коммунальная форма собственности в рб это

Типы и формы собственности в республике Беларусь. Численность предприятий по формам собственности в Беларуси

Республика Беларусь отличается высокими темпами развития фермерского хозяйства, машиностроения, активным строительством транспортной инфраструктуры. Значительная часть продуктов местного производства идет на экспорт.

Главным партнером Беларуси по внешней торговле является Россия. Несмотря на высокий уровень развития промышленности, республика очень сильно зависит от поступления энергоносителей (большая часть энергии поступает из России) и по европейским меркам страдает от инфляции.

коммунальная форма собственности в рб это

Сегодня, как и во времена Советского Союза, преобладающим в экономике РБ остался государственный сектор. Но формы и виды собственности в Республике Беларусь достаточно разнообразны.

Понятие собственности

Собственность – это отношения между физическими или юридическими лицами, группами людей касательно вещи, предмета, имущества, объекта. В таком случае один субъект (или несколько, если собственность кооперативная) имеет отношение к вещи и является владельцем.

Право собственности – это система правовых норм, которая фиксирует отношение собственности на средства производства и предмет потребления.

Формы права собственности

Владелец имеет три права по отношению к своей собственности: владение, пользование и распоряжение. Законодательство также принуждает владельца к выполнению отдельных обязанностей, касающихся собственности. К таковым относятся: своевременная уплата налогов, ремонт некоторых видов собственности. Кроме того, владелец несет риск повреждения его имущества.

коммунальная форма собственности в рб это

Формы и виды собственности

Различают три вида собственности:

Конфигурация формы собственности может видоизменяться и осуществляться разными методами:

История предпринимательства в РБ

Движение мировой экономики строится на экономических ресурсах (факторах производства): природных факторах, трудовых и научно-технических. Вместе факторы производства образуют потенциал национальной или мировой экономики.

коммунальная форма собственности в рб это

Предпринимательство Республики Беларусь прошло несколько этапов становления. В 1990 году РБ получила статус независимого государства. В том же году был принят закон «О предприятиях» и закон «Об основах внешнеэкономической деятельности». Период с 1990 по 1995 год можно назвать созреванием нового государства и новой модели экономики. В 1991 году закон «О предпринимательстве» предоставил большие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физическими лицам (частным предпринимателям).

В 1993 году в Беларуси был принят закон «Приватизация и разгосударствление государственной собственности», «Об АО, ОДО, ООО». А в 1994 году был разработан новый Уголовный кодекс, где четко прописана информация о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности

Развитие предприятий Республики Беларусь

К началу 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось около 230 тыс. субъектов хозяйственной собственности. 74 % предприятий составляли частные, 13 % – совместные, 6 % – сельское хозяйство, 2 % – страховые организации и банковские учреждения.

Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь происходит тяжело. Большинство бизнесменов уходят за границу (большая часть перемещается в Россию) или в неофициальный сектор. Ряд причин, согласно которым предпринимательская деятельность развивается в республике очень сложно, включает в себя:

Типы и формы собственности в Республике Беларусь

В Республике Беларусь существуют разные организационно-правовые формы предприятий. Предприятия разделяются по признакам:

коммунальная форма собственности в рб это

Численность предприятий по формам собственности в Белоруссии предполагает имущество трех видов:

Какие формы собственности признаются законодательством Республики Беларусь? Государство обеспечивает и признает одинаковые права для всех видов собственности и охраняет их законом.

Нарушение прав на собственность

Когда права на формы собственности в Республике Беларусь нарушены, возникает потребность защиты. Нарушение может быть двух видов:

В первой ситуации владелец может предъявить иск об изъятие имущества у чужого владельца по праву незаконного владения. Во второй же собственник имеет право предъявить иск об устранении препятствий в пользовании своим имуществом. При иске на изъятие имущества у чужого, незаконного владельца устанавливаются два факта:

От добросовестного приобретателя имущество возвращают в таких случаях:

коммунальная форма собственности в рб это

В других ситуациях имущество остается у добросовестного приобретателя. Правда, особые правила касаются денежных средств и ценных бумаг. От добросовестного приобретателя они не могут быть забраны.

Формирование разнообразия форм собственности в РБ

Разнообразие классов собственности развивается в ходе процессов разгосударствления (изменения государственной формы собственности на другие виды) и приватизации. Формирование государственной собственности включает в себя республиканскую и коммунальную (муниципальную):

Формы собственности предприятий в Республике Беларусь

Главная разница организационно-правовых форм республики заключается в количестве участников и размере уставного фонда юридических лиц. Коммерческие формы собственности в Республике Беларусь по закону могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, частных унитарных учреждений.

коммунальная форма собственности в рб это

Занятость населения по формам собственности

Формы собственности в Беларуси определяют занятость населения. На сегодняшний день 40 % населения Республики Беларусь занято на предприятиях, которые находятся в государственной собственности. С момента обретения независимости показатель стабильно уменьшался.

Численность предприятий по формам собственности в Беларуси определяется занятостью населения на различного вида производствах и в частном предпринимательстве (учитываются сотрудники, которые работают на ИП). Если в 1995 году процентный коэффициент людей, работающих на государственных учреждениях, составлял 59,8 %, то в 2011 году этот коэффициент снизился до 43,8 %, а уже в 2016 году стал равен 40,1 %.

В тот момент, когда процент занятости людей на государственных предприятиях уменьшался, возрастал процентный коэффициент занятости населения в частной собственности. Еще в 1995 году количество частных предприятий равнялось 40,1 %, а уже к 2011 году увеличилось до 54,1 %. По данным на 2016 год, процентный коэффициент населения по занятости в частной собственности составлял 56,4 %.

коммунальная форма собственности в рб это

Смешанная собственность (с иностранным участием) со времен независимости страны медленными темпами растет вверх. Если в 1995 году коэффициент составлял 0,5 %, то уже в 2016 году достиг отметки 6,4 %.

Источник

Закон РБ О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь
Статья 55. Коммунальная собственность

1. Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы.

2. Порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью определяется соответствующими Советами в пределах, установленных законодательными актами.

3. Исполнительные и распорядительные органы, их структурные подразделения с правами юридического лица, организации, имущество которых находится в коммунальной собственности, вправе в установленном порядке передавать объекты коммунальной собственности во владение и пользование, отчуждать их организациям, отдельным гражданам и их объединениям.

4. Советы, по их поручению исполкомы и местные администрации обладают преимущественным правом на приобретение находящихся на соответствующей территории объектов недвижимости, которые могут быть использованы для местных нужд. Порядок осуществления указанного преимущественного права, а также перечень категорий объектов недвижимости, на приобретение которых распространяется данное преимущественное право, определяются законодательными актами.

5. В случае возникновения между Советами разных территориальных уровней споров о праве на объекты коммунальной собственности такие споры разрешаются в месячный срок вышестоящим Советом либо по его поручению исполкомом.

6. В случае несогласия с решением вышестоящего Совета либо исполкома спор разрешается в судебном порядке.

7. Советы в целях защиты интересов граждан могут определять условия владения и пользования объектами коммунальной собственности, отчуждаемой иным собственникам, в том числе на аукционе либо по конкурсу, обязательные для этих собственников.

Источник

Совместное домовладение с 08.07.2021: кто будет управлять общим имуществом

Законом N 78-З изменен Закон о совместном домовладении (далее — Закон).

Изменения и дополнения, которые вступают в силу с 08.07.2021, будут распространяться на нежилые капитальные строения (здания и сооружения) и расположенные в них жилые и нежилые изолированные помещения, машино-места. При этом Закон не будет распространяться на деятельность:

— кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок.

Общие положения совместного домовладения (термины, субъекты, права и обязанности и прочее)

Внимание!
Участниками совместного домовладения помимо собственников объектов недвижимого имущества будут являться лица :
— обладающие правом хозяйственного ведения либо оперативного управления в отношении объектов недвижимого имущества;
— участвовавшие в финансировании строительства объектов недвижимого имущества, которым согласно представленным для госрегистрации создания или изменения нежилого капитального строения (здания, сооружения) документам будет принадлежать право собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления на расположенные в этом нежилом капитальном строении (здании, сооружении) объекты имущества.

Принципиально изменен подход к субъектам отношений по совместному домовладению. Если до 08.07.2021 к ним относятся лишь собственники недвижимого имущества совместного домовладения, то с 08.07.2021 к ним будут относиться :

— участники совместного домовладения;

— организация, управляющая общим имуществом совместного домовладения;

— уполномоченное лицо, назначаемое местным исполкомом;

— иные лица, участвующие в отношениях по совместному домовладению.

— договоры на оказание коммунальных услуг в отношении общего имущества совместного домовладения;

— договоры на оказание дополнительных услуг в отношении общего имущества совместного домовладения.

Предоставлено право любому участнику совместного домовладения отказаться от дополнительных услуг.

Установлены :

перечень прав и обязанностей участников совместного домовладения;

гарантии на получение участниками совместного домовладения сведений и документов;

— порядок информирования местных исполкомов о возникновении совместного домовладения.

Управление общим имуществом совместного домовладения

С учетом изложенных нововведений расширен перечень способов управления общим имуществом совместного домовладения. Управление будет осуществляться :

непосредственно участниками совместного домовладения, если объекты недвижимого имущества находятся в собственности не более 15 лиц. Соответствующее решение принимается на общем собрании, если его участники обладают в совокупности не менее чем 2/3 голосов от общего количества (кворум). Между участниками заключается договор о совместном домовладении в простой письменной форме. Участники могут выбрать иной способ управления ;

На заметку
До 08.07.2021 управление недвижимым имуществом совместного домовладения осуществляется лишь :
непосредственным управлением собственников в случаях, когда недвижимость включает в себя не более 5 единиц нежилых помещений, принадлежащих различным собственникам;
— управлением через товарищество собственников;
иным способом, предусмотренным законодательством.

Внимание!
Конкретизированы вопросы, по которым местный исполком вправе инициировать проведение общего собрания участников совместного домовладения :
— выбор способа управления общим имуществом совместного домовладения, если его участниками в течение 6 месяцев не принято решение о выборе соответствующего способа;
— изменение способа управления общим имуществом совместного домовладения, если в нежилом капитальном строении (здании, сооружении) не обеспечиваются сохранность и эксплуатация общего имущества совместного домовладения в соответствии с актами законодательства и ТНПА.
Установлен порядок действий исполкома и участников совместного домовладения в таких случаях .

уполномоченным лицом (организация, назначаемая исполкомом), если общее собрание участников совместного домовладения инициировал местный исполком по установленным вопросам и это собрание не состоялось либо не имело кворума. С уполномоченным лицом заключается договор на управление общим имуществом совместного домовладения ;

— товариществом собственников;

— иным способом, предусмотренным законодательными актами.

Товарищество собственников

Регламентирован порядок:

— создания товарищества собственников ;

— формирования имущества товарищества собственников ;

Дополнительные разъяснения

На заметку
Места общего пользования — лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши и прочее .

Переходные положения

Внимание!
До приведения устава в соответствие с изменениями он будет действовать лишь в части, которая не противоречит Закону N 78-З .

Внимание!
До приведения договоров в соответствие с изменениями они будут действовать лишь в части, которая не противоречит Закону N 78-З .

Источник

Коммунальная собственность. Коммунальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

Коммунальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

В перечень имущества, входящего в коммунальную собственность, входят: имущество государственных органов соответствующей административно-территориальной единицы, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство подведомственной территории, а также промышленные, строительные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия торговли, бытового обслуживания населения и транспорта, другие предприятия, организации, учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты и иное имущество, необходимое для функционирования и развития соответствующей территории. К коммунальной собственности относится также имущество, передаваемое в коммунальную собственность Республикой Беларусь, иными собственниками, а также имущество создаваемое или приобретаемое местными органами управления и самоуправления.

Принципиальная особенность современного состояния имущества органов местного управления и самоуправления состоит в том, что в абсолютно преобладающей своей части оно не приносит доходов, а является убыточным. Сегодня увеличение масштабов коммунальной собственности приводит к парадоксальному результату – экономические возможности органов местного управления и самоуправления не возрастают, а уменьшаются, возникают новые трудности, связанные с дополнительной нагрузкой на местные бюджеты. В конце 80-х и начале 90-х годов, когда у многих предприятий возникли экономические трудности, объекты социально-бытового назначения практически не финансировались и приходили в упадок, их передача в коммунальную собственность не прибавляла, а напротив, уменьшала имущественные активы местного управления и самоуправления. На поддержание объектов коммунальной собственности в работоспособном состоянии местным бюджетам направляются огромные субсидии.

Другая особенность объектов коммунальной собственности – крайне низкий их технологический уровень и полная изношенность. Ремонт и обслуживание этих объектов требуют дополнительных непредвиденных затрат, гораздо больших, чем реальные доходы, получаемые от их использования.

Реальные экономические ресурсы местного управления и самоуправления крайне скудны и как следствие само функционирование коммунальной собственности на деле полностью зависит от государственного финансирования. В большинстве случаев отсутствие необходимых финансовых ресурсов не позволяет органам местного управления и самоуправления обеспечить расширенное воспроизводство коммунальной собственности как обособленного от государства правового и экономического института, призванного защищать права граждан, в том числе и в социальной сфере.

Проблема рационализации использования коммунальной собственности, обеспечения рентабельности ее эксплуатации является одной из задач не только органов местного управления и самоуправления, но и центральных органов власти.

Природные ресурсы

Природными ресурсами на соответствующей территории распоряжаются местные представительные и исполнительные органы, которым принадлежит право предоставлять их во владение и пользование организациям, объединениям и гражданам. К сожалению, большинство административно-территориальных единиц Беларуси не располагает большими объемами высокодоходных природных ресурсов, вследствие чего поступления в местные бюджеты от них невелики. В тоже время субъекты хозяйствования уплачивают экологический налог, который является своеобразной платой за пользование природными ресурсами и поступает в местные бюджеты. Поэтому органы местного управления и самоуправления заинтересованы в грамотном и рациональном использовании природных ресурсов не только для обеспечения экологической безопасности своей территории, но и для получения финансовых средств.

Из всех природных ресурсов в большинстве административно-территориальных единиц республики наиболее ценным является земля. Платежи за землю составляют значительный источник поступлений в местные бюджеты. Но главное – земля является основой сельскохозяйственного производства и рациональное ее использование повышает эффективность экономической деятельности землепользователей. Это, в свою очередь, увеличивает поступления в местные бюджеты налогов, связанных с результатами хозяйственной деятельности землепользователей (подоходного, НДС, на прибыль и др.).

Наиболее острая проблема, с которой сталкиваются местные представительные и исполнительные органы в своей практической деятельности, – нехватка финансовых ресурсов для осуществления своих функций. Центральное место в решении этой проблемы вполне справедливо отводится местному бюджету.

Местный бюджет

Местный бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций местного управления и самоуправления, экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц.

В демократических государствах используются два исходныхпринципа формирования местных бюджетов. Предпочтение может быть отдано либо принципу бюджетной эквивалентности, либо принципу национальной солидарности.

В основе первого из них лежат идеи налоговой справедливости, применяемые в данном случае по отношению не только к отдельным гражданам и предприятиям, но и к жителям региона в целом. Согласно этому принципу доходы местных бюджетов должны соответствовать налоговой нагрузке, которую несут жители региона, а, следовательно, – возможности получения ими общественных благ и услуг, представляемых за счет местных бюджетов, должны возрастать по мере увеличения объема налогов, собираемых в данном регионе. В Беларуси этот принцип не является основополагающим, реализуется частично. За более широкое его использование при бюджетном планировании выступают руководители местных представительных и исполнительных органов административно-территориальных единиц, способных сформировать бездотационные бюджеты. Это, как правило, города, в которых действуют предприятия и организации, дающие большой объем налогов (Солигорск, Жлобин, Мозырь и др.).

Второй принцип является базовым для бюджетной системы Беларуси. В его основе лежат не только общие соображения гражданской солидарности, но и ряд экономических аргументов, в соответствии с которыми государство должно стремиться к выравниванию, в известной степени, финансовых возможностей регионов. И как результат, государство гарантирует предоставление гражданам ряда социальных услуг на определенном качественном уровне.

Весьма положительным является то, что уровень этих услуг в Беларуси определен законом. Государственные минимальные социальные стандартыустановлены в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания.

Одной из задач, для решения которой применяются минимальные социальные стандарты, является нормативное обеспечение формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды. С ориентацией на эти стандарты рассчитывается минимальный бюджет, который представляет собой объем доходов консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих минимальные необходимые расходы. Минимальные бюджеты определяются исходя из единого общереспубликанского норматива бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя областей и г. Минска. Этот норматив устанавливается ежегодно в законе о бюджете на очередной финансовый год.

Очевидно, что главным достоинством бюджетного планирования на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя является возможность выравнивания финансового обеспечения регионов республики. Однако при более глубоком изучении выявляются и недостатки. Такой подход не в полной степени учитывает:

· реальное состояние объектов социальной инфраструктуры в регионах и различия в качестве представляемых ими услуг;

· потребности в финансировании объектов, поскольку в различных регионах одинаковые объекты могут требовать различных текущих и капитальных затрат;

· достигнутый (различный) уровень удовлетворения потребностей конкретных населенных пунктов в общественных благах и услугах;

· разделение обязательств государства и местных органов управления и самоуправления, обусловленных нормативами бюджетной обеспеченности на одного жителя.

Источники доходов бюджета. Доходы бюджетов каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством республики Беларусь, других обязательных платежей, а так же иных, определенных законодательством поступлений.

Установление на всей территории Беларуси республиканских налогов производится актами Президента или законами. Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии законодательством.

Неотъемлемым атрибутом местного бюджета является его самостоятельность в установлении доходов и расходов. В соответствии с законодательством Республики Беларусь право формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов предоставлено местным представительным и исполнительным органам. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходов и правом определять направления их использования и расходования.

Выделяют источники доходов бюджета (рис. 8.3.):

1. собственные (закрепленные + дополнительные «местные налоги и сборы»);

3. средства республиканского бюджета (дотации, субсидии, субвенции).

К собственным источникам доходов бюджета отнесены:

· источники доходов, закрепленные за бюджетом каждого уровня;

· дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов (местные налоги и сборы).

Закрепленные источники доходов бюджета (налоги) должны закрепляться за местным Советом законом на долгосрочной основе. Долгосрочное закрепление источников дохода местного бюджета призвано стимулировать деятельность органов местного управления и самоуправления по укреплению и развитию налоговой базы. Однако в Беларуси перечень закрепленных налогов переутверждается ежегодно, и они не выполняют стимулирующей функции. Их вряд ли можно назвать «собственными», т.к. их перечень государство меняет ежегодно.

коммунальная форма собственности в рб это

Рис. 8.3. Структура доходов местных бюджетов
Республики Беларусь

Дополнительные источники доходов. Эти источники доходов в большей степени соответствуют определению «собственные». Их устанавливают местные Советы депутатов. Но и здесь имеется ограничение. Состав местных налогов и сборов устанавливается на основании ежегодно утверждаемого законом о бюджете перечня. Например, бюджетом Республики Беларусь на 2005 год в перечень налогов и сборов, которые могут устанавливать сами местные Советы депутатов, были включены:

· налог с продаж товаров в розничной торговле;

· налог на услуги рынков, ярмарок, выставок-продаж, гостиниц, кемпингов, ресторанов, баров, дискотек, косметических салонов, кабельного телевидения и др.;

· целевые сборы с организаций и индивидуальных предпринимателей на развитие транспорта общего пользования;

· сборы с пользователей (за парковку транспорта в специально оборудованных местах, за право торговли, сбор с владельцев собак, за право использования местной символики, за проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор за строительство на территории соответствующих административно-территориальных единиц и др.);

· сборы с заготовителей (за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации);

· сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты;

· налог на приобретение бензина и дизельного топлива.

О реальной степени самостоятельности местного бюджета можно судить по удельному весу местных налогов и сборов в общем объеме доходов местного бюджета. За последние годы удельный вес местных налогов и сборов в доходах консолидированного бюджета республики не превышал двенадцати процентов (табл.8.1).

Регулирующие доходы. Около 20% в объеме местных налогов республики составляют регулирующие доходы – республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности по установленным нормативам. Состав и размеры части республиканских налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, устанавливаются ежегодно в законе о бюджете республики на предстоящий финансовый год.

Таблица 8.1

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 1600 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *