колесникова методическое пособие к рабочей тетради я начинаю читать 6 7 лет
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте ( на основе программы Е. Колесниковой)
МБДОУ – детский сад №196 компенсирующего вида г. Саратова.
Парциальная образовательная программа
по подготовке к обучению грамоте
«От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки
Срок реализации 2 года.
Возраст детей 5-7лет.
На основе методики Колесниковой Е. В.
(2019 / 2020 учебный год)
Цели и задачи Рабочей программы.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Особенности организации образовательного процесса.
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
2.4.Взаимодействие с семьей.
2.5.Планирование работы с детьми.
3.1.Оформление предметно-пространственной среды.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка.
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.
Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности.
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Программа составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы: развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков.
1.2.Цели и задачи Рабочей программы .
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Формирование и развитие фонематического слуха
Развитие произносительных умений
Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
Знакомство со слоговой структурой слова
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
Расширение словарного запаса детей
Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
Подготовка руки ребёнка к письму
Развитие слухового восприятия
Развитие графических навыков
Развитие мелкой моторики
Приобщение детей к художественной литературе
Воспитание умения работать
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Принципы Программы соответствуют принципам ФГОС ДО.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).
Принцип наглядности — иллюстративное изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
Онтогенетический принцип — учет возрастных особенностей обучаемых.
Принцип доступности и посильности — реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
1.4.Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Особенности познавательно-речевого развития дошкольников
Детей знакомят со звуками и буквами русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь). Дети могут выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв. Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет детей от механического заучивания слов и букв.
1.5.Особенности организации образовательного процесса.
Педагогические условия для эффективного речевого развития детей:
Оснащение образовательного пространства группы с учетом требований к предметно-развивающей среде, подборка игр, дидактических материалов, оборудования, технических средств обучения с учетом возраста детей и приоритета познавательно-речевого развития.
Правильная речь педагогов.
Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей. Для лучшего запоминания зрительного образа буквы в программе имеются следующие упражнения: 1.Вырезать букву. 2.Обвести ее пальчиком по контуру. 3.Написать букву по точкам. 4.Закрасить контур буквы. 5.Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква. 6.Написать букву в клетке. 7.Выучить стихотворение про букву.
К концу учебного года ребёнок (5-6 лет):
— знает буквы русского алфавита;
— пишет буквы русского алфавита в клетке;
— понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
— определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
— различает гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
— пользуется графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
— умеет записывать слово условными обозначениями, буквами.
— соотносит звук и букву:
— пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;
— определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
-проводит звуковой анализ слов;
— читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
— правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
— составляет предложение из двух, трёх слов, анализирует его.
К концу учебного года ребёнок (6-7 лет):
— проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
— ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
— понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
— записывает слова, предложения печатными буквами;
— разгадывает ребусы, кроссворды;
— читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
— ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
— рисует предметы в тетради в линейку.
(развитие звуко-буквенного анализа).
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы
закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
интонационное выделение заданного звука в слове
графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
определение места звука / буквы в слове
обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
чтение слогов с изученными звуками и буквами
составление и чтение слов из знакомых букв
работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И :
гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости :
звуковой (фонетический) анализ слова
понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
переход к чтению несложных текстов
Повторение и закрепление пройденного материала.
Рабочая программа кружка «Я начинаю читать»
Елена Блудова
Рабочая программа кружка «Я начинаю читать»
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает не только развитие интереса к чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Теоретические основы программы опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на Федеральный закон «Об образовании», анализ научно – методической литературы по проблеме. При разработке рабочей программы мы учитывали системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей.
Актуальность рабочей программы.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза.
Цель кружковой работы – развитие способностей, а не только формирование знаний, умений, навыков. Способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях.
Задачи кружковой работы:
— расширять знания и представления об окружающем мире;
— познакомить детей со звучащим словом, его протяженностью;
-закреплять умение соотносить звук и букву;
— учить овладевать способами интонационного выделения звука в слове, называть слова с заданным звуком;
— продолжать знакомить детей со слогом, слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги;
— продолжать работу по усвоению детьми смыслоразличительной функции звука, выделению гласных и согласных звуков;
— проводить фонематический разбор слова;
— разгадывать ребусы, кроссворды;
— писать слова, предложения печатными буквами;
— читать слова, стихотворения, тексты;
— способствовать развитию логического мышления;
— формировать умение понимать прочитанный текст;
— развивать интерес и способность к чтению;
— продолжать формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе они в последствии обучаются чтению.
На ряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого – возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие графических навыков; развитие фонематического восприятия и формирование устной разговорной речи.
Рабочая программареализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.
Возраст: программа кружка рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа).
Рабочая программа предполагает наличие у детей рабочей тетради «Я начинаю читать» под редакцией Е. В. Колесниковой.
Работа проводится фронтально со всей группой с использованием игровых технологий.Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.
Дети, играя, постигают понятие «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
• звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
• буква, её образ и графическое написание
• составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
• составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
• Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
4.Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Планируемые результаты обучения.
При успешном освоении программы ребенок:
— проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
— ориентируется в звуко – буквенной системе языка;
— понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
— записывает слова, предложения печатными буквами;
— разгадывает ребусы, кроссворды;
— читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст4
— овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности (понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели).
Перспективное планирование программного содержания на учебный год
Месяц № п\п Тема Ход организованной образовательной деятельности
Сентябрь 2 Педагогическая диагностика овладения детьми звуковой культурой речи
3 Педагогическая диагностика овладения детьми звуковой культурой речи
Октябрь 1 «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).
2 «Звуки и буквы» – закрепление Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно».
Ноябрь 1 «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.
2 «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.
3 «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.
4 «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.
Декабрь 1 «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.
2 «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.
3 «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.
4 «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.
Январь 1 «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.
2 «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.
3 «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.
Февраль 1 «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.
2 «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.
3 «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.
4 «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.
Март 1 «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.
2 «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.
3 «8 Марта». Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.
4 «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.
Апрель 1 «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.
2 «Ребусы». Разгадывание ребусов
3 «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.
4 «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.
Май 1 Педагогическая диагностика овладения детьми звуковой культурой речи
2 Педагогическая диагностика овладения детьми звуковой культурой речи
Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
Методическое обеспечение программы:
1. Магнитная азбука;
2.Дидактические настольные игры:
3. «Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».
4. Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
5. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:
— Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».
— Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет –
— «Я начинаю читать».
Рабочие тетради для детей:
— «Я начинаю читать»
«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
«Я уже читаю».
Комплексный тестовый метод диагностики
речевого развития детей дошкольного возраста (6-7 лет)
(Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Пе-дагогические условия формирования социальной активности у детей дошколь-ного возраста. — М., 1989.)
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных
1 — Ребенок толкает.
5 — Девочка поливает.
Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов
1 — Что делает зайчик?
2 — Что делает ребенок?
3 — Что делает петух?
4 — Что делает мама?
5 — Что делает папа?
Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных
Оценка: 5 верных ответов.
5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова
1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?
Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному слову
Оценка: 1 верный ответ.
7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам
1 — кукла, девочка, платье;
2 — тетя, плита, кошка;
3 — дядя, грузовик, дрова;
Оценка: 2 верных ответа
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)
2 — Он не пошел на прогулку, потому что.
3 — Он не вышел во двор, когда.
4 — Он не взял игрушку, которая.
Оценка: 3 верных ответа
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)
Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?
1 — Он ушла на реку.
2 — Там увидел маленькую рыбку.
3 — Потом бросил один, камни.
4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».
Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последо-вательности
Задача: 1.Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2.Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов
1 — Скажи одно слово!
2 — Скажи один звук!
3 — Скажи одно предложение!
Оценка: 3 верных ответа
12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания
Задача: «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова
1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)
2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)
3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».
Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).
Обработка и интерпретация результатов
Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле
где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.
Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования испол-нилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.
Если ребенок,к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда
КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;
КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;
КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.
№ п\п Фамилия, имя КоРР
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.
2. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995.
3. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999. «Истоки».
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 201 1. «От рождения до школы».
5. Что такое развивающее обучение? Томск, 1995. Сохин Ф. А.
7. Дошкольная психология. М., 1999. ЭльконинД. Б.
9. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004.
10. Методическое пособие. М., 1995-2014. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 1995-2014.
11. «Слова, слоги, звуки». Демонстрационный материал для детей 4-5 лет. М., 2008-2014.
12. «Дорисуй и раскрась». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 2009-2014. «Учимся составлять слоговые схемы». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 2009-2014.
13. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». М., 1996-2014. «От А до Я».
14. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М., 1996-2014. «Звуки и буквы».
15. Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-7 лет. М., 1998-2014.
16. «Прописи для дошкольников 5-7 лет». Рабочая тетрадь. М 2009-2014. «Запоминаю буквы».
17. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М 2001-2014.
18. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».
20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. М 1997-2014.
21. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6—7 лет».
22. Рабочая тетрадь. М., 2004-201 4. «Я уже читаю».
23. Сборник литературных произведений для чтения с детьми дошкольного возраста. М., 2008-2014.
24. «Веселая грамматика для детей 5-7 лет».
Рабочая программа кружка «Бисеромания» Рабочая программа кружка «Бисеромания» Составитель: воспитатель Петрова Е. П. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Бисероплетение – забытое искусство, в.
Рабочая программа кружка «Чудесные фигурки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204» г. Чебоксары Рабочая программа кружка «Чудесные.
Рабочая программа кружка по вышивке «Умелые руки» Рабочая программа кружка «Умелые руки» Составитель: Петрова Е. П. ст. Ленинградская, 2018 год Программа «Умелые руки» (вышивка) Пояснительная.
Рабочая программа кружка «Волшебные краски» http://kozireva.kalinka5.edusite.ru/p53aa1.html Рабочая программа кружка «Волшебные краски» по теме: «Использование нетрадиционных техник.
Рабочая программа логоритмического кружка «Ритмическая Радуга» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО КРУЖКА «РИТМИЧЕСКАЯ РАДУГА» Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Составила: Павлова Маргарита.
Рабочая программа спортивного кружка «Здоровячок» ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной.
Рабочая программа танцевального кружка «Танцеальный калейдоскоп» Рабочая программа танцевального кружка «Танцеальный калейдоскоп» (Программа для детей подготовительной группы-на1 год) Составила: Павлова.
Рабочая программа кружка по экологии «Зеленый мир» Рабочая программа «Экология» кружка «Юный эколог» Анна Михайловна Гордина Рабочая программа «Экология» кружка «Юный эколог» Рабочая программа.