колесникова развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 7 лет метод пособие
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте ( на основе программы Е. Колесниковой)
МБДОУ – детский сад №196 компенсирующего вида г. Саратова.
Парциальная образовательная программа
по подготовке к обучению грамоте
«От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки
Срок реализации 2 года.
Возраст детей 5-7лет.
На основе методики Колесниковой Е. В.
(2019 / 2020 учебный год)
Цели и задачи Рабочей программы.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Особенности организации образовательного процесса.
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
2.4.Взаимодействие с семьей.
2.5.Планирование работы с детьми.
3.1.Оформление предметно-пространственной среды.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка.
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.
Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности.
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Программа составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы: развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков.
1.2.Цели и задачи Рабочей программы .
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Формирование и развитие фонематического слуха
Развитие произносительных умений
Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
Знакомство со слоговой структурой слова
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
Расширение словарного запаса детей
Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
Подготовка руки ребёнка к письму
Развитие слухового восприятия
Развитие графических навыков
Развитие мелкой моторики
Приобщение детей к художественной литературе
Воспитание умения работать
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Принципы Программы соответствуют принципам ФГОС ДО.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).
Принцип наглядности — иллюстративное изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
Онтогенетический принцип — учет возрастных особенностей обучаемых.
Принцип доступности и посильности — реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
1.4.Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Особенности познавательно-речевого развития дошкольников
Детей знакомят со звуками и буквами русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь). Дети могут выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв. Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет детей от механического заучивания слов и букв.
1.5.Особенности организации образовательного процесса.
Педагогические условия для эффективного речевого развития детей:
Оснащение образовательного пространства группы с учетом требований к предметно-развивающей среде, подборка игр, дидактических материалов, оборудования, технических средств обучения с учетом возраста детей и приоритета познавательно-речевого развития.
Правильная речь педагогов.
Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей. Для лучшего запоминания зрительного образа буквы в программе имеются следующие упражнения: 1.Вырезать букву. 2.Обвести ее пальчиком по контуру. 3.Написать букву по точкам. 4.Закрасить контур буквы. 5.Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква. 6.Написать букву в клетке. 7.Выучить стихотворение про букву.
К концу учебного года ребёнок (5-6 лет):
— знает буквы русского алфавита;
— пишет буквы русского алфавита в клетке;
— понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
— определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
— различает гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
— пользуется графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
— умеет записывать слово условными обозначениями, буквами.
— соотносит звук и букву:
— пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;
— определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
-проводит звуковой анализ слов;
— читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
— правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
— составляет предложение из двух, трёх слов, анализирует его.
К концу учебного года ребёнок (6-7 лет):
— проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
— ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
— понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
— записывает слова, предложения печатными буквами;
— разгадывает ребусы, кроссворды;
— читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
— ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
— рисует предметы в тетради в линейку.
(развитие звуко-буквенного анализа).
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы
закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
интонационное выделение заданного звука в слове
графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
определение места звука / буквы в слове
обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
чтение слогов с изученными звуками и буквами
составление и чтение слов из знакомых букв
работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И :
гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости :
звуковой (фонетический) анализ слова
понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
переход к чтению несложных текстов
Повторение и закрепление пройденного материала.
Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать»
Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6—7 лет» является частью авторской парциальной программы «От звука к букве».
Работа с данным пособием решает задачи развития всех компонентов устной речи: лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи. Тематика предложенного материала способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей. Большое внимание уделяется чтению художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, рассказы, сказки), дети приобщаются к словесному искусству.
Пособие рекомендуется использовать вместе с рабочей тетрадью «Я начинаю читать».
Адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 6—7 лет, а также родителям, гувернерам.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА на учебный год
Звуки и буквы (закрепление)
Слова и слоги (закрепление)
Предложение, графические навыки (закрепление)
В мире книг
Игрушки
Овощи
Фрукты
Осень
Домашние животные
Дикие животные
Сказки
Зима
Новый год
Транспорт
Профессии
Природные явления
Лес
Насекомые
Птицы
Цветы
8 Марта
Весна
Лето
Ребусы
Кроссворды
Скоро в школу
КОНСПЕКТ НОД в логике образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте по методическому пособию Е. Колесниковой «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет») в подготовительной группе по теме: «Кроссворды.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 21 г.о. Сызрани
непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию
(подготовка к обучению грамоте по методическому пособию Е. Колесниковой «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет»)
в подготовительной группе
тема : «Кроссворды. Разгадывание кроссвордов»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
— вырабатывать умение разгадывать кроссворды;
-закреплять умение формулировать задания, используя условные обозначения;
-закреплять умение проводить фонетический разбор заданного слова;
-формировать интерес к чтению.
— развивать эмоциональную отзывчивость;
— воспитывать культуру поведения и умение самостоятельно выполнять поставленную задачу;
— формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
— закреплять умение выделять первый звук в слове;
-способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
— закреплять умение писать печатными буквами.
— формировать потребность в двигательной активности;
— выполнять движения соответственно тексту стихотворения.
(по методическому пособию «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» из опыта работы Е.В. Колесниковой к рабочей тетради)
— практические: выполнение заданий в рабочих тетрадях;
— словесные: беседа, вопросы.
— карточки с изображением букв и предметов;
— презентация «Веселый кроссворд» к заданиям
— рабочие тетради «Я начинаю читать»;
Формы организации совместной деятельности.
Игровая ситуация «Ну-ка, буква, отзовись»
Цель: вызвать интерес детей к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией.
Постановка проблемы: необходимо определить первый звук в названии картинки и подобрать соответствующую букву.
Игра «Учимся разгадывать кроссворды»
Цель: формировать умение разгадывать кроссворды; закреплять умение выделять; закреплять умение писать печатные буквы; закреплять знания о месяцах: сентябрь.
Игра «Разгадываем кроссворд»
Цель: формировать умение самостоятельно разгадывать кроссворд; закреплять умение выделять; закреплять умение писать печатные буквы; закреплять умение проводить фонетический разбор заданного слова.
Цель: формировать потребность в двигательной активности, выполнять движения соответственно тексту стихотворения.
Беседы, вопросы, выполнение заданий в рабочей тетради.
Игра «Продолжаем разгадывать кроссворды»
Цель: формировать умение формулировать суть упражнения, пользуясь условными обозначениями; закреплять умение писать буквы по порядку, читать полученное слово.
Игра «Разгадываем кроссворды»
Цель: формировать умение самостоятельно разгадывать кроссворд, писать буквы.
Логика образовательной деятельности.
Воспитатель здоровается с детьми, говорит о хорошем настроении
«Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
С добрым утром! Добрый вечер! Добрый день!
На столе разложены карточки с буквами, воспитатель предлагает детям выбрать любую букву. Педагог предлагает поиграть в игру «Ну-ка, буква, отзовись». показывает детям картинки, а они должны определить первый звук в ее названии. Картинку забирает тот ребенок, у которого буква соответствует первому звуку.
Дети здороваются, говорят друг другу и всем присутствующим с улыбкой говорят «Добрый день!»
Дети выбирают себе букву, смотрят на картинки, называют изображенный на ней предмет, выделяют первый звук, подходят и забирают соответствующую карточку.
Мотивация детей к предстоящей деятельности.
Принимают и осознают цель. Закрепляют умение выделять первый звук в слове и соотносить его с буквой.
Воспитатель предлагает пройти за столы для работы в тетрадях.
Игра «Учимся разгадывать кроссворды» (стр. 60, задание 1)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и объясняет, что под каждой картинкой написана цифра, это номер клетки, в которую надо написать букву, соответствующую первому звуку ее названия. Показывает картинки на экране. Предлагает прочитать написанное слово. Воспитатель уточняет, что это первый месяц осени и все дети нашей страны идут в школу.
Рассматривают картинки, называют по порядку картинки, выделяют первый звук в названии, пишут в соответствующей клетке букву. Читают получившееся слово (сентябрь).
Принимают и осознают цель. Понимают учебную задачу и выполняют ее самостоятельно.
Воспитатель предлагает следующий кроссворд разгадать самостоятельно, так как он разгадывается также, как и предыдущий.
Игра «Разгадываем кроссворд» (стр. 60, задание 2)
Воспитатель предлагает вопросы:
— Что обозначает это слово?
— По какой книге еще дети учатся читать в школе?
— Сколько слогов в слове «букварь»?
— Назовите ударный слог, ударную гласную.
— Назовите гласные буквы.
— Назовите твердые согласные.
-Назовите мягкие согласные.
— Сколько букв в слове «букварь»?
— Сколько звуков в нем?
— Почему букв больше, а звуков меньше?
Самостоятельно рассматривают картинки, называют по порядку картинки, выделяют первый звук в названии, пишут в соответствующей клетке букву. Читают получившееся слово (букварь).
Дети отвечают на вопросы:
— Книга, по которой учатся читать.
— Потому что буква «ь» не обозначает звука.
Принимают и осознают цель. Понимают учебную задачу и выполняют ее самостоятельно.
Формируется звуко-буквенный анализ слова; закреплять умение фонетического разбора заданного слова.
Воспитатель проводит физкультминутку по стихотворению И. Лопухиной.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети отдохнули, удовлетворили потребность в движении.
Игра «Продолжаем разгадывать кроссворды» (стр. 61, задание 3)
Воспитатель предлагает детям сформулировать суть упражнения, написать буквы по порядку из кубиков в квадраты. Прочитать куда идут звери.
— А вы хотите учиться в школе?
Дети формулируют суть упражнения, пользуясь условными обозначениями. Пишу по порядку буквы из кубиков в квадраты. Читают куда идут звери- «в школу».
Отвечают на вопрос.
Принимают и осознают цель. Понимают учебную задачу и выполняют ее самостоятельно.
Игра «Разгадываем кроссворды» (стр.61, задание 4)
Воспитатель предлагает детям разгадать этот кроссворд самостоятельно. Прочитать слово.
Дети самостоятельно разгадывают кроссворд. Читают слово «Молодец».
Принимают и осознают цель. Понимают учебную задачу и выполняют ее самостоятельно.
Воспитатель подводит итог занятия: «Вот вы и справились с заданиями, карточки с буквами и картинки можете забрать с собой. Скажите мне, что вам понравилось сегодня, что нового узнали?»
Дети отвечают: «Сегодня мы учились разгадывать кроссворды, выделять первый звук в названии картинки и соответственно записывать его».
Закрепление полученных знаний. Оценка своей работы.
Колесникова развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 7 лет метод пособие
✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети запись закреплена
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, Ювента, 2007, 96 страниц.
Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Раб.тетр. М: Ювента, 2003
Рабочая тетрадь завершает цикл подготовки к обучению грамоте дошкольников по программе «От звука к букве (из опыта работы)». Задания, предложенные в тетради, предназначены детям 6-7 лет для диагностики их готовности к чтению и письму перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь. Адресуется педагогам, родителям, психологам, гувернерам.
Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет
Рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» входит в комплект учебно-наглядных пособий авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты. Издание предназначено как для совместной работы взрослого и ребенка, так и для самостоятельной работы ребенка 5-7 лет, умеющего читать и хорошо ориентирующегося в звуко-буквенной системе родного языка.
Учебно-игровые задания, предложенные в тетради, способствуют закреплению умений ребенка делить слова на слоги, определять ударение в словах, а также давать звуковую характеристику слов и составлять соответствующие схемы, то есть осуществлять простейшее моделирование.
Выполнение заданий в тетради способствует развитию мышления, фонематического восприятия, графических навыков ребенка.
Программа дополнительного образования «Учимся читать» для работы с детьми дошкольного возраста 6–7 лет
1. Пояснительная записка…3
2. Учебно-тематический план ….7
3. Содержание программы…10
4. Планируемые результаты освоения программы …14
5. Система мониторинга….15
6. Библиографический список…. …16
Программа составлена на основе авторской Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется
системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы:
Образовательные:
— Формирование и развитие фонематического слуха
— Развитие произносительных умений
— Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
— Знакомство со слоговой структурой слова
— Формирование умения правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
— Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения
— Расширение словарного запаса детей
— Подготовка руки ребёнка к письму
— Развитие слухового восприятия
— Развитие графических навыков
— Развитие мелкой моторики
— Приобщение детей к художественной литературе
— Воспитание умения работать
— Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
— Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Новизна программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Содержание программы: развитие звук-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков
Принципы реализации Программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возраастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность– направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет
Особенности программы
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Способы и формы работы с детьми
— Работа с текстами
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Образовательная область «Речевое развитие»
— Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
— Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
— Закреплять умение делить слова на слоги.
— Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
— Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
— Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
— Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).
— Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.
— Учить писать слова с помощью графических изображений.
— Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
— Учить соотносить звук и букву.
— Учить писать слова, предложения печатными буквами.
— Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
— Способствовать развитию фонематического восприятия.
— Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
— Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
— Познакомить с термином «предложение».
— Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
— Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.
— Учить записывать предложение условными обозначениями.
— Способствовать развитию графических навыков.
— Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
— Формировать навык самоконтроля и самооценки.
п/п Наименование разделов и тем К-во часов
2 Звук и буква А. Звук А 1
3 Звук и буква У. Звук У. Работа со схемами. 1
4 Звук и буква О. Звук О. Работа со схемами. 1
5 Звук и буква Ы. Работа со схемами. 1
6 Звук и буква Э. Работа со схемами. 1
7 Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э 1
8 Звук и буква Л. Работа со схемами. 1
9 Звук и буква М. Работа со схемами. 1
10 Звук и буква Р. Работа со схемами. 1
11 Звуковой анализ слов. 1
12 Чтение слогов, фонетический разбор слов. 1
13 Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ.Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы. 1
14 Буква Я. Звуко-буквенный анализ слов. 1
15 Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А) 1
16 Буква Ю. Звуко-буквенный анализ слов 1
17 Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А).
Работа с предложением. 1
18 Буква Е. Звуко-буквенный анализ слов 1
19 Буква Ё. Работа с предложением по картине. 1
20 Звук и буква И. Работа с предложением. 1
21 Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звуки Г и Гь, К и Кь. Буквы Г, К. 1
22 Звуки Д и Дь, Т и Ть. Буквы Д, Т. Работа с предложением. 1
23 Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф. Чтение стихотворений. 1
24 Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С. Работа с предложением. 1
25 Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П. Работа с предложением. 1
26 Звуки Х и Хь, и буква Х. Работа с предложением. 1
27 Звуки и буквы Ж и Ш. Слова и слоги. Деление слова на слоги. 1
28 Звуки и буквы Ч и Щ. Слова и слоги. Деление слова на слоги. 1
29 Звук и буква Ц. Звук и буква Й. Слова и слоги. Деление слова на слоги. 1
30 Мягкий знак Ь. Твёрдый знак Ъ. Слова и слоги. Деление слова на слоги. Повторение – закрепление. 1
31 Алфавит, чтение стихотворений. 1
*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
1. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2016 г
2. Колесникова Е. В. Методическое пособие к программе «От звука к букве»
для работы с детьми 3-7 лет:
НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».
3. Рабочая тетрадь для детей: «Запоминаю буквы»;
4. Рабочая тетрадь для детей: «Я начинаю читать»;
Содержание программы
Работа с родителями
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.
Формы работы с родителями
1. Ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью (октябрь)
2. Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей (в течение года).
3. Проведение открытых занятий с привлечением родителей (май)
4. Разработка памяток для родителей «Будем грамотны», «Как приучить детей читать», «Как составить рассказ по картинке», «Развиваем моторику рук» (в течение года).
5. Анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей (октябрь, май)
Звук и буква. Слог как часть слова Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат). Графическое изображение слова (прямоугольник).
Звук и буква А. Звук А Графическое изображение гласного звука (красн. квад., место звука в слове (начало, середина, конец)
Звук и буква У. Звук У Место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. печатание буквы.
Звук и буква О. Звук О Место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.
Звук и буква Ы. Место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы.
Звук и буква Э. Место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).
Звук и буква Л. Место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов (МАМА, МЫЛО, печатание буквы.
Звук и буква М. Графическое изображение твёрдого согласного звука (синий квадр., место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.
Звук и буква Р. Место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы.
Звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков, деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА, ударный слог и ударный гласный в слове.
Чтение слогов, фонетический разбор слов. Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красный и синий квадрат) и буквами, чтение слов.
Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ.Закрепление:гласные и согласные звуки и буквы Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графическое изображение предложений. Гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.
Буква Я. Буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я, мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их графическое изображение на схеме (зелён. квадр., сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.
Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А) Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А, фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ, чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА).
Буква Ю. Место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН, соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю, сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК)
Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А).Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А, фонетический разбор слова (ОРЛЫ, чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ).
Буква Е. Место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА, сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ).
Буква Ё. Место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА, сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).
Звук и буква И. Место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).
Звуки Г и Гь, К и Кь. Буквы Г, К. Звуки Г и Гь,К и Кь: графическое изображение мягких и твёрдых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,
Звуки Д и Дь, Т и Ть. Буквы Д, Т. Графическое изображение мягких и твёрдых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв Д и Т. Чтение слов с буквами Д/Т и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО)
Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф. Графическое изображение мягких и твёрдых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ, соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ.
Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С. Графическое изображение мягких и твёрдых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА, соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА).
Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ, составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ)
Звуки Х и Хь, и буква Х. Звуки Х и Хь,и буква Х: характеристика звуков графическое изображение мягких и твёрдых согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но).
Звуки и буквы Ж и Ш. Характеристика, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ, письмо букв Ж и Ш.
Звуки и буквы Ч и Щ. Сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но, чтение отрывка из стих-я, письмо букв Ч и Щ.
Звук и буква Ц. Звук и буква Й. Характеристика звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ, составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ, чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц. Характеристика звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ, письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА, чтение стих-я.
Мягкий знак Ь. Твёрдый знак Ъ. Слова и слоги. Деление слова на слоги. Сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ, изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ, чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ, письмо буквы Ь. Сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ, изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стихотворений. Слог, деление слов на слоги.Слова: составление из букв, чтение и письмо.Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово.
Алфавит, чтение стихотворений.Закрепление: алфавит, чтение стихотворений. Ребусы, загадки, чтение стихотворений.Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова.
освоения программы
Ребёнок знает и умеет:
— буквы русского алфавита;
— понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
— правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
— определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
— различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
— делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
— пользоваться графическим обозначением звуков;
— произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
— записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
— составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
— пересказывать простые сказки;
— отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых
— понимать и выполнять учебную задачу
— формирование волевых и этических качеств, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
Уровни усвоения программы
Низкий–ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения.Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.
Методическое обеспечение программы
Дидактические настольные игры:
«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».
Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
Оборудование: рабочие тетради, пеналы, разрезные азбуки.
Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.
Раздаточный материал: Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие тетради, слоговые таблицы.
1. Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».Москва: Издательство ЮВЕНТА, 2015 г.
2. Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 6-7 лет».Москва: Издательство ЮВЕНТА, 2011г.
3. У. М. Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ.Москва: Творческий центр, 2010г.
4. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А. В. Аджи.Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009 г.
5. Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2015 г.
6. Е. В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2015 г.
7. Е. В. Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет».Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2015 г.
Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования» Актуальность разрабатываемого проекта: Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся читать» 1. Целевой раздел общеобразовательной общеразвивающей программы. 1.1. Пояснительная записка. Перед многими родителями неизбежно встает вопрос,.
Программа дополнительного образования для кружковой работы «Хочу все знать» Содержание: 1. Пояснительная записка…. 3 2. Нормативные основы дополнительного образования…. 5 3. Цель программы….6.
Программа дополнительного образования по аппликации для детей 3–7 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лучик» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации:.
Программа дополнительного образования «Музыкальный эрудит» Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. (Д. Шостакович) «Музыкальный эрудит» Цели и задачи: Цели: 1. Раскрыть духовный.
Программа дополнительного образования «Робототехника» Учебно-тематический план » Робототехника». № Тема Количество часов Теория Практика 1. Знакомство с конструктором LegoWedo 1час 0.5часа 0.5.
Рабочая учебная программа дополнительного образования «Играя, развиваемся» для детей дошкольного возраста от трех лет Рабочая учебная программа дополнительного образования «Играя, развиваемся» для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Срок реализации.
Программа кружка дополнительного образования Сделай сам! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР- детский сад №16 «Росинка» г. Гусиноозерск Программа кружка дополнительного.
Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.