коллективные формы воспитательной работы реализуемые в иу
Глава 9. Формы воспитательной работы с осуждёнными
Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Содержание – единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от неё[87].
Отношение формы и содержания характеризуется единством, отражая взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. Однако это единство является относительным.
Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.
Педагогический процесс в ИУ имеет своё содержание и соответствующую ему форму. Изменение в содержании любой составной части исправления осуждённых (трудовом, нравственном, правовом и т. д.) неизбежно влечёт за собой определённые изменения и формы воспитательных воздействий. Форма зависит от содержания, но и обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью.
Форму следует отличать от метода. Если под методами исправления в пенитенциарной педагогике понимаются «способы непосредственного или опосредованного педагогического влияния на сознание, чувства и поведение осуждённых»[88], то под формами педагогического взаимодействия принято понимать способы организации конкретного педагогического явления в пространстве и времени[89].
В теории исправления осуждённых существует множество классификаций форм воспитательных воздействий на осуждённых, произведённых по разным основаниям. Наиболее общей является следующая классификация форм: индивидуальные, групповые, коллективные и массовые[90]. Эта классификация основана на объекте педагогического процесса.
Основу индивидуальной воспитательной работысоставляют индивидуальные формы педагогических воздействий. Они применяются с учётом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальные формы педагогического взаимодействия осуществляются в основном через индивидуальную воспитательную работу, которая, как свидетельствуют теория и практика исправления осуждённых, является важнейшим направлением деятельности исправительных учреждений и базируется на индивидуальном подходе. Индивидуальный подход как принцип педагогики предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осуждённого, основанного на всестороннем знании личности и условий жизни. Индивидуальная работа проводится в течение всего периода взаимодействия с осуждённым, поэтому её можно определить следующим образом: индивидуальная воспитательная работа с осуждённым – это комплекс целенаправленных воздействий субъекта на объект, результатом которых является изменение (исправление) личности осуждённого. Следовательно, объектом индивидуальной работы выступает конкретный осуждённый, а субъектом – не только отдельный сотрудник – воспитатель осуждённых, но и коллектив осуждённых, группы и отдельные, положительно направленные осуждённые, а также представители благотворительных, общественных, религиозных организаций (объединений) и родственники осуждённых[91].
Индивидуальная работа предусматривает изучение личности осуждённых, прежде всего характера и направленности совершённого преступления, составление программы индивидуальных воспитательных воздействий на каждого человека, организацию самовоспитания и т. п.
Формы, в которых осуществляется воспитательное воздействие в процессе индивидуальной работы – аттестование осуждённых; дисциплинарная практика; индивидуальное шефство; самовоспитание; индивидуальная беседа; переписка с родственниками; общественные и личные поручения; вовлечение осуждённых в общественно полезную деятельность; контроль за поведением осуждённых.
Как уже отмечалось ранее, в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года разрабатываются индивидуальные формы работы, обеспечивающие оказание социальной, психологической и педагогической помощи каждому осуждённому с учётом его характеристики.
В данном контексте речь идёт о справедливой и эффективной системе стимулов законопослушного поведения осуждённых, разработке мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения и новых мер поощрения, применяемых к осуждённым, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах. Важное место среди них отводится системе «социальных лифтов».
Развитие идеи «социальных лифтов» нашло отражение в материалах международной научно-практической конференции «Воспитательный центр для содержания несовершеннолетних осуждённых: актуальные проблемы реализации концептуальной модели», проходившей в г. Вологде в 2010 г. Под «социальными лифтами» понимается стимулирование правопослушного поведения осуждённых путём последовательного снижения уровня правоограничений[92]. Применительно к воспитательному центру речь идёт о последовательном изменении условий отбывания наказаний от строгих до обычных и облегчённых.
Несколько иной, скорее, процедурный аспект изложен в приказе ФСИН России от 14.03.2011 № 144 «Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы за 2010 год и задачах на 2011 год», где под «социальными лифтами», понимается система «аттестования осуждённых по ряду конкретных критериев с целью получения объективной оценки их исправления и выработки мер воспитательного воздействия»[93].
В методических рекомендациях по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства «социальные лифты» рассматривают как «механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осуждённых с помощью определённых критериев»[94].
В приведённом определении можно выделить несколько заложенных в него смысловых компонентов. Прежде всего, это механизмизменения условий отбывания наказания, т. е. некая процедура, соблюдение которой является обязательной для принятия решения об изменении правовых ограничений для осуждённых. Этот механизм предполагает сбор документов, характеризующих поведение осуждённого, порядок рассмотрения личного дела, принятие решения об изменении условий и т. п. Во внимание принимаются условия отбывания наказания как среда нахождения осуждённого, которая может оцениваться им и окружающими с положительной или отрицательной стороны. С правовой точки зрения, среда отбывания наказания определяется различными видами режимов, видами исправительных учреждений, которые могут улучшать или ухудшать положение личности вследствие правовых ограничений и (или) дозволений, т. е. быть благоприятной или неблагоприятной[95].
По смыслу определения, осуждённый, точно выполняющий требования администрации (критерии) с соблюдением установленной процедуры (механизма), может быть поощрён, переведён в более комфортные условия отбывания наказания – «подняться на лифте». Невыполнение требований администрации, нарушение порядка отбывания наказания даёт основание для применения к «нерадивой» личности наказания посредством ухудшения условий отбывания наказания – «опуститься на лифте». Таким образом, фактически речь идёт о поощрении и наказании (взыскании), «кнуте» и «прянике» и порядке их применения, т. е. средствах управления поведением личности, хорошо известных в воспитательной практике исправительных учреждений с давних пор. Взять хотя бы Вологодскую систему так называемых «ступенистов», которая, как и лифты, предполагала развитие, движение осуждённого с одной ступени на другую с соответствующим набором стимулов, льгот, ограничений, лишений и т. п. Эта система была одобрена и рекомендована на уровне Коллегии МВД СССР ко всеобщему распространению в 1977 г., прежде всего, за её результативность (уровень рецидива преступлений по освобождению в области был почти в три раза ниже среднего по стране). Важно отметить ещё одну «небольшую» деталь этой системы: её автор (И. П. Зайцев является единственным представителем исправительно-трудовой системы, в педагогической энциклопедии) и главные разработчики начинали её создание не с осуждённого, которому предстояло двигаться по ступеням, а с коллектива воспитателей, представлявшего собой коллектив единомышленников[96].
При таком, приведённом выше, понимании содержание понятия «социальные лифты» не является чем-то принципиально новым. Может показаться, что оно имеет некую системность и процедурную обусловленность, однако поощрение и наказание также являются системообразующими понятиями, находящимися во взаимосвязи и взаимообусловленности, реализация которых определяется известными принципами и правилами.
Объектом воспитательного воздействия при групповых формах является группа и личность в группе. Воспитатель организует воздействие не на личность непосредственно, а на группу. В процессе проведения диспута или беседы на нравственную тему важно вызвать в группе благоприятный настрой, используя для этих целей внушение, доказательство, пример собственного поведения.
В коллективных формах воздействия объектом являются коллектив и личность в коллективе. Включение личности в систему коллективных отношений способствует проявлению её индивидуальных свойств и качеств. Организуя воспитательное воздействие на коллектив осуждённых, воспитатель-сотрудник должен знать и коллектив как группу людей, и каждую личность в нём, используя при этом организационное влияние коллектива на своих членов через систему требований, правил поведения, традиций.
Формами коллективного воздействия являются собрания бригады, отряда, класса, День отряда, лекция, диспут, викторина, выпуск стенной печати и оформление наглядной агитации и т. д.
Объектом массовых форм воздействия является масса осуждённых, как правило, в масштабе колонии. Основу таких форм составляют такие мероприятия, как митинги, общие собрания, торжества, посвящённые знаменательным датам, спартакиады и т. д.
При развитых коллективных отношениях в массовых формах воздействия отражаются перспективы развития, цели и результаты деятельности коллективов отрядов колонии. Они являются ожидаемым событием, в подготовке которого участвует большинство осуждённых. Во избежание формализма в проведении массовых мероприятий необходимо применять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Результативная организация педагогического процесса в ИУ предполагает оптимальные соотношения индивидуальных и групповых (коллективных, массовых) форм воспитательных воздействий на осуждённых. Нужно отметить, что действенность всех форм в решающей степени зависит от личности воспитателя.
В процессе исправления нельзя ограничиваться какой-либо одной формой воспитательного воздействия на осуждённых. Важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных форм её организации и постоянное их совершенствование. Несмотря на многообразие и сложность форм воспитательных воздействий на осуждённых, все они служат общей цели – исправлению лиц, лишённых свободы.
Раздел IV. Содержание воспитательной работы
с осуждёнными в исправительных учреждениях
Коллективные формы воспитательной работы реализуемые в иу
Организация воспитательной работы с осужденными в групповых и массовых формах
Organization of educational work with convicts in group and mass forms
Аннотация: в статье освещена организация воспитательной работы с осужденными в групповых и массовых формах, содержащихся в исправительных учреждениях, рассмотрены проблемы отрицательно влияющие на возможность проведения качественной воспитательной работы, отношение самих осужденных к проводимым с ними воспитательным мероприятиям.
Annotation: the article covers the organization of educational work with convicts in group and mass forms contained in correctional institutions, addresses problems negatively affecting the possibility of carrying out high-quality educational work, the attitude of convicts themselves to educational activities with them.
Ключевые слова: исправительные учреждения, осужденные, воспитательная работа, массовые мероприятия, формы.
The keywords: correctional institutions, convicts, educational work, mass events, forms.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года в направлении социальной и психологической работы с осужденными предусмотрено осуществление работы по увеличению форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе людей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих большую популярность и авторитет.
Во исполнение требований статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов [1].
Основной проблемой организации воспитательной работы в местах лишения свободы является то обстоятельство, что, с одной стороны, она осуществляется в условиях исполнения наказания – реализация карательной политики государства, затрагивающей систему взаимоотношений осужденных, существенно ущемляющей их свободу и интересы, а с другой стороны – проводится в весьма неблагоприятных условиях повышенной концентрации криминогенной среды, оказывающей активное противодействие: значительная часть осужденных в силу своей криминальной, «воровской» ориентации принципиально не приемлет меры воспитательного воздействия.
Сложность воспитания заключается в том, что это долгий трудоемкий процесс, требующей активной позиции осужденного, в связи с чем результаты воспитания могут носить отсроченный и неодинаковый для всех характер, обнаруживаться не сразу, а спустя некоторое время после освобождения. Вместе с тем, результат действий воспитательных служб должен выражаться в качественных сдвигах в сознании и поведении осужденных.
К общегрупповым формам относятся социально-правовые занятия (лекции), беседы, общие собрания, викторины, конкурсы, кружковая работа, конкурсы профессионального мастерства среди осужденных, в которых принимает участие группа осужденных.
К массовым формам относятся кинопросмотры, концерты, театральные постановки, коллективные встречи с работниками искусства и культуры, музыкальные и литературные программы, спортивные мероприятия, информационные и культурно-художественные программы, конкурсы художественной самодеятельности, выставки изделий и рисунков, состязания команд Клуба веселых и находчивых, работа библиотек, День отряда, День колонии, «День открытых дверей» с посещением исправительного учреждения родственников осужденных и другие мероприятия.
Проведение указанных мероприятий должно обеспечивать максимальную полезную занятость осужденных в свободное от работы время и мероприятий, предусмотренных распорядком дня.
При планировании проведения массовых и групповых мероприятий в исправительном учреждении целесообразно информировать информационный центр и пресс-службу территориального органа ФСИН России, которые в свою очередь готовят пресс-релиз проведения мероприятия, проводят аккредитацию средств массовой информации, оказывают содействие в освещении проводимых мероприятий в них.
Активные участники данных мероприятий из числа осужденных и победители конкурсов поощряются, награждаются призами и подарками в установленном законом порядке.
Планирование проведения культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий. В соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 17.12.2013 № 777 «Об организации планирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» в исправительном учреждении составляется план работы на полугодие, в котором в разделе «Воспитательная и социальная работа с осужденными» отражаются основные культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия.
При планировании мероприятий необходимо использовать примерный график проведения в исправительных учреждениях культурно-массовых мероприятий, посвященных праздничным дням, знаменательным датам Российской Федерации, а также религиозным праздникам.
С учетом большого количества культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, в исправительных учреждениях необходимо разрабатывать специальные планы работы на квартал, который утверждается начальником учреждения. Как правило, в этот план включаются более детальные мероприятия, связанные с подготовкой, организацией и проведением мероприятий, а также иные мероприятия данной направленности, не вошедшие по различным причинам в план работы исправительного учреждения на полугодие (узкая направленность, религиозный характер и т.д.).
С целью организации полезной занятости осужденных в выходные и праздничные дни целесообразно составление соответствующих планов, детального распределения мероприятий на выходные и праздничные дни.
Для каждого мероприятия разрабатывается порядок его проведения, в котором указываются лица, ответственные за его реализацию, отдельных организационных мероприятий, а также иные лица, оказывающие помощь в проведении мероприятия. К подготовке проекта порядка проведения привлекаются члены советов воспитателей отрядов, руководители и члены кружков, представители инициативной группы из числа положительно характеризующихся осужденных, а также иные заинтересованные лица.
Культурно – массовые мероприятия. Культурно-массовые мероприятия проводятся в целях расширения кругозора осужденных, формирования положительных интересов и установок, связанных с проведением досуга с привлечением к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, иных лиц, внесших какой-либо вклад в развитие государства, положительно влияющих на эмоционально-психологический климат.
1. Организация проведения культурно-массовых мероприятий.
Подготовка к проведению культурно-массового мероприятия состоит из следующих этапов:
— формируется инициативная группа из числа положительно характеризующихся осужденных, которые обладают творческими задатками, склонными к творчеству. Назначается сотрудник ответственный за организацию работы данной группы. Данная группа разрабатывает сценарий проведения культурно-массового мероприятия. Сценарий утверждается заместителем начальника по воспитательной работе и кадрам;
— информация о планируемом мероприятии размещается на стендах наглядной информации в отрядах осужденных, комнатах длительных и краткосрочных свиданий, комнатах ожидания, на стендах общеколонийской информации и в иных местах, осуществляется доведение указанной информации иными способами (через сеть или студии кабельного телевидения и радиовещание, на общих собраниях осужденных, построениях и др.);
— осуществляется проверка исправности и готовности материально-технической базы к проведению, подготовка необходимых костюмов, реквизита. При наличии проблемных вопросов принимаются меры к устранению, определяется рассадка участников и зрителей в клубе (клубе-столовой) исправительного учреждения;
В клубе предусматриваются следующие помещения: фойе-вестибюль, зрительный зал, комната для клубной работы (при наличии возможности), гардероб (при наличии возможности), иные помещения при наличии таковых.
Зрительный зал для массовой воспитательной работы с осужденными оборудуется занавесом, пронумерованными местами для сидения (креслами, стульями, скамьями) в количестве, не превышающем 50 % вместимости колонии, а также предусматриваются места для маломобильных осужденных (инвалидов, пожилых).
Организация спортивно-массовых мероприятий. Спортивно-массовые мероприятия проводятся с целью оказания положительного влияния на физическое, эмоционально-психологическое состояние осужденных, формирование положительных интересов и установок, связанных с ведением здорового образа жизни.
К спортивно-массовым мероприятиям относятся спартакиады, турниры. Соревнования могут проводится по командным и индивидуальным видам спорта (летние и зимние).
1. Организация проведения спортивно-массовых мероприятий.
Спортивно-массовые мероприятия необходимо организовывать среди осужденных в исправительных учреждениях круглый год с учетом климатических условий местности. Спортивные соревнования проводятся как среди осужденных отряда, так и между отрядами. Могут принимать участие в спартакиаде смешанные команды, сформированные из числа осужденных разных отрядов исправительных учреждений. Для подготовки и проведения могут назначаться из числа положительно характеризующихся осужденных общественные физкультурные инструкторы. При организации мероприятий должны учитываться режимные требования, обеспечение безопасности участников.
Трансляция соревнований осуществляется по сети кабельного телевидения (при возможности в прямом эфире). Студиями кабельного телевидения могут готовиться выпуски спортивных новостей (обзоров за неделю). Результаты соревнований освещаются в стенной печати (малотиражных газетах). В учреждении в общедоступном месте оборудуется экран соревнований с отражением результатов (очки, баллы), занятое место.
Победители соревнований поощряются в установленном законом порядке. В приоритетном порядке рассматривается вопрос о поощрении, как отряда, так и непосредственно занявших призовые места осужденных, лучших из команд. По итогам годовых, (полугодовых, квартальных) соревнований может рассматриваться вопрос о возможности предоставления осужденным права на отпуск с выездом за пределы ИУ, а также внепланово или первоочередном порядке участвовать в проведении дней открытых дверей и т.д. Информация об итогах соревнований и поощрении доводятся до осужденных, как на общем собрании ИУ и отрядов, так и посредством кабельного телевидения (радиовещения), стенной печати, на построениях отряда.
К проведению спортивных мероприятий необходимо привлекать представителей организаций, занимающихся популяризацией физкультуры и спорта, выдающихся спортсменов. Также спортивные состязания между командами осужденных других исправительных учреждений (при отсуствии препятствующих обстоятельств) и командами местных клубов и известных спортсменов (общероссийских и региональных).
В связи с большой популярностью среди осужденных спортивно-массовых мероприятий подготовка к ним включает следующие этапы:
— формирование инициативной группы из числа положительно характеризующихся осужденных, которые принимают непосредственное участие в подготовке к проведению спортивно-массового мероприятия. В обязательном порядке за данной группой назначается ответственный сотрудник;
— подготовка приглашений для судей, представителей средств массовой информации, представителей общественных спортивных организаций, подготовка площадок для проведения спортивных мероприятий, подготовка сводных таблиц (экранов) для фиксации результатов, выпуск стенгазет на тему предстоящих соревнований, освещение подготовки и проведения мероприятия по средствам сети кабельного телевидения.
По итогам проведения спортивно-массовых мероприятий ответственным сотрудником исправительного учреждения готовится подробная информация о проведенном мероприятии с приложением фото- и видеоматериалов и направляется в территориальный орган ФСИН России.
С целью популяризации спорта и вовлечения в него большего круга осужденных создаются тематические уголки «Наши спортивные достижения», в которых указываются мировые рекорды, рекорды России, учреждения.
Спортивные мероприятия проводятся на специально оборудованных площадках, спортивных (тренажерных) залах, спортивных уголках в локальных секторах. Спортивные уголки в локальных секторах могут оборудоваться турником, брусьями, спортивными лавками. Спортивные площадки с полем (по возможности с искусственным или естественным покрытием) оборудуются футбольными воротами, баскетбольными кольцами, штативами и сеткой для занятий волейболом, табло для ведения счета (по возможности электронным).
Спортивный (тренажерный) зал оборудуется турником, брусьями, спортивными лавками, тренажерами, кулером для воды (по возможности), вешалкой или шкафчиками для переодевания, грифами с блинами и гантелями различных весов, стеллажами для размещения спортинвентаря, комплектами гирь (16, 24, 32 кг.) и иным оборудованием, не запрещенным правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Организация кружковой работы . Кружковая работа предусматривает формирование групп осужденных, объединенных общими интересами и увлечениями, согласованию их работы администрацией исправительного учреждения с учетом значимости общественно-полезной деятельности.
Кружковая работа должна быть организована в отрядах осужденных, по каждому из направлений. При этом должно быть обеспечено максимальное вовлечение осужденных в данную работу.
Деятельность кружков в учреждениях организовывается по следующим направлениям: декоративно-прикладное и техническое творчество (резьба по дереву, вышивание, вязание, оригами, пирография и т.д.), спортивные группы, художественная самодеятельность (народные и бальные танцы, хоровое пение, вокальные группы, игра на музыкальных инструментах, художественного чтения и т.д.), театральное творчество (постановка миниатюр), изобразительное творчество и т.д.
Главная особенность воспитательного процесса в уголовно-исполнительной системе России заключается в том, что у большого количества осужденных имеется уже сформированная устойчивая «криминальная» личность, поэтому процесс воспитания в основной степени является перевоспитанием. В связи с чем для эффективного перевоспитания осужденного требуется совместная работа всех отделов, отделений и служб исправительного учреждения.
Список используемой литературы:
List of references:
1. The Penal Code of the Russian Federation dated January 8, 1997, No. 1-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. 1997. № 2. Art. 198