кобзон и высоцкий отношения
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
. И дал взаймы молодому автору двадцать пять рублей.
Я думал о том, как прекрасно всё первое! Как прекрасна первая реальность!
Даниил Хармс.
Высоцкий о своей первой песне:
— Первую свою песню я написал в Ленинграде где-то в 1961 году. Дело было летом, ехал я в автобусе и увидел впереди себя человека, у которого была распахнута рубаха и на груди была видна татуировка — нарисована была очень красивая женщина, а внизу написано: «Люба, я тебя не забуду!». И мне почему-то захотелось про это написать. Я сделал песню «Татуировка», только вместо «Любы» подставил для рифмы «Валю».
Вот так получилась первая песня. И поскольку в то время я только учился играть на гитаре, а чужие песни всегда труднее разучивать, — я стал писать свои.
Рассказывает Людмила Абрамова:
— …эпизод 64-го года, когда Володя пытался «продать» свои песни известным мастерам эстрады (мы тогда сидели без копейки).
Мы оба весьма обтрепанные, я с животом (я ждала Никиту), приехали на большой эстрадный концерт в летнем театре Эрмитажа и пошли по артистическим комнатам. Володя пел песни и предлагал их для исполнения. Мастера искусств пожимали плечами и только что не посылали его куда подальше. Наконец, мы добрались до комнаты, в которой готовился к выходу Кобзон. Он послушал Володю и сказал: «Никто твои песни петь не будет, но ты их будешь петь сам! Поверь мне, пройдет не так уж много времени, и ты сам станешь с ними выступать. А пока возьми у меня в долг – вернешь, когда появятся деньги!» Двадцати пяти рублей нам тогда вполне хватило.
О первом большом концерте. (Из письма Высоцкого):
— Месяц назад был в Куйбышеве. У них там есть молодежный клуб и отличные ребята, которые каким-то образом такую развели свободу, что мне дали выступить во Дворце спорта по 7 тысяч человек, два концерта. Ощущение жуткое. Громадное здание, и одна моя небольшая фигурка средь шумного зала. Но приняли грандиозно. Раздал автографов столько, что, если собрать их все, будет больше, чем у Толстого и Достоевского. Ставил свою подпись, а иногда слова из песен, или что-нибудь вроде “будьте счастливы”.
Туманишвили вспоминает ещё кое-что первое и очень важное:
— Да, вспомнил одну важную вещь. К нам неожиданно приехал директор калмыцкой филармонии, ведь именно от этой филармонии мы и выступали (- В Калмыкии, в Томске, на Алтае). И наша группа задолжала какую-то сумму. Директор филармонии был суровый такой мужчина, он прошел всю войну, причем именно в штрафных батальонах. А к тому времени уже были написаны и «Штрафные батальоны» и «Мне этот бой не забыть нипочем». И Володя за столом их спел. Спел этому человеку, который был совершенно растроган и потрясен. Я тогда впервые увидел, как взрослый, сильный человек может «сломаться» на Володиных песнях. Он просто сидел и плакал. Такой здоровый, мощный, кряжистый мужик. Этот человек простил все долги нашему Войтенко. Он сказал: «Ребята! Работайте, как хотите! Вы чудные парни!» Может быть, он пошел на какое-нибудь служебное нарушение, но тогда он был совершенно потрясен.
О Высоцком, о его ранних песнях и друзьях вспоминал Лев Комов.
Высоцкий. Глава 66. «Отдых в Крыму, ураган и Кобзон»
Раньше мы были тупые бараны,
Что мы смотрели — кино по субботам?!
Но ворвались к нам в квартиры экраны:
Гибель театрам, конец идиотам!
Владимир Высоцкий (из черновиков)
Таллин, студия ТВ Эстонии, 18 мая 1972 года. Фото Jaan Rõõmus
С этих слов (слушать) начиналась передача телевидения Чечено-Ингушетии в городе Грозном, в которой принимал участие Владимир Высоцкий.
Хотя нам до сих пор не известно достоверно, когда и в каком виде она вышла в эфир, и вышла ли вообще.
Фрагмент съёмки Телевидения Чечено-Ингушской АССР, 4 октября 1978 года
Но мы точно знаем другое: до нас дошло около 12 часов телевизионных записей Владимира Высоцкого, и подавляющее большинство из них сделаны зарубежными телекомпаниями.
Центральное телевидение СССР при жизни не показало Высоцкого ни разу, если не считать фильмов, в которых он снимался. И в этом смысле Высоцкого можно назвать жертвой телевидения. Хотя в его одноименной песне поется совсем о другом.
Кадр съёмки передачи «Hamlet i oko Hamleta».
Белград, студия ТВ Сербии, сентябрь 1976 года
Владимир Высоцкий, между прочим, одно время даже жил на улице Телевидения.
Ее назвали в честь будущего телецентра, который здесь так и не появился, а был построен в Останкино. Высоцкий с мамой Ниной Максимовной получили квартиру в доме 11, корпус 4 в 1963 году. Но дом этот, увы, снесли еще в 1998 году в рамках лужковского сноса пятиэтажек.
Нина Максимовна Высоцкая (справа) на улице Телевидения. Москва, лето 1965 года.
Фото Елены Щербиновской
Само же телевидение как таковое появляется у Владимира Семеновича в разных песнях и в самых разных ракурсах.
Например, футбольная песня, написанная после чемпионата мира 1970 года, начинается со слов «комментатор из своей кабины кроет нас для красного словца», но этим автор и ограничивается.
Фрагмент съёмки ТВ Австрии для документального фильма «Kinder der Theater Strasse».
Москва, театр «Ромэн», январь 1976 года
А вот песня «Марафон, или Бег на длинную дистанцию» была написана уже собственно под впечатлением от манеры наших знаменитых спортивных комментаторов Николая Озерова, Вадима Синявского и Яна Спарре называть всех соперников «друзьями» и обходить, таким образом, острые углы.
Кадр съёмки студии телевидения Титограда (Черногория), конец августа 1974 года
Было написано Высоцким еще и стихотворение про телевидение, к сожалению, так и не ставшее песней.
Но если бы Владимир Семенович эти строки спел, то песня получилась бы одной из самых едких и сатирических о советской эпохе. Там есть и такие строки:
«Какие ордена еще бывают?» —
Послал письмо в программу «Время» я.
Еще полно? Так что ж их не вручают?!
Мои детишки просто обожают, —
Когда вручают — плачет вся семья.
«Есть телевизер…»
Владимир Фомин, Нина Шацкая, Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин.
Алма-Ата, на квартире Владимира Фомина, 1-7 октября 1973 года. Фото В.Петрусовой
Мы же с вами сейчас послушаем одну из трех вещей, написанных Владимиром Высоцким уже точно и непосредственно про телевидение как явление.
Запись – причем стерео — с концерта в Институте радиоэлектроники. Фрязино, октябрь 1973-го.
Фрагмент чернового автографа песни «Жертва телевидения»
Как и многие другие песни на злобу того дня, «Жертва телевидения» нуждается в некоторых пояснениях.
«Глядь — дома Никсон и Жорж Помпиду!»
Может быть, не все знают, что был такой президент США Ричард Никсон или президент Франции Жорж Помпиду.
Владимир Высоцкий на съёмке передачи «Restez donc avec nous le lundi» телевидения ТF1
Париж, 21 марта 1977 года
Подзабыли и поныне здравствующую Анжелу Дэвис – борца за права чернокожих в Америке, за которых так переживали советские люди.
«Всё заступался за Анджелу Дэвис»
И только болельщики, как принято говорить, со стажем помнят великого немецкого футболиста Гердта Мюллера, которого Высоцкий упоминает в другом известном варианте этой песни — мол, «с Мюллером я на короткой ноге».
«С Мюллером я на короткой ноге»
Матч у ФРГ так и не был выигран ни разу в те годы, и именно Мюллер особенно часто огорчал советских вратарей.
Но какие-то реалии и спустя десятилетия остаются актуальными.
Иосиф Кобзон. Середина 70-х
Все так же в телевизоре Иосиф Кобзон, все так же на экране Александр Масляков, который вел передачу «А ну-ка, девушки!».
Правда, справедливости ради, заметим, что Масляков стал ее ведущим уже после того, как Высоцкий написал эту песню, но исполнял ее Владимира Семенович неоднократно и, так сказать, «при Маслякове».
Александр Масляков — ведущий программы «А ну-ка, девушки!»
Ну, а слова про «отдых в Крыму» и страсть «к глупому ящику для идиотов» нынче даже более актуальны, чем в 70-е годы.
«Отдых в Крыму…»
Иосиф Хейфиц, Владимир Высоцкий и Анатолий Папанов на съемке фильма «Плохой хороший человек» под Ялтой, лето 1972 года
А буквально через год после «Жертвы телевидения» Высоцкий написал одну из самых популярных своих шуточных песен, которую обычно называют «Диалог у телевизора», хотя иногда сам автор и говорил, что это «диалог в цирке».
Владимир Высоцкий на съемке «Кинопанорамы». ЦТ СССР, 22 января 1980 года. Фото Бориса Палатника
Пятая швейная фабрика, кстати, — это реальная фабрика, которая располагалась в Малом Каретном переулке, неподалеку от Большого Каретного.
Фрагмент чернового автографа песни «Диалог у телевизора»
А товарищ Сатюков – тоже реальный человек.
Только заведовал Павел Сатюков не клубом, а был редактором газеты «Правда», а потом руководил научно-популярными и учебными программами на Центральном телевидении. Случайно ли эта фамилия появилась в песне Высоцкого?
Кадр съемки ТВ Австрии для документального фильма «Kinder der Theater Strasse», 1976 год
А запись, которую вы слышали, сделана в Болгарии, в сентябре 1975 года на студии «Балкантон» во время гастролей Театра на Таганке.
Помогали Владимиру Семеновичу при записи Дмитрий Межевич и Виталий Шаповалов.
Кадр съемки телекомпании WRD, Германия, 12 декабря 1975 года
Высоцкий исполнял эту же песню и в компании новых болгарских друзей в городе Велико-Тырново, и тогда болгарам даже потребовались пояснения – о чем, собственно, в песне поется: слушать
Кадр съёмки студии телевидения Титограда (Черногория), конец августа 1974 года
В 1977 году, в период уже позднего творчества, когда новых песен Владимир Семенович писал не так много, появилась еще одна блестящая вещь про телевидение.
Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное-невероятное» из сумасшедшего дома: слушать
«Уважаемый редактор! Может, лучше про реактор. »
Юрий Любимов, Михаил Вольпин, Владимир Высоцкий и Сергей Капица, телеведущий передачи «Очевидное-невероятное».
Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Валерия Басина, Александра Петракова и Олега Васина.
Кадр съемки ТВ Венгрии, июнь 1976 года
При жизни Владимира Высоцкого снимали телекомпании 12 стран.
Шведы, немцы, австрийцы, поляки, венгры, болгары, югославы, мексиканцы, американцы, французы, итальянцы, японцы.
Владимир Высоцкий на съёмке передачи «Musicalisimo-77».
Мексиканское телевидение, «13 Canal», 9 августа 1977 года
А в Советском Союзе достоверно известно только об одном полноценном эфире, когда в мае 1972 года Высоцкий рассказывал на Таллинском телевидении о своей работе в театре и спел несколько песен.
Утренняя гимнастика. Фрагмент съемки ТВ Таллина, 18 мая 1972 года
Спустя некоторое время эстонским телезрителям посчастливилось увидеть эту съемку на экране.
Телеведущий Мати Тальвик, Марина Влади и Владимир Высоцкий у здания Таллинского телевидения
18 мая 1972 года
Запись для «Кинопанорамы», сделанная 22 января 1980-го, пролежала на полке несколько лет и дошла до зрителей только в 1987 году.
Запись на грозненском телевидении распорядились уничтожить, и сохранилась она лишь чудом.
Грозный, 1-6 октября 1978 года. Фото В.Елизарова
А в сентябре 1979 года Высоцкий приехал в Пятигорск и дал телеинтервью Валерию Перевозчикову.
История этой уникальнейшей съемки заслуживает отдельной Главы, и мы обязательно к ней вернемся. К счастью, сохранилась полная аудиозапись той передачи, состоявшейся 14 сентября 1979 года.
Интервью Владимира Высоцкого Валерию Перевозчикову для ТВ Пятигорска, 14 сентября 1979 года. Фото Анатолия Касилова
А вот из видеозаписи до нас дошли всего лишь несколько заключительных минут (слушать).
На пленку интервью с Высоцким позднее был записан материал об ударнике соцтруда в области свиноводства…
Редактор ТВ ЧИАССР Ибрагим Джабиров, герой соцтруда Алхазур Кагерманов, редактор художественных программ Софья Сергеева, кинооператор Анатолий Жеребцов, Владимир Высоцкий, телеоператор Адольф Фанкухин и телеоператор Нариман Кузахметов.
Грозный, студия ТВ Чечено-Ингушской АССР, 4 октября 1978 года
Фрагмент съёмки Пятигорского телевидения, 14 сентября 1979 года
Один полноценный эфир, две программы, пролежавшие несколько лет на полке и одно затертое видео — вот и все, что сделало для Владимира Высоцкого советское телевидение за почти два десятилетия его яркой творческой жизни.
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Таллин, студия ТВ Эстонии, 18 мая 1972 года. Фото Jaan Rõõmus
Диалог у телевизора
Фрагмент съемки передачи «Театральные встречи» Ленинградского ТВ, 15 декабря 1974 года
Жертва телевизора: слушать (Киев, Институт газа АН УССР, 4 ноября 1972 года)
Диалог у телевизора: слушать (Париж, студия «Polydor», 1977 год)
Письмо в редакцию «Очевидное и невероятное»: слушать (Москва, у Л.Делюсина, 25 октября 1977 года)
Лекция о международном положении: слушать (Москва, МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года, 16 часов)
Студия Вильнюсского телевидения (Литва), 13 сентября 1974 года. Фото А.Скяутериса и Й.Вайтулявичуса.
Материалы телевизионной съемки не найдены
Еще к экрану я нагнулся ближе,
Пусть он ответит мне — и пусть не врет,
Какого дьявола они в Париже
Морочат голову который год!
Владимир Высоцкий (из черновиков)
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Схема «Осень снежная. » + Эпиграф ► КоД эпиграфа ◄
Предсказание от Dreams Tarot Интересное: «Зависимый» опрос. Письмо. Про кошку Утр.
Девушка-осень Фотографии в альбоме «девушка-осень» Annuschka-57 на Яндекс.Фотках
Плееры для вставки в пост (8).
—Приложения
—Новости
—Музыка
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Иосиф Давыдович Кобзон (род.11 сентября 1937, Часов Яр, Сталинская область, Украинская ССР, СССР — 30 августа 2018, Москва, Россия)
Затем жизнь еще много раз сталкивала Высоцкого и Кобзона. Высоцкий приходил к Кобзону домой, когда тот был женат на Гурченко. Высоцкого с Гурченко связывала давняя дружба. Он часто приходил именно к ней. Как раз снимали фильм «Служили два товарища», куда не вошли песни Высоцкого. Он очень переживал, пришел к Гурченко и всю ночь пел свои песни на кухне. И когда Кобзон уже был женат на Неле, Высоцкий также неожиданно мог прийти и что-то новое исполнить.
Уже в 1974 г., когда Кобзон возвращался с Нели из родильного дома с сыном Андреем, им повстречалась по дороге машина Высоцкого. Он остановился, вышел из машины, попросил показать новорожденного, подержал на руках и повесил ему на шею свой крестик, сказав : «Пусть он ему поможет».
Уже позже Высоцкий останавливался у Кобзона в его номере с Мариной Влади, когда они ехали в Сочи и не было мест в гостинице. Тогда Кобзон перешел в номер к Неле (они еще не были женаты).
И тем не менее, Кобзону пришлись по душе некоторые песни Высоцкого. В своих концертах он часто исполнял «Сыновья уходят в бой», «Он не вернулся из боя».
«Он не вернулся из боя» хоть и грустная песня, но одна из моих самых любимых. Когда-то давно я делала ролик на эту песню в исполнении Высоцкого, еще не имея на это большого опыта и хорошей программы для записи.
О Володе, о друзьях детства и об Иосифе Кобзоне
Семену Владимировичу меня представила Нина Максимовна: «Семен, ты поговори с человеком, он журналист, встречался с Володей. (В сентябре 1979 года я записал с В.В. телевизионную передачу на Пятигорской студии ТВ. Фрагменты этой записи до сих пор используются в спектакле Театра на Таганке «Владимир Высоцкий». – В.П.) А еще он не в свои дела не лезет».
Чаще всего мы разговаривали втроем на кухне, где Евгения Степановна угощала нас домашним апельсиновым напитком, «который гораздо лучше «Фанты».
Тогда мы работали над текстом воспоминаний Семена Владимировича и Евгении Степановны для моей первой книги о В.В. – «Живая жизнь». И у меня сохранился машинописный экземпляр с собственноручной правкой Семена Владимировича Высоцкого.
На этой же кухне было записано интервью с Лидией Николаевной Сарновой – племянницей Евгении Степановны, которая некоторое время одна воспитывала Высоцкого на Большом Каретном.
А потом практически на моих глазах произошла ссора Семена Владимировича и Нины Максимовны… Не мне судить, но Семен Владимирович – с его непростым характером – часто бывал чрезмерно резок и несправедлив.
Дважды Семен Владимирович принимал меня один… Принимал в комнате, в которой было много шкафов с книгами, большое количество портретов Высоцкого, знаменитая коллекция зажигалок (пополнением которой занимался В.В.) и часы из Германии, которые были куплены по просьбе маленького Володи.
И только один раз Семен Владимирович разрешил мне включить диктофон. Я записал его рассказ о том, когда и где были сделаны детские фото В.В. Но, естественно, разговор перешел и на другие темы. Перед вами расшифровка этого разговора.
Перевозчиков Валерий Кузьмич: Семен Владимирович, есть такая запись: песню Высоцкого «Татуировка» исполняет Леонид Утесов…
Высоцкий Семен Владимирович: Я слышал эту запись… По-моему, это какой-то пародист. 25 сентября мы были на юбилее Кобзона, сидели рядом с Тонечкой Ревельс – женой Утесова, болтали о нашем славном прошлом. Так она об этом даже не упомянула.
И я не думаю, чтобы Утесов пел Володину песню, скорее всего это дружеская пародия на самого Утесова. Хотя надо уточнить у Тонечки… Тонечка Ревельс – это женщина, которая унаследовала все имущество Утесова, ей принадлежат все авторские права. Она – балерина, которая танцевала с мужем в его ансамбле, а потом переехала к Утесову и жила с ним всю жизнь.
Перевозчиков: Кстати, вчера я был у Олега Николаевича Халимонова, и он говорил, что в 1972 году Высоцкий собирался дать Иосифу Кобзону две свои песни…
Высоцкий: Кобзон пел Володины песни и сейчас поет. Я помню, как Иосиф приходил ко мне с Гурченко, а привел их Володя. Кстати, когда Кобзон был мужем Гурченко, там Сева Абдулов крутился – он влюбился в Гурченко. И они с Кобзоном даже дрались из-за нее…
Перевозчиков: Да, об этом есть и в книге Павла Леонидова…
Высоцкий: И это правда. Хотя в книге Паши Леонидова есть много гадостей и антисоветчины, но такое дело было.
Кстати, Кобзон получил «народного артиста СССР», и все у него в порядке теперь. Так что он пел и поет Володины песни и никогда не переставал петь. Да, еще Иосиф поет посвящения Володе – Булата Окуджавы и Андрея Дементьева на музыку Мигули. Так что Иосиф – человек достойный во всех отношениях.
Перевозчиков: Иосиф Давыдович же помогал и на похоронах Владимира Семеновича.
Высоцкий: Да, это так. Когда мы все были практически в невменяемом состоянии, Кобзон сделал все! А теперь даже не говорит, сколько он заплатил за поминки. И со мной он даже не хочет разговаривать на эту тему.
А вообще, Валера, ты в эту тему (смерть, поминки) не лезь – это не твоя епархия. Иосиф сделал после смерти Володи больше, чем все близкие друзья вместе взятые. Хотя на концертах он говорит, что я, к сожалению, не был другом Владимира Семеновича.
Перевозчиков: А в 1965-м или 1966 году Владимир Семенович предлагал Кобзону свои песни, а тот ответил: «Молодой человек, через некоторое время вы сами будете петь свои песни.» И дал им с Людмилой Абрамовой двадцать пять рублей.
Высоцкий: Все это вранье! Это ты в повести «Кольцо» прочитал? Там все вранье! И если Люся Абрамова и рассказала эту глупость, то я ее за это очень серьезно ругал.
Перевозчиков: Но это же она сама рассказала.
Высоцкий: Да, но она рассказала этому корреспонденту, а я знаю, что все корреспонденты – жулики. Еще этот Колодный написал… В «Московской правде»… Я никому сейчас не верю! Потому что всем корреспондентам нужна сенсация. Всем нужны тити-мити (деньги. – В.П.) – пусть даже это стоит всего десять копеек.
Что сейчас делается?! Сейчас Антимоний вырвался в специалисты по Высоцкому. Человек, который при жизни Володю не знал. Бегал вокруг театра, что-то там делал… А Эрик Милосский, который с Володей работал, остался ни с чем, его выгнали отовсюду. Хотя сейчас вот он пишет в «Студенческий меридиан»… (публикации в журнале «Студенческий Меридиан» – «Владимир Высоцкий. Эпизоды творческой судьбы». – В.П.).
Но Антимоний взял у Марины копии рукописей Володи, которые украли у меня. Правда, украли всего 130 листов только, а остальное было в чемодане у Валерия Павловича Янкловича, а потом у Давида Боровского. А сейчас у этого Антимония доверенность Марины, и получилось так, что от него все зависит: он может дать или не дать текст. И хотя срок доверенности закончился, он делает вид, что ничего об этом не знает. Лезет везде, лезет править стихи Высоцкого! Я ему позвонил и сказал: «Удавлю! – если будешь еще лезть не в свое дело». И он меня понял. Но представь, Валерка, сейчас с этим Антимонием работает Сева Абдулов, потому что этот Гарик имеет доступ в ЦГАЛИ (в Центральном государственном архиве литературы и искусства хранятся рукописи Высоцкого. – В.П.). Доверенность Марины кончилась, а он продолжает туда ходить. Да, Марина же недавно была в Москве два дня.
Перевозчиков: Я знаю, мне Абдулов рассказал, я вчера был у него.
Высоцкий: Слушай, Валера, зачем тебе ко мне ходить? Если ты имеешь доступ к самому Абдулову! Так что, Валера, действуй по тому направлению.
Перевозчиков: Да ладно, Семен Владимирович. А вот когда Высоцкого быстро соединяли с Парижем – вы случайно этому не способствовали?
Высоцкий: Нет, там есть такая Люся Орлова – очень хорошая женщина. А ты знаешь, что Володя делал концерт на международке?
Перевозчиков: Да, знаю, даже видел фотографию у Бортника… Там Володя с Иваном, и там же должна быть Люся Орлова. Семен Владимирович, вы как-то упомянули Барышниковых – друзей детства Высоцкого. А в какое это было время?
Высоцкий: В мое время! Во времена Нины Максимовны у Володи был только один настоящий друг – Севрюков. Все остальные друзья появились в мое время. И всю жизнь они крутились у меня, на Большом Каретном. А кто их там опекал?! Евгения Степановна, Лида Сарнова, да еще Лидин муж – Левка Сарнов, это мой друг детства. Я же полтора года служил в Киеве, и они все вместе воспитывали там Володю. А в это время Нина Максимовна жила со своим Жорой Бантошем, который бил Володю! Сволочь! Я же этого Жору взял за грудки и сказал: «Сволочь! Ты с кем разговариваешь?! Я же тебя в землю вгоню!». А Жора был мужик здоровый, если бы он мне врезал, так я бы далеко покатился… Но он был трус и испугался: «Я сейчас в милицию пойду!». А я говорю: «Да не дойдешь ты до милиции!». Это когда Нина Максимовна прислала ко мне Володьку… Тогда Жора первый раз побил Володю и бросил в него эту бронзовую штуку… Вот попал бы – и не было бы Володи! Но Володька как-то увернулся. Вот тогда-то Нина и закричала: «Иди к папе!».
А ведь у меня есть абсолютно четкий документ, что суд Свердловского района Москвы присуждает сына отцу. Так там было и написано… Из-за несовместимости жизни матери и ее незаконного мужа с моим и ее родным сыном. Нина с Бантошем же была не зарегистрирована, Жора не хотел расписываться с ней. Так вот, была несовместимость их жизни с жизнью моего сына. А теперь ей надо оправдаться. И она еще имеет нахальство получать все эти награды, причем я ничего об этом не знаю. Мне звонят и говорят: «Семен Владимирович, мы сегодня вручаем «Свидетельство о звезде Высоцкого». – «Кому вручаете?» – «Вам! Как, вы ничего не знаете?… А мы уже три месяца назад сказали Нине Максимовне… Она давно готова… Она даже подарки приготовила – книгу «Нерв» и еще что-то».
Володя Высоцкий и друг детства – Володя Севрюков
А какое она имеет отношение к этой награде? Какие-то мисочки из гжельского фарфора подарила… Да какое она имела право?! Ты представляешь, Валерка, если бы я туда явился! И что бы со мной было?! Ей бы там все кланялись – ну я бы и не выдержал! Наговорил бы ей прямо там. Но я ей все это простил. И я ей закрою глаза, когда она умрет.
Хотя мы с ней никогда хорошо не жили… И Володя это знал, и Володя на это не реагировал. Ведь когда Нине Максимовне что-то было нужно – холодильник, путевка, хорошая больница – Володя всегда все делал. А однажды Нина Максимовна попросила Володю через Евгению Степановну – вернуть ей ключи от квартиры на Малой Грузинской. Ведь когда она приходила к нему, то все бумаги на столе раскладывала под разные ленточки: под красную, под белую, под голубую. А Володя приходил домой и не знал, что где искать. И однажды он забрал у нее ключи. А Евгения Степановна вернула. А ты знаешь, что Евгения Степановна со дня смерти Володи не выходит из больниц? Инсульт перенесла и вообще ходит еле-еле. Потому что Володя – это было единственное в ее жизни, чем она дорожила. Она и мной дорожила, конечно, но Володей – больше.
Перевозчиков: Семен Владимирович, расскажите еще о людях с Большого Каретного, ну, например, об Утевском.
Высоцкий: Толя Утевский – хороший парень, сын знаменитого юриста, профессора. Сейчас он работает в Высшей школе милиции, скоро будет защищать докторскую. Утевские жили над Кочарянами. Мы жили на втором этаже – Володя, я и Евгения Степановна. На четвертом Инна и Лева Кочарян, а еще выше – Утевский. Специально для семьи профессора надстроили этаж.
Толя Утевский женился на знаменитой эстрадной артистке Разинкиной – была такая певица. Толя и в компании Кочаряна был своим человеком. Ну а Володька всегда тянулся к старшим. Кстати, у Инны Кочарян должны быть очень интересные Володины записи.
Перевозчиков: Да, у нее есть одна уникальная пленка 1964 года…
Высоцкий: Ну и что, дала она тебе их переписать?
Перевозчиков: Пока нет, но это ее личное и драгоценное. Та самая «пленка Кочаряна».
Высоцкий: Да, Лева Кочарян там появился, когда женился на Инне. У Кочаряна был отец – знаменитый эстрадный чтец, народный артист… А Лева снял единственный фильм «Один шанс из тысячи» и умер.
Перевозчиков: А сад «Эрмитаж» – это же рядом с Большим Каретным?
Высоцкий: Рядом. Сначала я ходил в этот сад, потом Вовка… А когда-то я там познакомился со знаменитой пловчихой Васильевой – любовницей Василия Сталина. А она в меня влюбилась. Так что я мог крупно погореть с этим Василием Сталиным. Ну, думаю, нет – и прекратил с этим.
Ну а ребята часто бывали в «Эрмитаже» – Акимыч, Володя, потом появился Кохановский. Гарик Кохановский – Васечек. Он же Володю предал по жизни, и предал очень здорово! Володя его исключил из своих друзей. Ты это знаешь?
Перевозчиков: Я знаю, что Кохановский исчез из жизни Высоцкого, но как и почему?
Высоцкий: Володя сам исключил его из своей жизни, потому что Кохановский начал хамить. Гарик же приставал ко всем Володиным женам и к Тане Иваненко – актрисе Театра на Таганке, и Володя однажды сказал: «Все, Васечек, ты мне больше не нужен».
Да, Валерка, вчера вышел журнал «Современная драматургия» – там пьеса Володарского. Я ее раньше читал – ужасная пьеса! Он там хамит и мне, и Нине Максимовне. И я ему сказал: «Ты – подонок!» – «Семен Владимирович, я же не знал, это мне так рассказали. Извините!». Он мне тогда сказал, что все переделает. А теперь люди говорят, что он все оставил как было. Если это так, то я этого подонка ославлю в прессе. Он когда-то пытался протянуть эту пьесу в театре – я протестовал категорически! Я тогда ему сказал: «Мой милый, если ты постоянно в запоях, то, хотя бы когда трезвый, пиши умные вещи». А то он там пишет, якобы Нине Максимовне приносят сапоги, и они ей не подходят… И я как будто говорю: «Давай мне, моей Дуньке (т. е. Евгении Степановне Высоцкой. – В.П.) все сойдет». Ну не идиот ли?!
И вот он мне говорит вчера: «Семен Владимирович, я вам честно говорю, что я все исправил… А я ему: «Ну смотри, а то я тебе покажу. И не посмотрю на весь твой авторитет». И еще я ему сказал, что горжусь тем, что честность, внутренняя культура – все это у Володи пошло от меня. И Володя сам говорил: «Это – от папы!».
Москва, на Кировской, 14 октября 1989 года
Данный текст является ознакомительным фрагментом.