когда отменили справку счет на автомобиль в россии
Виноват криминальный бизнес или государству сложно контролировать? Почему счет-справки хотят отменить
Наступивший 2021 год сразу же стал богат на события в автомобильной сфере: сначала транспортный налог вместо госпошлины, а в январе предлагали изменить президентский указ, регулирующий куплю-продажу транспортных средств. Основное предлагаемое чиновниками новшество – отмена счет-справок. Автобизнес разбирался, что привело к такому шагу.
В принципе в самой счет-справке ничего плохого нет, это лишь инструмент при сделках с автомобилями, в которых одной из сторон является комиссионный магазин или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по продаже «бэушки». Однако со временем этот документ стал частым предметом в совершении «серых» схем, при которых фактический продавец автомобиля не фигурировал, а его подменял некий ИП или фирма, эту счет-справку выдававшие.
То есть на практике часто счет-справками прикрывались сделки между физлицами, что впоследствии создавало огромные проблемы тем, кто приобрел транспортные средства таким способом. Указом №504 реализация счет-справок как отдельный вид деятельности запрещена, общее количество израсходованных счет-справок должно соответствовать количеству проданных организацией автомобилей. Это по закону, но…
Контролировать не могут?
Яркий пример того, как счет-справки использовались в нарушение закона, следует из расследования Автобизнеса, посвященного деятельности ЧТПУП «ТаможСервисСнаб».
Все части нашего расследования:
Вдумайтесь: в 2014-2018 годах эта контора заказала и получила от налоговой инспекции около 177.000 бланков счет-справок для оформления сделок по комиссионной продаже автомобилей. Бланки были израсходованы, из чего следовало, что ЧТПУП «ТаможСервисСнаб» в год «продавало» более 44.000 автомобилей, то есть больше 122 в день. Это невозможно для организации, в которой официально по штату “директор и печать”. При этом на счетах конторы было ровно «ноль рублей ноль копеек», а само местонахождение фирмы не смогли установить ни налоговики с судебными исполнителями, ни журналисты Автобизнеса, так как по месту регистрации, которым на тот момент значилась территория некоего промышленного предприятия, о фирме никто не слышал.
Думаете, кого-нибудь за этот беспредел привлекли к ответственности? Нет. А налоговая инспекция не могла поинтересоваться, куда эти справки делись? Ведь бланк счет-справки – документ строгой отчетности, каждый израсходованный бланк должен соответствовать продаже одного автомобиля. Однако контора продолжала работать без проблем.
Директор фирмы впоследствии, давая показания в Департаменте финансовых расследований, сказал, что печати и документы фирмы, включая счет-справки, у него украли из автомашины, когда он был на территории России. И все. После этого он же открыл фирму с другим названием по официальному месту регистрации – «Здание кормоцеха в поточной линии №16», с теми же телефонными номерами, что и у предшественника, и продолжил продавать счет-справки с подписями и печатями в нарушение закона. По этому адресу, их, кстати, также не оказалось.
Одно из мест регистрации ЧТПУП «ТаможСервисСнаб»
А белорусские суды такие «документы» стали признавать ничтожными, сделки с использованием выданных ЧТПУП «ТаможСервисСнаб» (и других им подобных фирм) справок отменять, в результате чего многие автовладельцы лишились своих автомобилей.
Стало понятно, что государство просто не в состоянии контролировать деятельность контор, которые получают и используют счет-справки в «серых» схемах, – нужно было что-то с этим «счастьем» делать. По всей видимости, теперь чиновники настроены более решительно.
Счет-справки как помощь криминальному бизнесу
Мы разобрали документ, который составлен в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Он в том числе обосновывает отмену счет-справок.
В нем ведомство приходит к выводу, что «существующий порядок отчуждения транспортных средств, в том числе принятых по договору комиссии, достаточно урегулирован». Однако анализ преступлений говорит о том, что «участились случаи сбыта транспортных средств с поддельными регистрационными документами», а машина “фактически продается покупателю неустановленным лицом, которое предложило выкупить автомобиль за наличные денежные средства без лишнего документооборота”. Чтобы хоть как-то легализовать сделку, оформляется счет-справка.
Однако “во время регистрации приобретенного транспортного средства выясняется, что транспортное средство было похищено, а документы на него поддельные. Подобная практика позволяет таким псевдопродавцам оставаться в «тени». Кроме того, комиссионерами совершаются недобросовестные действия в отношении комитентов при продаже транспортных средств, когда деньги за проданные машины комиссионером комитенту не передаются вовсе либо передается лишь часть суммы», – считают в МАРТ.
В частности, в 2018 году в МАРТ из Администрации Президента РБ на рассмотрение было направлено коллективное обращение Трепаловой Г.В. и других граждан (30 заявителей), в котором содержалась информация о незаконных схемах работы отдельных комиссионных магазинов (по принципу финансовой пирамиды): сотрудники комиссионных магазинов принимали у граждан автомобили и продавали их третьим лицам, владельцам денежные средства не передавались вовсе либо они получали лишь часть суммы. По данным случаям возбуждены уголовные дела в отношении сотрудников комиссионных магазинов по ч.4 ст.209 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере».
Как отметили в антимонопольном ведомстве, ни в Российской Федерации, ни в Казахстане, ни в других странах ближнего зарубежья счет-справки при купле-продаже не используются. В целом, как считают в МАРТ, предлагаемые изменения не окажут негативного влияния на развитие конкуренции, поскольку они устанавливают равные требования ко всем участникам рынка розничной торговли автомобилями.
Введение исключительно безналичного расчета во время сделок с комиссионными автомагазинами и индивидуальными предпринимателями стало еще одним «сюрпризом», подготовленным законодателями. Такие меры, по их мнению, позволят обеспечить «прозрачность расчетов при продаже транспортных средств и защитить законные права продавцов и покупателей». Еще один момент – безнал, по мнению чиновников, станет преградой для сбыта машин с криминальным прошлым.
Наш вердикт
По информации Министерства финансов, субъектам хозяйствования реализовано бланков счетов-справок: в 2019 году – 236.957 штук (236.957 х 8,7 руб. (стоимость бланка) = 2.061.525,9 руб.), за 9 месяцев 2020-го – 157.337 штук (1.368.831,9 руб.).
Однако не стоит забывать, что основной причиной неправомерного использования счет-справок были не столько «серые» схемы, сколько банальная лень, когда человек хотел составлением одной «бумажки» быстро купить или продать автомобиль, без очередей в ГАИ и других бюрократических формальностей.
А как считаете вы, нужно ли отменять счет-справки и как это отразится на «чистоте» сделок?
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.
Ни справок, ни счетов
Меньше года осталось до момента, когда из лексикона автолюбителей исчезнет слово «справка-счет». Как предусмотрено постановлением Правительства РФ от 26 июля 2008 г. N 562 (опубликованным в «Российской газете» от 30 июля 2008 г.), начиная с 31 июля 2009 г. правительственное постановление о регистрации автомототранспортных средств попросту не будет содержать такового понятия.
Автомобильная общественность настолько привыкла к справкам-счетам, что перестала даже задумываться о сути этих странных бумажек. Между тем справка-счет не является чем-либо, что можно охарактеризовать в качестве документа, определенного действующим законодательством. Во-первых, справки-счета не являются документами, подтверждающими наличие права собственности: перечень таких документов определяется Гражданским кодексом РФ, а в кодексе ничего о справках-счетах не говорится. Во-вторых, справки-счета не являются документами, «необходимыми для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении» (подобным образом трактует справки-счета Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711): согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Иными словами, в целях допуска справка-счет должна выдаваться после регистрации транспортного средства. Причем выдавать справки-счета, как следует из текста закона, должны органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств. В таком случае указ N 711 и закон находились бы в полной гармонии. Неясно, впрочем, для каких практических целей могли бы использоваться в дорожном движении те справки-счета. Но можно предположить, что в такой справке подсчитывались бы штрафные баллы, полученные водителем за нарушение Правил дорожного движения. Т.е. справка-счет выступала бы в качестве штрафного талона.
О том, что само существование справок-счетов является прямым вызовом действующему законодательству, «Российская газета» уже писала (выпуск от 26 октября 2005 г.). Говорилось, в частности, что в противоречие с законом вступает не только использование справки-счета в качестве квазидоговора купли-продажи, но и возникший параллельно «бизнес» по составлению справок-счетов. Ведь изначально справки-счета были рассчитаны на выдачу организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу транспортных средств. (Но вот как раз эти лица без справок-счетов замечательно обходятся, заключая с покупателями нормальные договоры купли-продажи.) Однако выдачей справок-счетов стали с успехом заниматься непонятные конторы, именующие себя «комиссионными автомагазинами». Эти конторы выписывают справки-счета при продаже автомобиля одним физическим лицом другому физическому лицу, тем самым удостоверяя наличие сделки между продавцом и покупателем (дополнительно в паспорте транспортного средства свидетельствуя подлинность подписей). В итоге оказывается, что справка-счет выписана не продавцом машины (что противоречит самой концепции выдачи справок-счетов), да к тому же при этом нарушено законодательство о нотариате (поскольку удостоверять сделки и свидетельствовать подлинность подписей могут только нотариусы).
Постановление Правительства РФ N 562 безусловно устанавливает порядок в данной сфере, прекращая сомнительный «бизнес». Вопрос вызывает только длительная отсрочка, предоставленная органам ГИБДД для использования справок-счетов. Вероятно, правительство не сильно надеется, что МВД сумеет внести изменения в свои приказы в срок менее года. А может быть, правительство предоставило МВД возможность реализовать запасы уже напечатанных бланков справок-счетов. Первый вариант, очевидно, должен свидетельствовать о степени бюрократизма в МВД, если уж для исключения нескольких слов из пары приказов требуются двенадцать календарных месяцев. Второй вариант выглядит еще более оригинально.
К слову, Генеральная прокуратура РФ никак не отреагировала на прошлую публикацию в «Российской газете» о справках-счетах. Наверное, ждет персонального запроса.
В любом случае ближайший год для справок-счетов будет последним. Но не исключено, что за этот период выяснится все же, чем именно являлись эти странные бумажки, и что собою представлял расцветший вокруг них «бизнес».
Новое в регистрации автомобилей: справку-счет отменили
7 августа вступило в силу Постановление Правительства РФ (№562 от 26.07.2008), согласно которому с 31 июля 2009 года для регистрации машины в ГИБДД не нужно будет предъявлять справку-счет. «Право собственности на транспортное средство может быть приобрете
7 августа вступило в силу Постановление правительства РФ (№562 от 26.07.2008), согласно которому с 31 июля 2009 года для регистрации машины в ГИБДД не нужно будет предъявлять справку-счет. «Право собственности на транспортное средство может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества», – гласят новые правила.
Заметим, что справки-счета относятся к разряду спецпродукции и закупаются за счет регионального бюджета. Данный документ выдает юридическое лицо, и, по сути, справка-счет является обыкновенным чеком. Юридически она равноценна договору купли-продажи, который граждане могут составить в простой письменной форме. В связи с этим на федеральном уровне и было принято решение об отмене справок-счетов.
Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ физические лица также вправе передать собственность (чем по сути и является автомобиль) в пользование другого лица и на основании устной договоренности, а уже в этом случае без справки-счета сложно доказать факт осуществления сделки.
«Действительно, по существующему законодательству гражданин может заключить сделку на основании устной договоренности, но при этом сумма сделки не должна превышать 10 тысяч рублей. При продаже автомобиля в любом случае необходимо составлять договор, согласно которому можно будет защитить права продавца и покупателя при возникновении спорных ситуаций, – объясняет директор юридической фирмы «ЛЕКС» Евгений Коротовский. – По закону справки-счета вправе выписывать специальные организации, которые занимаются продажей автомобилей. Фактически же в такие фирмы приходят продавец и покупатель и за определенную сумму оформляют документ, а это уже считается возмездным оказанием услуги. Возможно, в целях исключения данной правовой коллизии и было принято решение отменить справку-счет».
В Госавтоинспекции подчеркивают, что до вступления в силу данного постановления при регистрации автомобиля в ГИБДД все же необходимо предъявлять справку-счет. «Упростит ли данное постановление процедуру регистрации транспортных средств – пока сказать сложно. Однако я считаю, что справка-счет не является лишним документом, ведь она подтверждает факт приобретения или продажи автотранспорта и выписывается на основании договора купли-продажи», – говорит заместитель начальника пресс-службы УГИБДД по Челябинской области Андрей Смирнов.
Напоминаем перечень документов, необходимых для предъявления в ГИБДД при регистрации транспортного средства, действующий до 31 июля 2009 года:
паспорт транспортного средства, в том числе документ, выданный таможней при ввозе автотранспорта на территорию РФ;
справка-счет или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство;
заявление (заполняется по месту регистрации);
квитанции об уплате установленных налогов и сборов;
полис ОСАГО собственника автомобиля.
Помимо этого при регистрации должен присутствовать сам автомобиль (желательно чистый), а водитель обязан предоставить инспектору регистрационные знаки транспортного средства или «транзит».
Счет-справка: что нужно знать покупателю автомобиля
Продавец автомобиля предложил оформить куплю-продажу счетом-справкой. Всегда ли можно это сделать? Какие могут быть последствия? На что обратить внимание?
Кто вправе продать автомобиль по счету-справке
Обратите внимание!
Счет-справка не может заменить договор купли-продажи автомобиля между физлицами (не ИП) и не является альтернативой регистрации такого договора в ГАИ .
Чтобы проверить, зарегистрирован ли продавец в качестве юрлица (ИП), вы можете запросить у него свидетельство о госрегистрации в Едином государственном регистре юрлиц и ИП. Выяснить это можно и самостоятельно на сайте ЕГР, зная наименование (ФИО) лица.
На заметку
Подтверждением того, что лицо действительно занимается деятельностью по продаже транспортных средств, может быть наличие специализированного магазина (салона), где размещаются автомобили и где покупатель может их осмотреть.
Пример
Вы хотите купить автомобиль у Белова И.И., который является его собственником. Сегодня воскресенье и ГАИ не работает. Белов И.И. предлагает оформить сделку счетом-справкой.
Следует понимать, что Белов И.И., не являясь ИП или представителем юрлица, сам выписать счет-справку не может. Если вы найдете, например, в интернете, юрлицо (ИП), которое готово подъехать в любое место и оформить вашу сделку счетом-справкой, рекомендуем учитывать следующее:
— юрлицо (ИП) в данном случае оказывает отдельную услугу по оформлению счета-справки, что запрещено законодательством . Для вас это повод задуматься о надежности продавца;
— сделку вы заключаете не с собственником, а с лицом, которое выписало счет-справку. При наличии каких-либо претензий предъявить их бывшему собственнику вы не сможете. Их придется заявлять лицу, которое оформило счет-справку .
Какой автомобиль можно продать по счету-справке
Юрлицо (ИП) может продавать по счету-справке новые автомобили (из салона) или автомобили с пробегом, т.е. б/у.
Перед покупкой автомобиля с пробегом проверьте, является ли юрлицо (ИП) собственником машины. Право собственности продавца подтверждает договор купли-продажи, заключенный с предыдущим собственником.
На заметку
Если юрлицо (ИП) купило машину у физлица (не ИП), то на договоре должна стоять отметка о его регистрации в ГАИ .
Когда юрлицо (ИП) выступает как посредник, попросите у него копию документа, подтверждающего заключение договора комиссии с собственником. Этот документ свидетельствует о том, что собственник действительно хочет продать свой автомобиль.
На заметку
Вместо договора комиссии может быть оформлена накладная или другой документ, в котором должны содержаться в т.ч. :
— его номер и дата;
— сведения о посреднике (наименование (ФИО), место нахождения, телефон магазина);
— сведения о собственнике (ФИО, данные паспорта);
— наименование автомобиля, степень его износа и недостатки;
— наличие гарантийного документа на автомобиль;
— цена автомобиля и размер вознаграждения посредника;
— условия об уценке, уведомлении собственника о продаже, расчетах между собственником и посредником.
Пример
Иванов И.И. предлагает купить вам машину, которая принадлежит его дяде — Сидоренко И.И. При этом поясняет, что дядя сейчас находится в США, в связи с чем попросил своего племянника заняться продажей. У Иванова И.И. нет доверенности либо другого документа, который дает ему право продавать эту машину. Иванов И.И. предлагает оформить сделку счетом-справкой, которую может выписать «его человек».
Такая ситуация вызывает определенные вопросы. Иванов И.И. не является ИП или представителем юрлица, которое занимается продажей машин, и сам выписать счет-справку не может. Любое лицо, которое предложит свои услуги по оформлению счета-справки, должно иметь договор комиссии с собственником — Сидоренко И.И. Если Сидоренко И.И. заключил такой договор и передал свой автомобиль на реализацию посреднику, то нелогично, что поиском покупателя занимается племянник. Ведь продажа автомобиля — это то, чем должен заниматься посредник — юрлицо (ИП) и именно за эти услуги он получает комиссионное вознаграждение.
Кроме того, если собственник продает машину через комиссионный магазин (ИП), то и деньги нужно передавать именно им. Оснований для передачи денежных средств племяннику нет.
Дополнительно рекомендуем проверить, не находится ли автомобиль в розыске. Информацию о разыскиваемых транспортных средствах на территории Беларуси можно получить на сайте МВД, на территории России — на сайте Госавтоинспекции.
Обратите внимание!
Если у собственника машину украли, то он в любом случае может потребовать ее возврата. Вы обязаны будете вернуть автомобиль, даже если не знали о краже и добросовестно его приобрели у посредника .
Машина может также находиться в залоге. Чтобы это проверить, обратитесь к специализированному реестру. Услуга — платная. В России также ведется реестр заложенного имущества.
Обратите внимание!
Если вы купите автомобиль, находящийся в залоге, то его могут забрать за долги бывшего собственника. Причиненные вам убытки придется взыскивать с продавца .
Когда продавец не вправе выписать счет-справку
Обратите внимание!
Если сделку признают недействительной, автомобиль придется вернуть, а чтобы забрать деньги — встать в очередь из кредиторов .
В связи с этим не рекомендуем покупать автомобиль у юрлица (ИП), которое находится в процессе банкротстве или ликвидации. Проверить это можно на сайте ЕГР, указав наименование (ФИО) продавца. Проверка бесплатная.
Кто от имени продавца подписывает счет-справку
Если продавец — юрлицо, то счет-справку может подписать его директор либо иное уполномоченное лицо. При этом директор действует без доверенности. То, что лицо является директором, подтверждают приказ о его назначении, заключенный с ним контракт.
— выдана ли она продавцом, а не другим юрлицом;
— соответствуют ли паспортные данные представителя юрлица тем, что указаны в доверенности;
— предусмотрено ли право подписывать счета-справки;
— не истек ли ее срок.
На заметку
Максимальный срок действия доверенности — три года. Если он не указан, доверенность действует 1 год со дня ее выдачи .
ИП, как правило, сам подписывает счет-справку. В этом случае рекомендуем сверить паспортные данные и фото со свидетельством о госрегистрации.
Обратите внимание!
Если счет-справку подписало лицо, у которого не было на это права, то автомобиль у вас могут забрать, а уплаченные деньги придется требовать у этого лица .
Что еще следует учитывать при покупке автомобиля по счету-справке
На заметку
Продавец не вправе отказать вам в представлении акта проверки и оценки технического состояния автомобиля . Такой отказ — повод задуматься о надежности продавца.
При постановке автомобиля на учет в ГАИ могут выявить :
— изменение номеров, нанесенных изготовителем;
— нахождение автомобиля в розыске;
— недействительность документов и т.д.
Обратите внимание!
Если автомобиль находится в залоге — это не помешает поставить его на учет. Залог не регистрируется в ГАИ.
Учитывая рассмотренные риски, надежнее заключать договор с собственником напрямую. Если у вас такая возможность есть, рекомендуем ею воспользоваться.
Поговорим о транспортном налоге
Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.
Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем – семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?
Налоговые нормы
Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О [1] ).
Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога [2] ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения [3] ).
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.
С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.
Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.
В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.
Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.
В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.
Судебная практика
Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).
Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013 [4] ).
Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.
С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.
Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).
Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)
Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [5] (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 [7] и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.
Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:
Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.
Пример – Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя – бывшего владельца транспортного средства.
Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.
Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.
Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.
В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны, в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца). В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели – новые владельцы ТС, ведь продавцы – бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.
Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.
Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны – вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).
[1] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.
[2] Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.
[3] Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.
[4] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.
[5] Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.
[6] Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.
[7] Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».