комиссия оон по правам человека является органом

Права человека в мире

Система Организации Объединенных Наций по поощрению и защите прав человека состоит из двух главных типов структур: органов, созданных на основе Устава ООН и органов, созданных согласно международным соглашениям и договорам по правам человека.

Совет по правам человека является межправительственным органом в системе ООН, отвечающим за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека по всему миру и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также подготовку соответствующих рекомендаций. В компетенцию Совета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, которые требуют его внимания в течение всего года.

Адрес: Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций

Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) является координационным центром деятельности Организации Объединенных Наций в сфере защиты прав человека. Данный комиссариат был основан Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

Адрес: Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций

Офис Старшего Советника ООН по правам человека при системе ООН в Российской Федерации поддерживает партнерские отношения с государственными органами федерального и регионального уровня, учреждениями ООН, организациями гражданского общества, в том числе, неправительственными организациями, научно-исследовательскими центрами и другими учреждениями и организациями, заинтересованными в практической реализации Концептуальных рамок сотрудничества.

Адрес: Россия, 125009 Москва, Леонтьевский пер., 9

Тел./факс: 8 (495) 787-21-03

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, также называемое Агентством ООН по делам беженцев, было создано 14 декабря 1950 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В мандат Агентства входит координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире. Основная цель Агентства – защита прав и благосостояния беженцев. Основной целью Агентства УВКБ ООН в России является поддержка и дополнение усилий правительства Российской Федерации по созданию справедливой и эффективной системы предоставления убежища в соответствии с международными стандартами, а также предотвращение и сокращение случаев безгражданства, осуществляемое во взаимодействии с правительственными и неправительственными партнерами.

Адрес: 125009 Москва, Леонтьевский пер. д.9

Факс: 8 (495) 660-09-04/06

Центр приема беженцев УВКБ ООН:

105254 Москва, Измайловский бульвар, д. 39/41

Тел.: 8 (495) 786-45-68, 786-45-70, 465-64-19, 465-31-01, 465-15-24

Источник

Защита прав человека

Термин «права человека» упоминается семь раз в Уставе ООН, что делает поощрение и защиту прав человека основной целью и руководящим принципом работы Организации Объединенных Наций.

В 1948 году Всеобщая декларация прав человека поместила вопросы прав человека в сферу международного права. С тех пор Организация старательно выполняет миссию по защите прав человека, опираясь на правовые документы.

Какие правовые инструменты помогают ООН в деле защиты прав человека?

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ)

Управление Верховного комиссара по правам человека, штаб-квартира которого расположена в Женеве, имеет многочисленные региональные отделения по всему миру. В рамках системы ООН Управление несет главную ответственность за поощрение и защиту прав человека.

Управление оказывает поддержку миротворческим миссиям в ряде стран. Помимо региональных отделений Управление имеет центры по правам человека, страновые представительства по правам человека по всему миру

Верховный комиссар по правам человека регулярно выступает с заявлениями по вопросам прав человека в мире. Он также имеет полномочия проводить специальные расследования ситуации в области прав человека и выпускать соответствующие доклады.

Специальный докладчик по праву на достаточное жилище г-жа Лейлани Фарха предупреждает о широком распространении бездомности.

Региональные отделения УВКПЧ

Африка
Америка
Азиатско-Тихоокеанский регион
Европа и Центральная Азия
Ближний Восток и Северная Африка

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный в 2006 году, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека, в качестве ключевого независимого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека.

Договорные органы по правам человека

Договорные органы по правам человека представляют собой комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление основных международных договоров по правам человека.

Договорные органы состоят из независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией в области прав человека, которых предлагают и избирают государства-участники на установленный четырехлетний срок с возможностью продления.

Договорные органы по правам человека

Специальные процедуры Совета по правам человека

Специальные процедуры Совета по правам человека — это независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах.

​​​​​Рабочая группа по вопросу о правах человека

Рабочая группа по правам человека продвигает права человека в рамках всей системы ООН в области развития.

Специальные советники по предупреждению геноцида и по вопросу об ответственности по защите

Специальный советник по предупреждению геноцида выступает в роли посредника, призванного распространять информацию о причинах геноцида и тенденциях его распространения, заблаговременно обращать внимание соответствующих сторон на опасность возникновения геноцида, вести разъяснительную работу и мобилизовывать усилия в поддержку принятия надлежащих мер. Специальный советник по вопросу об ответственности по защите руководит разработкой теоретических, политических, организационных и оперативных аспектов концепции ответственности по защите.

Какие правовые инструменты помогают ООН в деле защиты прав человека?

Принятая почти 70 лет назад Декларация стала тем фундаментом, на котором зиждутся внушительное число имеющих обязательную юридическую силу международных договоров по правам человека и развитие норм в области прав человека во всем мире.

Международный билль о правах человека

Всеобщая декларация прав человека (1948) была первым юридическим документом, защищающим универсальные права человека.

Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Другие инструменты

Целый ряд международных договоров в области прав человека и другие документы, принятые начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека.

В 2007 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию ООН о правах коренных народов.

Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства играет ведущую роль в работе Организации Объединенных Наций по оказанию помощи странам для проведения заслуживающих доверия, транспарентных и всеохватных выборов. С 1992 более 100 стран попросили и получили помощь со стороны Организации Объединенных Наций в проведении выборов.

Демократия

Демократия, основанная на верховенстве закона, является в конечном счете средством для достижения международного мира и безопасности, экономического и социального прогресса и развития, и соблюдения прав человека — трех столпов миссии Организации Объединенных Наций, изложенных в Уставе ООН.

На Всемирном саммите 2005 года все правительства мира подтвердили, что «демократия — это универсальная ценность, основанная на свободном волеизъявлении народа, который определяет свои политические, экономические, социальные и культурные системы, и на его активном участии в решении вопросов, касающихся всех аспектов его жизни», и подчеркнули, что «демократия, развитие и уважение всех прав человека и основных свобод взаимозависимы и подкрепляют друг друга».

Демократические принципы проходят красной нитью через всю нормативную деятельность Организации Объединенных Наций. В Директивной записке Генерального секретаря ООН по демократии от 2009 года излагается принципиальная позиция Организации Объединенных Наций по вопросам демократии, основанная на универсальных принципах, нормах и стандартах, которая подчеркивает особое значение согласованных международных норм, учитывает накопленный опыт и показывает области, в которых у Организации Объединенных Наций есть свои сравнительные преимущества, и провозглашает твердое намерение Организации проводить принципиальную, продуманную и последовательную деятельность в поддержку демократии.

Какие еще учреждения и органы ООН работают в области защиты прав человека?

Генеральный секретарь

Генеральный секретарь назначает специальных представителей, выступающих против грубых нарушений прав человека:

19 января 2018 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш учредил Международную комиссию по расследованию в Мали, предусмотренную мирным соглашением. Международная комиссия по расследованию состоит из трех членов: г-жа Лена Сундх (Швеция), Председатель; г-н Саймон Мунзу (Камерун); и г-н Винод Булелл (Маврикий). Комиссия обязана расследовать утверждения о злоупотреблениях и серьезных нарушениях международного права, прав человека и международного гуманитарного права, включая утверждения о сексуальном насилии в связи с конфликтом, совершенных на всей территории Мали в период с 1 января 2012 года. По итогам работы Комиссия представила свой доклад Генеральному секретарю.

комиссия оон по правам человека является органом

Высокие устремления: инициатива «Призыв к действиям в интересах прав человека»

24 февраля 2020 года, обращаясь к участникам 43-й сессии Совета по правам человека, Генеральный секретарь Антониу Гутерриш объявил о начале новой инициативы под названием «Призыв к действиям в интересах прав человека». «Права человека являются самым важным инструментом развития общества в условиях свободы», — заявил Генеральный секретарь, представляя свой план, предусматривающий действия на семи ключевых направлениях. Выражая поддержку инициативе, Верховный комиссар ООН по правам человека Милешь Бачелет заявила о росте числа угроз правам человека, развитию и обеспечению мира и подчеркнула необходимость поиска практичных и результативных решений данных проблем.

Совет Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН зачастую имеет дело с серьезными нарушениями прав человека в зонах конфликтов. Устав ООН наделяет Совет Безопасности полномочиями по расследованию и посредничеству, направлению миссии, назначению специальных посланников, или обращению к Генеральному секретарю с просьбой использовать свои добрые услуги.

Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН

Третий комитет Генеральной Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы) рассматривает широкий круг вопросов, включая вопросы прав человека. Комитет также обсуждает вопросы, связанные с улучшением положения женщин, защитой детей, положением коренных народов, обращением с беженцами, продвижением основных свобод путем ликвидации расизма и расовой дискриминации, а также право на самоопределение. Комитет также затрагивает важные вопросы социального развития.

Другие органы ООН

Широкий круг вопросов, связанных с правами человека, рассматривают различные межправительственные органы и межведомственные механизмы, расположенные в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, а также Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и их вспомогательные органы принимают политические решения и выносят рекомендации государствам-членам, системе Организации Объединенных Наций и другим заинтересованным сторонам.

Постоянный форум Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов, консультативный орган Экономического и Социального Совета, наделен полномочиями для обсуждения проблем коренных народов, в том числе права человека.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека взаимодействует с этими органами и механизмами и предоставляет им консультационную и иную поддержку по вопросам прав человека. Управление также внедряет проблематику прав человека во все области работы Организации, включая социально-экономическое развитие, поддержание мира и безопасности, миротворчество и гуманитарную деятельность. Вопросы прав человека также рассматриваются в контексте постконфликтных мероприятий по поддержке миростроительства ООН.

Операции ООН по поддержанию мира

В ознаменование Международного дня миротворцев ООН: познакомьтесь с Николь Нгой, сотрудником по правам человека, работающим в Миссии ООН по поддержанию мира в Демократической Республике Конго.

Многие операции ООН по поддержанию мира, а также политические миссии и миссии по миростроительству имеют мандаты, направленные на содействие защите и поощрению прав человека посредством срочных и долгосрочных действий; расширение прав и возможностей населения по отстаиванию и утверждению своих прав человека; и предоставление государственным и прочим национальным учреждениям возможности для исполнения своих обязательств по защите прав человека и соблюдению правовых норм.

Комиссия по положению женщин

Комиссия по положению женщин является основным глобальным межправительственным органом, занимающимся вопросами гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин.

Созданная в 2010 году Структура «ООН-Женщины» выступает в качестве его секретариата.

Источник

Cписок международных организаций, их институтов и структур, занимающихся вопросами защиты прав человека

I. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ)

The OSCE High Commissioner on National Minorities
Р.О. Вох 20062
2500 ЕВ, The Hague, The Netherlands

К функциям Верховного комиссара относится сбор информации из различных источников, включая СМИ и НПО, о положении национальных меньшинств и подготовка соответствующих докладов для представления, в частности, Постоянному совету ОБСЕ. Комиссар не рассматривает нарушения прав в отношении отдельных лиц, принадлежащих к тому или иному национальному меньшинству.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ

The OSCE Office for Democratic Istitutions and Human Rights
Аleje Ujazdowskie, 19
00-557 Warsaw, Poland

II. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ)

Еurореаn Соurt оf Human Rights
Соunsil of Europe
Р-67075 Strasbourg Cedex, France

Суд рассматривает индивидуальные жалобы, связанные с нарушением
только тех прав, которые гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Протоколами к ней.

Определяющими условиями принятия жалобы к рассмотрению ЕСПЧ являются требования об исчерпании истцом всех внутригосударственных средств правовой защиты, а также непревышение шестимесячного срока с момента вынесения национальными судебными органами окончательного решения по делу.

III. Организация Объединенных Наций (ООН)

Верховный комиссар ООН по правам человека

Office of the UN High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland

Сообщение в Управление Верховного комиссара по правам человека может направить отдельное лицо или группа лиц, которые являются жертвами нарушений прав человека или обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. При этом сотрудники Управления в лице Отдела по петициям определяют «дальнейшее движение» сообщения.

В том случае, если речь идет о грубых, массовых и систематических нарушениях прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, такое сообщение будет направлено для рассмотрения в соответствии с т.н. конфиденциальной «Процедурой 1503».

Если же речь идет о единичном случае нарушения какого-либо из прав, гарантированных по Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания или Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, то такое сообщение направляется в секретариат соответствующего договорного органа (Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин), в функции которого входит осуществление контроля по данному конкретному договору.

Важнейшими условиями приемлемости сообщения для его последующего рассмотрения является требование об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты, а в случае договорных органов — и о признании государством-ответчиком компетенции договорного органа рассматривать соответствующие петиции.

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Комитет по конвенциям и рекомендациям
Committee on Conventions and Recommendations
7, Рlace de Fontenoy
F-75352 Раris 07 SР, France

Отдельные лица, группы лиц и НПО могут направлять сообщения в ЮНЕСКО о нарушениях прав человека, если авторы этих сообщений сами стали жертвами таких нарушений или они считают, что обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. Информация должна касаться нарушений прав человека, которые относятся к компетенции ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и информации, в частности права на образование, права свободно участвовать в культурной жизни, права на информацию, включая право на свободу убеждений и на свободное их выражение.

Нарушение должно носить индивидуальный характер и касаться одного лица или группы лиц (например, нескольких десятков учащихся одной школы), поскольку рассмотрение случаев массового и систематического нарушения прав человека не входит в компетенцию ЮНЕСКО и ее структур.

IV. Совет государств Балтийского моря (СГБМ)

Тhe СВSS Secretariat Stromsborg, Р.О. Вох 2010, 10311 Stockholm, Sweden

Сообщения о нарушении прав человека могут исходить от лица или
группы лиц, проживающих в государстве-члене СГБМ. Рассматриваются жалобы о нарушении конвенций ООН и Совета Европы по правам человека и других международно-правовых документов в этой сфере.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Навигация

Россия и защита прав человека

Активное сотрудничество России с международными организациями по вопросам прав человека способствует формированию культуры прав человека в нашей стране, развитию национальных демократических институтов и укреплению правового государства, а также содействует повышению авторитета Российской Федерации на международной арене.

Российская Федерация придает большое значение межгосударственному сотрудничеству в области защиты и поощрения прав человека. Важной вехой и ориентиром для государств в этой сфере стала Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993 г.), в итоговых документах которой, в частности, зафиксирован тезис о том, что основную ответственность в деле поощрения и защиты прав человека несут сами государства, в то время как международные институты и механизмы выполняют вспомогательную роль. Признавая, что правозащитная ситуация в той или иной стране может являться предметом законной обеспокоенности со стороны международного сообщества, Россия, вместе с тем, считает совершенно недопустимыми попытки политизации темы прав человека и политику «двойных стандартов» в ее отношении. Использование правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств, а тем более для обоснования концепций «гуманитарной интервенции» и «ограниченного суверенитета», направлено на подрыв существующей системы международных отношений, является игнорированием основополагающих норм международного права и принципов Устава ООН.

Совершенно очевидно, что идеальных стран с точки зрения соблюдения правозащитных стандартов не существует, поэтому вряд ли перспективен избранный некоторыми участниками международных отношений принцип разделения государств на «отличников» и «неуспевающих», на яростных поборников прав человека и их «злостных нарушителей».

Обсуждение вопросов прав человека должно проводиться на равноправной и уважительной основе, служить сближению стран, развитию конструктивного сотрудничества в гуманитарной сфере при должном учете региональной специфики, национальных, культурных, религиозных и исторических традиций государств.

Основным фактором, провоцирующим напряженность в КПЧ, остается практика принятия осуждающих страновых резолюций, которые отражают селективный подход к вопросам прав человека в отдельных государствах. Российская позиция заключается в том, что со странами, имеющими проблемы в этой области, следует вести равноправный уважительный диалог, оказывать им консультативное и техническое содействие, а не увлекаться чрезмерно критической тональностью.

Российская делегация традиционно проводит в Комиссии взвешенную и принципиальную линию, направленную на поиск взаимопонимания по наиболее острым вопросам повестки дня.

По инициативе России в течение последних четырех лет Комиссия принимала такие резолюции как «Права человека и произвольное лишение гражданства», «Захват заложников», «Целостность судебной системы» и «О недопустимости действий, способствующих разжиганию современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В первой, в частности, подтверждается значение права каждого человека на гражданство в качестве неотъемлемого права человеческой личности и содержится призыв ко всем государствам воздерживаться от принятия мер, дискриминирующих отдельных лиц или группы лиц путем лишения или ограничения права на гражданство, и отменить такое законодательство, если оно уже существует. Основной идеей резолюции «Захват заложников» является недопустимость использования правозащитной риторики для оправдания этого явления. Резолюция «Целостность судебной системы» ставит целью неукоснительное соблюдение прав человека в ходе судебного разбирательства, призывает гарантировать право на справедливый, независимый и беспристрастный суд при любых обстоятельствах, включая чрезвычайные ситуации.

В ходе 59-й и 60-й сессий Комиссии, а также в III Комитете 58-й сессии Генассамблеи ООН (октябрь 2003 г.) была успешно реализована российская инициатива о кодексе защиты прав человека от терроризма, все элементы которого были инкорпорированы в резолюции «Права человека и терроризм», принятые на указанных форумах. Это касается, в частности, подтверждения права каждого человека на защиту от терроризма; осуждения грубых нарушений прав человека, совершаемых террористами; укрепления правовой базы борьбы с терроризмом; противодействия и пресечения финансирования терроризма; сотрудничества в области уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты; предоставления помощи жертвам терроризма; обеспечения эффективного международного сотрудничества в антитеррористической сфере. С учетом того, что под кодексом следует понимать не какой-то отдельный документ, а комплекс мер и принципов, направленных на защиту личности от посягательств террористов, работу на данном направлении следует перевести в плоскость практического осуществления положений упомянутых резолюций.

В целом, российский подход к проблеме прав человека и терроризма основывается на решении двуединой задачи, заключающейся как в обеспечении защиты жертв терроризма, так и в соблюдении общепризнанных правозащитных стандартов в ходе борьбы с этим злом.

На универсальном уровне Российская Федерация осуществляет тесное сотрудничество со специальными процедурами КПЧ (специальные представители, независимые эксперты, специальные докладчики и тематические рабочие группы) и договорными органами по правам человека, в компетенцию которых входит мониторинг выполнения государствами взятых на себя обязательств и международных стандартов в этой области.

Визиты О.Отунну, Ф.Денга и Я.Эртюрк, которые посетили северокавказский регион, способствовали более объективному восприятию международным сообществом ситуации в Чеченской Республике, осознанию того, что процесс возвращения ВПЛ в места своего постоянного проживания осуществляется на добровольных началах.

9-13 февраля 2005 г. по приглашению Правительства Россию посетила Верховный комиссар ООН по правам человека Луиз Арбур.

В Москве состоялись встречи Л.Арбур с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, представителями исполнительной и законодательной власти, руководством министерств и ведомств.

В ходе встреч Л.Арбур была подробно проинформирована о мерах по защите прав человека, предпринимаемых на федеральном и региональном уровнях. Подчеркивалось, что Российская Федерация привержена своим обязательствам в правозащитной сфере и что действующие национальные нормативно-правовые акты полностью соответствуют существующим международным стандартам. Отдельно обсуждался вопрос о программе технического сотрудничества Российской Федерации с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, осуществление которой получило высокую оценку сторон. Выражалась взаимная заинтересованность в ее продлении.

Визит Верховного комиссара подтвердил открытость Российской Федерации для обсуждения любых имеющихся проблем, включая проблематику прав человека в контексте борьбы с террористической угрозой. Он также наглядно продемонстрировал готовность российской стороны развивать конструктивный и уважительный диалог с ООН и международными правозащитными институтами и механизмами.

Кроме того, Российская Федерация признала компетенцию Комитета по правам человека, Комитета против пыток, Комитета по ликвидации расовой дискриминации и Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин принимать индивидуальные жалобы о нарушении прав по соответствующим договорам при условии исчерпания внутренних средств правовой защиты.

С учетом поступательного развития международного права прав человека Российская Федерация вносит вклад в разработку новых международных стандартов в этой области. В настоящее время начата или продолжается работа над проектами таких документов, как всеобъемлющая конвенция о правах и достоинстве инвалидов, международный договор о защите всех лиц от насильственных или недобровольных исчезновений, факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (предусматривающий введение процедуры подачи индивидуальных жалоб в связи с нарушением закрепленных в Пакте прав), декларация о правах коренных народов, руководящие принципы по праву на возмещение ущерба для жертв грубого нарушения международного права в области прав человека и международного гуманитарного права.

Совет Европы является ведущей региональной структурой сотрудничества европейских государств в области прав человека. Членство в нем позволяет Российской Федерации как участвовать в процессе развития и гармонизации европейских правозащитных стандартов, так и совершенствовать в соответствии с ними свое внутреннее законодательство.

За прошедшее время при экспертном участии Совета Европы в России проведены крупномасштабные правовая и судебная реформы, ратифицированы десятки нормативно-правовых актов Совета Европы, созданы механизмы и институты, в значительной мере приблизившие российское законодательство и правоприменительную практику к европейским стандартам.

Развивается сотрудничество России по линии Европейского суда по правам человека, решения которого носят для России обязательный характер в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

В ходе состоявшейся 11-14 мая 2004 года сессии КМСЕ был одобрен пакет решений, направленных на повышение эффективности и реформирование контрольного механизма Европейской Конвенции по правам человека и Европейского суда по правам человека, в том числе открыт к подписанию Дополнительный протокол №14 к Конвенции.

Россия поддерживает активный диалог с Европейским комитетом по предупреждению пыток (ЕКПП создан на основании Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания).

В частности, представители ЕКПП в уведомительном порядке могут посещать места заключения с целью выявления случаев жестокого обращения в отношении лишенных свободы лиц (учреждения уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания, психиатрические больницы закрытого типа, дисциплинарные батальоны и гауптвахты). За несколько лет, прошедших с момента присоединения России к Конвенции (сентябрь 1998 г.), делегации ЕКПП неоднократно посещали нашу страну, в том числе Северокавказский регион. Последний визит делегации ЕКПП в Россию состоялся в июне 2005 г.

Рекомендации Комитета способствуют работе по реформированию уголовно-исполнительной системы (УИС) России. Этой же цели служит и работа Руководящей группы Совета Европы по реформированию пенитенциарной системы Российской Федерации, последнее заседание которой состоялось в Страсбурге в июне 2004 года.

В рамках взятых на себя обязательств по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Российская Федерация на регулярной (пятилетней) основе представляет в Совет Европы доклады, об имплементации конвенции. Соответствующая информация направляется и в Европейскую комиссию против расизма и нетерпимости, являющуюся независимым мониторинговым органом Совета Европы.

Важное значение имеет наше взаимодействие с Комиссаром Совета Европы по правам человека, пост которого был учрежден в соответствии с Резолюцией (99) 50 Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), принятой 7 мая 1999 года на 104-й сессии КМСЕ в Будапеште.

Согласно этому документу Комиссар выполняет свои функции в независимом качестве, содействуя эффективному соблюдению и реализации на практике прав человека в государствах-членах Совета Европы. При этом специально оговорено, что Комиссар является несудебной инстанцией и не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.

21 сентября 1999 года первым Комиссаром Совета Европы по правам человека был избран испанец Альваро Хиль-Роблес. В январе 2000 года Комиссар официально приступил к исполнению своих обязанностей

В 1999-2005 гг. Комиссар более десяти раз посещал Российскую Федерацию, включая Северокавказский регион.По итогам посещений Чеченской республики в 1999, 2000, 2001 и 2003 годах А.Хиль-Роблесом были подготовлены доклады, в которых была дана в целом позитивная оценка усилий российских властей по нормализации обстановки в Чечне.

25-28 мая Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес находился в Москве с рабочим визитом, в ходе которого Президенту Российской Федерации В.В.Путину был представлен доклад Комиссара Совета Европы о ситуации с правами человека в Российской Федерации, подготовленный по итогам его поездок в Россию в июле и сентябре 2004 года.

Доклад выделяется как по объему (более 140 страниц), так и по широте охвата затронутых проблем. В нем сквозь призму правочеловеческой проблематики отмечен огромный путь, пройденный Россией за 15 лет демократических преобразований, дана объективная и честная, хотя во многом жесткая картина современной российской действительности, не избегается признание сложностей становления правового государства в нашей стране и стоящих в этой связи перед ней задач.

Особое внимание уделяется изменениям в правовой системе Российской Федерации, деятельности правоохранительных органов и реформе пенитенциарной системы, соблюдению прав национальных меньшинств, положению иностранцев и мигрантов, проблемам ксенофобии и расизма, положению в Чеченской Республике, соблюдению прав человека в вооруженных силах, свободе религии и прессы, проблемам здравоохранения, положению социально уязвимых групп, в том числе женщин и детей, функционированию внесудебных механизмов защиты прав человека.

В докладе констатируются определенные достижения и указывается на имеющиеся положительные результаты в деле защиты прав человека в России. При этом, однако, как и во всех подобных докладах Комиссара, подготовленных в отношении других стран Европы, основной акцент сделан на отмеченных в данной области недостатках, нерешенных проблемах и нарушениях прав человека.

В этой связи доклад содержит перечень конкретных рекомендаций Комиссара, направленных на исправление ситуации, для чего в соответствии с принятой в Совете Европы практикой государствам-членам обычно отводится 2 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *