комиссия при закрытии счета в сбербанке по 115 фз
Комиссия при закрытии счета в сбербанке по 115 фз
4 МИН
Как избежать ограничений по 115-ФЗ с помощью сервисов банка
Если мы откроем интернет и посмотрим, что пользователи пишут о блокировках, то столкнёмся со шквалом негатива и непониманием: «За что?», «Почему я?», «Я ведь не террорист». 60% отзывов о Сбере в связи с этим понятны, потому что бизнес при блокировке счёта терпит убытки и тратит своё время на решение этой проблемы.
Банк вынужден следовать требованиям 115-ФЗ, однако он не заинтересован закрывать расчётные счета и ограничивать бизнес. Отобрали 3 сервиса Сбера, которые помогут лучше понять этот закон и избежать ограничений.
Кратко о 115-ФЗ
115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и/или финансированию терроризма» направлен на отслеживание финансовых операций, через которые бизнес скрывает незаконный источник получения средств.
Банк следует этому закону, чтобы узнать, как бизнес получил деньги и не используется ли капитал в преступных целях. Если есть сомнения, банк обращается к предпринимателям за пояснениями и подтверждающими документами. Это называется «комплаенс-запросы» — клиент банка обязан на них отвечать. Если они игнорируются, банк может отказать в совершении последующих операций и расторгнуть договор.
Как банк помогает клиентам предупредить «блокировку» счёта
Проект «БлокировкиNET»
Блог о 115-ФЗ на сайте СберБизнес «Как избежать ограничения операций по счёту» — сборник полезных материалов в разном формате на эту тему. Там размещены статьи, истории предпринимателей, тесты, чек-листы, памятки и полезные рекомендации для бизнеса. Пригодится, если вы уже столкнулись с трудностями или хотите проверить себя.
Персональные рекомендации по 115-ФЗ
Банк регулярно мониторит операции корпоративных клиентов. Если оказывается, что какой-то из показателей мониторинга западает, банк формирует персональные рекомендации и направляет их письмом.
Рекомендации носят информационный характер и не требуют предоставления документов. Соблюдая их, можно предупредить риск блокировки.
«Учебник» по 115-ФЗ
Обучающий курс «Всё о „блокировках“ счёта» научит действующих и потенциальных предпринимателей самостоятельно контролировать возможные риски по 115-ФЗ. Кроме того, так вы сможете проверить своего бухгалтера.
В курс входит 7 теоретических модулей, практические задания, кейсы и итоговое тестирование. Если успешно пройдёте тест, получите сертификат. В процессе обучения вы получите много полезных ссылок — на необходимую информацию от налоговой и ЦБ, ссылки на тесты, статьи, обсуждения в блогах и другие материалы по комплаенс-тематике.
Курс будет интересен тем, кто уже знаком с 115-ФЗ и хочет проверить себя, и тем, кто хочет разобраться в законе с нуля. Обучение разработали эксперты банка по 115-ФЗ, основываясь на реальных примерах компаний.
Риск Блокировки
Сервис поможет оценить, насколько прозрачна ваша деятельность для банка. Ориентируясь на показатели сервиса, вы сможете вовремя изменить модель ведения бизнеса и минимизировать риски блокировки.
Сервис «Риск блокировки» анализирует все финансовые события, а затем соотносит ваши показатели с допустимыми границами нормы по 115-ФЗ. Результат проверки выглядит как светофор: зеленым подсвечивается верхняя граница нормы, оранжевым — то, на что стоит обратить внимание, красным — критичные показатели, которые надо срочно исправить. Основной ориентир — рекомендованные значения Банка России по 115-ФЗ.
Результат проверки можно открыть контрагентам, которые тоже пользуются этим сервисом. Сервис встроен в интернет-банк СберБизнес — ничего устанавливать дополнительно не нужно.
Комплаенс-помощник
Сервис сдаёт расширенный комплаенс-отчёт с мониторингом операций и персональными рекомендациями. Также вам доступна индивидуальная консультация с менеджером. Сервис «Комплаенс-помощник» — своего рода чек-лист, в котором видны все возможные отклонения по счету, а персональный менеджер — гид, который помогает разобраться в отчёте и выстроить доверительные отношения с банком.
Комиссия банка при закрытии счета по 115-ФЗ. Чек-лист. Судебная практика.
Дата последнего комментария: 2020-10-05
Банки не перестают использовать бизнес, чтобы заработать на исполнении Закона №115 — ФЗ!
Это происходит повсеместно. Любой, даже самый легальный бизнес сегодня рискует попасть под определение «неблагонадежного клиента». Банк может заблокировать счет, интернет-банк, отказать в проведении практически любой операции. Клиента могут вынудить уйти по собственной инициативе, если он не по нраву и не соответствует правилам внутреннего контроля.
Недавно прозвучала инициатива внести изменение в Закон 115-ФЗ и запретить банкам взымать вообще какие-либо комиссии при закрытии счета не связанные с текущими тарифами. Но пока это только разговоры и сегодня мы поговорим о том, что происходит на самом деле. Какова судебная практика взимания комиссий и как надо противостоять банку, чтобы ее не сняли.
Комиссия банка при закрытии счета по 115 ФЗ.
Многие банки, при расставании с клиентом, снимают комиссию по 115 ФЗ за непредставление (неполное представление) документов при проверке. Обычно, такая проверка предшествует разрыву отношений. Если банк посчитает, что клиент предоставил не все, что требовалось, то последний может потерять от 10 до 25 процентов остатка денежных средств при закрытии счета. Данная комиссия не всегда оговорена в договоре. Чаще всего-это оферта, которая находится в «открытом» доступе на сайте.
Однажды, мы потратили день для того, чтобы найти на сайте банка информацию о такой комиссии по 115 ФЗ для обратившегося за помощью клиента. Характерно то, что где-либо отсутствуют данные о том, какими параметрами измеряется полнота предоставленной информации к проверке по 115 ФЗ. Случаются ситуации, когда клиент считает, что предоставил все, что требовал банк, но мнение последнего совершенно противоположное. В итоге, при закрытии счета, банки снимают комиссию за, якобы, непредставление (не полное представление) документов, клиент пытается что-то доказать, пишет жалобы в ЦБ за незаконное удержание средств со счета. Но подобные жалобы практически никогда не дают результата, но это не значит, что их не надо писать. Они могут пригодиться для дальнейшего разбирательства с банком в суде. К счастью, судебная практика по комиссиям при закрытии счета по 115 ФЗ находится на стороне бизнеса.
Безусловно, не все банки стремятся лихо заработать на нуждах клиентов, прикрываясь исполнением закона 115 ФЗ. В случаях, когда бизнес действительно занимается легализацией и отмыванием денежных средств, принимать меры, безусловно, необходимо. Но мерить всех под «одну гребенку», не разобравшись в нюансах, с одной единственной целью – заработать, на мой взгляд, неправильно.
Как банки зарабатывают деньги, снимая комиссию при закрытии счета по 115 ФЗ?
Вот основная методика взимания комиссии банком при закрытии счета по 115 ФЗ, за непредставление (не полное представление) документов. Возможны вариации, но сути это не меняет.
Шаг 1. У клиента появляется на счете крупная сумма денег.
Это сигнал для банка, что можно начинать активные действия. Не секрет, что чем дольше деньги остаются на счете, тем больше оборотный капитал банка, да и сумма комиссии с крупной суммы, в случае разрыва взаимоотношений, гораздо выше.
Шаг 2. Банк начинает проверку по любой «понравившейся» операции.
Все это обусловлено подозрениями в выводе денег, даже при отсутствии таковых попыток, со стороны клиента.
Например, это могут быть такие операции, как:
— Перевод денежных средств основному поставщику сырья. Даже если контрагент вполне благонадежный и в его адрес ни один раз совершались платежи – не факт, что в это раз не будет отказа в проведении операции.
— Возврат займа. Если поступления по договору займа проводились через текущий банк и отражены в банковской выписке — это не является гарантией того, что его позволят вернуть.
— И т.д, список открытый…
Примечательно то, что зачастую, блокируемые платежи не являются высокорисковыми операциями. Это не оплаты по векселям, цессиям к которым банки всегда подходили с осторожностью. Это могут быть обычные, вполне экономически обоснованные платежи, характерные для вида деятельности клиента. И речь не идет о суммах свыше 600 т.р. В жизни, могут отказать в проведении операции стоимостью и 10 тысяч рублей.
Итак, заблокировав операцию, банк выставляет запрос на получение документов и информации в соответствии с законом 115 ФЗ. На подготовку ответа, как правило, дается от 3-х до 7 рабочих дней.
Шаг 3. Клиент предоставляет ответ на запрос банка по 115 ФЗ.
Подготовив ответ на запрос по 115 ФЗ клиент представляет его в банк, который может сообщить, что информации с документами не хватает. На законный вопрос о том, что нужно для полного счастья, банк отвечает, что раскрывать эту информацию не обязан. Хуже только случаи, когда банк молчит, как партизан, до самого конца. Клиент не знает, что к нему есть претензия по поводу полноты представленной информации и при закрытии счета его может ожидать неприятный сюрприз.
Шаг 4. Клиенту блокируется система интернет-банк.
Платежи проводятся только при личном предоставлении документов на бумажном носителе. Одна такая платежка стоит от 1,5 тыс. рублей и выше. Возможен вариант, когда клиент переводится на повышенный тариф с взиманием комиссии в размере от 10 до 25 %. от суммы платежа. Таким образом, банк побуждает клиента расторгнуть договор счета по собственной инициативе, а заодно и зарабатывает на бешеных тарифах.
Для того, чтобы инициатором расторжения взаимоотношений выступил банк, должны быть строго определенные законодательством основания. Зачастую, реальных причин выгнать клиента — нет, но на него может оказываться давление, вынуждая уйти по собственной воле.
Шаг 5. Принятие решения. Уйти, или остаться?
Вариант 1. Клиент соглашается уйти. Ему вручают «Соглашение о расторжении», где сказано о том, что он уведомлен и согласен с комиссией за непредставление (неполное представление) документов по запросу банка, клиент соглашается, или не соглашается, не важно. Практически всегда, вне зависимости от его согласия банк остается в выигрыше. Он снимает комиссию, а там, трава не расти! Единицы пойдут в суд и станут доказывать свою правоту, а кто-то вообще не захочет вступать в тяжбы и оставит все как есть, просто «подарив» банку деньги.
Вариант 2. Клиент отказывается уходить по собственной воле. Банк продолжает применять меры противодействия легализации денежных средств. Взимаются комиссии по повышенным тарифам, по прежнему заблокирован Интернет — банк, пропускаются только платежи в бюджет и зарплата. На практике были случаи, когда банк не разрешал выплачивать и заработную плату до тех пор, пока не будут оплачены налоги. И это несмотря на то, что приоритетность выплаты заработной платы, выше, чем у платежей в бюджет!
По сути — деньги на счете остаются «замороженными», что может привести к остановке текущей деятельности. Данный вариант подходит тем, у кого есть запас денежных средств в других рабочих банках и есть возможность, на время разбирательств, изъять их из оборота.
Шаг 6. При закрытии расчетного счета клиент гарантированно получает запись в списке 639-П за перевод собственных средств в другой банк.
Действия банка объяснимы, ведь ему необходимо обосновать удержание комиссии по 115 ФЗ. Это легче сделать, показав всем, что клиент, неблагонадежный и по нему «плачет» 115 ФЗ. Но, лично для меня, остается непонятным тот факт, что, делая запись об отказе в проведении операции в «черном списке», в соответствии с постановлением ЦБ № 639-П, операция перевода собственных средств, все — равно проводится. Но тогда при чем тут отказ в проведении операции? Я уже не говорю о правовой основе данного действия! Клиент получает «черную метку» за то, что переложил деньги из одного кармана в другой. На мой взгляд, это лишено какой-либо логики. Мы не раз снимали подобные «черные метки» клиентам, правда, почти всегда приходилось делать это в Межведомсвенной комиссии при ЦБ. Но, результат того стоил! Комиссия соглашалась с доводами о том, что помещать клиента в «черный список» за операцию между собственными счетами – не стоит.
Шаг 7. Новый банк начинает проверку клиента по 115 ФЗ.
Клиент закрыл счет и, как описывалось в предыдущем шаге, получил запись в списке 639-П. Теперь новый банк начинает проверку по 115 ФЗ, запрашивает документы и информацию. По результатам рассмотрения проверки доступ к заблокированному счету будет восстановлен, либо клиента опять «попросят уйти». И все повторится заново, как замкнутый круг.
Как компании или ИП следует уходить из банка, если его вынуждают это сделать?
Следует понимать, что вы не обязаны закрывать счет, даже если банк на этом очень настаивает.
Расторгнуть отношения по инициативе банка можно только в следующих случаях:
— нет операций по счету (2 года по ГК, либо срок, указанный по договору).
— не достаточно средств на счете (минимальный остаток) по счету.
— задолженность перед банком (через суд).
— наличие 2-х и более отказов в проведении операций в соответствии со 115 ФЗ.
Чек — лист при закрытии счета по 115 ФЗ по инициативе клиента.
Прежде чем принять решение о закрытии расчетного счета взвесьте все ЗА и ПРОТИВ.
1. Узнайте, снимут ли комиссию с остатка денежных средств на счете при закрытии счета по 115 ФЗ. Или же с вас возьмут по тарифу, как за обычную операцию?
2. Оцените сумму, которая зависла на счете. Если она совсем незначительная, то супер! Если же достаточно большая, то подумайте о возможности потратить ее так, чтобы банк разрешил это сделать.
Для этого можно попробовать использовать механизмы:
Если есть возможность использовать один из вышеперечисленных способов, то сделайте это и уходите. При закрытии счета в новый банк вам гарантированно ничего «не прилетит».
Решаясь на закрытие договора банковского счета с удержанием комиссии или без нее помните, что при переводе банк может сделать запись в списке 639-П, которую в дальнейшем придется оспаривать.
3. Соблюдайте следующие правила закрытия счета по 115 ФЗ. Советы при закрытии счета по 115 ФЗ.
4. Если банк все же снял комиссию при закрытии счета за непредставление документов при проверке по 115 ФЗ, и если на ваш взгляд это несправедливо, то напишите жалобу в банк и ЦБ.
Несмотря на то, что такая жалоба вряд ли послужит основанием возврата денег, данный шаг необходим, для дальнейшей процедуры обжалования в суде. И не забудьте взыскать с Банка:
Судебная практика по снятию комиссии банка при закрытии счета по 115 ФЗ.
Мне очень нравится, как аргументируют незаконность снятия подобной комиссии в некоторых судах:
…Закон № 115-ФЗ, равно как и иные федеральные законы, не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение в повышенном размере. Взыскание комиссии за совершение операций с денежными средствами, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, формой контроля не является.
…Судами установлено, что по результатам мониторинга операций по расчетному счету истца и взаимодействия с клиентом банком был выявлен комплекс признаков использования счета для осуществления сомнительных операций, а именно: транзитный характер расчетов, минимальная налоговая нагрузка, признаки фиктивной деятельности, наличие негативной информации, дающей основания предполагать высокий риск обслуживания клиента и риск вовлечения банка в проведение сомнительных операций по поручению клиента.
На основании изложенного, суды пришли к выводу, что факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца и наличие условий для его взыскания с ответчика на основании статьи Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения > Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение» href=»https://sudact.ru/law/gk-rf-chast2/razdel-iv/glava-60/statia-1102/» target=»_blank» rel=»noopener»>1102 Гражданского кодекса Российской Федерации не подтвержден, поскольку, как установили суды, спорная комиссия обоснованно взыскана банком за совершение банковской операции и оказание банковских услуг по переводу остатка денежных средств при закрытии счета клиенту, к которому приняты меры по Закону № 115-ФЗ.
ВЫВОД:
Обращайтесь, кому нужна личная консультация. Буду рада помочь!
Если у вас остались вопросы, пишите в наш чат для живого общения в Телеграме:
по проблемам блокировок и налоговой оптимизиции, бух учету и другим вопросам:
Комиссия при закрытии счета в сбербанке по 115 фз
Для банка важен любой клиент, будь то микропредприятие или крупный монополист. Банк понимает, что владельцы малого бизнеса часто в одном лице выполняют функции и бухгалтера, и директора, и клиентского менеджера: у них нет возможности нанять в штат консультанта по юридическим вопросам, и разобраться в тонкостях законодательства им сложно. Чтобы оказать поддержку предпринимателям, банк создает не только привычные финансовые продукты, но и небанковские сервисы, которые помогают развивать бизнес. Цель банка — поддерживать реально и добросовестно работающий бизнес, исключив его взаимодействие с правонарушителями.
Банк может заблокировать счёт без предупреждения и веских оснований
Если характер операций по счёту вызывает вопросы, банк в обязательном порядке в разумные сроки попросит прояснить их суть. И ограничит дистанционное обслуживание счёта только если клиент не выйдет на связь с банком или не предоставит документы, подтверждающие реальность бизнеса. Сам счёт при этом заблокирован не будет.
Такие меры — не прихоть банка, а требование федерального законодательства, которое необходимо соблюдать: большой процент отзывов банковских лицензий за последние годы вызван нарушениями норм 115-ФЗ. Кредитные организации также обязаны выполнять требования по контролю за операциями по счёту, которые к ним предъявляют государственные органы: ФССП, ФНС, прокуратура, МВД, таможня и другие.
Банк может признать сомнительной любую операцию по счёту
Центробанк в Методических рекомендациях установил короткий перечень признаков, по которым банки могут классифицировать операции по счёту как сомнительные или не имеющие экономического смысла. С этим перечнем банки и сверяют каждую операцию.
Например, предприниматель покупает товар по большей цене и тут же продает его по меньшей, регулярно переводит деньги со счёта предприятия на личный счёт или снимает крупные суммы наличных на прочие цели. Подозрения могут вызвать также операции, несвойственные основному виду деятельности предпринимателя (существуют коды ОКВЭД, по которым банк, госорганы и контрагенты предпринимателя определяют вид деятельности бизнеса). Если компания зарегистрирована как перевозчик, но при этом оплачивает услуги пошива одежды — у банка могут возникнуть вопросы.
Банки составляют «чёрные списки» клиентов, которым однажды ограничивали доступ к счёту
Ограничение операций по счёту или запрос банка с требованием предоставить документы не означает, что юридическое лицо или ИП столкнулись с неразрешимой проблемой и сразу попали в поле зрения Росфинмониторинга. Достаточно своевременно ответить на вопросы банка, предоставить необходимые документы — и дистанционное обслуживание счёта восстановят без нежелательных последствий.
Подробнее о правилах ведения безопасного бизнеса и способах выстраивания доверительных отношений с банком можно узнать в разделе «Как избежать ограничения операций по счёту»
Комиссия банка за закрытие счета: законный платеж за услугу или неосновательное обогащение?
Ведущий юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG
специально для ГАРАНТ.РУ
В последние несколько лет можно часто наблюдать ситуацию, когда банк либо блокирует счет предпринимателя, либо приостанавливает операции по счету на основании Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ). При этом владелец счета получает письмо от банка с требованием предоставить огромное количество документов и информации в кратчайшие сроки (обычно до пяти рабочих дней) с тем, чтобы снять ограничения.
В таком случае клиент старается выполнить требования банка и предоставляет ему запрошенную информацию и все возможные документы. Однако банки чаще всего игнорируют ответ клиента либо ссылаются на то, что сведения были предоставлены не полностью. Счет клиента остается заблокированным, и движения денежных средств не происходит. В качестве выхода из данной ситуации банк предлагает предпринимателю закрыть данный счет, перечислив «зависшие» денежные средства на счет в другом банке. Клиент соглашается, закрывает счет, но получает заметно меньшую сумму денежных средств с учетом списанной «комиссии» банка (обычно она составляет 10-25% от общей суммы). Банки называют такое удержание комиссией банка за закрытие счета на основании требований Закона № 115-ФЗ.
В итоге клиент лишается ощутимой суммы, так и не осознав, какой же закон он нарушил и почему с него списали «плату за закрытие счета».
Давайте разберемся, каковы правовые основания для блокировки счета и снятия комиссии за его закрытие, а также что об этом говорит судебная практика.
Основания для приостановления операций по счету и блокировки счета
Прежде всего, стоит понимать, что по своему усмотрению банк не имеет возможности заблокировать денежные средства на счете или приостановить операции по нему.
Так, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет клиента денежные средства, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса). При этом банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и ограничивать его право распоряжаться средствами по своему усмотрению, если только такое ограничение не установлено законом или договором банковского счета (п. 3 ст. 845 ГК РФ).
Вместе с тем в целях предупреждения, выявления и пресечения действий по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма отношения граждан, организаций и госорганов, связанных с осуществлением операций с денежными средствами и иным имуществом, регулируются Законом № 115-ФЗ. Перечень мер по противодействию отмыванию доходов является открытым (ст. 4 Закона № 115-ФЗ).
Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов, то он обязан в течение трех рабочих дней направить в уполномоченный орган сведения о таких операциях, независимо от того, подлежат ли они обязательному контролю (ст. 6, п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Если же хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, банк обязан приостановить операцию на пять рабочих дней и незамедлительно представить информацию о ней в уполномоченный орган (п. 10 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). В дальнейшем операция может быть приостановлена на срок до 30 суток по постановлению Росфинмониторинга, если полученная информация по результатам предварительной проверки будет признана обоснованной (ст. 8 Закона № 115-ФЗ).
Таким образом, банк имеет возможность приостановить операции по счету до пяти рабочих дней, дальнейшая блокировка денежных средств осуществляется лишь по распоряжению Росфинмониторинга.
Подозрение сотрудников банка может вызвать:
Решение о квалификации операции в качестве подозрительной кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию.
Кроме всего прочего, следует учитывать, что банк может расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом, если в течение календарного года решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции будет принято два раза и более (п. 5.2 ст. 7 Закона 115-ФЗ).
Помимо этого, договор банковского счета в любое время может быть расторгнут по заявлению самого клиента (ст. 859 ГК РФ). Ни в нормах Закона № 115-ФЗ, ни в Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» не содержится каких-либо положений о возможности банка устанавливать оплату за закрытие счета по указанным выше основаниям. Однако при начислении рассматриваемой комиссии банки по-своему толкуют нормы законодательства, регулирующие банковскую деятельность, и называют комиссию платой клиента за услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (ст. 851 ГК РФ).
Позиция судебных органов
Рассматриваемая банковская комиссия за закрытие счета с подачи судебных органов называется «заградительным тарифом». Хорошим примером для изучения устаревшего способа толкования такой комиссии выступает Определение Верховного суда Российской Федерации от 12 мая 2015 г. № 305-ЭС15-680. ВС РФ отметил, что заградительный тариф (комиссия) имеет штрафной характер и, по сути, является мерой ответственности клиента перед банком. В качестве обоснования своей позиции Суд сослался на ст. 331 ГК РФ, которая обязывает участников гражданских правоотношений заключать соглашение о неустойке в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке. При этом ВС РФ поддержал мнение суда кассационной инстанции, согласно которому комиссия, введенная банком в одностороннем порядке после заключения договора банковского счета с клиентом, незаконна, двустороннее соглашение между банком и клиентом о применении такой комиссии (неустойки) не заключалось (п. 1 ст. 450 ГК РФ).
В рамках данного дела суды установили, что «заградительный тариф» не является платой за оказание банком какой-либо услуги клиенту, а представляет собой меру ответственности за ненадлежащее исполнение клиентом обязательств по представлению истребованных документов. Такая позиция остается актуальной и в настоящее время.
Однако в том же определении ВС РФ приводит довод, который повлиял на отрицательные для владельцев счетов судебные решения. Так, Суд указал, что в тех случаях, когда комиссия была введена в тарифы, в которых указано, что любые изменения, внесенные банком в одностороннем порядке, распространяются на клиента, это не снимает обязанность заключить соглашение с клиентом о применении данной комиссии. Иначе применять такую комиссию банк не вправе. Таким образом, Суд, с одной стороны, указывает, что заградительная комиссия не является платой за какие-либо услуги банка, но, с другой стороны, предоставляет банку возможность устанавливать такую комиссию по соглашению с клиентом.
Руководствуясь этим, банки стали включать такую комиссию в банковские тарифы, чтобы придать ей вид оплаты банковских услуг.
При подписании договора на открытие банковского счета клиент редко обращает внимание на многочисленные условия о правилах предоставления банковских услуг, о тарифах и возможностях их одностороннего применения и изменения. И это открывает для банковских организаций широкий простор для маневра в части установления и описания отдельных тарифных условий. Такие условия создают множество конфликтных ситуаций, что приводит к большому количеству судебных споров.
До недавнего времени суды не придерживались четко выраженного подхода при установлении необходимых признаков законности начисления такой комиссии при закрытии счета на основании Закона № 115-ФЗ. Однако сейчас они все чаще встают на сторону владельцев счетов.
Показательным примером изменения судебного толкования существа такого «заградительного тарифа» является определение ВС РФ от 7 февраля 2018 г. № 307-ЭС17-22271. Рассматривая дело, суды первой и апелляционной инстанции однозначно указали, что Банк вправе в одностороннем порядке вносить изменения и дополнения в правила и тарифы, включая тарифные планы. Однако кассация, которую поддержал ВС РФ, не согласилась с данным выводом. По их мнению, действия банка по закрытию счета не являлись самостоятельной банковской услугой, создавшей для клиента какое-либо дополнительное благо в рамках договора. Кроме того, банк не доказал наличие расходов и потерь в связи с тем, что клиент не предоставил запрошенные документы. Полученную от клиента комиссию суды расценили как неосновательное обогащение.
Положительная тенденция при рассмотрении такого рода споров прослеживается и в самой свежей судебной практике за 2019 год.
В качестве положительного примера можно привести постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2019 г. № Ф05-21814/2018. Суд указал, что Закон № 115-ФЗ, равно как и иные федеральные законы, не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение в повышенном размере.
Кроме того, взыскание комиссии за совершение операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, формой контроля в рамках Закона № 115-ФЗ, по мнению суда, не является.
Анализ последней судебной практики позволяет сказать, что суды признают списание заградительной комиссии неосновательным обогащением банка, и это, по моему мнению, является верным вектором движения при разрешении рассматриваемого вопроса.
Со своей стороны, рекомендую бороться с таким случаями разными способами, начиная от внимательной работы с контрагентами и заканчивая судебными спорами с банками.