колеса кз расчет налога на транспорт
Налог на транспорт
Срок уплаты налога: для физических лиц — до 31 декабря, для юридических лиц — до 5 июля текущего года.
При регистрации, перерегистрации автомобиля или прохождении техосмотра, физические лица производят уплату налога на транспорт до совершения указанных действий (согласно п. 3 ст. 369 действующего Налогового кодекса РК).
В расчётах использован месячный расчетный показатель (МРП) в размере 2 405 тенге (согласно статье 11 закона «О республиканском бюджете на 2018–2020 годы»).
Важно: с 1 января 2014 года, согласно Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», действуют новые ставки для легковых автомобилей с объёмом двигателя свыше 3 000 куб. см, произведённых, изготовленных, собранных в Республике Казахстан или ввезённых на территорию РК после 31 декабря 2013 года.
Кроме того, льготы по уплате налога на транспорт с объёмом двигателя свыше 4 000 куб. см ветераны и инвалиды утратят в случае переоформления ими авто после 31 декабря 2013 года.
Пример расчёта (задачка в три действия)
Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.
1. Согласно пункту 1 статьи 367 действующего Налогового кодекса РК, ваше авто относится к группе «свыше 2 000 см³ до 2 500 см³ включительно». Ставка налога для этой группы — 6 МРП. | 6 × 2 405 = 14 430 тг |
2. Эта сумма ещё не окончательная (согласно пункту 2 всё той же статьи 367). Теперь следует учесть «лишние кубики», а именно: доплатить по 7 тенге за каждую единицу превышения объёма 2000 см³. Таких «кубиков» в вашем случае — 300 | 300 × 7 = 2 100 тг |
3. Осталось сложить обе полученные суммы. | 14 430 2 100 = 16 530 тг |
Ответ: за легковой автомобиль с объёмом двигателя 2300 см³ следует уплатить 16 530 тенге в качестве суммы налога на транспорт.
Именно так считает наш калькулятор. Только гораздо быстрее 🙂
Транспортного налога в стоимости топлива в Казахстане не будет
В министерстве национальной экономики считают такой подход несправедливым.
Все автомобилисты знают, что в тенговом исчислении транспортный налог растёт из года в год. Однако прибавка эта связана с ростом МРП, сами же ставки не менялись с 2013 года. Да и тогда законотворцы прошлись только по некоторым категориям.
С 1 января 2014 года, согласно закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», действуют новые ставки для легковых автомобилей с объёмом двигателя свыше 3000 куб. см, прошедших первичную регистрацию после 31 декабря 2013 года.
Дискуссии об изменении системы исчисления идут уже не первый год, однако дальше предложений дело не заходит. Вариантов за всё время озвучили массу. Но прежде чем говорить о них, давайте разберёмся, как налоги начисляют сейчас и почему в системе назрела проблема.
Как считают налог на легковой транспорт
Ставки транспортного налога указаны в статье 492 Налогового кодекса РК и зависят от объёма двигателя. В таблице прописаны несколько категорий, включая отдельные для автомобилей, прошедших первичную регистрацию после 1 января 2014 года. Каждой ячейке соответствует значение в МРП.
Объём двигателя (куб. см) | Налоговая ставка (МРП) |
до 1100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров, произведенных (изготовленных или собранных) в Республике Казахстан после 31 декабря 2013 года или ввезенных на территорию Республики Казахстан после 31 декабря 2013 года | |
свыше 3 000 до 3 200 включительно | 35 |
свыше 3 200 до 3 500 включительно | 46 |
свыше 3 200 до 3 500 включительно | 66 |
свыше 4 000 до 5 000 включительно | 130 |
свыше 5 000 | 200 |
Одним только переводом нескольких МРП в тенге расчёт не заканчивается. К получившемуся числу нужно добавить ещё по 7 тенге за каждый кубический сантиметр сверх нижнего значения категории. То есть для автомобиля с мотором 2300 кубиков транспортный налог будет равен 6 МРП плюс 2100 тенге за 300 см 3 сверху.
В чём проблема с нынешним транспортным налогом
Несложно заметить, что для машин с объёмом двигателя свыше 4 литров ставки вырастают многократно: с 15 МРП за категорию от 3000 до 4000 кубиков до 117 МРП за всё, что выше 4000. Раньше такой подход можно было логично объяснить: получался эдакий налог на роскошь, ведь многолитровые двигатели зачастую ставили под капот дорогих автомобилей.
Сегодня же дорогие и статусные Lexus LX 470 с мотором 4.7, к примеру, продают по цене от 5 до 17 млн тенге. Средняя стоимость таких машин самого массового 2006 года выпуска составляет 11.4 млн тенге, это чуть больше пустого Hyundai Tucson с мотором 2 литра из автосалона.
За 2020 год владелец Lexus LX с мотором 4.7 или даже TLC 100 должен был заплатить 314 808 тенге, а за — уже 345 930 тенге, тогда как обладатель новенького гелена, G63, стоимость которого заметно превышает 100 млн тенге, отдаст казне 195 826 тенге (за 2021 год), ведь под капотом у него стоит турбомотор V8 объёмом 3982 кубических сантиметра. В мировом моторостроении идёт тренд на даунсайзинг — сокращение объёма цилиндров с внедрением турбонагнетателей. Даже новейший Land Cruiser 300 комплектуется V6 с объёмом 3.5 литра в самом богатом оснащении за 52 млн тенге.
У текущей системы налогообложения есть ещё один серьёзный изъян: деньги в казну не платят. Буквально в апреле 2021 года налоговики жаловались, что только в Алматы набралось порядка 116 тысяч должников по транспортному налогу за 2020 год. Сумма задолженности превысила 7.6 млрд тенге.
Что можно изменить
Обсуждения различных вариантов изменения суммы транспортного налога идут годами, но наиболее часто звучит предложение включить его в стоимость топлива. В Узбекистане, к примеру, нет транспортного налога, но топливо дороже, чем в Казахстане. Таким образом, каждый автомобилист будет платить в казну ровно столько, сколько наездил. Наматываешь несколько десятков тысяч километров в год — платишь больше, а если пользуешься автомобилем раз в пару месяцев для вылазок на природу — меньше.
В момент подобную инициативу поддерживало и министерство национальной экономики. Осенью 2019 года портал lsm.kz сообщал, что чиновники раздумывают о включении налога в стоимость топлива. Правда, было у той затеи одно большое но. Освободить от платежей предлагалось лишь владельцев техники с объёмом до 3 литров. То есть обладателям старых Land Cruiser, Jeep Grand Cherokee и Nissan Patrol, к примеру, пришлось бы не только платить немаленький налог, но и заправляться более дорогим топливом.
Некоторые версии Nissa Patrol (Y60) родом из конца комплектовались бензиновыми и дизельными моторами 4.2. Сегодня владельцы машин, которые продаются по цене от 2 до 5 млн тенге, вынуждены ежегодно платить более 300 тысяч тенге в качестве налога
Но похоже, что от этой идеи в Миннацэкономики отказались и налога в топливе мы не увидим вовсе. Не так давно один из наших читателей обратился с запросом на имя президента РК по поводу введения моратория на начисление транспортного налога, где в числе прочего озвучил в очередной раз задумку о смене подхода в исчислении ставок.
Налог в топливе несправедлив
Ответ пришёл как раз от министерства национальной экономики за подписью Азамата Амрина. По его словам, вопрос обсуждался несколько лет, но в итоге после проведения расчётов и изучения предполагаемых последствий от задумки отказались. Транспортный налог в топливе признали несправедливым! К кому, спрашивается?
По мнению чиновников, таким образом налоговая нагрузка владельцев машин с большим объёмом двигателя ляжет на малолитражки. К тому же больше платить придётся и тем, кто совсем освобождён от подобных обязательств. В их числе медицинский транспорт, техника госучреждений и льготные категории граждан вроде многодетных матерей, инвалидов, участников ВОВ и т. д.
Что в итоге
Из ответа Миннацэкономики можно сделать вывод, что чиновники живут вчерашним днём и приравнивают автомобили с объёмом мотора больше 4 литров к предметам роскоши. Очевидно, что в ближайшее время изменений ставок транспортного налога казахстанцам ждать не стоит.
Налог на транспорт
Самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, кроме машин и механизмов на гусеничном ходу | 3 МРП | ||||||||
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда, мощность двигателя которых не более 55 кВт | 1 МРП | ||||||||
Мотоциклы, мощность двигателя которых более 55 кВт | 10 МРП | ||||||||
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты (мощность двигателя в лошадиных силах):
|
Срок уплаты налога: для физических лиц — до 1 апреля, для юридических лиц — до 5 июля текущего года.
При регистрации, перерегистрации автомобиля физические лица производят уплату налога на транспорт до совершения указанных действий.
Согласно пункту 3 статьи 492 Налогового кодекса, для исчисления налога на транспортные средства применяется МРП, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года. Таким образом, для исчисления налога на транспортные средства за 2020 год применяется МРП размером 2 651 тенге.
При уплате платежей за 2021 год, согласно закону «О республиканском бюджете на 2021–2023 годы», налог на транспорт начисляется из расчёта 1 МРП – 2 917 тенге.
Важно: с 1 января 2014 года, согласно Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», действуют новые ставки для легковых автомобилей с объёмом двигателя свыше 3 000 куб. см, произведённых, изготовленных, собранных в Республике Казахстан или ввезённых на территорию РК после 31 декабря 2013 года.
Кроме того, льготы по уплате налога на транспорт с объёмом двигателя свыше 4 000 куб. см ветераны и инвалиды утратят в случае переоформления ими авто после 31 декабря 2013 года.
Пример расчёта налога за 2020 год (задачка в три действия)
Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.
Ответ: за легковой автомобиль с объёмом двигателя 2300 см³ следует уплатить 18 006 тенге в качестве суммы налога на транспорт.
Именно так считает наш калькулятор. Только гораздо быстрее 🙂
Налог на транспорт
Самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, кроме машин и механизмов на гусеничном ходу | 3 МРП | ||||||||
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда, мощность двигателя которых не более 55 кВт | 1 МРП | ||||||||
Мотоциклы, мощность двигателя которых более 55 кВт | 10 МРП | ||||||||
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты (мощность двигателя в лошадиных силах):
|
Срок уплаты налога: для физических лиц — до 1 апреля, для юридических лиц — до 5 июля текущего года.
При регистрации, перерегистрации автомобиля физические лица производят уплату налога на транспорт до совершения указанных действий.
Согласно пункту 3 статьи 492 Налогового кодекса, для исчисления налога на транспортные средства применяется МРП, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года. Таким образом, для исчисления налога на транспортные средства за 2020 год применяется МРП размером 2 651 тенге.
При уплате платежей за 2021 год, согласно закону «О республиканском бюджете на 2021–2023 годы», налог на транспорт начисляется из расчёта 1 МРП – 2 917 тенге.
Важно: с 1 января 2014 года, согласно Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», действуют новые ставки для легковых автомобилей с объёмом двигателя свыше 3 000 куб. см, произведённых, изготовленных, собранных в Республике Казахстан или ввезённых на территорию РК после 31 декабря 2013 года.
Кроме того, льготы по уплате налога на транспорт с объёмом двигателя свыше 4 000 куб. см ветераны и инвалиды утратят в случае переоформления ими авто после 31 декабря 2013 года.
Пример расчёта налога за 2020 год (задачка в три действия)
Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.
Ответ: за легковой автомобиль с объёмом двигателя 2300 см³ следует уплатить 18 006 тенге в качестве суммы налога на транспорт.
Именно так считает наш калькулятор. Только гораздо быстрее 🙂
Транспортного налога в стоимости топлива в Казахстане не будет
В министерстве национальной экономики считают такой подход несправедливым.
Все автомобилисты знают, что в тенговом исчислении транспортный налог растёт из года в год. Однако прибавка эта связана с ростом МРП, сами же ставки не менялись с 2013 года. Да и тогда законотворцы прошлись только по некоторым категориям.
С 1 января 2014 года, согласно закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», действуют новые ставки для легковых автомобилей с объёмом двигателя свыше 3000 куб. см, прошедших первичную регистрацию после 31 декабря 2013 года.
Дискуссии об изменении системы исчисления идут уже не первый год, однако дальше предложений дело не заходит. Вариантов за всё время озвучили массу. Но прежде чем говорить о них, давайте разберёмся, как налоги начисляют сейчас и почему в системе назрела проблема.
Как считают налог на легковой транспорт
Ставки транспортного налога указаны в статье 492 Налогового кодекса РК и зависят от объёма двигателя. В таблице прописаны несколько категорий, включая отдельные для автомобилей, прошедших первичную регистрацию после 1 января 2014 года. Каждой ячейке соответствует значение в МРП.
Объём двигателя (куб. см) | Налоговая ставка (МРП) |
до 1100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров, произведенных (изготовленных или собранных) в Республике Казахстан после 31 декабря 2013 года или ввезенных на территорию Республики Казахстан после 31 декабря 2013 года | |
свыше 3 000 до 3 200 включительно | 35 |
свыше 3 200 до 3 500 включительно | 46 |
свыше 3 200 до 3 500 включительно | 66 |
свыше 4 000 до 5 000 включительно | 130 |
свыше 5 000 | 200 |
Одним только переводом нескольких МРП в тенге расчёт не заканчивается. К получившемуся числу нужно добавить ещё по 7 тенге за каждый кубический сантиметр сверх нижнего значения категории. То есть для автомобиля с мотором 2300 кубиков транспортный налог будет равен 6 МРП плюс 2100 тенге за 300 см 3 сверху.
В чём проблема с нынешним транспортным налогом
Несложно заметить, что для машин с объёмом двигателя свыше 4 литров ставки вырастают многократно: с 15 МРП за категорию от 3000 до 4000 кубиков до 117 МРП за всё, что выше 4000. Раньше такой подход можно было логично объяснить: получался эдакий налог на роскошь, ведь многолитровые двигатели зачастую ставили под капот дорогих автомобилей.
Сегодня же дорогие и статусные Lexus LX 470 с мотором 4.7, к примеру, продают по цене от 5 до 17 млн тенге. Средняя стоимость таких машин самого массового 2006 года выпуска составляет 11.4 млн тенге, это чуть больше пустого Hyundai Tucson с мотором 2 литра из автосалона.
За 2020 год владелец Lexus LX с мотором 4.7 или даже TLC 100 должен был заплатить 314 808 тенге, а за — уже 345 930 тенге, тогда как обладатель новенького гелена, G63, стоимость которого заметно превышает 100 млн тенге, отдаст казне 195 826 тенге (за 2021 год), ведь под капотом у него стоит турбомотор V8 объёмом 3982 кубических сантиметра. В мировом моторостроении идёт тренд на даунсайзинг — сокращение объёма цилиндров с внедрением турбонагнетателей. Даже новейший Land Cruiser 300 комплектуется V6 с объёмом 3.5 литра в самом богатом оснащении за 52 млн тенге.
У текущей системы налогообложения есть ещё один серьёзный изъян: деньги в казну не платят. Буквально в апреле 2021 года налоговики жаловались, что только в Алматы набралось порядка 116 тысяч должников по транспортному налогу за 2020 год. Сумма задолженности превысила 7.6 млрд тенге.
Что можно изменить
Обсуждения различных вариантов изменения суммы транспортного налога идут годами, но наиболее часто звучит предложение включить его в стоимость топлива. В Узбекистане, к примеру, нет транспортного налога, но топливо дороже, чем в Казахстане. Таким образом, каждый автомобилист будет платить в казну ровно столько, сколько наездил. Наматываешь несколько десятков тысяч километров в год — платишь больше, а если пользуешься автомобилем раз в пару месяцев для вылазок на природу — меньше.
В момент подобную инициативу поддерживало и министерство национальной экономики. Осенью 2019 года портал lsm.kz сообщал, что чиновники раздумывают о включении налога в стоимость топлива. Правда, было у той затеи одно большое но. Освободить от платежей предлагалось лишь владельцев техники с объёмом до 3 литров. То есть обладателям старых Land Cruiser, Jeep Grand Cherokee и Nissan Patrol, к примеру, пришлось бы не только платить немаленький налог, но и заправляться более дорогим топливом.
Некоторые версии Nissa Patrol (Y60) родом из конца комплектовались бензиновыми и дизельными моторами 4.2. Сегодня владельцы машин, которые продаются по цене от 2 до 5 млн тенге, вынуждены ежегодно платить более 300 тысяч тенге в качестве налога
Но похоже, что от этой идеи в Миннацэкономики отказались и налога в топливе мы не увидим вовсе. Не так давно один из наших читателей обратился с запросом на имя президента РК по поводу введения моратория на начисление транспортного налога, где в числе прочего озвучил в очередной раз задумку о смене подхода в исчислении ставок.
Налог в топливе несправедлив
Ответ пришёл как раз от министерства национальной экономики за подписью Азамата Амрина. По его словам, вопрос обсуждался несколько лет, но в итоге после проведения расчётов и изучения предполагаемых последствий от задумки отказались. Транспортный налог в топливе признали несправедливым! К кому, спрашивается?
По мнению чиновников, таким образом налоговая нагрузка владельцев машин с большим объёмом двигателя ляжет на малолитражки. К тому же больше платить придётся и тем, кто совсем освобождён от подобных обязательств. В их числе медицинский транспорт, техника госучреждений и льготные категории граждан вроде многодетных матерей, инвалидов, участников ВОВ и т. д.
Что в итоге
Из ответа Миннацэкономики можно сделать вывод, что чиновники живут вчерашним днём и приравнивают автомобили с объёмом мотора больше 4 литров к предметам роскоши. Очевидно, что в ближайшее время изменений ставок транспортного налога казахстанцам ждать не стоит.