комитет по защите прав потребителей финансовых услуг национального банка республики казахстан
Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг национального банка республики казахстан
О мерах по дальнейшему ужесточению правил выдачи потребительских кредитов со стороны государства на пресс-конференции в Правительстве РК рассказал заместитель Председателя Национального банка РК О. Смоляков.
Как отметил О. Смоляков, наибольшие риски неконтролируемого роста долговой нагрузки прежде всего возникают в нерегулируемом субъекте финансового рынка, т. е. это — онлайн-кредиторы, различные товарищества, ломбарды и так далее. За три года рост долговой нагрузки по банкам составил 40%, по нерегулируемым субъектам — более чем в 2 раза.
На сегодняшний день разработаны ряд мер по сокращению долговой нагрузки, которые были поддержаны Сенатом и направлены на подписание Главе государства. Данные меры направлены на исключение вопросов комиссий, которые делают непрозрачной конечную ставку заемщика. Также они предполагают более жесткий анализ долговой нагрузки со стороны заемщика, представление информации в кредитное бюро для составления полной картины долговой нагрузки.
Также банковский сектор примет дополнительные меры по защите прав потребителей финансовых услуг. Эти меры будут направлены на население, которое имеет более низкий уровень дохода. В частности, планируется ограничить, запретить выдачу кредитов тем, кто располагает доходом ниже прожиточного минимума. Кроме того, будут усилены подходы по регуляторным требованиям банка, взвешиванию капитала и оценке долговой нагрузки.
Еще одна мера предусматривает необходимость внесения в законодательство нормы, которая ограничивает начисление неустойки штрафа и пени свыше 90 дней просрочки. Данная мера также исключит постоянную долговую нагрузку.
Также О. Смоляков сообщил, что сейчас гражданам идти в банки не надо. Основная работа будет проведена Правительством, Нацбанком, Кредитным бюро и банками.
«Мы не ожидаем, что будет большая потребность во взаимодействии заемщиков с банками. После получения информации с Министерства труда и социальной защиты населения по перечню лиц, которые определены в данном Указе, Нацбанком совместно с Национальным кредитным бюро и банками сверим все цифры, получим информацию на 1 июня по категориям заемщиков, которые являются получателями социальной поддержки до 300 тыс. тг. Также по конечной цифре штрафов и пени на 1 июля. После заключения договоров операторов программы, погашения соответствующих сумм мы также проконтролируем, чтобы эти погашения произошли по факту, то есть они должны отразиться в кредитном досье и в данных Кредитного бюро», — пояснил О. Смоляков.
Также заместитель Председателя Нацбанка дал пояснения касательно ситуации, когда у физлица есть несколько кредитов в нескольких банках.
«Мы предложили такой механизм, что в зависимости от наибольшей задолженности, то есть в том банке, в котором задолженность наибольшая, погашается в первую очередь, ну и в дальнейшем по исходящей. Нет задачи распределить равномерно, мы будем исходить из пропорциональности задолженности физического лица», — сказал О. Смоляков.
По его словам, вопрос коррупционности здесь также исключен, потому что все списки будут сверяться с данными банков, Государственного кредитного бюро, у Нацбанка имеются актуальные данные об общей сумме задолженности каждого физического лица.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг
Защита прав потребителей финансовых услуг, повышение качества и доступности этих услуг, в том числе для малого и среднего бизнеса, рост уровня финансовой грамотности населения — необходимые условия функционирования финансового рынка.
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России рассматривает жалобы потребителей финансовых услуг на действия:
В 2018 году Совет директоров Банка России утвердил Стратегию повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период Служба во взаимодействии с участниками рынка работает над повышением финансовой доступности, при этом особое внимание уделяется доступности финансовых услуг для лиц, ограниченных в доступе к финансовым услугам, — людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных граждан, а также жителей сел и других малых населенных пунктов на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях, в том числе с использованием дистанционных и цифровых каналов предоставления услуг.
Чтобы потребитель правильно понимал суть той услуги, которой он пользуется, мог отличать добросовестных участников финансового рынка от мошенников и делал наилучший для себя выбор, необходимо повышать финансовую грамотность населения страны.
Служба координирует внедрение основ финансовой грамотности в процесс образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего и дополнительного, организует просветительские мероприятия по финансовой грамотности для различных целевых аудиторий, в том числе лиц с ограниченными возможностями, граждан пожилого возраста, субъектов МСП, военнослужащих, способствует развитию волонтерского движения, а также реализации эффективных частных и общественных инициатив в области финансовой грамотности. В 2017 году Правительство Российской Федерации и Банк России утвердили Стратегию повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации.
Банк России обеспечивает коммуникацию с потребителями финансовых услуг удобными для них способами, в том числе через цифровые каналы. В январе 2019 года в круглосуточном режиме начал работать Единый коммуникационный центр Банка России.
Защита прав потребителей финансовых услуг
Банк России защищает интересы потребителей на финансовом рынке: следит за соблюдением финансовыми организациями обязательных условий договора, препятствует навязыванию услуг, сокрытию от клиентов существенной информации, введению их в заблуждение и другим недобросовестным практикам.
Защита прав потребителей включает два направления — реактивное, то есть работу с жалобами и обращениями, и превентивное, когда Банк России сам выявляет на рынке практики, которые могут навредить интересам потребителей финансовых услуг, и работает над их устранением.
Граждане могут обращаться в Банк России с вопросами о деятельности финансовых организаций и жалобами на нарушение их прав такими организациями. Если компания нарушает законодательство или нормативные акты Банка России, регулятор проведет проверку и при необходимости примет меры надзорного реагирования.
За исключением случаев, прямо установленных законом, Банк России не вмешивается в договорные отношения между финансовой организацией и ее клиентом. Поэтому перед подписанием договора следует внимательно его прочитать, чтобы согласие с условиями было осознанным.
Также важно помнить, что от многих финансовых услуг можно отказаться без штрафных санкций в течение 14 календарных дней с момента подписания договора. К ним, в частности, относятся договор потребительского кредита, договор добровольного страхования и другие.
При возникновении имущественных претензий к банкам, страховым компаниям, микрофинансовым организациями и негосударственным пенсионным фондам для досудебного урегулирования спора нужно обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену). Помощь омбудсмена для граждан бесплатна, а принятое им решение — обязательно к исполнению финансовой организацией.
Судебный иск к финансовой организации потребители могут подать, если финансовый уполномоченный не смог разрешить конфликт.
Как обратиться в Банк России
Связаться со специалистами Банка России можно по телефонам контактного центра или в чате мобильного приложения «ЦБ онлайн». Операторы чата круглосуточно готовы ответить на вопросы о финансовых продуктах и услугах, порекомендовать порядок действий в сложной ситуации, проверить информацию о финансовой организации и многое другое.
Если вам нужно отправить обращение в Банк России, это можно сделать через Интернет-приемную.
Банк России отвечает на обращения в среднем в течение трех дней, однако рассмотрение сложных случаев может требовать больше времени. Предельный срок ответа установлен законом и составляет 30 дней (с возможностью продления до 60 дней, если вопрос требует особенно серьезного надзорного разбирательства).