когда снимают с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
Когда снимают с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
ЖК РФ Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 52 ЖК РФ
1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Ст. 52 ЖК РФ. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Как внести изменения в свое дело состоящим на жилищном учете
1. В каких случаях нужно вносить изменения в учетное дело?
Вам нужно внести изменения в учетное дело, если вы состоите на жилищном учете и хотите:
При внесении изменений в учетное дело осуществляется перерегистрация граждан, состоящих на жилищном учете. Перерегистрация не проводится, если внесение изменений связано с выбором формы обеспечения жильем
В течение года с момента проведения перерегистрации учетного дела для включения ребенка или внесения изменений в части наличия (отсутствия) льгот достаточно подать заявление, подписанное всеми членами семьи, и представить документы личного характера.
2. Какие документы нужны, чтобы заявить о выборе формы обеспечения жильем?
Итоговый пакет документов зависит от вашей ситуации.
3. Какие документы нужны, чтобы внести другие изменения в учетное дело?
4. Как сняться с жилищного учета?
Для снятия с жилищного учета всей семьи достаточно заявления с подписями заявителя и членов семьи и документов, удостоверяющих их личность.
Для снятия с учета части семьи понадобится такой же пакет документов, как и для внесения изменений в учетное дело. Подписывать заявление на исключение из учетного дела даже одного человека должен заявитель и все члены его семьи.
5. Куда подавать документы и как долго их рассматривают?
Пакет документов вам нужно представить в Департамент городского имущества Москвы. Сделать это можно:
6. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Для того чтобы узнать, что делать именно в вашей ситуации, обратитесь за консультацией на горячую линию Департамента городского имущества по телефону 8 (495) 777-77-77. Профильные специалисты консультируют граждан по жилищным вопросам в соответствии с расписанием. На общие вопросы специалисты справочной службы отвечают ежедневно.
Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции, руководствовался статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 49, 52, 54, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о недоказанности Администрацией причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) ответчика и возникшими у истца убытками.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что предоставление жилья в связи со сносом дома носит компенсационный характер, предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий в порядке статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возникло у истца независимо от признания его органом местного самоуправления малоимущим и принятия на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Т.В. Сергеева оспаривает конституционность пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Постановлением администрации от 6 июля 2015 г. N 467 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» Гусева Е.И., Гусев Ю.А. и Краснова И.Ю. сняты с указанного учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (общая норма жилого помещения на одного человека превышает учетную норму) (л.д. 6).
Удовлетворяя требования истца, президиум Уральского окружного военного суда исходил из того, что наличие с 1998 года в собственности у его супруги жилого помещения общей площадью 71,6 кв. м не влияло на правомерность принятия его и двух детей на учет нуждающихся в жилом помещении в 2003 году, поскольку в соответствии с действовавшим в тот период законодательством, даже без учета супруги, на каждого из них приходилось менее учетной нормы жилого помещения в квартире, которую они занимали (менее 15 кв. м общей площади). Кроме того, по выводам президиума жилищной комиссией Управления были нарушены требования ч. 2 ст. 56 ЖК РФ о необходимости принятия решения о снятии с жилищного учета в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Как указано в постановлении президиума, о наличии жилья в собственности супруги истца жилищной комиссии было известно еще в 2006 году, в 2012 году он поставил вопрос об исключении бывшей супруги из числа лиц, претендующих на получение жилого помещения, а вопрос о снятии его с жилищного учета был решен лишь в 2015 году.
С учетом того, что Октысюк В.В. в заявлении в жилищную комиссию от 27 декабря 2007 года указал об оставлении квартиры в г. Калининграде за членами бывшей семьи по решению суда, установление жилищной комиссией иных обстоятельств, связанных с самостоятельным оставлением им квартиры, могло явиться основанием для рассмотрения 14 июля 2015 г., то есть в течение срока, установленного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, вопроса о снятии заявителя с жилищного учета.
Изложенные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 51 и п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ являются основанием для снятия Пасекова Г.Г. с жилищного учета.
При таких данных оспариваемое решение жилищной комиссии основано на правильном применении норм материального права и вывод суда первой инстанции о признании его законным является верным, а определение суда апелляционной инстанции об обратном ошибочным.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
13. По строке 19 представляются данные об общем числе семей, снятых с учета для получения жилого помещения в течение года вследствие получения ими жилого помещения, а также в случаях, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть I), ст. 14; 2014, N 30 (часть I), ст. 4264).
Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 56 ЖК РФ. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Комментарии к ст. 56 ЖК РФ
В ч. 1 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень конкретных обстоятельств, служащих основаниями для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку перечень, предусмотренный комментируемой статьей, является закрытым, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.
Под утратой гражданином оснований, дающих ему право получить жилье по договору социального найма, может пониматься существенное улучшение материального положения семьи лица, состоящего на учет, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (см. комментарий к ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории «малоимущие».
К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие из жилого помещения члена семьи, обмен и т.п.).
В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, коммерческого найма снятия с учета не влекут; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. комментарий к ст. 51 ЖК РФ).
Необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарии к ст. ст. 52 и 57 ЖК), поэтому его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в связи с особенностями организации местного самоуправления в этих городах, которые заключаются в том, что решение жилищных вопросов входит в компетенцию не органов местного самоуправления, а указанных субъектов Федерации.
Неправомерные действия должностных лиц как основание для снятия с учета выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно комментируемому Кодексу постановке на учет для получения жилья (см. комментарий к ст. 54).
Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения отдельных категорий граждан жильем также является единовременная субсидия, предоставляемая федеральным государственным гражданским служащим. Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63, направляемые из федерального бюджета средства единовременной выплаты могут быть использованы в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого гражданским служащим на основании договора купли-продажи, либо в качестве платежа в счет оплаты паевого взноса гражданским служащим, являющимся членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива, либо на оплату расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Данные средства также могут быть использованы гражданским служащим в счет погашения долга и (или) на уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение им жилья. Поэтому получение указанных субсидий является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В некоторых регионах страны для решения жилищной проблемы очередникам выделяют земельные участки для строительства жилого дома. Обычно такие земельные участки дают людям, имеющим особые заслуги. Так, согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 (ред. от 29 декабря 2017 г.) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий. Предоставление подобных земельных участков по общему правилу влечет снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако исключение сделано для граждан, имеющих трех и более детей, которые не снимаются с учета. Очевидно, законодатель исходил из необходимости особого поощрения многодетных семей.
Выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Причем не имеет значения, идет ли речь об умышленных действиях или же несоответствие явилось результатом ошибки.
3. Возможны ситуации, когда граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан, изменили место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи это обстоятельство не влечет их снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.
О жилых помещениях социального использования см. комментарий к разделу III.1 комментируемого Кодекса.
Как добиться улучшения жилищных условий?
Каждая семья или гражданин мечтают об улучшении условий проживания – расширение жилплощади, переезд в благоустроенное помещение, переселение из аварийного дома. Помимо использования семейных сбережений или ипотечного кредита, в ряде случаев можно претендовать на выделение недвижимости за счет государства или местных властей. Для этого нужно соблюсти требования ЖК РФ и местных нормативных актов – пройти учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кто имеет право на улучшение жилищных условий?
Желание переехать в новое жилье или расширить жилплощадь за счет государства должно соответствовать требованиям ЖК РФ. Прежде всего, необходимо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – потребуется подтвердить факт отсутствия жилья либо несоответствия условий проживания законодательным нормативам.
Обратимся к ст. 51 ЖК РФ, в которой зафиксированы все критерии для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. На постановку в очередь можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:
Подтверждение указанных обстоятельств является обязанностью граждан, подающих заявление. Местные власти будут проверять основания только по факту поступления документов.
Если у граждан нет ни одного объекта недвижимости для размещения, они однозначно нуждаются в улучшении жилищных условиях и без проблем будут поставлены на учет. Сложнее определить факт несоблюдения учетной нормы жилплощади, для этого учитываются следующие правила:
Важное правило – для уровня обеспеченности учитываются все объекты недвижимости, принадлежащие по праву собственности или соцнайма.
Перечисленные выше обстоятельства зафиксированы на федеральном уровне и не могут произвольно изменяться региональным или местным законодательством. Однако субъекты РФ и местные власти вправе утверждать собственные программы – в форме выделения квартир отдельным категориям граждан (например, многодетным семьям), субсидий, средств на условиях софинансирования и т.д.
Переселение из аварийного жилья
Одним из критериев для постановки на учет является несоответствие жилья законодательным нормативам. Такие требования перечислены в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Аварийность здания, в котором находится помещение, подразумевает непригодность для проживания.
Для положительного решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по этому критерию учитываются следующие правила:
Сам факт ветхости жилья по причине значительного износа не является признаком аварийности. Кроме того, аварийность подразумевает невозможность восстановления здания с помощью капитального ремонта.
Таким образом, проживание в аварийном объекте недвижимости является законным основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, даже если размер жилплощади соответствует учетной норме. Переселение из аварийного жилья происходит по федеральным и региональным программам, в том числе путем выделения субсидий из бюджета.
Получение субсидии на улучшение жилищных условий
Выделение субсидий на покупку или ремонт недвижимости предусмотрено федеральной программой «Жилище». Выделение средств происходит только при подтверждении факта постановки на учет, а после получения субсидии семья будет исключена из очереди.
Вот по каким правилам выделяются субсидии на улучшение жилищных условий:
Самостоятельные программы субсидирования утверждаются региональными и местными властями, их содержание может существенно отличаться.
В частности, за счет бюджета субъектов РФ происходит выделение субсидий для молодых семей, отвечающих критериям по возрасту и уровню обеспеченности жилплощадью. В большинстве регионов молодой семьей признаются супруги, если их возраст не достиг 35 лет.
В отдельные категории льготников, имеющих право на внеочередное или первоочередное выделение субсидий, включаются:
Точный перечень льготников нужно уточнять в отделах соцзащиты населения или администрации МО. Субсидия может быть реализована на покупку или ремонт жилья, реконструкцию дома с увеличением жилплощади и т.д.
Куда обращаться за улучшением жилищных условий?
Заявление на улучшение жилищных условий подается в муниципалитет по адресу проживания. Исключение сделано только для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих, уволенных в запас без предоставления жилья, и т.д.). В состав документов нужно включить:
По факту получения указанных бланков и форм заявителю сообщается регистрационный номер, а постановка на учет происходит путем издания постановления главой муниципалитета.
Заявление на улучшение жилищных условий
Юридическим основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выступает заявление. В тексте этого документа, адресуемого в муниципалитет, нужно указать следующие данные:
В большинстве регионов составить и подать заявление можно не только в местной администрации, но и через МФЦ.
В каких случаях могут отказать
Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:
Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.
Резюме
Комментарии
Несколько лет назад моей жене отец, проживающий в Новгородской области, подарил 2/3 доли квартиры площадью 47,9 кв.м., а своей супруге 1/3 долю. Сам он остался без собственности, но прописан и проживает там же вместе со своей супругой.
В Санкт-Петербурге учетная норма жилья на одного человека составляет 15 метров, а в Новгородской области 14 кв. метров. В квартире, в которой подарена доля, прописано 2 человека (отец и его жена) и они вдвоем занимают соответственно 28 кв. метров учетной нормы. Получается, что для нашей семьи, в указанной квартире, остается 19,9 кв.м. учетной нормы.
Если сложить учетные метры всего нашего жилья, то получится 22,35м+19,9м=42.25м. Исходя из этого наша семья имеет право претендовать на улучшение жилищных условий в СПб т.к. улучшений жилищных условий до нормы (15 кв. м на человека) не произошло.
Недавно из жилищного отдела Администрации Кировского района СПб пришло уведомление о снятии с очереди только моей жены, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, без каких-либо обоснований.
Почему жилищный отдел игнорирует требования ст. 56 ч.2 ЖК РФ и конкретно не обосновывает причину снятия с учета?
Здравствуйте. Если у вашей жены есть жил площпдь не ниже нормы то снятие правомерно. В остальных случаях идите в суд
Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
[Жилищный кодекс РФ]
[Глава 7]
[Статья 56]
1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование,
за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной
власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на
приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа
государственной власти или органа местного самоуправления земельного
участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих
трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий
принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и
послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий
должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении
вопроса о принятии на учет.
2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых
помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого
такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение
тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся
основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в
качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания
снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства,
предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета
граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или
направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не
позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут
быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях органами местного самоуправления муниципального образования
по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с
предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений
жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных
в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской
Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и
Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской
Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых
помещениях по предыдущему месту их жительства.
Здравствуйте! Я очередник по улучшению жилищных условий с 1980 года (поставил в очередь мой отец, жилищные условия не улучшились), в настоящее время я хочу поставить в очередь моего несовершеннолетнего сына и участвовать в одной из жилищный программ. Мною была подана заявка со всеми необходимыми документами в жилищный отдел района Санкт-Петербурга, но мне было отказано. В 2009 году я вышла замуж, ребенка прописала в однокомнатной квартире у отца, где собственником квартиры была и остается его мать, он только прописан там. В ноябре 2011 года мы с мужем развелись, но ребенок оставался прописан в квартире матери бывшего мужа, в июне 2013 года я выписала от отца (потому что была вынуждена) и прописала к себе в 2-ух комнатную кв., где зарегистрировано еще 6 человек. В связи с этим жилищный отдел отказал поставить в очередь моего сына, ссылаясь на то, что я ухудшила жилищные условия ребенка. Кроме того, администрация района не нашла оснований для включения моего ребенка в учетное дело нашей семьи. Но ребенок не проживал с отцом (после нашего развода), оставаясь прописанным там, и не мог проживать. Ребенок проживал все это время со мной, т.к. с отцом он ни при каких обстоятельствах оставаться не мог. Так в чем же заключается намеренное ухудшение условий, если ситуация сложилась так сказать безвыходная? Правомерно ли мне отказали поставить ребенка в очередь по улучшению жилищных условий? И действительно ли администрация района при положительном решении сможет поставить в очередь не ранее через 5 лет? (ссылка на ст.53 Жилищного кодекса РФ).
Все, кто стоял на учете в очередь на получение жилой площади до принятия нового Жилищного кодекса от 2004 года (ЖК РФ), автоматически снимаются с очереди, так как с тех пор сильно поменялись законодательные основания для нахождения в такой очереди. Начну ответ с последнего вопроса. Да, администрация района при положительном решении сможет поставить в очередь любого прописанного в Вашей квартире не ранее чем через 5 лет. Тут вопрос состоит в том, что, как указано в статье 53 ЖК РФ: «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия (в Вашем случае — прописали ребенка с большей жилплощади на меньшую). Если Вы сможете доказать в суде, что у Вас не было такого намерения, а были жизненные обстоятельства, то, на основании решения суда, Вас могут поставить в очередь сразу. Но учтите, что для признания Вас и Вашего сына нуждающимся в жилом помещении, Вам необходимо быть официально (решение местного органа) быть признанной 1.малоимущей и 2. Нуждающейся в жилом помещении.
Основанием для признания Вас и Вашего сына нуждающейся в жилом помещении будет являться, в Вашем случае, скорее всего несоответствие количества площади, которое приходится на одного проживающего в квартире, нормам установленным в Санкт-Петербурге.
Здравствуйте, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации как ухудшение жилищных условий следует рассматривать совершение физическими лицами любых юридически значимых действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы. При этом необходимо учитывать, что совершение указанных действий следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий лишь в том случае, если до их совершения обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была более учетной нормы.
Как видно из содержания Вашего вопроса, Вы состоите на учете с 1980, то есть имели обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы еще до переезда в двухкомнатную квартиру и регистрации Вашего ребенка в жилом помещении, в котором проживаете.
В то время, как статья 53 ЖК РФ определяет намеренное ухудшение жилищных условий когда граждане до такого ухудшения не могли являться нуждающимися в жилье, а после вселения получили такое право. Более того, в силу статьи 69 Жилищного Кодекса РФ, вселение несовершеннолетних детей к родителям не можем расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. Решение органа местного самоуправления от отказе во включении Вашего ребенка в состав Вашей семьи по учетному делу должно было Вам направлено в течении трех рабочих дней, Вы должны его оспорить в судебном порядке в течении трех месяцев с момента получения, Удачи.
Добрый вечер! У меня такая ситуация: я зарегистрирована и проживаю в 2-комнатной квартире, вместе со мной в квартире зарегистрированы мать, муж, два сына и четыре внука. Больше 20-ти лет назад я вставала на очередь на улучшение жилищных условий. На тот момент вместе со мной на очереди числились муж и два сына. Но с тех пор прошло много лет, появились внуки, а в администрации города мне говорят, что сколько человек вставало на очередь, столько и будет фигурировать, а внуки не считаются. Три года назад я уже обращалась к юристам, они помогли мне составить заявление на включение моих внуков в дело по улучшению жилищных условий. Сегодня я ходила в администрацию, мне опять пытались сказать то же самое про внуков, но после моих споров с ними, сказали что я должна принести копии паспортов и выписки из домовой книги моих снох, которые в этой квартире не зарегистрированы. Имеют ли они право проверять жилищные условия моих снох и могут ли отказать во включении внуков в очередь на улучшение жилищных условий?