книжная форма бухгалтерского учета зародилась

Натуралистическая концепция учета преследовала цель

а) как можно точнее отразить движение ценностей в хозяйстве

Какие бухгалтерские приемы выработаны в период функционирования простой униграфической бухгалтерии

в) инвентаризация единый денежный измеритель.

Где возник текущий учет

б) в Древнем Египте

Какая цель стояла перед текущим учетом на начальном этапе развития

в) проверка достоверности получения и выдачи материальных ценностей.

Какие инструменты, ставшие общечеловеческими ценностями, вызваны к жизни учетом

в) письменность и арифметика.

Какие регистры использовали в Древнем Риме для учета

б) мемориал, кодексы для систематической записи

Основные объекты учета в древнем мире

б) имущество, денежные средства, расчеты

Основное достижение банковской бухгалтерии

а) учет наличных и безналичных расчетов

Где впервые появился термин «кредит»

Как назывался первый счетный прибор

Первое специальное законодательство по бухгалтерскому учету возникло

12. Правовое регулирование учетных записей впервые осуществили:

13. Книжная форма бухгалтерского учета зародилась:

а) в Древней Греции

14. В Древнем мире преобладала следующая концепция бухгалтерского учета:

15. Самые древние документы, содержащие упорядоченное чередование линий, комбинации однотипных знаков (точки, дуги, прямые и волнистые линии), называют:

а) счетными бирками

Тема 2. «Зарождение двойной бухгалтерии»

1.В результате, каких событий принцип точности в учете пришел на смену принципу приблизительностиа) введения арабских цифр и замены римской системы счисления

2.Какое свидетельство люди средневековья считали наиболее достоверныма) устное

Камеральная бухгалтерия признавала основным объектом учета

Простая бухгалтерия основным объектом учета признавала

а) имущество, включая кассу;

5. Работа какого автора стала достоянием широкого круга бухгалтеровв) Луки Пачоли.

6. В чем состоит сущность двойной записив) каждый факт хозяйственной жизни отражается дважды по дебету одного счета и по кредиту другого.

7. Автором первой рукописной книги, раскрывающей систему двойной записи являетсяб) Бенедетто Котрульи

8.Постулаты Ж.Савари отражают связь счетов а) синтетических и аналитических

Голландец К. ван Гезель по характеру сальдо делил счета на

б) собственные (активные) и противоположные (пассивные)

10. Самой первой по времени возникновения формой счетоводства былаа) венецианская

При изучении науки под парадигмой понимают

а) совокупность убеждений, характерных для членов данного общества

12. Кто предложил использовать арабские цифры, в том числе для учета хозяйственных операций:в) Л.Фибоначчи.

13. В Средние века в Европе господствовала:а) униграфическая бухгалтерия

14. Какой из постулатов не принадлежит Л. Пачоли:

а) сумма остатков аналитических счетов всегда тождественна остатку синтетического счета, к которому они открыты;

15. В староитальянской форме бухгалтерского учета факты хозяйственной жизни фиксировались:б) в мемориале

Тема 3 «Становление учета как науки».

Предшественниками итальянской научной бухгалтерии являются

а) Николо д’Анастасио и Джузеппе Криппа

2. Отцом науки о бухгалтерском учете и датой рождения научной бухгалтерии принято считатьб) Франческо Вилле и 1840г.

Сторонники юридической трактовки учета выводили учет из

а) учета ценностей и их движения

4. Создателем учения о синтетическом сложении и аналитическом разложении счетов – логисмографии являетсяб) Джузеппе Чербони

5. Фабио Беста, основатель венецианской школы учета впервые предложилб) теорию фонда

Французская школа учета развивала

б) экономическую трактовку учета

7. Автором фразы «Двойная запись является следствием закона мены» являетсяа) Жан Густав Курсель-Сенель

8.Введение счетов порядка и метода (результатные, контрарные, операционные счета) принадлежит а) Э.Леоте и А.Гильбо

9. Сторонники экономической трактовки учета выводили учет из:

10. Создателем и пропагандистом балансоведения считаетсяа) И.Шер

11. Четко распределять финансовые результаты и правильно определять финансовое положение на предприятиях стало возможным благодаря идеяма) Лоуренса Дикси

12. В какой национальной школе бухгалтерского учета впервые сформулировано понятие баланса-нетто и баланса-брутто:

13. Разделение учета на синтетический и аналитический было предложено:а) Ж. Савари

14. В Германии считали правильной оценку:а) рыночную

15. Основы бухгалтерской этики были заложены:

Тема 4. «Учет в России до реформ Петра I»

1.Распространению двойной записи на Руси препятствовало следующееа) низкий уровень правосознания, грамотности, математических знаний и догматизм мышления

Какой из принципов русской бухгалтерии не утратил актуальности и сегодня

б) цены предметов зависят от затрат, связанных с их производством.

Какую информацию содержали Дозорные книги

б) инвентаризационные описи

В конце года на основании данных Окладной книги составляли

а) смету доходов и расходов

5. В монастырях ответственным за ведение учета былб) келарь

6. Калькуляция на Руси зародиласьа) в монастырях

Производственный учет сформировался в России

в) во второй половине XVII века.

8.Выражение «приложить руки» означало а) подписать документ

9. Основным учетным приемом в торговле в допетровской России являлсяа) контокоррент

10. Учетные документы в XVII веке в России являлись одновременно иб) отчетными документами

11. Какой метод в учете товаров в торговле преобладал допетровской Россииа) партионный

12. Основные функции учета в государственном хозяйстве до реформ Петра I:в) учет налогов и контроль расходования средств.

13. Ссудная деятельность на Руси до реформ Петра I зародилась:

14.Распространению двойной записи на Руси препятствовало следующееа) низкий уровень правосознания, грамотности, математических знаний и догматизм мышления

Какой из принципов русской бухгалтерии не утратил актуальности и сегодня

б) цены предметов зависят от затрат, связанных с их производством

Тема 5. «Учет в России в период с 1700г. по 1917г.»

1. Регламент Адмиралтейства и Верфи, изданный 5 апреля 1722г. является значительным событием в истории русской бухгалтерии, потому что в этом документеа) впервые появилось слово бухгалтер

Система учета на уральских металлургических заводах, разработанная В. Гениным предусматривала

в) учет отработанного времени каждым работником, учет выработки готовой продукции и количество сырья, идущего в переработку.

Впервые двойная запись стала применяться на Руси

б) в промышленности

4.Какие ученые считаются основоположниками российской научной бухгалтерииа) И.Ахматов, К.Арнольд, Э.Мудров

Традиционное знание бухгалтерского учета в России представляли

а) А.В.Прокофьев, С.Ф.Иванов, П.Рейнбот

В конце XIX века в России издается журнал, название которого

7. «Тройная» бухгалтерия Ф. Езерского предусматривала использование трех счетова) «Касса», «Ценности», «Капитал»

Какая из школ называла свое учение балансовым

9. Учить бухгалтеров на конкретных примерах, используя схемы счетов – «самолетики» предлагалб) Е.Сиверс

10. Создателем метода исправления бухгалтерских ошибок «цветного провода» (сегодня «красное сторно») считаетсяб) А.Беретти.

11. Русский бухгалтер А. Рощаховский известен тем, что впервые предложила) составлять баланс предприятия, сочетая элементы унификации и свободы действий

12. Из перечисленных укажите элемент метода бухгалтерского учета, не применявшийся в России в период реформ Петра I:

13. На формирование русской школы бухгалтерского учета большее влияние оказала: в) немецкая школа.

14. Идеи Ф.В. Езерского относились:б) к новаторским

15. Петербургскую и московскую школы разделяло:

а) учение о счетах и балансе

Тема 6. «Учет в России в период с 1917г. по 1990г.»

Последствия октябрьского переворота в стране привели к

а) ликвидации капиталистических форм хозяйствования, денежного обращения в стране, национализации предприятий

Источник

Занимательные очерки истории бухгалтерского учета

Ни одна вещь на свете не появилась
сама собой из ничего, а любая из чего-то
произошла и обращена назад,
к своим далеким первопричинам,
к глубинам колодца прошлого
Т. Манн

Начало — это не чистое ничто,
а такое ничто, из которого должно
произойти нечто.
Гегель

Мы никогда не знаем подлинное начало: кто скажет, в какую минуту начался день? Когда возникло то или иное государство? С зачатия или рождения начинается жизнь человека? Все это – вопросы, на которые нельзя дать однозначного очевидного ответа. Точно такие же тонкости связаны и с возникновением бухгалтерского учета, ибо доподлинно никто не знает, когда из “ничто” произошло “нечто”.

— 6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;

— 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец

— 100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.

Ясно одно: истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за несколько тысячелетий до нас.

Однако это вовсе не означает, что первобытные хозяйственники не вели бухгалтерии. Просто учет тех лет начинался и заканчивался в головах людей, его ведущих, а единственным учетным регистром для бухгалтера тех лет служил он сам.

Реализация этой потребности запоминать была бы невозможна без развития алфавита и цифр. Неслучайно и язык, и математика получили толчок к развитию именно благодаря хозяйственной деятельности, торговле и бухгалтерии. В этом отношении очень красноречив воображаемый разговор Анатоля Франса с изобретателем первого алфавита — Кадмом: “Если вы, милостивый государь, — говорит Кадм, — по недостатку умственных способностей, необходимых для занятия торговлей, были принуждены стать писцом, вы должны были бы обожествить меня, давшего вам алфавит. Вы, конечно, понимаете, что я создал его просто для своих коммерческих потребностей. Мне нужна была простая система знаков для быстрой записи”. (А. Франс. Собр. соч., т. 3. М.: Госхудиздат, 1958, с. 314-315.)

Буквы и цифры позволяли людям писать и считать, но чтобы появился учет, нужно было еще изобрести то, на чем можно было писать и считать.

Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки. Большого совершенства такой «узловой» учет достиг у древних перуанцев. Они называли узел — «кипу», и их довольно изощренная система учета получила то же название.

В дальнейшем носителями информации станут папирус, глиняные обожженные таблицы — “кирпичи”, пергамент, воск, дерево, бумага.

Став бухгалтером, точнее просто учетчиком, глава дома-семьи должен был осуществлять контроль “за мерой труда и потребления”. Вот как это было согласно исследованию быта американских индейцев, проведенному Л.Г. Морганз: “В каждом доме было несколько очагов, обычно один очаг на четыре помещения. Очаги помещались в середине центрального прохода, трубы в доме не было. Во главе каждого хозяйства стояла женщина, которая и руководила всей домашней жизнью. Когда на всех очагах поспевала пища, приглашали домоправительницу, которая должна была распределять из котла еду для всех отдельных семейств в зависимости от их потребностей. Остатки сдавались под охрану кого-нибудь из домочадцев до востребования домоправительницы”. (Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934, с. 43). И если у домоправительницы начинала сдавать память она начинала завязывать узелки или делать зарубки. Так, если возникали какие-либо расчеты, то на отпущенное число делались зарубки по числу отпущенного, / / /, а потом на полученное наносились контрзарубки: Х Х /. Это значило: соседний дом остался должен на одну единицу каких-то ценностей или услуг.

Вождь время от времени должен был контролировать уполномоченных, в том числе и доправительниц. Для этого нужно было соблюсти внезапность. Специальные контролеры собирали землю с могил и обсыпали этой землей помещение, выбранное для проверки. Предполагалось, что хранители “уснут”, потеряют бдительность и склонность к обману. Но может это и был сговор и предупреждение о «внезапной» инвентаризации?

Любопытно, что и бухгалтеры, и контролеры полагали, что чем больше одежды с утра они надевали, тем больше работы их ждет в этот день.

Специалисты обеих групп должны были считать, но со счетом, особенно на ранних стадиях, были проблемы. Первым и самым очевидным счетным прибором были пальцы рук. Когда их не хватало, то использовали пальцы ног, когда и их не хватало, счет продолжался с помощью подручных материалов: палочек, зерен, камешков. (Любопытно, что само слово — калькуляция — означает исчисление с помощью камешков). Когда не хватало находившихся под рукой камешков, то “бухгалтеры” хватались за голову и говорили — «много». Много, в переводе на современную терминологию означает — бесконечность.

Считалось, что “бухгалтер”, обладающий соответствующей квалификацией, может влиять даже на природу. Если он уклоняется и плохо исполняет свои обязанности, в результате чего возникают землетрясения, пожары, наводнения, засуха, эпизоотии и эпидемии, то это прямое следствие нерадения, ленности и неквалифицированно выполняемой работы. За этим следовали санкции: битье розгами; сажание на цепь; снятие с работы и высшая мера наказания. Вот характерный пример. У некоторых племен, в частности австралийских, очень ценились определенные виды гальки, называли их чуринг. Предполагалось, что эти камешки помогают успешной охоте. Нередко одно племя, обладавшее чурингами, ссужала их другому племени, идущему на охоту. Возвращая их, охотники оставляли у себя только часть добычи, передавая остальное собственникам чуринг. Из этого мы видим, что вера в “волшебные силы”, этого первого варианта нематериальных активов, позволяла собственникам этих сил без труда и без науки хорошо зарабатывать и хорошо жить (см. Г. Эйльдерман. Первобытный коммунизм и первобытная религия, М.: 1923, с. 130).

Однако у человека того времени, а тем более у человека современного возникал и возникает законный вопрос: что делали арендодатели и арендаторы, когда камешки не помогали, и охота оказывалась неудачной? На этот случай у собственников имелся потрясающе убедительный ответ: пока мужчины охотились, их жены им изменяли, если у них не было жен, то в этот момент их сестры и племянницы теряли невинность (Фрезер, с. 30). Эти простые и убедительные доводы были понятны если не всем, то очень многим.

Очень важно подчеркнуть, что этот самый древний бухгалтер никогда не подвергал ни сомнению, ни анализу свои мыслительные способности. Он искренне верил в то, что знает, и его знание казалось ему истиной.

Следуя примеру своих древних коллег многие финансисты современной практики смотрят в бухгалтерскую отчетность, надеясь увидеть в ней отражение реальной хозяйственной жизни, веря при этом, что учет на их предприятии – это единственно верный и абсолютно истинный вариант бухгалтерии.

Это было самое консервативное общество. Его люди не верили в будущее. Они всегда жили только сегодняшним днем, и все новое вызывало у них ужас.

Очерк первый: «Рождение учета»

Ни одна вещь на свете не появилась
сама собой из ничего, а любая из чего-то
произошла и обращена назад,
к своим далеким первопричинам,
к глубинам колодца прошлого
Т. Манн

Начало — это не чистое ничто,
а такое ничто, из которого должно
произойти нечто.
Гегель

Мы никогда не знаем подлинное начало: кто скажет, в какую минуту начался день? Когда возникло то или иное государство? С зачатия или рождения начинается жизнь человека? Все это – вопросы, на которые нельзя дать однозначного очевидного ответа. Точно такие же тонкости связаны и с возникновением бухгалтерского учета, ибо доподлинно никто не знает, когда из “ничто” произошло “нечто”.

— 6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;

— 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец

— 100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.

Ясно одно: истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за несколько тысячелетий до нас.

Однако это вовсе не означает, что первобытные хозяйственники не вели бухгалтерии. Просто учет тех лет начинался и заканчивался в головах людей, его ведущих, а единственным учетным регистром для бухгалтера тех лет служил он сам.

Реализация этой потребности запоминать была бы невозможна без развития алфавита и цифр. Неслучайно и язык, и математика получили толчок к развитию именно благодаря хозяйственной деятельности, торговле и бухгалтерии. В этом отношении очень красноречив воображаемый разговор Анатоля Франса с изобретателем первого алфавита — Кадмом: “Если вы, милостивый государь, — говорит Кадм, — по недостатку умственных способностей, необходимых для занятия торговлей, были принуждены стать писцом, вы должны были бы обожествить меня, давшего вам алфавит. Вы, конечно, понимаете, что я создал его просто для своих коммерческих потребностей. Мне нужна была простая система знаков для быстрой записи”. (А. Франс. Собр. соч., т. 3. М.: Госхудиздат, 1958, с. 314-315.)

Буквы и цифры позволяли людям писать и считать, но чтобы появился учет, нужно было еще изобрести то, на чем можно было писать и считать.

Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки. Большого совершенства такой «узловой» учет достиг у древних перуанцев. Они называли узел — «кипу», и их довольно изощренная система учета получила то же название.

В дальнейшем носителями информации станут папирус, глиняные обожженные таблицы — “кирпичи”, пергамент, воск, дерево, бумага.

Став бухгалтером, точнее просто учетчиком, глава дома-семьи должен был осуществлять контроль “за мерой труда и потребления”. Вот как это было согласно исследованию быта американских индейцев, проведенному Л.Г. Морганз: “В каждом доме было несколько очагов, обычно один очаг на четыре помещения. Очаги помещались в середине центрального прохода, трубы в доме не было. Во главе каждого хозяйства стояла женщина, которая и руководила всей домашней жизнью. Когда на всех очагах поспевала пища, приглашали домоправительницу, которая должна была распределять из котла еду для всех отдельных семейств в зависимости от их потребностей. Остатки сдавались под охрану кого-нибудь из домочадцев до востребования домоправительницы”. (Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934, с. 43). И если у домоправительницы начинала сдавать память она начинала завязывать узелки или делать зарубки. Так, если возникали какие-либо расчеты, то на отпущенное число делались зарубки по числу отпущенного, / / /, а потом на полученное наносились контрзарубки: Х Х /. Это значило: соседний дом остался должен на одну единицу каких-то ценностей или услуг.

Вождь время от времени должен был контролировать уполномоченных, в том числе и доправительниц. Для этого нужно было соблюсти внезапность. Специальные контролеры собирали землю с могил и обсыпали этой землей помещение, выбранное для проверки. Предполагалось, что хранители “уснут”, потеряют бдительность и склонность к обману. Но может это и был сговор и предупреждение о «внезапной» инвентаризации?

Любопытно, что и бухгалтеры, и контролеры полагали, что чем больше одежды с утра они надевали, тем больше работы их ждет в этот день.

Специалисты обеих групп должны были считать, но со счетом, особенно на ранних стадиях, были проблемы. Первым и самым очевидным счетным прибором были пальцы рук. Когда их не хватало, то использовали пальцы ног, когда и их не хватало, счет продолжался с помощью подручных материалов: палочек, зерен, камешков. (Любопытно, что само слово — калькуляция — означает исчисление с помощью камешков). Когда не хватало находившихся под рукой камешков, то “бухгалтеры” хватались за голову и говорили — «много». Много, в переводе на современную терминологию означает — бесконечность.

Считалось, что “бухгалтер”, обладающий соответствующей квалификацией, может влиять даже на природу. Если он уклоняется и плохо исполняет свои обязанности, в результате чего возникают землетрясения, пожары, наводнения, засуха, эпизоотии и эпидемии, то это прямое следствие нерадения, ленности и неквалифицированно выполняемой работы. За этим следовали санкции: битье розгами; сажание на цепь; снятие с работы и высшая мера наказания. Вот характерный пример. У некоторых племен, в частности австралийских, очень ценились определенные виды гальки, называли их чуринг. Предполагалось, что эти камешки помогают успешной охоте. Нередко одно племя, обладавшее чурингами, ссужала их другому племени, идущему на охоту. Возвращая их, охотники оставляли у себя только часть добычи, передавая остальное собственникам чуринг. Из этого мы видим, что вера в “волшебные силы”, этого первого варианта нематериальных активов, позволяла собственникам этих сил без труда и без науки хорошо зарабатывать и хорошо жить (см. Г. Эйльдерман. Первобытный коммунизм и первобытная религия, М.: 1923, с. 130).

Однако у человека того времени, а тем более у человека современного возникал и возникает законный вопрос: что делали арендодатели и арендаторы, когда камешки не помогали, и охота оказывалась неудачной? На этот случай у собственников имелся потрясающе убедительный ответ: пока мужчины охотились, их жены им изменяли, если у них не было жен, то в этот момент их сестры и племянницы теряли невинность (Фрезер, с. 30). Эти простые и убедительные доводы были понятны если не всем, то очень многим.

Очень важно подчеркнуть, что этот самый древний бухгалтер никогда не подвергал ни сомнению, ни анализу свои мыслительные способности. Он искренне верил в то, что знает, и его знание казалось ему истиной.

Следуя примеру своих древних коллег многие финансисты современной практики смотрят в бухгалтерскую отчетность, надеясь увидеть в ней отражение реальной хозяйственной жизни, веря при этом, что учет на их предприятии – это единственно верный и абсолютно истинный вариант бухгалтерии.

Это было самое консервативное общество. Его люди не верили в будущее. Они всегда жили только сегодняшним днем, и все новое вызывало у них ужас.

Очерк второй: «Учет в тени пирамид (Древний Египет)»

В Египте, который терпеть
не мог беспорядка, порядка
почти никогда не было.
Т. Манн

Авторы искренне полагают, что человек должен жить сегодняшним днем, и поэтому его должно интересовать то, что его интересует, то есть те проблемы, с которыми он сталкивается сегодня, сейчас, те загадки, которые в данный момент задает окружающий его мир, а не то, что волновало его коллег шесть тысяч лет тому назад.

В этом отношении совершенно уникальный опыт хранит история бухгалтерского учета Древнего Египта.

Появление такого замечательного государства как Египет, достигшего совершенно грандиозных успехов и оставившего потомкам одно из непревзойденных чудес — потрясающие пирамиды — стало возможным только благодаря четкой и хорошо налаженной системе бухгалтерского учета, опиравшегося на надежные носители данных.

Основным учетным приемом стала инвентаризация.

При I и II династиях (3400-2980 гг. до н.э.) каждые два года проводилась инвентаризация всего движимого и недвижимого имущества страны. Это объяснялось тем, что право собственности на землю и прочее имущество в Египте принадлежало правящему царю — фараону. От его имени и велся учет.

Так называемое “исчисление имущества”, то есть инвентаризация ценностей фараона считалось в Египте столь важным делом, что годы правления царей датировались именно по времени их проведения. Чем больше проведено инвентаризаций — тем мудрее правитель Египта, тем счастливее его народ.

Занимались этим важнейшим государственным делом наши древнеегипетские коллеги — писцы.

Египет был полностью централизованным хозяйством. От имени владыки-фараона им и управляли писцы. Именно они и составляли мощную иерархию власти, власти бюрократической. Не зря говорили, что число писцов в Империи равно числу звезд на небе. Однако среди чиновников писцов особо не уважали. Это были, как сказал Т. Манн, “. вялые души, только и готовые записывать своими тростинками все, что прикажут, они вообще не думали, что могли быть рождены для власти и обобщения, для чего они именно поэтому и не были рождены”. (Иосиф и его братья. М.: ИХЛ, 1968, том 2-ой, стр. 97)

Начальник — старший чиновник, часто презирал чиновника младшего — писца.

Вот как Томас Манн описывает “инструктаж”, проводимый одним чиновником другого чиновника-исполнителя.

Он говорит: возьми “. письменные принадлежности — листы, тростинки и тушь — и, пользуясь человеческим письмом, составь перечень имеющихся у нас товаров по их разновидностям — смол, мазей, ножей, ложек, тростей, светильников, а также обуви, светильного масла и цветного стекла. Наименования напишешь черной тушью, а вес и количество — красной, только без ошибок и клякс. ” (том 1-ый, стр. 628).

Однако презрение коллег – бюрократов было обусловлено, прежде всего, завистью к официальному статусу писцов, а их официальное признание было колоссальным. Писец стал настолько значительной фигурой в государстве, что был приравнен к носителю царского опахала — лицу неприкосновенному. И главные писцы Египта стали наравне с носителями стандартов участвовать в торжественной церемонии выхода фараона.

Возможности Тота были весьма разнообразны. Но прежде всего это был бог письменности. Любопытно, что древнеегипетские бухгалтеры называли его писцом божьей книги, изрекшим сущее и создавшим то, чего не было. Отсюда следует очень важный вывод, определяющий психологию бухгалтерского учета и со временем ставший основой важнейшего бухгалтерского принципа – принципа обязательного документирования фактов хозяйственной жизни – «записанное в бухгалтерских книгах и есть существующее». Для бухгалтера существует лишь то, что зафиксировано в первичных документах и отражено в учетных регистрах – в то время эти понятия были тождественны. Записанное есть существующее — эта фраза означает рождение в экономической жизни идеального мира — мира бухгалтерских данных, бухгалтерской информации, существующего совершенно обособленно от мира реальной хозяйственной жизни.

Бухгалтерские данные с этого момента становятся реальным инструментом деятельности хозяйственника.

“Список, опись ценностей, надо полагать, соответствует действительности, так что он не только живописен, но и полезен. Приятно видеть столь исправный и четкий перечень своих товаров, где так единообразно обозначены разнородные вещи. Товар бывает смолистый и жирный, но купец не касается его руками, а орудует им в его письменном выражении. Вещи находятся там, но в то же время они и здесь, причем здесь они чисты и обозримы. Такой список похож на духовную плоть вещей, имеющуюся у них наряду с осязаемой плотью” (там же, том 1-ый, стр. 629).

Однако эта иллюзия надежности бухгалтерских данных породила возникновение старейшего бухгалтерского парадокса, заключающегося в том, что учетная информация практически никогда не соответствует реальному положению дел в хозяйстве.

Позднее, уже в новое время эта проблема примет чисто методологический характер. Пока она существовала в виде фактов естественно присущих каждому хозяйству — естественной убыли, результатов воровства и порчи.

Точности учета были призваны способствовать неустанные молитвы писцов богу Тоту.

Из слов молитвы видно, что наши древнеегипетские коллеги очень любили свою работу. Их оптимизм имел материальную основу.

Лишь писцу — говорили молодому бухгалтеру, вступающему в свои обязанности, — выпадает великая честь: он не платит налоги. На нее нет обложения. Да знаешь ты об этом.

Значение писцов в Среднем царстве возросло до такой степени, что они с презрением смотрели на всех остальных тружеников, занятых тяжелой физической работой. С величайшим самодовольством писцы заявляли, что они считают работы всего населения Египта, освобождены от побоев и защищены от тяжкого труда, в то время как все другие нагружены как ослы.

Сохранились поучения отцов и учителей молодым людям, вступающим в школу писцов. В них доказывается, что хотя корень учения горек, но плоды его сладки и при этом в самых черных красках описываются трудности и превратности всех профессий, за исключением профессии писца, которая оказывается самой наилучшей на свете. “Нет писца — говорится в одном из таких поучений, — лишенного пропитания от достояния царского дома. Должность писца — великая должность, письменный прибор его и свиток папируса его доставляют ему блага и богатство”. Недаром благодарят бога его отец и мать — он направлен на путь жизни.

Привилегированное положение писцов стимулировало развитие бухгалтерского учета. Шло время, и люди, занимавшиеся учетом, осознали, что инвентаризация только констатирует факты состояния, в то время как более важную роль в хозяйственной жизни играют факты-действия и факты-события.

Действия — это обычные факты, которые характеризуют хозяйственные процессы, например, сбор урожая. События — это незапланированные и неконтролируемые факты, например, падеж скота, воровство. При всех обстоятельствах учет действий и событий был важнее учета состояний, ибо учет изменений — это всегда причина (динамика), а учет состояний, — только следствие (статика) хозяйственной жизни.

Существенным моментом материального учета было ежедневное выведение остатков. Это было возможным в связи с относительно небольшими объемами хозяйственной деятельности.

Необходимость привлечения к оформлению факта хозяйственной жизни трех чиновников-исполнителей: 1) распоряжающегося ценностями; 2) заведующего этими ценностями (зав. складом); и 3) контролера, была связана с глубоким недоверием к людям, их наклонностям и интересам. Предполагалось, что в этом случае, чтобы что-то сокрыть и украсть три человека должны вступить в сговор. Однако, как справедливо считали древние египтяне, такой сговор если и возможен, то не на долго. Каждый человек может украсть, ибо он страдает от собственной алчности, но эта же алчность порождает и зависть к успехам других людей. Следовательно, несколько человек всегда могут украсть и расхитить имущество, но никогда не смогут разделить украденное. Рано или поздно, кто-то непременно сочтет себя обиженным и обделенным. Этот-то человек и сделает донос. В результате государственная собственность будет спасена. И, в сущности, не столько тогда, когда будет сделан донос, а в самом начале возникновения факта хозяйственной жизни, из-за боязни возможности доноса. Ибо, полагали наши предки, страх, в частности, страх доноса и страшных наказаний, лучший залог честности и порядочности. Этот очень сомнительный подход с точки зрения абсолютной нравственности, тем не менее обеспечивал достаточную прочность хозяйству страны на протяжении почти 4 000 лет.

Материальный учет предполагал и регистрацию сметных назначений. Действительно, при VI династии мы встречаем в учете смету и видим, что регистрация фактов хозяйственной жизни позволяла контролировать выполнение сметных назначений. Это подтверждается документами, относящимися к 2500-2400 гг. до н.э.

Слияние элементов материального учета и сметы можно наблюдать в таблице норм выдачи продуктов питания на месяц лицам, строившим в скале колодец.

Нормы выдачи зерна строителям колодца (в харах)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *