коммуникативные акты реализующиеся в рамках педагогического процесса представляют собой

Понятие и общая характеристика 2

1.2 Общая характеристика образовательной системы

Педагогическая или образовательная система есть одна из разновидностей социальной системы. В связи с этим, она является открытой системой с внутренними многочисленными и нелинейными связями. Также для нее характерна инерционность, ее состояние меняется только в результате качественных сдвигов всей внутренней структуры, что требует длительности во времени и заинтересованности в изменениях всех ее составляющих компонентов.

Следует отметить, что в педагогической литературе часто понятия «педагогическая система», «образовательная система» и «система образования» используются как синонимы. Кроме этого, в педагогическом тезаурусе в последнее время активно используются такие понятия как «единое образовательное пространство», «территориальная образовательная система», «образовательный социокультурный комплекс». Данная ситуация требует четкого определения используемых понятий. Понятие «единое образовательное пространство» используется в педагогической литературе с подачи Е.А.Ямбурга («Каждое время рождает свои надежды. Оно же их испытывает» 1993г.). Оно предполагает «образование без границ», рассматривая в единстве процессы, происходящие как в рамках учреждений и организаций, так и в семье, и в других социальных институтах. Понятие «территориальная образовательная система» было введено В.С. Лазаревым и понимается как составляющая часть единого образовательного пространства и как совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов (происходящих как в образовательных учреждениях, так и вне их) и деятельности образовательных учреждений, органов образования и других институтов на той или иной территории по управлению этими процессами. Центральным звеном территориальной образовательной системы является специально организованная относительно целостная система образовательных учреждений. Образовательный социокультурный комплекс также понимается как составляющая часть единого образовательного пространства и в содержательном аспекте очень близок к понятию «территориальная образовательная система».

С точки зрения таких теоретиков как Б.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, Ю.А. Конаржевского и других, главным элементом территориальных систем образования является организация образования в рамках учебно-воспитательного заведения – педагогическая система. Н.В. Кузьмина определяет педагогическую систему как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [5]. Более широкое определение педагогической системы предлагает П.И. Третьяков: «Это социально-обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности» [13]. В связи с этим, Е.Б. Куркин отмечает, что «в отличие от других образовательных систем, педагогические системы непосредственно организуют взаимодействие с обучающимися – педагогический процесс» [6].

Таким образом, педагогическая система является более узким понятием, чем образовательная система. В этих отношениях образовательная система выступает как наиболее общая педагогическая система, выстраиваемая соответственно предъявляемым к ней социальным требованиям. Социальные институты, выполняющие образовательные и учебно-воспита-тельные функции и объединенные в единое образовательное пространство, являются подсистемами образовательной системы.

Исходя из вышеназванных общих характеристик системы, можно сказать, что образовательная система является искусственной и подчиняется законам, правилам и принципам, установленным человеком. Являясь частью социальной системы, образовательная система отвечает интересам, требованиям и ценностям общества. В связи с этим, принято говорить о культурно – историческом характере образования.

Культурные ценности, доминирующие в определенную историческую эпоху, накладывают свой отпечаток на социально – политическую жизнь общества и, соответственно, на систему образования. Например, эпоха Средневековья – это время верховенства христианских ценностей, отразившихся на образовании, государственности и социальности европейского общества. Средневековое образование – это религиозное и духовное образование. В связи с этим, педагогическая система средневековья была ориентирована на духовно-нравственное воспитание личности. Для эпохи Просвещения характерна претензия Разума на господство и регламентирование социальной жизни, и как результат этого, особый акцент в образовательной системе ставится на развитие интеллектуальных сил человека. Педагогическая система Нового времени была направлена на воспитание «человека знающего». Современное же общество ученые называют постиндустриальным (понятие, введенное в научную лексику американским социологом Д. Беллом), его культуру – постмодернистской. Трудно категорично определить ценностные доминанты современной культуры, но четко прослеживается ориентация на гуманистические и нравственные, духовные и религиозные, либеральные и эстетические. Этот плюрализм своеобразно отразился на современном образовании. Педагогическая система современности ориентируется на человека знающего и творческого, способного к постоянной самоактуализации и самореализации. Таким образом, политические, культурные и социально-экономические изменения социальной системы обуславливают изменения образовательной и педагогической системы.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, либо воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем социальные образцы мышления и поведения, либо совершенствуя их. Общество задает определенный заказ образовательной системе, который, по сути, становится целью образовательного процесса и ее системообразующим фактором. Образовательная система со своей стороны формулирует свое понимание этого заказа и самоопределяется по отношению к нему, беря на себя выполнение некой его части, что не сказывается на ее самостоятельности и автономности. Главная цель образовательной системы заключается в целенаправленной подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни в условиях современной реальности.

Социальный заказ определяется образовательной системой путем выявления: требований всех социальных заказчиков, в качестве которых выступают государство, общество, учебные заведения, учителя, родители и сами учащиеся. Требования к образовательной системе государства как одного из заказчиков изложены в Конституции РФ, федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», в документах «Федеральная программа развития образования» и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Рассматривая содержание этих документов, можно отметить, что «стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая … создание основы для устойчивого социально – экономического и духовного развития России». Такой подход созвучен с идеями теоретического обоснования реформ в сфере образования в США в 60-х годах. Там, в основу реформаторских процессов была положена концепция «человеческого капитала», разработанная американскими экономистами, согласно которой образование рассматривалось как гарант не только экономической устойчивости, но и социальной стабильности. В контексте российских реформ образовательная система рассматривается как один из важных факторов формирования российского общества, ориентированного на гражданские и демократические ценности. Ведь в качестве одной из главных целей в нормативных документах определяется «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью». В требованиях общества сегодня наблюдается переход от знаниево-ориентированного подхода в образовании личности к компетентностному. В современных условиях недостаточно быть человеком знающим, нужно стремиться к творческому использованию этого знания. Традиционных ЗУНов (знаний, умений, навыков) как цели и результата функционирования образовательной системы уже недостаточно. Большую значимость приобретает формирование таких социально-значимых компетенций как коммуникация, критическое мышление, ответственность, гражданственность, самостоятельность.

Итак, условием возникновения образовательных систем является цель образования, концентрированно выраженная в социальном заказе. Исходя из особенностей социального заказа, формируется содержание образования и вырабатываются адекватные духу времени формы и методы организации образовательного процесса. Стремительно меняющийся облик современного общества способствует развитию динамичности и открытости образовательных систем, а также поиску новых образовательных стратегий в условиях новой социальности. Таким образом, цель является системообразующим фактором для рождения и развития педагогической системы.

Образовательная система – это искусственная, динамическая, открытая и деятельностная система. Она является конкретной и централизованной системой. Как централизованная система образовательный процесс характеризуется наличием одного доминирующего компонента. В образовательной системе как одной из разновидностей социальной таким компонентом является коммуникативный. Изменения, возникающие в образовательной коммуникации, обуславливают изменения в самой педагогической системе. Педагогическая система имеет функциональные компоненты: целевой, коммуникативный, содержательный или деятельностный (организационно-управленческий) и аналитико-результативный.

Целевой компонент представляет собой совокупность целей и задач педагогической деятельности, подчиненных главной – формированию разносторонне развитой личности. Исходя из этого, В.П. Симонов определяет основные цели педагогического менеджмента:

Коммуникативный компонент является вторым системообразующим фактором. Он включает в себя коммуникативные акты, реализующиеся в рамках педагогического процесса. Это взаимодействия внутри ученического и учительского коллективов, а также педагогов и учащихся, директора образовательного учреждения и педагогов.

Содержательно-организационный компонент представлен содержанием педагогической деятельности, формами и способами ее организации, которые реализуются на основе определенных принципов.

Аналитико-результативный компонент педагогического процесса отражает его эффективность, протекание, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Для педагогической системы характерна взаимообусловленная связь. Все структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы системы взаимосвязаны с компонентами педагогического менеджмента. Все это можно отразить в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1

Функциональные

системы

ЦелевойКоммуника-тивныйСодержательно-организационныйАналитико-результативный
Структурные

и системообразующие факторы

Цель

Субъект-объект деятельности или субъект-субъектСодержание и способы деятельностиРезультат деятельности
Компоненты

Организация выполнения принятых решений и планов

Контроль (самоконтроль) за выполнением

Образовательный процесс как система имеет конкретные цели и задачи, функции и свойства, которые существенно отличаются от целей, задач, функций и свойств составляющих его объектов, отношений и атрибутов.

С точки зрения В.А. Сластенина виды педагогических систем различаются по своему назначению и имеют в зависимости от этого особенности организации и функционирования. Например, можно выделить подсистемы образовательной системы, функционирующие в рамках более конкретных целей и задач: дошкольное, общее школьное и профессиональное образование. В каждой подсистеме имеются свои основные единицы. Например, в системе дошкольного образования основной является педагогическая система «детский сад», в системе общего образования – «школа» и т.д.

Очень часто понятие образовательная или педагогическая система встречается с прилагательным «альтернативная» или «авторская». К ним относятся те образовательные учреждения, в которых реализуются нетрадиционные подходы к образованию личности. В основе педагогического процесса находится оригинальная авторская концепция и, как следствие, альтернативные  содержание, методы и средства обучения и воспитания.

Таким образом, под образовательной (педагогической) системой понимается совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, направленных на достижение единой образовательной цели – формирование личности в целостном педагогическом процессе. При этом педагогическая система является более узким понятием, чем образовательная система, и ориентирована на непосредственную организацию взаимодействия педагогов с воспитанниками, на педагогический процесс. Компоненты образовательной системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, который тоже рассматривается как система.

Источник

1.2 Общая характеристика образовательной системы

Педагогическая или образовательная система есть одна из разновидностей социальной системы. В связи с этим, она является открытой системой с внутренними многочисленными и нелинейными связями.

Следует отметить, что в педагогической литературе часто понятия «педагогическая система», «образовательная система» и «система образования» используются как синонимы. Кроме этого, в педагогическом тезаурусе в последнее время активно используются такие понятия как «единое образовательное пространство», «территориальная образовательная система», «образовательный социокультурный комплекс». Данная ситуация требует четкого определения используемых понятий. Понятие «единое образовательное пространство» используется в педагогической литературе с подачи Е.А.Ямбурга («Каждое время рождает свои надежды. Оно же их испытывает» 1993г.). Оно предполагает «образование без границ», рассматривая в единстве процессы, происходящие как в рамках учреждений и организаций, так и в семье, и в других социальных институтах. Понятие «территориальная образовательная система» было введено В.С. Лазаревым и понимается как составляющая часть единого образовательного пространства и как совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов (происходящих как в образовательных учреждениях, так и вне их) и деятельности образовательных учреждений, органов образования и других институтов на той или иной территории по управлению этими процессами. Центральным звеном территориальной образовательной системы является специально организованная относительно целостная система образовательных учреждений. Образовательный социокультурный комплекс также понимается как составляющая часть единого образовательного пространства и в содержательном аспекте очень близок к понятию «территориальная образовательная система».

С точки зрения таких теоретиков как Б.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, Ю.А. Конаржевского и других, главным элементом территориальных систем образования является организация образования в рамках учебно-воспитательного заведения – педагогическая система. Н.В. Кузьмина определяет педагогическую систему как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [5]. Более широкое определение педагогической системы предлагает П.И. Третьяков: «Это социально-обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности» [13]. В связи с этим, Е.Б. Куркин отмечает, что «в отличие от других образовательных систем, педагогические системы непосредственно организуют взаимодействие с обучающимися – педагогический процесс» [6].

Таким образом, педагогическая система является более узким понятием, чем образовательная система. В этих отношениях образовательная система выступает как наиболее общая педагогическая система, выстраиваемая соответственно предъявляемым к ней социальным требованиям. Социальные институты, выполняющие образовательные и учебно-воспита-тельные функции и объединенные в единое образовательное пространство, являются подсистемами образовательной системы.

Исходя из вышеназванных общих характеристик системы, можно сказать, что образовательная система является искусственной и подчиняется законам, правилам и принципам, установленным человеком. Являясь частью социальной системы, образовательная система отвечает интересам, требованиям и ценностям общества. В связи с этим, принято говорить о культурно – историческом характере образования.

Культурные ценности, доминирующие в определенную историческую эпоху, накладывают свой отпечаток на социально – политическую жизнь общества и, соответственно, на систему образования.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, либо воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем социальные образцы мышления и поведения, либо совершенствуя их. Общество задает определенный заказ образовательной системе, который, по сути, становится целью образовательного процесса и ее системообразующим фактором. Образовательная система со своей стороны формулирует свое понимание этого заказа и самоопределяется по отношению к нему, беря на себя выполнение некой его части, что не сказывается на ее самостоятельности и автономности. Главная цель образовательной системы заключается в целенаправленной подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни в условиях современной реальности.

Социальный заказ определяется образовательной системой путем выявления: требований всех социальных заказчиков, в качестве которых выступают государство, общество, учебные заведения, учителя, родители и сами учащиеся. Требования к образовательной системе государства как одного из заказчиков изложены в Конституции РФ, федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», в документах «Федеральная программа развития образования» и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Рассматривая содержание этих документов, можно отметить, что «стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая … создание основы для устойчивого социально – экономического и духовного развития России». Такой подход созвучен с идеями теоретического обоснования реформ в сфере образования в США в 60-х годах. Там, в основу реформаторских процессов была положена концепция «человеческого капитала», разработанная американскими экономистами, согласно которой образование рассматривалось как гарант не только экономической устойчивости, но и социальной стабильности. В контексте российских реформ образовательная система рассматривается как один из важных факторов формирования российского общества, ориентированного на гражданские и демократические ценности. Ведь в качестве одной из главных целей в нормативных документах определяется «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью». В требованиях общества сегодня наблюдается переход от знаниево-ориентированного подхода в образовании личности к компетентностному. В современных условиях недостаточно быть человеком знающим, нужно стремиться к творческому использованию этого знания. Традиционных ЗУНов (знаний, умений, навыков) как цели и результата функционирования образовательной системы уже недостаточно. Большую значимость приобретает формирование таких социально-значимых компетенций как коммуникация, критическое мышление, ответственность, гражданственность, самостоятельность.

Итак, условием возникновения образовательных систем является цель образования, концентрированно выраженная в социальном заказе. Исходя из особенностей социального заказа, формируется содержание образования и вырабатываются адекватные духу времени формы и методы организации образовательного процесса. Стремительно меняющийся облик современного общества способствует развитию динамичности и открытости образовательных систем, а также поиску новых образовательных стратегий в условиях новой социальности. Таким образом, цель является системообразующим фактором для рождения и развития педагогической системы.

Образовательная система – это искусственная, динамическая, открытая и деятельностная система. Она является конкретной и централизованной системой. Как централизованная система образовательный процесс характеризуется наличием одного доминирующего компонента. В образовательной системе как одной из разновидностей социальной таким компонентом является коммуникативный. Изменения, возникающие в образовательной коммуникации, обуславливают изменения в самой педагогической системе. Педагогическая система имеет функциональные компоненты: целевой, коммуникативный, содержательный или деятельностный (организационно-управленческий) и аналитико-результативный.

Целевой компонент представляет собой совокупность целей и задач педагогической деятельности, подчиненных главной – формированию разносторонне развитой личности. Исходя из этого, В.П. Симонов определяет основные цели педагогического менеджмента: эффективное и планомерное использование сил, средств и времени всех представителей школьного коллектива: учителей, технический персонал, учащихся; определение соответствия деятельности менеджеров образовательного процесса учебно-воспитательных заведений конкретным целям и требованиям социально-экономического и духовного развития общества; полнота, сопоставимость, непротиворечивость, взаимосвязанность, конкретность и реальность определенных целей и их соподчиненность главной цели – разностороннему формированию личности.

Правильная постановка целей управления способствует достижению цели без потерь.

Коммуникативный компонент является вторым системообразующим фактором. Он включает в себя коммуникативные акты, реализующиеся в рамках педагогического процесса. Это взаимодействия внутри ученического и учительского коллективов, а также педагогов и учащихся, директора образовательного учреждения и педагогов.

Содержательно-организационный компонент представлен содержанием педагогической деятельности, формами и способами ее организации, которые реализуются на основе определенных принципов.

Аналитико-результативный компонент педагогического процесса отражает его эффективность, протекание, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Для педагогической системы характерна взаимообусловленная связь. Все структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы системы взаимосвязаны с компонентами педагогического менеджмента. Все это можно отразить в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1

Функциональные

системы

ЦелевойКоммуника-тивныйСодержательно-организационныйАналитико-результативный
Структурные

и системообразующие факторы

Цель

деятельности

Субъект-объект деятельности или субъект-субъектСодержание и способы деятельностиРезультат деятельности
Компоненты

менеджмента

Принятие

Организация выполнения принятых решений и планов

Контроль (самоконтроль) за выполнением

Образовательный процесс как система имеет конкретные цели и задачи, функции и свойства, которые существенно отличаются от целей, задач, функций и свойств составляющих его объектов, отношений и атрибутов.

С точки зрения В.А. Сластенина виды педагогических систем различаются по своему назначению и имеют в зависимости от этого особенности организации и функционирования. Например, можно выделить подсистемы образовательной системы, функционирующие в рамках более конкретных целей и задач: дошкольное, общее школьное и профессиональное образование. В каждой подсистеме имеются свои основные единицы. Например, в системе дошкольного образования основной является педагогическая система «детский сад», в системе общего образования – «школа» и т.д.

Таким образом, под образовательной (педагогической) системой понимается совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, направленных на достижение единой образовательной цели – формирование личности в целостном педагогическом процессе. При этом педагогическая система является более узким понятием, чем образовательная система, и ориентирована на непосредственную организацию взаимодействия педагогов с воспитанниками, на педагогический процесс. Компоненты образовательной системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, который тоже рассматривается как система.

Источник

Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства, стили. Технология управления педагогическим общением.

Понятие педагогического общения

Определение 1
Педагогическое общение – это профессиональное общение, осуществляемое педагогом с учащимися (воспитанниками) во время воспитательно-образовательного процесса и за его пределами.

Значимость педагогического общения заключается в том, что оно направлено на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, оптимизацию педагогического процесса, установление положительных отношений между педагогом и детьми.

По своему содержанию педагогическое общение – это многоплановый процесс установления и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между детьми и педагогом. Направление данного процесса зависит от цели и содержания совместной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В рамках педагогического общения реализуются следующие стороны:

Таким образом, педагогическое общение должно быть организовано так, чтобы не быть тяжелым бременем для педагога и детей, а идти естественно и непринужденно.

Функции и структура педагогического общения

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет «учить» и «воспитывать», вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств: объективно оце­нивать собственные возможности; владеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения; ува­жать, знать и понимать ученика, являясь организато­ром учебной деятельности обучаемых, выступая в качестве парт­нера и человека, облегчающего педагогическое общение.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, А.А. Ле­онтьева, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, II.А.Зимней, А.А. Реана и других.

Профессионально-педагогическое общение, как утверждает Д.А. Лобанов, представляет собой взаимодействие учителя-вос­питателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общест­венности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности; оно выходит за пределы контакта «учитель—ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса.

«Педагогическое общение, — отмечает А.А.Леонтьев, профессиональное общение преподавателя с учащимися на ypoке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее oопределенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива».

Педагогическое общение, по утверждению М.В. Булановой-Топорковой, это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющий характер взаимодействия педагога и учащихся.

Таким образом, педагогическое общение — это специфическая фирма общения, имеющая свои особенности и в то же время под­чиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми

В педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции, несущие в себе основ­ные черты человеческого общения.

Педагогическое общение, по утверждению А.А. Лобанова, выполняет практически все основные функции общения, реализующиеся в повседневной жизни человека, и в то же время функции педагогического общения имеют только им присущие отличительные особенности.

1. Информационная функция заключается в передаче через общение определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского и иного характера Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям общества. В процессе обучения учитель выступает перед, учащимися как один из основных источников учебной информации в конкретной области науки, литературы, искусства или практической деятельности. Поэтому общение с учителем способствует трансформации соответствующей информации учащимся.

2. Воспитательная функция педагогического общения занимает центральное место в деятельности педагога, она предполагает приобщение учащегося к системе духовных ценностей, культуре общения с людьми.

3. Познание людьми друг друга. Педагогу необходимо знать индивидуальные качества; свойства физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития каждого ученика, мотивацию к учению и труду; отношение к людям и самому себе. Но и учащимся также небезразлично, кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и человек. Для них важно, кто и как общается с ними. Ведь именно через общение и совместную деятельность педагог и воспитанники познают друг друга.

коммуникативные акты реализующиеся в рамках педагогического процесса представляют собой

4. Организация и обслуживание той или иной предметной деятельности: учебной, производственной, научной, познавательной, игровой. Вплетенное в конкретный вид деятельности общение выступает способом ее организации. Через него педагог получает информацию об эффективности организации познавательной практической деятельности учеников. Поэтому в педагогическом процессе общение играет особую роль: даже обслуживая какую-либо главную деятельность и как бы выполняя вспомогательную роль, оно существенно влияет на качество этой деятельности.

5. Реализация потребности в контакте с другим человеком. Люди ищут в общении возможности снять с себя психическое напряже­ние, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности, поделиться с другим человеком своими радостями или заботами.

6. Приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения. Это особенно характерно для общения родителей и детей, учителей и учащихся, преподавателей и студентов. Миссия родите­лей и педагогов заключается в том, чтобы помочь детям и учени­кам приобщиться к их взглядам, убеждениям, нравственным нор­ам, т.е. к тому, что является ценностями жизни взрослых. Современные школьники порой лучше взрослых знают радиотехнику, владеют иностранными языками, умеют работать на персональном компьютере, добиваются высоких результатов в спорте и искусстве. В силу этого они способны поделиться со своими наставниками специальными знаниями и умениями, соответствующим опытом, передать им свою систему ценностей. Мудрые родители и педагоги с большим интересом принимают на себя роль учеников своих детей, понимая, что благодаря этому между ними возникают дополнительные «точки соприкосновения».

7. Приобщение инициатора общения к ценностям партнера. Данный процесс представляет собой самовоспитание, т.е. это процесс самоформирования инициатора общения, процесс созида­ния собственного «Я» через ориентацию на ценности другого человека.

8. Открытие ребенка на общение — эту функцию педагогического общения выделяют в своих работах по педагогической технологии В. Ю.Питюков и Н.Е.Щуркова. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека, в частности учителя.

Реализация этой функции связана с умением педагога «подать с детям, продемонстрировать свое расположение к ним, убедить в своих мирных намерениях и благородных помыслах.

9. Функция соучастия помогает поддерживать партнера (в частности, ученика) в его выходе на общение. Важно уметь проявить интерес к ученику, научиться слышать своего собеседника, предложить ему свою помощь. Через соучастие учителю удается лучше понять внутренний мир ученика, для которого порой приходится раскрывать свой внутренний мир, транслировать ему свое «Я».

10. Возвышение личности ученика. Реализация этой функции предполагает оказание такого влияния на воспитанника, которое способствует его восхождению к духовным новообразованиям. В результате общения с педагогом у школьника должно появиться желание стать добрее, решительнее, внимательнее к окружающим людям, стремление обладать многими другими положительными качествами и чертами характера.

Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.

Взаимодействие педагога и учащихся имеет определенные временные рамки, ограниченные продолжительностью занятия, того или иного мероприятия. Структура педагогического общения не сводится к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и другие виды общения.

В психологии общение рассматривается как процесс, выполняющий три основные функции — коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

В структуре педагогического общения В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров выделяют несколько этапов.

1. Прогностический этап — моделирование педагогом предстоящего общения с классом, с иной аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми.

2. Начальный период общения — организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент начала взаимодействия с ними.

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.

Человеческие взаимоотношения, в том числе и в образовательном процессе, включающем в себя воспитание и обучение, строятся прежде всего на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных как личности и участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается межличност­ный контакт, в результате которого возникает диалог, т.е. наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого.

Н.В. Кузьмина подчеркивает, что остаться в профессионально — педагогической деятельности надолго, на всю жизнь, будущий педагог сможет в том случае, если к началу самостоятельной pa­боты будет иметь развитые коммуникативные, организаторские навыки и научится ответственно относиться к делу.

Компоненты педагогического общения

Педагогическое общение состоит из следующих компонентов.

Когнитивный компонент – предусматривает:

Регулятивный компонент – представлен:

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Аффективный компонент – это эмоциональное состояние, которое характеризуется отношениями и переживаниями, которые возникают между партнерами по общению.

Духовный компонент – представлен совокупность интеллектуальных способностей и духовного состояния участников общения. Данный компонент включает в себя духовное понимание собеседника, проявление чувства такта, умение поддержать и при необходимости дать совет.

Классификация видов педагогического общения по О. В. Кирилловой

О. В. Кириллова предлагает наиболее полную классификацию педагогического общения:

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *