клод лефорт формы истории
Живой труп
Клод Лефорт. Формы истории: Очерки политической антропологии/ Пер. с фр. В.Ю.Быстрова. – СПб.: Наука, 2007. – 340 с.
Изданная на языке оригинала в 1978 году книга «Формы истории» принадлежит к числу этапных для Клода Лефорта (р. 1924) произведений. Она представляет собой сборник философско-публицистических произведений французского мыслителя за четверть века, с начала 1950-х до середины 1970-х годов. Здесь помимо прочего в компактной форме представлены идеи Лефорта, выраженные в его непереведенных на русский язык работах по веберианской теории бюрократии и политической философии Макиавелли.
В послевоенные годы Лефорт был в числе активных деятелей группы «Социализм и варварство», позднее он отходит от активной общественной деятельности, но сохраняет неомарксистскую методологию. Его интересы смещаются в область анализа концептуальных оснований демократии. В «Формах истории» средством такого анализа становится изучение социально-философской генеалогии современного общества. Согласно Лефорту, оно так нарочито исторично именно потому, что желает вечности. Он пытается увидеть за бесчисленными знаками «прогресса», «изменения» одно и то же – историю. Чтобы доказать это, Лефорт готов отойти от буквы работ Маркса, изобрести своего Маркса, если потребуется. Такой же ход проделывает Лефорт и в отношении других исследуемых им авторов – Мосса, М.Вебера, Макиавелли. Их всех объединяет способность увидеть историю так, как если бы в ней вообще ничего не происходило. Только таким образом, согласно Лефорту, получается уловить особую логику сокрытия настоящего, функционирующую в качестве основного инструмента буржуазной идеологии.
У Лефорта критика капиталистического разума осуществляется посредством критики его истории. Постепенно обнаруживается, что история очень далека от рационалистического мифа о самой себе. Интерес к истории непредставим без интереса к идеологии. История просто должна быть идеологична. Более того, она и должна быть самой главной идеологией. Конкретное содержание идеологии при этом совсем не существенно. Важно лишь, насколько успешно ему удается скрывать настоящее. История оказывается симптомом этого сокрытия. У капиталистического общества в изображении Лефорта есть прошлое и есть будущее, но нет настоящего. Честь открытия связи истории и идеологии принадлежит Марксу. Лефорт, со своей стороны, показывает, как формировалась эта связь в ренессансном гуманизме. Уже тогда история буржуазного общества постепенно перестает узнавать самое себя, последовательно воплощая мертвые образцы римского республиканизма. Последующее развитие Европы оказывается всего лишь искусно организованным политическим спектаклем, отвлекающим внимание от спрятанного за сценой трупа демократии. Либеральная идеология претендует на то, чтобы сделать эту бесконечную игру действительным содержанием исторического процесса, расширив круг ее участников. Она хочет сделать так, чтобы никто не остался без роли. Это притязание на универсальность оказывается, согласно Лефорту, характерным признаком идеологии. Идеология, если она стремится быть пригодной, охватывает всё и ничто.
Лефорт показывает, что идеологизированная реальность истории предшествует выделению сферы индивидуального: каждому индивиду она всегда уже предпослана, более или менее полно размечая траекторию событий, которые могут с ним случиться. Тут философия истории смыкается с политической антропологией. Слово «человек» отныне описывает фундаментальный разрыв между сознанием и практикой. Разрыв, который неизменно воспроизводит и закрепляет история.
Живой труп
Клод Лефорт. Формы истории: Очерки политической антропологии/ Пер. с фр. В.Ю.Быстрова. – СПб.: Наука, 2007. – 340 с.
Изданная на языке оригинала в 1978 году книга «Формы истории» принадлежит к числу этапных для Клода Лефорта (р. 1924) произведений. Она представляет собой сборник философско-публицистических произведений французского мыслителя за четверть века, с начала 1950-х до середины 1970-х годов. Здесь помимо прочего в компактной форме представлены идеи Лефорта, выраженные в его непереведенных на русский язык работах по веберианской теории бюрократии и политической философии Макиавелли.
В послевоенные годы Лефорт был в числе активных деятелей группы «Социализм и варварство», позднее он отходит от активной общественной деятельности, но сохраняет неомарксистскую методологию. Его интересы смещаются в область анализа концептуальных оснований демократии. В «Формах истории» средством такого анализа становится изучение социально-философской генеалогии современного общества. Согласно Лефорту, оно так нарочито исторично именно потому, что желает вечности. Он пытается увидеть за бесчисленными знаками «прогресса», «изменения» одно и то же – историю. Чтобы доказать это, Лефорт готов отойти от буквы работ Маркса, изобрести своего Маркса, если потребуется. Такой же ход проделывает Лефорт и в отношении других исследуемых им авторов – Мосса, М.Вебера, Макиавелли. Их всех объединяет способность увидеть историю так, как если бы в ней вообще ничего не происходило. Только таким образом, согласно Лефорту, получается уловить особую логику сокрытия настоящего, функционирующую в качестве основного инструмента буржуазной идеологии.
У Лефорта критика капиталистического разума осуществляется посредством критики его истории. Постепенно обнаруживается, что история очень далека от рационалистического мифа о самой себе. Интерес к истории непредставим без интереса к идеологии. История просто должна быть идеологична. Более того, она и должна быть самой главной идеологией. Конкретное содержание идеологии при этом совсем не существенно. Важно лишь, насколько успешно ему удается скрывать настоящее. История оказывается симптомом этого сокрытия. У капиталистического общества в изображении Лефорта есть прошлое и есть будущее, но нет настоящего. Честь открытия связи истории и идеологии принадлежит Марксу. Лефорт, со своей стороны, показывает, как формировалась эта связь в ренессансном гуманизме. Уже тогда история буржуазного общества постепенно перестает узнавать самое себя, последовательно воплощая мертвые образцы римского республиканизма. Последующее развитие Европы оказывается всего лишь искусно организованным политическим спектаклем, отвлекающим внимание от спрятанного за сценой трупа демократии. Либеральная идеология претендует на то, чтобы сделать эту бесконечную игру действительным содержанием исторического процесса, расширив круг ее участников. Она хочет сделать так, чтобы никто не остался без роли. Это притязание на универсальность оказывается, согласно Лефорту, характерным признаком идеологии. Идеология, если она стремится быть пригодной, охватывает всё и ничто.
Лефорт показывает, что идеологизированная реальность истории предшествует выделению сферы индивидуального: каждому индивиду она всегда уже предпослана, более или менее полно размечая траекторию событий, которые могут с ним случиться. Тут философия истории смыкается с политической антропологией. Слово «человек» отныне описывает фундаментальный разрыв между сознанием и практикой. Разрыв, который неизменно воспроизводит и закрепляет история.
Книга: Клод Лефорт «Формы истории: Очерки политической антропологии»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Формы истории | Сборник работ Клода Лефорта представляет его философскую систему, в известной степени основанную на идеях марксизма и с пророческой тенденциозностью профетирующую неизбежность коммунизма — Наука, Gallimard, (формат: 60×90/16, 344 стр.) Классика социологии Подробнее. | 2007 | 352 | бумажная книга |
Формы истории. Очерки политической антропологии | Клод Лефорт (р. 1924) известный французский философ, политолог, один из крупнейших западноевропейских теоретиков тоталитаризма. В его работах выдвигается теория`изобретения демократии, связывающая… — Наука, Gallimard, (формат: 60×90/16, 344 стр.) Библиотека Российской Ассоциации Политической Науки Подробнее. | 2007 | 640 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
Тоталитаризм — О музыкальном альбоме см. Тоталитаризм (альбом) … Википедия
Политическая антропология — В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
ЭТНОГРАФИЯ — (от греч. etnos племя, народ и grapo пишу; букв. народоописание) обществ. наука, осн. объектом изучения к рой являются народы этносы, а также др. типы этнич. (этнографич.) общностей. Уделяя гл. внимание совр. народам, Э. включает в поле зрения и… … Советская историческая энциклопедия
СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
Таджикская Советская Социалистическая Республика — (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… … Большая советская энциклопедия
СССР. Библиография — Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия
Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Лавров, Петр Лаврович — философ позитивистического направления, русский эмигрант. Род. в 1823 г.; окончил курс в артиллерийском училище; был преподавателем математики, помощником редактора «Артиллерийского Журнала», в 1861 64 гг. редактором выходившего тогда… … Большая биографическая энциклопедия
Философия в советской и постсоветской России — 1. Советский период. Развитие философской мысли в России после 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Мн. представители религиозно философских течений, господствовавших в кон. XIX нач. XX в., были высланы или эмигрировали из страны.… … Русская Философия. Энциклопедия
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ — После Октябрьской революции 1917 г. были созданы соответствующие ин ты для пропаганды и развития марксизма, в т. ч. философии, для подготовки научных и преподавательских кадров. Первоначально центром марксистской философской мысли стала (октябрь… … Русская философия: словарь
Книга: Клод Лефорт «Формы истории»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Формы истории. Очерки политической антропологии | Клод Лефорт (р. 1924) известный французский философ, политолог, один из крупнейших западноевропейских теоретиков тоталитаризма. В его работах выдвигается теория`изобретения демократии, связывающая… — Наука, Gallimard, (формат: 60×90/16, 344 стр.) Библиотека Российской Ассоциации Политической Науки Подробнее. | 2007 | 640 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — формы совместного и индивидуального бытия людей, его сохранения и обновления. В плане описательном можно говорить о формах социального бытия, о разных видах деятельности и взаимосвязи социальных индивидов, о различных способах связи человеческого … Современный философский словарь
формы греческой жизни — Формы греческой жизни, подготовившие рождение философии Поэмы Гомера и гномические поэты Исследователи единодушны в том, что для понимания философии народа или цивилизации необходимо соотнести их с искусством, религией и социально… … Западная философия от истоков до наших дней
ФОРМЫ ЖИЗНИ — понятие, первоначально обозначавшее способ ценностной ориентации человека в процессе познания мира. Понятие «Lebensformen» было введено нем. психологом и философом Э. Шпрангером в кн. «Жизненные формы. Психология как наука о духе» (1922).… … Философская энциклопедия
Формы соучастия — Соучастие в преступлении в самом общем виде это различные случаи совершения преступного деяния несколькими лицами. В современных правовых системах могут использоваться и более узкие определения. Так, по российскому уголовному праву под соучастием … Википедия
Формы культурные и социальные — Отдельные акты человеческой деятельности совершаются в известных Ф., общих всем представителям (или большинству) известного народа, государства, класса и вообще какой либо обособленной группы. В этом смысле под общее понятие форм культуры можно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Формы сказуемого — 1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся: 1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… … Справочник по правописанию и стилистике
Формы сказуемого — 1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся: 1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… … Справочник по правописанию и стилистике
ФОРМЫ ЖИЗНИ — (Lebensformen) понятие, первоначально введенное нем. психологом и философом Шпрангером в кн. Жизненные формы. Психология как наука о духе (1922) и обозначавшее способ ценностной ориентации человека в процессе познания мира. Наиболее известна… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
философия истории — ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ философское исследование истоков, сущности, процессуальной формы истории и смысла исторического бытия; методология познания истории. В первом случае рассмотрению подлежит непосредственно само прошлое, во втором… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Переходные формы — формы, соединяющие в себе признаки двух соседних таксономических групп или единиц. В сущности каждая форма есть или переходная, или конечная в данный момент истории земной фауны. Поскольку существуют такие конечные формы, которые не только в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книга: Лефорт Клод «Формы истории. Очерки политической антропологии»
|