1) происходящее как бы само собой распространение какой-либо деятельности от одного человека к другому
2) воздействие одного человека на другого посредством речевого сообщения, которое приводит к тому, что у него помимо воли появляются какие-то намерения или чувства
3) логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности
4) воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б4В3. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться вообще.
Форма поведения человека, который сознательно подчиняется интересам группы, стремится к сотрудничеству и взаимопомощи, называется:
Форма общения, которая предполагает учет чувств, желаний, физического состояния других людей, называется:
ПОНЯТИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) социальная рефлексия
1) воздействие одного человека на другого, которое приводит к тому, что помимо воли у него появляются какие-то чувства, намерения
2) способность человека представить себе, как он воспринимается другим человеком в процессе общения
3) нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию
4) распространение какой-либо деятельности или настроения от одного человека к другому, происходящее как бы само собой
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б4В3. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться вообще.
Никакой, даже самый развитый, талантливый человек не сможет жить без коллектива, в одиночку. Более того, природа человека такова, что будучи оторванным по какой-либо причине от людей, он страдает. Его не радуют успехи, и главным становится — обрести коллектив. Что же такое коллектив, почему он имеет такую силу влияния на человека? Коллектив— это совокупность людей, связанных одними благородными целями, задачами, интересами. Подчёркиваем — благородными. У группы воров тоже общие интересы, задачи и цели, но это — не коллектив, а просто шайка или банда.
Будут ли спасать в случае опасности члены одной шайки или банды друг друга или одного, попавшего в беду? Конечно, нет. Из произведений киноискусства и художественной литературы, а также документальных источников мы знаем, что в таких случаях бандиты или воры убивают или добивают попавшего в беду, а не спасают.
И как прекрасны отношения людей-коллективистов, объединённых общими благородными целями, которые ещё больше сплачиваются в трудных условиях и опасных ситуациях! Вот когда наиболее ярко проявляется всемогущий принцип: «Один за всех, все — за одного».
Чувство коллективизма надо воспитывать у детей с самого раннего возраста. Коллективизм характерен для детей ничуть не меньше, чем взрослым. Дети тянутся друг к другу, сразу же устанавливая общность интересов в игре, в общении. Очень большое значение для них имеет дружба со сверстниками, которую для них ничто не заменит.
Принцип коллективизма
Дети — стихийные коллективисты, потому они и испытывают неодолимую человеческую потребность дружить и играть. Для них самое строгое наказание — остаться одному. Играй сам — говорят взрослые, не понимая, что ребёнок не может. Ему нельзя играть одному, это противоречит его натуре.
Можно возразить — какой там у детей коллективизм? Поиграли, поиграли и разошлись по домам и квартирам. Нет, именно коллектив складывается у них со своими правилами, формами взаимоотношения, ритуалами. Они даже игры выбирают по интересам, у них свой настрой, иерархия взаимоотношений, то есть у них все по канонам, настоящего коллектива. Особенно в детском саду.
Учителя начальных классов сразу замечают, откуда пришёл в первый класс ребёнок — из детского сада или из дома — и не только по успеваемости и подготовленности. Из детского сада приходят дети с развитым чувством коллективизма. Учителя также почти безошибочно устанавливают — один ребёнок в семье или больше. И, конечно, учителям начальных классов намного легче работать с детьми-коллективистами.
Коллективист чувствует себя среди людей как рыба в воде. Он раскован, без ложного стеснения может прочитать стихи, спеть, станцевать. И как замкнут, застенчив, робок ребёнок, выросший без общения со своими сверстниками. Даже самое правильное общение со взрослыми не может заменить общение с детьми.
Коллективист чувствует себя частью общества, индивидуалист оторван от людей, он ощущает только себя, занят только своими переживаниями, целями, как говорят психологи, он «зациклился на себе». В нашем обществе такие люди — аномалия, и очень трудно индивидуалисту жить среди коллективистов.
Коллективизм в истории
«Не имей 100 рублей, а имей сто друзей»— известный лозунг коллективиста, никогда не унывающего, всегда окружённого друзьями, не замыкающегося в своём ограниченном мирке. Воспитать такого счастливого человека — первейшая задача родителей и взрослых. Чтобы понять важность принципа коллективизма, заглянем в историю.
Можно с уверенностью сказать, что без коллективизма у первобытных людей не состоялось бы успешное развитие в сторону современного человека.
В первобытном обществе развилась первая форма коллективизма, которая была естественной и стихийной. Совместный труд, защита, общежитие, справедливое распределение пищи были невозможны без коллективизма.
В классовом обществе, в его первом типе — рабовладельческом — возникла мнимая коллективность. Очень развита такая форма коллективизма у современной буржуазии. Чем она характерна? Видимостью общих интересов, даже целей и задач, но на поверку ни один капиталист не сможет перешагнуть через свои узкокорыстные, индивидуалистические интересы.
С большой убедительностью это описано в классических произведениях Т. Драйзера, Оноре де Бальзак и других мастеров художественного слова. В наше время капиталисты дошли до апогея своего преступного безрассудства: в пылу погони за прибылями они готовы расколоть земной шар и уничтожить все живое.
Советский коллективизм — совершенно уникальное явление. Впервые в масштабах всего общества этот принцип возведён в нравственный ранг закона. По своей природе коллективизму противоположен индивидуализм, который развивался в частнособственнических обществах.
Основы индивидуализма
Индивидуализм — это тоже принцип, выражающий связь личности и общества. В основу его положен приоритет личного над общественным, что в корне противоречит человеческой природе.
Индивидуализм и коллективизм — прямо противоположные личностные ориентации людей. Если рассматривать индивидуалиста с исторической точки зрения, он не имеет себе оправдания, тем более в нашем обществе. Однако, коллективиста надо воспитывать, так как в человеке, наряду со спонтанной готовностью стать и быть коллективистом, уживается и склонность к индивидуализму, эгоизму.
В сознании прогрессивных мыслителей прошлого возникали мысли о справедливости, равенстве, уважении к людям труда и необходимости объединять все усилия для борьбы против эксплуатации.
От чувства общности, сострадания и от проблесков понимания великой силы солидарности и коллективизма до осознания величия силы, собранной в монолит,— такова диалектика этого пролетарского принципа. В. И. Ленин писал: «Рабочему приходится искать средство дать отпор капиталисту, чтобы отстоять себя. И такое средство он находит в соединении. Бессильный в одиночку рабочий становится силой в соединении со своими товарищами, получает возможность бороться против капиталиста и дать ему отпор».
Итак, только в нашей стране впервые в истории принцип коллективизма получил своё реальное развитие. Что же такое развитый коллективизм? Это принцип, выражающий связь личности и общества, которая опирается на единство общественных и личных интересов при главенстве общественных.
Основы коллективизма
Во-первых, добровольное, осознанное подчинение личных интересов общественным. В таком осознании заключена возможность выхода из самой сложной ситуации, в которую может попасть человек. Моральный выбор в сторону интересов коллектива, общества всегда будет одобряемым, нравственным, полезным для людей и, следовательно, для каждой личности. Такой выбор не обезличивает человека, а, напротив, обогащает его общественным содержанием.
Во-вторых, отношения товарищества, взаимной помощи, ответственности, требовательности, честности, доверия, уважения — прекрасных нравственных качеств, которые могут быть развиты только у коллективиста. Сила коллектива обтачивает острые углы угрюмого нелюдимого индивидуалиста.
Слово «коллектив», знакомое с детства, закрепляется в нашем сознании всю жизнь: коллектив детского сада, школьный коллектив. Сейчас всё больше говорят о семейном коллективе.
Принцип коллективизма становится мотивом поведения человека лишь в том случае, если он превращается в чувство локтя, товарищества. Подкрепляется нравственными потребностями — стремлением делать людям добро, оказывать заботу, внимание.
Воспитание коллективизма в семье должно быть деликатным, ненавязчивым, проникнутым большой любовью к детям. В противном случае можно достичь обратного эффекта.
Статью прочитали 3 012 чел.
Задайте вопрос психологу
На этой странице вы можете задать вопрос психологу. Заполнить форму и получить профессиональный, развернутый ответ. Ответ будет размещен на сайте, вместе с вашим вопросом. Данная услуга бесплатная
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ по выбору метода психологической консультации
Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:
ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи
Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи
ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?
ТЕСТ удовлетворенности браком
Разработан В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
«Коллективизм как социальное и психолого-педагогическое явление».
МОУ «СОШ № 67 Щекотурова Ю.С.
Коллективизм как социальное и психолого-педагогическое явление
Последовательность развития чувства коллективизма у школьников
Психологический климат в классе
Социально-неадаптированный. На этом уровне находятся люди, которые в коллективе себя никак не проявляют. Они не считают себя частью коллектива и не участвуют в коллективных делах.
«Плавающий». К этому уровню относятся люди, для которых безынициативность – принцип жизни в коллективе, но для общего дела согласятся что-то сделать, если их попросят. Этот уровень может быть принят за нулевой и считается точкой отсчета при изучении уровней коллективизма.
Коллективизм как социальное и психолого-педагогическое явление.
Последовательность развития чувства коллективизма у школьников
Методика К. Н.Томаса.
Цель: Изучение способов реагирования в конфликтной ситуации, возникающей в коллективе.
Ход: Учащимся было предложено оценить предлагаемые ситуации и выбрать, наиболее подходящие к ним.
1. Соперничество-1 чел.
4.Избежание конфликтной ситуации-6 чел.
Из проведенного анкетирования видно, что наиболее приемлемыми будут являться такие формы поведения как: сотрудничество, компромисс, избежание конфликта я отнесла их к высокому уровню реагирования при конфликте; а соперничество и приспособление к низкому уровню.
«Психологический климат в нашем классе»
Цель: Определить психологический климат в коллективе учащихся 10 «М» класса.
Ход: Учащимся было предложено определить психологический климат в собственном классном коллективе. Методика выявила следующие результаты:
1.Положительный психологический климат-13 чел.
2.Неустойчивый психологический климат-10 чел.
3. Отрицательный психологический климат-0 чел.
Проблема развития коллективизма традиционно привлекает внимание исследователей, психологов, педагогов. Этой проблеме уделяли огромное внимание такие педагоги как: А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, С.И.Луначарский и другие. В настоящее время в стране сложилась очень сложная ситуация, каждого интересуют только личные проблемы, но возникает вопрос, как нужно воспитывать чувство коллективизма у детей. По мнению А.С.Макаренко коллектив будет развиваться только в том случае, если будет постоянное движение вперед, нужно воспитывать не какого-то отдельного человека, а весь коллектив в целом, и это единственный путь воспитания. А.С.Макаренко писал: «Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет!» Чтобы увидеть свои недостатки и начать исправлять их, стоит заняться воспитанием других, а «…исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей…»- утверждал Л.Н.Толстой. Это долгий процесс, так как «…вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание!» (К.А.Гевельский). Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, используя слово, дело и наблюдение (диагностику), классный руководитель создает условия, чтобы каждый ребенок проявил себя.
Один за всех или все на одного: коллективизм и индивидуализм
Человек не может жить вне социума, вне коллектива. Но вместе с этим для гармоничного развития и счастливой жизни важно сохранить индивидуальность. Вопрос о том, что важнее, коллектив или личность – один из сложнейших вопросов социальной психологии.
Что такое коллектив и коллективизм
Коллектив – группа людей, связанная общим делом, общими целями, установками и ценностями. Коллективизм – мировоззрение, при котором интересы группы становятся важнее интересов личности. Но, как правило, общие интересы совпадают с индивидуальными. В противном случае индивид покидает коллектив – участие в коллективе добровольное.
При принятии решений участник коллектива ориентируется на последствия для значимого сообщества. Он участвует в жизни других людей, может сам попросить помощи или совета. Коллективизм рождает чувство долга у участников. Жизнь в коллективе предполагает соблюдение его традиций и норм. Коллективист заботится о коллективе больше, чем о себе.
Что такое индивидуализм
Индивидуализм – мировоззрение, в котором личность и ее интересы стоят на первом месте. К основным идеям индивидуализма относится:
Индивидуалиста сложно не заметить. Ему комфортно в любом окружении, потому что он самодостаточен и независим в суждениях и поступках. Это те личности, которые не задаются вопросом «а что скажут другие люди».
Индивидуалисты признают свою причастность к социальным группам, но они не зависят от других участников. Исключением бывает только семья как группа и коллектив. Но и то чаще родители и родственники не могут повлиять на выбор индивидуалиста, например, в вопросах учебы, работы, круга общения и т. д. В остальном индивидуалисты предпочитают действовать в одиночку, принимать решения самостоятельно, ставить свои цели и следовать им. Индивидуалисты эмоционально отстранены от других людей, склонны к уединению. Они могут выслушать мнение другого человека, но поступят все равно по-своему.
Главная идея индивидуализма – полагаться можно только на самого себя. При командной работе индивидуалисты настаивают на разделении выгод согласно затратам. В то время как коллективизм поддерживает идею равного разделения благ. Главное отличие коллективизма от индивидуализма состоит в равном и справедливом распределении ресурсов. Индивидуализм предполагает справедливое распределение, а коллективизм равное.
В современном обществе наблюдается тенденция к выбору индивидуализма. Люди больше озабочены личным успехом, а в отношении других людей нередко бывают равнодушными, жестокими, грубыми. Но возможен ли индивидуализм в чистом виде? Думаю, добиться успеха без взаимодействия хотя бы с некоторыми людьми невозможно. А если люди совсем забудут о законах, ценностях и нормах общества, то возрастет преступность.
Кроме этого, можно выделить негативные последствия для самой личности, например, более низкую продуктивность и худшее состояние психического здоровья. Индивидуалисты чаще страдают неврозами и психическими расстройствами. А также в их отношениях чаще случаются конфликты, возникает больше проблем с социализацией.
Коллективизм или индивидуализм
В коллективе участники реже испытывают стресс, могут добиться больших результатов, эффективнее работают и быстрее решают внутренние проблемы. Коллектив помогает и поддерживает, умножает способности каждого участника. Но это так только в том случае, если группа становится настоящим коллективом. Что это значит:
Каков психологический результат слаженной работы коллектива:
В противном случае внутри группы часто возникают проблемы, участники чувствуют себя неудовлетворенными, формируется неблагоприятная психологическая атмосфера.
Если группа действительно является коллективом, то каждый участник получает психологические выгоды:
В коллективе человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, лучше понять себя и других людей. Потребности и желания участников все равно будут отличаться, но коллектив учит решать противоречия, идти на компромиссы, уживаться с особенностями других людей. А дух здоровой конкуренции мотивирует заниматься самосовершенствованием.
Нельзя сказать однозначно, что лучше для личности: коллективизм или индивидуализм. Многое зависит от особенностей коллектива. Если он сплочен и хорошо организован, то оказывает положительное влияние на личность. Полезен тот коллектив, в котором участники уважают общие цели, но и не забывают о личных потребностях.
Важен баланс коллективизма и индивидуализма. Коллектив должен быть таким, чтобы способствовать максимальному развитию личности, раскрытию ее потенциала, но вместе с тем и способствовать развитию коллектива.
Коллективизм — единственная разумная форма существования человеческого общества. Индивидуализм — способ разрушения человеческого общества.
24689 01.07.1936 Парад физкультурников на Красной площади. Иван Шагин/РИА Новости
Коллективизм [лат. collectivus — собирательный] — принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Коллективизм наиболее характерен для групп высокого уровня развития, где он сочетается с личностным самоопределением, коллективистской идентификацией, являясь основой групповой сплоченности, предметно-ценностного и ценностно-ориентационного единства группы.
Л.А. Карпенко
Прямая ссылка на это видео
Коллективизм и индивидуализм.
Коллективизм и индивидуализм — это два совершенно противоположных понятия.
Энциклопедический словарь даёт следующие определения коллективизму и индивидуализму:
Коллективизм – форма общественных связей людей в условиях социализма, характерная черта социалистического образа жизни, один из важнейших принципов коммунистической морали. При социализме общественные отношения строятся на присущих ему коллективистских началах.
Индивидуализм – черта мировоззрения и принцип поведения человека, когда интересы отдельного индивида абсолютизируются, противопоставляются коллективу и обществу.
Классик педагогики советского периода А.С.Макаренко понятия коллективизма и индивидуализма описывает следующим образом:
«В соответствии с важнейшим положением марксизма о том, что люди сами создают обстоятельства, под влиянием которых они воспитываются, А.С.Макаренко ставит вопрос о коллективе как об ячейке общества, которая создаётся в результате сознательной и целеустремлённой деятельности людей. С точки зрения А.С.Макаренко, “коллектив – это свободная группа трудящихся, объединённых единой целью, единым действием, организованная, снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный организм, в здоровом человеческом обществе”.
Коллектив – это такая ячейка социального общества, которая является материальным носителем отношений и зависимостей, воспитывающих действительный коллективизм и действительных коллективистов.
Качественно новая и объективно необходимая система отношений социалистического общества не может не оказывать решающего влияния на характер отношений в коллективе, который является специфическим слагаемым целого социалистического общества и “вычленяется” для корректировки отношений между обществом и личностью, для максимальной гармонизации их интересов.
В коллективе, писал А.С.Макаренко, зависимости очень сложные. Каждый должен согласовать личные стремления с целями всего коллектива и коллектива первичного.
“Эта гармония общих и личных целей является характером советского общества. Для меня общие цели являются не только главными, доминирующими, но и связанными с моими личными целями.”
Он утверждал, что если коллектив построен не так, то это не советский коллектив.
А.С.Макаренко утверждал, что вопрос заключается не в наличии или отсутствии благоприятных условий для создания коллектива, а в умении создавать эти благоприятные условия, в умении так организовать школьное воспитание, чтобы все элементы этой организации способствовали укреплению единого школьного коллектива.
В советском обществе, писал А.С.Макаренко, не может быть личности вне коллектива. Не может быть обособленной личной судьбы и личного счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива. Советское общество состоит из множества коллективов, и между коллективами поддерживаются разносторонние, тесные связи. В этих связях – залог полнокровной жизни и успешного развития каждого коллектива.
Для правильной организации и нормального развития коллектива исключительное значение имеет стиль работы его организатора. Трудно рассчитывать, что будет хороший коллектив, творческая обстановка для работы педагогов, если во главе школы находится человек, умеющий только приказывать и командовать. Директор – это главный воспитатель в коллективе, самый опытный, самый авторитетный педагог, организатор.
Однако по мере развития коллектива функции распоряжения и контроля, поощрения и наказания, организации всё больше переходят к органам самоуправления.
Коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. По отношению к отдельной личности коллектив утверждает суверенитет целого коллектива. Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности. Пока она состоит в нём, беспрекословного подчинения, как это вытекает из суверенитета коллектива. Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества. источник