коль благ бог израилев правым сердцем
Коль благ бог израилев правым сердцем
Оскудеша песни Давида, сыны Иессеова. Псалом Асафу, 72
1 Коль благ Бог Израилев, правым сердцем.
2 Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя.
3 Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря.
4 Яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их,
5 в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран.
6 Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим.
7 Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца.
8 Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша.
9 Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли.
10 Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них.
11 И реша: како уведе Бог? И аще есть разум в Вышнем?
12 Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство.
13 И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои,
14 и бых язвен весь день, и обличение мое на утренних.
15 Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, емуже обещахся,
16 и непщевах разумети: сие труд есть предо мною,
17 дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их.
18 Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася.
19 Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое.
20 Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши.
21 Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася.
22 И аз уничижен и не разумех, скотен бых у Тебе.
23 И аз выну с Тобою, удержал еси руку десную мою,
24 и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси.
25 Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?
26 Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век.
27 Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе.
28 Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони.
Разума Асафу, 73
1 Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея?
2 Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси.
3 Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем.
4 И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего, положиша знамения своя, знамения, и не познаша,
5 яко во исходе превыше, яко в дубраве древяне секирами разсекоша.
6 Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и.
7 Возжгоша огнем святило Твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего.
8 Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и оставим вся праздники Божия от земли.
9 Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому.
10 Доколе, Боже, поносит враг? Раздражит противный имя Твое до конца?
11 Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец?
12 Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли.
13 Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змиев в воде,
14 Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским.
15 Ты расторгл еси источники и потоки, ты изсушил еси реки Ифамския.
16 Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце.
17 Ты сотворил еси вся пределы земли, жатву и весну Ты создал еси я.
18 Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое.
19 Не предаждь зверем душу, исповедающуся Тебе, душ убогих Твоих не забуди до конца.
20 Призри на завет Твой, яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий.
21 Да не возвратится смиренный посрамлен, нищ и убог восхвалита имя Твое.
22 Востани, Боже, суди прю Твою, помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день.
23 Не забуди гласа молитвенник Твоих, гордыня ненавидящих Тя взыде выну.
Коль благ бог израилев правым сердцем
В этом псалме пророк изображает неосновательность мнения людей о судах Божиих, потому что они глубоки, неисследимы и исполнены великой непостижимости, и незнающие оснований Божия о каждом домостроительства впадают в нелепые помыслы. Посему, изобразив нам прежде самые помыслы (повод же к ним подавало благополучие людей нечестивых, ибо сказано: «се сии грешницы и гобзующии» ( Пс.72:12 )) учит потом, какой будет конец самих нечестивых, чтобы, ясно зная это, не затруднялись мы видимыми несообразностями того, что бывает в жизни сей.
Приступая к описанию благоденствия людей, живущих нечестиво, и за сим уготованного им жестокого наказания, предпоставляет ту мысль, что Бог благ для правых, и потому избирающие удел живущих благочестиво должны знать это, что Бог будет благ для одних правых сердцем, а не для тех, которые грешат, поступая худо. Если же нечестивые и благоденствуют по-видимому, то никто не должен этим смущаться, представляя себе то наказание, какое ожидает их в скором последствии.
Поелику наслаждаются они всеми благами и не изведывают никакого зла, то по сему самому без меры предались гордыне, которая соделала их несправедливыми и нечестивыми, так что нечестия их становятся утучнявшими и упитанными.
Законопреступное благоденствие произвело в душе их лукавый навык. Из чего же это видно? Не из того ли, что и помышляют и говорят они лукавое?
Означает возрастающую степень лукавства их, так что произносят уже хулу и на самого Бога.
Изрекают, говорит, хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и язык их на земле.
За это-то превознесшиеся будут низложены. Смысл же речи таков: наказание их принесет некую пользу и послужит народу Моему к его обращению. Ибо увидев, какой конец ожидает нечестивых, не дойдут они до чего-либо подобного, ясно зная, что Бог назирает дела человеческие.
