коллективные формы и методы обучения

Коллективные способы и формы обучения

Коллективной моделью работы называют учебные занятия в парах со сменными составами, ориентированные на вырабатывание и оттачивание умений:

Чтобы применить наиболее приемлемый вид структуры урока, следует обратить внимание на важность приобретения организации учебной работы учащихся на занятии.

Коллективный способ обучения – это такое обучение, при котором все члены группы действуют слаженно, прослеживается активное участие каждого из них, происходит процесс обучения товарищей умением работать в коллективе.

Групповой тип организации учебной деятельности – это подготовление и работа с детьми в динамических парах или парах со сменным составом.

Способы обучения

Переход к учебе в динамических парах или сменного состава возможен при наличии обучения в постоянных парах и группах. Поэтому подготовительная деятельность на уроках начальных классов предусматривает комбинирование общеклассной и персональной форм деятельности. Практика показывает отсутствие возможности справиться с аналогично предложенной задачей самостоятельно, падает динамичность принятия участия в общей классной работе, так как не все способны разобраться с поставленным вопросом. Учитель не может учесть степень подготовленности и личные особенности каждого.

Реализация данной деятельности возможна посредством включения дифференцированных задач. При внедрении их в образовательный процесс, педагог поэтапно готовит группу к коллективной форме изучения.

Наличие коллективной формы организации в заданиях дает шанс индивидуально продвинуться с определенным темпом, содействуя с проявлением и формированием способностей каждого ребенка. Это подтверждается узкой взаимосвязью развивающего преподавания и коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса. При появлении в новых коллективах учащимся трудно контактировать со сверстниками. Целью учителя является научить детей взаимодействовать вместе как одна группа.

Применение различных форм общественной работы учениками считаются особо важными для становления мотивации учения, что может трактоваться наличием некоторых факторов. Групповые формы позволяют втягивать в работу всех детей, в особенности «глухих», также выполняющих установленные задания совместно. Действие в микроколлективе позволяет активизировать всех членов группы. Командная деятельность способна сплотить учащихся и вызвать особую заинтересованность товарищей значимостью предоставленного процесса. Ребенок может начать по-другому относиться к учебной деятельности, то есть ценить и осознавать ее важность. При появлении этих двух факторов возможно введение учащегося в интенсивную работу, со временем перерастающую в необходимость, обретающую значимость, приводимую к становлению мотивации учения.

Главное условие формирования учебной работы младших классов – наличие взаимосвязи и коллективности у детей. Зачастую педагоги ошибочно откладывают совместную работу на второй план. Это способствует реализации части возможностей формирования ребенка.

Поэтому рекомендуется применять коллективную форму работы для организации учебно-воспитательного процесса, так как она основывается на совместной работе и взаимопомощи, дает гарантии участия во время мероприятия или урока всех учащихся, способна выявить индивидуальные характерные черты, создает условия формирования персональных качеств личности.

Разработка задач и проведение уроков

Для организации коллективной деятельности педагог берет на себя ответственность по приготовлению специального материала, созданию задач, подготовке детей к партнерским отношениям. Рекомендовано внедрение компонентов коллективной деятельности с начала обучения. Рассаживание детей идет согласно группам. Создание категорий производится при помощи определенной расстановки мебели (не всегда).

Появление групп согласно содержанию происходит намного позже. На момент процесса работы группа является механизмом помощи. Урок служит главной формой организации преподавания, домашнее задание носит многообразный характер индивидуального вида, что снижает перегруженность учащихся. Благодаря компетентности педагога, занятие включает в себя сочетание нескольких форм деятельности, характер отношений между учителем и детьми, рассматривается как нестандартный и мобильный урок.

Для выработки умений с получением высокого развивающего результата необходима постановка педагогом неординарных учебных задач и организация группового поиска.

Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на результатах детей. Ребята учатся высказываться, искать правильные решения, сортировать и убирать ошибочные, внимать к суждениям других участников. Если имеется такая форма организации учебного процесса, то прогнозируется рост мотивации обучения, создание коллективных отношений, формирование независимости. Групповая форма способствует наталкиванию на высказывания стеснительных учащихся, так как они будут находиться в тот момент в более узком окружении по сравнению с целым классом, то есть произойдет некая поэтапная адаптация.

Проявление активности и независимости подростков возможно при наличии психического настроя на работу:

Активный отклик в рассмотрении трудностей, проблем, задач, устанавливаемых учащимися в группах, желание принять участие в обсуждении выводов товарищей, их расширение, внесение коррективов – все это является существенными аспектами познавательной самостоятельности и инициативности, указывающими на становление ученика субъектом учебно-воспитательной работы, то есть осуществляется развивающее обучение.

Источник

Коллективные формы и методы обучения

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

коллективные формы и методы обучения

Аннотация: Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?

Статья:

В настоящее время идёт модернизация школы. И всё чаще говорят о том, что главная задача школы – не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у них умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения. Но для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников, переосмыслить содержание и принципы построения учебного процесса.

Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?

Я заинтересовалась этим вопросом и решила изучить эту проблему и найти пути её решения в начальной школе. Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают на таком занятии с большой отдачей. Кроме того, применение КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя, никто не уйдёт с чувством обиды на то, что его (опять не спросили). Коллективные способы обучения кардинально меняют ситуацию. Каждый ученик говорит на каждом уроке, притом говорит на языке предмета. Всё обучение идёт на уроке.

Коллективные способы обучения (КСО) появились в 1918 году. Педагог А. Г. Ривин (1877-1944) провёл на хуторе Корнин под Киевом необычайный педагогический эксперимент. В течение года он один вёл занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально в парах, ученики делали всё: решали задачи, конспектировали и реформировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного занятия по расписанию в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил курс 3-4 летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогических открытия:

— впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микро группах;

— была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы:

— впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и всё это – при лидирующей роли учителя.

К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты и должным образом оценены современниками.

АКТУАЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.

Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:

— противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников.

Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и не посильность учёбы. Коллективная учёба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве:

— между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учёба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микро группах;

— между психологическим комфортом и дискомфортом: КСО создают условия живого непринуждённого общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс:

— между воспитанием и обучением.

На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «не разговаривайте!», «Не подсказывайте!». На уроках КО всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.

МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

— наличие сменных пар учащихся;

Надо чётко разграничивать КСО и ГСО. ГСО – традиционный способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант.

При КСО одновременно несколько учащихся взаимодействуют на всех остальных. Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

— изучение текстового материала по любому учебному предмету;

— решение задач и примеров по учебнику;

— разучивание стихотворений в сменных парах;

— выполнение упражнений в парах;

— работа по вопросникам.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛЮБОЙ УЧЕБНО ДИСЦИПЛИНЕ.

Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей. Чем младше класс, тем фрагменты текста должны быть меньше.

Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т. е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого, например, из хрестоматии.

Дети дают название это части и составляют её план. При этом возникает лёгкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания. Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и её план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнёра для работы второй части текста.

В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнёра следит за изложением и поправляет, дополняет. Затем дети прорабатывают вторую часть текста и расходятся, чтобы образовать новые пары по оставшимся частям.

При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, дети сообщают учителю о завершении своей работы. Теперь ребёнок готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.

Проработав все части текста, ученики формируют малые группы по 4-6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передаёт список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно 2-3 человека.

Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом первостепенное значение имеет именно групповое обучение. К групповым технологиям можно отнести:

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности, осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:

— реализация принципа деятельности;

— формирование мотивации учения и обучения;

— всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;

— психологический комфорт в учебном коллективе;

— единство воспитания и обучения;

— реализация субъект – субъектных отношений.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.

ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

— приобщение к важным навыкам жизни;

— умение стать на точку зрения другого;

— умение разрешать конфликты;

— умение работать сообща для достижения обще цели;

— укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

— появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;

— учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

ТИПЫ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ:

— обучение партнёров (в парах);

— группа, сидящая вместе;

— задания для всего класса.

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Установить правила и обучить им:

— нужно предоставить готовые правила или предложить детям разрабатывать их самостоятельно;

— нужно обсудить эти правила, что будет и уроком ответственности, и уроком демократии;

— правил должно быть не более 5;

— правила положительные лучше отрицательных, нужно указать, что следует, а что не следует;

— правила должны быть написаны на видном месте;

— правила должны выполняться всеми участниками игры;

— объединитесь по группам быстро и тихо;

— принесите необходимые материалы;

— слушайте, когда кто-то говорит;

— знайте своё задание;

— оставайтесь в своей группе, пока вам не указано делать другую работу;

2. НАЗНАЧИТЬ КАЖДОМУ СВОЮ РОЛЬ.

Дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задание нужно всегда давать большее, чем дети смогут выполнить.

РАСПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАНИЕ И КАЖДОМУ УКАЗАТЬ ВРЕМЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ.

ДАТЬ КЛАССУ ОТВЕТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ.

Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО УСПЕХА:

— учиться навыкам групповой работы;

— взаимное соответствие группового обучения и задания.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

— внимание и одобрение (обратная связь);

— активное включение учеников в работу;

— мотивация обучения (личная увлечённость педагога учебным материалом);

— установление жёстких правил;

— образцовое поведение учителя;

— нужно ловить учеников на хороших поступках и поощрять их;

Обучение есть общение обучающихся и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

СРАВНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ГРУППОВЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ:

О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е:

Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е:

Р А З В И В А Ю Щ И Е:

В О С П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е:

Познакомившись с идеями КСО, я стала работать, используя в организации учебных занятий работу в парах сменного состава. На коллективных занятиях, работая в парах сменного состава, каждый ученик становится одновременно и учителем: все работают на каждого и каждый на всех, чем больше ученик приносит пользы другим (обучая и воспитывая их), тем больше он получает от них, тем интенсивнее развивается он сам. Общение человека с другими людьми, с каждым в отдельности и по очереди – основной фактор индивидуального развития человека. При этой форме мы имеем учебный процесс, при котором ученик полученные знания передаёт другому и учится от другого тому, что знает его товарищ.

Работу в парах и парах сменно состава я использую в своей практике довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлечённо, учатся общению, диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы.

Существует ряд методик организации занятий в парах сменного состава:

— методика поабзацной проработки текста;

— методика взаимообмена заданиями;

— и взаимопередача тем; и др.

Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значение. Ученик, над темой которого идёт работа, записывает их в тетрадь. Затем ребята вместе выясняют, о чём абзац, выделяют основную мысль и озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего напарника, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливают абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается, когда у напарника в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе другого напарника.

Чтобы научить учащихся работать, таким образом, требуется определённое время. Ведь детей нужно было научить:

— работать в паре, т. е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать своё мнение и выслушивать мнение товарища;

— работать с инструкцией: читать и формулировать прочитанное, составить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, чётко формулировать своё понимание, свою мысль и т. д.

Эти вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно, детям хотелось сидеть с теми, кто посильнее, или со своими друзьями, не было у них навыка совместной работы. Постепенно дети стали понимать, что, если ждать, когда освободится тот, кто тебе нужен, работа над темой затягивается. Дети стали работать тише и интенсивнее. По мере работы темп ускорялся, так как становилось больше изученных текстов.

Ежедневно занятия заканчивались обсуждениями того, как проходила работа. Дети в малых группах отвечали на вопросы: «Сколько пар я сменил?», «Когда мне было легко работать?», «Когда трудно?», «Почему?».

Затем командиры групп выступают перед всем классом с отчётом и оценками. После проработки всего материала в малых группах приступают к контрольным вопросам. Такая организация работы помогает развивать у детей самостоятельность, следить за ходом их рассуждений, последовательностью их действий. В классе царит атмосфера доброжелательности, внимания и уважения друг к другу. Очень радует, что дети умеют оценивать работу товарища на основе совместной деятельности и взаимной проверки.

При оценивании товарища, я учу детей сначала отмечать достоинства работы товарища, потом называть ошибки, которые допущены.

Источник

Сообщение на тему «Коллективная форма организации обучения»

«Коллективная форма организации обучения»

учитель сельскохозяйственного труда

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Урок–это сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. Поскольку на уроке могут быть использованы разные формы организации учебной

работы учащихся, то можно рассматривать урок как некоторую совокупность организационных форм обучения.

В современной дидактике под понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные (общеклассные), групповые (бригадные) и

индивидуальные формы учебной работы.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом: обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально

для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

· класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

· каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

· задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Внутри каждой группы происходит коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся учатся сотрудничать друг с другом. Такой вид работы строится на сотрудничестве и

взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.

При коллективной работе дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке

или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя. Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют поспорить еще и еще раз правило.

В.К. Дьяченко выделяет признаки коллективной работы:

1. наличие у всех ее участников единой цели;

2. разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;

3. налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;

4. осознанный общественно-общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;

5. культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;

6. достигается равенство объективных условий для каждого.

При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей:

1. каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»;

2. ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам;

3. деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только учится, но и постоянно учит других;

4. основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех;

5. каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе;

6. полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

7. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.

При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:

а) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им

предложить вновь работать вместе);

б) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в

индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;

в) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр» – звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

г) Овладение умением учащихся желательно фиксировать в индивидуальных листах контроля за их совместной деятельностью:

Помогал своей группе:

дополняя идеи, ответ других________________________________

поддерживая, подбадривая своих товарищей_____________________

обобщая различные высказывания, мнения______________________

помогал своим товарищам_________________________

Экспериментально доказано, что сотрудничая друг с другом дети осваивают задания гораздо эффективнее, чем сотрудничая со взрослым. Благодаря групповой работе все учащиеся в течение одного урока могут прокомментировать

выполненное ими задание, быстрее освоить алгоритм.

Кроме того, ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего соседа. Учащиеся поддерживают парную работу, им интереснее работать сообща друг с другом.

Благодаря коллективной работе ученики умеют:

— формулировать свою точку зрения;

— выяснять точки зрения своих партнеров;

— обнаруживать разницу точек зрения;

— пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

— обсуждаются разные варианты решений;

— отвергаются ошибочные варианты;

— ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.

На первых порах овладения приемами коллективной работы учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их соученики. После того, как они действительно начинают понимать, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь.

Просуммировав эффекты коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, получили весьма убедительный перечень:

— возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания;

— на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

— уменьшаются дисциплинарные трудности;

— ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

— возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность

— меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;

— дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

— сплоченность класса резко возрастает;

— растет самокритичность; ребенок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

— они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

— дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

— учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по

трудности, уделять больше внимания «слабым»;

— воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных

Рассмотрим несколько приемов организации коллективной работы на примере открытого урока по сельскохозяйственному труду в 12 классе.

На I этапе практической работы деление на бригады было равноценным по составу учеников, все уч-ся выполняли одинаковый вид работы. Более сильные ученики оказывали помощь и поддержку слабым ученикам. Бригадиры контролировали работу членов своей бригады.

На II этапе практической работы деление на бригады происходило в зависимости от индивидуальных возможностей уч-ся: I бригада работала с ножом, разрезая плоды. Учащимся II бригады такой вид деятельности недоступен. Поэтому им было предложено задание: комментировать результаты I этапа (сортировки плодов).

На III этапе учащиеся работали индивидуально, но объединённые единой целью: чем больше семян мы получим, тем больше мы их посеем весной. От эффективности работы будет зависеть ваша будущая заплата.

Коллективные занятия помогают слить обучение, воспитание, и развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей:

как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как

сделать учение радостным.

Работа учащихся в группах помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания и развития.

При коллективной форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная

самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.

Экспериментально доказано, что при коллективной работе учащихся уровень правильности и быстроты выполнения заданий на 16% выше, чем при фронтальной работе.

В развитии самостоятельности при организации групповых занятий большое

значение имеет интерес в общении, который проявляется разносторонне. Это

интерес к учению, к тому, что он знает, как настроен, как выражает свои

мысли, суждения, как действует.

Общение в группах содействует обмену опытом и знаниями; устанавливает

коммутативные связи с участниками учебной деятельности; содействует

стимуляции любой деятельности; влияет и оказывает влияние на становление

благоприятных отношений между участниками учебной деятельности (между учениками и учителем).

Наблюдения показали, что на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени при коллективной работе, возрастает познавательная активность

учащихся на уроках.

На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается – двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном

процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия

с помощью логических аргументов. Коллективный способ обучения способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *