когда был введен налог на землю в россии
Когда был введен налог на землю в россии
Многие дачники и деревенские жители задаются резонным вопросом: почему я должен платить налог за дом, который построил сам? Ведь я возвёл его на своём собственном участке, своими собственными руками и на свои деньги.
И это правильный вопрос, особенно когда налогом должны облагаться не только жилые дома, но и садовые постройки на фундаменте – бани, теплицы. И тем более этот вопрос актуален, когда мы уже платим налог на землю, на которой этот дом установлен. К слову, далеко не во всех странах участок и дом на нём раздельно облагаются налогом. Почему в России так происходит? На самом деле ответ на этот вопрос уходит своими корнями ещё к революции 1917 года. Разбираемся, что к чему.
Назад в СССР
Если у нас есть в собственности дачный дом и участок, то мы платим за него два налога. За землю – земельный налог, за дом – налог на недвижимое имущество. Это результат раздельного правового режима для земельных участков и любых других построек.
Истоки такого разделения уходят ещё к Октябрьской революции 1917 года. Именно тогда был принят декрет “О земле”, который полностью отменил право частной собственности на землю.
«Вся земля, по её отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.»
Земли отбирали у помещиков и передавали их крестьянам. Процесс конфискации земель на территории Европейской России завершился к январю 1918 года, а к весне закончилось их перераспределение между новыми землепользователями.
Частную собственность на земельные участки отменили, а вот с правовым регулированием построек на этих участках всё было не так однозначно. В ГК РСФСР 1922 года не было предусмотрено личной собственности на строения на земле, но зато появилось право застройки.
Сначала правом застройки обладали только местные власти, что полностью соответствовало идеологии коммунизма. Но после Гражданской войны страна была разорена, а сил и средств у государства не всегда хватало на строительство. Поэтому власти решили законодательно наделить граждан и кооперативы правом на застройку земельных участков.
Так, например, появилось Постановление СНК от 8 августа 1921 г. «О предоставлении кооперативным объединениям и отдельным гражданам права застройки городских участков».
Гражданам дали возможность застраивать те городские участки, «кои не могут быть в ближайшее время застроены средствами местных исполнительных комитетов».
Права собственности всё ещё не было ни на землю, ни на дома. Инструкция НКВД и НКЮ № 204/654, определяла право застройки как «вещное срочное право возводить строения на городских и внегородских землях, владеть, пользоваться и распоряжаться этими строениями, в пределах срока, предусмотренного договором застройки». Продолжительность срока для застройки постепенно менялась – она выросла с 12 до 65 лет.
Впрочем, это отнюдь не означало, что теперь любой человек мог сбегать на рынок за стройматериалами, и купить то, что он хочет. Обычно строительство даже при получении разрешения на застройку своими силами, проходило централизованно, под строгим контролем государства в лице местных властей, за их счет и по установленным стандартам и проектам.
Потом был принят ещё один документ – Постановление ВЦИК И СНК от 01.08.1932 “О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования”.
Так началась застройка поселков и городов силами заводов, фабрик, кооперативов.
Существовали ПСК – передвижные строительные колонны, которые застраивали целые города и поселки. Застройка даже деревянных домов проходила организованно и по типовым проектам.
Налоги на собственность…без собственности.
Несмотря на то, что частной собственности не было, земля принадлежала государству, а постройки вообще имели не совсем понятный статус, за всё это нужно было платить налоги. Например, существовало Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от 23.11.1930 “О налоге со строений и земельной ренте”.
В документе были перечислены налоговые ставки для разных видов строений, а также ставки и правила взимания земельной ренты с застроенных и незастроенных земель. Рента взималась как с городских, так и внегородских земель. С построек нужно было платить от 0,75% до 2% от их стоимости, а ставки ренты устанавливались в копейках за квадратный метр в зависимости от класса поселений и того, что именно было построено на данной земле. Ставки варьировались от 0,5 до 350 копеек за метр. Если с земель уже взималась арендная плата в пользу местных советов, то ренту платить было не нужно.
Были ли у кого-то крамольные мысли не платить налог? Наверняка нет, ведь все деньги шли на благое дело.
Налог взимался “в целях укрепления местных бюджетов, в частности для увеличения средств, направляемых на коммунальное, жилищное и социально-культурное строительство”, говорилось в документе. Иными словами смысл налогов состоял в том, что на эти деньги финансировалось всё последующее строительство.
С другой стороны, и за дом, и за участок взималась, своего рода, арендная плата с человека, поскольку и то, и другое принадлежало государству или было построено при его непосредственном участии.
От права застройки к личным домам
После Великой Отечественной войны перед государством встали новые цели и задачи. На жилищное строительство денег не было, как не было и свободных рабочих рук. Жители начали строить жильё “в порядке самодеятельности”. Поэтому власти пошли им на встречу и узаконили строительство силами граждан, хотя это и не слишком соответствовало идеологическим установкам коммунистической партии.
Поэтому вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. “О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов”
Новый закон был поистине революционным на тот момент. С его принятием появилось право личной собственности на построенный дом. Дом теперь можно было самому построить, продать, подарить.
“В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. “О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов”, в связи с которым право застройки было отменено, при совершении нотариальных действий и рассмотрении судебных дел следует исходить из того, что жилые дома, построенные гражданами до 26 августа 1948 г. по договорам застройки, независимо от истечения срока действия этих договоров должны быть признаны принадлежащими этим гражданам на праве личной собственности.
Письмо Минюста СССР от 05.05.1952 № П-49 “О жилых домах, построенных гражданами до 26 августа 1948 года по договорам застройки”
Результаты не заставили себя ждать. Всего лишь за четыре года в период с 1946-го по 1950 год в городах региона было построено 30 тысяч 752 дома, находившихся в личной собственности, общей жилой площадью 780,3 тыс. кв. м.
Законодатели всячески избегали термина “частная собственность” и заменили его “личной собственностью”.
Впрочем, учитывая законодательные нормы того времени, язык не поворачивался назвать такие постройки частной собственностью в полной мере.
Ограничений для владельца личного дома было полно. Предельный размер дома не должен был превышать 60 квадратных метров на человека. Была масса требований по высоте, размерам помещений, коммуникациям. К тому же допускалось принудительное безвозмездное изъятие дома, принадлежащего гражданину на праве личной собственности, и в административном порядке (ст. 107 ГК РСФСР).
Или вот другое, не менее драконовское правило: если в личной собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей окажется по основаниям, допускаемым законом, более одного жилого дома, собственник вправе по своему выбору оставить любой из этих домов, а другой дом обязан в течение года продать, подарить или произвести отчуждение иным способом.
Так или иначе, с юридической точки зрения именно в тот момент зародился уникальный правовой момент – при том, что земля, на которой стоял дом, принадлежала государству, сам дом, формально был уже в личной собственности гражданина.
А что было с налогами?
Тем временем налоги никуда не делись. Их по-прежнему собирали и с земли под домом, и с самого дома. И вот документ уже из позднего СССР: Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1981 “О местных налогах и сборах”.
Со строений взимали налог в размере 1% от инвентаризационной стоимости дома, а с земельных участков за квадратный метр в зависимости от класса населенных пунктов в следующих размерах: первый класс – 1,8 копейки, второй класс – 1,5, третий класс – 1,2, четвертый класс – 0,9, пятый класс – 0,6 и шестой класс – 0,4 копейки.
Впрочем, эти налоги многие не платили поскольку входили в группы лиц, с которых налог не взимался.
Например, от налога на постройки освобождались колхозы и те, кто платили сельскохозяйственный налог, герои соцтруда, пенсионеры и члены их семей, совместно с ними проживающие и другие лица. Земельный налог не платили за участки, находящиеся в сельскохозяйственном использовании, для сенокошения или для выпаса скота.
К слову, в новом законе уже не было фраз о том, с какими целями взимаются данные налоги и о том, что деньги пойдут на финансирование нового строительства. Многие граждане возводили индивидуальные дома полностью на свои средства, а уже не за счет государства, поэтому логика взимания данного налога уже потерялась.
Приватизация
Ситуация в таком виде просуществовала вплоть до распада СССР. Привычное нам право собственности впервые зародилось с принятием закона”О собственности в РСФСР” в 1990 году. Однако дома и участки продолжили “жить” отдельно друг от друга юридически.
В 90-х годах, когда принимался Гражданский кодекс, законодатели хотели сделать здания неделимым объектом с участком, как это реализовано в других странах. Например, в Германии дом считается улучшением земельного участка, и в зависимости от типа и размера постройки меняется общая налоговая ставка на этот объект имущества. Однако наши законотворцы в итоге отказались от этой затеи. На это повлияло слишком сильное коммунистическое лобби.
В итоге сегодня существует ситуация, при которой участком владеет один человек, а дом уже принадлежит другому. И эти люди могут быть даже не родственниками. Подобные дела суды разбирают до сих пор.
Позже власти всё же спохватились и прописали в Земельном кодексе так называемый ” принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов”.
«Все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Статья 1.5. Земельного кодекса РФ.»
Это принцип означает, что здание или другая постройка, расположенная на земельном участке, неразрывно с ним связана и, безусловно, не может существовать без земельного участка. Тем самым устанавливается, что в таком качестве эти объекты, составляющие единый земельно-имущественный комплекс, и должны участвовать в гражданском обороте. Теперь нельзя продать дом отдельно от участка, а участок от дома.
Впрочем, для налогообложения это ничего не изменило. Земельный налог продолжил своё отдельное существование от налога на недвижимость, а постройки и участки – это сегодня разные объекты и требуют отдельной постановки на кадастровый учет. И за оба действия отдельно сегодня придётся платить кадастровым инженерам.
Многие юристы считают такое разделение недостатком нашего законодательства. Оно регулярно приводит к спорам о том, является ли та или иная постройка на участке недвижимостью, и нужно ли платить за неё налог. Наличие капитального фундамента в данном случае – тоже сомнительный признак. До судов в итоге доходили дела, когда бревенчатый сруб признавали движимым имуществом, а асфальто-бетонное покрытие на участке недвижимостью.
Что будет потом?
Невероятно, но факт. В России действительно задумываются над тем, чтобы создать единый объект недвижимости, который бы объединял земельные участки и постройки на них. Такой революционный законопроект о поправках в Гражданский кодекс продвигало Минэкономразвития. Однако в прошлом году его решили отложить до 2022 года. Вероятно, и так слишком много поправок в сфере градостроительства в последнее время обрушилось на наши плечи.
Новые изменения слишком радикальны, чтобы вводить их быстро. К тому же, у многих граждан дачные дома с участками до сих пор вообще никак не зарегистрированы.
Поэтому не известно, достанут ли вообще нововведения из долгого ящика.
Часть II. Что такое земельный налог?
Земельный налог является одной из древнейших форм налогообложения и в том или ином виде известен практически всем государствам.
В настоящее время существуют две концептуально разные системы поземельного налогообложения. В таких странах как Канада, США и некоторых других действует принцип единого налога на недвижимость, которым облагаются здания, сооружения и земельные участки, на которых такие объекты расположены. Для России же характерна система раздельного налогообложения земельного участка и объектов на нем посредством земельного налога и налогов на имущество физических лиц и организаций, что обусловлено историческими предпосылками[1].
История земельного налога
В Древней Руси земля выступала основным объектом налогообложения и источником пополнения государственной казны. Первоначально отдельные домохозяйства с определенным количеством печей (отсюда и «налога на дым»), сельскохозяйственными инструментами и способностью обрабатывать то или иное количество земли (плуг) облагались данью.
Важно! Именно данный налог был главным источником дохода казны. Далее мы увидим, какой процент от дохода консолидированного бюджета РФ земельный налог составляет сейчас.
В XVI-XVII веках действовало посошное обложение. Посошная подать распространялась на отдельное хозяйство с земельным участком, условной единицей измерения которого была соха. Размер сохи зависел от качества земли, ее владельца и также мог отличаться в разы в зависимости от региона. В середине XVI века была произведена опись земель и платежеспособности населения, по итогам которой единицей налогообложения стала большая соха с нормированным размером[2]. Сама соха дробилась на чети (четверти), определенное пространство земли равное половине десятины (примерно 0,5 га)[3].
В 1649 году посошное обложение было заменено подворным, при котором подворной податью облагались огорожденные крестьянские и посадские дворы. Однако, русский мужик довольно быстро нашел выход из положения, применив первый механизм оптимизации налогообложения –родственники и просто соседи объединяли свои дворы единым забором. Один забор – один двор – один подворный земельный налог.
Российская Империя. При Петре I вместо подворной подати в 1724 году была введена подушная подать, существовавшая на протяжении 150-ти лет как личный прямой налог для мужчин определенных сословий независимо от возраста, величины дохода и имущества. Для определения круга налогоплательщиков была проведена перепись населения. В этот период поземельный налог потерял свою сущностную характеристику – связь с землей[4]. При Павле I в 1797 году размер подати все же стал дифференцироваться в зависимости от количественных и качественных характеристик земли, а также доходов ее владельцев[5], но всё еще сохранял «подушную» природу.
Конец XIX века ознаменовался масштабными государственными реформами, в том числе налоговыми. Так, подушная подать поэтапно отменялась (80-90ые гг. XIX века), формировалась система отдельного налогообложения городских и сельских земель.
В 1863 году в городах был введен всесословный государственный налог на городское недвижимое имущество, которым облагались городские земли и возведенные на них здания и строения, а с 1875 года начал действовать государственный поземельный налог, который выделился из государственного земского сбора и распространялся на земли за пределами городских поселений[6].
Первоначально ставки (оклады) налогов устанавливались по раскладочной системе, то есть Министерство финансов определяло необходимую для государственного бюджета сумму налога и «раскладывала» ее по губерниям. Губерния же сама определяла какую часть распределенного на неё налога с какой части губернии с учетом ценности земель взимать. Однако такая система не отражала постоянно изменяющуюся ценность земель, поэтому в начале XX века Министерство финансов перестало определять сумму налога и осуществлять раскладку по губерниями, ставки налогов стали определяться в процентах от их стоимости[7].
Советское время. Декрет о земле 1917 года отменил частную собственность на землю, а Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» 1919 года установило государственную и коллективную формы собственности. Поземельный налог был отменен, однако его роль вплоть до 1981 года выполняли такие платежи как сельскохозяйственный налог и земельная рента.
В 1923 году вместо прежних налогов был введен единый сельскохозяйственный налог, который взимался частично натурой и денежными средствами и рассчитывался в зависимости от количества едоков, скота и урожайности. С 1953 года сельскохозяйственный налог стал рассчитываться как самостоятельный налог по ставкам с одной сотой гектара площади земельного участка. В поселениях, согласно Указу Президиума ВС СССР от 10.04.1942 № 24 «О местных налогах и сборах», взималась земельная рента по ставкам за квадратный метр в зависимости от класса поселения (I класс — 18 коп., VI класс — 4 коп.).
Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1981 «О местных налогах и сборах» земельная рента была преобразована в земельный налог с более низкими ставками (I класс – 1,8 копеек, VI класс – 0,4 копейки). Впоследствии земельный налог регулировался Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». Размер налога устанавливался в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Соответственно, земельный налог является прямым местным имущественным налогом, то есть обязательным безвозмездным платежом, который уплачивается в местный бюджет физическими и юридическими лицами, имеющими земельные участки на соответствующей территории.
Регулирование налога сегодня.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает такие обязательные элементы налога как:
— предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления;
— налоговые льготы и порядок исчисления налога.
Законодательные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в свою очередь, определяют:
— конкретные налоговые ставки;
— особенности определения налоговой базы
— дополнительные налоговые льготы.
Чтобы упростить Вам поиск информации, мы подготовили ли для Вас удобный реестр: «Ставки земельного налога и льготы: по регионам РФ». Найти и скачать его можно на нашем сайте в разделе «Скачать».
Собираемость земельного налога в России.
Поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации с земельного налога по статистическим данным Федеральной налоговой службы составляют 182 млрд рублей за 2019 год и 40 млрд рублей за первый квартал 2020 года. При этом, большая часть из них приходится на долю организаций (139 млрд рублей и 37 млрд рублей соответственно)[8].
Помните, в начале статьи мы писали, что в Древней Руси земельный налог был основным источником дохода казны? Сегодня земельный налог составляет менее 2% от доходной части консолидированных бюджетов РФ…
В завершении. Согласно принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, земельные участки и здания в гражданском обороте рассматриваются как единый объект, однако в настоящее время они облагаются тремя отдельными налогами: земельным налогом, налогом на имущество физических лиц и налогом на имущество организаций. Несмотря на то, что в первоначальной редакции НК РФ 1998 года был единый налог на недвижимость и предпринимались попытки его реализации как эксперимент в Новгороде и Твери, законодатель отказался от этой концепции, а земельный налог продолжает существовать как самостоятельный налог[9].
По мнению многих цивилистов мы постепенно тоже переходим к пониманию недвижимости, как земельного участка и всего, что на нем расположено и неразрывно связано. Принцип единства судьбы уже потихоньку проникает в гражданское законодательство. Правда, очень медленно. Но когда это произойдёт, надеемся, что и земельный налог останется единственным налогом на недвижимость.
Земельный налог
Как оплатить налог на землю: срок уплаты, процентная ставка, льготы
Земельный налог в 2017 году
Земельный налог — это деньги, которые нужно платить государству каждый год за то, что у вас есть участок земли. Налог платит тот, на кого земля оформлена в собственность, у кого земля в бессрочном пользовании или пожизненном владении. Даже если у вас есть ИП, то земельный налог вы платите как обычное физическое лицо.
Налог платят за земельные участки, которые находятся в пределах городов, поселков и деревень — муниципальных образований.
Не платят налог за земли:
Земельный налог — это местный налог, который нужно платить в казну вашего региона. За какой участок и как платить, какие есть ставки, сроки и льготы — устанавливает местная власть.
На сайте Налоговой инспекции есть налоговый калькулятор, в котором можно рассчитать стоимость земельного налога в 2017 году. Введите кадастровый номер или площадь и адрес вашего участка, чтобы калькулятор показал ставку в вашем регионе и посчитал сумму налога. Сумму налога рассчитывают из кадастровой стоимости участка. Кадастровая стоимость участка определяется законом в каждом регионе РФ.
Какая ставка у земельного налога?
Размер ставки земельного налога устанавливают и закрепляют в местных законах вашего региона.
Если в регионе не установили местные ставки на налог, то будут действовать ставки, определенные в статье 394 Налогового кодекса РФ:
В каждом регионе власти могут устанавливать льготные ставки на определенные категории земель.
Какие льготы есть на налог на землю?
На земельный налог есть федеральные и местные льготы.
По федеральным льготам от уплаты земельного налога освобождаются коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, чтобы сохранять и развивать традиционный образ жизни и промысел в этих землях.
Если вы ликвидатор чернобыльской аварии, ветеран войны, герой СССР или РФ, инвалид первой или второй группы, многодетная семья или пенсионер, то у вас есть право на льготы по налогу. На сайте Налоговой инспекции можете узнать, какие бывают льготы и ставки на земельный налог.
Льготные ставки по земельному налогу на сайте ФНС
Если вы попадаете в категорию льготников, то скачайте и заполните заявление, отнесите его в налоговую по месту прописки. Льготы учтут, и в следующем году вы заплатите за земельный налог меньше.
В какой срок надо уплатить налог?
Заплатить земельный налог за 2015 год нужно до 1 декабря 2017.
Налоговая инспекция рассылает всем владельцам земель заказные письма с уведомлением и платежкой не позднее, чем за 30 дней до крайнего срока уплаты налога. В налоговом уведомлении указывают сумму налога, объект налогообложения, налоговую базу, а также срок уплаты налога. Если 1 ноября вы не получили письмо с уведомлением о налоге, то обратитесь в вашу инспекцию или проверьте налоги в личном кабинете на сайте ФНС самостоятельно.
Заплатить налог вы можете в отделении банка, в интернете через личный кабинет банка или на сайте госуслуг. На сайте Налоговой инспекции можете проверить начисление налога, не дожидаясь письма или крайнего срока.