коммерческий учет отходов 505
Установлен порядок коммерческого учёта объёма и массы ТКО
О чём документ
Коммерческий учёт объёма и массы ТКО проводится с целью осуществления расчётов по договорам в области обращения с ТКО. Зачем он нужен? Чтобы собственникам не пришлось переплачивать деньги за услугу, которая фактически не была предоставлена или оказывалась ненадлежащим образом. Делаться это может с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерения, или расчетным способом.
С использованием средств измерения коммерческий учёт ТКО производится в целях осуществления расчётов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами.
В течение одного года со дня вступления в силу настоящих Правил владельцы объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, должны будут оборудовать их средствами измерения массы ТКО. Помимо этого Правилами определён порядок осуществления коммерческого учёта ТКО в случае, если объект не оборудован средством измерения или если оно вышло из строя.
Что подлежит коммерческому учёту
Как вы помните, теперь за обращение с ТКО в каждом регионе РФ будут отвечать не разные компании, а один региональный оператор по обращению с ТКО. В его обязанности согласно Правилам будет входить представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, с которым он заключил соответствующее соглашение, сведений об объёме и о массе накопленных ТКО.
Также региональный оператор по обращению с ТКО должен будет предоставить данные об объёме и о массе ТКО, которые были собраны, транспортированы, обработаны, обезврежены или захоронены по установленной указанным соглашением форме, ежемесячно, если другое не предусмотрено соглашением.
Коммерческий учёт ТКО
Коммерческий учёт массы и объёма ТКО может осуществляться расчётным путём или исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.
Для произведения расчётов с собственниками ТКО коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма, и количества и объёма контейнеров для накопления ТКО.
В целях проведения расчётов с операторами по обращению с ТКО коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с количеством и объёмом контейнеров для накопления ТКО.
При раздельном накоплении и сборе сортированных и не сортированных ТКО, крупногабаритных отходов коммерческий учёт ТКО также происходит согласно количеству и объёму контейнеров для накопления ТКО.
Как мы уже говорили ранее, владельцы объектов в течение одного года со дня вступления в силу настоящих Правил должны оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы ТКО.
Допуск средства измерения к эксплуатации
Согласно Правилам владелец объекта в письменном виде обязан известить членов комиссии о проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации не позднее чем за 10 рабочих дней до дня допуска средства измерения к эксплуатации.
Регламент проверки
В случае успешного прохождения средством измерения проверки комиссия в течение пяти дней со дня проведения данной проверки составляет и подписывает акт о допуске средства измерения к эксплуатации.
С даты подписания данного акта средство измерения считается пригодным для определения массы ТКО в целях коммерческого учёта ТКО. Средство, не прошедшее проверку, к эксплуатации не допускается.
Коммерческий учет отходов 505
II. Коммерческий учет объема и (или) массы твердых
5. Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
6. В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.
7. В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
11. В случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого:
12. Средство измерения считается вышедшим из строя (неисправным) в случае:
а) неотображения средством измерения результатов измерения;
б) наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу средства измерения;
в) нарушения контрольных пломб или знаков поверки, нанесенных на средство измерения;
г) механического повреждения средства измерения;
д) превышения допустимой погрешности показаний средства измерения, установленной в технической документации на средство измерения;
е) истечения межповерочного интервала поверки средства измерения.
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 в постановление внесены изменения, применяющиеся со дня вступления в силу настоящего постановления
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505
«Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»
С изменениями и дополнениями от:
27 февраля 2017 г., 15 сентября 2018 г.
ГАРАНТ:
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 постановление дополнено пунктом 2, применяющимся со дня вступления в силу настоящего постановления
2. Настоящее постановление применяется к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Правила
коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505)
С изменениями и дополнениями от:
15 сентября 2018 г.
2. Коммерческому учету подлежат объем и (или) масса:
а) твердых коммунальных отходов в местах их накопления:
сортированных твердых коммунальных отходов;
несортированных твердых коммунальных отходов;
Информация об изменениях:
б) твердых коммунальных отходов, транспортируемых операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
3. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением.
Информация об изменениях:
II. Коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
5. Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
Информация об изменениях:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
6. В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.
Информация об изменениях:
7. В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 17 февраля 2021 г. N АКПИ20-956 пункт 8 признан не противоречащим действующему законодательству в части позволяющей региональным операторам и судам сужать возможность осуществления коммерческого учета твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов
8. При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. N АКПИ19-632, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2020 г. N АПЛ19-524, пункт 10 признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части
10. Владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. N АКПИ19-632, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2020 г. N АПЛ19-524, пункт 11 признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части
11. В случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого:
12. Средство измерения считается вышедшим из строя (неисправным) в случае:
а) неотображения средством измерения результатов измерения;
б) наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу средства измерения;
в) нарушения контрольных пломб или знаков поверки, нанесенных на средство измерения;
г) механического повреждения средства измерения;
д) превышения допустимой погрешности показаний средства измерения, установленной в технической документации на средство измерения;
е) истечения межповерочного интервала поверки средства измерения.
III. Допуск средства измерения к эксплуатации
а) представитель владельца объекта;
б) представитель регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию средства измерения.
14. Извещение представителей, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 13 настоящих Правил, о проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации осуществляет владелец объекта не позднее чем за 10 рабочих дней до дня допуска средства измерения к эксплуатации путем направления членам комиссии письменных уведомлений.
15. Уведомление, указанное в пункте 14 настоящих Правил, должно содержать:
б) дата, время и место проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации.
16. К уведомлению прилагаются:
а) заверенная владельцем объекта копия проектной документации на установку средства измерения;
б) заверенная владельцем объекта копия паспорта (формуляра) на средство измерения;
в) заверенные владельцем объекта копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки средства измерения (за исключением новых средств измерения);
г) документы, подтверждающие право лица подписывать уведомления и (или) направлять уведомления от имени владельца объекта.
17. При проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации проверяются:
а) соответствие заводских номеров, нанесенных на средство измерения, номерам, указанным в его паспорте (формуляре);
б) соответствие схемы установки средства измерения представленной проектной документации;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых средств измерения);
г) работоспособность средства измерения;
д) работоспособность телеметрических устройств (при их наличии).
18. По результатам проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации составляется акт о допуске средства измерения к эксплуатации, в котором указываются:
а) дата и время проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации, местонахождение объекта и расположение средства измерения;
б) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации;
в) результаты проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации;
г) решение о допуске средства измерения к эксплуатации или об отказе в таком допуске с перечнем выявленных недостатков и указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены.
19. Акт о допуске средства измерения к эксплуатации составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 5 рабочих дней со дня проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации.
20. Средство измерения считается пригодным для измерения массы твердых коммунальных отходов в целях коммерческого учета твердых коммунальных отходов с даты подписания акта о допуске средства измерения к эксплуатации.
21. В случае выявления несоответствия средства измерения требованиям, установленным пунктом 17 настоящих Правил, средство измерения не допускается к эксплуатации.
Сведения об объеме и (или) массе накопленных ТКО представляются региональным оператором в региональный госорган ежемесячно.
Установлено два способа учета ТКО: расчетным путем (с учетом нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для такого накопления) и исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Владельцы объектов обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО обязаны в течение года оборудовать объекты средствами измерения массы ТКО. Установлен порядок допуска таких средств к эксплуатации. Для этого формируется специальная комиссия, которая составляет акт о допуске.
Если указанный объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет проводится исходя из средней плотности и объема ТКО.
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 июня 2016 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 июня 2016 г. N 24 ст. 3543
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2018 г. N 1094
Изменения вступают в силу с 2 октября 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления и подлежат применению со дня вступления в силу настоящего постановления
Коммерческий учет отходов 505
от 3 июня 2016 года N 505
(с изменениями на 15 сентября 2018 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.09.2018, N 0001201809240004).
— Примечание изготовителя базы данных.
2. Настоящее постановление применяется к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 2016 года N 505
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
(с изменениями на 15 сентября 2018 года)
I. Общие положения
2. Коммерческому учету подлежат объем и (или) масса:
а) твердых коммунальных отходов в местах их накопления:
сортированных твердых коммунальных отходов;
несортированных твердых коммунальных отходов;
б) твердых коммунальных отходов, транспортируемых операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;
3. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением.
II. Коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
5. Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
6. В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.
7. В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
8. При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил.
10. Владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
11. В случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого:
12. Средство измерения считается вышедшим из строя (неисправным) в случае:
а) неотображения средством измерения результатов измерения;
б) наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу средства измерения;
в) нарушения контрольных пломб или знаков поверки, нанесенных на средство измерения;
г) механического повреждения средства измерения;
д) превышения допустимой погрешности показаний средства измерения, установленной в технической документации на средство измерения;
е) истечения межповерочного интервала поверки средства измерения.
III. Допуск средства измерения к эксплуатации
а) представитель владельца объекта;
б) представитель регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию средства измерения.
14. Извещение представителей, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 13 настоящих Правил, о проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации осуществляет владелец объекта не позднее чем за 10 рабочих дней до дня допуска средства измерения к эксплуатации путем направления членам комиссии письменных уведомлений.
15. Уведомление, указанное в пункте 14 настоящих Правил, должно содержать:
б) дата, время и место проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации.
16. К уведомлению прилагаются:
а) заверенная владельцем объекта копия проектной документации на установку средства измерения;
б) заверенная владельцем объекта копия паспорта (формуляра) на средство измерения;
в) заверенные владельцем объекта копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки средства измерения (за исключением новых средств измерения);
г) документы, подтверждающие право лица подписывать уведомления и (или) направлять уведомления от имени владельца объекта.
17. При проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации проверяются:
а) соответствие заводских номеров, нанесенных на средство измерения, номерам, указанным в его паспорте (формуляре);
б) соответствие схемы установки средства измерения представленной проектной документации;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых средств измерения);
г) работоспособность средства измерения;
д) работоспособность телеметрических устройств (при их наличии).
18. По результатам проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации составляется акт о допуске средства измерения к эксплуатации, в котором указываются:
а) дата и время проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации, местонахождение объекта и расположение средства измерения;
б) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации;
в) результаты проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации;
г) решение о допуске средства измерения к эксплуатации или об отказе в таком допуске с перечнем выявленных недостатков и указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены.
19. Акт о допуске средства измерения к эксплуатации составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 5 рабочих дней со дня проведения мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации.
20. Средство измерения считается пригодным для измерения массы твердых коммунальных отходов в целях коммерческого учета твердых коммунальных отходов с даты подписания акта о допуске средства измерения к эксплуатации.
21. В случае выявления несоответствия средства измерения требованиям, установленным пунктом 17 настоящих Правил, средство измерения не допускается к эксплуатации.