петербург |
15. | ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», город Москва |
16. | ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, город Москва |
17. | ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, город Москва |
18. | ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский Центр здоровья детей» Минздрава России, город Москва |
20. | ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России, город Москва |
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 01 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).
*(4) Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 213 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 39, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2015, N 29, ст. 4356).
*(5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).
*(6) Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 9, ст. 812; 2015, N 1, ст. 42; N 29, ст. 4363).
*(7) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(8) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Обзор документа
Предложен профессиональный стандарт «Медицинский психолог». В нем перечислены:
— цель деятельности и трудовые функции;
— требования к образованию, обучению и опыту работы.
- клинические психологии в нашей стране наделены законным правом заниматься
- клинические симптомы при классической форме геморрагической болезни новорожденных появляются