когда возникло медицинское право

Формирование медицинского права

когда возникло медицинское право когда возникло медицинское право когда возникло медицинское право когда возникло медицинское право

когда возникло медицинское право

когда возникло медицинское право

Одной из отраслей российского права, обеспечивающих социальные права и устанавливающих гарантии на достойную жизнь граждан России, является медицинское право. Это комплексная отрасль права, поскольку вбирает в себя отдельные институты таких важнейших отраслей как гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право. Процесс становления медицинского права как самостоятельно отрасли не завершен и в настоящее время, поэтому, можно сказать, что данная отрасль находится в процессе формирования. Термин «медицинское право» появился в 1990-е гг., с принятием «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.).

Медицинское право — отрасль права, регулирующая отношения, возникающие по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи. Главными участниками правоотношений в медицинской сфере являются: пациент; медицинский персонал (в частности — лечащий врач); медицинское учреждение (ЛПУ, НИИ, медицинские институты и иные субъекты); страховые медицинские организации страховая медицинская организация; страхователи (страхователь); государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ). Кроме того, в медицинских правоотношениях возможно участие следующих субъектов: органы, выдающие медицинским учреждениям разрешение на занятие медицинской деятельностью (лицензии и сертификаты); медицинские ассоциации; контролирующие организации (профсоюзы, общества защиты прав потребителей, антимонопольный комитет и проч.), суды.

Становление медицинского законодательства в России насчитывает длительный период. Медицинская помощь в Древней Руси оказывалась посредством народной, монастырской и светской медицины.

Считалось, что представители народной медицины являлись преступниками против православной веры, в связи с чем, они преследовались и жестоко карались. Народная медицина основывалась на морально–этических нормах. Монастырская медицина регламентировалась «Церковным уставом» Владимира Святославовича (конец Х в.). Светская (городская) медицина, представлявшая вариант организации медицинской помощи, при котором врачевание осуществляли лекари – профессионалы, регламентировалась нормами первого свода писанного права – Русская правда (краткая, пространная и сокращенная редакции, датированные соответственно Х, ХI и ХV вв.).

Первым законом об охране здоровья граждан явился закон «О предосторожностях от скотского падежа и предохранения людей от болезней», появившийся 5 сентября 1640 г. В 1649 г. был принят еще один закон «О предосторожностях от мирового поветрия в Москве», согласно которому запрещался всякого рода контакт с государем, а именно: являться ко двору, сопровождать в походах, присылать записки и всякие дела тем чиновникам, у которых в домах «заразительная болезнь».

В связи с ростом военных потерь ранеными и больными в военных баталиях первой четверти XVIII в., возросла роль военно-медицинской службы, а так же увеличилось количество государственных и частных аптек. Вопросы организации здравоохранения требовали законодательного регулирования. Нормативными правовыми актами, определявшими деятельность в сфере охраны здоровья были: Артикул воинский (1915 г.). Воинский Устав (1716 г.) и Морской Устав (1720 г.). 6 артикул «О содержании больных» включал вопросы противоэпидемической помощи и приказ немедленно перевозить их на госпитальных кораблях (гл.2, кн. 1). В главе 34 Воинского Устава «О полевом лазарете (или шпитале)» была изложена правовая регламентация деятельности госпиталей.

когда возникло медицинское право

Указ от 14 августа 1721 г. «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о Бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям» носил комплексный характер и был посвящен регулированию целого ряда направлений медицинской деятельности. Наибольшую важность он имел в связи с разделом, связанным с осуществлением надзора со стороны органов управления медицинским делом за функционированием госпиталей – медицинских организаций того времени. Госпиталя, в соответствии с указом, должны быть под надзором (в смотрении) органа управления медициной (Медицинской канцелярии, в дальнейшем Медицинской коллегии), что обеспечивало централизованность, а также единые требования и подходы к диагностике, лечению заболеваний и организации медицинской помощи в различных лечебных учреждениях.

Так, вначале XVIII в. открылась сеть госпиталей, представляющих собой первые медицинские центры, где кроме лечебной деятельности осуществлялись обучение кадров, экспертиза пациентов, медицинское обеспечение посредством увеличившегося числа аптек.

Знаменательным событиям, вошедшим в историю развития правосубъектности медицинских организаций России, было появление в 1735 г. Указа «Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей». Благодаря этому документу, сформировалась адекватная экспертиза не способных к службе, служба медицинского обеспечения, определялся круг обязанностей и организационно-правовая структура всех звеньев лечебной деятельности: подлекарей, лекарей, начальника медицинской части госпиталя (Главного Лекаря) начальника госпиталя (Главного Доктора). Их подчиненность Медицинской канцелярии, подтверждалась необходимостью предоставления донесений о деятельности госпиталя и результатах освидетельствования больных.

Вопросы правового положения врачей, аптек, санитарной полиции, вопросы судебной медицины регулировались Сводом Учреждений и Уставов врачебных по гражданской части. Врачебный устав входил в Свод Законов Российской империи (редакция 1857 г.) и подразделял больницы на три группы: обычные больницы (госпиталя), дома для неизлечимо больных и больницы для оказания психиатрической помощи.

На базе земской медицина в 1870-е гг. возникло понятие «общественная медицина», которое включало в себя три раздела: а) общественную гигиену и медицинскую полицию, медицинскую географию и статистику; б) судебную медицину вообще; в) эпизоотии и ветеринарную полицию».

В годы Великой Российской революции 1905-1922 гг. обострилось противоборство государства и земств по вопросам организации медицинского дела. В 1905 г. был принят Устав врачебный, который относил к ведению земских учреждений «участие в мероприятиях по охране народного здравия предупреждению и прекращению заразных и повальных болезней на животных, развитие средств врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению местности в санитарном отношении» (ст. 641). Сенатским разъяснением в 1910 г. была установлена необязательность для земств приема заразных больных при отстутствии в земских больницах заразных отделений. Земства выражали несогласие с царским правительством по вопросу об образовании министерства здравия. Проект закона о его создании, утвержденный царем в 1916 г., был отвергнут Государственной думой.

Временное правительство, не уделяя должного внимание социальным проблемам, все же принимает решение о создании в апреле 1917 г. Центрального врачебно-санитарного совета, в котором руководящую роль играли представители земской медицины. Чрезвычайный Пироговский съезд (1917 г.) в своей резолюции по вопросу «об основах санитарно-врачебного строя в освобожденной России» провел идею о минимальном вмешательстве правительственных органов в медицинско-санитарное дело и передачи его целиком в руки местных организаций.

В условиях становления советской государственности происходила глобальная централизация во всех сферах российского общества, этот процесс отразился и на организации медицинского дела. После октябрьских событий 1917 г. был создан медико-санитарный отдел при Петроградском военно-революционном комитете. 24 января 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров был образован Совет Врачебных коллегий, на который возлагались функции «высшего медицинского органа Рабочего и Крестьянского правительства».

18 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о Народном комиссариате здравоохранения», которым определялся круг стоящих перед ним государственных задач: разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела; наблюдение и контроль за применением этих норм и принятие мер к неуклонному их выполнению; издание общеобязательных для всех учреждений и граждан Российской Социалистической Федеративной Республики распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела; содействие всем учреждениям Советской республики в осуществлении медико-санитарных задач; организация и заведование центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера; финансовый контроль и финансовое содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений; объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных Советов депутатов.

В июле 1936 г. Постановлением ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР был создан Народный комиссариат здравоохранения СССР (15 марта 1946 г. преобразованный в министерство Здравоохранения СССР).

Правовой статус лечебно-профилактических учреждений Союза ССР был закреплен в Положении об управлении городских больниц Наркомздрава СССР от 4 февраля 1939 г. Основу его составляла правовая регламентация деятельности больниц в городах, посёлках городского типа, рабочих поселках всех республик. В целом, здравоохранение в СССР являлась практически закрытой системой: регулирование осуществлялось посредством служебных актов, и было скрыто как от пациентов, так и от врачей. Государственный характер был основным принципом советского здравоохранения. Его основными чертами являлись централизация управления, государственное финансирование и государственное планирование программ здравоохранения, предоставлении бесплатной и общедоступной медицинской помощи всему населению страны.

Важным шагом на пути формирования медицинского законодательства были закон СССР утвердивший «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» (декабрь 1969 г.), а также закон РСФСР «О здравоохранении» (июль 1971 г.). Основы законодательства фиксировали, что главной задачей являлось «регулирование общественные отношения в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, здоровья, высокого уровня трудоспособности и долголетней активной жизни граждан; предупреждения и снижения заболеваемости, дальнейшего сокращения инвалидности и снижения смертности; устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье граждан».

Однако в течение десятилетий в области охраны здоровья населения РСФСР указанные законодательные акты действовали только «на бумаге», реально система здравоохранения работала по инструкциям и приказам Министерства здравоохранения СССР. Проблемы недофинансирования, привели к приобщению медицинских учреждений к деятельности (несмотря на их некоммерческую природу), направленной на извлечение прибыли и получение дохода. 26 июня 1980 г. было принято «Положение о внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете». В связи с этим, медицинским учреждениям, как и иным бюджетным предприятиям и организациям, разрешалось зарабатывать деньги путем реализации своей продукции, выполнения работ, оказания услуг, сдачи в аренду временно не используемых помещений.

Первые законодательное закрепление разделения организаций на коммерческие и некоммерческие было осуществлено в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. (ст. 18). Однако применение Основ на территории РФ было возможным только с 3 августа 1992 г. к тем гражданским правоотношениям, которые возникли после этой даты, что было связано с распадом СССР. Поэтому официальной датой рождения некоммерческих организаций следует считать 3 августа 1992 г.

С 1990 гг. в России начался период радикальных социальных и экономических реформ, которые не могли не затронуть и систему здравоохранения. В медицинской практике, осуществлявшейся ранее только на основании плана, принципа единоначалия и финансировавшейся только из госбюджета, появились первые учреждения частной системы здравоохранения, платные медицинские услуги, обязательное медицинское страхование. Началась приватизация аптечных организаций, государственные лечебно-профилактические учреждения стали работать в условиях становления рыночной и снижения общих размеров бюджетного финансирования здравоохранения и всей социальной сферы.

Децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную потребовали четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения, в связи с чем, и появляется необходимость в такой комплексной отрасли как медицинское право. Значительно повлиял на этот процесс и резкий рост информированности общества о международном опыте правового регулирования сферы здравоохранения и правах человека. Начинается разработка фундаментальные законы, определивших на многие годы стратегию развития национального здравоохранения.

Базовым нормативным правовым актом медицинского права в современной России являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденные Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. В течение 1990-х и первого десятилетия XXI в. в документ вносились многочисленные изменения и дополнения.

Закон установил правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. К основным принципам охраны здоровья граждан были отнесены: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения, связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Одним из приоритетных направлений медицинского права в современной России является регулирование медицинского страхования. Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» с 1 января 2011 г. утратил свою силу. С этого же дня вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Он регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и его участников, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Положения нового Закона существенным образом изменяют систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам России.

Перспективными направлениями в развитии медицинского права является регулирование организации качественной и доступной медицинской помощи; обеспечения достойного материального положения медицинского персонала и медицинских учреждений; системы здравоохранения; эффективной работы системы медицинского страхования; введения единых стандартов качества медицинской помощи. Все это направлено на обеспечение достойной жизни граждан России.

Таким образом, в 1990-е гг. происходит становление новой комплексной отрасли медицинского права, что способствует значительному совершенствованию системы российского здравоохранения

Источник

Исторические аспекты развития медицинского права как науки

когда возникло медицинское право

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Дата публикации: 09.12.2013

Статья просмотрена: 1743 раза

Библиографическое описание:

Пучкова, В. В. Исторические аспекты развития медицинского права как науки / В. В. Пучкова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/113/4682/ (дата обращения: 22.11.2021).

Методологическую основу социокультурной характеристики прав человека составляет исторический подход. Становление и развитие института прав человека раскрывает пути познания и объективации свободы. «Всемирная история, писал Гегель, — это прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах» [2, 98–99].

Права человека как определённые требования (притязания), необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли ещё при первобытнообщинном строе (эти притязания опирались на выработанные практикой обычаи, традиции, ритуалы). Тогда ещё отсутствовала дифференциация прав и обязанностей.

С расколом общества на противоположные классы предоставляемые людям права стали соразмеряться с их имущественным положением. Постепенно права сосредоточились в руках экономически господствующего класса, а обязанности были возложены на представителей неимущих классов.

Однако уже на этой стадии возникает гражданская идея, то есть идея определённого комплекса прав и обязанностей гражданина. Зарождение этой идеи относится к 5 в. до н. э. Речь идёт об античных полисах.

Полис — первая в истории человечества форма сообщества, которую можно определить как гражданский коллектив. Один из наиболее глубоких исследователей истории древнего полиса С. Л. Утченко отмечает: «Благодаря именно этим своим особенностям полис сумел выработать и затем передать в наследство грядущим поколениям огромное духовное богатство, идеи гражданства, демократии, республиканизма» [8, 41].

Уже прогрессивная политическая мысль древних демократий выдвигала идею равноправия (Перикл, Демосфен). Интересно высказывание Демосфена в речи «Против Лептина»: «Закон устраняет все, противоречащее ему, чтобы относительно каждого (обстоятельства) среди существующих имелся один закон, чтобы закон не приводил в смущение рядовых граждан и чтобы они не оказывались в невыгодном положении сравнительно с тем, кто знает все законы. Закон должен быть таким, чтобы всем давать ясное и полное знание о том, что является правом» [9, 337–338].

Во всех странах международно-правовые документы, устанавливают стандарты прав и свобод личности, которые определяют границу дозволенного поведения. Данные права и свободы человека являются не только внутригосударственными, но и являются объектом всего мирового сообщества.

В наши дни права человека постоянно нарушаются в различных отраслях из-за неправильного понятия демократического поведения гражданами, это объясняется тем, что отсутствует ответственность всех институтов власти перед народом. Права человека закреплены в Конституции РФ и должны быть беспрекословно защищены, так как они источником удовлетворения всех потребностей и интересов. Формирование прав человека осуществлялось постепенно с учетом развития общества и его жизненной позиции. Это еще раз подтверждает, что права человека являются неотъемлемой частью любого права.

Идеи естественного происхождения прав индивида были положены и в американскую концепцию прав и свобод человека и нашли впервые законодательное закрепление в Декларации независимости США (4 июня 1776 г.), которая провозглашала, что все люди созданы равными и наделённые творцом определёнными правами, среди которых — право на жизнь, свободу и стремление к счастью» [7, 12]. Следует отметить, что в конце двадцатого века положения этой Декларации стали фундаментом права, и нашли своё реальное воплощение в конституционных нормах для республик Европы и Азии.

В XVII-XVIII столетиях права человека толковались как «естественные права», то есть обосновывались с помощью той или иной разновидности природно-правовой доктрины. Считается, что первым официальным актом, который открыл проблему прав человека, и подчеркнул значение человека в истории, является, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. [4, 4]. Данная Декларация регламентирует естественные права человека, и также акцентирует цель всякого политического союза, которая заключается в обеспечении естественных и неотъемлемых прав человека. В обществе, где нарушаются конституционные права граждан, человек, становится бесправен, так как лишается гарантий защиты своих прав.

В российском законодательстве XVII-XVIII веков не уделялось внимание правам человека, поэтому в XIX веке возникла необходимость принять специальный государственный акт о правах и свободах человека. И только в 1904 году законодательно были закреплены некоторые права человека, в том числе неприкосновенность гражданина.

Это требование нашло своё воплощение в манифесте 17 октября 1905 г., который впервые ввёл понятия гражданских свобод (свобода слова. Неприкосновенность лица). Можно говорить, что этот Манифест был одним из первых русских вариантов Декларации прав и свобод, тем не менее, он не предусматривал гражданского права непосредственно, объём этих прав должны были установить Совет Министров. Положение Манифеста 17 октября 1905 года были лишь декларативными.

За время советской истории проблема прав человека являлась предметом правового рассмотрения. За период советской истории отношения власти и законодателя к регулированию прав человека, следует отметить две противоположных тенденции: во — первых, это положительные моменты, которые были заложены первыми декретами и Конституцией 1918 года, а в дальнейшем в других правовых актах; во — вторых, из конца 20 — х лет начала складываться жёсткая административная система, которая делает сопротивления на силовые методы, грубую силу и которая привела к гибели миллионов людей, попиранию прав человека и гражданина.

Конституция 1918 г. закрепила, прежде всего, права трудящегося и эта концепция послужила для всех других Конституцией СССР и противостояла теории естественных прав человека, так как власть не признавала никаких субъективных неприкосновенных частных прав. Таким образом, советской правовой доктриной была воспринятая позиция К. Маркса относительно приоритета экономических прав над личными правами [5, 400].

Природно-правовая доктрина последовательно вела к признанию возникающих у человека от рождения прав в качестве юридических, причём, как на внутригосударственном, так и международном уровнях. В 1966 году под эгидой ООН были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международные договоры имеют обязательную юридическую силу и образуют Международный свод законов, в этом случае страны — участники данного соглашения обязаны соблюдать все принятые нормы и положения. В Международном своде законов, являющимся демократическим стандартом государства отражены основные права и свободы человека. Гарантирование соблюдения предоставляемых прав и свобод человека в наше время многими государствами оформлены конституционным законодательством.

Характер признания и регламентации прав на жизнь и здоровье являются важными следствиями, то есть возможностями людей полноценно осуществлять их, защищать в случае посягательств и, прежде всего, пользоваться разнообразными социальными благами.

Необходимо заметить, что проблема прав на жизнь и здоровье органически объединяется с проблемой их гарантий. Они создают единое целое. Например: права человека на его жизнедеятельность, которая характеризуется благоприятной окружающей средой, здоровым полноценным питанием, гармоничным развитием подрастающего поколения, требует конституционной защиты для обеспечения реализации данного направления. Хотя такие права, как экономические, политические и гражданские права могут утрачивать свое значение в случае войны, наводнений и других стихийных бедствий.

Интернационализация прав человека, что усилилась после принятия Всеобщей декларации 1948 года, сопровождалась осознанием необходимости укрепление их гарантий. Права человека и его гарантии сегодня приобрели неразрывное единство. В юридической литературе подчёркивается необходимость дальнейшей разработки и внедрения концепции универсального механизма гарантий прав на жизнь и здоровье, которые должны иметь целостный, саморегулирующий характер [6, 73–74].

Таким образом, ограждающееся международно-правовыми актами право на жизнь и здоровье относится к категории основных прав человека. Право на здоровье, в отличие от других прав человека, сравнительно недавно стало предусматриваться конституциями многих стран мира. Впервые 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека было признано право на здоровье. Это говорит о том, что основные права граждан регулируются и ограждаются разными областями права, хотя за эти права должно отвечать только государство. В результате основные права, за которые перед мировым сообществом должно отвечать само государство, регулируются и ограждаются разными областями права, но основная нагрузка приходится на гражданское право, которое регулирует эти отношения в пользу частного лица.

Только после второй мировой войны, в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости и интернационализации глобальных проблем начали возникать международные права. В системе субъективных прав и свобод можно выделить две большие группы: Конституционные и отраслевые права. Конституционные права и свободы являются основными для всех граждан, так как они отражают в разных сферах социальной жизни наиболее значимые связи между обществом и человеком, государством и гражданином.

Конституционным правам и свободам свойственна стабильность регламентации, фундаментальность содержания, гарантированность всеми средствами с признанием международной юрисдикции. Эти права составляют юридическую базу правового статуса гражданина во взаимодействии с другими факторами и наглядно свидетельствуют о степени цивилизованности общества и государства.

Относительно содержания понятий «конституционного права» и «основного права» надо сказать следующее. Безусловно, в рамках Конституции они полностью совпадают. Но основные права могут встречаться и в не отраслевом законодательстве, а также в международно-правовых актах. Для зачисления прав к основным достаточным условиям будет их регламентация в нормах как конституционного, так и международного правового акта, официально признанного определённым государством [3].

Права и свободы принадлежат индивиду независимо от того, закреплены они в действующем законодательстве или нет. Принцип прямого действия конституционных прав и свобод подчёркивает их верховенство в правовой системе государства. Непосредственное действие основных прав и свобод человека обуславливает прямые обязанности государства относительно их гарантирования. Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют высшую юридическую силу.

По социальному назначению и содержанию права и свободы человека являются различными, это видно по распределению благ, которые составляют их основу, определяющихся их потребностями и интересами при реализации. Это определило классификацию прав и свобод на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Данное разделение прав отражено в современном конституционном законодательстве РФ. Одним из основных прав является право на охрану здоровья, которое гарантируется государством с целью исполнения Конституционных норм в сфере здравоохранения. Именно поэтому правовым государством является такое государство, где соблюдаются основные конституционные права и свободы человека и гражданина. Именно правовое государство стоит на страже закона по соблюдению и реализации прав человека, в том числе оно проявляет заботу о состоянии здоровья граждан путем издания нормативно-правовых актов. Если государство нарушает основные положения и нормы по защите прав и свобод человека оно теряет статус правового государства. Забота государства о здоровье нации повышает статус данного государства в мировом сообществе. Право на здоровье присуще каждому гражданину, которое направлено на обеспечение состояния функционирования и жизнеспособности организма человека, поэтому относится к субъективному праву. Данное право связано с обеспечение здоровья. Право человеку принадлежит с рождения и владеет он им на протяжении всей жизни. В случае утраты здоровья возникает необходимость на обращение в медицинские учреждения за оказанием медицинской помощи, с получением достоверной информации о результатах диагностического обследования. Действительно защита жизни и здоровья предусмотрена законодательством и также законодательством предусмотрены гарантии прав граждан в сфере здравоохранения. Имеется программа, направленная на законодательное и социальное обеспечение здравоохранения. Это предусматривает правильное понимание государством своих функций, места и роли в системе здравоохранения.

На основании развития и формирования конституционного права граждан на охрану здоровья в Российской Федерации формировалось и медицинское право как наука. Медицинское право является сравнительно молодой отраслью права. Следует отметить, что медицинское право официально не признано самостоятельной отраслью права. Однако, в настоящее время разработана стратегия развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года, что является необходимым для признания и дальнейшего развития медицинского права как самостоятельной отрасли права. Данная стратегия утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2580-р [1].

Основной целью стратегии является развитие медицинской науки, которая направлена на создание высокотехнологичных инновационных технологий по производству инновационных продуктов и внедрение их в практическое здравоохранение для укрепления и сохранения здоровья населения.

Стратегия направлена на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на повышение качества и доступности медицинской помощи населению Российской Федерации, разработку инновационных продуктов, освоение важных технологий и развитие компетенций.

Одной из приоритетных задач для выполнения поставленной цели Стратегии является развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, которое предполагает формирование и выполнение научных программ по направлениям поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработке и внедрению технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и состояний и медицинской реабилитации.

На современном этапе медицинская наука по своему развитию является не эффективной. Об этом свидетельствует зависимость медицинской науки от импорта, низкий уровень заработной платы медицинских работников, большинство медицинских учреждений не соответствуют требованиям надлежащей лабораторной практики, надлежащей клинической практики и испытаний инновационных препаратов с использованием патологических процессов на животных. Недостаточно сертифицированных центров доклинических испытаний новых лекарственных препаратов.

Для решения этих проблем предлагаются меры по реорганизации медицинской науки, развитию трансляционной и доказательной медицины.

Для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской медицинской науки необходимо поддерживать приоритетные направления.

С целью совершенствования правового регулирования медицинской науки необходимым является разработка новых и более эффективных механизмов контроля безопасности, эффективности, качества медицинской помощи, производству лекарственных препаратов и обороту инновационных продуктов. Тем более, это необходимо при появлении новых технологий и продуктов в новых областях медицины.

1. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2580-р О Стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025 г. / http://www.garant.ru

2. Гегель Г. Сочинения / Под ред. А. Деборина и Д. Рязанова. Т. 8. М., 1935. — С. 98–99.

3. Дмитриев Ю. А., Златопольский Л. Д. Гражданин и власть. — М.: 1994.

4. Даниленко В. Н. Декларация прав и реальность: К 200-летию Декларации прав человека и гражданина. — М.: Международные отношения, 1989. –С.4.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1. — С. 400.

6. Назаров Б. Л. Важнейшая проблема прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е. А. Лукашевой / АП СССР Ин-т государства и права. — М.: 1989. — С. 73–74.

7. США: Конституция и права граждан / Под ред. И. А. Геевского (отв. ред.), В. А. Власихина, С. А. Червонной. — М.: Мысль, 1987. — С.12.

8. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. — М., 1977. — С. 41.

9. Цит. по: Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. — М., 1966. — С. 337–338.

Похожие статьи

Конституционное право граждан на медицинскую помощь.

В первую очередь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь в статье 41 закрепляет Конституция Российской Федерации.

Данный закон в 4 Главе определяет основные права и обязанности гражданина в сфере охраны здоровья.

Права и свободы граждан как критерий формирования.

Статья посвящена анализу критериев формирования современного гражданского общества и правового государства, особое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина.

Права человека в сфере охраны здоровья | Статья в журнале.

права пациента, охрана здоровья, медицинская помощь, система здравоохранения, медицинская этика.

. и науке, доступность медицинской помощи приемлемого качества, информированное согласие на

Конституционное право граждан на медицинскую помощь.

Здравоохранение как объект правового регулирования

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное управление, здравоохранение, государственное регулирование, административно-правовое регулирование, особое место.

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Правовое государство — это государство в котором действует свобода, основанная на законах.[3, c.76].

В цܰеܰлܰяܰх оܰбܰеܰсܰпܰеܰчܰеܰнܰиܰя пܰрܰаܰв и сܰвܰоܰбܰоܰд чܰеܰлܰоܰвܰеܰкܰа и гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰиܰнܰа в сܰфܰеܰрܰе.

Правовая природа возмездного оказания медицинских услуг

Особая сфера применения — медицинские услуги относятся к сфере лечения и профилактики заболеваний, сфере здравоохранения и социального обеспечения, что обуславливает их значимость не только для конкретного гражданина, обратившегося за медицинской помощью.

Публикация научных статей — Молодой ученый

««Медицина и здравоохранение»» (VII) Краснодар.

Медицинские науки. Культурология и искусствоведение.

Экономика и управление. Государство и право. Технические науки. Информатика.

Международно-правовое положение медицинского и духовного.

медицинский персонал, предоставленный стороне, находящейся в конфликте, в гуманитарных целях нейтральным государством или

Правовое положение медицинского персонала включает права, обязанности, предусмотренные МГП, и ответственность за их нарушение.

Генезис прав человека: горизонты мирового развития

Влияние правового нигилизма на развитие гражданского общества в России. Законодательная политика государства в сфере. История развития принципа уважения прав человека и основных. Так был создан прецедент защиты свободы вероисповедания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *