коллективная тактика защиты имеет две основные формы

Коллективные действия в защите

Характерной особенностью тактики игры советских команд как в защите, так и в нападении является то, что она основывается на высоко развитом чувстве коллективизма у игроков.

Нужно отметить, что если в практике спортивного совершенствования навыкам совместных, коллективных действий игроков в нападении уделяется необходимое внимание, то эти же навыки коллективизма в защите воспитываются недостаточно. Часто еще можно наблюдать, что отдельные игроки, имея возможность помочь партнеру и во время закрыть противника, не делают этого, оправдываясь тем, что это «не мой игрок».

Коллективизм в защите конкретно проявляется в помощи партнеров друг другу в подстраховке.

Подстраховка. Подстраховкой принято называть своевременную помощь партнеру, когда он по какой-либо причине не справляется со своими обязанностями защитника.

Игроки, действующие в защите, должны не только полностью отвечать за выполнение порученных им функций, но нести ответственность за выполнение задачи, стоящей перед всей командой.

Игроки обязаны часть своих усилий и внимания направить на то, чтобы в нужную минуту вовремя оказать необходимую помощь игроку или команде.

Подстраховка применяется в командных и групповых действиях защиты.

Подстраховка в командных действиях начинается, когда команда еще действует в нападении, так как нападающая команда не должна забывать о защите и должна быть всегда готова к действиям в обороне при внезапной потере мяча. Для этого нападающая команда должна всегда иметь в замыкающей группе не менее одного-двух игроков, готовых во время перейти в защиту, если мяч будет внезапно потерян.

Раньше такая подстраховка осуществлялась довольно просто: выделялись два защитника, и на них возлагалась эта функция. Такая организация подстраховки командных действий в нападении устарела. Игроки, которым поручалась эта роль, не участвовали в активных действиях в атаке, и этим резко снижалась активность нападения, а для противника значительно облегчалась игра в защите.

Современная игра, построенная на принципе «пять в нападении, пять в защите», потребовала другой организации подстраховки. Теперь наиболее распространена подстраховка действий всей команды.

Обычно подстраховка поручается определенным игрокам, но ответственность за подстраховку не снимается и с остальных игроков.

С этой целью каждому страхующему назначается дублер из числа нападающих игроков; если основной страхующий включается в активные действия в нападении, то его место в защите обязан занять тот игрок, которому поручено дублировать его в защите и наоборот.

Это дает возможность всем пяти игрокам участвовать в нападении, но в то же время обеспечивает определенный порядок в подстраховке, причем в подстраховке принимают участие преимущественно игроки, имеющие лучшую подготовку для. действий в защите.

Иногда же определенных подстраховщиков не выделяют, а ответственность за подстраховку в равной степени возлагают на всех игроков.

Такая организация подстраховки обеспечивает активное участие в нападении всех игроков команды, но требует большой слаженности и взаимопонимания в команде, а также умения всех игроков команды полноценно действовать в защите против численно превосходящего противника.

Способы подстраховки во время групповых действий в защите изложены в следующем разделе книги.

Подстраховка может быть в самых различных вариантах, в зависимости от конкретной игровой обстановки.

Больше всего нуждаются в помощи игроки, которым поручается держать высоких или подвижных нападающих, опасных как бросками со средней и дальней дистанции, так и умением быстро проходить к щиту.

Способы подстраховки защитника, действующего против высоких игроков, изложены в разделе «Защита против нападения центром». Подстраховка игроков, быстро проходящих к щиту, построена на том, что ближайший партнер, видя опасность, особенно если противник с мячом, увеличивает расстояние между своим подопечным и выбирает место так, чтобы в случае необходимости вовремя сблизиться с партнером и закрыть противнику путь к щиту (рис. 69).

коллективная тактика защиты имеет две основные формы
Рис. 69. Взаимодействия двух защитников

Источник

Технико-тактическое взаимодействие игроков в нападении и защите

Б аскетбол. Технико-тактическое взаимодействие игроков в нападении и защите

Другая характерная особенность состоит в том, что как в атаке, так и в защите участвуют все 5 игроков. Каждый из игроков должен хорошо выполнять функции нападающего и защитника.

Своеобразное исключение в нападении составляет центровой. Обычно это самый высокий игрок в команде, обладающий отличной тактикой и техникой. Он все время находится в центре нападения вблизи корзины, в области штрафного броска.

Во всех благоприятных ситуациях центровому передают мяч для броска в корзину или он передает мяч другому спортсмену, который находится в более выгодной позиции. Индивидуальная и групповая тактика защиты и нападения является важной предпосылкой коллективной тактики действий всей команды.

Основная задача состоит в том, чтобы с мячом или без мяча приблизиться к корзине ближе, чем соперник, или занять такие позиции на площадке, с которых можно было бы легко поддержать коллективные действия всей команды. Рекомендуется применение финтов. Мяч должен передаваться быстро, сильно, точно и уверенно.

При ловле мяча спортсмен бежит ему навстречу. В связи с тем, что дриблинг замедляет ход игры, его следует применять как можно реже и лишь в тех случаях, когда с его помощью можно продвинуться ближе к корзине или если он является составной частью определенной тактической комбинации. Существует много видов броска мяча в корзину, который часто сопровождается обманными движениями.

Защитники должны выбирать такую позицию, при которой они имеют максимальную возможность предотвратить проход соперника к корзине.

