коммунитаризм в международных отношениях
Библиотека Михаила Грачева
предыдущая
следующая
содержание
Цыганков П.А.
Международное общество с позиций системного подхода:
Оран Р. Янг о «разрывах» в международных системах
Источник: Теория международных отношений: Хрестоматия /
Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. С. 236–240.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста
на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Профессор Дартмутского колледжа, директор Института арктических исследований и Института международного контроля окружающей среды – Оран Р. Янг, автор ряда работ, посвященных проблемам охраны окружающей среды (см., например: Young O.R. International Governance: Protecting the Environment in a Stateless Society. Ithaca: Cornell Univ. Press, 1994), известный специалист по международным организациям и их роли в сотрудничестве между государствами. В 1980-е гг. О. Янг занимал пост председателя совета директоров Академического совета системы ООН и опубликовал несколько работ о деятельности ООН, в числе которых: Young O.R., Coat R.A. The Challenge of Relevance: The UN in Changing World Environment, 1989.
Академические интересы и практический опыт работы в международных организациях сделали Янга убежденным сторонником концепции международного общества и в более широком смысле – такого теоретического направления в международно-политической науке, как коммунитаризм, среди сторонников которого можно назвать, например, таких исследователей, как К. Браун, X. Булл, Р. Джексон, М. Уайт. Согласно теории коммунитаризма международные отношения представляют собой сравнительно упорядоченную систему межгосударственных взаимодействий. Иначе говоря, это уже не анархия, а относительный порядок, который регулируется посредством определенных ценностей и норм, создаваемых и поддерживаемых в рамках системы всеми ее элементами (под которыми подразумеваются, прежде всего государства). Такой порядок включает три основных компонента – первичные цели членов международного общества: 1) стремление всех государств к безопасности; 2) заинтересованность государств в выполнении заключаемых соглашений; 3) забота государств о поддержании своего суверенитета. Таким образом, будучи довольно близкими по взглядам к политическим реалистам, коммунитаристы отличаются от них прежде всего убежденностью в действенности правовых норм в регулировании международных отношений, называя себя на этом основании рационалистами.
Основой и отправным пунктом в изучении международного общества, его режимов и организаций во многом выступает системный анализ. Янг признан как специалист в области исследования международных систем.
уровень системных моделей, на котором изучаются принципы международных взаимодействий;
уровень процессов принятия решений, в рамках которого исследуются особенности формирования внешней политики того или иного государства с учетом его взаимодействия с другими государствами и реакции на воздействия внутренней и международной среды;
уровень взаимодействия между национальной политической системой и ее внутренними подсистемами типа общественного мнения, групп интересов и культуры;
уровень внешних «взаимосвязанных групп», т.е. других политических систем, акторов или структур международной системы, с которой рассматриваемая национальная система имеет прямые отношения;
уровень взаимодействия между внешними «взаимосвязанными группами» и внутренними группами, наиболее чувствительными к внешним событиям, типа внешнеполитического или военного руководства, бизнесменов международного масштаба.
В большинстве работ, рассматривающих международные системы, различаются также глобальная, общие и частные системы. Так, любая частная международная система входит как составной элемент в глобальную международную систему и вступает с ней в большее или меньшее взаимодействие. Поэтому частные международные системы, как правило, называют подсистемами, имея в виду существование более широкой системы. Иногда эту характеристику подсистем опускают, настаивая на том, что существуют только частные международные системы, а то, что называется глобальной международной системой, представляет собой не более чем их окружение или среду.
Политический реализм классифицирует международные системы, их структуры и конфигурации на основе такого критерия, как количество наиболее могущественных государств – великих держав, взаимодействие которых друг с другом определяет характер системы в целом. Поэтому в эпоху холодной войны доминировали исследования, основой и исходным пунктом которых была биполярность глобальной международной и более разнообразные (но ограниченные, как правило, би– и мультиполярными моделями) конфигурации региональных систем. Таким образом, в системном анализе господствовало представление, согласно которому общая международная система и международные подсистемы составляют два основных уровня анализа международных отношений.
Янг одним из первых выступил с критикой подобного подхода, отметив, что сведение системных исследований международных отношений к биполярным и многополярным моделям чревато преувеличением роли структурных проблем и недооценкой или даже пренебрежением динамикой международных систем. В качестве альтернативы он предложил модель, которая подчеркивает растущее взаимопроникновение, с одной стороны, глобальных или общесистемных параметров международной политики, а с другой – и такого относительно нового в 1960-е гг., но уже значимого фактора международной жизни, как существование [с.239] относительно автономных региональных зон или субсистем. В этой связи Янг разрабатывает model of congruence and discontinuities – модель соответствия (конгруэнтности) и резких изменений (разрывов), отражающую взаимное влияние глобальных и региональных властных процессов т международных отношениях. Янг использует указанные понятия с целью выяснить степень подобия и различий в моделях политических интересов и властных отношений между глобальной и региональными системами и между самими региональными системами.
Одна из наиболее сложных проблем, которую при этом надо решить (и которая характерна для системного анализа в целом), связана с определением границ международных систем. В самом деле, учитывая переплетение, частичное совпадение и явления взаимосвязи систем, как определить, где кончается одна из них и начинается другая? По мнению Янга, окончательный ответ на этот вопрос невозможен прежде всего потому, что понятие систем, как и системных границ, имеет объективно-субъективный характер. Отражая существующую реальность, их содержание в то же время зависит от исследовательских целей и поэтому не остается постоянным, а изменяется по мере изменения этих целей. В модели, которую предложил Янг, некоторые акторы, такие как сверхдержавы, и некоторые проблемы, такие как коммунизм, национализм и экономическое развитие, значимы во всей международной системе. В то же время региональные подсистемы международной системы имеют свои характерные особенности и модели взаимодействия, которые могут отличать их и от глобальной системы, и друг от друга. Это и есть те «разрывы», на существование которых обращает внимание Янг. Таким образом, модель разрывов призвана способствовать лучшему пониманию многообразия и сложности взаимопроникновения подсистем, достижения компромиссов и возможностей для манипулирования посредством использования особенностей подсистем, выявлению проблемы несовместимости интересов акторов с интересами глобальной системы, осмыслению отношений между различными подсистемами и глобальными принципами международной политики.
Разумеется, многие положения, высказанные в публикуемой далее статье, принадлежат своему времени: нет уже биполярного мира, как и сверхдержавы СССР, во многом утратила свое прежнее значение угроза всеобщего термоядерного конфликта, изменили свою конфигурацию многие из прежних субсистем и т.п. Но в свете тех острых проблем, которые возникают сегодня в связи с глобализацией международных отношений, модель конгруэнтности и разрывов, на мой взгляд, вполне может служить одним из аналитических инструментов, полезных для анализа современных реалий. [с.240]
Коммунитаризм или справедливость по Амитаю Этциони
В этой статье освещаются важнейшие аспекты идеологии коммунитаризма, которая была основана американским социологом Амитаем Этциони, (род. 4 января 1929, Кёльн, Германия, живёт в Вашингтоне.) Именно он в 1989 году основал Общество социально-экономических исследований, а в 1993 году — неправительственную организацию «Коммунитарные сети» (Communitarian Network) и именно им были определены факторы, оказавшие влияние на формирование коммунитарного мировоззрения. Им дана характеристика ключевых ценностей и его отличительных черт, показан подход Этциони к международным отношениям и международным институтам социума нового социально-экономического устройства, рассмотрены оптимальные, с точки зрения коммунитаристов, способы достижения международной безопасности. Особое внимание уделено анализу дискуссионных аспектов коммунитаризма, касающихся соотношения необходимости соблюдения в демократическом государстве законных прав и свобод человека при исполнении людьми своих обязанностей перед обществом соблюдать законы принятых обществом.
Изменения в общественном сознании нашли отражение в особенностях современных идейных течений (коммунитаризм, антиглобализм, технократизм, феминизм) [9, с. 175-183], которые объединяет синтетический характер навязанный буржуазными СМИ, когда ориентация на решение общих насущных проблем разрушается определенной идеологическая аморфностью общества.
Можно предположить, что на данном этапе развития коммунитаризм уже является развивающимся мировоззрением по сравнению с буржуазно-либеральным и марксистским мировоззрениями. Следует отметить, что все эти течения сегодня находятся на стадии застоя, в случае же активного развития коммунитаризм преодолеет косность и безинициативность населения многих стран и скоро будет претендовать на роль глобальной идеологии XXI в. Однако из-за косности и социальной безграмотности населения многих стран, рассматриваемое здесь течение коммунитаризма, несмотря на более чем двадцатилетнюю историю, до сих пор не получило массовой известности и развития в качестве мировой социальной идеологии ещё и в силу буржуазной продажности СМИ во многих странах мира. Но влияние коммунитарных идей на основе коллективизма и роста политического сознания современных граждан, особенно молодежи, очень велико и продолжает постоянно расти.
Коммунитаризм, как относительно новое социально-политическое учение, является во многих аспектах социально прогрессивнее всех других социальных учений в плане развития гумнизма, равноправия и социальной справедливости в отношении прав, свобод и гражданских обязанностей граждан. Его целью является построение сплочённого единой целью и этим сильного гражданского общества, основанного на ценностях общественного блага основанного на развитии трудолюбия в силу заинтересованности трудящихся в своём благополучии! А благополучие в силу исполнения законов коммунитарного общества будет зависеть только от количества и результатов квалификации своего труда на благо общества, чтобы иметь необходимые блага от общества достойно своего труда, а не денег, неизвестно как добытыми и часто не обеспеченной никакими социальными гарантиями. Отличительной чертой коммунитаризма, сегодня позиционируемого как умеренное общественно-политическое движение, является критика либеральных приоритетов прав и свобод личности над интересами всего общества. А для развития и формирования коммунитаризма в социальном демократическом государстве должны быть сформированы и соответствующие государственные службы правопорядка, которые и должны обеспечивать такой правопорядок, который является одним из составных частей общественного порядка коммунитаризма! Чтобы определялось то состояние общественных отношений, при которых обеспечивается соблюдение справедливого социально-экономического закона избранного народом, чтобы его судебно-правовые нормы служили для общественного благополучия всех, а не только власть и богатство имущих! Но для этого должна быть сформирована партия с такими целями и эта партия должна победить на выборах!
Примечательно, что предложения о пересмотре, а в перспективе и возможном отказе от некоторых ценностей либерализма исходят от американского ученого Амитая Этциони, прежде получившего мировую известность благодаря исследованиям в области социальной экономики по организации труда и формированию вознаграждения за труд. В связи со значительным объемом теоретического наследия коммунитаризма (только Этциони является автором более 20 книг), здесь анализируются лишь некоторые аспекты данной идеологии, которые представляются наиболее актуальными в связи с наблюдаемыми тенденциями развития современной политэкономической грамотности населения разных стран.
Будучи более 20 лет профессором социологии Колумбийского университета, Этциони совмещал преподавание с научной работой и деятельностью в правительственном аппарате (советник по внутренним делам в Белом доме в 1979-1980 гг.). C 1980 г. он является профессором университета Джорджа Вашингтона. В 1990 г. Этциони представил общественности выработанные им основные тезисы новой идеологии и начал активную деятельность по распространению коммунитаристского мировоззрения. Вскоре им были созданы Институт Коммунитаристских политических исследований Университета Джорджа Вашингтона, некоммерческая организация для распространения идей движения «Коммунитарная Сеть» и журнал «Отзывчивое сообщество: права и обязанности» («Responsive Community: Rights and Responsibilities») [Там же, с. 8; 14]. В 1991 г. пресса уже называет Этциони гуру коммунитарного движения [Там же].
Этциони признает, что роль религии, особенно на Востоке, нельзя полностью отрицать как «ключевой фактор» моральной регуляции «справедливого общества» [13, с. 122]. Но религии, не прошедшие существенную модернизацию, опасны и представляют собой однозначно реакционную силу, которую необходимо постепенно устранить [Там же, с. 92]. Он считает, что реформирование религиозных доктрин возможно через концентрацию общественного внимания не на противоречиях между религиями, а «на различиях, обнаруженных внутри каждой из них» [Там же, с. 55-56]. Такое разоблачение должно послужить формированию толерантности, а образовавшийся на месте старых религий духовный вакуум должен быть заполнен новыми едиными ценностями, основанными на идее общего благополучия при полной занятости трудоспособного населения в экономике общества для его благополучного развития и процветания [Там же, с. 55-56, 92].
В ответ на критику принципа, якобы, обязательной и практически принудительной солидарности коммунитаристов последние возражают, что при правильно построенной социализации приверженность ключевым ценностям станет добровольно-индивидуальным выбором каждого нормального человека, если он за социально-экономическую справедливость [17, с. 229]. Если человек не против Золотого правила нравственности и которое известно уже более трёх тысячелетий. Известный английский политолог Э. Хейвуд также считает, что моральной проблемой коммунитаризма является проблема свободного соотношения прав и обязанностей с равноправием и справедливостью, а также по соотношению количества и качества труда с количеством и качеством средств для жизни, то есть по соотношению труда и вознаграждения за труд необходимыми средствами для жизни, которые необходимы для развития справедливых социально-экономических взаимоотношений, солидарности и взаимоуважения граждан страны. Он подчеркнул, что нельзя соблюдение законов и обязанности ставить выше прав и свобод, иначе коммунитаризм может уйти далеко от идеи справедливости и стать пропагандой нового типа авторитаризма» [11, с. 219], причем в глобальном масштабе. Ведь понятно, что если нет инструмента обеспечения законности или он очень слаб, то закон бессилен! А кто, если не сами люди, пишет законы и создаёт инструменты для его обеспечения.
Пора уже давно заметить, что крайности как планирования, так и «свободного рынка» ни к чему хорошему не приводят. Первое мы знаем на примере социально-экономического застоя в СССР, а второе все больше сегодня ощущаем по росту нищеты и беззакония из-за развития монополии капитала в РФ.
Ни план, ни рынок в отдельности не могут быть основой для адекватного перерастания капиталистического негатива в социальный позитив. В общество социальной справедливости любой капитал должен в равной мере служить интересам всего народа относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как количества труда, а качество жизни каждого должно определяться по результатам квалификации труда каждого на благо всего общества, а не по привилегиям власть и богатство имущих, которые откупаются от своих наёмных трудящихся деньгами не обеспеченными никакими социальными гарантиями.
Именно для этого и необходимо создавать условия, при которых невозможен экономический паразитизм кого-либо, поэтому и рынок должен быть только вне плана развития социальной сферы, где план — основа как для удовлетворения потребностей всех производительных сил, так и для формирования саморазвивающейся социально-экономической системы опирающейся как на инициативность и творчество масс, так и на потребности населения в процессе своего развития. Вот такое должно быть взаимопроникновение двух социально-экономических структур общества.
В целом традиционное капиталистическое гражданское общество, с точки зрения коммунитаризма, менее ценно, чем социально устроенное общество и в этом ключевое понятие, используемое Этциони для обозначения нового и более прогрессивного типа общественного устройства. Следуя его концепции социального гражданского общества, необходимо поддерживать только те институты последнего, которые служат проводниками такого набора всеобщих ценностей, которые развивают в людях честность и солидарность, духовность и интеллектуальность. Толерантность понимается не только как терпение, но и требование соблюдения общих для всех законов и морально-нравственных норм! Этциони допускает некоторый моральный плюрализм лишь по небазовым, неосновным социально-экономическим вопросам [Там же, с. 201].
Универсальность и относительная идеологическая нейтральность с центристским характером коммунитаризм должен завоёвавать всё большую аудиторию своих сторонников, способствовать своему широкому распространению среди населения Земли. Внедрение коммунитарных ценностей предполагает отказ от четкой идентичности, прежде всего, национальной, религиозной, гражданской и классовой в пользу интересов всего сообщества, которое должно стать основой будущего мирового сообщества. Эта изменённая концепция групповой принадлежности при определенных условиях может вести к ограничению независимости тех институтов гражданского общества, которые мешают развитию общественного благополучию.
А с марксистами коммунитаристов разделяет глобальное обобществление средств производства и тоталитаризм, ибо коммунитаризм признаёт партийный парламентаризм и наличие целого ряда моральных, социальных и материальных обязанностей каждого человека перед своим сообществом. Но представители буржуазного либерализма, базисные принципы которого внесли решающий вклад в формирование современной системы весьма сомнительных прав и свобод человека, настаивают, что взятие на себя большинства социальных обязательств должно быть результатом свободного выбора граждан. Но сегодня далеко не все заинтересованы в коммунитаризме, ибо в нём ставится проблема определения «общего благополучия» достойно количества и квалификации труда на благо обществ, чтобы иметь от общества необходимые блага для жизни, а эта идея может помешать элите использовать коммунитаризм для привилегированной жизни, ибо привилегий без ущемления интересов какой-либо части населения не бывает. Как и уравниловка в распределении средств для жизни, ибо уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в производственных отношениях и в быту есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, не в меньшей мере являются основой разобщения людей и морального уродства членов общества, чем незаслуженные льготы и привилегии.
Но расслоение людей в обществе по уровню богатства, а не по общественно полезному труду, есть ещё большая несправедливость и приводит к ещё более мощным социальным потрясениям!
Этциони отстаивает эффективность ставки на поощрение тех реформ, которые общество готово принять на данный момент, поскольку «зачастую успех на одном направлении постепенно приводит к прогрессу в остальных» [13, с. 107]. Контакт и реформы необходимо начинать с общих точек соприкосновения, которыми являются безусловные ценности (мир, экология, права человека) [12]. Еще в 1962 г. Этциони писал, имея в виду СССР, что не стоит игнорировать любую позитивную информацию друг о друге. Для налаживания контактов полезно активизировать взаимные визиты, обмен прессой, конференции, саммиты и разоружение [16, с. 216-217]. Односторонние, но умеренные жесты доброй воли приемлемы, поскольку ведут к смягчению отношений. За ними, как правило, следуют ответные шаги со стороны противника [Там же, с. 230].
Коммунитаристы также призывают к культурному диалогу об общих ценностях в качестве проявления доброй воли народов в борьбе за мир и содружество между всеми народами для их благополучия достойно труда каждого на благо всех! [13, с. 95; 17, с. 242-243]. В мире уже существует и растет согласие по поводу того, что некоторые формы культурного международного содружества безусловно приемлемы, когда дело касается защиты базовых прав человека [Там же, с. 233]. В случае институциализации конфликта правовое оформление его обязательств приводит к потере части независимости соперника и ограничивает свободу его действий, что, безусловно, выгодней жесткой конфронтации и войны [15, с. 281, 282]. Отрицание же прав человека влечет за собой изоляцию и аут-сайдерское положение [17, с. 234].
1. Амитай Этциони в МГИМО // МГИМО. Университет МИД России. UPL: http://www.mgimo.ru/news/guests/document75265.phtml/ (дата обращения: 15.03.2014).
2. Василенко И.А. Политическая философия: Учебник. М., 2014.
3. Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта // Полис. 2008. № 5. С. 72-74.
4. Иноземцев В.Л. От невозможного к непостижимому // Этциони А. От империи к сообществу. Новый подход к международным отношениям. М., 2004.
5. Най Д. (мл.) Будущее власти. М., 2014.
6. Палмер Т. Мифы об индивидуализме // InLiberty.ru. UPL: http://www. inliberty.ru/library/study/342 (дата обращения: 16.03.2014).
7. Политлексикон. Понятия, факты, взаимосвязи. М., 2013.
8. Политология: Учебник / Под ред. А.Ю. Мельвиля. М., 2013.
9. Сирота Н.М. Идеология и политика. М., 2011.
10. Теория политики / Под ред. Б.А. Исаева. СПб., 2008.
11. Хейвуд Э. Политология. М., 2013.
12. Этциони А. Новая глобальная архитектура: механизмы перехода // Полит.ру. Лекции. UPL: http://www.polit.ru/lectures/2009/03/27/lectures.html (дата обращения: 18.03.2014).
13. Этциони А. От империи к сообществу. Новый подход к международным отношениям. М., 2004.
14. Amitaietzioni.org. Личный сайт Амитая Этциони // UPL:http://amitaietzioni.org (дата обращения: 14.03.2014).
15. Etzioni A. A Responsive society. San Francisco, 1991.
16. Etzioni A. The Hard way to peace: A new strategy. NY, 1962.
17. Etzioni A. The Monochrome Society. Princeton, 2001.
18. Иванишкина Ю.В. ВЕСТНИК МГГУ им. М.А. Шолохова, Коммунитаризм А. Этциони: некоторые аспекты теории «всеобщего блага».
Если вам здесь что-то понравилось, и у вас желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте.
Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!
Концепция Амитаи Этциони
Коммунитаризм как новый подход к международным отношениям. Нарастающее неравенство в распределении материальных благ, отлучение целых народов от достижений прогресса. Понятия, на которых строится новый подход к международным отношениям Амитаи Этциони.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.06.2012 |
Размер файла | 48,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Концепция Амитаи Этциони
Введение
Объектом моего исследования является идеалистический подход в целом, как одна из традиций анализа международных отношений и прогнозирования их развития. Предметом исследования является коммунитарная теория Амитаи Этциони в её применении к международным отношениям. Многие положения и основные идеи коммунитаризма проецируются автором на международные отношения. Отсюда происходит перенос идеи о сообществе с национального на глобальный уровень. Почему же сам Этциони называет свой подход к международным отношениям новым подходом? Дело заключается в утверждении принципиально новой глобальной архитектуры, основные элементы которой строятся не по принципу взаимоотношений национальных государств, но на основе создания наднациональных глобальных институтов, утверждении легитимной глобальной власти. Другими словами, он говорит о большей перспективности наднациональных, а не международных структур. Кроме того, автор заявляет, в противопоставление идее о столкновении цивилизаций, о возможности и необходимости глобального синтеза различных мировоззренческих систем. Так как у этого глобального синтеза есть и исключительно практические функции, то в конце концов, по Этциони, он приведёт к консенсусу внешнеполитических интересов государств, который, однако, не представляет из себя комбинирование интересов разных стран.
Целью работы является изучить подход Амитаи Этциони к международным отношениям, для этого были поставлены следующие задачи: во-первых, рассмотреть положения коммунитаризма, его основы и вопросы, на которые отвечает автор своей теорией; во-вторых, выделить основные понятия и термины теории автора; в-третьих, представить конкретные предложения и идеи Этциони относительно будущей архитектуры мира и глобальной власти, мотивы их появления и структуру.
Концепция Этциони основывается на приоритете ценностно-этического подхода к международным отношениям над рационально-реалистическим и необходимости повышения степени управляемости протекающими в современном мире процессами. Предпочтение при этом отдаётся постепенным преобразованиям, поэтому он не настаивает на скорейшем появлении глобального сообщества, утверждая, что ждать его придётся, возможно, ещё несколько поколений. Причем мир будет состоять из нескольких региональных сообществ, объединенных в трансрегиональные организации под руководством глобальных органов власти и глобального гражданского общества.
Одна из основных идей его концепции заключается в том, что вместе с распространением демократических идей, недопустим перевес прав по сравнению с обязанностями, причем это относится как к индивидам в каждом государстве, так и к субъектам международного права. Для этого необходимо «воспитывать» общество: автор предлагает «самоограничительный подход» — каждый человек готов воспринимать чужие ценности и жертвовать своими ради всеобщего блага. Для западного общества примером этого подхода может служить сокращение потребления.
Теоретические основы коммунитаризма уходят корнями в античную философию, религиозно-философские представления об обществе в Ветхом и Новом Завете, католическую философию, философию Просвещения, социальную теорию Ф. Тённиса, Э. Дюркгейма, Р. Нисбета, Дж. Дьюи, Т. Парсонса, В. Корнхаузера. В современной социологии коммунитарной перспективе близки идеи Д. Белла, Р. Путнема, Дж. Грея. Особое значение для Этциони имеет коммунитарная философия М. Бубера. Установление вечного мира между нациями и правовой подход к созданию мирового сообщества рассмотрен в книге Р. Кларка и Л.Б. Сона «Достижение мира через мировое право». Понятие «сообщество» является ключевым у Рэймонда Уильямса.
В отечественной науке идеи коммунитаризма развивал доктор политических наук Г.Г. Пирогов. В своей работе «Идеи и принципы коммунитаризма в конце ХХ — начале ХХI века» он говорит о том, что важнейшей составной частью коммунитарной идеи А. Этциони являются два принципа: во-первых, каждое из сообществ должно иметь твердое представление о том, что оно является частью сообщества более высокого уровня; во-вторых, в каждом сообществе и обществе в целом права членов должны находиться в соответствии с их обязанностями. Нельзя расширять сферу прав человека за счет сжатия сферы его обязанностей. Но в целом он критикует концепцию Этциони как поверхностную, не затрагивающую политических экономических и социальных основ общества.
Сам Этциони излагает свои взгляды в четырнадцати книгах, самые знаменитые из которых «Сравнительный анализ сложных организаций» [1961], «К исследованию социальных трансформаций» [1966], «Активное общество» [1968], «Нескромные вопросы» [1982], «Моральное измерение» [1988], «Дух сообщества» [1993], «Новое золотое правило. Сообщество и нравственность в демократическом обществе» [1996], «От империи к сообществ: новый подход к международным отношениям» [2005].
1. Коммунитаризм как идеалистическая концепция
В идеализме роль международных организаций как раз заключается в выполнении этих задач. Эти организации могли бы служить механизмом предотвращения войн, разрешать конфликты и содействовать международному сотрудничеству, а также им будут делегированы некоторые функции государства и они смогут обеспечить мирное развитие международной жизни и безопасность на глобальном уровне. К тому же, в целом идеалистические концепции и проекты направлены на расширение возможности международной деятельности иных, нежели государства, акторов и ограничение возможностей государств действовать на международной арене.
На практике в различные годы концепция идеализма проявилась в создании Лиги наций, ООН, постоянных международных арбитражей, некоторых областей международного права (например международного гуманитарного права) специальных международных трибуналов, Международного уголовного суда и т.д.
Наиболее популярная и широко воспринятая в социально-политическом контексте идея коммунитаризма воплощена в трехсекторной модели общества, в которой ключевую роль играет партнерский баланс между государством, рынком и сообществами.
Согласно Этциони, термин «коммунитарный» впервые появился в первой половине XIX в. и его первоначальное значение было связано с политической активностью групп, вдохновляемых коммунистической и социалистической догматикой. Однако уже в начале XX столетия общепринятое словарное значение этого термина указывало на основные характеристики того или иного сообщества.
В основе его подхода лежит последовательное отрицание доктрины Realpolitik (Реальная политика), т.е. такой политики, которая по большей части опирается на практические соображения, а не на идеологические или моральные. Этциони ратует за утверждение этических начал в данной сфере. В целом мораль, ответственность и участие как основы сообщества ориентируют коммунитаризм в направлении социального действия в его коммунитарной форме. Доктор экономических наук и переводчик книги Амитаи Этциони «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям», В.Л. Иноземцев, пользуясь словами М. Уолцера, определяет международную политику для Этциони как «сферу не правового, а морального выбора, к которому должны иногда, подобно отдельным людям, обращаться и нации».
2. Применение коммунитаризма к международным отношениям
Этциони так же утверждает, что для определения основных аспектов этого пути необходимо задать следующие вопросы, ответы на которые и станут основой его «нового подхода к международным отношениям»:
· Какие нормативные ценности должны войти в универсальный набор ценностей: только лишь западные или восточные тоже?
· Действительно ли, что старая система (система национальных государств) способна справляться с глобальными проблемами?
· Насколько возможно общемировое управление без какой-то формы глобального правительства?
· В какой мере следует полагаться на новые, пока лишь зарождающиеся институты мирового сообщества?
этциони коммунитаризм международный
3. Основные понятия и положения, на которых строится новый подход к международным отношениям Амитаи Этциони
Конечно, главными понятиями теории являются «империя» и «сообщество», они противопоставлены.
«Империя» — это форма управления, при которой группа наиболее мощных держав навязывает свою волю всем остальным. Во главе современной империи стоят США. Этому понятию уделяется сравнительно немного внимания, так как более важным представляется определение самого мирового сообщества, путей его построения, нормативной и институциональной базе.
Понятие сообщества неразрывно связано с понятием «глобального нормативного синтеза», так именно нормативный синтез является той основой, на которой будет формироваться глобальное сообщество. Его моделью является набор норм, при этом этот набор ограничен универсален, в который входят западные и восточные, универсальные и «партикулярные» ценности.
Компонентами глобального синтеза являются две противоборствующие тенденции: партикуляризм и универсализм. Результатом же их взаимодействия становится «социальная конструкция, в которой универсальным правам отдаётся приоритет по сравнению с общинными связями и партикуляристскими ценностями, однако последние признаются легитимными в областях, где не действуют принципы универсализма». Например, местные общины не могут нарушать общие права человека, но главное слово за ними в специальных вопросах, критерий классификации этих вопросов — степень всеобщности, универсальности проблемы.
Автор задаётся многочисленными вопросами относительно нормативного синтеза, в числе которых: каким нравственным нормам должны подчиняться внешнеполитические курсы государств и МО ближайшего будущего? может ли мировое сообщество быть сформировано на базе западных ценностей (свобода, права человека и т.д.)? И сам же пытается на них ответить.
Во-первых, синтез «стержневых ценностей Востока и Запада», открывающий путь к построению справедливого общества, «происходит медленно и неуклонно». Не происходит конвергенции, а «они просто приближаются к центру диапазона между автономией личности и общественным порядком, причем каждый пока преодолел только часть пути и это движение происходит не в направлении единой синтетической модели, а реализуется ряд социальных проектов, у которых есть две важных общих черты: социум становится более сбалансированным, нежели в индивидуалистическом или авторитарном вариантах, а общественный порядок больше, чем в любом из этих случаев, базируется на силе убеждения; при этом каждая страна находит своё соотношения между автономией и порядком». При этом на данный момент времени общие идеалы воспринимаются далеко не всеми, существует достаточно широкий (и продолжающийся расширяться) консенсус, отражающий формирование ряда глобальных норм и ценностей. Анализируя ситуацию в разных странах мира Этциони приходит к выводу, что все общества движутся к срединной позиции, соответствующей глобальному нормативному синтезу.
В этой связи автор выделяет две западные школы, два нормативных подхода к проблеме взаимодействия западных и восточных ценностей. Первая школа считает западные ценности универсальными (её представители Ф. Фукуяма, М. Мандельбаум, Ф. Закария). Вторая, в свою очередь, говорит о «столкновении цивилизаций», т.е. незападные государства не могут внести вклад в развитие политических и экономических институтов и воплощаемых ими ценностей (С. Хантингтон, Б. Льюис). Сам же Этциони утверждает, что у Востока можно почерпнуть опыт в вопросах уважения к власти, заботы о коллективном благе и сохранения общинных связей.
Что касается экономической и социальной сущности формирующегося глобального нормативного синтеза, то её составит не максимизация дохода и потребления, а «непотребительский смысл жизни». По мере удовлетворения базовых материальных потребностей всё больше людей станут избавляться от «потребительской горячки», обнаружив, что подлинное удовольствие заключено в достижении высоких целей, установлении прочных связей с другими людьми, укреплении сообщества и служении ему, а также культурных и духовных исканиях. Однако, жизненные планы и стремления членов общества безусловно входят в нравственные ценности и понятие общего блага. В отношении их Этциони соглашается с мнением о том, что для всех людей на Земле характерно стремление к материальной обеспеченности.
Конкретный способ, которым будет осуществляться глобальный нормативный синтез, это — «взаимообучение». Его главный принцип — обеим сторонам есть чему научить другую. Это станет возможным (и уже таковым является) благодаря «нравственному диалогу» — процессу взаимодействия граждан всего мира по поводу универсальных вопросов, результатом которого является формирование международного общественного мнения. Нормативный диалог возникает, когда группа людей начинает формулировать идеалы, которыми собираются руководствоваться в жизни. Примеры успешного нормативного диалога на глобальном уровне — решения о защите окружающей среды, в области отношения к женщинам, осуждения односторонних действий и т.д.
Как уже было сказано, будущему глобальному сообществу кроме нормативной, необходима и институциональная основа. Здесь действует применяемый Этциони принцип переноса закономерностей развития национального государства на глобальное сообщество. Соответственно, если гражданское общество на уровне национального государства взаимодействует с этим государством, то в ситуации предпосылок появления глобального гражданского общества, «в пару ему» должно встать глобальное государство (что в теории Этциони не является непременным, но легко прогнозируемым исходя из аналогии с национальным государством).
Для этого вводится понятие «мировое правительство». Первая цель развития — безопасность. Сфера его компетенции будет сначала узкой (т.е. только контроль над ядерным оружием), но её расширении неизбежно, хотя сейчас и невозможно однозначно сказать при каких условия может произойти это расширение).
Переход от ситуации отчуждения к приоритету человека зависит от двух факторов: человеческие ценности, которым должны служить имеющиеся у нас средства, и политические институты, призванные «держать ситуацию под контролем», т.е. осуществлять применение этих средств и принятие решений. Но нравственный прогресс человечества отстаёт от развития инструментов, которыми оно обладает (нравственное отставание). Помимо этого существует политическое отставание, т.е. отставание развития политических институтов.
Ну и последним важным понятием теории Этциони является понятие «архитектуры мира», о которой пойдёт речь ниже.
4. Новая глобальная архитектура в противопоставление старой системе национальных государств
Старая система.
Компонентами глобального синтеза являются две противоборствующие тенденции: партикуляризм и универсализм. Результатом же их взаимодействия становится «социальная конструкция, в которой универсальным правам отдаётся приоритет по сравнению с общинными связями и партикуляристскими ценностями, однако последние признаются легитимными в областях, где не действуют принципы универсализма». Например, местные общины не могут нарушать общие права человека, но главное слово за ними в специальных вопросах, критерий классификации этих вопросов — степень всеобщности, универсальности проблемы.
Автор задаётся многочисленными вопросами относительно нормативного синтеза, в числе которых: каким нравственным нормам должны подчиняться внешнеполитические курсы государств и МО ближайшего будущего? может ли мировое сообщество быть сформировано на базе западных ценностей (свобода, права человека и т.д.)? И сам же пытается на них ответить.
Во-первых, синтез «стержневых ценностей Востока и Запада», открывающий путь к построению справедливого общества, «происходит медленно и неуклонно». Не происходит конвергенции, а «они просто приближаются к центру диапазона между автономией личности и общественным порядком, причем каждый пока преодолел только часть пути и это движение происходит не в направлении единой синтетической модели, а реализуется ряд социальных проектов, у которых есть две важных общих черты: социум становится более сбалансированным, нежели в индивидуалистическом или авторитарном вариантах, а общественный порядок больше, чем в любом из этих случаев, базируется на силе убеждения; при этом каждая страна находит своё соотношения между автономией и порядком». При этом на данный момент времени общие идеалы воспринимаются далеко не всеми, существует достаточно широкий (и продолжающийся расширяться) консенсус, отражающий формирование ряда глобальных норм и ценностей. Анализируя ситуацию в разных странах мира Этциони приходит к выводу, что все общества движутся к срединной позиции, соответствующей глобальному нормативному синтезу.
В этой связи автор выделяет две западные школы, два нормативных подхода к проблеме взаимодействия западных и восточных ценностей. Первая школа считает западные ценности универсальными (её представители Ф. Фукуяма, М. Мандельбаум, Ф. Закария). Вторая, в свою очередь, говорит о «столкновении цивилизаций», т.е. незападные государства не могут внести вклад в развитие политических и экономических институтов и воплощаемых ими ценностей (С. Хантингтон, Б. Льюис). Сам же Этциони утверждает, что у Востока можно почерпнуть опыт в вопросах уважения к власти, заботы о коллективном благе и сохранения общинных связей.
Что касается экономической и социальной сущности формирующегося глобального нормативного синтеза, то её составит не максимизация дохода и потребления, а «непотребительский смысл жизни». По мере удовлетворения базовых материальных потребностей всё больше людей станут избавляться от «потребительской горячки», обнаружив, что подлинное удовольствие заключено в достижении высоких целей, установлении прочных связей с другими людьми, укреплении сообщества и служении ему, а также культурных и духовных исканиях. Однако, жизненные планы и стремления членов общества безусловно входят в нравственные ценности и понятие общего блага. В отношении их Этциони соглашается с мнением о том, что для всех людей на Земле характерно стремление к материальной обеспеченности.
Конкретный способ, которым будет осуществляться глобальный нормативный синтез, это — «взаимообучение». Его главный принцип — обеим сторонам есть чему научить другую. Это станет возможным (и уже таковым является) благодаря «нравственному диалогу» — процессу взаимодействия граждан всего мира по поводу универсальных вопросов, результатом которого является формирование международного общественного мнения. Нормативный диалог возникает, когда группа людей начинает формулировать идеалы, которыми собираются руководствоваться в жизни. Примеры успешного нормативного диалога на глобальном уровне — решения о защите окружающей среды, в области отношения к женщинам, осуждения односторонних действий и т.д.
Как уже было сказано, будущему глобальному сообществу кроме нормативной, необходима и институциональная основа. Здесь действует применяемый Этциони принцип переноса закономерностей развития национального государства на глобальное сообщество. Соответственно, если гражданское общество на уровне национального государства взаимодействует с этим государством, то в ситуации предпосылок появления глобального гражданского общества, «в пару ему» должно встать глобальное государство (что в теории Этциони не является непременным, но легко прогнозируемым исходя из аналогии с национальным государством).
Для этого вводится понятие «мировое правительство». Первая цель развития — безопасность. Сфера его компетенции будет сначала узкой (т.е. только контроль над ядерным оружием), но её расширении неизбежно, хотя сейчас и невозможно однозначно сказать при каких условия может произойти это расширение).
Переход от ситуации отчуждения к приоритету человека зависит от двух факторов: человеческие ценности, которым должны служить имеющиеся у нас средства, и политические институты, призванные «держать ситуацию под контролем», т.е. осуществлять применение этих средств и принятие решений. Но нравственный прогресс человечества отстаёт от развития инструментов, которыми оно обладает (нравственное отставание). Помимо этого существует политическое отставание, т.е. отставание развития политических институтов.
Ну и последним важным понятием теории Этциони является понятие «архитектуры мира», о которой пойдёт речь ниже.
4. Новая глобальная архитектура в противопоставление старой системе национальных государств
Старая система.
Как уже было сказано, будущему глобальному сообществу кроме нормативной, необходима и институциональная основа. Здесь действует применяемый Этциони принцип переноса закономерностей развития национального государства на глобальное сообщество. Соответственно, если гражданское общество на уровне национального государства взаимодействует с этим государством, то в ситуации предпосылок появления глобального гражданского общества, «в пару ему» должно встать глобальное государство (что в теории Этциони не является непременным, но легко прогнозируемым исходя из аналогии с национальным государством).
Для этого вводится понятие «мировое правительство». Первая цель развития — безопасность. Сфера его компетенции будет сначала узкой (т.е. только контроль над ядерным оружием), но её расширении неизбежно, хотя сейчас и невозможно однозначно сказать при каких условия может произойти это расширение).
Переход от ситуации отчуждения к приоритету человека зависит от двух факторов: человеческие ценности, которым должны служить имеющиеся у нас средства, и политические институты, призванные «держать ситуацию под контролем», т.е. осуществлять применение этих средств и принятие решений. Но нравственный прогресс человечества отстаёт от развития инструментов, которыми оно обладает (нравственное отставание). Помимо этого существует политическое отставание, т.е. отставание развития политических институтов.
Ну и последним важным понятием теории Этциони является понятие «архитектуры мира», о которой пойдёт речь ниже.
4. Новая глобальная архитектура в противопоставление старой системе национальных государств
Старая система.
Под старой системой понимается современная система взаимодействия национальных государств, которую автор называет «империей». Связи между государствами обеспечиваются не только в двустороннем порядке, но и на базе международных организаций.
Автор придаёт большое значение ООН, однако, не в её настоящем состоянии, в котором «ООН заслуживает положительной оценки лишь за то, что служит форумом, на котором представители многих государств встречаются и общаются друг с другом». Эта организация не отражает мирового общественного мнения, не имеет должного авторитета и необходимых возможностей, в силу чего едва ли в состоянии погасить региональные конфликты, не говоря уже об острых проблемах, с которыми сталкивается человечество. Она также не является и не может являться источником легитимации в вопросах, по которым нет широкомасштабного консенсуса. Отсюда вытекает двойственность роли ООН.
Но положительным примером объединения государств на пути создания мирового глобального сообщества является Европейский союз, т.к. по-настоящему эффективным является формирование региональных объединений, не отягощенных заметным различием нравственных ценностей и целей участников. Этот факт способен снять остроту проблемы легитимизации функционирования новых институтов и тем самым открыть путь созданию новых наднациональных форм контроля, которые должны отвечать трём условиям: обладать легитимным контролем над силовыми структурами с приоритетом над полномочиями национальных властей, правом перераспределения ресурсов между государствами-членами и самостоятельной политической правосубъектностью помимо стран-членов. Таким образом, необходимо создание именно наднациональных сообществ, интересы которых должны получить приоритет над интересами сообществ государств-членов. Такая система противостоит настоящей, устаревшей системе объединения национальных государств.
Из современных подобий наднациональных структур (основные характеристики которых это то, что они решают «узловые» проблемы, являются более мобильными, им повинуются национальные правительства) можно назвать: Международный уголовный суд, частично ВТО и Международная торговая палата. Они отличаются от остальных международных организаций. Но необходимо отметить, полной наднациональности государств достичь практически невозможно, поэтому ЕС называется «половинчатой наднациональностью».
5. Новая глобальная архитектура
Создание верховной власти решит 2 взаимосвязанные проблемы: необходимость в институте, обеспечивающем легитимацию деятельности наднациональной власти (прежде всего в сферах, где её действия неподконтрольны и неподвластны национальным правительствам) и необходимость в глобальной структуре, где согласование различных национальных интересов подобно согласованию интересов законодательной и исполнительной власти внутри одного государства.
У формирующейся глобальной власти есть множество проблем: отсутствие механизмов, способных обеспечить полное согласование ценностей и интересов всех государств, слабая координация деятельности глобальных агентств, проблема обеспечения её легитимности, установления подотчетности.
Как же произойдёт трансформация государства для делегирования некоторых полномочий глобальной власти? По Этциони, произойдёт подрыв понятия суверенитета и возникнут основания для расширения границ действия транснациональных сил. Появится такое состояние, в котором ни один субъект власти не имел бы монопольного контроля ни в одной сфере, ничья власть не была абсолютной. Это приведет к ситуации, когда традиционные полномочия государства уже будут утрачены, но единое сообщество ещё также не будет создано.
Какие же конкретные институты глобальной власти предлагает создать автор, и какие из них уже созданы?
После 11-го сентября 2001 года США взялись укреплять порядок в мире, используя для этого превосходящую мощь, статус и ресурсы единственной сверхдержавы в двух направлениях: война в Ираке и борьба с международным терроризмом. Эти два направления определяют два вида будущей глобальной архитектуры и роли США в ней. Если войну в Ираке автор признаёт произошедшей не в то время и не в той стране, второе направление куда более удачно.
Оно масштабно по размерам и даже оказало влияние на внутренние законы некоторых стран (например, изменения в Конституциях ФРГ, Японии). При этом изменения произошли скоординировано и почти во всех странах одновременно. Кроме того, борьба с международным терроризмом действует вне национальных границ (например, было практически повсеместно обеспечено американское военное и полувоенное присутствие). Всё это стало реальным, тесным транснациональным сотрудничеством. Подобную форму сотрудничества автор называет «Глобальным агентством по борьбе с терроризмом», в котором, кстати, принимают активное участие и страны Востока (например, Таиланд, Пакистан, Филиппины и т.д.).Этому агентству автор отводит особое место в глобальной архитектуре. Оно представляет собой более высокий уровень координации деятельности, тесную взаимосвязь участников.
ВОЗ может стать глобальным агентством здравоохранения, организацией, способной возглавить движение к обеспечению общего и растущего основополагающего минимума в социально-экономической сфере, за счёт существенного расширения круга её полномочий (вмешиваться в дела государств, переживающих кризис здравоохранительной системы, отправлять инспекции даже при отсутствии официального приглашения).
Также в глобальную архитектуру предлагается включить агентство по вопросам прав и обязанностей (государства обладают не только правами, но и обязанностями относительно других и относительно коллективного блага).
Автор утверждает, что во многих аспектах всему миру предстоит пройти путём, характерным для формирования отдельных наций. Подтверждением тому может служить его тезис о том, что нации, объединенные силой (Германия, Италия, Великобритания, США) со временем сформировали демократические режимы и стали внутренне едиными и утверждение, что такой процесс возможен и на глобальном уровне.
Для того, чтобы ООН смогла играть основополагающую роль в будущей глобальной архитектуре, её необходимо серьёзно реорганизовать. Например, Совет безопасности ООН отражает структуру мира 40-х гг., отсутствует система разделения властей, ООН не может собирать налогов и т.д. Путь реформирования: повышение значения региональных институтов или создание Совета регионов.
Заключение
Теория Амитаи Этциони, безусловно, является одной из самых последовательных и полных современных идеалистических теорий. Взгляды исследователя на мировое устройство отражены в целом течении. Он смоделировал мировое устройство, в котором не отступил от своих идей: мировое сообщество представляет собой сообщество сообществ; на каждом уровне (уровень государств, региональный, трансрегиональный, мировой) происходит согласование интересов; каждое сообщество в отдельности и все в целом являются приверженцами единых принципов и норм.
Многие исследователи указывают на несостоятельность теории, утверждая, например, что даже глобальный нормативный синтез не сможет проходить без утверждения примата западных ценностей над восточными. Или заявляя, что на современном этапе те средства, которыми пользуются государства не свидетельствуют о том, что достижение консенсуса является более эффективным, чем применение силы, методом.
Все предполагаемые процессы в мире абсолютно взаимосвязаны и последовательны. Например, глобальный синтез, который будет осуществляться на базе согласования ценностей, должен повлечь за собой мировой нормативный синтез и консенсус внешнеполитических интересов. Таким образом ценностный кризис становится легитимной основой всех политических решений нового мирового сообщества. И одновременно, глобальный синтез является основой для утверждения «мирового справедливого общества» и «приоритета человека», катализатором построения которых будут глобальные угрозы (терроризм, вирусные заболевания и т.д.).
Тем не менее, автор проявляет некоторую неуверенность, не свойственную беззаветно верующим в наступлении «вечного мира» идеалистам. Это проявляется в частности в его сомнении насчёт возможности наступления глобального нормативного синтеза, а также в возможности создания глобального правительства. По Этциони, существующие представления о благе, даже если они разделяются многими нациями недостаточны, он не признаёт демократическое подчинение меньшинства большинству. Поэтому становится важным само стремление и движение к абсолютному синтезу ценностей.
К тому же, мировые тенденции на столько противоречивы, что невозможно сказать однозначно, движется ли мир в сторону мирового сообщества или нет (например, глобальная солидарность противоречит проявлениям партикулярной лояльности, глобализм противостоит локализму). Эти противоречие нивелируется, пожалуй, только относительно тех, кто борется за чистоту окружающей среды, эвайроментаризм. Исходя из этого мировое сообщество не может расцениваться как необходимый этап развития человечества.Подобные документы
Формирование мировоззрения К. Токаева и выбор профессии дипломата. Научно-исследовательская деятельность. Взгляды К. Токаева по основным проблемам казахстанской дипломатии и международным отношениям в целом. «Советский период» в карьере дипломата.
курсовая работа [123,6 K], добавлен 08.06.2014
Анализ закономерностей, особенностей современного состояния двусторонних отношений Кыргызстана со странами Центральной Азии. Обоснование теоретических и научно-практических путей их развития в условиях перехода к новым международным отношениям в мире.
дипломная работа [224,2 K], добавлен 11.10.2014
Становление и развитие нормативного запрещения терроризма. Значение международных договоров в области борьбы с международным терроризмом. Сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями по вопросам борьбы с международным терроризмом.
курсовая работа [46,5 K], добавлен 09.07.2015
Рассмотрение специфики договоров с участием международных организаций, порядок и стадии заключения договоров. Соглашение между Международным бюро мер и весов и Францией. Подход к межгосударственным организациям как к субъектам международного права.
реферат [12,1 K], добавлен 23.07.2009
Понятие и виды международного терроризма. Роль ООН и РФ в борьбе с международным терроризмом. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма.
реферат [42,8 K], добавлен 20.05.2014
дипломная работа [107,2 K], добавлен 25.05.2015
Сущность международного бизнеса, его виды и формы, принципы организации и управления. Исследование организации управления международным бизнесом (на примере ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»), разработка путей и мероприятий по ее совершенствованию.
курсовая работа [137,1 K], добавлен 22.06.2012