когда ставят на учет как неблагополучную семью
За что родителей ребёнка могут поставить на учёт?
Рассказываем, что социальные службы могут посчитать неисполнением родительских обязанностей и какое наказание за это грозит.
— Сестра сидит в декрете с ребёнком. Недавно он упал с дивана, стукнулся головой. Она на всякий случай вызвала скорую. После чего её вызывали к участковому писать объяснительную. Теперь боится, чтобы её не поставили на учёт как неблагополучную семью. Это могут сделать?
Органы профилактики могут поставить родителей или законных представителей ребёнка на учёт и начать индивидуальную профилактическую работу, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, отрицательно влияют на их поведение или жестоко с ними обращаются, говорится в 120-м федеральном законе “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
Соцслужбы также могут обратить внимание на семью, если малыша не приводят на плановые осмотры в поликлинику, если в детском саду или в школе педагоги видят синяки или слышат от ребёнка, что родители его бьют или не кормят. Врачи или педагоги в таком случае обращаются в КДН либо полицию, и в семью направляется проверка.
А за что могут лишить родительских прав?
Постановка на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних по сути является первой стадией наблюдения за семьёй, которая призвана отследить неблагоприятное развитие ситуации. Если специалисты посчитают, что родители на справляются со своими обязанностями, их могут ограничить в родительских правах или вовсе их лишить, а ребёнка изъять из семьи. Для этого необходимо решение суда.
Если органы опеки увидят непосредственную угрозу жизни и здоровью ребёнка, закон даёт им право немедленно отобрать его у родителей и в течение недели обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав.
Кроме постановки на учёт в КДН, ограничения и лишения родительских прав для родителей существуют и другие наказания. Так, за неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей “Кодекс об административных правонарушениях” предусматривает предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей.
Если неисполнение обязанностей сопровождается жестоким обращением с ребёнком, родителям будет грозить уголовная ответственность. За это предусмотрены разные варианты наказаний: крупные штрафы, обязательные или исправительные работы, лишение права занимать определённые должности и даже лишение свободы сроком до трёх лет.
1. Если семью посчитают неблагополучной, родителей может поставить на учёт комиссия по делам несовершеннолетних. Но конкретного списка причин, из-за чего это может произойти, нет, так как все случаи рассматриваются индивидуально.
2. Ребёнка могут изъять из семьи, если родители не исправляются. Родительские права могут ограничить или лишить их совсем.
3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена ответственность вплоть до реального лишения свободы.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Специалист семейного центра рассказала, что делать, если ребенка поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних
28 августа 2020 года
Родители не всегда знают, что из себя представляет комиссия по делам несовершеннолетних, по каким причинам могут поставить на учет, последствия такого учета, а также каковы их права. Подробнее об этом рассказала специалист семейного центра «Семья» Мария Заходякина.
Причины, по которым могут поставить на учет
«Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган, от которого зависит, выпишут вам штраф или ограничатся предупреждением», — говорит специалист.
Основные причины, по которым детей могут поставить на учет, — это административные правонарушения. При этом поставить на учет из-за проступков могут не только детей, но и их родителей. Дети отвечают за содеянное с 14 и с 16 лет, именно с такого возраста их могут поставить на учет.
Причины могут быть разные:
Вызов в КДН — это страшно?
Если вас вызвали на комиссию, не стоит отказываться, нужно прийти на заседание. Не всегда вызов на заседание в КДН заканчивается постановкой на учет. Возможно, с вами и вашим ребенком проведут профилактическую беседу и вынесут предупреждение.
Какие последствия
Если не брать во внимание эмоциональный стресс, то с точки зрения закона постановка на учет не грозит какими-то катастрофическими последствиями. Эта так называемая профилактическая мера, которая применяется на определенный промежуток времени, и если у полиции не будет никаких претензий к поведению несовершеннолетнего, в дальнейшем он снимается с учета.
Что мне, как родителю, делать на заседании
Первое — не паниковать. Второе — не пытайтесь препятствовать комиссии, не идите на конфликт в интересах своего ребенка, спокойно реагируйте на заданные вам вопросы, отвечайте конкретно. Вы имеете право ознакомиться со всеми материалами дела, воспользоваться помощью адвоката, вести видеозапись с разрешения комиссии, вести аудиозапись можно без разрешения комиссии (ст. 24.3 ч 3 КоАП РФ).
Вы также можете обратиться в ближайший семейный центр, чтобы получить рекомендации и психологическую поддержку перед заседанием.
Галина обратилась в филиал «Хамовники» семейного центра «Семья»: ее сына задержала полиция. Как оказалось, подросток вместе со своими друзьями сидел на площадке. Одному из друзей пришла в голову идея выпить пива — ему казалось, что это несерьезный напиток и ему за это ничего не будет, тем более что вокруг никого не было. Друзья поддержали эту идею. Выпив немного пива, они решили разойтись по домам, но к молодым ребятам подошли сотрудники полиции и забрали их в отдел. Сына Галины поставили на учет по ст. 20.20 КоАП РФ — потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах. Специалист семейного центра разработал план взаимодействия с мамой и ее сыном. Семья регулярно приходила на консультации, специалисты психологически поддерживали маму, успокоили, дали необходимые рекомендации, как действовать в этой ситуации. По истечении года у комиссии больше не было никаких вопросов к поведению несовершеннолетнего, и его сняли с учета.
Столичные семейные центры готовы оказать профилактическую поддержку всем семьям, которые столкнулись с подобной или другими ситуациями.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Мой семейный центр
Обстоятельства, которые могут выступать основанием для признания социально опасного положения
Обстоятельства, которые могут выступать основанием для признания социально опасного положения
Семьи категории риска
привлечение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних
семьи, в которых один из родителей несовершеннолетний
семьи, в которых один из родителей состоит на учете у психиатра
семьи, в которых родители переложили исполнение своих обязанностей на ближайших родственников в связи с работой в другом городе
семьи, в которых зафиксирован отказ от одного из детей или лишение родительских прав в отношении других детей
семьи, в которых выявлен факт оставления ребенка без пищи, тепла
семьи, в которых дети систематически не посещают занятия в образовательных организациях без уважительных причин
семьи, в которых допущен самовольный уход ребенка из дома
привлечение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним
семьи, где родители (иные законные представители) злоупотребляют родительскими правами:
запрещение или ограничение ребенка в реализации его прав и свобод, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, в том числе права на жизнь и развитие, права на образование, право отдых и досуг, право на личную жизнь, принудительное разлучение с родителями, незаконное перемещение ребенка;
проявление дискриминации ребенка в любой ее форме (ограничение или запрещение посещения образовательных организаций; ограничение или запрещение общения с родителем, не проживающими с ребенком совместно, иными близкими родственниками, иное);
систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку;
иные факты, свидетельствующие о злоупотребление родительскими правами
семьи, где выявлено наличие признаков экономического насилия в отношении детей – отказ в содержании детей, связанный с утаиванием доходов, единоличным принятием большинства финансовых решений одного из членов семьи, иное
наличие подтвержденных фактов отрицательного влияния родителей или иных законных представителей несовершеннолетних на их поведение, равно как совершение антиобщественных действий в присутствии несовершеннолетних
семьи, в которых родители (иные лица) ведут аморальный образ жизни (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, иное)
семьи, в которых выявлены факты вовлечения детей в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание
совместное проживание ребенка с родителями, лишенными в его отношении родительских прав
совместное проживание ребенка с членами семьи (иными лицами), осужденными (подвергавшимися уголовному преследованию) за преступления в отношении детей
семьи, допускающие склонение ребенка к антиобщественным действиям
семьи, в которых выявлены факты вовлечения ребенка в преступную деятельность
семьи, в которых родители, состоящие в разводе, используют ребенка как средство шантажа в борьбе за родительские права
семьи, допускающие манипулирование детьми для достижения корыстных целей
наличие в семье несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении
семьи, в которых несовершеннолетний признан находящимся в социально опасном положении
При выявлении таких семей им предоставляется социальное сопровождение в соответствии с приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 09.03.2016 № 97 «Об утверждении Порядка социального сопровождения беременных женщин, семей с детьми, несовершеннолетних».
К организациям, обеспечивающим социальное сопровождение, относятся:
— органы социальной защиты муниципальных образований области;
— государственные учреждения социального обслуживания.
Органы социальной защиты муниципальных образований области на основании полученной от сторон межведомственного взаимодействия (учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) информации о выявленных фактах семейного неблагополучия проводят обследование условий жизни граждан и семей с детьми, и в случае ее подтверждения принимают решение (в течение 3-х рабочих дней со дня проведения обследования) о необходимости социального сопровождения, определяют уровень социального сопровождения, его продолжительность и форму, разрабатывают совместно со сторонами межведомственного взаимодействия программу социального сопровождения.
Социальное сопровождение семей в соответствии с утвержденной программой социального сопровождения и стандартом обеспечивают государственное бюджетное учреждение социального обслуживания ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» (с 18 территориальными отделениями) и 5 отделений помощи семье и детям в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Продолжительность социального сопровождения установлена:
— для кризисного уровня – от 3 до 6 месяцев;
Нормативные правовые акты Калининградской области, регламентирующие предоставление социального сопровождения семьям с детьми:
1) постановление Правительства Калининградской области от 02.12.2014 № 808 «О порядке межведомственного взаимодействия органов государственной власти Калининградской области при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)»;
2) совместный приказ Министерства социальной политики Калининградской области и Министерства здравоохранения Калининградской области от 02.07.2013 № 152/251 «О порядке взаимодействия Министерства социальной политики Калининградской области, министерства здравоохранения Калининградской области и подведомственных им учреждений по профилактике отказов от новорожденных детей», разработанный в целях профилактики раннего сиротства, возникающего в связи с отказом матерей от новорожденных, а также организации выявления и реабилитации женщин «группы риска» и направлен на предотвращение отказа матери от новорожденного ребенка, снижение количества отказов от новорожденных на территории Калининградской области;
4) приказ Министерства социальной политики Калининградской области от 14.07.2014 № 259 «Об утверждении порядка организации и осуществления сопровождения замещающих семей», направленный на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях;
5) совместный приказ от 22 марта 2016 года № 137/ № 243/1 / № 111 «О Порядке взаимодействия Министерства социальной политики Калининградской области, Министерства образования Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области при организации работы по раннему выявлению неблагополучных семей и их социальному сопровождению», предусматривающий единые подходы к организации взаимодействия по обеспечению своевременного выявления и социального сопровождения семей с детьми;
6) приказ Министерства социальной политики Калининградской области от 09.03.2016 № 97 «Об утверждении Порядка социального сопровождения беременных женщин, семей с детьми, несовершеннолетних».
Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации)
Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации)
Раздел 1. Общие положения
Основной целью внедрения системной работы с неблагополучными семьями должна стать модель управления на основе непрерывного сопровождения каждого нуждающегося в помощи государства ребенка всеми учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Под непрерывным сопровождением понимается оказание комплексной поддержки и семье и (или) ребенку от 0 до 18 лет при выявлении факторов неблагополучия на различных этапах жизни ребенка и осуществление индивидуальной профилактической работы и мониторинга органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних изменения неблагоприятной жизненной ситуации с момента выявления до стабилизации жизненной ситуации и устранения причин, поставивших семью в социально опасное положение (трудную жизненную ситуацию).
1.1. Настоящий Регламент разработан в целях реализации положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, координации вопросов, связанных с соблюдением условий их воспитания, обучения и содержания, организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия.
1.2. Настоящий Регламент разработан на основании:
— Федерального Закона от 24.06.1999 года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— Федерального закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
— Семейного кодекса Российской Федерации;
— Федерального Закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
— Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-I;
— Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
— Федерального закона от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
— Федерального закона от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических и психотропных веществах»;
— Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании);
— Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утверждённого Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967г.;
— Закона города Москвы от 07.04.1999г. №16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»;
— Закона города Москвы от 13.04.2005 года № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
— Закона города Москвы от 14.04.2010г. №12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»;
— Закона города Москвы от 28.09.2005 года № 47 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
— Закона города Москвы от 26.12.2007 года № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа» (с изменениями и дополнениями);
— Закона города Москвы от 28.02.2007 № 6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве».
— Закона города Москвы от 07.10.2009 № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве».
— Закона города Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения».
— Закона города Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».
2. Основными задачами деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия являются:
3. Основные понятия:
— несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,
— лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей
опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
4. Субъекты взаимодействия.
4.1. Московская городская межведомственная, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).
4.2. Органы местного самоуправления, в части реализации переданных государственных полномочий.
4.3. Учреждения здравоохранения:
4.3.1. Женские консультации.
4.3.2. Центры планирования семьи и репродукции.
4.3.3. Родильные дома, городские клинические больницы, имеющие стационарные подразделения родовспоможения.
4.3.5. Детские городские поликлиники.
4.3.6. Городские поликлиники.
4.3.7. Детские больницы.
4.3.8. Лечебно-профилактические учреждения, имеющие в составе травматологические пункты.
4.3.9. Наркологические диспансеры.
4.3.10. Наркологические больницы.
4.3.11. Психоневрологические диспансеры.
4.4. Образовательные учреждения:
4.4.2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).
4.4.3. Учреждения среднего профессионального образования.
4.4.4 Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
4.4.5. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
4.4.6. Учреждения дополнительного образования.
4.4.7 Центры психолого-медико-социального сопровождения.
4.5. Органы внутренних дел по городу Москве:
4.5.1. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД).
4.5.2. Участковые уполномоченные милиции.
4.5.3. Криминальная милиция.
4.5.4. Патрульно-постовая служба.
4.6. Территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве.
4.7. Территориальные органы исполнительной власти, районные учреждения и организации, негосударственные организации, общественность:
4.7.1. Управы районов.
4.7.3. Общественные пункты охраны порядка.
4.7.4. Негосударственные организации
4.7.5. Старшие по подъездам и др..
4.8. Учреждения Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы:
4.8.1. Центры социальной помощи семье и детям.
4.8.2. Межрайонные центры «Дети улиц».
4.8.3. ГУВУ «Социальный приют для детей и подростков».
4.8.4. ГОУ Детский дом №19 «Центр патронатного воспитания».
4.8.5. ГУ Специализированный дои ребёнка №22.
4.8.6. Московская служба психологической помощи населению.
4.9. Учреждения Департамента социальной защиты населения города Москвы:
4.9.1. Комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСО), центры социального обслуживания (ЦСО) (далее по тексту – центры социального обслуживания всех типов).
4.9.2. Социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних (СРЦ).
4.11. Отделы ЗАГС города Москвы.
4.12. ГУ центры занятости населения административных округов города Москвы (ГУ ЦЗН АО города Москвы).
5. Целевые группы, на которые направлено межведомственное взаимодействие (объекты взаимодействия)
5.1. Семьи и дети, проживающие в городе Москве, и находящиеся в трудной жизненной ситуации.
5.2. Семьи и дети, проживающие в городе Москве, и находящиеся в социально-опасном положении.
Основные критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:
— неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребёнка – алкоголизм, наркомания и т.п.);
— злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни;
— вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);
— наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).
5.3. Дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей).
Отсутствие попечения родителей (законных представителей) подтверждается документами:
— копиями свидетельств о смерти;
— копиями решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлении умершими;
— актом организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении ребенка в организации здравоохранения, актом органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка;
— документами из органов внутренних дел о розыске родителей и иными документами, предусмотренными законодательством.
5.4. Дети, нуждающиеся в помощи государства.
Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 5.1 – 5.3, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних по мотивированному постановлению руководителя муниципалитета о признании ребёнка, нуждающимся в помощи государства.
5.5. Организация учёта целевых групп:
— учёт семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и организацию работы с ними ведут комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как самостоятельно, так и через учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Примечание: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ежеквартально организуют обмен информацией и сверку данного вида учёта.
— учёт семей и детей, находящиеся в социально-опасном положении, а также детей, нуждающихся в помощи государства и организацию работы с ними ведут совместно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалисты в сфере опеки и попечительства;
Примечание: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалисты в сфере опеки и попечительства ежемесячно осуществляют сверку учётов. Расхождение сведений в данном виде учёта не допускается.
— учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и организацию работы с ними ведут специалисты в сфере опеки и попечительства.
Примечания: Информация о несовершеннолетних по данному виду учёта направляется в соответствующие районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение 7 дней после постановки на учёт для анализа ситуации семейного неблагополучия и координации деятельности с неблагополучными семьями.
6. Основные этапы работы по выявлению семейного неблагополучия
6.1. Сбор и систематизация информации, сведений из источников информации указанных в пункте 7 настоящего раздела;
7. Источники и способы получения информации:
Раздел 2. Порядок выявления и взаимодействия по установлению факта семейного неблагополучия
1. Порядок осуществления отдельных полномочий специалистами в сфере опеки и попечительства
Специалисты в сфере опеки и попечительства при получении информации (устной или письменной) о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию от субъектов межведомственного взаимодействия по настоящему Регламенту (кроме районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав), граждан:
1.1. В течение часа после поступления информации сообщают о ней в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделение по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел по району.
1.2. Совместно с сотрудниками ПДН ОВД по району (не позднее чем в течение трёх дней) организует первичное обследование условий проживания и воспитания детей для получения объективных сведений о ситуации в семье и составления Акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме установленной приказом Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009г. №334. (приложение 1).
1.3. В случае выявления наличия угрозы для жизни и (или) здоровья ребёнка принимают меры по изъятию ребёнка и его устройству.
Примечание: Порядок действий специалистов в сфере опеки и попечительства в данной ситуации установлен Семейным кодексом Российской Федерации.
1.4. При отсутствии угрозы для жизни и (или) здоровья ребёнка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи, составляют заключение, в котором указывают целевую группу (объект взаимодействия), и передают его после утверждения в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» руководителем муниципалитета в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Примечание: При наличии фактов, свидетельствующих о не исполнении или ненадлежащим исполнении родителями несовершеннолетнего (-них) обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию своих детей, специалисты районной комиссии по делам несовершеннолетних или сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних ОВД составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
1.5. При получении информации от районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав участвуют в проведении первичного обследования условий проживания и воспитания детей и реализуют свои полномочия в порядке, установленном пунктами 2.1 – 2.4 раздела 2 настоящего Регламента.
2. Специалисты районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
2.1. При поступлении информации о детях, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей (законных представителей), находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и (или) здоровья, от субъектов межведомственного взаимодействия по настоящему Регламенту (кроме специалистов в сфере опеки и попечительства) или граждан, в течение часа после поступления информации сообщают о ней специалистам в сфере опеки и попечительства по месту выявления указанной ситуации.
2.2. В случае выявления наличия угрозы для жизни и здоровья ребёнка оказывают содействие специалистам в сфере опеки и попечительства в отобрании ребёнка.
Примечание: Порядок действий специалистов в сфере опеки и попечительства в данной ситуации установлен Семейным кодексом Российской Федерации.
2.3. При отсутствии угрозы для жизни и здоровья ребёнка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи составляют заключение, в котором указывают целевую группу (объект взаимодействия), и представляют его на утверждение руководителю муниципалитета в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2.4. При наличии фактов, свидетельствующих о не исполнении или ненадлежащим исполнении родителями несовершеннолетнего (-них) обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию своих детей, составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 КоАП РФ.
2.5. При получении информации от специалистов в сфере опеки и попечительства о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию совместно с ними в сроки и порядке установленном пунктом 1 раздела 2 настоящего Регламента участвуют в первичном обследовании условий проживания и воспитания детей.
2.6. После определения целевой группы осуществляют действия, установленные разделом 3 настоящего Регламента.
3. Учреждения здравоохранения
(В соответствие со статьёй 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1 Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.)
3.1. Женские консультации, центры планирования семьи при дородовом патронаже:
— при постановке женщин на учет по беременности определяют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного и в случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения в течение трёх суток передают соответствующую информацию в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства беременной;
— принимают меры по организации работы с беременной, по разъяснению ей прав и обязанностей родителей после рождения ребёнка, профилактике отказа от ребёнка;
3.2. Медицинский персонал родильного дома (отделения) при поступлении несовершеннолетней беременной, незамедлительно передают информацию руководителю родильного дома для организации работы по профилактике отказа от ребёнка, а также специалистам в сфере опеки и попечительства по месту фактического проживания несовершеннолетней роженицы, а в случае его неизвестности (отсутствия) – специалистам в сфере опеки и попечительства по месту нахождения родильного дома.
3.3. Участковые врачи и участковые медицинские сестры:
— при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют наличие в семье неблагополучных социальных факторов;
— вносят в историю развития ребенка сведения о родителях, семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;
— осуществляют контроль за выполнением родителями данных им рекомендаций по уходу за ребенком и за проведением назначенного лечения в случае болезни ребенка;
— ведут учет социально неблагополучных семей в профильном журнале;
— при обследовании детей в образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
— в случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения в течение трёх суток передают соответствующую информацию в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего (-ней) по установленной форме (приложение №5).
3.4. Администрация детской больницы, иного стационарного учреждения здравоохранения:
— при выявлении детей, которых в больнице (более 1 месяца) не навещают родители (законные представители), уведомляет о данном факте специалистов в сфере опеки и попечительства по месту жительства ребенка, а в случае его неизвестности (отсутствия) – специалистам в сфере опеки и попечительства по месту нахождения медицинского учреждения;
3.5. Руководители лечебно-профилактических учреждений, травм.пунктов при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение 3-х часов) направляют информацию по установленной форме (приложение №2) в орган внутренних дел, специалистам в сфере опеки и попечительства и районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего (-ней), Управление опеки и попечительства Департамента семейной и молодежной политики города Москвы (по факсу 633-94-31), Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (по факсу 620-29-95), а также в Межрайонную прокуратуру.
Примечание:
1. Работники учреждений здравоохранения передают детей родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность после письменного согласования с органами местного самоуправления и районными органами внутренних дел.
2. Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях здравоохранения, не могут быть переданы родителям в случаях, если:
-родители лишены или ограничены в родительских правах;
-родители недееспособны;
-ребенок отобран у родителей (одного из них) в связи с угрозой его жизни или здоровью;
-в отношении родителей (законных представителей) или одного из них возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком;
— дело о лишении родителей родительских прав, либо ограничении родительских прав находится на рассмотрении в суде.
3. Несовершеннолетние, прошедшие медицинское обследование и (или) лечение и не нуждающиеся более в медицинской помощи, незамедлительно переводятся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
3.6. Администрация медицинского учреждения для взрослых незамедлительно (в течение трёх часов) направляет специалистам в сфере опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетних детей информацию о невозможности единственного или обоих родителей самостоятельно осуществлять уход и воспитание несовершеннолетнего ребенка в случаях длительной и тяжелой болезни обоих или единственного родителя, а также об иных выявленных случаях неблагополучия в семьях, имеющих несовершеннолетних детей.
3.8. Руководители психоневрологических диспансеров незамедлительно (в течение трёх часов с момента обращения, поступления) направляют по факсу в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию (приложение №3-2) о родителях, которые имеют несовершеннолетних детей и страдают психоневрологическими заболеваниями, которые могут создать угрозу для жизни и здоровья их детей.
4. Образовательные учреждения
4.1. Дошкольные образовательные учреждения:
— обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии воспитанников их внешний визуальный осмотр;
— организуют ежегодно в период с сентября по октябрь каждого года конкурс детского рисунка по теме «Я и моя семья». Итоги конкурса направляются в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения ДОУ до 10 ноября каждого года;
— при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трёх часов с момента выявления) направляют информацию специалистам в сфере опеки и попечительства и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического проживания ребенка, в отдел внутренних дел района по месту нахождения образовательного учреждения, в Департамент образования города Москвы и по факсу – в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по установленной форме (приложение №2).
4.2. Общеобразовательные учреждения и учреждения среднего профессионального образования:
— обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии обучающихся их внешний визуальный осмотр.
— при выявлении несовершеннолетних, длительное время (не более 10 дней) не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в образовательных учреждениях, принимают меры к выяснению причин, проводят обследование условий воспитания и проживания обучающегося и его семьи, составляют акт обследования (приложение №1), по результатам которого ставят обучающегося на внутришкольный учет (учет в ГОУ среднего профессионального образования).
— в течение 3-х дней с момента постановки несовершеннолетнего на внутришкольный учет (учет в ГОУ среднего профессионального образования) направляют информацию об этом в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по фактическому месту жительства несовершеннолетнего по установленной форме (приложение №4).
— при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трёх часов с момента выявления) направляют информацию специалистам в сфере опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, в отдел внутренних дел района по месту нахождения образовательного учреждения, в Департамент образования города Москвы и по факсу – в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по установленной форме (приложение 2).
4.3. Руководители Центров психолого-медико-социального сопровождения при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение 3-х часов) направляют информацию по установленной форме (приложение №2) в орган внутренних дел, специалистам в сфере опеки и попечительства и районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего (-ней), Управление опеки и попечительства Департамента семейной и молодежной политики города Москвы (по факсу 633-94-31), Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (по факсу 620-29-95), а также в Межрайонную прокуратуру.
5. Органы внутренних дел по городу Москве
5.1. Подразделения по делам несовершеннолетних районных органов внутренних дел:
— в соответствии с Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденном Мэром Москвы 11.02.2002г., выявляют несовершеннолетних беспризорных детей и доставляют их в территориальные дежурные части подразделений органов внутренних дел. Копии актов о выявлении беспризорного ребенка (форма установлена совместным приказом Минздрава РФ и МВД РФ от 20.08.2003г. №414/633) в течение суток направляются должностным лицом ОДН ОВД в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также – специалистам в сфере опеки и попечительства по месту выявления беспризорного.
— при наличии крайней необходимости, в исключительных случаях, в отношении безнадзорных несовершеннолетних осуществляют действия установленные Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденном Мэром Москвы 11.02.2002г. Информация о данном случае направляется незамедлительно (в течение 3-х часов с момента составления соответствующего Акта) специалистам в сфере опеки и попечительства по месту выявления ребёнка;
— при установлении факта нахождения ребёнка в обстановке угрожающей его жизни и здоровью, но при отсутствии крайней необходимости, принимают меры к вызову специалиста в сфере опеки и попечительства и оказывают ему содействие в отобрании ребёнка в порядке предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации.
5.2. В соответствии с приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 г. №900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции (в ред. приказов МВД РФ от 03.05.2003 №300, от 30.03.2006 №217, от 12.04.2007 №356) участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих.
В случае наличия у вышеназванных граждан несовершеннолетних детей в течение трёх дней со дня выявления о данных семьях информирует районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение №5) и сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.
5.3. Сотрудники патрульно-постовой службы милиции (приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений в ред. приказа МВД РФ от 29.01.2009г. №60) выявляют заблудившихся детей и подростков, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних правонарушителей, в том числе находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях доставляют таких лиц в дежурную часть районного отдела внутренних дел или подразделения по делам несовершеннолетних (если они находятся вне помещения отдела внутренних дел).
5.4. Дежурные части районных органов внутренних дел при доставлении к ним беспризорных несовершеннолетних осуществляют действия установленные Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденном Мэром Москвы 11.02.2002г., и через ОДН ОВД направляют копии актов о выявлении беспризорного ребенка в течение суток в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также – специалистам в сфере опеки и попечительства по месту выявления беспризорного.
5.5. Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в розыске без вести пропавших несовершеннолетних или самовольно ушедших из семей (государственных учреждений).
Порядок участия подразделений криминальной милиции в выявлении фактов семейного неблагополучия установлен Инструкцией о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при розыске детей самовольно оставивших семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, установлению причин и условий, способствующих побегам, утверждённой постановлением Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 19.04.2010г.
6. Территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве
направляют в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет и не получивших гражданские паспорта по истечении 6 и более месяцев с момента достижения указанного возраста.
7. Управы районов:
7.1. Организуют в течение семи дней после выявления направление в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав сведений о многодетных семьях, злоупотребляющих алкогольной и спиртосодержащей продукции;
7.2. Обеспечивают размещение на информационных стендах в жилом секторе, а также на районных информационных стендах контактных телефонов районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистов в сфере опеки и попечительства;
7.3. Организуют и осуществляют контроль за своевременным направлением в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав данных:
7.3.1. Едиными информационно-расчетные центры, Управляющими компаниями, Товариществами собственников жилья:
— ежеквартально (до 15 числа каждого месяца следующего за окончанием квартала) о выявленных семьях, ведущих аморальный образ жизни и создающие неблагоприятные условия для воспитания несовершеннолетних детей, на основании задолженности по плате за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением и коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
— о случаях смерти родителей или единственного родителя несовершеннолетнего на основании представленных документов (в течение одного рабочего дня);
7.3.2. Старшими по подъездам (незамедлительно в течение 3-х часов после выявления) о случаях, имеющих признаки неблагополучия детей, жестокого обращения с ними.
8. Межрайонные центры «Дети улиц» ежемесячно организуют проведение патрулирования по местам скопления молодёжи и выявляют безнадзорных и беспризорных детей. Информация по итогам рейдов в течение 3-х дней направляется в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства выявленных безнадзорных несовершеннолетних) и в окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту выявления беспризорных несовершеннолетних).
9. Общественные пункты охраны порядка (незамедлительно в течение 3-х часов после выявления) о случаях, имеющих признаки неблагополучия детей, жестокого обращения с ними информируют районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
10. Отделы записи актов гражданского состояния при регистрации смерти лица, в паспорте которого указаны сведения о несовершеннолетних детях, и есть основания полагать, что умерший являлся их единственных родителем, а также при наличии информации о том, что умерший являлся опекуном (попечителем) несовершеннолетнего, незамедлительно (в течение 3-х часов после выдачи свидетельства о смерти) информируют об этом специалистов в сфере опеки и попечительства по месту жительства умершего (приложение №7).
Раздел 3. Организация социального сопровождения целевых групп
Объединение усилий специалистов по социальной работе с детьми, непосредственно осуществляющих работу с семьями на территории района, и специалистов служб сопровождения детей в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является основным фактором в повышении эффективности и значимости мер по профилактике безнадзорности и защите прав и интересов семьи и ребенка.
2. Непосредственная работа с неблагополучной семьей, yправление и формы:
2.1. С целью осуществления комплексной работы с семьей, исходя из специфики территории, районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по фактическому месту проживания ребёнка поручает разработку плана индивидуально-профилактической работы с семьёй несовершеннолетнего (приложение №6) одному из учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных в районе (действующих на территории района) (Центры социальной помощи семье и детям, центры социальной защиты населения всех типов, Социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, Межрайонные центры «Дети улиц» и др.).
2.2. Учреждение, получившее поручение районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
— в течение трёх дней изучают социально-бытовые условия семьи, её социальное окружение, проблемы взаимоотношений между членами семьи и разрабатывают проект плана индивидуально-профилактической работы с семьёй несовершеннолетнего (приложение №6);
— после составления проекта плана индивидуально-профилактической работы с семьёй направляет его в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, давшую соответствующее поручение;
— после утверждения районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав плана индивидуально-профилактической работы с семьёй организует контроль за его выполнением и социальный патронаж семьи в сроки установленные планом;
— по истечении 3-х месяцев с момента постановки на социальное сопровождение вносит на рассмотрение районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о результатах проделанной работы, а также предложения: о снятии семьи с учета, о продолжении реабилитационной работы, о корректировке индивидуальной программы социальной реабилитации, другие предложения в зависимости от конкретной ситуации.
Примечание:
1.При возвращении в семью детей, прошедших курс социальной реабилитации в СРЦ, ребенок (семья) ставится на социальное сопровождение в КЦСО (ЦСО, ЦСПСиД).
2. Вопросы дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних,
прошедших социальную реабилитацию, решаются специалистами в сфере опеки и попечительства с учетом рекомендаций районной КДНиЗП.
3. Оценка эффективности комплексных социальных услуг, оказанных семье (ребенку) осуществляется специально созданной для этого комиссией учреждения (организации), осуществляющей контроль за реализацией плана индивидуально-профилактической работы, и районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвердившей названный план каждые 6 (шесть) месяцев.
2.3. Специалисты в сфере опеки, попечительства и патронажа муниципалитета:
— осуществляют контроль за опекунами (попечителями), приёмными родителями и патронатными воспитателями в порядке, установленном действующим законодательством. При получении информации из районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, от граждан) о неисполнении (ненадлежащем исполнении) названными лицами своих обязанностей и (или) о совершении несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей антиобщественных и (или) противоправных деяний в трёхдневный срок после получения информации проводят обследования условий воспитания и проживания вышеназванных несовершеннолетних, получают объяснения от несовершеннолетних и их законных представителей по существу поступившей информации, и направляют в районную КДНиЗП своё заключение о целесообразности привлечения опекунов (попечителей), приёмных родителей к административной ответственности в соответствии со статьёй 5.35 КоАП РФ;
— в случае ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки и попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, а также при выявлении фактов существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных федеральным законодательством или договором правил охраны имущества подопечного и/или распоряжения его имуществом, решают вопрос об отстранении опекуна или попечителя от возложенных на него обязанностей;
— при получении сведений из больницы о рождении ребёнка, матери которого не исполнилось 16 лет, принимают меры по назначению ребёнка опекуна, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетним родителем (статья 62 Семейного кодекса РФ).
2.4. Специалисты районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
— в течение 15 дней после получения от уполномоченной организации (раздел 3 пункт 2.1.) проекта плана индивидуально-профилактической работы с семьёй несовершеннолетнего утверждает его на заседании комиссии и направляет для исполнения соответствующим органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— при получении информации из женской консультации о постановке на учёт несовершеннолетней беременной проводят работу (при необходимости) по оказанию содействия в снижении брачного возраста;
— в случае установления факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязанностей патронатными воспитателями – вносят обязательное для исполнение представление в организацию, заключившую договор о патронатном воспитании, о его расторжении;
— до 01 декабря каждого года анализируют итоги конкурса рисунков «Я и моя семья», проводимого дошкольными образовательными учреждениями, и, при необходимости, проводят первичное обследование семей, имеющих возможное неблагополучие в детско-родительских отношениях;
— по истечении 3-х месяцев, с момента постановки семьи на социальное сопровождение рассматривает на заседании районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию уполномоченной организации (раздел 3 пункт 2.2) о результатах проделанной работы, а также предложения: о снятии семьи с учета, о продолжении реабилитационной работы, о корректировке индивидуальной программы социальной реабилитации, другие предложения в зависимости от конкретной ситуации..
В случае принятия решения о продолжении работы с семьёй, повторное рассмотрение результатов работы производится в сроки, предложенные уполномоченной организацией, но не позднее, чем по истечении 6 месяцев после принятия постановления о продолжении работы.
3. Снятие с учета семей (детей) в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав производится:
— по заявлению родителей (семьи) при наличии положительного Заключения специалистов в сфере опеки и попечительства;
— при достижении младшим ребёнком в семье 18 лет;
— при наличии обстоятельств, связанных со смертью, переездом на другое место жительства за пределы района (города) и т.п.;
Примечание: В случае переезда семьи в пределах города Москвы и Московской области сведения о данной семье в течение трёх дней после поступления информации о переезде районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту учета семьи направляется в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту жительства.