Поэтому защитники постоянно находятся между соперником и корзиной, ибо даже небольшие просчеты в действиях защитников дают сопернику существенные тактические преимущества. Кроме того, защитник должен находиться на таком расстоянии от соперника, чтобы тот, во-первых, не мог его обойти и, во-вторых, чтобы защитник мог помешать сопернику произвести дальний бросок. Чем дальше нападающий соперника находится от корзины, тем дальше от него находится и защитник. В связи с тем, что по правилам нельзя отнимать мяч у соперника во время атаки, многие попытки защитников перехватить мяч при передаче приводят к серьезным тактическим ошибкам. Лишь после броска по корзине можно перехватить мяч у соперника, поэтому спортсмены после неудавшегося броска соперника должны максимально использовать технику борьбы за мяч.

Групповая тактика представляет из себя различные комбинации атаки и защиты. Она включает определенное согласованное действие между 2-3 игроками команды. Для атаки типичны передача мяча, зыход на свободное место, пересечение, заслоны, а для защиты подстраховка или переключение.

Коллективная тактика атаки имеет две основные формы: стремительную атаку и позиционную атаку. Обе формы атаки, в особенности позиционная атака, могут быть разыграны различными способами.

Стремительная атака применяется в большинстве случаев как контратака после того, как команда овладела мячом. Прежде чем соперник упорядочит свою защиту (1-3 человека), игроки нападающей команды быстро бегут вперед, чтобы создать перевес в силе, и завершают эту комбинацию после нескольких передач (5-6) с помощью остальных игроков успешным броском мяча в корзину.

Если соперник успел правильно построить защиту и стремительная атака не увенчалась успехом, то тогда применяется позиционная атака. В этом случае команда пытается с помощью подач, пересечения с мячом или без него, с помощью заслонов создать коридор в обороне соперника для того, чтобы

успешно завершить атаку. Заслоны сковывают на какое-то время защиту соперника, если нападающий оказывается между корзиной и защитником соперника и тот не имеет возможности помешать игроку продвинуться к корзине. Часто повторяется подготовительная фаза атаки, ибо защитники соперника мешают команде использовать благоприятные моменты для броска.

Тактика коллективной зашить:.

Различаются личная защита и зонная защита.

Каждый игрок «опекает» определенного игрока из команды соперника. Этот вид защиты может осуществляться по всей площадке или только в области штрафного броска (комплексная опека). При комплексной опеке защитник обороняющейся команды покидает область штрафного броска, чтобы помешать сопернику произвести дальний бросок.

Зонная зашита имеет общие черты с комплексной опекой. Все игроки команды коллективно обороняют область штрафного броска для того, чтобы предотвратить ближние броски. Каждому игроку отведенопределенный участок на площадке. Расстановка следующая: по одному игроку справа и слева от области штрафного броска на уровне штрафной линии. В связи с тем, что пассивная зонная оборона имеет много отрицательных моментов, как тактических, так и методических, она крайне редко применяется в чистом виде.

Элементы техники в баскетболе

Главное в баскетболе — результативный бросок. Именно в нем смысл и цель игры: побеждает команда, игроки которой большее число раз забросят мяч в кольцо соперников. Все остальные элементы техники призваны создавать наилучшие условия для результативного броска. Чем лучше вы овладеете разнообразными элементами техники, тактическими вариантами игры, тем больше будете забрасывать мяч в кольцо, тем чаще будете побеждать.

успешно завершить атаку. Заслоны сковывают на какое-то время защиту соперника, если нападающий оказывается между корзиной и защитником соперника и тот не имеет возможности помешать игроку продвинуться к корзине. Часто повторяется подготовительная фаза атаки, ибо защитники соперника мешают команде использовать благоприятные моменты для броска.

Тактика коллективной зашиты.

Различаются личная защита и зонная защита.

Каждый игрок «опекает» определенного игрока из команды соперника. Этот вид защиты может осуществляться по всей площадке или только в области штрафного броска (комплексная опека). При комплексной опеке защитник обороняющейся команды покидает область штрафного броска, чтобы помешать сопернику произвести дальний бросок.

Зонная зашита имеет общие черты с комплексной опекой. Все игроки команды коллективно обороняют область штрафного броска для того, чтобы предотвратить ближние броски. Каждому игроку отведенопределенный участок на площадке. Расстановка следующая: по одному игроку справа и слева от области штрафного броска на уровне штрафной линии. В связи с тем, что пассивная зонная оборона имеет много отрицательных моментов, как тактических, так и методических, она крайне редко применяется в чистом виде.

Элементы техники в баскетболе

Главное в баскетболе — результативный бросок. Именно в нем смысл и цель игры: побеждает команда, игроки которой большее число раз забросят мяч в кольцо соперников. Все остальные элементы техники призваны создавать наилучшие условия для результативного броска. Чем лучше вы овладеете разнообразными элементами техники, тактическими вариантами игры, тем больше будете забрасывать мяч в кольцо, тем чаще будете побеждать.

Рассмотрим основные элементы техники баскетбола. Держание мяча выполняется двумя руками с широко расставленными пальцами, уверенно охватывающими мяч со всех сторон. Проделайте упражнение: взяв мяч, поднимите его вверх, быстро опустите до уровня коленей, затем прямыми руками поднимите мяч вправо, быстрым движением перенесите влево, сделайте круги мячом в одну и в другую стороны.

Если мяч надежно контролируется во всех этих точках, значит, держание мяча выполняется правильно. Помните: мяч удерживается подушечками пальцев и не должен касаться поверхности ладоней. Другое упражнение: возьмите мяч, дайте ухватиться за него партнеру, после чего энергичными движениями вверх, вниз, от себя, на себя, вращениями, толчками и рывками отберите мяч, преодолевая сопротивление партнера.

Ловля мяча. Проще поймать мяч, не сильно летящий навстречу игроку на уровне его подбородка. Для этого следует сделать к мячу небольшой шаг любой ногой, вытянуть к мячу прямые и ненапряженные руки с широко («воронкой») расставленными пальцами. Большие пальцы при этом направлены друг к другу и сближены до 3—5 см (при ловле сильно летящего мяча это предупреждает от проскальзывания мяча между руками и от попадания в лицо). В момент прикосновения мяча к пальцам руки слегка сгибаются, амортизирующим движением переводя мяч к груди.

Ловля мяча двумя руками Держание баскетбольного мяча

Ловля высоко летящего мяча выполняется аналогичным образом с той лишь разницей, что амортизирующее движение, гасящее скорость полета мяча, выполняется сверху-спереди, после чего мяч также опускается к груди. При ловле низко летящих мячей руки вытягиваются вперед-вниз так, чтобы

расставленные пальцы были опущены, а ладони обращены вперед-внутрь.

Ловля низко летящего мяча

Амортизирующее движение с мячом выполняется по траектории: к колену — к животу — к груди. Ловля мяча, летящего справа или слева, выполняется на одну руку. Для этого рука с широко расставленными пальцами вытягивается в сторону мяча. В момент его соприкосновения с пальцами начинается амортизирующее движение и одновременный захват мяча с последующим его подтягиванием и дохватом другой рукой. После этого мяч переводится к груди в положение, удобное для выполнения передачи или броска.

Наибольшую трудность представляет лозля мяча, летящего вслед бегущему игроку (применяется при атаке быстрым прорывом). Не снижая скорости бега, выполняют небольшой поворот плеч и головы в сторону ожидаемого мяч. Ловля мяча, летящего вслед.

Баскетболист должен быть всесторонне физически развитым спортсменом. Для этого надо воспитывать в себе такие важные физические качества, как быстрота движений (передачи., броски, перехваты мяча и др.), скорость передвижения (бег, уход з отрыв, возвращение в защиту и др.), прыгучесть (броски в кольцо, борьба за отскочивший мяч), ловкость (финты, борьба за мяч), глазомер (передачи, броски) и, конечно, выносливость, без которой 40 мин игрового времени станут невероятно трудными, особенно когда против команды применяется прессинг.

Самостоятельные занятия учащихся по воспитанию физических качеств, по совершенствованию элементов баскетбольной техники могут быть организованы в трех формах: выполнение эпизодических домашних заданий; утренняя специализированная гимнастика; самотренировка баскетболиста (индивидуальная или групповая). Вместе с учебными занятиями по физическому воспитанию, тренировками в спортивной секции такие самостоятельные занятия помогут повысить уровень ОФП, научиться игре и стать полезным для команды игроком, хорошим баскетболистом.

В процессе самостоятельных занятий каждый учащийся может закреплять и совершенствовать свои умения в бросках по кольцу. Для этого надо чаще бывать на баскетбольной площадке или в зале. Неплохо оборудовать около дома тренировочное место — сделать щит и кольцо. Если такого места нет, найдите высокую ровную стену, начертите на ней яркой краской или мелом прямоугольник размером 59×45 см и тренируйтесь в оазл! /,и ных бросках. Помните при этом, что мяч должен ударяться в верхнюю линию нарисованного прямоугольника, которая находится на высоте 3 м 50 см от уровня пола (площадки). И еще один совет: размечая тренировочную линию штрафного броска у стены, которая служит вам щитом, надо знать, что на игровой баскетбольной площадке щит вдается в площадку на 1 м 20 см. Это значит, что линия штрафного броска находится на расстоянии 4 м 60 см от проекции щита на площадку.

Не бросайте мяч в кольцо с произвольных и меняющихся точек: при этом

приходится рассчитывать траекторию и корректировать каждый бросок. Учитесь бросать мяч в кольцо с постоянных точек: с линии штрафного броска, с дальней дуги, из-за 6-метровой окружности, от углов трапеции, от «усов» трехсекундной зоны. Причем отработке и совершенствованию броска с одной точки можно посвятить целое занятие, и даже не одно. На следующих занятиях тренируйтесь в бросках с других, желательно отдаленных от первой точек (принцип контраста). Таким образом, вы определите «свою точку», а партнеры во время игры будут «питать» вас мячами, как только вы окажетесь около своей точки.

Источник

Физическая культура. 11 класс

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «11» класса

Урок № 34. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.

В теоретической части представлены:

Баскетбол – игра, в которой защита имеет важное значение. В этом уроке вы узнаете виды защитных действий в баскетболе.

Баскетбол – командная игра с мячом, в которой целью является забросить как можно больше мячей в корзину противника.

Защита – стратегия обороны в баскетболе.

Переключение – защитники обмениваются подопечными при каждом пересечении нападающих, исключая защитника, опекающего центрового игрока.

Подстраховка – поддержка партнера по команде.

Проскальзывание – позволяет нейтрализовать возможные негативные последствия заслона, поставленного соперником;

Отступание – отступание назад и одновременное предупреждение партнера по команде.

Тактические действия – выполнение приема или комбинации, основанного на закономерностях игры, возможностях своей команды и команды противника.

Технический прием – наиболее эффективный, изученный прием, работающий на практике.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Защита – это оборонительная стратегия в баскетболе. Для защиты игроки выполняют индивидуальные, групповые и командные действия.

Рассмотрим, что такое индивидуальные действия. Это такие действия, которые может выполнить сам игрок без помощи партнеров по команде. С помощью индивидуальных действий, как правило, можно решить отдельные тактические задачи, однако, один игрок не может справиться со всеми проблемами, которые встречаются в игре. И все же, от того, насколько правильно были выполнены определенные индивидуальные действия, может зависеть ход игры. Все действия должны быть согласованными.

Все индивидуальные действия подразделяются на действия с мячом и без мяча.

Действия игрока без мяча – защитные, они подразумевают умение задержать соперника, бороться за мяч, уметь выполнять защитные маневры, подстраховывать игроков. Хорошими примерами индивидуальных действий в защите являются противодействие броску и проходу к корзине.

Если рассмотреть защитные действия, которые должен выполнять центровой игрок, то в его обязанности входит:

Для того, чтобы стать надежным защитником необходимо:

Игрок для эффективного выполнения защитных действий должен находиться внутри «игрового защитного треугольника» – это мысленный треугольник с вершинами: корзина, мяч и нападающий.

Перейдем к рассмотрению групповых действий. Это взаимодействия двух и более игроков одной команды для достижения той или иной цели. Обычно, действиями группы оказывают помощь игрокам своей команды. Существует множество способов взаимодействия в защите. Взаимодействия двух игроков:

Также применяют взаимодействие трех игроков, например:

Командные действия подразумевают отлаженные, согласованные действия всех игроков команды, при этом целью является выполнить общую задачу.

Нередко бывают случаи в игре, когда обороняться приходится всей командой, например, когда команда соперника имеет большое преимущество по опыту. Но, даже в таком случае ход игры можно переменить, если правильно выполнять командные действия.

Командные действия подразделяют на концентрированную защиту и подвижную защиту, в зависимости от той или иной задачи.

Рассмотрим понятие концентрированной защиты. Ее суть в том, чтобы противодействовать противнику и не дать ему забросить мяч из под кольца и со средней дистанции. Защита получила такое название, поскольку для выполнения задачи концентрируются все игроки команды.

Интересно и понятие подвижной защиты. Защитники дают противнику отпор на дальних дистанциях от корзины, стремятся перехватить мяч или сорвать комбинационную игру противника, заставить его действовать поспешно, совершая ошибки.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

Соедини точки от 1 до 55 по порядку и получи правильный ответ.

Решение: при соединении точек в правильной последовательности от 1 до 55, не перескакивая через цифры и числа, постепенно вырисовывается очертание игрока с мячом.

коллективная тактика защиты имеет две основные формы

2. Слова по теме урока.

Найдите 5 слов по теме урока.

коллективная тактика защиты имеет две основные формы

Решение. В задании спрятаны слова: защита, подстраховка, противодействие, борьба, треугольник.

Подсказка: Посмотрите внимательно на кроссворд и отметьте слово, которое вы увидите первым. Далее продолжайте искать следующее слово.

Источник

Баскетбол. Командные действия в защите

Муниципальное казенное учреждение дополнительного

образования «Эртильская детско-юношеская спортивная школа»

« КОМАНДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЗАЩИТЕ В СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ В БАСКЕТБОЛЕ».

Методическая разработка для тренеров-преподавателей

Старший тренер преподаватель по баскетболу ВКК Шульга Б.С.

Командные защитные действия детей в баскетболе………3

Эффективные действия баскетболистов в защите…………8

Психологические особенности личности подростков и их значение в команде………………………………………………………15

1. Командные защитные действия детей в баскетболе.

Действия баскетболистов в защите занимают приблизительно 50% игрового времени. И в современном баскетболе во многом определяют итоговый результат. Многие специалисты считают, что игра команды в баскетболе должна строиться от обороны. Именно защитные действия являются той основой, на которой строится вся игра команды. Действия защитника в баскетболе в разных ситуациях можно подразделить на 12 позиций:

1) Защита против дриблера, ведущего мяч к вашему кольцу.

2) Защита против игрока, закончившего ведение и стремящегося сделать либо бросок по кольцу, либо передачу.

3) Защита против нападающего в 5-6 м от щита, но не использовавшего ведение.

4) Действия защитников в численном меньшинстве.

5) Действия двух защитников против трех нападающих.

6) Действия трех защитников против четырех нападающих.

7) Действия защитников при заслонах.

8) Защита против заслона сзади.

9) Защита проскальзыванием.

10) Групповой отбор мяча двумя защитниками.

11) Защита против первой передачи в контратаку.

12) Борьба с нападающим в углах площадки.

Другие принципы лежат в основе зонной защиты, в которой каждый игрок отвечает за охрану определенного участка площадки на подступах к своей корзине и противодействует в нем любому игроку противника. Кроме того, если необходимо, он должен помочь партнеру в соседней зоне.

Выбор защиты зависит от способностей баскетболистов, избранной тактики и сложившейся в игре ситуации. Можно применять принципы личной или зонной защиты или комбинировать те и другие.

Защита может быть пассивна или оказывать активное давление на соперника. При пассивной защите команда охраняет ближайшие подступы к корзине, разрешая противнику выполнять

дальние броски. При активной защите команда стремиться отобрать мяч у нападающих и помешать выполнению бросков.

Защита, распространяющая принципы активной игры на всю площадку получила название прессинг. Защитники действуют активно даже за пределами дистанции возможных бросков. Активное давление оказывается на противника сразу же, как только он овладеет мячом.

Обучение детей личной защите начинается с момента начала их занятий баскетболом (Корягин В. М.,1994). К 13-14 годам дети уже достаточно хорошо владеют этой системой защиты, далее они закрепляют свои навыки, как защитника – стойку, умение держать дистанцию от нападающего, выбирать правильную позицию и так далее. При личной защите каждый из игроков-защитников отвечает за определенного игрока нападения.

Виды упражнений для обучения и совершенствования личной защиты в детском баскетболе в основном включают в себя:

1) Обучение защитной стойке и перемещению в защитной стойке.

2) Обучение выбору правильной позиции в защите относительно нападающего.

3) Обучение движению рук в защитной стойке.

4) Передвижения в защитной стойке с сопротивлением и без сопротивления.

5) Передвижение в защитной стойке с одним или двумя мячами.

6) Накрывание броска нападающего.

7) Перемещение приставными шагами, контактно касаясь ближней к нападающему рукой его корпуса.

8) Обучение сменам при заслонах, проскальзыванию.

Зонная защита, ее преимущества и проблемы.

В детском баскетболе зонную защиту, согласно правилам РФБ, командам разрешено применять только с 13-14 лет. Считается, что более раннее применение такой системы защиты тормозит развитие его индивидуальных защитных качеств и заставляет его больше полагаться на командные действия, чем на себя самого.Это утверждение достаточно спорное, поскольку при зонной защите игрок учится больше работать в «связке» с партнерами, используя при этом все свои практические навыки, как защитника. «Зонная система защиты подразумевает выполнение защитных действий по территориальному принципу, т. е. каждый защитник организует противодействие на порученном ему участке площадки – непосредственно в своей зоне» (Нестеровский Д. И., 2008).

Преимущества зонной защиты:

1) Дает возможность расставить игроков в соответствии с их физическими, техническими и психическими особенностями.

2) Способствует контратаке и частым перехватам мяча с возможно большей степенью риска, т. к. партнеры всегда готовы прийти на помощь.

3) Эта защита менее уязвима против комбинации из заслонов.

4) Больше, чем личная защита, позволяет экономить силы игроков и охранять лидеров от фолов.

5) Наиболее эффективна против соперников с сильными центровыми.

9) Команда, владеющая зонной защитой, может легко строить смешанные формы защиты: 3-2, 4-1, 2-3.

Недостатки зонной защиты:

1) Уступает личной в психологической ответственности игроков, их заряженности на индивидуальную победу в защите.

2) Углы площадки при зонной защите менее защищены.

3) Зонная защита, особенно в детском баскетболе, применяется эпизодически и не служит основной формой обороны.

Зонная защита 3-2. Наиболее приемлема эта система против команд, стремящихся атаковать издали, и менее пригодна против сильных центровых.

Упражнения для обучения зонной защите :

1) Построение в зоне 2-1-2. Игроки защиты перемещаются на передачи мяча. Чтобы этот навык закрепился, игроков можно соединить резинкой, и если игрок смещается то и все остальные должны сместиться, чтобы закрыть освободившуюся зону

2) Игра — нападают пятерки. Две команды на противоположных щитах защищаются зоной 2-1-2. Третья команда нападает на одну из защищающихся. Команда, которая добилась успеха, нападает на противоположный щит

3) Зонный баскетбол. Играют две команды — нападающие и защитники. Баскетбольная площадка делится на 8 зон. В каждой зоне действует один игрок от команды. Выбегать из зоны нельзя, а передавать мяч можно только игроку своей команды, находящемуся в соседней зоне.

4) В каждой зоне действует по 2 игрока от команды. Главное внимание уделяется взаимодействию партнеров. Можно ввести, правило: мяч в следующую зону направляется только после передачи между игроками одной зоны.

Однако, при любой системе защиты в баскетболе, следует помнить, что эффективность командных действий в защите напрямую зависит от эффективности индивидуальных действий каждого защитника.

2. Эффективные действия баскетболистов в защите.

Только согласованные действия всех игроков команды в защите обеспечивают надежную защиту и создают основу для успешной игры в нападении. Для результативной и тактически грамотной игры в защите необходимы: хорошее владение техникой защитных приемов, определенный уровень развития физических качеств и определенный уровень развития личностных качеств игрока.

Успех защитных действий в баскетболе определяют три составляющие :.

Здесь важны стойка, положение тела игрока, его позиция на площадке.

1) Всегда сохранять равновесие и защитную стойку.

2) Никогда не перекрещивать ног и не делать глубоких выпадов.

3) Играя против нападающего с мячом, удерживать взгляд на поясе соперника.

4) Не играть в защите с опущенными руками.

5) Не отрывать ног от пола, пока не убедишься, что соперник выпрыгнул для броска.

6) Быть постоянно готовым оказать помощь партнеру.

7) Никогда не отдыхать в защите.

8) При потере подопечного немедленно отступать назад к корзине, отыскать его и вновь выйти навстречу.

9) Переключаться на игрока с мячом, если он остался неприкрытым и угрожает корзине.

10) Постоянно подсказывать партнерам, с какой стороны можно оказать помощь.

11) В обороне всегда действовать наступательно, не бояться контактного наступления на нападающего, владеющего мячом. Стремиться выбить мяч, не дать сделать передачу, не говоря о броске. Если нападающий поднимает мяч вверх, следует немедленно реагировать на это. Если нападающий опускает мяч вниз, тут же следует делать два быстрых шага назад, не теряя при этом защитной стойки.

12) Играть активно, не давая нападающему пройти с мячом через центр, в середину, и постоянно оттеснять его к боковой линии.

13) При заслонах надо стремиться проходить за своим опекаемым.

Говоря о подростках, ее следует разбить на две составляющие: физическое (физиологическое) развитие и физическая подготовленность.

Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфофункциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма в каждом конкретном возрасте.

Показателями биологического развития подростка являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость»), степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.

Установлено,что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний.

При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции (Сердюковская Г. Н., 1989).

Отставание биологического возраста у детей обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Морфофункциональное состояние определяют по показателям тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными, определяют морфофункциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное.

Физическая подготовленность состоит из двух слагаемых: физических способностей подростка и степени их развития. Ю. Ф. Курамшин (2004) полагает, что «физические способности – это комплекс морфологических и психофизических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности обеспечивающих эффективность ее выполнения».

Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах (Куколевский Г. М., 1977; Тер-Ованесян А. А., 1979; Ашмарин Б. А, 1979; Виленский М. Я. 1989; Сапожникова Е. Б., 2005) Целесообразно различать простые и сложные двигательные качества.К последним относится, например, ловкость, меткость. Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Развитие двигательных качеств протекает по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются, В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других — «диссоциация физических качеств» (Зимкин Н. В, 1969). Один из известных механизмов такого явления — антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних замедляет развитие других, и наоборот. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества — в 13-15 лет, силовые — в 25-30 лет и т. д.). Это отмечается в работах многих ученых, в том числе и профессора Ю. Ф. Курамшина (2004), который говорит, что «в динамике показателей развития физических способностей обнаруживается явление гетерохронности».

Разнонаправленность изменения двигательных качеств проявляется особенно в период полового созревания. В этот период резко увеличиваются темпы развития скоростно-силовых качеств, а координация движений, дозирование параметров движения останавливаются в развитии либо несколько регрессируют. Это связано с изменением нейродинамики: ростом возбуждения, подвижности нервных процессов, стимулирующих проявление скоростно-силовых качеств и тормозящих координационные возможности.

Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических или сенситивных (чувствительных). В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств (Матвеев Л. П., 1991; Кузнецова З. И., 1975; Сапожникова Е. Б., 2005). Для разных двигательных качеств сенситивные периоды различны.

Сила. Под силой человека понимают способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику. Психофизиологические механизмы этого качества связаны с регуляцией напряжения мышц и с условиями режима их работы. Напряжение мышцы зависит от степени волевого усилия, прилагаемого человеком, и от работы центральнонервных и периферических отделов двигательной системы. В частности, от сигналов, поступающих к мышце из нервных центров, и от функционального состояния самой мышцы.

Напряжение мышцы может происходить при трех режимах: изометрическом (без изменения длины мышцы),— этот режим преобладает при удержании поз ; миометрическом (изостатическом, когда уменьшается длина мышцы, но неизменно напряжение), — этот режим соответствует фазе сокращения мышц в циклических и баллистических движениях; плиометрическом (при удлинении мышцы во время ее растягивания), характерном для движений, связанных с замахами, приседаниями, предшествующими сокращению мышц при бросках, отталкивании. Виды силовых способностей различаются по характеру сочетания режимов напряжения мышц. Выделяют собственно-силовые способности, проявляемые в статических режимах и медленных движениях, и скоростно-силовые способности (динамическая сила), проявляемые при быстрых движениях. Это так называемая взрывная сила, то есть способность проявлять наибольшую силу за наименьшее время. В прыжках, например, она проявляется в прыгучести.

Проявление силы находится в прямой зависимости и от биомеханических условий движения: длины плеч рычагов, физиологического поперечника мышц и т. д. Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Прирост мышечной силы существенно зависит от методов ее развития.

Быстрота. Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием — быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся: 1) быстрота одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); 2) частота движений; 3) быстрота двигательной реакции.

Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы проявления указанных скоростных характеристик существенно различаются. Вообще скорость бега определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть от факторов, не относящихся к скоростным характеристикам движений. Поэтому нельзя, например, по времени реакции судить о том, как школьник будет бегать спринтерские дистанции. Отсутствие связи между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается. Его можно выявить только в том случае, если движения сходны по координации, но чем более тренирован человек, тем в меньшей степени наблюдается такой перенос (Зациорский В. М., 1981).

Выносливость. Под выносливостью понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности. Развитие выносливости — это в значительной мере развитие

биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности. Интенсивность работы и особенности упражнений, выполняемых в процессе этой работы, определяют разновидности выносливости: скоростная, силовая, выносливость к статическим усилиям и т. п. Проявление выносливости всегда конкретно, поскольку определяется конкретными условиями деятельности.

Иногда выносливость при работе умеренной интенсивности в циклических упражнениях называют общей выносливостью. Это не совсем правильно: можно обладать большой выносливостью в беге и не иметь ее в статических напряжениях. Измеряется выносливость временем выполнения работы без снижения интенсивности. Надо иметь в виду, что интенсивность работы индивидуальна и зависит от уровня физической подготовленности. Поэтому 75-85% от максимальной интенсивности у новичков составляют одну величину, а у хорошо подготовленных спортсменов — другую. Так, развитие аэробных возможностей у новичков будет проходить при пробегании одного километра за 5-7 мин, у квалифицированных спортсменов — за 3,5-4,5 мин. Школьники до 15-16-летнего возраста могут преодолевать наступившее утомление лишь короткое время вследствие малой устойчивости нервной системы к сильным раздражителям.

Подвижность в суставах (гибкость). Подвижность в суставах — морфофункциональное двигательное качество. С одной стороны, она определяется строением сустава, эластичностью связок, с другой — эластичностью мышц, которая зависит от физиологических и психологических факторов. Подвижность в суставах увеличивается при повышении температуры мышц в результате их работы, (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности), при эмоциональном возбуждении, например во время соревнований, при высокой температуре внешней среды. Различают активную и пассивную подвижность в суставах. Первая проявляется при активных (произвольных) движениях самого человека, вторая — при пассивных движениях, совершаемых под воздействием внешних сил (например, усилий партнера). Средством развития

этого качества являются упражнения на растягивание. Возрастные особенности играют роль в развитии подвижности в суставах. С возрастом морфологическое строение суставов меняется (уменьшение подвижности в сочленениях и эластичности связок), и это приводит, к ограничению их подвижности.

3. Психологические особенности личности подростков

При изучении процессов и результатов коммуникаций, динамики межличностных взаимоотношений, конфликтов, эффективности совместной деятельности и других социально-психологических явлений, обнаруживается, что они определенным образом обусловлены соотношением индивидуально-психологических особенностей взаимодействующих людей. В одних случаях это снижает эффективность команды, ухудшает психологический климат, способствует возникновению конфликтных ситуаций и т. д., в других – влияет положительно (Петровский А. В., 1996).

Для подростковых команд наибольшее значение имеет тип темперамента индивидов. Психодиагностическое изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной психологии проблемой. Это обусловлено потребностями практики в данных об особенностях психики подростка. Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности. Все эти факторы могут стать причиной резких перемен в личности подростка, которые часто являются причиной ошибочных суждений тренера о темпераменте и характере ученика. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением типа темперамента. Они могут быть обусловлены особенностями ситуации, т. е. возрастной динамикой психофизиологического развития. Поэтому точность наблюдения как источника информации о динамических свойствах нервной системы в подростковом возрасте снижается. В связи с этим, возрастает роль психодиагностического обследования при определении типа темперамента подростка. В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу (1996) и опросник Г. Айзенка (1996). По мнению Д. Г.Горбунова (2006) темперамент – это преимущественно врожденной свойство личности, отличающееся устойчивостью в течении жизни и постоянством проявлений в различных ситуациях. В целом темперамент характеризуется динамикой психической деятельности человека, в которой проявляется сила и скорость психических процессов, устойчивость психических явлений и общий жизненный тонус. Д. Г. Горбунов (2006) полагает, что в темпераменте отражаются общая чувствительность человека, сила его эмоционального реагирования, степень воздействия активности на внешний мир, легкость и гибкость приспособляемости к изменяющимся внешним воздействиям, особенности коммуникативности, тревожность, сопротивляемость неблагоприятным внешним воздействиям и многие другие психологические качества личности.

Также темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

1) регулируют динамику психической деятельности в целом;

2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3) имеют устойчивый и постоянный характер, сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы».

Е. И. Рогов (1995) выделяет следующие свойства темперамента :

2) Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).

4) Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

5 ) Пластичность и ригидность – они свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

8) Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Сила процесса возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется, прежде всего, в функциональной выносливости, то есть в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в состояние охранительного торможения. Мерой силы процесса возбуждения является способ реагирования на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители.

Между интенсивностью процесса возбуждения (как состояния активации) и силой возбуждения (понимаемой как свойство нервной системы) существует обратная зависимость. При прочих равных условиях,
чем сильнее нервная система (чем больше ее выносливость при воздействии сильных или длительных раздражителей), тем слабее процесс возбуждения
(как состояние коры мозга), и наоборот. Слабость (небольшая сила) нервной системы выступает как условие большой интенсивности процесса возбуждения, вызванного тем же раздражителем.

Сила процесса торможения понимается, как «функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения, причем речь идет об условном, выработанном в результате обучения торможении, в отличие от безусловного торможения» (И. П. Павлов, 1951). Сила процесса торможения проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как запаздывание, угасание или дифференцировка. Говоря об уравновешенности нервных процессов, И. П. Павлов (1951) имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Позднее других было открыто третье свойство нервной системы, каковым является подвижность нервных процессов.

Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

В факторных теориях свойства темперамента увязываются со специфическими личностными характеристиками. Например, в концепции Л. Тэрстоуна сущность темперамента описывается таким набором факторов:

2) Энергичность – пассивность.

3) Импульсивность – уравновешенность.

4) Доминантность – конформность.

5) Стабильность – изменчивость.

6) Социабельность – склонность к уединению.

7) Рефлексивность – практическая деятельность.

В модели Г. Айзенка (1996) представлены три фундаментальных свойства: 1) интроверсия—экстраверсия; 2) нейротизм (эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность); 3) психотизм.

Выделяют четыре типа темперамента : сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Я. Стреляу (1982) определяет их таким образом:

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

У холериков можно также отметить цикличность в деятельности и переживаниях. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. «Когда у сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно налегает на свои средства и силы и, в конце концов, рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» (Павлов И. П.,1951).

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым, При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов.

Итак , темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Для объяснения сути темперамента применяются гуморальные, морфологические концепции, теория высшей нервной деятельности, факторные теории. Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

На основании анализа научно-методической литературы можно сделать следующее заключение:

1. Защитные действия баскетболистов в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения, вводится понятие зонной защиты и зонного прессинга.

3. Эффективность защитных действий команды складывается из трех составляющих: техническая, физическая и психологическая, однако последняя мало изучена и практически не используется при выборе игроков для определенной системы защиты.

4. Вероятна взаимосвязь между психологическими особенностями подростков и их действиями, однако применительно к действиям в защите в баскетболе она научно не доказана, а также нет никаких данных о взаимосвязи эффективности командных действий в защите баскетболистов 13-14 лет и их психологических особенностей. Практика показывает, что основное внимание в детском баскетболе уделяется технической, физической и двигательной подготовленности, однако, индивидуально-психологические особенности, темперамент и характер игроков не учитываются и уж тем более не используются при отборе игроков для решения конкретных игровых задач в защите.

1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.

2. Баскетбол / Под общ. ред. Ю. Н. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 228 с.

3. Бехтерев, В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1380 с.

4. Введение в психологию / под ред. А. В.Петровского. – М.: Академия, 1996.

5. Гомельский, А. Я. Баскетбол. Секреты мастерства / А. Я. Гомельский. – М.: Торговый дом Гранд, 1997. – 224 с.

6. Горбунов, Д..Г. Психопедагогика спорта / Д. Г. Горбунов. – 2-е изд. – М: Советский спорт, 2006. – 296 с

7. Гигиена детей и подростков: учебник / под ред. Г. Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989.

8. Гиппенрейтер, Ю. Б., Романов, В. Я. Психология индивидуальных различий / Ю. Б. Гиппренрейтер, В. Я. Романов – М.: ЧеРо, 2000. – 780 с.

9. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников/ А. А. Гужаловский – Минск.: Народная асвета, 1978. – 88 с.

10. Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста/А. А. Гужаловский: Дис. докт. пед. наук. – М., 1979.

11. Гужаловский, А. А. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания / А. А. Гужаловский: Очерки по теории физической культуры. – М.: ФиС, 1984. – 223 с.

12. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

13. Зациорский, В. М., Арутин, А. С., Селуянов, В. Н., Биомеханика двигательного аппарата человека / В. М. Зациорский, А. С. Арутин, В. Н. Селуянов – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 143 с.

14. Зимкин, Н. В. Физиологическое обоснование тренировки / Н. В. Зимкин. – М. : Физкультура и спорт, 1969. – 192 с.

15. Ковалев, А. Г., Мясищев, В. Н. Психические особенности человека. Том 1, Характер /А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев; Отв. ред. Б. Г. Ананьев; Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова – Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. – 264 с.

16. Коробейников, Н. К., Михеев, А. А., Николенко, И. Г., Физическое воспитание: учеб. пособие для сред. спец. учеб. Заведений/ Н. К. Коробейников, А. А. Михеев, И. Г. Николенко. – М.: Высш. шк., 1989.

17. Корягин, В. М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов / В. М. Корягин: Дис. докт. пед. наук. – М., 1994. – 102 с.

18. Кречмер, Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю. Б, Романов В. Я. Психология индивидуальных различий./ Э. Кречмер. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 341–351.

19. Крупицкая, Л. И. Будь здоров / Л. И. Крупицкая. – М.: Начальная школа, 2005, № 9, – С. 41– 43.

20. Кузнецова, З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников /З. И. Кузнецова. – М.: Физическая культура в школе. – 1975. – Вып. 1. – С. 7 – 9.

21. Куколевский, Г. М. Физическое совершенствование / Г. М. Куколевский. – М.: «Медицина», 1977.

22. Лосин, Б. Е. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов: Учебно-методическое пособие / Б. Е Лосин. – СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. – 32 с.

23. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. Культуры/ Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

24. Мерлин, В. С. Личность как предмет психологического исследования/ В. С. Мерлин. – Пермь, Б. и., 1988. – 220 с.

25. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. –Воронеж: МОДЭК, 1996. – 448 с.

26. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336с.

28. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. – Т 3, кн. 2. М. – Л.: АН СССР, 1951.

29. Русалов, В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека: журнал Вопросы психологии./ В. М. Русалов. – Б. м.: 1985. – Вып. 1. – С. 19-32.

32. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979.

33. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина – 2-е изд., испр.. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

34. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер-Ованесян. – М.: «Физкультура и спорт», 1978.

35. Тимашова, Н. А. Показатели физического развития российских школьников/ Н. А. Тимашова. – М.: Зеленый мир, 2004. – Вып. 5-6 – С. 11.

36. Физическая работоспособность спортсменов и ее восстановление в процессе спортивного совершенствования: Сборник научных трудов. – Омск, Б. и., 1979.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *