коллективный договор и профсоюз связь
Коллективный договор и профсоюз связь
Статья 13. Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 444-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.
Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.
В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.
Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.
2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.
3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.
В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.
Тема: Соблюдение прав работника – члена профсоюза, не участвовавшего в подписании коллективного договора
Ситуация:
От имени работников коллективный договор с работодателем подписали представители первичной профсоюзной организации, в которую входит большинство работников. Согласно коллективному договору работодатель принял на себя дополнительную обязанность получать предварительное согласие на увольнение работников – членов первичной профсоюзной организации по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В организации также создана первичная профсоюзная организация другого профсоюза в составе десяти человек. Одного из членов данного профсоюза работодатель уволил без согласия этой профсоюзной организации.
Анализируем ситуацию
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц (ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
Профсоюз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Все профсоюзы пользуются равными правами (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
ТК РФ устанавливает для профсоюзных работников гарантии при расторжении с ними трудового договора по инициативе работодателя, а именно: увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя), производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ. При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель должен направить в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Коллективный договор в полном объеме распространяется на всех работников, следовательно, и на тех, которые состоят в «малом» профсоюзе. Иное означает, что права членов «малого» профсоюза защищены в меньшей степени, чем права работников, состоящих в «большом» профсоюзе. Согласно ст. 50 ТК РФ условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
В данной ситуации работодатель по коллективному договору принял на себя дополнительное обязательство не увольнять по основанию, установленному в п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работников – членов профсоюзной организации без согласия их профсоюзной организации. Следовательно, работодатель должен предварительно получить согласие профсоюза на расторжение трудового договора с работником.
Причем согласие профсоюзной организации работодатель должен получить и в случае увольнения члена профсоюза той организации, с которой коллективный договор подписан не был, поскольку все профсоюзы равны в правах, а предоставление в коллективном договоре преимуществ при увольнении членам одной первичной профсоюзной организации по отношению к членам другой первичной профсоюзной организации является дискриминацией. Малочисленность профсоюзной организации не является основанием для какого-либо ее ограничения в правах.
Таким образом, в данной ситуации действия работодателя незаконны. В соответствии с требованиями законодательства работодатель обязан был запросить согласие на увольнение работника у той профсоюзной организации, членом которой является работник.
Поскольку работодателем были нарушены требования законодательства при увольнении работника – члена профсоюзной организации, работник вправе требовать своего восстановления на работе. Если работодатель отказывается добровольно восстановить работника на работе, работник имеет право обратиться в суд или направить жалобу в государственную инспекцию труда того субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован работодатель. Подать жалобу можно путем личного обращения в инспекцию, а также посредством электронного ресурса Онлайнинспекция.рф.
В случае нарушения трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
1) на должностное лицо в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
2) на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
3) на юридическое лицо – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правильный порядок действий в данной ситуации:
1. Перед принятием решения об увольнении члена профсоюза работодатель должен получить согласие на расторжение трудового договора с работником той профсоюзной организации, членом которой является работник
Коллективный договор и роль профсоюзов
Нестеров А.К. Коллективный договор и роль профсоюзов // Энциклопедия Нестеровых
Концепция достойного труда
Достойный труд рассматривается как основа устойчивого социально-экономического развития, так как согласно Концепции достойного труда последний приносит адекватный доход и осуществляется в условиях, когда права трудящихся и социальные гарантии защищены.
Основой достойного труда является формирование базовых прав в сфере труда, занятости, социальной защиты и социального диалога. В результате мирового финансового и экономического кризиса РФ принимает серьезные меры, целью которых является получения следующего эффекта:
Концепция достойного труда, реализуемая в рамках программ сотрудничества между РФ и Международной организации труда. Сама по себе Концепция предусматривает продвижение таких принципов, как: эффективная занятость, достойная заработная плата, безопасные условия труда, социальная защита работников, в том числе при безработице, непрерывный профессиональный рост, развитое социальное партнерство, как на общенациональном, так и региональном уровнях.
Взаимодействие профсоюза и работодателя в реализации коллективного договора
Взаимодействие российских работодателей с профсоюзами имеет важнейшее значение для развития социального партнерства. В условиях, когда требуется повышение эффективности трудовой деятельности работников, коллективный договор и профсоюзы способны стимулировать мотивацию к активной творческой и трудовой деятельности.
Профсоюз, выступая институтом гражданского общества, осуществляет многообразную деятельность, которая не ограничивается решением конкретных проблем в сфере трудовых отношений конкретного человека. Профсоюзы выявляют интересы социума, формулируют конкретные проблемы, определяют ценности групп населения, относящихся к разным сферам трудовых отношений, при этом в сферу деятельности профсоюзов входит и обеспечение диалога между властью, государственными органами, обществом и представителями бизнеса. В результате профсоюзы выступают с позиций трудовой части общества, функционируя как особый институт в социуме.
Взаимодействие работодателя и профсоюза в определенной степени определяется влиянием, которое они оказывают или могут оказывать друг на друга как напрямую, так и опосредованно, в том числе и через призму реализации положений коллективного договора. В этой связи условия коллективного договора становятся индикаторами воздействия работодателя на работников не только в сфере трудовых отношений, трудовой мотивации, но и в рамках влияния на развитие личности отдельных работников, стимулирования стремления к саморазвитию и самореализации у работников. В том числе работодатель может воздействовать на трудовую мотивацию с помощью коллективного договора через защиту интересов работников, что предусматривается положениями коллективных договоров. Соответственно, для профсоюзов приобретает особое значение вопрос обеспечения каналов взаимодействия между работниками и работодателями, при этом в Российской Федерации в данном диалоге активную позицию занимает и государство, с которым профсоюзы активно взаимодействуют. При этом приоритеты профсоюзных комитетов находятся в области защиты социально-трудовых интересов работников предприятий, опосредованно участвуя и в повышении трудовой мотивации работников, тогда как основу деятельности профсоюзов составляет их членская база.
Интересы работников представляет профсоюз, если на предприятии действует один профсоюзный комитет, то он облает исключительным правом на представительство интересов работников.
Если работники не являются членами профсоюза, они могут поручить ему представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем на условиях, установленных профсоюзом (ст. 30 ТК РФ). Данный вопрос может быть решен либо на общем собрании работников, либо посредством обращения в профсоюзный комитет с заявлением. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция – если присутствует не менее 2/3 избранных делегатов (ст. 399 ТК РФ). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих работников.
Для реализации коллективного договора важное значение имеет форма осуществления переговоров: профсоюз имеет право по решению своего коллегиального органа направить работодателю предложение по поводу положений коллективного договора, либо по решению общего собрания работников. Если планируется решение масштабных вопросов, то переговоры по поводу коллективного договора необходимо начинать за 3-4 месяца до окончания финансового года, чтобы обеспечить начало реализации достигнутых договоренностей и обязательств в будущем финансовом году, по факту их отражения в расходных статьях внутриорганизационных документах работодателя.
Профсоюз в рамках реализации положений коллективного договора может проводить анализ социально-экономического положения предприятия, чтобы определить возможности работодателя по обеспечению выполнения принятых обязательств. Следовательно, коллективные переговоры должны проводиться по итогам комплексной подготовительной работы, так как бессмысленно требовать от работодателя того, что он априори не в состоянии выполнить. Информационной базой для такой подготовительной работы выступают бухгалтерская отчетность предприятия, документы, подлежащие раскрытию, а также иная открытая информация. Профсоюзы могут привлекать к подготовительной работе сторонних специалистов и специалистов предприятия с целью уточнения показателей социально-экономического положения предприятия, имеющихся планов и программ, планируемых к реализации. Данные специалисты могут принимать участие в коллективных переговорах, реализуя опосредованное участие в подготовке и заключении коллективного договора.
Работодатель обязан предоставлять профсоюзному комитету не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у него полную и достоверную информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров (ст.ст. 22, 37 ТК РФ и ст. 17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). К такой информации может относиться:
Информация, относимая к закрытой, не может быть разглашена профсоюзом, если сведения относятся к любым видам тайны, которые охраняются законом. Так обеспечивается соблюдение интересов работодателя. Непредставление информации работодателем влечет наложение административного штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С инициативой начала коллективных переговоров по заключению коллективного договора может выступать любая из сторон социального партнерства (ст. 36 ТК РФ). Если коллективные договор уже действует, то любая из сторон в сроки и в порядке, определенные действующим договором может направить другой стороне уведомление о начале коллективных переговоров. Соответственно, профсоюзы могут повысить уровень обеспечения интересов работников, а работодатель может способствовать повышению трудовой мотивации через новые положения коллективного договора.
В случае если инициатива о начале переговоров исходит от профсоюзного комитета, то должна быть утверждена соответствующая комиссия для их ведения. Итоговое решение вместе с проектом положений коллективного договора может быть направлено работодателю в порядке, предусмотренном действующим законодательством, действующим коллективным договором и согласно достигнутым ранее договоренностям. Уведомление должно содержать всю существенную информацию. Общий порядок направления уведомления предполагает его направление почтовым отправлением с описью и уведомлением о вручении, личную передачу с отметкой о получении и дате получения.
Работодатель, получив уведомление от профсоюза вступить в коллективные переговоры, обязан вступить в них в течение семи календарных дней, предварительно отправив ответ профсоюзу с указанием представителей со своей стороны (ст. 36 ТК РФ). Датой начала переговоров является следующий день после получения данного уведомления профсоюзом (ст. 36 ТК РФ).
Участие профсоюза в реализации коллективного договора в соответствии регламентом позволяет провести объективные переговоры, согласовать и утвердить достигнутые договоренности, что ведет к достижению соглашения между работодателем и работниками, что отражает принципы социального партнерства в данной сфере. При этом обязательным условием является соблюдение принципа равноправия при подготовке и заключении коллективного договора или внесении в него изменения в соответствии с существующим порядком. Для этого создается двухсторонняя комиссия из представителей работодателя и профсоюза. Представители работников избираются на заседании профсоюза и утверждаются либо решением профсоюзного комитета, либо решением собрания работников. Работодатель формирует состав своих представителей в соответствии с функциональными направлениями или из числа руководителей подразделений, чаще всего также включаются юристы и сотрудники отдела кадров.
Создание комиссии оформляется:
Следует отметить, что направлением профсоюзной деятельности в сфере реализации коллективного договора является не только инициация его подготовки, заключения и утверждения, но и контроль реализации отдельных положений коллективного договора, оценка степени выполнения работодателем обязательств по коллективному договору и продвижение интересов работников через содержание положений коллективного договора.
Коллективный договор и профсоюз связь
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Профсоюзная организация объединяет менее половины работников организации (менее 10% всех работников) и не уполномочена на ведение коллективных переговоров решением общего собрания (конференции) работников. Будет ли действовать коллективный договор, подписанный работодателем и представителем профсоюзной организации, если профсоюзная организация насчитывает менее 10% всех работников и работники не уполномочивали её вести переговоры и заключать коллективный договор (коллективный договор прошел уведомительную регистрацию в соответствующем органе по труду)?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Статья 13. Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ в наименование статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 13. Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.
Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.
В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.
Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.
2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.
3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.
В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.