Когда приобретут себе такую мысль, тогда, и только тогда, хорошо исполнят время жизни своей, по сказанному: почил «исполнен дней» ( Быт. 25, 8 ), то есть все дни их были исполнены добрых дел.
Народ Мой из низложения нечестивых извлечет для себя пользу. Упомянутые же выше злочестивцы и беззаконники до того предавались нечестию, что взирающие на жизнь их соблазняются, недоумевают и говорят: назирает ли Бог дела человеческие? Ибо сказано: «како уведе?» вместо того, чтобы сказать: почему говорят, что Бог знает дела наши и управляет всем, и как иметь Ему ведение о делах наших?
Выставляется причина соблазна в тех, которые видят нечестивых «гобзующих», и именно та, что они в настоящей жизни весь век проводят в благоденствии.
И я, говорит, видя это, возмутился помыслами, размышляя сам с собою: не будет ли суетен труд мой о добродетели? А труд этот состоит в том, чтобы подвизаться в правде, быть чистым от дела несправедливого, за прежние согрешения наказывать себя исповеданием их, и как бы с сей целью, то есть, чтобы за грехи свои подвергать себя истязаниям, восставать с самого ложа.
Размышлял я сам с собою следующим образом: если сообщу другим эти пришедшие мне на мысль помыслы (а именно: «еда́ всуе оправдих сердце мое?» ), то сделаюсь для них виновником всякого соблазна. Поступая же так, преступлю заветы сынов Твоих, то есть мужей праведных. А эти заветы Святых состоят в том, чтобы не быть друг для друга виновником соблазна.
Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил я для себя трудность, потому что суды глубоки и неисследимы. По крайней мере, определил я себе надлежащее для познания сего время, и именно – время суда Божия, когда воздашь каждому по делам его ( Рим. 2, 6 ).
Пророческим духом узнав будущее, я говорю, что причиною жестоких наказаний будет для них лукавство нрава, потому что возвышение обратится для них в падение. И это настоящее богатство их вменится для них как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев.
Град Господень есть вышний Иерусалим; «образ» же «их» – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поелику носят они на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие, ибо в оное время услышать: «не вем вас» ( Мф. 25, 10 ), как не имеющих на себе небесного Его образа.
Поелику «ревнуя поревновах о Господе» ( 3Цар. 19, 10 ), так что и сердце мое и внутренности мои исполнились пламенной ревности, то за это самое сподобился я того, что стал просвещен, и познал творимое с градом Твоим и с образом нечестивых. Но прежде был я, как скот бессловесный, будучи не в состоянии проникнуть в распоряжения Промысла. Однако же, не оставлен я Тобою, Боже, и не лишился упования на Тебя, пребывал же «выну с Тобою» ( Пс.72:23 ), и делал это не своею силою, но по Твоей благодати. Ибо Ты сам, по человеколюбию Твоему, взяв руку десную мою, поддерживал и сохранял меня, чтобы не подвиглись стопы мои и не поколебались ноги мои в предстоянии Тебе.
Поелику на небе нет для меня ничего, кроме Тебя единого, то по необходимости не восхотел я принять ничего из сущего на земле, потому что все это – тленно и временно. Желал же единого только, и желанием этим томил себя на земле, а желание это состоит в том, чтобы Ты соделался моею, и притом единственною, частью.
Единения с Тобою держался, я, Владыко, и поступал в этом хорошо, зная, что концом тех, которые вне Тебя, будет погибель, а с Тобою пребывающие приимут благую часть, потому что им, когда внидут в небесный Иерусалим, достанется в наследие наилучшая часть – наслаждаться всегда Твоими песнопениями.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Коль благ бог израилев правым сердцем
Коль благ Бог Израилев, правым сердцем. Мои же вмале не подвижистеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря. Яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их, в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша. Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них. И реша: како уведе Бог? И аще есть разум в Вышнем? Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство. И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои, и бых язвен весь день, и обличение мое на утренних. Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, емуже обещахся, и непщевах разумети: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их. Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася. И аз уничижен и не разумех, скотен бых у Тебе. И аз выну с Тобою, удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Псалом 72
Окончашася песни Давида, сына Иессеева. Сии слова в Еврейской библии и в Греческой Римского издания LXX отнесены к концу предыдущего псалма, и не то, конечно, означают, что отселе в Псалтири нет уже псалмов Давидовых (они, как увидим, есть и далее), но вероятно, то, что псалмы Давидовы окончились в этой 2-й части псалмов, ибо у Евреев с 72 псалма начинается третья часть псалмов, а Калмет думает, что псалом 72, может быть, был последним в Псалтири некоторых изданий прежде, а после собирателем псалмов поставлен на другое – настоящее место. Псалом Асафу. См. 49 псалом.
«В сем псалме, – говорит св. Афан., – пророк изображает неоcновательность мнения людей о судьбах Божиих, которые глубоки, неисследимы и исполнены великой непостижимости; и незнающие оснований Божия о каждом домостроительства впадают в нелепые помыслы. Посему, изобразив прежде самые помыслы (по бл. Феод. – Еврейских пленников в Вавилоне при виде благополучия нечестивых Вавилонян), учит потом, какой будет конец самих нечестивых, чтобы, ясно зная это, не затруднялись мы видимыми несообразностями того, что бывает в этой жизни». Подобное содержат псалмы: 13, 36, 52, 58.
1. Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Эти порывистые слова, означающие великость благости Божией для правых или чистых сердцем, и вместе служащие основанием для опровержения возражений о промысле Божием относительно неравного жребия людей на земле, исторглись, как показывают последующие стихи, из души, которую обуревали сильнейшие и тяжелые о сем предмете помыслы.
2. Мои же вмале не подвижастеся нозе, вмале не пролияшася стопы моя. С Евр.: «А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулить стопы мои». – Т.е. еще немного, поколебались бы ноги мои на пути размышлений об участи людей на земле; еще немного, и стопы мои утекли бы, как вода, т.е. потеряли бы твердость, опору. «Я был в опасности отказаться от здравых и поддерживающих меня помыслов и подвергнуться величайшему поползновению. Это выражает слово: пролияшася – как бы пролились, распались, утекли. Ногами же и стопами иносказательно пророк называет помыслы» (Бл. Феодорит).
3. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря. С Евр.: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых». «Как огнем меня жгло, когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и в великом счастии» (Бл. Феод.).
5. В трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран: С Евр.: «На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам». «Все дела у них текут благоуспешно, не несут они трудов, ни бедствий, ни наказаний, подобно другим людям» (Бл. Феод.). Третия причина негодования псалмопевца.
6. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. С Евр.: «От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их». «Поелику наслаждаются они всеми благами, и не изведывают никакого зла, то по сему самому без меры предались гордыне, которая соделала их несправедливыми и нечестивыми» (Св. Афан.). «Словом: одеяшася – пророк, – говорит бл. Феодор., – изобразил множество неправды, как бы отовсюду их окружающей».
7. Изыдет яко из тука неправда их: преидоша в любовь сердца. «Тук, – говорит бл. Феод., – означает благосостояние и благополучие. Посему, пребывая в таком благоденствии, со всею небоязненностию отваживаются делать неправду». Преидоша и проч. «Законопреступное благоденствие произвело в душе их лукавый навык» (Св. Афан.). С Евр.: «Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце».
8. Неправду в высоту глаголаша. «Означает, – говорит св. Афан., – возрастающую степень лукавства их, так что произносят хулу на Самого Бога». С Евр. весь стих: «Над всем издеваются; злобно разглашают клевету; говорят свысока», т.е. гордо, презрительно.
10. Сего ради обратятся людие Мои семо. «Смысл речи, – говорит св. Афан., – таков: наказание их (т.е. нечестивых, о коих выше шла речь) принесет некую пользу и послужит народу Моему к его обращению. Ибо увидев, какой конец ожидает нечестивых, не дойдут они до чего-либо подобного, ясно зная, что Бог назирает дела человеческие. И дние исполнени обрящутся в них. Когда приобретут себе такую мысль, тогда, и тогда только хорошо исполнят время жизни своей». Бл. Феодорит, относя к возвратившимся из Вавилонского плена Иудеям и пересказывающим, что было в Вавилоне, объясняет так: «Между тем, как нечестивые произносили хулы на Бога и подвергали нас злостраданиям, Бог всяческих дал о нас благое определение, обещая нам возвращение и по естеству определенную жизнь. Сего ради обратятся людие Мои семо, т.е. в Иудею. Днями исполненными пророк назвал старость, разумея, что возвратятся и будут жить до старости». С Евр.: «Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею». Еврейский текст, по-видимому, дает такой смысл, что некоторые даже из народа Божия, видя благополучие нечестивых, обращаются к мыслям и чувствам последних, пьют нечестие из полного источника, а потому так дерзко и говорят:
11. И реша: како уведе Бог, и аще есть разум в Вышнем? С Евр.: «И говорят: как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего»? Св. Афанасий относит к соблазняющимся благополучием нечестивых. «Упомянутые выше злочестивцы и беззаконники до того предались нечестию, что взирающие на жизнь их соблазняются, недоумевают и говорят: назирает ли Бог дела человеческие? Ибо сказано: како уведе – вместо того, чтобы сказать: почему говорят, что Бог знает дела наши и управляет всем, и как иметь Ему ведение о делах наших»? Бл. Феодорит относит к Вавилонянам, которые знали Божие обетование о возвращении Евреев из Вавилона в Иудею, «однако же рассуждали между собою, что Бог и не смотрит, и не видит того, что происходит».
12. Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство. С Евр.: «И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство». Гобзующии – изобилующие, т.е. благоденствующие. «Выставляется, – говорит св. Афан., – причина соблазна в тех, которые видят нечестивых гобзующих, и именно та, что они в настоящей жизни весь век проводят в благоденствии». По бл. Феод. – это говорит уже сам псалмопевец, «объявляет свои собственные помыслы».
14. И бых язвен весь день, и обличение мое на утренних. Всякий день я терпел наказание, и утром встречал порицание. «Каждый день подвергаюсь оскорблениям и поруганиям» (Бл. Феод.). С Евр.: «И подвергал себя ранам всякой день и обличениям всякое утро»? Т.е. не суетен ли мой труд о добродетели, когда постоянно подвергаюсь бедствиям?
16. И непщевах 447 разумети: сие труд есть предо мною. С Евр.: «И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих». Т.е. когда я задумал понять судьбы Божии в распределении участи людей на земле, когда стал размышлять о сем, тогда оказалось это делом трудным для меня. «Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил для себя трудности потому что суды Божии глубоки и неизследимы» (Св. Афан.).
17. Дондеже вниду в святило 448 Божие, и разумею в последняя их. С Евр.: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их». Под вхождением во святило Божие св. Афанасий разумеет время будущего суда Божия. Т.е. тогда уразумею, почему благочестивые страждут, а нечестивые благоденствуют, когда настанет время суда Божия; тогда Господь воздаст каждому по делам его (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет самый храм: «Но оставив другие помыслы, рассудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия (т.е. в Вавилон. плену). Впрочем, я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злый конец их» (т.е. Вавилонян).
18. Обаче за льщения 449 их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. С Евр.: «Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти». Т.е. за коварство нечестивых Ты определил им жестокия наказания, низлагаешь их; когда они гордятся, «возвышение их обратится для них в падение» (Св. Афан.).
19. Како Быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего. С Евр.: «Как нечаянно пришли они в раззорение, изчезли, погибли от ужасов! Ст. 20: как сновидение по пробуждении». Св. Афанасий разумеет вообще нечестивых, «для которых настоящее богатство их вменится как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев»; а бл. Феодорит относит к Вавилонянам, «которые кичились и тщеславились, как обладатели целой вселенной, но внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство».
20. Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. С Евр.: «Так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». «Град Господень, – говорит св. Афан., – есть вышний Иерусалим; образ их – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поелику носят они (нечестивые) на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие». «Владычество Вавилонян пророк уподобляет образу сохраняющемуся малое время. Уничижиши, т.е. накажешь за злочестие в Твоем граде» (Бл. Феод.).
21. Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася. С Евр.: «Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя». Т.е. при размышлении о благополучии нечестивых и страданиях благочестивых сердце мое горело негодованием (ст. 3) и ревностию по Бозе, самые внутренности мои изменились, терзались от скорби, от негодования. По бл. Феод. – «утробами пророк именует помыслы».
23. 24. И аз выну с Тобою, удержал еси руку десную мою. Т.е. хотя я и колебался, был неразумен, «однако же не оставлен Тобою, Боже, и не лишился упования на Тебя, пребывал же выну с Тобою, и делал это не своею силою, но по Твоей благодати; ибо Ты сам, по человеколюбию Твоему, взяв руку десную мою, поддерживал и сохранял меня, чтобы не подвиглись стопы мои в предстоянии Тебе» (Св. Афан.). Со славою приял мя еси. Т.е. для того хранишь меня, так заботишься обо мне, чтобы после увенчать меня славою и честию. С Евр. 23 и 24: «Но я всегда с Тобою, Ты держишь меня за правую руку. Ты руководишь меня советом Твоим, и потом примешь меня в славу».
25. 26. Что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? С Евр.: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле». Исчезе 450 сердце мое и плоть моя. С Евр.: «Изнемогает плоть моя и сердце мое». «Поелику на небе нет для меня ничего, кроме Тебя единого; то по необходимости не восхотел я принять ничего из сущего на земле, потому что все это – тленно и временно; желал же единого только, и желанием сим томил себя на земле, а желание это состоит в том, чтобы Ты соделался моею, и притом единственною частию» (Св. Афан.). Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. С Евр.: «Бог твердыня сердца моего и часть моя во век». «Ты – мой удел, мое наследие и наслаждение благами» (Бл. Феод.).
28. Во вратех дщере Сиони, т.е. при вратах Иерусалима или Сиона, т.е. публично «поведаю чудеса Твои во Иерусалиме» (Бл. Феод.). С Евр.: «А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои (во вратах дщери Сионовой)».
«Слово: восклонение (– ανανευσις – несогласие на что, отказ, отрицание), говорит бл. Феод., означает – отречение; ибо намереваясь отречься от чего-либо, обыкновенно восклоняем голову».
В ране εν μαστιγι – μαστηξ – бичь, поражение и т. п.
С Еврейскаго, по темноте текста, переводят различно. Симмах и бл. Иерон. перевели: quod non cogitaverint de morte sua, еt firma sint vestibula corum. Т. е. гневался, что нечестивые не полышляли о своей смерти, и жилища их были тверды. См. у Калм.
Халд. переводчик: «уста свои положили на святых в небесах, язык их горит на святых на земле». У Калм.
Обещахся ησυνθετηκα от ασυνθετεω – нарушаю союз, не соблюдаю условий и т. п. тоже, что преступаю.
Непщевах υπελαβον – стал, начал, задумал.
Святило αγιαστηριον – святилище. Vulg: sanctuarium. Под этим словом некоторые толковники разумеют Слово Божие или Библию; Калмет: тайны Божии, ст. 23.
Льщения δολιοτητας – οτης – коварство.
Исчезе εξελιπεν знач. собств. – терпел недостаток, лишение. Vilg: deficit.
Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»