когда придумали авторское право
Авторское право: История появления и принцип действия
Директор центра поддержки бизнес-инициатив «Стартап» Роман Янковский написал для ЦП колонку, в которой простым языком описал историю возникновения и принципы работы авторского права.
Как появилось авторское право
В Греции, в Римской империи, в средневековой Европе не было никаких проблем с тем, что сейчас называется «интеллектуальной собственностью». Картины писали месяцами, обычно на стенах (фрески, мозаика). Книги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и настолько закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы определить тираж своих работ. Впрочем, авторы книг того времени обычно умирали мученической смертью и не оставляли после себя наследников. Так что проблема продаж никого особенно не волновала.
Ситуация изменилась, как только появилось первое тиражное искусство — я имею в виду литературу и печатный станок. Книгопечатание породило пиратство. Поначалу с явлением боролись стандартными методами из средневековой цензуры (все книги и так проходили еретик-контроль). Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали совершенно новую концепцию авторских прав.
В чем заключалась новизна? Дело в том, что римское (и последующее средневековое) право работало только с материальными вещами. Скажем, если должник не возвращает раба («говорящее орудие»), нужно было предъявить вполне конкретный иск к тогдашнему «мировому судье» — претору. Если кто-то мешает вам пользоваться имуществом (скажем, заблокировал ворота повозкой), на это есть другой иск. И так далее.
Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный текст книги? Ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий. Так появилась концепция «авторских прав», которые принадлежат создателю произведения. А объект авторских прав назвали «интеллектуальной собственностью», противопоставляя ее традиционным вещам (деньгам, недвижимости, животным, рабам и так далее).
Концепция авторских прав
Согласно концепции, автор произведения имеет целый «пучок» прав на него. Во-первых, права на его коммерческое использование (продажу, исполнение за деньги, словом, любое получение прибыли). Даже некоммерческое использование в ряде случаев должно согласовываться с автором. Например, формально нельзя ставить в кафе музыку, не выплачивая автору отчислений (вот что значит надпись «только для домашнего прослушивания / просмотра»).
Во-вторых, автор имеет «личные», неотчуждаемые права на свое произведение, которые принадлежат только ему. Автор сохраняет их, даже если передал свое произведение для продажи издательству, студии и так далее. О каких правах идет речь? В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом) — произведение нельзя приписывать никому, кроме автора. Также речь идет о защите произведения: издатель не может, скажем, изменить имена героев романа без согласия с автором.
Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции. Впоследствии сроки неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но принцип глобально остался тем же. Так что законодательство об интеллектуальной собственности и, в частности, авторское право во всем мире более-менее единообразное. В России оно применяется в рамках IV части Гражданского кодекса.
Вернемся к концепции авторских прав. С одной стороны, такой подход — авторское право возникает у автора и только он имеет право им пользоваться — самый простой из возможных. Авторам просто дали юридическое право на свои произведения, признали, что право может быть не только на материальные объекты, но и на слово, изображения, музыку. Впоследствии к объектам авторских прав добавились и другие: гарнитуры шрифтов, крой одежды, 3D-модели и так далее, но принцип остался тот же: у автора есть права извлекать прибыль и этим правом может распоряжаться только он.
С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Ведь авторские права согласно концепции появляются в момент создания произведения. Они нигде не регистрируются, нигде не фиксируются автором. Значит, на практике автором будет тот, у кого произведение появилось раньше: в случае спора права передадут ему. Из-за этого авторы вынуждены идти на ухищрения, чтобы подтвердить свое первенство на случай спора.
Доказывание первенства
Конечно, самый простой способ обеспечить свое авторство — опубликовать работу под своим именем. Статья в журнале, запись в блоге имеют независимый «показатель времени публикации». Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «костылей», чтобы привязать произведение к дате.
Во-первых, определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Книгу отправляли себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент.
Другой вариант датировать документ — нотариус. Он не удостоверяет авторство, да и дату, в общем, не гарантирует. Основная задача нотариуса — устанавливать тождественность документов, подписей и так далее. Однако при заверении, скажем, подписи нотариус ставит дату. Соответственно, можно попросить его заверить подпись на фотографии — и нотариус проставит рядом печать и дату заверения.
Более серьезный вариант — депонирование, то есть ответственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотариуса (дороже), а также у ряда негосударственных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешевле). В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хранении (скажем, в Российском авторском обществе). Конечно, это не государственный орган, но суды доверяют таким бумагам.
Содержание произведения
Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом. То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам. Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.
При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии. Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» — однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось). Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.
Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени». Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники). А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.
Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки. Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами. В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).
Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее. Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права — права авторства и праву на защиту от искажений. Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.
Смежные права
Года 3-4 назад «ВКонтакте» стала блокировать музыку по запросу правообладателей. Помню бугурт, который с этим был связан. Люди бойкотировали Лазарева, кидали друг другу возмущенные демотиваторы и все такое. Так вот, успехом пользовались скриншоты, на которых были изъятые «по требованию правообладателей» треки «пение соловья» или «Реквием» Моцарта.
Однако ничего удивительного здесь нет. Авторские права могут возникать не только у авторов. Эти права называются смежными («смежные с авторскими») и имеют совершенно ту же природу.
Скажем, произведения Моцарта давно в общественном достоянии. Но ведь Моцарт написал только ноты. Исполнение музыки сильно отличается от состава оркестров, условий записи, инструментов и так далее. Согласитесь, оркестр, записав Моцарта, имеет моральное право потребовать вознаграждения. Это и есть смежное право исполнителя.
Другое смежное право, которое тоже часто встречается — право транслятора. Скажем, радиостанция имеет право на защиту трансляции, даже скомпилированной из сетов отдельных музыкантов. И «Рекорд», например, может потребовать убрать свои сеты с вашего сайта, даже если авторы треков не против.
Защита прав
Концепция авторских прав практически не включает государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетворять требованиям, нужно лишь доказать первенство. Однако авторское право — это право конфликтов. Оно не нужно в «спокойном» состоянии, когда авторские права никто не нарушает. Оно нужно в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.
Точно так же и с интеллектуальной собственностью. Авторское право — это абстрактное право на жилище. А вот штампа прописки оно не дает. Без конкретной прописки в случае спора вам нужно доказывать свое право на часть помещения, а с пропиской все легко: один раз поставил и можешь не беспокоиться.
Из-за этого всего защита авторских прав — долгое и кропотливое дело. Мейджор-лейблы, кинокомпании и подобные гиганты берут судебную и прочую волокиту на себя. Но как быть исполнителям, которые сами хотят зарабатывать на своих произведениях? Они могут обратиться в фирмы, занимающиеся «защитой прав», в организации, борющиеся за копирайт. Эти структуры зарабатывают «доением» пиратов исками и штрафами, а музыканты получают с этого определенный процент. Правда, случается и «friendly fire» — например, когда копирайт-головорезы группы Deep Purple засудили саму группу за концерт в Ростове-на-Дону. И юридически, кстати, были совершенно правы.
В общем, авторские права — самый очевидный способ оформления интеллектуальной собственности без участия государства. Однако он неудобен на практике и неприменим для интеллектуальной собственности, основанной не на форме, а на содержании. Я имею в виду изобретения (патенты), о них в следующем выпуске.
P. S. Какие темы вам еще интересны? Напишите в комментарии, и я обязательно про них расскажу.
Авторское право: интересные факты
В современном мире все больше внимания уделяется защите авторских прав. При этом история авторского права началась достаточно давно и содержит много интересных фактов. Вот некоторые из них.
1. Закон об авторском праве появился впервые в Англии в 1710 году. Он назывался «Статут королевы Анны». Согласно этому закону автор получал право на охрану опубликованного произведения. В частности, закон запрещал тиражировать произведение без согласия его автора в течение 14 лет. По закону автор также имел право продлить этот срок еще на 14 лет.
2. Бернская конвенция 1886 года является ключевым международным соглашением в области авторского права. Последние изменения вносились в нее в 1979 году. Таким образом, уже более 35 лет Бернская конвенция действует без изменений.
3. Многим известен знак копирайта или знак охраны авторского права — ©. Он впервые был опубликован во Всемирной конвенции об авторском праве, которую также называют Женевской конвенцией в 1952 году. Именно в этом документе было предложено использовать © для защиты произведений от незаконного использования, а сам знак предлагалось печатать на каждом экземпляре книги. Таким образом, каждый автор получал возможность защитить свое произведение без лишних формальностей.
На заметку
В настоящий момент главной целью знака © является информирование аудитории о том, что исключительные права на произведение принадлежат тому или иному лицу.
Однако далеко не все знают, что в 2000-х годах появились новый термин «копилефт» и соответствующий знак. Копилефт изображается как перевернутый влево знак копирайта и гарантирует свободу действий. Он возник в противовес знаку © для расширения прав и свобод на тиражирование произведений. Другими словами, каждый пользователь вправе изменять и распространять исходное произведение, обозначенное знаком копилефт, без получения разрешения автора.
4. Чтобы было проще доказать факт плагиата, авторы произведений использовали и используют так называемые копирайтные ловушки. Их суть заключается во включении маленького фрагмента ложной информации, как правило, в карты, энциклопедии, словари и подобные справочные издания. Ведь пойманный нарушитель вряд ли сможет объяснить присутствие ложной записи в своих творениях. При этом для таких ложных фактов на практике придуманы названия. В частности, фиктивные записи на картах могут называться фантомными поселениями, улицами-ловушками, бумажными городами, причудами картографа и пр.
5. В истории есть случай, когда исключительное право на фото произведения искусства было получено по причине финансирования его реставрации. Так, компания Nippon TV получила эксклюзивные права на фотографирование и видеозапись отреставрированных фресок Микеланджело в Сикстинской капелле (реставрация проводилась с 1980 по 1994 год).
На заметку
В настоящий момент срок действия авторских прав истек, но в Ватикане решили продлить запрет на съемку, объяснив это тем, что вспышки фотоаппаратов оказывают негативное влияние на фрески.
6. В России исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Но если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.
На заметку
Исключительное право на произведение означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение.
В Беларуси исключительное право на произведение действует, как правило, в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. Какая-либо оговорка о продлении этого срока в связи с созданием произведения в период Великой Отечественной войны отсутствует.
7. Подсветка Эйфелевой башни в Париже — работа современного художника, охраняемая авторским правом. Любой, кто хочет сфотографировать башню после наступления темноты и использовать ее снимки в коммерческих целях, должен получить соответствующее разрешение. Дневные снимки можно делать без ограничений.
8. В Германии фотосъемка блюд в ресторанах и их распространение без получения предварительного разрешения являются нарушением авторских прав шеф-повара. Тщательно приготовленные и сервированные блюда в ресторанах рассматриваются как произведения искусства.
Вместе с тем запрет на фотографирование может распространятся и на совершенно обычные блюда. Это возможно при условии того, что владелец заведения разместил соответствующие уведомления о запрете фотографирования блюд.
История авторского права: от «Илиады» до GNU и Linux
За что авторы благодарны английской королеве и почему свободное ПО и Open Source — не одно и то же.
Чуть больше 50 лет назад появилось первое коммерческое ПО — и подкинуло юристам проблем. Программы легко копировались, поэтому их можно было не покупать, а попросить оригинал у друга или скинуться офисом на дискету с новеньким софтом. Компании-разработчики сетовали на недополученную прибыль, поэтому всячески закручивали гайки. В ответ на это прогрессивные программисты и инженеры придумали Free Software и Open Source.
Мы начинаем серию статей о свободных лицензиях и авторском праве на ПО. Разберём основные законы, судебные кейсы и познакомимся с главными героями мира FOSS.
Когда у авторов не было прав
Право интеллектуальной собственности сформировалось примерно в начале XVIII века — недавно по меркам истории. А до этого ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме, ни даже в Европе эпохи Возрождения об авторских правах и речи не шло.
Мы не знаем, что Гомер и Сенека думали на этот счёт, но литературу без зазрения совести переписывали вручную и распространяли, не спрашивая разрешения авторов и не выплачивая гонорары. И, по мнению учёных, никто особо не расстраивался.
«Для римлян установление монополии переписывания и запрещение подобного же действия всем прочим должно было казаться столь же странным, как нам представлялось запрещение учреждать новую однородную торговлю рядом с торговым заведением, успевшим в данной местности составить круг клиентов».
Г. Ф. Шершеневич,
юрист, цивилист
В Средние века авторское право вовсе не было нужно. Тогда даже особы королевских кровей и дворяне толком не умели читать и писать. Светскую литературу не издавали, а то, что осталось от античности, не одобряла или, как сказали бы сейчас, блокировала Церковь. Книги писали в монастырях на латыни — в основном религиозно-философские трактаты. А так как латынь знали только монахи, то и спрос на книги был невелик. Да и стоили они дорого.
В эпоху Возрождения Церковь ослабила хватку и спрос на античную литературу вырос. А потом Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатный станок и продавать копии книг стало выгодно. Сразу нашлись предприниматели средней руки, которые без особых вложений наживались на чужих произведениях.
Именно тогда появились привилегии на издание сочинений — первую выдали в Венеции в 1469 году. Их получали не только профессиональные книгопечатники, но и друзья монарха или князя — вполне прогрессивно. Заручившись таким козырем, делец мог в течение нескольких лет свободно издавать и продавать известную книгу и не бояться конкуренции.
Деньги от продажи книг загребали печатники, авторам же платили мизерное вознаграждение, на которое едва можно было прожить. Привилегии защищали интересы издателей и помогали государственной цензуре, поскольку выдавались только на «благонадёжные» сочинения. Позже документ стали выдавать авторам, но об исключительных правах речи не шло.
В Англии книжным бизнесом рулила лондонская гильдия книгопечатников. Авторы продавали произведения только её представителям за единоразовую плату, а сами не имели права их печатать и вступать в гильдии.
Автор статей по праву. Изучает правовые вопросы интеллектуальной собственности, информации и искусственного интеллекта. Разбирает законодательство и судебную практику для программистов.
Как монополисты проиграли творцам
Всё изменилось в Новое время, когда Спиноза, Монтескье и другие мыслители разработали теорию естественного права. В ней говорилось о том, что каждый человек рождается с набором неотъемлемых прав — например, на жильё, свободное мнение и труд. Прогрессивная Европа подхватила концепцию, и на её основе написали немало законов.
В 1709 году в Англии вступил в силу Статут королевы Анны, который ударил по монополии английских книгоиздателей. Теперь авторы на 14 лет получали право печатать свои работы. По истечении этого срока они могли продлить свои права ещё на 14 лет. Потом уже произведение переходило в общественное достояние: им мог пользоваться кто угодно и как угодно — правда, с некоторыми ограничениями. Например, нельзя было приписывать авторство себе или менять название чужой книги.
Бывшие монополисты вели долгие судебные процессы за право на вечный копирайт. Прикрывались интересами авторов: мол, у нас лучше получается продавать, а авторы пусть себе пишут. Издатели даже пытались изменить закон через прикормленных парламентариев, но ничего не вышло.
Бернская конвенция и современное авторское право
Современное авторское право оформилось к концу XIX века, когда Бельгия, Франция, Испания, Великобритания, Тунис и Швейцария приняли Бернскую конвенцию. В ней определяются минимальные требования по охране авторских прав, каждая из стран — участников конвенции должна эти требования выполнять, естественно, с учётом особенностей своего национального права. К 2020 году конвенцию приняли 179 стран.
Бернская конвенция стала стандартным протоколом — как TCP/IP для передачи данных по сети. До неё странам приходилось договариваться один на один, то есть разрабатывать, согласовывать и заключать отдельный договор с каждой страной-партнёром. В общем та ещё задачка.
Россия присоединилась к конвенции только в 1994 году — после постановления Правительства, но с оговорками: например, на произведения, которые уже признаны общественным достоянием на территории России, положения конвенции не распространяются. Хотя после вступления России в ВТО и эту часть постановления пришлось отменить.
Сегодня закон защищает авторские права на произведения литературы, искусства и науки. Только автор или те, кому он передал права, распоряжаются результатами творчества. Это значит, что копировать, распространять или продавать произведение без их согласия запрещено. В целом авторское право в странах конвенции похоже, но есть национальные особенности. Например, в большинстве стран англосаксонской системы право на произведение нужно регистрировать как на собственность, а в странах романо-германской — нет.
Почему традиционное авторское право нельзя применить к софту
Первые компьютерные программы появились в конце 1940-х — тогда цена на софт закладывалась в общую стоимость ЭВМ. В 1957 году был создан Fortran, программировать на котором оказалось проще и быстрее, чем на машинном языке и ассемблере. Программы на Fortran запускались на любом компьютере, независимо от архитектуры центрального процессора. Тогда же начали продавать устройства для записи магнитных кассет, и копирование данных сильно подешевело.
До 1960-х компьютеры и программы стоили десятки и сотни тысяч долларов, поэтому их покупали только крупные НИИ или большие компании. Но в 1964 году IBM выпустила недорогие System/360, а компания Applied Data Research — первое коммерческое ПО. Разработка софта превратилась в бизнес, а в компаниях задумались над его юридической охраной: ведь пользователи просто обменивались копиями, им не надо было покупать оригинальные версии (привет переливающейся наклейке от Microsoft).
В 1964 году Бюро по авторским правам Библиотеки Конгресса США выпустило циркуляр №61 «Авторско-правовая регистрация компьютерного программного обеспечения». С этого момента в США компьютерные программы регистрировали как объекты авторского права. В 1976 году приняли Закон об авторском праве, а в 1980 году внесли поправки для защиты программ.
В начале 1970-х юристы, политики и учёные спорили о юридическом статусе программ. Его пытались причесать под традиционное авторское или патентное право, предлагали смешанную авторско-патентную охрану и режимы секретов производства (ноу-хау).
Специалисты критиковали традиционный подход: в ПО важна техническая идея, а авторское право защищало только внешнюю форму. Идею можно сохранить, а форму при этом изменить так, что никакие законы не помогут.
Режим ноу-хау работал только на стадии разработки программы. С патентом тоже были проблемы. Юристы не могли определить, как составлять описание и формулу изобретения, насколько можно раскрывать в описании суть разработки, как проверить её новизну. Ведь программы нельзя отнести к устройствам, способам или назвать «техническими решениями» в привычном для патентного права смысле.
Всемирная организация интеллектуальной собственности и Положения
В 1967 году учёные, юристы и бизнесмены создали Всемирную организацию интеллектуальной собственности. А в 1971-м собрались, чтобы определить статус компьютерных программ.
Мнения тогда разделились. Представитель Великобритании считал, что достаточно прописать обязанности и права сторон в договоре между разработчиком и пользователем, а код охранять как коммерческую тайну. Представитель США настаивал на разработке совершенно нового режима защиты, отличного от авторского права. А эксперт из СССР предложил режим охраны полезных моделей со сроком 5–10 лет — защищать права дольше не было смысла. К единому мнению так и не пришли, но договорились работать дальше и встретиться снова.
В 1978 году организация опубликовала Типовые положения об охране программного обеспечения вычислительных машин и предложила государствам принять их в формате международного договора. Типовые положения предусматривали для охраны ПО режим особой защиты — смесь авторского и патентного права. Однако национальные законодатели их не поддержали и решили разработать свои системы на основе авторского права.
В СССР не было понятия «патент», а программы называли объектами новой техники. К ним применяли нормы авторского и изобретательского права (аналог патента). Позже к этому пришли и американцы.
Современное авторское право и софт
В девяностые компании, которые продавали софт, росли гигантскими темпами. В США, Европе и России приняли новые законы и заключили международные договоры:
После развала СССР в России полностью перепрошили систему права. Теперь законы ориентировались на рынок, международные и европейские стандарты. В общем, в тот момент наши законодатели много чего подглядели у Запада.
В 1992–1993 годах Госдума приняла законы «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и «Об авторском праве и смежных правах». В них говорится, что ПО отличается от «традиционных объектов авторского права» — книг, музыкальных произведений, полотен и других.
«В отличие, например, от литературных произведений, целью компьютерной программы является не сообщение определённой информации другим людям, а инструктирование компьютера для достижения им определённого результата. В отрыве от компьютера такая программа не имеет ценности. Более того, ценность компьютерной программы заключается далеко не в исходном тексте, а в её „поведении“, то есть в том результате, к которому приводит реализация инструкций, заложенных в ней. Программист, выбирая формулировки исходного кода, руководствуется не эмоциональными или эстетическими, а сугубо утилитарными соображениями. Таким образом, вопрос заключается не в том, насколько красивее звучит та или иная команда, а в том, насколько эффективно она выполняет свою функцию. Если поведение компьютерной программы бесполезно для пользователя, он никогда не купит её, каким бы оригинальным и творческим ни был исходный текст».
А. И. Савельев,
«Лицензирование программного обеспечения в России: законодательство и практика»
В 2006 году в главу «Авторское право» Гражданского кодекса РФ включили нормы о правовой охране «программ для ЭВМ» (так в российском праве называют ПО). При этом софт прямо исключили из объектов патентного права.
По международным стандартам автор пользуется исключительными правами на свои произведения. Эти права делят на личные и имущественные. Имущественные права автор может продавать другим людям или компаниям.
Согласно Бернской конвенции, они действуют всю жизнь, а потом ещё 50 лет после смерти автора (переходят к наследникам). Только после этого произведение переходит в общественное достояние. В России этот срок увеличили до 70 лет.
Личные права передавать нельзя, и они действуют бессрочно. К ним относятся право авторства, право автора на имя, на неприкосновенность произведения и другие.
С ростом продаж ПО компании осознали выгоду, которую дают программы с закрытым кодом. Они стали подписывать с разработчиками соглашения о конфиденциальности — так реальные авторы программ лишились права публиковать или распространять исходный код по своему усмотрению. Имущественные права на использование и модификацию тоже оставались за компаниями. Однако не всем понравилась такая система — некоторые разработчики считали, что это ограничивало свободу творчества и тормозило развитие всей индустрии.
Что такое свободные лицензии и как они появились
Если коротко, то свободные лицензии — это соглашения с целым набором условий, одно из которых — открытый исходный код. В отличие от проприетарных лицензий, они разрешают пользователю модифицировать код и даже использовать его в своих проектах.
Прогрессивные умы ещё в 1970-х задавали морально-философские вопросы: «А нужно ли вообще защищать ПО с помощью авторского права? Не ограничивает ли эта „охрана“ свободу пользователя и всего общества?» Противников «регуляторства» и «проприетарщины» становилось всё больше — так и появились свободные лицензии.
Автор первой свободной лицензии — программист и основатель Фонда свободного программного обеспечения (Free Software Foundation, FSF) Ричард Столлман.
Ещё в молодости, работая в лаборатории MIT, он столкнулся с проблемами проприетарного подхода: Xerox подарила им лазерный принтер с дефектом. Ричард попросил исходники драйвера у коллег из соседнего университета, чтобы самостоятельно исправить баг, но ему отказали из-за соглашения о конфиденциальности.
В 1984-м Столлман ушёл из лаборатории и посвятил всё время проекту GNU (рекурсивная аббревиатура от GNU is Not UNIX), который должен был стать свободным аналогом проприетарной системы UNIX.
В 1991-м Линус Торвальдс выложил в открытый доступ первую версию новой операционки, которая в 1992-м стала ядром Linux. Туда вошли утилиты из проекта GNU (например, компилятор gcc и текстовый редактор GNU Emacs), поэтому Столлман настаивает на названии GNU/Linux. Новая система легла в основу целого семейства дистрибутивов, таких как Debian, Fedora, Ubuntu и так далее.
Немногим ранее, в 1988 году, Столлман создал первую версию GPL (General Public Licence) — одной из самых распространённых свободных лицензий. Она даёт пользователям четыре свободы:
В обмен на эти свободы пользователь обязуется распространять производные программы на тех же условиях, с открытым кодом. GPL и подобные ей лицензии называют вирусными, потому что они «заражают» код — все изменения и модификации программ, лицензированных под GPL, тоже должны выпускаться под этой лицензией. Такой принцип наследования прав называют копилефтом (copyleft) — в противоположность копирайту.
Международные акты по правам человека называют свободу получать и распространять информацию и идеи одной из основных неотъемлемых свобод человека. Такая свобода часто противопоставляется авторскому праву. Однако исключительное право автора не абсолютно, ведь всегда есть случаи свободного использования произведений. Именно в таком ключе Столлман развивает идею свободного информационного обмена в отношении ПО — но только не через свободное использование (это может делать только законодатель), а через договор (GPL).
В англосаксонской правовой системе договор важнее закона (при условии, что он не приносит никому вреда). Когда автор принимает условия GPL, он фактически отказывается от прав на программу, в которой использовал исходники свободного ПО. Тем не менее он остаётся её автором и даже может защищаться с помощью традиционных инструментов авторского права, если кто-то нарушит лицензию на его произведение.
Иногда движение за свободное ПО ругают: мол, эти ребята не признают авторское право. Но это не так. Просто GPL отрицает авторскую монополию на произведение. Вы можете называться автором, но не можете контролировать использование своего ПО.
Большая цель FSF — открытый обмен знаниями и свобода созидания. Проекты GPL объединяют независимых разработчиков из разных стран, с разным опытом и знаниями. Например, Линус Торвальдс сразу же выложил Linux в открытый доступ и призвал пользователей предлагать доработки.
«Почти с самого начала над Linux работало огромное число добровольцев, которые координировали свои усилия только через интернет. Качество поддерживалось не твёрдыми стандартами или автократией, а простой до наивности стратегией „еженедельного релиза“ на основе обратной связи от пользователей. Эволюция Linux напоминала ускоренный дарвиновский отбор из „мутаций“, представленных разработчиками. Ко всеобщему изумлению, такая стратегия хорошо работала».
Эрик Реймонд,
из эссе «Краткая история хакерства»
Open Source Initiative — другой взгляд на открытый код
В 1998 году Эрик Реймонд и Брюс Перенс создали Open Source Initiative (OSI) — менее радикальную и более прагматичную альтернативу Free Software. Идея движения в том, что программы с открытым исходным кодом более эффективны и бизнесу выгодно поддерживать такие проекты.
Реймонда и Перенса вдохновила история Netscape Navigator. В то время Netscape столкнулась с жёсткой конкуренцией со стороны Microsoft. Чтобы решить проблему, компания открыла исходники своего браузера и призвала интернет-сообщество участвовать в его разработке. Так появился любимый многими Firefox.
В OSI разработали условия, которым должна соответствовать лицензия на ПО. Лицензии, прошедшие проверку, получают сертификат и право называться open source license. К ним относятся Apache 2.0, LGPL 3 и Affero GPL 3. Чтобы не запутаться в понятиях, Open Source зарегистрировали как товарный знак. В отличие от GPL, лицензии OSI не обязывают автора производных программ распространять код на условиях первоначальной лицензии.
Крупные компании, такие как IBM, Oracle, HP и Google, увидели в Open Source перспективную бизнес-модель и поддержали инициативу. Несмотря на разницу в идеологии, FSF и OSI сотрудничают. Хотя недавно в сообществе наметился раскол из-за неоднозначной репутации Столлмана.
Итак, небольшое саммари по истории авторского права и свободных лицензий:
Изучать исходный код программ можно на GitHub, но для этого желательно освоить языки программирования. Проще всего это сделать на курсах в Skillbox.
обложка: Wikimedia / Detmold / tatlin / Pixabay / Sora Shimazaki / Pexels / Polina Vari для Skillbox Media