колчков в и метрология стандартизация и сертификация м учебное пособие
Метрология, стандартизация и сертификация, Колчков В.И., 2010
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Метрология, стандартизация и сертификация, Колчков В.И., 2010.
В учебнике изложены теоретические положения данных дисциплин, необходимые для проведения занятий, а также методические указания по проведению практических занятий: лабораторных работ, семинарских занятий и домашних работ.
Учебник предназначен студентам среднего профессионального образования, обучающимся по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация», «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения», «Управление качеством продукции», Метрология и метрологическое обеспечение».
ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ.
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик для добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
Основными целями стандартизации являются: повышение уровня безопасности жизнедеятельности, повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Стандартизация должна содействовать соблюдению требований технических регламентов, обеспечению научно-технического прогресса, а также рациональному использованию ресурсов. Стандартизация должна обеспечивать техническую и информационную совместимость, сопоставимость результатов исследований, испытаний и измерений, технических и экономико-статистических данных. Одной из целей стандартизации является обеспечение взаимозаменяемости изделий.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: добровольного применения стандартов; максимального учета интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением обоснованных случаев. Стандартизация проводится при условии соблюдения требований технических регламентов и обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Колчков в и метрология стандартизация и сертификация м учебное пособие
Колчков В.И. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ. М.:Учебное пособие
3. Метрология и технические измерения
3.1. Общие сведения. Законодательная база метрологии
Таким образом, метрология включает три взаимосвязанные проблемы: реализация процессов измерения; обеспечение их единства; методы и средства измерений.
Основными задачами метрологии согласно РМГ 29-99 являются:
Законодательная база метрологии включает следующие основные документы:
Закон «Об обеспечении единства измерений» осуществляет регулирование отношений, связанных с обеспечением единства измерений в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ. В Законе устанавливаются: основные применяемые понятия, такие как: организационная структура государственного управления обеспечением единства измерений; нормативные документы по обеспечению единства измерений; единицы величин и государственные эталоны единиц величин; средства и методики измерений. Закон устанавливает Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Закон отражает установление в РФ рыночных отношений, определяя основы деятельности метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц. Вопросы деятельности структурных подразделений метрологических служб на предприятиях выведены за рамки законодательной метрологии и регулируются экономическими методами.
Колчков в и метрология стандартизация и сертификация м учебное пособие
К ОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Рекомендовано Управлением среднего профессионального
Министерства образования и науки
Российской Федерации в качестве учебника для студентов
образовательных учреждений среднего профессионального
образования, обучающихся по группе специальностей
«Метрология, стандартизация и контроль качества»
Москва 2013 УДК [006+658.562](075.32) ББК 30ц.я723-1+30.10я723-1+65.291.823.2я723-1 К61 Колчков В.И.
Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. для студен К61 тов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по группе специальностей «Метрология, стандартизация и контроль качества» / В.И. Колчков. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 398 с. : ил. — (Для средних специальных учебных заведе ний).
В учебнике изложены теоретические положения данных дисциплин, необхо димые для проведения занятий, а также методические указания по проведению практических занятий: лабораторных работ, семинарских занятий и домашних работ.
Учебник предназначен студентам среднего профессионального образования, обучающимся по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация», «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения», «Управление качеством продукции», Метрология и метрологическое обеспечение».
УДК [006+658.562](075.32) ББК 30ц.я723-1+30.10я723-1+65.291.823.2я723-.©. © Колчков В.И., © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010.
© Оформление. ООО «Гуманитарный изда ISBN 978-5-691-01744-5 тельский центр ВЛАДОС», 2010.
Посвящается памяти моего учителя Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора Александра Ивановича Якушева ПРЕДИСЛОВИЕ Производство конкурентноспособной промышленной продукции высо кого качества в условиях рыночной экономики требует регулирования производственных отношений между хозяйствующими субъектами во всех сферах деятельности. Это относится, в частности, к установлению и принятию обязательных и добровольных требований к продукции, про цессам её изготовления, а также оценке соответствия её техническим рег ламентам и контролю над соблюдением требований технических регла ментов.
Производственные отношения в РФ регулируются Федеральным зако ном «О техническом регулировании». С принятием этого закона в России осуществляется процесс создания системы упорядочения прав и обязаннос тей участников, взаимодействующих между собой. В настоящее время все обязательные нормы к продукции, процессам производства прописываются в законах, указах Президента или постановлениях Правительства РФ.
Закон обязывает максимально гармонизировать нашу систему тех нического регулирования с международной и прежде всего с европейс кой. Это позволяет устранить технические барьеры в торговле, содейс твовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные условия для наших и зарубежных производителей на российс ком рынке.
Особую значимость приобретают вопросы изучения методологических основ стандартизации, являющейся нормативной базой для сопоставимос ти результатов исследований, испытаний и измерений, а также получен ных технических и экономико-статистических данных.
Одной из важнейших целей стандартизации является обеспечение вза имозаменяемости продукции. Взаимозаменяемость, как принцип проек тирования, изготовления и эксплуатации, требует изучения и практичес кого применения в условия масштабного выпуска однородной продукции.
ПРЕДИСЛОВИЕ Принцип взаимозаменяемости при производстве продукции позволяет значительно сократить затраты на всех стадиях, в том числе: при деклари ровании соответствия, сертификации, контроле продукции и надзоре за соблюдением технических регламентов.
Как известно, система стандартизации в России имеет более чем 100-летнюю историю. К 2003 г. имелось более 50 тыс. нормативных ак тов – государственных и отраслевых стандартов, технических условий, что является превышением необходимого уровня, например, общеевро пейская система содержит около 10 тыс. документов. Ситуация в мировой экономике динамична, кроме того, в условиях глобализации, Россия стре мится быть в мировом сообществе в столь важной области, как нормирова ние деятельности в сфере производства.
Необходимость повышения уровня гармонизации стандартов является условием, которое позволяет предприятиям успешно работать на мировом рынке, поэтому обращается внимание на развитие экономики по единым стандартам. Гармонизация стандартов рассматривается с учётом опережа ющих требований современного производства, которые стимулируют тех нический прогресс, конкуренцию и внедрение новаций. Инновация – не обходимое условие развития промышленности, так как позволяет выиг рать в конкурентных производственных отношениях. Таким образом, стандартизация направлена на создание стимулов к повышению конку рентоспособности предприятий и одновременно на создание доказатель ной базы для решения вопросов соответствия и надзора. Обращается вни мание на то, что в создании технических регламентов и национальных стандартов принимают участие все заинтересованные стороны. Прави тельство определяет техническую политику, а затем, как и в большинстве, промышленно развитых стран, передаёт часть функций неправительс твенным организациям. Перспективой развития российской экономики, является налаживание связей по аккредитации органов, работающих в об ласти сертификации. В законе о техническом регулировании, заложена норма недопустимости совмещения сертификации и контрольных функ ций, поэтому значительное внимание уделяется вопросам выбора и приме нения средств контроля и технических измерений. В структуре федераль ных органов учтены прогрессивные тенденции разделения функций по установлению норм сертификации и функций контроля и надзора. Таким образом, практическое овладение знаниями по стандартизации, сертифи кации и методам проведения контрольно-надзорных функций, техничес кими средствами, является необходимым условием подготовки высоко квалифицированных специалистов.
Учебник предназначен для студентов среднего профессионального об разования и бакалавров, обучающихся по специальностям технического ПРЕДИСЛОВИЕ профиля, ориентированных на обеспечение производства промышленной продукции.
Учебник составлен с учётом Федерального закона о техническом регу лировании, а также с учётом новых стандартов в области метрологии, кон троля качества и основных норм взаимозаменяемости.
Учебник направлен на изучение дисциплины «Метрология, стандарти зация и сертификация», а также будет полезен при изучении курсов:
«Метрология, стандартизация и контроль качества», «Взаимозаменяе мость, стандартизация и технические измерения», «Управление качест вом продукции», «Метрология и метрологическое обеспечение».
В учебнике содержатся сведения, которые могут быть использованы для составления методических указаний по проведению практических за нятий: лабораторных работ, семинарских занятий и практических работ.
Изложенный в учебнике материал может быть полезен преподавате лям учебных заведений различного уровня, которые готовят специалистов в соответствующих направлениях, а также инженерно-техническим ра ботникам, занятым в сфере промышленного производства.
Автор учебника в течение длительного времени формировал курс лек ций из совмещённых учебных дисциплин по данному направлению и прак тически реализовал его, преподавая в МВТУ им. Н.Э. Баумана и МГУИЭ.
Учебник дополняется сведениями, содержащимися в консультацион но-информационном Интернет-ресурсе «Точность — качество», располо женном по адресу: www.micromake.ru. Ресурс расширяет формы обучения путем интерактивного взаимодействия преподавателя со студентами. Кон сультационно-информационный ресурс предоставляет возможность ин терактивного общения с автором учебника, возможность задать вопрос и получить ответ автора. Кроме того, предоставляется возможность тестиро вания по дисциплине непосредственно в Сети в различных режимах: само обучения, контроля, подготовки к экзаменационной сессии.
Автор выражает признательность организациям и людям, оказавшим содействие в появлении учебника, и с благодарностью примет все замеча ния и пожелания, которые будут направлены на улучшение изложенного материала.
Отзывы и замечания по книге могут быть направлены на адрес изда тельства или непосредственно автору через интерактивную базу в Интер нете — «Консультационно-информационный ресурс “Точность — качест во”» (www.micromake.ru).
ГЛАВА ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В настоящее время, производство продукции на всех стадиях жизнен ного цикла должно регулироваться Законом РФ «О техническом регули ровании». Этот документ предусматривает разработку технических регла ментов, в которых прописываются обязательные требования к выпускае мой продукции, процессам её производства, эксплуатации, хранения и утилизации. С принятием закона с июля 2003 г. в России начинается про цесс создания чёткой системы технического регулирования, которая в первую очередь исключает дублирование множества технических доку ментов, разрабатываемых различными ведомствами. Техническое регули рование осуществляется на самом высоком уровне: обязательные требова ния к продукции, процессам производства принимают уровень законов.
Целью разработки закона является гармонизация нашей системы отношений с международной, прежде всего европейской, что даёт возмож ность выхода отечественных товаров на мировой рынок. Устранение барь еров в торговле обеспечивает также равные условия для российских и зарубежных производителей на российском рынке. Контроль за безопас ностью продукции, осуществляемый в настоящее время нашими произво дителями непосредственно на производстве, для всей продукции, в том числе зарубежной, будет осуществляться, прежде всего, на рынке, как это делается в мире.
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разра ботке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевоз ки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
тоже самое осуществляется и на добровольной основе;
кроме того, закон регулирует отношения при оценке соответствия;
устанавливает права Глава 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ и обязанности участников. Содержащиеся в законе основные понятия охватывают весь круг вопросов, входящих в этапы жизненного цикла со здания продукции. Выполнение работ в определенной области оценки соответствия поручается определённому физическому или юридическому лицу, для чего предоставляется аккредитация — официальное призна ние органом по аккредитации компетентности физического или юриди ческого лица.
Понятие безопасность продукции, процессов производства, эксплуа тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или просто безо пасность соответствует состоянию, при котором отсутствует недопусти мый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, животным, растениям.
В международной практике широко распространена практика деклариро вания соответствия как формы подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, при этом необходимые процедуры проводит сам производитель продукции. Такая продукция удостоверяется документом — декларацией о соответствии, указывающим на соответс твие выпускаемой в обращение продукции установленным требованиям.
Информирование приобретателей о соответствии выпускаемой в обраще ние продукции требованиям технических регламентов осуществляется специальным обозначением — знаком обращения на рынке. В случае если объект сертификации соответствует требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту, то для информирования потребителей служит знак соответствия.
Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламен тов заключается в проверке выполнения юридическим лицом или индиви дуальным предпринимателем требований технических регламентов к про дукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккреди тованные в установленном порядке для выполнения работ по сертифика ции, представляют орган по сертификации. Прямое или косвенное опре деление соблюдения требований, предъявляемых к объекту, есть оценка соответствия. Подтверждение соответствия заключается в докумен тальном удостоверении соответствия продукции, процессов производства и др. требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Поскольку любое событие совершается с определён ной вероятностью, вводится понятие риск как вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юриди ческих лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружа МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ющей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
Сертификация — форма подтверждения соответствия объектов требо ваниям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, осуществляемая органом по сертификации. После прохожде ния сертификации выдаётся документ её удостоверяющий — сертификат соответствия. Совокупность правил выполнения работ по сертификации представляет собой систему сертификации.
Упорядоченность в сферах производства и обращения продукции до стигается стандартизацией, представляющей собой деятельность по ус тановлению правил и характеристик, результатом является стандарт.
Устанавливаются понятия международный стандарт, принятый между народной организацией, и национальный стандарт, утвержденный на циональным органом Российской Федерации по стандартизации.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принци пами применения единых правил установления требований к продукции на всех стадиях жизненного цикла. Техническое регулирование должно соответствовать уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития. Важнейшим является принцип независимости органов по ак кредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей. Вводится единая система и правила ак кредитации. Методы исследований, испытаний и измерений при проведе нии процедур обязательной оценки соответствия должны соответствовать единым правилам. Осуществление аккредитации и сертификации без всяких ограничений должно быть на конкурентной основе. Обязательным является принцип недопустимости совмещения полномочий органа госу дарственного контроля и полномочий органа по сертификации;
недопус тимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
недопустимости внебюджетного финансирования госу дарственного контроля за соблюдением требований технических регла ментов.
1.2. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ Технический регламент — документ, который принят международ ным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, ус тановленном законодательством Российской Федерации, или федераль ным законом, или указом Президента Российской Федерации, или поста новлением Правительства Российской Федерации и устанавливает Глава 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ обязательные для применения и исполнения требования к объектам тех нического регулирования. Технические регламенты принимаются исклю чительно в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физи ческих или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобре тателей.
Содержание и применение технических регламентов строго определе но. Например, должны быть установлены минимально необходимые тре бования, безопасности в различных сферах, при этом учитывается степень риска причинения вреда. Регламент содержит описание продукции, кото рое должно содержать в себе необходимые подходы и правила идентифи кации, т.е. тождественности характеристик продукции её существенным признакам. Требования содержат конкретные данные, определяемые меж дународными соглашениями. Например, документом ЕС по изделию опре делено, что краска для покраски поверхности не должна содержать пере численные химические элементы, и приведены допустимые нормы их концентрации и т.п. При разработке технических регламентов в качестве основы могут быть использованы международные и национальные стан дарты. Технические регламенты содержат правила и методы измерений, исследований, испытаний, а также правила отбора образцов, необходимых для этих целей, с учётом специфики продукции.
Обязательные технические требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих техничес ких регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюде ния в отношении любых объектов технического регулирования. Требова ниями специального технического регламента учитываются технологи ческие и иные особенности отдельных видов продукции, процессов произ водства, эксплуатации и других объектов. Таким образом, требования общего технического регламента принимаются, например, по вопросам бе зопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
электромаг нитной совместимости;
а также пожарной, экологической, ядерной, ради ационной и биологической безопасности. Специальные технические рег ламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, минимально необходимый уровень которых не обеспечивается общими регламентами.
Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо, и проект регламента должен быть доступен для ознакомления всем заинтересованным лицам, государственным органам и производителям МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ продукции, а также для публичного обсуждения. Наиболее значимые тех нические регламенты при соблюдении ряда требований к их разработке принимаются в виде федеральных законов.
1.3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ Подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия объектов технического регулирования техническим регла ментам, стандартам, условиям договоров, а также содействия приобрета телям в компетентном выборе продукции, работ и услуг. Подтверждение соответствия должно способствовать повышению конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках, созда ния условий для обеспечения свободного перемещения товаров по терри тории Российской Федерации, а также для осуществления международно го экономического, научно-технического сотрудничества и международ ной торговли.
Подтверждение соответствия может носить добровольный или обяза тельный характер. Добровольное подтверждение соответствия осущест вляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверж дение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) или обязательной сер тификации. Ранее у нас в стране большинство наиболее значимых потре бительских товаров, попадающих на рынок, должно было проходить обя зательную сертификацию. Такой практики сегодня уже почти нигде нет в мире. Обязательную сертификацию, т. е. проверку на соблюдение уста новленных требований, в аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях должна проходить только продукция, ко торая может представлять опасность для жизнедеятельности. В настоя щее время широко распространена система декларирования, когда сам производитель проводит все необходимые процедуры, которые также ус тановлены в технических регламентах. Подписывая декларацию, произ водитель гарантирует, что его товар соответствует всем необходимым тре бованиям и тому, что написано в документации. Таким образом, получа ется, что контроль качества продукции осуществляется не только на производстве, а главным образом на рынке. Производителю становится невыгодным изготовлять некачественную продукцию, так как его недоб росовестность будет обнаружена потребителем, который может заявить об этом в надзорные государственные органы. В этом случае производи тель не только теряет деньги в виде штрафа и товар, но и, что для него важнее, хорошую репутацию. Сейчас происходит процесс гармонизации Глава 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ нашей системы технического регулирования с общемировой, поэтому пе речень продукции, которая должна пройти сертификацию, и перечень то варов, подлежащих декларированию, постоянно пересматривается и пе реутверждается. Таким образом, идет постоянный процесс перевода про дукции из-под обязательной сертификации под декларирование и в будущем декларирование вероятнее всего максимально заменит обязательную сер тификацию. Обязательная сертификация останется там, где этого требу ют международные соглашения или это продиктовано общемировой прак тикой. Одновременно роль добровольной сертификации существенно воз растёт.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициа тиве заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сер тификации. Добровольное подтверждение соответствия может осущест вляться для установления соответствия национальным стандартам, стан дартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в слу чаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Феде рации.
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных до казательств;
доказательств, полученных с участием органа по сертифика ции или аккредитованной испытательной лаборатории или того и другого.
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверж дается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. В процессе сертификации изготовитель сертифицирует свою продукцию в сертификационном центре, который проводит необхо димые испытания и подтверждает соответствие продукции техническим условиям, а затем выдает сертификат соответствия.
Декларирование осуществляется по заявлению о том, что изготовитель принимает личную ответственность за то, что все установленные техничес кие требования выполнены. В этом случае к декларации прилагается так называемый технический файл, который содержит результаты исследова ний и испытаний, но проведенные уже самим изготовителем. Место прове дения испытаний может быть любое — или собственная лаборатория или другая лаборатория, это определяется самим изготовителем.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавли ваются только техническим регламентом. В этом случае сертификация и МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ декларирование существуют, как обязательные формы. Существует так же сертификация в добровольном порядке. Принимая добровольную сер тификацию, изготовитель показывает своё преимущество перед конкурен тами. Одна или несколько добровольных сертификаций и получение зна ков соответствия, которые означают, что у него помимо обязательных требований выполнены и другие. Изготовитель платит за сертификацию дополнительные деньги, но в этом случае потребитель, покупая товар, имеет больше гарантий качества.
Таким образом, сертификация может быть на обязательной и на добро вольной основе, а декларирование только в обязательной форме. Деклари рование в случае её добровольности приобретало бы характер рекламы, поэтому оно может быть только в обязательной форме.
Обязательные требования и различные механизмы контроля (надзора) за этими требованиями и есть техническое регулирование. Техническое регулирование позволяет снять не обоснованные ограничения, устанавли ваемые в ряде случаев ГОСТами, особенно в сфере потребительской про дукции. Потребитель имеет право заказать продукцию по своему усмотре нию у каждого свои требования к потребительским характеристикам и свои вкусы. Свойства по безопасности устанавливаются государством, по тому что рынок не будет заботиться о безопасности, так как это не выгодно рынку. Рынок заинтересован в получении прибыли. Логично предполо жить, что предприниматель не будет ставить очистные сооружения, он не будет проводить дополнительные исследования, чтобы доказать, что он выполнил параметры безопасности. Поэтому, государство вводит обяза тельные требования в интересах безопасности населения, устанавливая соответствующие технические регламенты.
Конкретная схема, которая используется для подтверждения соответс твия — декларирование или сертификация прописывается техническим регламентом. Если изготовитель применяет на производстве сертифици рованную систему качества, то он может использовать упрощенную схему сертификации своей продукции. Изготовитель, при постановке продук ции на производство будет совершенно четко знать, что этот вид продук ции идет под декларирование, а другой под сертификацию. В техническом регламенте прописывается конкретная схема, которая должна использо ваться для подтверждения соответствия: декларирование, сертификация или упрощённая схема сертификации, о которой говорилось выше. Эконо мическая целесообразность новой формы технического регулирования очевидна — декларирование стоит достаточно дешево, так как можно вос пользоваться собственной испытательной лабораторией. Упрощённая схе ма сертификации, например, подразумевает, что сертифицируется не только изделие, но и каждая его комплектующая, а затем уже готовое из Глава 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ делие. Это — экономически самая дорогая сертификация. Какой вариант подтверждения соответствия выбрать, будет зависеть от вида и назначе ния продукции;
насколько продукция, на которую распространяется дан ный технический регламент, является важной с точки зрения безопаснос ти. Например, редуктор привода насоса жизнеобеспечения населённого пункта, в случае поломки не причинит существенного вреда здоровью, так как не исключается временная схема поддержки. Воздушное судно или судно, находящееся в плавании — другое дело, в этом случае риски ущер ба велики. Необходимо применить самую дорогостоящую схему сертифи кации, когда сертифицируется все по отдельности от винта, обивочных материалов, стульев, столов, бытовых и функциональных предметов и т.д.
до конструкции в целом. В каждом случае — необходим контроль. Поэто му определено, какие контрольные органы будут контролировать данный вид продукции на рынке. Правила испытаний продукции прописываются в техническом регламенте. Контрольный орган пользуется для проведе ния надзора правилами, являющимися общедоступными и общеизвестны ми, так как они определяются постановлениями Правительства. Никаки ми другими правилами пользоваться нельзя.
1.4. АККРЕДИТАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ Аккредитация органов по сертификации и испытательных лаборато рий и центров осуществляется для подтверждения компетентности орга нов по сертификации и испытательных лабораторий и центров, выполня ющих работы по подтверждению соответствия. Таким образом, создаются условия для обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобрета телей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испы тательных лабораторий и центров, а также для безусловного признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий и центров.
Соблюдение требований технических регламентов проверяется на уровне государственного контроля (надзора). Контроль проводится в от ношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В отношении конечной продукции государственный контроль за соблюдением требо ваний технических регламентов осуществляется исключительно на ста дии обращения продукции, т.е. на рынке. При осуществлении меропри ятий по государственному контролю за соблюдением требований техни МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ческих регламентов используются правила и методы исследований, испытаний и измерений, установленные для соответствующих техничес ких регламентов.
Государственный контроль над соблюдением требований технических регламентов особенно тщательно и действенно должен проводиться в отно шении безопасности продукции и введения в заблуждение потребителя не правильной маркировкой или представлением недостоверных сведений о ней. Для этого должна применяться специальная система информирова ния о появлении на рынке продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Изготовитель, его представитель или продавец в случае обнаружения подобных фактов обязан извещать орган государс твенного надзора. В течение десяти дней с момента получения такой ин формации производитель обязан провести проверку достоверности инфор мации и, если она подтвердится, за счет собственных средств разработать программу, согласованную с органом контроля, по предотвращению при чинения вреда. Если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения таких мероприятий, то необходимо приостановить про изводство и реализацию продукции, отозвать товар с рынка и возместить убытки покупателям. В случае невыполнения изготовителем этих предпи саний орган госконтроля, а также иные лица, которым стало об этом из вестно, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продук ции. Если иск удовлетворен, суд обязывает ответчика отозвать продукцию и не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу до вести его до сведения покупателей. За нарушение требований об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия. Всю ответственность за несоответствие продукции техничес ким регламентам несет изготовитель или продавец, в случае если будет до казано, что продукция стала опасной благодаря его неправомерным дейс твиям.
ГЛАВА СТАНДАРТИЗАЦИЯ 2.1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ Стандартизация — деятельность по установлению правил и характе ристик для добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения про дукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
Основными целями стандартизации являются: повышение уровня бе зопасности жизнедеятельности, повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и тех ногенного характера. Стандартизация должна содействовать соблюдению требований технических регламентов, обеспечению научно-технического прогресса, а также рациональному использованию ресурсов. Стандартиза ция должна обеспечивать техническую и информационную совместимость, сопоставимость результатов исследований, испытаний и измерений, тех нических и экономико-статистических данных. Одной из целей стандар тизации является обеспечение взаимозаменяемости изделий.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: добро вольного применения стандартов;
максимального учета интересов заинте ресованных лиц;
применения международного стандарта как основы раз работки национального стандарта, за исключением обоснованных случа ев. Стандартизация проводится при условии соблюдения требований технических регламентов и обеспечения условий для единообразного при менения стандартов.
Результатом деятельности по стандартизации является документ — стандарт. В настоящее время на территории Российской Федерации, ис пользуются: национальные стандарты;
межгосударственные правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
обще российские классификаторы технико-экономической и социальной ин формации;
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ Национальный стандарт применяется на добровольной основе незави симо от страны, места происхождения продукции, осуществления про цессов производства и др. Применение национального стандарта под тверждается знаком соответствия национальному стандарту. Разработ чиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный ор ган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании феде рального органа исполнительной власти по техническому регулирова нию. Оно должно содержать информацию об имеющихся в проекте наци онального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик националь ного стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.
Общероссийские классификаторы представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную ин формацию в соответствии с ее классификацией (классы, группы, виды продукции) являются обязательными для применения при создании госу дарственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классифика торов в социально-экономической области (в том числе в области прогно зирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообло жения, при межведомственном информационном обмене, создании ин формационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы техни ко-экономической и социальной информации, в том числе правила их раз работки и применения, представляют собой национальную систему стан дартизации.
Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоя тельно, исходя из необходимости применения в областях знаний результа тов исследований, измерений и разработок.
Деятельность в области стандартизации координирует национальный орган Российской Федерации по стандартизации. Орган по стандартиза ции принимает программу разработки национальных стандартов и орга Глава 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ низует экспертизу проектов национальных стандартов. Он обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам нацио нальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно техническому прогрессу, а также осуществляет другие технические и ор ганизационные функции.
2.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Производство продукции высокого качества требует разработки новых и модернизации существующих технологических процессов и средств тех нологического оснащения. Это приводит к необходимости дальнейшего развития машиностроения и характеризуется значительным усложнени ем конструкций машин и механизмов, вызванное повышением рабочих параметров: давления, температуры, скорости, а также требованиями к надежности, долговечности, производительности, точности и другим показателям качества функционирования. Одновременно с этим возника ет необходимость увеличения степени автоматизации процессов, связан ной с выполнением и управлением операциями при производстве продук ции. В условиях рыночных отношений, высокие темпы научно-техничес кого прогресса приводят к быстрому моральному старению техники, к необходимости ее частой замены. Вместе с тем, промышленное производс тво становится все более массовым или крупносерийным, основанным на глубокой специализации и широком кооперировании, в том числе между народном, различных фирм производителей. Именно такое производство способно удовлетворить растущие потребности огромного по масштабам спроса населения на продукцию, особенно в сфере потребительских това ров и услуг. Кроме того, качество продукции должно соответствовать тех ническим требованиям, конкурировать с лучшими зарубежными аналогами и превосходить их. Это позволит обеспечить устойчивый спрос на продук цию и получение прибыли необходимой для развития производства. В ус ловиях широко разветвленных внутренних и международных хозяй ственных связей, специализации и кооперирования в сфере производства, проблема повышения качества приобретает межотраслевой характер. Ка чество конечного изделия зависит от качества материалов, заготовок, по купных и получаемых по кооперации, в том числе международной, узлов, деталей и агрегатов. Взаимная увязка требований к качеству на каждом из этапов изготовления изделия может осуществляться только путем комп лексной стандартизации. Достижение перспективных требований МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ к уровню качества изделий вызывает необходимость применения методов опережающей стандартизации, при которой закладываются перспектив ные технологии, материалы, информационное обеспечение и т.д. Разраба тывая и внедряя новые стандарты, и систематически пересматривая дейс твующие, можно управлять качеством продукции. На современном этапе развития важным является гармонизация стандартов, т.е. учёт требова ний и рекомендаций международных организаций.
История развития стандартизации в России имеет корни, относя щиеся к началу XVIII в., когда по образцам, утвержденным Петром I, были построены серии судов с одинаковыми размерами, якорями, вооружением и снаряжением. Это позволяло выдерживать как равные размеры элемен тов конструкций судов, так и единый уровень их качества. России принад лежит приоритет в организации на основе стандартизации взаимозаменяе мого производства в металлообрабатывающей промышленности. В 1761 г.
на Тульском и Ижевском заводах, было организовано массовое производс тво ружей.
В конце XIX — начале XX в. стандартизация в области применения принципа взаимозаменяемости распространяется на многие виды военной и гражданской продукции. В этот период на некоторых крупных заводах Петербурга и Москвы, а также на оружейных заводах Тулы, Ижевска и других промышленных городах появились стандарты в форме заводских норм на допуски и посадки. Первая попытка обобщить и создать стандарт на единую систему допусков и посадок была сделана в 1914—1915 гг.
профессором Московского высшего технического училища И.И. Куколев ским. Предложенная им система была использована в 1915—1917 гг. при выполнении военных заказов;
она нашла также применение и в граждан ской промышленности. Интенсивное развитие стандартизации в маши ностроении и приборостроении началось в 20-х годах. В 1924 г. было организовано Бюро промышленной стандартизации как руководящий орган по стандартизации в промышленности, а так же созданы рабочие комиссии по стандартизации в ведущих отраслях. В сентябре 1925 г. был создан. Комитет стандартизации при Совете Труда и Обороны. В 1924— 1925 гг. под руководством проф. А.Д. Гатцука был разработан проект стандарта «Допуски для пригонок». В 1929 г., под руководством предсе дателя специальной комиссии проф. М.А. Саверина проект представлен и утвержден Комитетом по стандартизации в качестве общесоюзного стандарта, обязательного для всех предприятий и организаций СССР.
После утверждения этого стандарта были разработаны и в 1931 г. утверж дены стандарты на гладкие калибры для контроля размеров и начали создаваться единые государственные (общесоюзные) стандарты ОСТ. Пер вым председателем Комитета стандартизации был В.В. Куйбышев.
Глава 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В 1926—1928 гг. были разработаны таблицы номинальных размеров резьбовых деталей и соединений, а в 1931 г. утвержден стандарт на до пуски параметров резьбы. В последующие годы активно разрабатывают ся методические основы стандартизации. Начиная с 30-х годов, разраба тываются новые методы расчета точности механизмов и теоретические основы учения точности и взаимозаменяемости, создаются системы до пусков для зубчатых колес, шлицевых соединений, тугой резьбы, на шероховатость поверхности и др.
В разное время под разными названиями работу в области техническо го регулирования, стандартизации и метрологии осуществляют прави тельственные организации по стандартизации и метрологии. В 1930 г. Со вет Народных Комиссаров СССР принимает решение о реорганизации Ко митета по стандартизации во Всесоюзный Комитет по стандартизации (ВКС). В 1940 г. была введена категория государственных стандартов (ГОСТ), обязательных к применению во всех отраслях народного хозяйс тва Советского Союза. В 1954 г. был создан Комитет стандартов, мер и из мерительных приборов при Совете Министров СССР, который в 1971 г.
в связи с возросшей ролью стандартизации был преобразован в Государ ственный Комитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР), а затем Госстандарт РФ. Национальный орган руководит стандар тизацией, метрологией и разработкой общих вопросов качества продук ции в нашей стране. Этот орган несет ответственность за состояние и даль нейшее развитие стандартизации и метрологии, за обеспечение единства измерений в стране, проведение единой технической политики в области стандартизации и метрологии. Следует отметить, что успешное решение вопросов метрологии и стандартизации возможно благодаря работе в на шей стране ряда научно-исследовательских институтов по стандартизации и метрологии и привлечению к этой работе отраслевых научно-исследова тельских институтов, заводов и вузов.
В настоящее время в РФ действует комплекс взаимоувязанных стан дартов, правил и положений, который уточняется и дополняется в связи с целями и принципами стандартизации, установленными законом о техни ческом регулировании. К основным стандартам системы стандратизации в Российской Федерации относятся:
ГОСТ Р 1.0—2004 — Стандартизация в Российской Федерации. Основ ные положения.
ГОСТ 1.1—2002 — Межгосударственная система стандартизации. Тер мины и определения.
ГОСТ Р 1.2—2004 — Стандартизация в Российской Федерации. Стан дарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, ут верждения, обновления и отмены.
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ГОСТ Р 1.4—2004 — Стандартизация в Российской Федерации. Стан дарты организаций. Общие положения.
ГОСТ Р 1.5—2004 — Стандартизация в Российской Федерации. Стан дарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изло жения, оформления и обозначения.
ГОСТ Р 1.8—2004 — Стандартизация в Российской Федерации. Стан дарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федера ции работ по разработке, применению, обновлению и прекращению при менения.
ГОСТ Р 1.9—2004 — Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изобра жение. Порядок применения.
ГОСТ Р 1.12—2004 — Стандартизация в Российской Федерации. Тер мины и определения.
Примерами нормативных документов по стандартизации являются:
Государственный стандарт РФ, ГОСТ Р — стандарт, принятый орга ном по стандартизации России для применения на территории Российской Федерации.
Региональный стандарт, ГОСТ — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации, для применения на региональном уров не, например странами СНГ.
Межгосударственный стандарт, ГОСТ, который также может яв ляться региональным стандартом — стандарт, принятый Межгосу дарственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стан дартизации, техническому нормированию и сертификации в строительс тве (МНТКС).
Международный стандарт, ИСО, МЭК, ИСО/МЭК — стандарт, при нятый соответствующими странами-членами и членами-корреспондента ми международных организаций по стандартизации ИСО и МЭК.
Общероссийский классификатор технико-экономической информа ции, ОК — документ, принятый органом по стандартизации России.
Отраслевой стандарт, ОСТ — стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к про дукции, работам и услугам отраслевого назначения.
Стандарт предприятия, СТП — стандарт, принятый предприятием применительно к продукции, работам и услугам своего предприятия.
Стандарт научно-технического, инженерного общества, СТО — стан дарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением. Устанавливается, как правило, на новые виды продукции, процессы, методы измерений и испытаний.
Глава 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ Технические условия, ТУ — документ, разработанный на конкретную продукцию: изделие, материал, вещество и др.
Правила, ПР — документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для при менения организационно-технические, общетехнические положения, правила, методы выполнения работ, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.
Рекомендации, Р — документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические, общетехнические положения, правила, мето ды выполнения работ, а также рекомендуемые правила оформления результа тов этих работ. Правила и рекомендации действуют на территории РФ.
Правила по межгосударственной стандартизации, ПМГ имеют такое же назначение, что правила для РФ, но действуют в странах — членах МГС, МНКТС.
Рекомендации по межгосударственной стандартизации, РМГ имеют такое же назначение, что рекомендации для РФ, но действуют в странах членах МГС, МНКТС.
Регламент — документ, назначение и сфера действия которого огово рена законом о техническом регулировании.
Рассмотрим правила и примеры условного обозначения нормативных документов по стандартизации.
При обозначении государственных стандартов (см. пример) указывает ся комплекс стандартов — код системы ЕСКД (2), затем после точки — классификационная группа (5), порядковый регистрационный номер (03) и год утверждения стандарта (90), например, ГОСТ 2.503—90.
В случае, если в структуре обозначения стандарта отсутствует номер классификационной группы, порядковый регистрационный номер (5) проставляется непосредственно по сле кода системы (1), например:
ГОСТ Р 1.5—2004. В приведённом примере цифра 1 с точкой — код сис темы стандартизации в РФ.
Международные и региональные стандарты, если к ним присоединилась Россия, а также национальные стандарты других стран при наличии соот ветствующих соглашений применяют на территории Российской Федера ции в качестве государственных стандартов. Государственный стандарт, оформленный на основе применения аутентичного, т.е. равнозначного тек ста международного или регионального стандарта и не содержащий допол нительных требований, например, Международный стандарт ИСО/МЭК 2593: 1998, принятый в РФ, обозначается: ГОСТ Р ИСО/МЭК 2593—98.
В случае, если в государственном стандарте имеются дополнительные требования по сравнению с международным или региональным стандар МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ том, то в скобках приводится обозначение международного стандарта, на пример: ГОСТ Р 51295—99 (ИСО 2965—97). Межгосударственный стан дарт на основе ИСО 9591: 1992 будет обозначаться как ГОСТ ИСО 9591—93.
При наличии дополнительных требований по сравнению с международ ным стандартом в скобках приводится обозначение международного стан дарта, например, ГОСТ 20231—92 (ИСО 7173—89).
Условное обозначение отраслевого стандарта состоит (см. пример) из условного обозначения отрасли, министерства, ведомства, которые утвердили ОСТ (56 — Федеральная служба лесного хозяйства), регис трационного номера (98) и года утверждения стандарта (93), например ОСТ 56 98—93.
Условное обозначение стандарта предприятия может выглядеть так СТП МГУИЭ 13—99, где МГУИЭ — аббревиатура предприятия, 13 — ре гистрационный номер, 99 — год утверждения стандарта.
Обозначение технических условий включает (см. пример) код группы продукции по классификатору продукции (ОКП) (1115), регистрационный номер (017), код предприятия по классификатору предприятий и органи заций (ОКПО) (38576343) и год утверждения ТУ (93), например ТУ 017 38576343—93.
2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ Положения научной организации работ по стандартизации Высокое качество стандартов определяет эффективность их использова ния. Это достигается применением положений, определяющих научную орга низацию работ по стандартизации. Повышение качества выпускаемой продук ции вызвали объективную необходимость системного подхода к процессу производства. Система включает труд людей, обеспечивающих процесс произ водства;
средства труда, т.е. совокупность применяемого оборудования, оснас тки, инструмента, средств контроля и т. д.;
выпускаемую продукцию на всех стадиях её жизненного цикла. Под системой понимают совокупность взаимо связанных элементов, функционирование которых приводит к выполнению поставленной цели с максимальной эффективностью и наименьшими затрата ми. Количественные связи элементов системы могут быть детерминиро ванными или случайными. Совокупность взаимосвязанных элементов, входя щих в систему, образует структуру, позволяющую строить иерархическую зависимость их на различных уровнях.
При разработке стандартов необходимо учитывать основные факто ры, влияющие на конечный объект стандартизации, соблюдая при этом Глава 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ оптимальное ограничение и комплексность. Это означает необходи мость сокращения трудоемкости работ по стандартизации, которое до стигается тем, что из рассмотрения исключаются элементы, не значи тельно влияющие на основной объект. Характеристики и требования к комплексу взаимосвязанных материальных и нематериальных эле ментов при стандартизации рассматривают систему. При этом требова ния к элементам определяются исходя из требований к основному объ екту стандартизации. Для создания условий получения продукции вы сокого качества и повышения эффективности производства необходима рациональная система стандартов, которая должна охватывать основные стадии жизненного цикла: проектирование, изготовление и эксплуата цию продукции.
Стандарты должны быть гармонизированы с международными стан дартами. Устанавливаемые показатели, нормы, характеристики и требо вания, должны соответствовать мировому уровню науки, техники и про изводства, а также учитывать тенденцию развития стандартизуемых объ ектов. Таким образом, достигается прогрессивность и оптимизация стандартов. Оптимизация при стандартизации состоит в проведении ра бот по составлению математических моделей оптимизации параметров объектов стандартизации (ПОС). При этом определяют общие требования к составу и структуре систем этих моделей, типовую блок-схему теорети ческих методов оптимизации ПОС, а также состав и обозначения методи ческих и нормативно-технических документов, регламентирующих теоре тические методы оптимизации ПОС (ГОСТ 18.101—82). Математическая модель оптимизации ПОС представляет собой формализованное (матема тическое) описание процесса создания и эксплуатации (функционирова ния или потребления) объекта стандартизации, приспособленное для уста новления оптимальных номенклатуры и значений его параметров. В этом описании цели создания и эксплуатации (потребления) объекта, действую щие ограничения, получаемые эффекты и требуемые затраты являются функциями оптимизируемых параметров. При использовании строгих ме тодов математическая модель оптимизации ПОС строится на основе мате матической модели создания и эксплуатации (функционирования или потребления) объекта стандартизации.
Оптимизация работ по стандартизации, основанная на оптимизации требовании стандартов, заключается в создании и внедрении системы оптимизации параметров объектов стандартизации (СОПОС), которая объеди няет методы оптимизации качества продукции и требований стандартов и предоставляет эти методы потребителям. Научно-методи ческие положения СОПОС позволяют решать конкретные задачи опти мизации путем реализации основных положений создания и функцио МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ нирования СОПОС. Эти положения предусматривают объединение в единую систему методов математической теории оптимизации, про гнозирования, теории принятия решений, экспериментальных методов оптимизации.
Важным является принцип обеспечения функциональной взаимозаме няемости стандартизуемых изделий. Этот принцип позволяет обеспечить взаимозаменяемость изделий по эксплуатационным показателям. Функ циональная взаимозаменяемость также предусматривает применение комплексной и опережающей стандартизации.
В настоящее время для гармонизации отечественных и международ ных стандартов требует взаимоувязки стандартов. Это обуславливается большим многообразием общетехнических и межотраслевых стандартов, требующих их взаимной согласованности. Метод комплексной стандарти зации позволяет реализовать взаимоувязку стандартов.
Во всех случаях должен быть реализован научно-исследовательский принцип, к разработке стандартов это означает, что для подготовки проек тов стандартов их успешного применения необходимо не только широкое обобщение практического опыта, но и проведение специальных теорети ческих, экспериментальных и опытно-конструкторских работ. Этот при нцип относится ко всем видам стандартов.
Система предпочтительных чисел Размеры деталей и соединений, ряды допусков, посадок и другие геометрические параметры изделий, а так же параметры, отражающие функциональные свойства сборочных единиц, механизмов и машин общетехнического применения (подшипники качения, редукторы, элек тродвигатели и др.), целесообразно упорядочить и делать общими для всех отраслей промышленности, где эти изделия применяются. Приме нение упорядоченных чисел, представляющих собой ряды предпочти тельных чисел, позволяет сократить номенклатуру типоразмеров изде лий, создать условия для взаимозаменяемости, широкой унификации деталей и узлов и способствовать агрегатированию, а также выбирать рациональные параметры процессов производства. Применение рядов предпочтительных чисел представляет собой параметрическую стандар тизацию, которая позволяет получить значительный эффект на всех стадиях жизненного цикла изделий (проектирование, изготовление, эксплуатация и др.). Стандартами параметров охватывается большой диапазон характеристик изделий: материалы, заготовки, размерный режущий инструмент, оснастка, контрольные калибры, узлы по присо единительным размерам, выходные параметры электродвигателей и Глава 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ многое другое, что используется в той или иной отрасли про мыш ленности.
Ряды предпочтительных чисел, применяемые в стандартизации, строятся на базе математических закономерностей. Наибольшее распро странение получили ряды предпочтительных чисел, представленные в ГОСТ 8032—84, который разработан на основе рекомендаций ИСО.
Стандартом установлены четыре основных десятичных ряда предпоч тительных чисел R5, R10, R20, R40. В технически обоснованных слу чаях допускается применение двух дополнительных рядов R80 и R160.
Ряды построены по правилу геометрической прогрессии со знаменате лем = n 10. Например, ряд R5 составляют числа: … 1,0;
16 … знаменатель геометрической прогрессии равен 5 = 5 10 1,6.