комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Комитет ООН по ликвидации дискриминации

в отношении женщин

Мнения Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин от 5 марта 2018 г. по делу Й.И. против Финляндии (сообщение N 103/2016).

См. «В. К. против Болгарии» (CEDAW/C/49/D/20/2008), пункт 9.11.

Комитет напоминает, что временные меры, как это предусмотрено статьей 5 Факультативного протокола и правилом 63 его правил процедуры, имеют принципиальное значение для работы по индивидуальным сообщениям, представленным в соответствии с Факультативным протоколом. Пренебрежение этим правилом, особенно в форме непредоставления защиты женщинам и детям при существовании опасности нанесения им серьезного ущерба, что имело место в данном случае, препятствует защите предусмотренных Конвенцией прав с помощью Факультативного протокола (пункт 8.4 Мнений).

Комитет ссылается на пункты 26 и 27 своей [О]бщей рекомендации N 33 (2015), касающейся доступа женщин к правосудию, в которых говорится следующее:

Часто судьи устанавливают жесткие требования в отношении того, что, по их мнению, является надлежащей нормой поведения для женщины, и подвергают наказанию тех, кто не соответствует этим стереотипам. Стереотипы также негативно сказываются на доверии к заявлениям женщин, к приводимым ими аргументам и свидетельским показаниям в качестве сторон и свидетелей в суде. Существование тех или иных стереотипов может стать причиной неверного толкования или применения законов судьями. Оно чревато серьезными последствиями, например в области уголовного права, где преступники могут в результате избежать предусмотренного законом наказания за нарушения прав женщин, что ведет к поощрению культуры безнаказанности. Во всех областях права стереотипы ставят под угрозу беспристрастность и добросовестность судебной системы, что, в свою очередь, может стать причиной судебных ошибок, включая повторную виктимизацию истца.

Судьи, магистраты и третейские судьи не являются единственными действующими лицами в системе правосудия, которые применяют, поддерживают и закрепляют стереотипы. Прокуроры, сотрудники правоохранительных органов и другие участники процесса часто находятся под влиянием стереотипов в ходе следствия и судебного разбирательства, особенно при рассмотрении дел, связанных с гендерным насилием; при этом такие стереотипы подчас дискредитируют аргументы потерпевшей стороны/жертвы и одновременно поддерживают доводы, выдвигаемые защитой обвиняемой стороны. В результате стереотипы могут определять ход расследования и судебного разбирательства, а также характер принимаемых судебных решений (пункт 8.6 Мнений).

Комитет полагает, что слово «преобладающий», упоминаемое в статье 16 (пункт 1) d) и f)) Конвенции, означает, что наилучшие интересы ребенка не могут рассматриваться на равных основаниях с другими соображениями. Комитет также полагает, что для того, чтобы продемонстрировать соблюдение права ребенка на оценку его наилучших интересов и на придание им основного или преобладающего значения, любое решение, касающееся ребенка, должно быть взвешено, обосновано и разъяснено (пункт 8.7 Мнений).

См. «Йилдирим против Австрии» (CEDAW/C/39/D/6/2005); «Гекче против Австрии» (CEDAW/C/39/D/5/2005); «Гонсалес Карреньо против Испании» (CEDAW/C/58/D/47/2012); «М.В. против Дании» (CEDAW/C/63/D/46/2012) и «Джаллоу против Болгарии» (CEDAW/C/52/D/32/2011).

См. Общую рекомендацию Комитета N 35, пункт 24 (подпункт 2) b)).

Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: [п]еред Комитетом стоит вопрос о том, выполнило ли государство-участник свою обязанность проявлять должную осмотрительность в связи с защитой автора от домашнего насилия со стороны Й.А. и с расследованием случаев проявления такого насилия. Задача Комитета состоит в том, чтобы в свете положений Конвенции пересмотреть решения, принятые национальными органами власти в рамках их компетенции, и определить, принимали ли они во внимание при вынесении этих решений обязательства, вытекающие из Конвенции. Следовательно, в данном случае решающим фактором является выяснение того, применяли ли эти органы принципы должной осмотрительности и приняли ли они разумные меры для обеспечения защиты автора сообщения и ее сына от возможных рисков в условиях продолжающегося насилия в семье без дискриминации по признаку пола (пункт 8.2 Мнений).

Комитет принимает к сведению аргумент государства-участника о том, что оно имеет строгую и всеобъемлющую законодательную базу, призванную обеспечить равенство между мужчинами и женщинами и максимально защитить интересы ребенка, а также о том, что именно в рамках этого законодательства принимались решения о праве на опеку над Е.А. и на общение с ним. Комитет также принимает к сведению заявление государства-участника о том, что утверждения автора носят общий характер. Далее, Комитет принимает к сведению утверждение автора о том, что соответствующие законы существуют, но что де-факто лица, принимающие решения в национальных органах, и сотрудники правоохранительных органов не применяют их надлежащим образом: гендерные стереотипы влияют на то, какое значение придается показаниям жертв и лиц, находящихся в уязвимом положении, которыми часто оказываются женщины и дети, при сопоставлении этих показаний со словами лиц, совершающих преступления; кроме того, принимается к сведению заявление автора о том, что органы власти государства-участника не обеспечили защиту ей и ее сыну в силу гендерных стереотипов при принятии решений, основанных на принижении степени опасности насилия, исходящего от отца. Комитет считает, что замечания автора о национальном законодательстве и о практике его применения имеют отношение к ее личному делу (пункт 8.3 Мнений).

Комитет с обеспокоенностью отмечает, что поданное им и затем повторенное ходатайство о принятии временных мер так и не было передано местным органам власти и что не было принято никаких мер для защиты Е.А. от предполагаемого насилия со стороны отца (пункт 8.4 Мнений).

Комитет отмечает, что несоблюдение государством-участником обязательства проявлять должную осмотрительность, выразившееся в отношении полиции и различных судов к жалобам автора, привело к нанесению ущерба наилучшим интересам Е.А. и к ущемлению его права на равное отношение к его матери в ходе рассмотрения вопроса об опеке в соответствии со статьей 16 Конвенции (пункт 8.7 Мнений).

Комитет считает, что при принятии решения об опеке над Е.А. органы власти действовали под влиянием стереотипных и, следовательно, дискриминационных представлений о семейно-бытовом насилии; это выразилось в том, что повторяющиеся факты одностороннего насилия со стороны Й.А. были расценены как разногласия между родителями с указанием на то, что оба родителя совершали насильственные действия; при этом нет никаких свидетельств в пользу такой трактовки, за исключением заявления, сделанного автором на следующий день после того, как она подверглась жестокому нападению; не придав значения уголовному приговору в отношении Й.А., органы власти возложили обязанности по опеке над ребенком на человека, склонного к насилию. Таким образом, органы власти не обеспечили должного контроля в соответствии с их обязательствами по статьям 2 a), c), d), e) и f), 15 a) и 16 (пункт 1) d) и f)) Конвенции (пункт 8.9 Мнений).

См. CEDAW/C/FIN/CO/7, пункт 18.

Комитет считает, что государство-участник нарушило права автора сообщения и ее сына, предусмотренные статьями 2 a), c), d), e) и f), 15 a) и 16 (пункт 1) d) и f)) Конвенции, а также общей рекомендацией N 35 Комитета (пункт 9 Мнений).

Источник

Руководство для парламентариев: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней

Глава 1
Введение в Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Для чего нужна Конвенция о дискриминации в отношении женщин?

Всеобщая декларация прав человека 1948 года стала первым международным документом, в котором подробно изложены права и свободы человека и содержится 30 статей, охватывающих свод личных, политических и гражданских прав (таких, как свобода мысли, самовыражения, религии, объединения и доступа к политическому процессу), а также экономических прав (таких, как право на занятость, образование, социальное обеспечение и полноценное участие в жизни общества). В унисон с Уставом Организации Объединенных Наций, который настоятельно призывает уважать права человека и основные свободы всех людей «без различия расы, пола, языка и религии», в Декларации провозглашается, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия, в том числе в отношении пола.

С момента принятия Декларации Организация Объединенных Наций приложила немалые усилия к тому, чтобы воплотить обозначенные в ней принципы в международные договоры, которые защищают конкретные права. В настоящее время более 60 договоров посвящены таким проблемам, как рабство, геноцид, гуманитарное право, отправление правосудия, статус беженцев и меньшинств и права человека. Каждый из этих договоров основывается на концепциях равенства и недопущения дискриминации, содержащихся во Всемирной декларации, и во многих из них прямо предусматривается, что устанавливаемые ими права должны быть на равной основе реализованы в отношении как мужчин, так и женщин. Например, в принятых в 1966 году Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах предусматривается, что государства — участники каждого договора принимают меры для обеспечения равенства между мужчинами и женщинами в осуществлении всех прав, изложенных в этих договорах. В статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах также предусматривается гарантия, без какой бы то ни было дискриминации, на равенство перед законом, для чего государства-участники принимают меры и обеспечивают, чтобы в их законах запрещалась любая дискриминация и всем лицам гарантировалось равенство и эффективная защита против дискриминации по какому бы то ни было признаку, в том числе по признаку пола. В Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году, прямо указывается, что содержащиеся в ней права применимы в равной степени как к мальчикам, так и к девочкам.

Закрепленного в Уставе представления о равенстве и недопущении дискриминации, а также многочисленных международных правовых норм, которые гарантируют эти ценности, оказалось недостаточно, чтобы обеспечить женщинам возможность на равной основе пользоваться установленными на международном уровне правами человека.

В 1967 году международное сообщество приняло Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, в которой была выражена обеспокоенность в связи с тем, что, несмотря на достижения в области прав человека, дискриминация в отношении женщин по-прежнему практикуется в значительной степени.

Не имеющая обязательной юридической силы Декларация подготовила почву для разработки и принятия в 1979 году Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Эта Конвенция объединила в едином документе, имеющем обязательную юридическую силу, положения о ликвидации дискриминации по признаку пола при осуществлении гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также особых прав, касающихся женщин и девочек.

«Права человека женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества».

История принятия Конвенции

Принятие 18 декабря 1979 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин стало кульминацией десятилетних международных усилий в деле защиты и развития прав женщин в мире и содействия их соблюдению. Конвенция стала результатом инициатив, предпринятых в рамках Комиссии Организации Объединенных Наций по положению женщин (КПЖ), органа, созданного в 1946 году в системе Организации Объединенных Наций для рассмотрения и предложения политических рекомендаций в отношении политики, направленной на улучшение положения женщин.

Опираясь на положения Устава Организации Объединенных Наций, в котором прямо утверждаются равные права мужчин и женщин, а также Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашается, что мужчины и женщины должны в равной степени обладать всеми правами человека и свободами без какого бы то ни было различия, Комиссия в период между 1949 и 1962 годами подготовила ряд договоров, включая Конвенцию о политических правах женщин (1952 год), Конвенцию о гражданстве замужней женщины (1957 год) и Конвенцию о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (1962 год), которые защищали и содействовали соблюдению прав женщин в областях, в которых, по мнению Комиссии, эти права являются особенно уязвимыми.

В 1965 году Комиссия приступила к подготовке документа, которому в 1967 году суждено было стать Декларацией о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Эта Декларация объединила в одном правовом документе международные стандарты, которые четко обозначили равные права мужчин и женщин. Декларация, однако, это не договор. Хотя Декларация обладает нравственной и политической силой, в ней не устанавливаются для государств обязательные для исполнения нормы.

В 1972 году Комиссия по положению женщин рассмотрела возможность подготовки договора, который придал бы Декларации обязательную силу. Подготовке такого договора содействовал Всемирный план действий, принятый Всемирной конференцией в рамках Международного года женщины Организации Объединенных Наций 1975 года, которая призвала подготовить и принять «конвенцию о ликвидации дискриминации в отношении женщин с эффективной процедурой для ее выполнения». Эта работа также была поддержана Генеральной Ассамблеей, которая провозгласила период с 1976 по 1985 год Десятилетием женщин Организации Объединенных Наций.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была принята Генеральной Ассамблеей в 1979 году. В резолюции, касающейся принятия Конвенции, Генеральная Ассамблея выразила надежду, что документ вступит в силу в ближайшее время.

Шестьдесят четыре государства подписали Конвенцию и два государства представили свои документы о ратификации на специальной церемонии, состоявшейся на Всемирной конференции, проведенной в середине десятилетия, в рамках Десятилетия женщин Организации Объединенных Наций в Копенгагене в 1980 году. Третьего сентября 1981 года, через 30 дней после того, как двадцатое государство-член ратифицировало Конвенцию, она вступила в силу, что ознаменовало успех усилий Организации Объединенных Наций по формированию всеобъемлющих международных правовых норм для женщин.

Содержание Конвенции

Конвенция идет дальше предоставления гарантий равенства и равной защиты перед законом, закрепленных в имеющихся правовых документах: в ней изложены меры для достижения равенства между мужчинами и женщинами, независимо от их семейного положения, во всех областях политической, экономической, социальной и культурной жизни.

Государства-участники обязаны ликвидировать дискриминацию в отношении женщин путем принятия правовых, политических и программных мер. Это обязательство относится ко всем сферам жизни, включая все вопросы, касающиеся брака и семейных отношений, а также предполагает принятие надлежащих мер по ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны любого лица, организации или предприятия.

Соответствующие права и основные положения Конвенции представлены в главе 2.

Механизмы по обеспечению выполнения положений Конвенции

Процедуры выполнения положений Конвенции

В Конвенции предусматриваются две процедуры:

«Этот «Билль о правах женщин» является настоящей вехой. В нем отражен принцип всеобщих и неотъемлемых прав, разделяемый всеми народами, присущий всем культурам и общий для обоих полов».

Г-н Кофи Аннан, Генеральный секретарь ООН,
10 декабря 1999 года

Другие, предусмотренные Факультативным протоколом к Конвенции имплементационные процедуры

В Факультативном протоколе к Конвенции также предусматриваются две процедуры ее выполнения, которые возможны в том случае, если государство является участником как Конвенции, так и Протокола, а именно процедура подачи и рассмотрения сообщений от имени отдельных лиц или групп лиц и процедуры расследования.

Эти процедуры, установленные в Факультативном протоколе, описываются в главе 9.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

В соответствии с Конвенцией учреждается Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, экспертный орган для наблюдения за выполнением ее положений. Комитет, который впервые собрался в 1982 году, состоит из 23 членов со всего мира, которые осуществляют контроль за ходом выполнения государствами положений Конвенции. Функции Комитета описываются в главе 3. Он осуществляет контроль за прогрессом в деле улучшения положения женщин, достигнутым в странах — участницах Конвенции, путем рассмотрения докладов. С момента принятия Факультативного протокола к Конвенции Комитет также может получать и рассматривать индивидуальные жалобы или жалобы от групп женщин из государств, принявших Протокол. Протокол также дает возможность Комитету инициировать расследование обстоятельств серьезного или систематического нарушения положений Конвенции в государствах, которые одобрили эту процедуру.

Источник

Руководство для парламентариев: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней

Глава 3
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

В статье 17 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин говорится об учреждении Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Его целью является рассмотрение хода осуществления положений Конвенции. Как один из шести существующих в рамках Организации Объединенных Наций органов контроля за соблюдением договоров по правам человека Комитет финансируется из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций, и Генеральный секретарь обеспечивает его персоналом и оборудованием, необходимыми для эффективного функционирования.

Состав Комитета

Комитет состоит из 23 экспертов, которые избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, «обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией». Кандидатуры экспертов предлагаются государствами-участниками, которые могут выдвинуть одно лицо из числа своих граждан. В Конвенции содержится призыв при выборе членов Комитета учитывать справедливое географическое распределение и представленность «различных форм цивилизации, а также основных правовых систем». Хотя члены Комитета выдвигаются правительствами их стран и избираются государствами-участниками, они выступают в своем личном качестве как независимые эксперты, а не как делегаты или представители своих стран.

Эксперты избираются на четырехлетний срок, который начинается в первый день января года, следующего за их выборами, и заканчивается 31 декабря четыре года спустя. Они могут быть переизбраны. Выборы членов Комитета проводятся на заседании государств — участников Конвенции, каждые два года созываемом Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. На этом заседании государства-участники голосуют за половину членов Комитета. Для заполнения непредвиденных вакансий государство-участник, эксперт которого прекратил функционировать в качестве члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих сограждан при условии его одобрения Комитетом.

В общей сложности 97 экспертов были членами Комитета с момента проведения его первого заседания в 1982 году.

Список членов Комитета можно найти на его веб-сайте.

Должностные лица Комитета

В соответствии с правилами процедуры Комитета из числа своих членов Комитет избирает Председателя, трех заместителей Председателя и Докладчика, должным образом учитывая при этом справедливое географическое распределение. Эти должностные лица, которые образуют Бюро Комитета, избираются на двухлетний срок и могут быть переизбраны «при условии соблюдения принципа ротации».

Помимо контроля за ходом заседаний Комитета и наблюдения за его работой в период между заседаниями Председатель представляет Комитет на совещаниях Организации Объединенных Наций, в которых Комитет официально приглашен участвовать. Каждый год от имени Комитета Председатель участвует в работе Комиссии по положению женщин, Комиссии по правам человека и Третьего комитета Генеральной Ассамблеи. Она также принимает участие в ежегодной встрече председателей органов по контролю за соблюдением договоров о правах человека Организации Объединенных Наций, на которой представляется доклад Генеральной Ассамблее о соответствующей деятельности. Председатель или ее представитель часто приглашаются представлять Комитет на всемирных конференциях, встречах на высшем уровне и других мероприятиях Организации Объединенных Наций, а также на мероприятиях, организуемых правительствами, межправительственными и неправительственными организациями (НПО).

Врезка 5
Органы контроля за соблюдением договоров по правам человека Организации Объединенных Наций

В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти пакты воплотили принципы, изложенные во Всеобщей декларации прав человека в особые права, определили меры, которые государства должны принять для осуществления этих прав, и установили обязательство государств-участников регулярно отчитываться о предпринятых ими соответствующих усилиях.

Были также приняты и вступили в силу другие договоры по правам человека Организации Объединенных Наций, направленные на обеспечение большей защиты особо уязвимым группам или от особенно серьезных правонарушений и предписывающие государствам-участникам представлять доклады о предпринятых усилиях:

Контроль за осуществлением этих договоров по правам человека осуществляется комитетами, известными как «органы контроля за соблюдением договоров».

Правовая основа для большинства этих органов контроля за соблюдением договоров содержится в самих договорах, хотя орган контроля для Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а именно Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, был учрежден резолюцией Экономического и Социального Совета. Органы контроля за соблюдением договоров состоят из независимых экспертов — общепризнанных специалистов в области прав человека, которые выдвигаются и избираются государствами-участниками.

Помимо Комитета по экономическим, социальным и культурным правам в настоящее время имеется пять других органов контроля за соблюдением договоров: Комитет по правам человека, контролирующий осуществление Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет против пыток; Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации; Комитет по правам ребенка; и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Когда Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей вступит в силу, свою работу начнет седьмой орган контроля за соблюдением договоров о правах человека Организации Объединенных Наций.

Функции Комитета

В Конвенции предусматривается, что, выполняя свою задачу по рассмотрению хода осуществления ее положений, Комитет будет в основном изучать доклады, которые в соответствии со своими правовыми обязательствами будет представлять каждое государство-участник. В этих докладах будут описываться законодательные, судебные и административные меры, принятые государством-участником для воплощения в жизнь положений Конвенции.

В соответствии со статьей 21 Конвенции Комитет также уполномочен вносить предложения и рекомендации на основе изучения докладов и информации, полученных от государств-участников. Такие предложения, как правило, адресованы подразделениям Организации Объединенных Наций, в то время как рекомендации общего характера обычно направляются государством-участником, и они, как правило, развивают точку зрения Комитета на содержание обязательств, которые взяли на себя государства как стороны Конвенции.

На основании Факультативного протокола к Конвенции функции Комитета также включают получение и рассмотрение отдельных сообщений, а также расследование достоверных фактов, свидетельствующих о серьезных или систематических нарушениях государством — участником Протокола прав, изложенных в Конвенции.

Работа Комитета

В пункте 1 статьи 20 Конвенции предусматривается, что Комитет ежегодно проводит свои очередные сессии, как правило, в течение периода, не превышающего двух недель, однако последующие решения Генеральной Ассамблеи увеличили время проведения сессий Комитета.

В настоящее время Комитет ежегодно проводит две сессии продолжительностью в три недели, как правило в январе и июне или июле. С тем чтобы завершить изучение накопившихся докладов, представленных на рассмотрение Комитету, Генеральная Ассамблея на своей пятьдесят шестой сессии в 2001 году утвердила, в качестве исключения, проведение в 2002 году третьей сессии Комитета, которая состоялась в августе этого года.

Начиная с 1991 года предсессионная рабочая группа, в состав которой входят от четырех до пяти членов Комитета, собиралась накануне проведения каждой последующей сессии, с целью составления перечня проблем и вопросов по второму и периодическим докладам государств-участников, которые рассматриваются Комитетом на соответствующей сессии. Перечни проблем и вопросов, составленные предсессионной рабочей группой, передаются тем государствам-участникам, которые должны заранее представить их в письменном виде в секретариат для перевода на официальные языки Организации Объединенных Наций, и затем раздаются членам Комитета перед сессией, на которой должны рассматриваться соответствующие доклады.

На своей двадцать четвертой сессии в январе 2001 года Комитет утвердил пересмотренные правила процедуры, которые включают правила, регулирующие процедуры Комитета в отношении Факультативного протокола. Они предусматривают создание рабочих групп и назначение докладчиков в целях содействия Комитету в выполнении своих функций в соответствии с Протоколом, в том числе в отношении направляемых государствам-участникам запросов о промежуточных мерах и приемлемости сообщений. На своей двадцать четвертой сессии Комитет назначил состоящую из пяти членов постоянную Рабочую группу по Факультативному протоколу, заседание которой проводилось параллельно с двадцать пятой сессией Комитета в июле 2001 года и заседанием его предсессионной рабочей группы в феврале 2002 года.

Врезка 6
Координаторы Комитета

В течение ряда лет Комитет придерживался практики назначения «координаторов» для совершенствования организации своей работы параллельно с другими органами контроля за соблюдением договоров и такими механизмами, как специальные докладчики, специализированные учреждения, фонды и программы системы Организации Объединенных Наций и прочими заинтересованными организациями.

Эти координаторы назначались для совместной работы с пятью другими органами контроля за соблюдением договоров, специальным докладчиком по вопросу о насилии в отношении женщин и специальным докладчиком по вопросам содействия осуществлению права на достаточное жилье, а также с многочисленными подразделениями Организации Объединенных Наций, включая МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮНИФЕМ и ВОЗ. Комитет также назначает координатора для связи с МПС.

В настоящее время координатором по вопросам связи с МПС является г-жа Франсуаза Гаспар из Франции. Координатор МПС наблюдает за работой МПС и содействует тому, чтобы он вносил свой вклад в работу Комитета.

По мере того, как Конвенция и Факультативный протокол к ней получали все более широкое признание, ограничение на продолжительность проведения сессий Комитета, установленное в пункте 1 статьи 20, стало вызывать обеспокоенность. В 1995 году Комитет привлек внимание к тому факту, что он является единственным органом контроля за соблюдением договоров по правам человека Организации Объединенных Наций, время проведения заседаний которого ограничивается его собственным договором, и что это стало серьезным препятствием для его работы.

На основе рекомендации Комитета в мае 1995 года восьмое заседание государств — участников Конвенции внесло поправку в эту статью, определив, что Комитет, как правило, должен проводить свои сессии ежегодно, но их продолжительность будет определяться на встрече государств-участников и затем утверждаться Генеральной Ассамблеей.

Эта поправка, одобренная Генеральной Ассамблеей в 1995 году, вступит в силу после того, как за нее проголосуют не менее двух третей государств — участников Конвенции. По состоянию на 6 марта 2003 года всего 38 из 171 государства — участника Конвенции приняли эту поправку.

С 1995 года три государства — участники Конвенции предоставляли Комитету возможности для проведения неформальных встреч. Неофициальные заседания Комитета состоялись в Мадриде, Испания, в 1995 году, Берлине, Германия, в 2000 году и Лунде, Швеция, в 2002 году. Комитет:

Секретариат Комитета

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в отличие от пяти других органов контроля за соблюдением договоров по правам человека Организации Объединенных Наций, деятельность которых обеспечивается при поддержке Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека в Женеве, Швейцария, обслуживается Отделом по улучшению положения женщин (ОУПЖ), который является частью Департамента по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), базирующегося в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. ОУПЖ выполняет функции секретариата Комитета, решая вопросы существа, а также проблемы технического характера. Отдел предоставляет государствам — участникам Конвенции технические и консультационные услуги по ее осуществлению. Он также способствует взаимодействию учреждений Организации Объединенных Наций и других органов и неправительственных организаций (НПО) с Комитетом и выступает также в качестве консультанта для тех, кто интересуется вопросом применения процедур, установленных Факультативным протоколом к Конвенции.

Контактная информация:

Division for the Advancement
of Women — United Nations
(Отдел по улучшению положения женщин — ООН)
2 UN Plaza, DC2-12th Floor
New York, NY 10017 — USA
Факс: +1 212 963 3463
Эл. почта: daw@un.org

Более подробную информацию об Отделе можно найти на его веб-сайте.

Что может сделать парламентарий

Осведомленность о работе Комитета и обеспечение вклада парламента в общее дело

Парламентарии как представители народа должны быть осведомлены о работе Комитета, с тем чтобы они могли учитывать ее результаты в своей законодательной деятельности и информировать о ней как своих избирателей, так и широкую публику.

В связи с этим вы можете:

Обязательства по подготовке и представлению докладов

Важно, чтобы доклады представлялись Генеральному секретарю согласно периодичности, установленной в Конвенции, и чтобы они соответствовали руководящим принципам Комитета в отношении докладов, а также содержали исчерпывающую информацию.

Роль парламента в этом контексте подробно излагается в главе 6, тем не менее ниже даются несколько кратких рекомендаций.

Содействие работе Комитета

Парламентарии могут проконтролировать, чтобы правительства их государств предоставляли Комитету всю возможную помощь и условия, необходимые для его надлежащего функционирования. В связи с этим необходимо обеспечить принятие поправки к пункту 1 статьи 20 о времени проведения сессий Комитета.

Следовательно, вы можете:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *