коллективная безопасность в международном праве
Коллективная безопасность и международное право
Коллективная безопасность – означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии. Система коллективной безопасности юридически оформляется договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники закрепляют три положения:
— не прибегать к силе и угрозе силой;
— разрешать споры исключительно мирными способами;
— активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления международной обстановки.
Различают два вида системы коллективной безопасности:
1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит в поддержании международного мира и безопасности, принятии для этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).
Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:
— меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);
— меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);
— меры разоружения (ст. 11, 26, 47);
— меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);
— меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);
— временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
— принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);
— принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);
2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская существование региональных соглашений и органов безопасности, Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:
— участие только государств одного политико-географического района;
— действие соглашений не должно выходить за пределы данного района;
— акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;
— СБООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности.
Главным в системе коллективных мероприятий региональных организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) являются:
а) мирные средства предотвращения войны;
б) принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы коллективной безопасности (т.е. на основе ст. 51 Устава ООН – коллективная самооборона);
в) принудительные меры в рамках региональной организации безопасности могут применяться под руководством СБ ООН.
В настоящее время региональными системами коллективной безопасности являются: Организация Американских государств (ОАГ),
Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система коллективной безопасности в рамках СНГ.
Коллективная безопасность
Коллективная безопасность — это защищенность мирового сообщества или группы государств от возможности нанесения им ущерба средствами вооруженного насилия, обеспечиваемая их совместными усилиями. Основу коллективной безопасности формируют гарантии равной безопасности для всех государств.
Коллективная безопасность предполагает, что все члены определенного сообщества отказываются от применения силы в отношениях друг с другом и соглашаются оказывать помощь любому государству-участнику, который подвергнется нападению со стороны третьих стран.
Система коллективной безопасности — это совокупность межгосударственных и государственных органов, сил и средств, (при необходимости, создание наднациональных структур), согласованная и взаимосвязанная деятельность которых гарантирует осуществление на правовой основе защиты жизненно важных интересов государств-участников с опорой на военную силу. Легитимность таких систем признана международным правом, которое утверждает неотъемлемое право каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на него.
Понятие «коллективная безопасность» в последние годы приобретает все более широкий смысл. В докладе ГА ООН 2005 года «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» утверждается важность всеобъемлющей концепции коллективной безопасности, которая охватывает как новые угрозы, так и старые, а также затрагивает интересы безопасности всех государств.
История формирования коллективной безопасности.
Системы коллективной безопасности в истории Нового времени начинают складываться с середины XVII века. Вестфальский мир 1648 г., заключенный по завершению Тридцатилетней войной, заложил основы своеобразного «кодекса поведения» государств, ядром которого стали принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела другого государства.
Первым примером системы коллективной безопасности многие исследователи называют Венскую систему межгосударственных отношений, известную как «Европейский концерт», сложившуюся по результатам работы Венского конгресса (1814-1815 гг.). Венская система, базировавшиеся на принципах легитимности и баланса сил, обеспечила продолжительный период мира и относительной стабильности в Европе.
Создание Лиги Наций в 1919 г. ознаменовало первую серьезную попытку институционализировать коллективную безопасность в современную эпоху. Цели Лиги Наций включали: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путем дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Однако Устав Лиги не налагал запрет на одностороннее применение силы и не предусматривал создание системы централизованного принятия решений и введения санкций.
Универсальная коллективная безопасность.
Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.
В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры:
Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключительных случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное государство. В этом случае на первые роли выходит Совет Безопасности ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст.24).
Совет безопасности ООН — центральный орган в системе универсальной коллективной безопасности.
Совет Безопасности обладает правом оперативного принятия:
Для поддержания мира и подавления актов агрессии по требованию Совет Безопасности и в соответствии с особыми соглашениями государства-члены должны предоставить вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания (ст. 43). В таких соглашениях определяются численность и род войск, их дислокация, характер помощи и проч.; они подлежат ратификации.
Стратегическое руководство вооруженными силами осуществляет Военно-штабной комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей и подчиняющийся Совету Безопасности. На практике данный порядок не используется: отчасти из-за его громоздкости, отчасти из-за отсутствия должного уровня сотрудничества. Ни одно особое соглашение не было заключено, а Военно-штабной комитет фактически бездействует.
Региональная коллективная безопасность.
Помимо универсальной системы международной безопасности Устав ООН предусматривает возможность создания региональных организаций коллективной безопасности (ст.52). Государства, заключившие региональные соглашения или учредившие региональные органы коллективной безопасности, должны приложить максимум усилий для поиска мирного решения локальных споров при помощи данных соглашений или органов, прежде чем передавать эти споры в Совет Безопасности.
Совет Безопасности ООН, в свою очередь, должен поощрять развитие применения мирного разрешения локальных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов, а также использовать, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством.
Без санкции Совета Безопасности принудительные действия с использованием вооруженных сил в регионе могут применяться только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН и должны продолжаться лишь до тех пор, пока Совет Безопасности не примет соответствующих мер.
Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:
Системы региональной коллективной безопасности характеризуются множественностью форм воплощения, учитывающих своеобразие конкретных регионов современного мира, комбинации баланса сил в них, а также особенности их исторических, культурных, религиозных традиций.
Региональными организациями коллективной безопасности являются:
Региональные организации коллективной безопасности позволяют преодолеть разрыв между традиционными определениями безопасности и более широкими концепциями безопасности, включающими вопросы торгово-экономического сотрудничества, противодействия организованной преступности, борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, охраны окружающей среды и защиты прав человека. Содействуя более тесной интеграции, региональные институты способствуют предупреждению конфликтов и кризисов, росту доверия и обеспечению стабильности в регионе, что в конечном итоге ведет к укреплению безопасности и жизнеспособности их членов.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)
Основные направления деятельности Организации Договора о коллективной безопасности
Провозглашено, что целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам.
В соответствии с Уставом ОДКБ органами Организации являются:
Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач.
В состав Совета входят главы государств-членов.
В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации занимается Постоянный совет, который состоит из Полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.
Совет министров иностранных дел (СМИД) консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации.
В настоящее время завершается международно-правовое оформление ОДКБ. Устав Организации и Соглашение о ее правовом статусе представлены в ООН для официальной регистрации. Следующим шагом станет обращение к Генеральному секретарю ООН с просьбой о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в ООН.
Основными направлениями интеграционных процессов в рамках Договора о коллективной безопасности, а теперь Организации ДКБ являются:
— всестороннее развитие политического сотрудничества;
— развитие и совершенствование военной составляющей Организации;
Процесс формирования системы коллективной безопасности предполагает определение общих подходов государств-членов ОДКБ к ключевым международным проблемам, постоянное сопоставление и координация позиций по основным вопросам безопасности и стабильности в мире и в конкретных регионах зоны ответственности ОДКБ.
В совместной деятельности по предотвращению военной угрозы государства-члены ОДКБ отдают предпочтение таким политическим средствам как участие в создании систем коллективной безопасности в Европе и Азии, в разработке новых международных договоренностей по вопросам разоружения и контроля, мерам доверия, установление и развитие партнерских отношений с региональными и международными структурами безопасности.
Работа ведется в соответствии с тематическими планами консультаций, составляемыми на год, в которые включаются актуальные проблемы международной и региональной безопасности.
В рамках ОДКБ диалог идет по самой широкой тематике безопасности.
При этом на уровне глав государств определяются стратегические направления и формы военно-политической интеграции, внешнеполитического взаимодействия, совершенствования деятельности ОДКБ. Очередная сессия Совета коллективной безопасности состоится во второй половине мая 2004 г. в Казахстане.
Внешнеполитическая проблематика всесторонне рассматривается на заседаниях СМИД ОДКБ, консультациях заместителей министров иностранных дел, обороны, заместителей секретарей советов безопасности, в рамках рабочей группы экспертов, на консультациях Полномочных представителей.
В целом в настоящее время наблюдается активизация внешнеполитического направления. Приобретает стабильный характер взаимодействие с ОБСЕ, установлены личные контакты Генерального секретаря с руководством Секретариата ООН, с Контртеррористическим Комитетом СБ ООН, Генеральным секретарем ОБСЕ, ОИК, Интерполом, Исполнительным секретарем ШОС, координируется работа Секретариата ОДКБ и ЕврАзЭС, подписано Заявление СМИД ОДКБ по Афганистану, одобрены предложения по взаимоотношениям с НАТО, согласовано совместное Заявление государств-членов в ООН по противодействию международному терроризму.
В зависимости от развития ситуации будут выдвигаться и другие инициативы с целью обеспечения стабильности и безопасности в зоне ответственности ОДКБ и на международном уровне.
Эти направления будут приоритетными во внешнеполитической деятельности и на перспективу.
Основой военной составляющей системы коллективной безопасности являются коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) в регионах, создаваемые для сдерживания или отражения агрессии против государств-членов, а также для проведения других операций.
В настоящее время созданы региональные группировки войск на Восточноевропейском и Кавказском направлениях, заложена основа коалиционных сил в Центральноазиатском регионе.
В августе 2001 года сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона (КСБР ЦАР), которые укомплектованы сейчас четырьмя батальонами из России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана общей численностью в 1500 человек с органом военного управления. КСБР являются компонентом коалиционной (региональной) группировки войск (сил) и предназначаются для выполнения задач по обеспечению военной безопасности государств-членов ОДКБ ЦАР, в том числе для отражения внешней военной агрессии и проведения совместных контртеррористических операций.
В мирное время силы, входящие в состав КСБР, находятся в местах постоянной дислокации национальных ВС. Они регулярно собираются для проведения КШУ и боевого слаживания. Их переход в оперативное подчинение Командованию КСБР осуществляется по решению Совета коллективной безопасности.
В октябре с.г. была открыта российская авиабаза с местом дислокации г. Кант (Кыргызстан). В соответствии с решениями Душанбинской сессии СКБ (апрель 2003 г.) она введена в состав КСБР, что существенно повышает их возможности.
Создана нормативно-правовая база для организации военно-технического сотрудничества государств-членов на льготных условиях.
Завершается создание Объединенного штаба ОДКБ. Начало его деятельности с 1 января 2004 года позволит организовать качественную работу по дальнейшему развитию военного сотрудничества. В числе приоритетных направлений можно назвать:
— согласование позиций государств-членов по вопросам военного строительства;
— укрепление военно-технического сотрудничества;
— создание региональной группировки в ЦАР;
— обеспечение совместимости и налаживание взаимодействия региональных систем коллективной безопасности и созданных в них коалиционных группировок войск (сил) в рамках общей системы коллективной безопасности;
— организация процесса совместной подготовки кадров для вооруженных сил государств-членов;
— создание условий для совместного использования объектов инфраструктуры в интересах вооруженных сил государств-членов;
— использование существующих и создание новых объединенных систем (ПВО, информации, управления и связи).
На антитеррористическом направлении, которое выделено в самостоятельное в рамках ОДКБ, приоритетными темами являются:
— отслеживание и анализ обстановки в зоне ответственности ОДКБ, а также на региональном и международном уровнях;
— отработка действий сил и средств (национальных и объединенных) в проведении антитеррористических операций;
— содействие по продвижению инициативы Республики Таджикистан о создании антинаркотической коалиции государств, в первую очередь граничащих с Афганистаном, а также стран, расположенных на основных маршрутах доставки наркотиков;
— налаживание более тесного сотрудничества ОДКБ с ООН, ЕС, ОБСЕ и другими международными организациями в интересах координации усилий в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, как одного из источников финансирования международного терроризма и религиозного экстремизма;
— отработка стабильной системы взаимодействия между специальными координирующими антинаркотическими органами государств-членов ОДКБ;
— регулярное рассмотрение вопросов по борьбе с наркоугрозой в рамках существующего консультативного механизма ОДКБ;
— проведение комплексных антинаркотических операций типа «Канал-2003» по перекрытию путей контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. В ходе ее отработан механизм взаимодействия между компетентными органами государств-членов ОДКБ при проведении совместных комплексных мероприятий и достигнуты конкретные существенные результаты;
— во взаимодействии с национальными ведомствами и структурами СНГ определение мероприятий по перекрытию каналов незаконной миграции и торговли людьми на территории государств-членов ОДКБ.
Создание Организации ДКБ стало важным политическим событием в жизни государств-членов и содействует укреплению их политического веса и позиций в международном сообществе, обеспечению безопасности на региональном и международном уровнях. В этом плане всемерное содействие в становлении и укреплении Организации, как действенного военно-политического инструмента поддержания стабильности в Евразии, становится важнейшей задачей всех заинтересованных национальных структур государств-членов ОДКБ.
В ближайшее время по линии ОДКБ планируется проведение заседаний Комитета секретарей советов безопасности (8 декабря, г. Душанбе), Совета министров обороны (9 декабря, г. Москва), консультаций Полномочных представителей государств-членов в рамках Постоянного совета (18 декабря, г. Москва) и подписание Соглашения между Правительством РФ и Организацией ОДКБ об условиях пребывания Секретариата ОДКБ на территории Российской Федерации (1 9 декабря, г. Москва).
Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности
Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности
Реализация положений Концепции предусматривает осуществление согласованных политических, экономических, военных и других мер.
Завершение глобального противостояния между Востоком и Западом значительно снизило опасность возникновения мировой войны.
Вместе с тем существует значительное количество региональных межгосударственных и внутригосударственных проблем, обострение которых чревато перерастанием в вооруженные конфликты и локальные войны. Предпосылки для этого сохраняются в социальных, политических, экономических, территориальных, национально-этнических, религиозных и других противоречиях, а также в приверженности ряда государств к решению их силовыми методами.
возможность подрыва устойчивости стратегической обстановки в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений, необоснованного наращивания военной мощи другими государствами и военно-политическими союзами;
развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций с территории сопредельных государств;
участие совместно с другими государствами и международными организациями в создании систем коллективной безопасности в Европе и Азии;
координацию действий по реализации имеющихся и разработке новых международных договоренностей по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;
расширение мер доверия в военной области;
установление и развитие равноправных партнерских отношений с НАТО, другими военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности, направленных на эффективное решение задач по укреплению мира;
активизацию диалога по подготовке и принятию эффективных международных договоренностей в области сокращения военно-морских сил и вооружений, а также ограничения военно-морской деятельности;
проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, в соответствии с международными обязательствами;
II. Основы обеспечения коллективной безопасности
В мирное время указанная цель достигается урегулированием спорных проблем, международных и региональных кризисов исключительно политическими, согласительными средствами, поддержанием оборонного потенциала каждого государства с учетом как национальных, так и коллективных интересов.
соблюдение территориальной целостности, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела и учет интересов друг друга;
коллективность обороны, создаваемой на региональной основе;
принятие решений по принципиальным вопросам обеспечения коллективной безопасности на основе консенсуса;
соответствие состава и готовности сил и средств масштабу военной угрозы.
III. Система коллективной безопасности.
Основные направления ее создания
Межгосударственными органами системы коллективной безопасности являются:
Для решения конкретных задач обеспечения коллективной безопасности могут создаваться и иные органы управления, действующие на постоянной или временной основе.
Совместную (объединенную) систему противовоздушной обороны, другие системы.
Советом коллективной безопасности для операций по поддержанию мира, проводимых в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, могут создаваться коллективные миротворческие силы.
согласование программ подготовки военных кадров и специалистов;
координацию планов разработки, производства, поставок и ремонта вооружения и военной техники;
выработку единых подходов к нормам создания и содержания запасов материальных средств.
Формирование системы коллективной безопасности осуществляется последовательно (поэтапно), с учетом развития военно-политической обстановки в мире.
Разработать и принять правовые акты, регламентирующие функционирование системы коллективной безопасности.
создать коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) для отражения возможной агрессии и провести планирование их применения;
создать совместную (объединенную) системы противовоздушной обороны;
рассмотреть вопрос о создании объединенных вооруженных сил.
Положения Концепции будут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере дальнейшего развития и укрепления сотрудничества между государствами – участниками и формирования новой системы международных отношений.
Принята Решением Совета коллективной безопасности о Концепции коллективной безопасности государств – участников Договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 года в г. Алматы.
Декларации
Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года
Принят резолюцией 60/1 Генеральной Ассамблеи от 16 сентября 2005 года
III. Мир и коллективная безопасность
69. Мы признаем, что сталкиваемся с целым спектром угроз, которые требуют от нас неотложных коллективных и более решительных мер реагирования.
70. Мы также признаем, что, согласно Уставу, для преодоления таких угроз требуется сотрудничество между всеми главными органами Организации Объединенных Наций в рамках их соответствующих мандатов.
71. Мы сознаем, что живем во взаимозависимом глобальном мире, что современные угрозы не признают национальных границ и взаимосвязаны и что ими необходимо заниматься на глобальном, региональном и национальном уровнях в соответствии с Уставом и нормами международного права.
72. Поэтому мы вновь подтверждаем свою приверженность достижению консенсуса по вопросам безопасности, основанного на признании того, что многие угрозы взаимосвязаны, что развитие, мир, безопасность и права человека являются взаимоукрепляющими, что ни одно государство не может наилучшим образом защитить себя, действуя исключительно в одиночку, и что все государства нуждаются в эффективной и действенной системе коллективной безопасности, согласующейся с целями и принципами Устава.
Мирное разрешение споров
74. Мы подчеркиваем важность предотвращения вооруженных конфликтов в соответствии с целями и принципами Устава и вновь торжественно заявляем о своей приверженности поощрению культуры предотвращения вооруженных конфликтов как средства эффективного решения взаимосвязанных сложных проблем обеспечения безопасности и развития, которые стоят перед народами всего мира, а также укреплению потенциала Организации Объединенных Наций в области предотвращения вооруженных конфликтов.
75. Мы подчеркиваем далее важность согласованного и комплексного подхода к предотвращению вооруженных конфликтов и разрешению споров и необходимость того, чтобы Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и Генеральный секретарь координировали свои действия в рамках своих соответствующих мандатов, предусмотренных Уставом.
76. Признавая важную роль добрых услуг Генерального секретаря, в том числе его посредничество при разрешении споров, мы поддерживаем усилия Генерального секретаря по укреплению своего потенциала в этой области.
Применение силы согласно Уставу Организации Объединенных Наций
77. Мы подтверждаем обязательство всех государств-членов воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, не совместимым с Уставом. Мы подтверждаем, что к числу целей и принципов, которыми руководствуется Организация Объединенных Наций, относятся поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов и принятие других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира, и в этой связи заявляем о нашей решимости принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.
78. Мы вновь заявляем о важном значении развития и укрепления многостороннего процесса и реагирования на международные вызовы и проблемы путем строгого соблюдения Устава и принципов международного права и подчеркиваем далее нашу приверженность многосторонности.
79. Мы подтверждаем, что соответствующих положений Устава достаточно для противодействия всему спектру угроз международному миру и безопасности. Мы подтверждаем далее право Совета Безопасности санкционировать принудительные действия для поддержания и восстановления международного мира и безопасности. Мы подчеркиваем важность действий в соответствии с целями и принципами Устава.
80. Мы подтверждаем также, что Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Мы отмечаем также роль Генеральной Ассамблеи в деле поддержания международного мира и безопасности согласно соответствующим положениям Устава.
Терроризм
82. Мы приветствуем определение Генеральным секретарем элементов стратегии борьбы с терроризмом. Генеральной Ассамблее следует безотлагательно доработать эти элементы в целях принятия и осуществления стратегии для продвижения на национальном, региональном и международном уровнях всеобъемлющих, скоординированных и последовательных мер по борьбе с терроризмом, в которой учитывались бы также условия, способствующие распространению терроризма. В этой связи мы высоко оцениваем различные инициативы по поощрению диалога, терпимости и взаимопонимания между цивилизациями.
83. Мы подчеркиваем необходимость прилагать все возможные усилия для согласования и заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме в ходе шестидесятой сессии Генеральной Ассамблеи.
84. Мы признаем возможность рассмотрения вопроса о созыве под эгидой Организации Объединенных Наций конференции высокого уровня для выработки международной стратегии борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях.
85. Мы признаем, что международное сотрудничество в борьбе с терроризмом должно осуществляться в соответствии с нормами международного права, включая Устав и соответствующие международные конвенции и протоколы. Государства должны обеспечивать, чтобы любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам по международному праву, в частности международным стандартам в области прав человека, беженскому праву и международному гуманитарному праву.
