комитет по правам инвалидов оон
Инвалиды — развитие и права человека для всех
Секретариат Конвенции о правах инвалидов
Вопросами обслуживания Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней занимается единый секретариат, в состав которого входят сотрудники Департамента по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) Организации Объединенных Наций, расположенного в Нью-Йорке, и сотрудники Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) в Женеве. После вступления Конвенции в силу ДЭСВ будет обслуживать Конференцию государств-участников, которая будет проводиться в Нью-Йорке. УВКПЧ будет заниматься вопросами обеспечения работы Комитета по правам инвалидов в Женеве. В Нью-Йорке секретариат Конвенции о правах инвалидов будет размещен в Отделе по вопросам социальной политики и развития ДЭСВ, который несет ответственность за проведение мероприятий, связанных с искоренением нищеты и обеспечением занятости, вопросами взаимоотношений между поколениями, интеграции и развития на основе всеобщего участия, деятельностью неправительственных организаций и вопросами, касающимися коренного населения. В число целей секретариата при ДЭСВ входят:
В настоящее время одним из сотрудников находящегося в Женеве секретариата Конвенции о правах инвалидов является советник по правам человека и вопросам инвалидности, входящий в состав Отдела операций, программ и исследований. С момента создания Комитета по правам инвалидов после вступления Конвенции в силу в состав секретариата также войдут секретарь и персонал, обеспечивающий работу Комитета.
Цели секретариата при УВКПЧ, сформулированные на основе Плана действий Верховного комиссара, включают:
Статья 34. Комитет по правам инвалидов
Статья 34
Комитет по правам инвалидов
1. Учреждается Комитет по правам инвалидов (именуемый далее «Комитет»), который выполняет функции, предусматриваемые ниже.
3. Члены Комитета выступают в личном качестве и обладают высокими моральными качествами и признанной компетентностью и опытом в области, охватываемой настоящей Конвенцией. При выдвижении своих кандидатов государствам-участникам предлагается должным образом учитывать положение, сформулированное в пункте 3 статьи 4 настоящей Конвенции.
4. Члены Комитета избираются государствами-участниками, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению, представительству различных форм цивилизации и основных правовых систем, сбалансированной представленности полов и участию экспертов-инвалидов.
5. Члены Комитета избираются тайным голосованием из списка кандидатов, выдвинутых государствами-участниками из числа своих граждан, на заседаниях Конференции государств-участников. На этих заседаниях, на которых две трети государств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.
7. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными только один раз. Однако срок полномочий шести из членов, избираемых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих шести членов определяются по жребию председательствующим на заседании, о котором говорится в пункте 5 настоящей статьи.
8. Избрание шести дополнительных членов Комитета приурочивается к обычным выборам, регулируемым соответствующими положениями настоящей статьи.
9. Если какой-либо член Комитета умирает или уходит в отставку либо объявляет, что не в состоянии более выполнять свои обязанности по какой-либо иной причине, государство-участник, выдвинувшее кандидатуру этого члена, на оставшийся срок полномочий назначает другого эксперта, обладающего квалификацией и отвечающего требованиям, которые предусмотрены в соответствующих положениях настоящей статьи.
10. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.
11. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет необходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с настоящей Конвенцией и созывает его первое совещание.
12. Члены Комитета, учрежденного в соответствии с настоящей Конвенцией, получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Ассамблеей с учетом важности обязанностей Комитета.
13. Члены Комитета имеют право на льготы, привилегии и иммунитеты экспертов в командировках по делам Организации Объединенных Наций, закрепленные в соответствующих разделах Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комитет по правам инвалидов
Государства, ратифицировавшие Факультативный протокол или присоединившиеся к нему, согласились разрешить лицам, находящимся под их юрисдикцией, подавать жалобы в Комитет с просьбой определить, были ли нарушены положения Пакта.
Все государства-участники обязаны представлять Комитету регулярные отчеты с изложением законодательных, судебных, политических и других мер, которые они приняли для реализации прав, закрепленных в Конвенции. Первый отчет должен быть представлен в течение двух лет после ратификации Конвенции; в дальнейшем отчеты должны представляться каждые четыре года. [2] Комитет рассматривает каждый отчет и направляет свои замечания и рекомендации государству-участнику в форме «заключительных замечаний».
Члены Комитета, которые должны обладать «высокими моральными качествами и признанной компетентностью и опытом в области, охватываемой настоящей Конвенцией», избираются государствами-членами на индивидуальной основе или «в личном качестве », а не как представители своих страны. Статья 34 КПИ также предусматривает «сбалансированное гендерное представительство» и «участие экспертов с ограниченными возможностями». Они избираются на четырехлетний срок, половина из них избирается каждые два года. [3]
СОДЕРЖАНИЕ
История [ править ]
Членство [ править ]
Состав Комитета следующий (по состоянию на 10 августа 2020 г.): [8]
Обзор периодических отчетов Сторон [ править ]
В 2013 году Комитет выпустил упрощенные процедуры отчетности. Намерение Комитета состояло не только в оказании помощи Сторонам, но и в стимулировании интереса и участия лиц с ограниченными возможностями, национальных групп мониторинга и правозащитных организаций. [10]
Общие комментарии [ править ]
Комитет выпустил семь общих комментариев, предназначенных для интерпретации положений КПИ, которые будут полезны государствам при подготовке государственных отчетов. Это: [11]
инвалидность в реализации
и мониторинг Конвенции
Двумя примерами общих комментариев, которые привлекли внимание экспертов и анализа организаций, с областями согласия и разногласий, были Общий комментарий № 4 по статье 24 КПИ, право на инклюзивное образование, и общий комментарий № 6 к статье 5 КПИ, право к равенству и недискриминации. В ходе обсуждений в 2016 году несколько организаций безуспешно утверждали, что «сенсорное исключение» из инклюзивного образования не повлечет за собой увековечения вредной практики сегрегации в школах. [12] В ходе обсуждений в 2018 году некоторые эксперты и организации обсуждали, какие виды политики в области занятости наиболее эффективно устранят дискриминацию по инвалидности. [13]
Комитет по правам инвалидов оон
практика Комитета ООН по правам инвалидов
Как усматривалось из текста Соображений, автор утверждал, что были нарушены его права, предусмотренные подпунктами «a», «b») «e», «g», «i» и «k» пункта 1 статьи 27, рассматриваемыми отдельно и в совокупности с пунктами «a», «b», «c», «d) и «e» статьи 3, подпунктами «a», «b» и «d» пункта 1 и пунктом 5 статьи 4, пунктами 1, 2 и 3 статьи 5 и пунктом 2 статьи 13 Конвенции, поскольку государство-участник на основании отсутствия нормативно-правового регулирования на местном уровне подвергло его дискриминации, не предоставив ему возможности сохранить активную занятость путем перевода на другую работу в силу наличия у автора стойкой полной утраты способности к выполнению его обычной профессиональной деятельности (пункт 3.1 Соображений).
Замечание общего порядка N 6, п. 67.
Там же, подп. «b») п. 24.
Там же, подп. «a») п. 26 и подп. «h» п. 67.
Дело «В.Ф.К. против Испании» (CRPD/C/21/D/34/2015), п. 8.7.
Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: что касается утверждений автора относительно пунктов «a», «b», «e», «g», «i» и «k» пункта 1 статьи 27, рассматриваемым отдельно и в совокупности с пунктами «a», «b», «c», «d» и «e» статьи 3, подпунктами «a», «b» и «d» пункта 1 и пунктом 5 статьи 4 и пунктами 1, 2 и 3 статьи 5 Конвенции о правах инвалидов, то вопрос, стоящий перед Комитетом, заключался в том, нарушило ли государство-участник права автора, не применив на практике Закон N 16/1991 в силу отсутствия разработанных местных нормативно-правовых актов, предусмотренных упомянутым законом (в статьях 43 и 44), который устанавливает возможность перевода местных полицейских на другую работу, а применив Основное положение о государственных служащих, согласно которому в случае увольнения со службы в результате признания стойкой полной утраты сотрудником местной полиции способности к выполнению обычных функций этот сотрудник не может быть переведен на другую работу (пункт 9.2 Соображений).
Королевский указ N 1/2013 от 29 ноября 2013 года, которым был утвержден пересмотренный текст Общего закона о правах инвалидов и их социальной интеграции.
Замечание общего порядка N 6, подп. «e» п. 26.
Комитет подчеркнул, что возможность инициировать процесс оценки барьеров, препятствовавших тому, чтобы автор остался в органах полиции, была исключена, поскольку автор был лишен статуса государственного служащего в момент его принудительного выхода в отставку и у него не было возможности просить о разумном приспособлении, которое позволило бы ему выполнять иные функции. Комитет отметил также: государство-участник не продемонстрировало, что в органах полиции, где служил автор, не было других функций, которые он мог бы выполнять (пункт 9.8 Соображений).
Комитет счел, что отсутствие местного законодательства о переводе на другую работу не позволило гарантировать осуществление прав автора, закрепленных в Конвенции, в частности, возможность конкретной оценки его инвалидности в целях использования его возможностей для перевода на другую работу или поручения ему иных вспомогательных функций. Отсутствие местного регламента не позволило переводить лиц, у которых констатирована стойкая полная утрата трудоспособности, на другую работу, что, в свою очередь, затрагивало их право на труд, как это имело место в случае автора (пункт 9.10 Соображений).
Выводы Комитета: принудительный выход автора в отставку вследствие дорожно-транспортного происшествия, в котором он получил травмы, приведшие к постоянной инвалидности, представлял собой нарушение пунктов «a», «b», «e», «g», «i» и «k» пункта 1 статьи 27, рассматриваемых отдельно и в совокупности с пунктами «a», «b», «c», «d» и «e» статьи 3, подпунктами «a», «b» и «d» пункта 1 и пунктом 5 статьи 4 и пунктами 1, 2 и 3 статьи 5 Конвенции.
Государства-члены ООН, ратифицировавшие Факультативный протокол или присоединившиеся к нему, согласились разрешить лицам, находящимся под их юрисдикцией, подавать жалобы в Комитет с просьбой определить, были ли нарушены положения Конвенции.
Все государства-участники обязаны представлять Комитету регулярные отчеты с изложением законодательных, судебных, политических и других мер, которые они приняли для реализации прав, закрепленных в Конвенции. Первый отчет должен быть представлен в течение двух лет после ратификации Конвенции; в дальнейшем отчеты должны представляться каждые четыре года. Комитет рассматривает каждый отчет и направляет свои замечания и рекомендации государству-участнику в форме «заключительных замечаний».
Члены Комитета, которые должны обладать «высокими моральными качествами и признанной компетентностью и опытом в области, охватываемой настоящей Конвенцией», избираются государствами-членами на индивидуальной основе или «в личном качестве », а не как представители своих страны. Статья 34 КПИ также предусматривает «сбалансированное гендерное представительство» и «участие экспертов с ограниченными возможностями». Они избираются на четырехлетний срок, половина из них избирается каждые два года.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Членство
Состав Комитета (по состоянию на сентябрь 2021 г.):
Рассмотрение периодических отчетов Сторон
В 2013 году Комитет выпустил упрощенные процедуры отчетности. Намерение комитета состояло не только в том, чтобы помочь государствам-участникам, но и в стимулировании интереса и участия лиц с ограниченными возможностями, национальных групп мониторинга и правозащитных организаций.
Общие комментарии
Комитет выпустил семь общих комментариев, предназначенных для интерпретации положений КПИ, которые будут полезны государствам при подготовке своих периодических отчетов. Эти:
инвалидность в реализации
и мониторинг Конвенции
Двумя примерами общих комментариев, которые привлекли внимание экспертов и анализа организаций, с областями согласия и разногласий, были Общий комментарий № 4 по статье 24 КПИ, право на инклюзивное образование, и общий комментарий № 6 к статье 5 КПИ, право к равенству и недискриминации. В ходе обсуждений в 2016 году несколько организаций безуспешно утверждали, что «сенсорное исключение» из инклюзивного образования не повлечет за собой увековечения вредной практики сегрегации в школах. В ходе обсуждений в 2018 году некоторые эксперты и организации обсуждали, какие виды политики в области занятости наиболее эффективно устранят дискриминацию по инвалидности.