колесникова методическое пособие обучение грамоте 4 5
Колесникова методическое пособие обучение грамоте 4 5
✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети запись закреплена
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Ювента, 2007, 96 страниц.
Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Раб.тетр. М: Ювента, 2003
Рабочая тетрадь завершает цикл подготовки к обучению грамоте дошкольников по программе «От звука к букве (из опыта работы)». Задания, предложенные в тетради, предназначены детям 6-7 лет для диагностики их готовности к чтению и письму перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь. Адресуется педагогам, родителям, психологам, гувернерам.
Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет
Рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» входит в комплект учебно-наглядных пособий авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты. Издание предназначено как для совместной работы взрослого и ребенка, так и для самостоятельной работы ребенка 5-7 лет, умеющего читать и хорошо ориентирующегося в звуко-буквенной системе родного языка.
Учебно-игровые задания, предложенные в тетради, способствуют закреплению умений ребенка делить слова на слоги, определять ударение в словах, а также давать звуковую характеристику слов и составлять соответствующие схемы, то есть осуществлять простейшее моделирование.
Выполнение заданий в тетради способствует развитию мышления, фонематического восприятия, графических навыков ребенка.
Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку», Колесникова Е.В., 2016
Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку», Колесникова Е.В., 2016.
Учебно-методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» соответствует Феде ральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4—5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы. Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области «Коммуникация». Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам. Рекомендуется использовать в комплекте с рабочими тетрадями «От слова к звуку», «Дорисуй и раскрась», «Учимся составлять слоговые схемы», а также с демонстрационным материалом «Слова, слоги, звуки».
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Программа по подготовке к обучению грамоте детей 4-5 лет «АБВГДЕйка»
ПРИНЯТ
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №222
________________Епишева Т. М.
Адаптированная программа по речевому развитию
(подготовка к обучению основам грамоты)
Возраст обучающихся – 4-5 лет
Срок реализации – 1 года
Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка………………………………………..…….3
1.2. Цели и задачи реализации Программы………………. …. 3
1.4. Методы и направления, используемые для реализации Программы…………………………………………………………….5
Организационный раздел.
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса……….6
2.2. Организация режима…………………………………………….…. 6
Содержательный раздел.
3.1. Перспективный план ………………………………..………………..6
1.1. Пояснительная записка
Программа «АБВГДЕйка» составлена на основе авторских программ М.Д. Маханева «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет», Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Формирование и развитие фонематического слуха
Развитие произносительных умений
Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
Знакомство со слоговой структурой слова
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
Расширение словарного запаса детей
Формирование и развитие звукобуквенного анализа
Подготовка руки ребёнка к письму
Развитие слухового восприятия
Развитие графических навыков
Развитие мелкой моторики
Приобщение детей к художественной литературе
Воспитание умения работать
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
Воспитание нравственных качеств, а именно взаимопомощи, доброжелательности по отношению к окружающим
В программе соблюдается преемственность с имеющимися знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям.
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков
Изучение материала проходит блоками:
Особенности возрастной группы детей 4 – 5лет.
В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000слов.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.
Речь становится связной и последовательной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.
1.4. Методы и направления, используемые для реализации Программы.
Способы и формы работы с детьми.
Основные применяемые технологии :
Компьютерные (новые информационные) технологии
1.5. Планируемые результаты.
Ребёнок к концу первого года обучения знает
авторов и содержание произведений для детей А. Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, К. Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера
наизусть потешки, песенки, загадки, небольшие стихотворения для детей А.Барто, Г. Сапгира, О. Высоцкой.
Ребёнок к концу года умеет
правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
делить слова на слоги;
дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
определять и называть первый звук в слове;
произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
составлять 2-3 предложения по картине;
пересказывать простые сказки;
отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
заучивать небольшие стихотворения
II . Организационный раздел.
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса
Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май (38 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).
I сентябрь – ноябрь
II декабрь – февраль
2.2. Организация режима.
III . Содержательный раздел.
3.1 Перспективный план работы для детей 4 – 5 лет.
Перспективный план работы
по Программе «АБВГДЕйка» для детей 4 – 5лет
Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.
1. Сказка «Про веселый Язычок».
2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка».
3. Разучивание чистоговорки.
4. Игра с мячом «Назови свое имя»
5. Дорисуй картинку.
Знакомство с многообразием слов, моделирование, рисование коротких, отрывистых линий.
Учить понимать и правильно употреблять термин «Слово», понимать, что слова бывают разные. Познакомить с многообразием слов.
1. Игровое упражнение «Обведи правильно».
2. Физминутка
Игра с мячом «Назови скорее».
3. Знакомим детей с моделированием.
4. Дорисуй картинку.
Звучащие слово. Звук.
Продолжать знакомить со звучащим словом, познакомить со звуками окружающего мира, с понятие «звук». Продолжать знакомить с многообразием слов.
1. Д\и «Загадки и отгадки».
2. Игра «Путаница».
3. Физминутка «Игра с пальчиками»
4. «Дорисуй иголки елкам».
Учить сравнивать слова по звучанию: дать представление о том, что слова звучат по-разному и похоже. Учить подбирать слова-друзья к заданным словам.
1.Игра «Скажи, как звучит слово?»
2. Игра «Тихо – громко».
3. Физминутка «Игра с мячом».
4. Соедини правильно.
5. Стихотворение З. Александровой «Собака садится играть на гармошке»
Короткие и длинные слова
Познакомить с протяженностью слов, делением их на слоги. Закрепить представление о словах, словах-друзьях.
1. Д\и «Загадки и отгадки».
2.Игровое упр. «Соедини правильно».
3. Раздели правильно.
4. Физминутка «Встреча друзей»
Такие разные звуки
Продолжать учить детей узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого. Знакомить со звуками [а], [о],[у], [и]. Узнавать эти звуки по положению губ.
1.Слушанье продолжения сказки «Про веселый Язычок».
2. Игра «Узнай звук».
3. Игра «Сердитый ворон».
Учить узнавать звуки [а],[о],[у], [и] в словах. Познакомить со звуками [ы], [э].
1.Найди слово на заданный звук.
2. Слушанье сказки «Волк и козленок».
3. Игра «Эхо».
4. Игра с мячом «Назови скорее»
Гласные звуки я, ё, ю, е.
1. Чтение продолжения сказки «Волк и козленок» 2.Найди слово на заданный звук.
3. Игра «Эхо».
4. Игра с мячом «Назови скорее»
5. Разучивание шутки-чистоговорки «Гласные звуки»
Учить узнавать звуки [а],[о],[у], [и] в словах. Познакомить со звуками [ы], [э].
1.Найди слово на заданный звук.
2. Слушанье сказки «Волк и козленок».
3. Игра «Эхо».
4. Игра с мячом «Назови скорее»
Познакомить со звуком [с]. Учить выделять звук [с] в произношении.
1. Иг. Упр. «Песенка насоса».
2. Игра «Подскажи словечко»
3. Физминутка «Пальчики»
4. «Раскрась листья»
5. Заучивание стихотворения Г. Сапгира «Слоненок удивил ребят»
Продолжать учить выделять звук [с] в произношении. Учить различать на слух в словах твердый и мягкий звук. Закреплять знания о делении слов на слоги.
1. Иг.упр. «Песенка водички».
2. Игра «Назови слово со звуком»
3. Игра «Подскажи словечко»
4. Повторение стихотворения Г. Сапгира «Слоненок удивил ребят»
1. Иг. Упр. «Как поют комары»
2. Игра «Загадки и отгадки»
3. Физкультминутка «Зайке холодно сидеть».
4. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Заболела эта книжка»
5. Иг.упр. «Что забыл нарисовать художник»
Учить различать на слух твердые и мягкие звуки. Продолжать учить выделять звуки в произношение. Учить выделять слова с заданным звуком.
1. Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
2. Иг.упр. «Песенка комара»
3. Игра «Большие и маленькие комары»
4. Игра «Чей домик»
5. Игра с мячом «Назови слова со звуком»
6. Стихотворение А. Стародубовой «Хозяйка»
Эти разные, но такие похожие звуки [з] и [с].
Продолжать учить выделять звук в произношении и учить дифференцировать звуки [з] и [с].
1. Игр. Упр. «Помоги животному найти домик».
2. Игра «Подскажи словечко».
3. Игр. Упр. «Раздели правильно»
4. Физкультминутка «Зайке холодно сидеть»
5. Игра «Кто внимательный?»
Продолжать учить дифференцировать в словах звуки [з] и [с]. Познакомить со звуком [ц]. Закрепить знания о протяженности слов и делении их на слоги.
1. Чтение рассказа А. Максакова «Цыпленок Цып»
2. \Игра «Закончи предложение»
3. Физкультминутка «Цапля»
4. Рисуем огурцы.
5. Заучивание стихотворения Г. Сапгира «Курица»
Продолжать знакомить со звуком [ц]. Учить выделять звук [ц] в произношении. Учить дифференцировать звуки [ ц ] и [ с ] в словах.
1. Беседа по содержанию рассказа «Цыпленок Цып»
2. Д\и «Найди звук»
3. Разучивание чистоговорки.
4. Д\и «Загадки и отгадки»
5. Игра «Раскладывание картинок по звукам»
6. Игра с мячом «Назови слово»
Познакомить со звуком [ш]. Учить выделять твердый согласный звук в словах. Продолжать учить называть первый звук в словах
1. Игра «Подскажи словечко»
2. Иг.упр. «Будь внимательным»
3. Физминутка «Шарики»
4. Рисуем шарики.
5. Заучивание потешки «Кошка»
Познакомить со звуком [ж]. Учить выделять твердый согласный звук в словах. Продолжать учить называть первый звук в словах
1. Игра «Загадки и отгадки»
2. Иг.упр. «Раздели правильно»
3. Игра «Будь внимательным»
4. Физминутка «Жуки»
5. Рисуем желуди
6. Заучивание стихотворение И. Солдатенко «Лыжи»
Закрепить умение выделять слова со звуком [ж]. Учить дифференцировать в словах звуки [ж] и [ш].
1. Иг. Упр. «Помоги животным найти свой вагон
2. Игра «Подскажи словечко»
3. Физкультминутка пожеланию детей.
4. Иг. упр. «Соедини правильно»
5. Повторяем стихи.
Познакомить со звуком [ч]. Учить выделять звук [ч] в словах.
1. Д\и «Загадки и отгадки»
2. Иг. упр. «Будь внимательным»
3. Игра «Часы»
4. Иг.упр. «Помоги девочке»
5. П\и «Чижик»
1. Игра «Подскажи словечко»
2. Иг. упр. «Соедини правильно»
3. Физкультминутка с мячом «Назови скорее»
4. Дорисуй щетки.
5. Заучивание стихотворения \с. Михалкова «Два щенка».
Закрепить умение выделять звук [щ] в произношении. Учить придумывать слова на заданный звук. Учить дифференцировать звуки [ч] и [щ]. Закрепить деление слов на слоги.
1.Игра «Придумай слово».
2.Игра «Раздели слово»
3. Игра «Ключ»
4. Разучивание отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»
Закрепить знания звуков [ч] и [щ]. Продолжать учить делить слова на слоги, использую модель слова.
1. Разучивание потешки.
2. Иг.упр. «раздели правильно»
3. Физминутка «Черепаха»
4. Игра «Кто внимательный?»
1. Рисуем неваляшку.
2. Игра «Подскажи словечко»
3. Физминутка «Мы немножко рисовали»
4. Иг.упр. «Раздели правильно»
5. Разучивание стихотворение З. Александровой «Маленький тюлень»
1. Иг. Упр. «Как поет мотор»
2. Игра «Загадки и отгадки»
3. Физминутка «Зарядка»
4.Заучивание стихотворения О. Высотской «Мурка»
1. Заучивание стихотворения \т. Шорыгиной «Лепим».
2. Рисуем мишку.
3. Физминутка «Мы топаем ногами»
4. Д\и «Загадки и отгадки»
5. Раскрась правильно.
1. Иг.упр. «Подскажи словечко»
2. Раздели правильно.
3. Игра «Соедини правильно»
4. Физминутка «Буратино»
5. Разучивание стихотворения Г. Сапгира «Баран»
6. Рисуем бусы.
1. Иг. упр. 2Назови первый звук»
2. Игра «Подскажи словечко»
3.Физминутка»Пальчики»
4. Игра «Найди и раскрась»
5. Заучивание стихотворения Д. Хармса «Корабли»
Познакомить с согласным звуком [г]. Учить называть первый звук в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользуясь моделью слов.
1. Игра «Подскажи словечко»
2. Иг. Упр. «Раздели правильно»
3.Игра «Загадки и отгадки»
4. Физминутка «Зарядка»
5. Игра «Кто внимательней»
6. «Заучивание стихотворения Г. Сапгира «Грустный клоун»
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками [г] и [к]. Учить называть первый звук в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользуясь моделью слов. Развивать умение отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
1. Игр. Упр. «Раскрась и обведи правильно»
2. Игр. упр. «Соедини правильно»
3. Физминутка «Пальчики»
4. Игра «Скворечник»
5.Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной «Весна»
1. Игра «Загадки и отгадки»
2. Игр. упр. «Раскрась правильно»
3.Физминутка «Птички»
4. Игра «Кто внимательный»
5. Заучивание стихотворения М.Дружининой «Медведь»
1. Игр.упр. «Назови первый звук»
2.Игр.упр. «Раздели правильно»
3.Физминутка «Часы»
4. Рисуем тучи и зонтики.
5. Заучивание стихотворение В.Берестова «Медведица»
1.Игр. упр. «Обведи правильно»
2.Игр.упр. «Раздели правильно»
3.Физминутка
4. Нарисуй домик.
5. Повторяем стихи В.Берестова и М Дружинина.
Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком, умение называть первый звук в словах. Учит выразительно читать стихотворение.
1. Игра «Загадки – обманки».
2.Игра «Кто катается на карусели».
3.Игр.упр. «Соедини правильно»
4. Физкультминутка «Игра с пальчиками»
5.Читаем стихи.
6.Игра «Кто в каком домике живёт».
Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком, умение называть первый звук в словах. Закрепляем умение загадывать загадки, выделяя характерные признаки. Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя модель слова.
1. Игра «Звуки поменялись местами»
2.Игр.упр. «Соедини правильно»
3.Физминутка «Зарядка»
4. Игра «Загадки и отгадки»
5. Игр.упр. «Раскрась правильно»
Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком, умение называть первый звук в словах. Учит выразительно читать стихотворение.
1. Игра «Необычный цветок»
2.Игра «Раскрась и обведи правильно»
3.Физминутка по желанию детей.
4.Игр.упр. «Соедини правильно»
5.Рисуем берёзку.
Закрепление пройденного материала.
Способствовать развитию слухового внимания. Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова.
1. Игра «Звуки поменялись местами».
2. Игр.упр. «Необычный цветок»
3. Физминутка по желанию детей.
4.»Отгадай загадки»
5. Игр.упр. «Раздели правильно..
Закрепление пройденного материала.
Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользуясь естественными логическими паузами, ударением, передавая свое отношение к окружающему.
Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я»., Колесникова Е.В., 2009
Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я»., Колесникова Е.В., 2009.
Книга является 3-й частью авторской программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». (1-я часть — «Развитие звуковой культуры речи у детей 3—4 лет»; 2-я часть — «Развитие фонематического слуха у детей 4—5 лет»; 4-я часть — «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6—7 лет»). Основное назначение этой книги — оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте на 2-м этапе обучения. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях, педагогам классов коррекционно-развивающего обучения. Может быть использована родителями при подготовке детей к школе.
ТЕМА Звук и буква А.
Цель.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического слуха.
Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением — красный квадрат.
Учить определять место звука А в словах.
Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначено — красный квадрат.
Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук (звуки) А. Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А.
Учить писать печатную букву А, используя образец.
Учить писать на схеме букву А в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце слова). Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
ИГРА «НАЙДИ И ОБВЕДИ».
Задания детям
Назвать предметы, нарисованные на картинке (чашка, стул, стоп, бант, шапка).
Обвести только те предметы, в названии которых есть звук А (чашка, бант, шапка).
Назвать эти слова, интонационно выделяя ударный звук А (чаашка, баант, шаапка).