86. Мы вновь призываем государства воздерживаться от организации, финансирования, поощрения, подготовки или оказания какой-либо иной поддержки террористической деятельности и принимать надлежащие меры для обеспечения того, чтобы их территория не использовалась для такой деятельности.
87. Мы признаем важную роль, которую Организация Объединенных Наций играет в борьбе с терроризмом, и подчеркиваем также жизненно важный вклад регионального и двустороннего сотрудничества, в частности на практическом уровне сотрудничества и технического обмена в правоохранительной сфере.
88. Мы настоятельно призываем международное сообщество, включая Организацию Объединенных Наций, помочь государствам в создании национального и регионального потенциала по борьбе с терроризмом. Мы предлагаем Генеральному секретарю представить Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности, в рамках их соответствующих мандатов, предложения по укреплению потенциала системы Организации Объединенных Наций в деле оказания государствам помощи в борьбе с терроризмом и повышения координации деятельности Организации Объединенных Наций в этой связи.
89. Мы подчеркиваем важное значение оказания помощи жертвам терроризма и обеспечения поддержки им и их семьям в связи с потерей близких и причиненными страданиями.
90. Мы призываем Совет Безопасности рассмотреть пути укрепления его роли в деле контроля и обеспечения соблюдения санкций в контексте борьбы с терроризмом, в том числе путем консолидации требований, предъявляемых к отчетности государств, принимая во внимание и учитывая различные мандаты его вспомогательных органов по борьбе с терроризмом. Мы привержены полному сотрудничеству с тремя компетентными вспомогательными органами в деле выполнения ими своих задач, признавая, что многие государства по‑прежнему нуждаются в помощи для осуществления соответствующих резолюций Совета Безопасности.
Поддержание мира
92. Признавая, что поддержание мира в рамках Организации Объединенных Наций играет жизненно важную роль в том, чтобы помочь сторонам в конфликте прекратить боевые действия, и высоко оценивая вклад миротворцев Организации Объединенных Наций в этом отношении, отмечая улучшения, которые произошли в последние годы в деятельности Организации Объединенных Наций по поддержания мира, включая развертывание комплексных миссий в сложных ситуациях, и подчеркивая необходимость развертывания операций, подкрепленных надлежащим потенциалом для сдерживания боевых действий и эффективного выполнения своих мандатов, мы настоятельно призываем доработать предложения о создании расширенных возможностей для быстрого развертывания с целью укрепления миротворческих операций в кризисных ситуациях. Мы поддерживаем создание первоначального оперативного потенциала для постоянного полицейского компонента с целью обеспечения согласованного, эффективного и оперативного потенциала на начальном этапе развертывания полицейских контингентов миротворческих миссий Организации Объединенных Наций и оказания поддержки существующим миссиям посредством предоставления консультативных и экспертных услуг.
93. Признавая важный вклад региональных организации в обеспечение мира и безопасности, как это предусмотрено в главе VIII Устава Организации Объединенных Наций, а также важность формирования предсказуемых партнерских отношений и договоренностей между Организацией Объединенных Наций и региональными организациями, и отмечая, в частности, с учетом особых нужд Африки, важное значение сильного Африканского союза, мы:
а) поддерживаем усилия Европейского союза и других региональных субъектов по созданию потенциала в таких областях, как быстрое развертывание и резервные и переходные механизмы;
b) поддерживаем разработку и осуществление, совместно с Африканским союзом, 10-летнего плана создания потенциала.
96. Мы подчеркиваем важное значение рекомендаций Советника Генерального секретаря по вопросу о сексуальной эксплуатации и надругательстве со стороны миротворческого персонала Организации Объединенных Наций 35 и настоятельно призываем безотлагательно принять все те меры, которые были утверждены на основе этих рекомендаций в соответствующих резолюциях Генеральной Ассамблеи.
Миростроительство
97. Подчеркивая необходимость скоординированного, последовательного и комплексного подхода к постконфликтному миростроительству и примирению в целях достижения устойчивого мира, признавая необходимость специального организационного механизма для удовлетворения особых потребностей стран, которые переходят от конфликта к восстановлению, реинтеграции и реконструкции, и для оказания им помощи в закладывании основ устойчивого развития, и признавая жизненно важную роль Организации Объединенных Наций в этой области, мы принимаем решение создать Комиссию по миростроительству в качестве межправительственного консультативного органа.
98. Основная задача Комиссии по миростроительству заключается в том, чтобы объединить усилия всех заинтересованных сторон в целях мобилизации ресурсов, а также давать консультации и предложения относительно комплексных стратегий постконфликтного миростроительства и восстановления. Комиссия должна уделять основное внимание усилиям по реконструкции и организационному строительству, которые необходимы для восстановления после конфликта, а также поддержке разработки комплексных стратегий для закладывания основ устойчивого развития. Кроме того, она должна давать рекомендации и информацию в целях улучшения координации деятельности всех соответствующих сторон в рамках и вне Организации Объединенных Наций, разрабатывать наилучшую практику, содействовать обеспечению предсказуемого финансирования начальной деятельности по восстановлению и добиваться того, чтобы международное сообщество продолжало уделять свое внимание в течение периода постконфликтного восстановления. Комиссия должна действовать во всех вопросах на основе консенсуса ее членов.
99. Комиссия по миростроительству должна предоставлять итоги своих обсуждений и свои рекомендации в виде широко доступных документов Организации Объединенных Наций всем соответствующим органам и сторонам, включая международные финансовые учреждения. Комиссия по миростроительству должна представлять ежегодный доклад Генеральной Ассамблее.
100. Комиссия по миростроительству должна заседать в различных конфигурациях. В заседаниях Комиссии, посвященных конкретной стране, проводимых по предложению Организационного комитета, упомянутого в пункте 101, ниже, должны участвовать в качестве членов — помимо членов Организационного комитета — представители:
а) страны, которой посвящено данное заседание;
b) стран региона, участвующих в постконфликтном процессе, и других стран, которые участвуют в усилиях по оказанию чрезвычайной помощи и/или в политическом диалоге, а также соответствующих региональных и субрегиональных организаций;
с) основных стран, участвующих в усилиях по восстановлению, которые предоставляют финансовые средства, войска и гражданскую полицию;
d) старшего представителя Организации Объединенных Наций в этом месте и других соответствующих представителей Организации Объединенных Наций;
е) соответствующих региональных и международных финансовых учреждений.
101. Комиссия по миростроительству должна иметь постоянный Организационный комитет, отвечающий за разработку ее процедур и организационных вопросов, включающий:
а) членов Совета Безопасности, в том числе постоянных членов;
b) членов Экономического и Социального Совета, выбранных от региональных групп, так чтобы при этом должное внимание уделялось тем странам, которые имеют опыт постконфликтного восстановления;
с) страны, делающие самые крупные начисленные взносы в бюджеты Организации Объединенных Наций и самые крупные добровольные взносы в фонды, программы и учреждения Организации Объединенных Наций, включая Постоянный фонд миростроительства, помимо выбранных на основании пункта a) или b) выше;
d) страны, предоставляющие самые крупные контингенты военного персонала и гражданской полиции для миссий Организации Объединенных Наций, помимо выбранных на основании пункта a), b) или c) выше.
102. Представителей Всемирного банка, Международного валютного фонда и других организаций-доноров следует приглашать для участия в работе всех заседаний Комиссии по миростроительству таким образом, чтобы этот соответствовало их руководящим процедурам, в дополнение к представителю Генерального секретаря.
103. Мы просим Генерального секретаря учредить многолетний постоянный Фонд миростроительства для целей постконфликтного миростроительства, который будет финансироваться за счет добровольных взносов и будет должным образом учитывать существующие механизмы. Цели Фонда миростроительства будут включать в себя обеспечение немедленного выделения средств, необходимых для начала миростроительной деятельности, и наличие соответствующих финансовых средств для восстановления.
104. Мы просим также Генерального секретаря создать в Секретариате в рамках существующих ресурсов небольшое подразделение по поддержке миростроительства, укомплектованное квалифицированными специалистами, для оказания помощи и поддержки Комиссии по миростроительству. Это подразделение должно использовать в своей работе самый передовой опыт.
105. Комиссия по миростроительству должна начать свою работу не позднее 31 декабря 2005 года.
Санкции
106. Мы подчеркиваем, что санкции остаются важным инструментом, предусмотренным Уставом, используемым в рамках наших усилий по поддержанию международного мира и безопасности без применения силы, и принимаем решение обеспечить, чтобы санкции были точно направленными на поддержку достижения ясных целей, чтобы санкции имели такой характер, который определен Советом Безопасности, и обеспечить, чтобы санкции осуществлялись такими методами, которые обеспечили бы баланс между эффективностью, имеющей целью достижение желаемых результатов, и возможными негативными последствиями, включая социально-экономические и гуманитарные последствия, для населения и третьих государств.
107. Санкции должны эффективно осуществляться и отслеживаться, должны иметь четкие вехи, должны периодически подвергаться соответствующему обзору и сохраняться в течение ограниченного периода времени, который необходим для достижения целей этих санкций, и должны отменяться сразу же после того, как их цели были достигнуты.
108. Мы призываем Совет Безопасности, опираясь на поддержку со стороны Генерального секретаря, улучшить свое наблюдение за осуществлением и последствиями санкций, обеспечить, чтобы санкции осуществлялись подотчетным образом, регулярно делать обзор результатов такого наблюдения и разработать механизм для решения специальных экономических проблем, возникающих в результате применения санкций в соответствии с Уставом.
109. Мы призываем также Совет Безопасности, опираясь на поддержку со стороны Генерального секретаря, обеспечить существование справедливых и ясных процедур включения лиц и организаций в списки тех, на кого распространяются санкции, и процедур их исключения из этих списков, а также процедур исключения по гуманитарным соображениям.
110. Мы поддерживаем усилия, предпринимаемые по линии Организации Объединенных Наций в целях повышения возможностей государств осуществлять положения о санкциях.
Транснациональная преступность
112. Мы признаем, что торговля людьми по-прежнему бросает серьезный вызов человечеству и требует согласованной международной реакции. С этой целью мы настоятельно призываем все государства разрабатывать, применять и усиливать эффективные меры в целях борьбы со всеми формами торговли людьми и в целях ликвидации всех этих форм, с тем чтобы противодействовать спросу на жертв этой торговли и защищать ее жертв.
113. Мы настоятельно призываем все государства, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о присоединении к соответствующим международным конвенциям о борьбе с организованной преступностью и коррупцией и после вступления их в силу эффективно осуществлять их, в том числе путем включения положений этих конвенций во внутригосударственное законодательство и путем укрепления систем уголовного правосудия.
114. Мы вновь подтверждаем нашу непреклонную решимость и готовность преодолеть всемирную проблему наркотиков с помощью международного сотрудничества и национальных стратегий по ликвидации как незаконного предложения наркотиков, так и незаконного спроса на них.
115. Мы принимаем решение укрепить потенциал Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности — в рамках его нынешних полномочий — по оказанию помощи государствам-членам в выполнении этих задач по их просьбе.
Роль женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов
116. Мы подчеркиваем важную роль женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов и в миростроительстве. Мы вновь подтверждаем нашу приверженность полному и эффективному осуществлению резолюции 1325 (2000) Совета Безопасности от 31 октября 2000 года о женщинах и мире и безопасности. Мы подчеркиваем также важность учета женской проблематики и создания равных возможностей для активного участия женщин во всех усилиях по поддержанию и поощрению мира и безопасности, а также необходимость повышения их роли в принятии решений на всех уровнях. Мы решительно осуждаем все нарушения прав человека, которыми обладают женщины и девочки, в ходе вооруженных конфликтов и использование сексуальной эксплуатации, сексуального насилия и сексуальных надругательств и обязуемся разрабатывать и осуществлять стратегии по информированию о насилии по половому признаку, предотвращению такого насилия и наказанию за него.
Защита детей в вооруженных конфликтах
118. Поэтому мы призываем все соответствующие государства принять конкретные меры для того, чтобы призвать к ответственности и обеспечить соблюдение со стороны тех, кто виновен в совершении серьезных преступлений против детей. Мы также вновь подтверждаем нашу приверженность обеспечению того, чтобы дети в вооруженных конфликтах получали своевременную и эффективную гуманитарную помощь, включая образование, в целях их реабилитации и реинтеграции в общество.