количество обнаруженных в ящиках для голосования бюллетеней установленной формы должно быть равно
Статья 37. Порядок подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ в статью 37 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, а также в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до дня вступления в силу названного Федерального закона
Статья 37. Порядок подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что время голосования истекло и завершить голосование могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования. После этого получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только лица, уже находящиеся в помещении для голосования, а доступ в помещение для голосования разрешается только кандидатам, их доверенным лицам, членам соответствующих избирательных комиссий, наблюдателям и представителям средств массовой информации.
Перед началом подсчета голосов члены участковой избирательной комиссии подсчитывают неиспользованные избирательные бюллетени, оглашают их число, которое заносится в протокол. Председатель участковой избирательной комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени.
Председатель и члены участковой избирательной комиссии проверяют неповрежденность печатей или пломб на переносных избирательных ящиках и избирательных ящиках, находившихся на избирательном участке.
В случае обнаружения повреждений печатей, пломб, избирательных ящиков составляется протокол и приглашаются работники органов внутренних дел и прокуратуры для проведения соответствующего расследования. Бюллетени из таких избирательных ящиков подсчитываются отдельно. В случае удостоверения работниками внутренних дел несанкционированного вскрытия избирательного ящика или нарушения его целостности все избирательные бюллетени, найденные в избирательном ящике, признаются недействительными. Каждый избирательный бюллетень подписывается двумя членами избирательной комиссии с отметкой «недействительный бюллетень, обнаруженный в поврежденном избирательном ящике». Сведения о количестве обнаруженных избирательных бюллетеней, членах избирательной комиссии, осуществлявших вскрытие поврежденного избирательного ящика, присутствовавших при этом наблюдателях заносятся в специальный протокол, к которому прикладывается акт, составленный работниками органов внутренних дел.
Далее председатель и члены участковой избирательной комиссии вскрывают переносные избирательные ящики. Проверяется соответствие количества обнаруженных в них избирательных бюллетеней количеству письменных заявлений избирателей. В случае, если количество избирательных бюллетеней установленного образца превышает количество письменных заявлений избирателей, результаты голосования по письменным заявлениям избирателей с помощью переносных ящиков признаются недействительными. Каждый избирательный бюллетень подписывается двумя членами избирательной комиссии с отметкой «недействительный бюллетень по голосованию с помощью переносного избирательного ящика». Указанная запись вносится на лицевой стороне каждого из этих бюллетеней на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов (списков кандидатов), позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»). Сведения о количестве обнаруженных избирательных бюллетеней, членах избирательной комиссии, организовавших голосование с помощью переносного избирательного ящика, присутствовавших при этом наблюдателях заносятся в специальный протокол, к которому прикладываются заявления избирателей и обнаруженные в переносном избирательном ящике избирательные бюллетени.
Далее председатель и члены участковой избирательной комиссии вскрывают избирательные ящики, находившиеся на избирательном участке. Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), а также по голосам, поданным против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), или в которых отметки проставлены в квадрате, расположенном напротив позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), и хотя бы в одном из квадратов, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов (списков кандидатов), позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Недействительные бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов) и позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. В протоколе указываются следующие данные:
общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку, и число избирателей, дополнительно внесенных в список избирателей;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов, число голосов, поданных за каждого из кандидатов, число голосов, поданных против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Протокол об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прилагаются специальные протоколы избирательной комиссии, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения, поступившие в участковую избирательную комиссию в день выборов, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Все приложения перечисляются и являются неотъемлемой частью протокола об итогах голосования. Заверенные копии специальных протоколов избирательной комиссии, жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко второму и третьему экземплярам протокола.
Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную, окружную или избирательную комиссию муниципального образования. Факт передачи протокола об итогах голосования фиксируется в акте, составляемом в двух экземплярах, один из которых остается в участковой избирательной комиссии, а другой передается в соответствующую территориальную, окружную или избирательную комиссию муниципального образования. Акт передачи протокола составляют и подписывают не менее чем два члена каждой из избирательных комиссий. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с протоколами об итогах голосования в порядке, установленном для хранения избирательной документации. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания полномочий комиссии.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. По требованию вышеуказанных лиц им предоставляется заверенная копия протокола участковой избирательной комиссии.
Избирательная документация участковой избирательной комиссии, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие вышестоящие избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального опубликования общих итогов выборов.
Повторный подсчет голосов избирателей участковой избирательной комиссией не допускается.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии вышестоящая избирательная комиссия по заявлению прокурора, решению суда или собственной инициативе принимает решение о контрольном подсчете голосов избирателей соответствующего избирательного участка.
Контрольный подсчет голосов избирателей проводится вышестоящей избирательной комиссией в присутствии членов участковой избирательной комиссии, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей и представителей средств массовой информации.
После контрольного подсчета голосов составляется в соответствии с вышеприведенными требованиями протокол, который подписывают члены избирательной комиссии, проводившей контрольный подсчет, и члены участковой избирательной комиссии.
В случае несовпадения результатов контрольного подсчета голосов с результатами подсчета голосов, осуществленного участковой избирательной комиссией, общие итоги голосования устанавливаются на основании протокола о контрольном подсчете голосов.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 37 настоящего Временного положения
Количество обнаруженных в ящиках для голосования бюллетеней установленной формы должно быть равно
Организация подсчета голосов избирателей, составление протокола, выдача его копий
Подсчет голосов избирателей и составление протокола УИК об итогах голосования – очень важная заключительная стадия избирательного процесса!
Кроме того, подсчет голосов достаточно сложный процесс, требующий от членов УИК подготовки, предварительного изучения законодательства и четкого выполнения установленных законом последовательных действий.
Особенности подсчета голосов избирателей в предстоящий день голосования, 10 сентября 2017 года:
— смешанная избирательная система (отдельный подсчет и составление протокола № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и отдельный подсчет и составление протокола № 2 об итогах голосования по краевому избирательному округу);
— одновременное проведение муниципальных выборов на многих участках (отдельный подсчет и составление протокола по муниципальным выборам);
— впервые на большинстве избирательных участков протоколы будут составляются на компьютере с помощью специального программного обеспечения (СПО), каждый протокол будет иметь свой индивидуальный машиночитаемый код или QR- код.
При подсчете голосов избирателей УИК важно соблюсти следующие основные принципы подсчета:
1) открытость и гласность при подсчете голосов;
Во-первых, допустить всех лиц, имеющих право присутствовать при подсчете:
— члены с правом совещательного голоса;
— кандидат (выдвинутый как по округу, так и любой кандидат из зарегистрированного краевого списка);
— представители кандидата (доверенные лица, уполномоченные представители);
— члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов;
Во-вторых, обеспечить полный обзор действий членов УИК с правом решающего голоса в ходе подсчета голосов для всех присутствующих. В том числе действий оператора СПО в случае использования.
В-третьих, оглашать все действия членов УИК.
Председатель УИК руководит подсчетом, оглашает все действия и цифры, Заместитель председателя вносит данные в УФП, а, там где нет СПО – секретарь заполняет вручную протокол об итогах голосования, там где используется СПО – оператор СПО вводит данные в компьютерную программу.
Увеличенная форма протокола (УФП) должна быть вывешена на каждом избирательном участке (по ЗСК их две).
(УФП заполняется только при подсчете голосов избирателей. Никакие строки до начала голосования заполнять не надо, мы регулярно получаем жалобы, в которых заявители требуют занесения количества избирателей, включенных в список избирателей в УФП до начала голосования. Такого требования в избирательном законодательстве нет. Да и цифра окончательная количества избирателей на участке будет известна только после окончания вменении голосования, так как в течение дня голосования в список могут на законных основаниях включены избиратели и исключены.)
УФП – это ваш черновик, в нем не запрещены исправления, данные, занесенные в УФП не имеют юридического значения.
Фото- и видеосъемку процедуры подсчета вправе вести все присутствующие лица,
фотосъемка должна вестись только с обязательным соблюдением тайны персональных данных, то есть списки избирателей (реестры голосующих на дому, заявления избирателей) в любом случае и ни при каких условиях снимать нельзя.
2) соблюдение установленной последовательности
В выполнении действий по подсчету бюллетеней и голосов должна соблюдаться последовательность.
(Подсчет голосов – это не хаотичные действия, а четкая последовательность. Не стоит пытаться ускорить процесс подсчета и делать несколько действий одновременно).
ИККК подготовлена пошаговая инструкция в виде плаката, определяющая порядок действий членов УИК с правом решающего голоса при подсчете. Напротив каждого шага (действия) есть пустые квадратики для проставления «галочки» в знак выполнения действия.
3) непрерывность подсчета
С момента окончания времени голосования и до подписания протокола УИК об итогах голосования и выдачи заверенных копий протокола не может быть никаких перекуров, рекламных пауз.
Существует регламент ввода данных в систему ГАС «Выборы», установленный вышестоящей комиссией, поэтому медлить при подсчете голосов не стоит.
(Опишу типичную ситуацию, которая затягивает подсчет голосов избирателей: идет подсчет голосов, наблюдатели (не совсем ознакомленные с нормами законодательства) либо преследующие иные цели начинают отвлекать председателя, требовать пояснений, рассказывать как надо вести подсчет, просить, чтоб комиссия быстрее начинала считать голоса избирателей, не понимая, что мы не можем пропустить работу со списком избирателей.)
Во избежание такой ситуации, мы рекомендуем Вам определить члена комиссии с правом решающего голоса для общения с присутствующими при подсчете.
Никто из присутствующих не вправе руководить подсчетом и указывать членам комиссии, что им необходимо делать, только Председатель УИК. Если у наблюдателей возникают вопросы, сомнения, на них отвечает определенный член комиссии, если их не удовлетворяют ответы члена УИК, то они вправе написать письменное обращение, которое обязательно будет рассмотрено до подписания протокола об итогах голосования на итоговом заседании, когда будет выделено специально время и даны разъяснения.
В 20.00 закончилось голосование, избирательный участок закрылся и могут проголосовать только оставшиеся избиратели.
Если выехавшая для проведения голосования вне помещения группа не вернулась, ждем, подсчет не начинаем.
Председатель УИК до 20.00 подготовил все акты и реестры, заполненные в день голосования или ранее.
Члены УИК передают книги списка избирателей председателю, в сейф.
Комиссия совершает перестановку оборудования удобного для подсчета и наблюдения.
(Несколько столов сдвигаются посередине, члены комиссии с правом решающего голоса становятся вокруг стола, а наблюдатели размещаются на расстоянии 1,5 – 2 метра от членов комиссии).
Обычно присутствующих и наблюдающих в два раза больше, чем членов с правом решающего голоса, чтоб присутствующие не мешали друг другу, чтоб всем был обеспечен обзор, мы рекомендуем указанное расстояние.
Оператор СПО вводит в программу количество избирателей, включенных в список, переданное в ТИК на последнее отчетное время 19:30.
(Программа контролирует «плюс-минус» 10 % от введенной цифры)
Последовательные этапы подсчета:
Отдельно по одномандатному и краевому округу подсчитываются неиспользованные избирательные бюллетени, оглашается их количество, они погашаются (путем отрезания левого нижнего угла)
Подсчитываются испорченные избирателями бюллетени отдельно по округам, их количество приплюсовывается к неиспользованным, общая сумма погашенных бюллетеней (неиспользованные + испорченные) оглашается и данные вносятся в строки 6 протоколов УИК № 1 и № 2 об итогах голосования и их увеличенные формы.
Затем оглашается указанное в акте количество избирательных бюллетеней, полученных УИК от ТИК (отдельно по одномандатному и краевому округу) и вносится в строки 2 протоколов УИК № 1 и 2 об итогах голосования и их увеличенные формы.
Члены УИК с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице (отдельно по одномандатному и краевому округу):
1) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета выбывших избирателей);
2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
4) число избирательных бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям при проведении досрочного голосования в соответствии с частями 2-8 статьи 61 Закона Краснодарского края о выборах депутатов Законодательного Собрания.
Внимание! Так как УИК должна заполнить Справку об использовании спец. знаков (марок) на участке:
Еще по списку (пока его не убрали в сейф) следует просчитать Количество наклеенных марок на специальные заявления (по отрывным частям марок, наклеенным в списке) + (на УИКах, где предусмотрено голосования по специальным заявлениям!) сколько проголосовало на УИКе со специальным заявлением.
Справка после заполнения подписывается секретарем, проставляется печать.
После того, как каждый член УИК с правом решающего голоса просчитает по своей книге списка данные, члены УИК просуммируют их, итоговые данные вносятся в итоговый (последний) лист последней книги списка избирателей, председатель (зам. или секретарь) оглашает эти данные, ставит свою подпись и печать.
Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протоколов N 1 и N 2 об итогах голосования и их увеличенных форм:
1) в строку 1 — число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
2) в строку 3 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
3) в строку 4 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
4) в строку 5 — число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.
До того как мы уберем список в сейф, необходимо предварительно проверить контрольные соотношения: 1 больше или равно 3 + 4 + 5; 2 равно 3 + 4 + 5 + 6
Если используется СПО и цветом не выделены никакие предупреждения на экране, то контрольные соотношения проверять не надо.
На этом работа со списком окончена.
Список убирается в сейф.
Переносные ящики вскрываются поочередно.
ПОМНИ! Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования председателем, заместителем председателя или секретарем УИК оглашается из акта о проведении голосования вне помещения для голосования число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования (отдельно по одномандатному и краевому округу).
Перед вскрытием переносного ящика для голосования также проверяется неповрежденность печатей (пломб) на переносном ящике для голосования, в чем председатель УИК предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным присутствующим при подсчете голосов.
ВНИМАНИЕ! В случае обнаружения повреждения печатей (пломб) на переносном ящике для голосования председатель, заместитель председателя либо секретарь УИК составляет акт о факте и характере повреждения печатей (пломб) на переносном ящике для голосования, который подписывается присутствующими членами УИК с правом решающего голоса. На данном акте вправе поставить свои подписи члены УИК с правом совещательного голоса, а также иные лица присутствующие при подсчете голосов.
После вскрытия переносного ящика члены УИК раскладывают бюллетени в отдельные стопы по одномандатному и краевому округу.
Типичной ошибкой при вскрытии переносных ящиков для голосования является тот факт, что члены УИК начинают подсчитывать голоса избирателей, сортировать по голосам, а надо только просчитать по видам.
Число извлеченных бюллетеней оглашается и вносится в строки 7 протоколов № 1 и № 2 УИК только увеличенной формы протокола УИК об итогах голосования
Непосредственно в строку 7 протокола УИК об итогах голосования вносятся только суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования.
Если в переносном ящике для голосования число обнаруженных избирательных бюллетеней установленной формы не превышает предварительно объявленного числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, УИК приступает к вскрытию следующего переносного ящика для голосования.
Единственный случай признания всего переносного ящика
для голосования недействительным:
Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется соответствующий акт. В данном акте указываются фамилии и инициалы членов УИК с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования (в случае проведения выборов разных уровней, недействительными признаются избирательные бюллетени только соответствующего уровня выборов).
Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней по каждому переносному ящику для голосования оглашается, вносится в указанный акт, а также в строку 9 увеличенной формы протокола УИК об итогах голосования (в строку 9 протокола вносится общее число недействительных избирательных бюллетеней).
ПОМНИ! На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней на квадратах, расположенных справа от данных о зарегистрированных кандидатах, вносится запись о причине признания бюллетеней недействительными которая заверяется подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и печатью УИК, а сами избирательные бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов избирателей не учитываются.
Недействительными признаются не все бюллетени, а лишь бюллетени по соответствующему округу, по которому выявлено такое превышение их числа.
— вскрытие стационарных ящиков для голосования.
После вскрытия стационарных ящиков для голосования, бюллетени раскладываются в отдельные пачки по одномандатному и краевому округам
Затем смешиваются с бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков.
Бюллетени сортируются по кандидатам, по краевым спискам, одновременно отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени.
Будьте внимательны, при подсчете голосов обращайте внимание на печать УИК в верхнем углу бюллетеней!
ПОМНИ! Избирательные бюллетени неустановленной формы — избирательные бюллетени, изготовленные неофициально, не заверенные УИК (без подписей членов УИК с правом решающего голоса и (или) без печати УИК);
Недействительные избирательные бюллетени — которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, а также избирательные бюллетени, в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате справа от фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, отметки проставлены в большем числе квадратов, чем число голосов у избирателя по соответствующему многомандатному округу.
ВНИМАНИЕ! В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя в избирательном бюллетене этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки УИК решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне каждого из таких избирательных бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее чем двух членов УИК с правом решающего голоса и печатью данной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней.
Подсчитывается число недействительных бюллетеней и к нему прибавляется число недействительных из переносных ящиков для голосования (если такие были).
Общее число недействительных избирательных бюллетеней оглашается и вносится в строку 9.
Действительные бюллетени подсчитываются последовательно по каждому кандидату, краевому списку кандидатов путем перекладывания их по одному с демонстрацией наблюдателям отметок избирателей в каждом бюллетене. Заполняется строка 13 и последующие строки в обоих протоколах.
Вычисляется общее число действительных бюллетеней: 10 = 13 + все последующие строки.
Затем определяется общее число бюллетеней, находившихся в стационарных ящиках для голосования (путем вычитания данных строки 7 из суммы данных строк 9 и 10), оглашают его и вносят в строки 8 протоколов и их увеличенные формы.
После ознакомления членов УИК с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений. (Если используется СПО и цветом не выделены никакие предупреждения на экране, то контрольные соотношения проверять не надо).
Если контрольные соотношения не выполняются, УИК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам.
Если и после этого контрольные соотношения не выполняются, УИК составляет акт, который прилагается к протоколу, и вносит данные о расхождении в протокол.
Отдельно по одномандатному и краевому округу упаковываются и подписываются:
Избирательные бюллетени, Погашенные бюллетени, недействительные бюллетени.
Реестр вне помещения, реестры о включении и исключении из списка избирателей для голосования по месту нахождения.
Изъятые специальные заявления и т.д и т.п.
ПОМНИ! На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены УИК как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, а также иные лица присутствующие при подсчете голосов.
После всех перечисленных действий участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы.
Для участия в рассмотрении жалобы обязательно должен быть приглашен заявитель. В случае, если заявителя на заседании не будет, у комиссии должны быть доказательства того, что она предприняла все возможные меры для того, чтобы заявителя пригласить.
Еще раз акцентирую внимание, что итоговый протокол может быть подписан только после рассмотрения всех поступивших в комиссию жалоб.
Члены УИК с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Обращу внимание, что если член комиссии говорит о наличии особого мнения и просит отразить это в протоколе УИК, то этот член комиссии сразу же в момент подписания протокола должен в письменном виде свое особое мнение и представить.
Иными словами, неправильно будет вносить в протокол запись об особом мнении, если фактически комиссии оно не представлено.
Протокол подписывается в двух экземплярах: первый вместе с приложенными документами направляется в территориальную комиссию; второй – предоставляется для ознакомления наблюдателям.
Ставится время подписания протокола.
И 1, и 2 экземпляры Протокола № 1 должны иметь одинаковое время подписания.
И 1, и 2 экземпляры Протокола № 2 также должны иметь одинаковое время подписания.
Ответственность за организацию работы по своевременной выдаче копий протокола УИК об итогах голосования несет председатель.
Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию.
КТО вправе выдавать и изготавливать копии протоколов?
Председатель, заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии.
Если копия изготавливается с помощью СПО:
Председатель УИК дает поручение оператору СПО вывести определенное количество копий протокола, согласно заявкам лиц, имеющих право на их получение.
— вписываете дату и время подписания протокола (данные которые указаны в протоколе);
— слева от этой записи на месте печати делаете запись: «Печать УИК»
— внизу протокола делаете заверительную запись:
«Верно» или «Копия верна»
Дата и время (часы, минуты) заверения.
Далее заполняется Реестр выдачи заверенной копии протокола,
— номер копии, соответствующий порядковому номеру в реестре;
— ФИО и статус лица, которому выдается копия (с указанием от какой партии или от какого кандидата, от какой организации участвует лицо в избирательной кампании);
— фамилия и инициалы лица, заверившего копию протокола;
— дата и время выдачи копии.
После этого на лицевой стороне копии в правом верхнем углу проставляется надпись: «Копия № __», указывается номер копии по реестру, после чего копия выдается соответствующему лицу.
Лицо, получившее копию протокола, расписывается в реестре.