компенсация экспозиции вспышки что это
Компенсация экспозиции вспышки
Фотография ниже, на первый взгляд, не представляет собой ничего экстраординарного. Однако же, если посмотреть на нее более осознано, то мы поймем, что это не просто портрет, но и пейзаж одновременно. Все дело в том, что здесь отлично проработан портрет и присутствует небольшая часть пейзажа – небо. При этом снимок не наляпистый, а наоборот очень гармоничный и интересный. Получить такую фотографию позволяет компенсация экспозиции вспышки.
Как бы выглядел обычный портрет на закате, снятый без вспышки, либо же с плохо настроенной вспышкой. Все очень и очень просто. Так как главным в кадре является портретируемый человек, то ваш фотоаппарат рассчитывает значение экспозиции по нему. А небо с закатом, как второстепенное остается не у дел, вследствие чего оно получается немного пересвеченным и бледным.
Давайте разберем, что сделал фотограф на успешной карточке. Было предпринято два шага:
Задний фон был специально недосвечен на один шаг экспозиции. Благодаря этому фотограф получил хорошее красивое закатное небо.
Для получения хорошо проработанного портрета, общая экспозиция выставлялась со вспышкой, которой мужчина и был корректно подсвечен.
Соединив два описанных выше момента, фотограф получил хорошее фото.
В принципе только что, снова была описана компенсация экспозиции при съемке. Однако же, что бы все понять, нужно досконально разобраться в нашей теме.
За всеми умными словами, которые вы имели счастье читать выше, лежит один простой закон физики, который гласит о том, что свет теряет свою силу с расстоянием. Естественно это же относится и к вспышке фотоаппарата.
Что бы проще понять и представить себе это пройдитесь ночью по дому со свечкой. Если вы поднесете ее к какому-то предмету, то он очень сильно осветится. Если же вы направите свечу на что-то отдаленное, то луч потеряет свою силу или «мощность» если так можно охарактеризовать свет свечи и у вас не получится осветить дальний объект.
Тоже самое, причем буквально, происходит и со вспышкой. Она имеет определенную мощность и направление света, которым можно сильно осветить ближайший объект, слегка подсветить немного удаленный предмет и совсем не получится подсветить дом на той стороне площади или горизонт. Для более полного раскрытия вопроса я вынужден обратиться к физике, чему вы врядли порадуетесь, но я попытаюсь донести материал максимально просто.
Закон обратных квадратов
Данный физический закон в разрезе нашего интереса к фотографии может быть использован в важнейшем ее разделе – свете. Закон обратных квадратов объясняет нам, как ведет себя свет на расстоянии и почему расстояние между объектом съемки и источником света имеет большое значение. Особенно это важно при использовании искусственных осветителей и вспышек в частности.
Задаю вам практический вопрос. Предположим, у нас имеется некий источник света, включенный на полную мощность, а объект, который необходимо осветить находится от него на расстоянии один метр. Вопрос заключается в том, сколько света достигнет нашего объекта, если мы его переместим на два метра?
Задумываясь об этом я, конечно же, сказал, что до объекта дойдет половина от изначального источника света. Но я ошибался. Свет рассеивается согласно закону обратных квадратов, а это немножечко сложнее.
Итак, вот то самое страшное, характеристика закона обратных квадратов языком физиков: мощность света обратно пропорциональна квадрату расстояния.
Взяв наше расстояние (два метра), мы возводим его в квадрат и получаем четыре. В нашем конкретном случае обратной пропорцией из четырех будет четверть от изначальной мощности или ¼.
Проверим мою писанину для расстояния в один метр:
1 х 1 = 1, итого 1/1 или 1. Здесь все сходится.
Рассчитываем количество света для расстояния два метра:
2 х 2 = 4, итого 1/4 или четверть.
Теперь уже из интереса давайте рассчитаем тот же показатель для трех метров:
3 х 3 = 9, итого 1/9. Из этого расчета мы понимаем, что до нашего объекта дошла только одна девятая часть света, а восемь частей рассеялось.
Когда я купил вспышку и начал немного разбираться в свойствах света, эти расчеты стали для меня настоящим открытием!
Вот так происходит падение интенсивности светового потока на расстоянии от одного до десяти метров:
Надеюсь, данные описания вам понятны, так как без них будет достаточно трудно понять, что это, компенсация экспозиции вспышки.
На этом польза и практический интерес закона обратных квадратов не исчерпал себя. Вам интересно будет узнать, что по расчетам согласно нашей формуле 75% света теряется на первых двух метрах и всего лишь 5% на расстоянии от четырех до десяти метров:
Конечно же, это не все полезности данного закона, но в разрезе заявленной темы остальные нам пока не нужны, возможно, я опишу их в другой статье.
Немного поговорив о теории, вернемся к практическим вопросам. Фотографируя в полуавтоматических или автоматических режимах и, используя вспышку, не важно, встроенную или внешнюю, ваш фотоаппарат старается управлять выдержкой, диафрагмой и мощностью импульса вспышки. Он проделывает эти действия для того чтобы фон (в большинстве случаев подсвеченный естественными источниками) и передний план (скорее всего освещаемый вспышкой или и ней тоже) были корректно и гармонично экспонированы.
Однако же, при небольшом знании теории и наличии практики вы легко можете разделить эти две экспозиции и получить управление над каждой в отдельности. Конечно же, при условии, что вам это нужно.
Но, здесь проявляются несколько подводных камней связанных с особенностями аппаратуры и импульсного света. В частности, экспозиция вспышки контролируется только лишь ее мощностью и диафрагмой. Изменение выдержки не имеет никакого значения для экспозиции вспышки. А с другой стороны отражение естественного света фона на матрице контролируется диафрагмой и выдержкой.
Эти закономерности означают, что изменив выдержку, мы изменим экспозицию естественного света, совершенно не затронув экспозицию выдержки. Из этого получается, что если мы установим выдержку короче, чем рекомендует фотоаппарат, то получим недосвеченный фон и корректно экспонированный передний план.
Обрисовав эти проблемы, перейдем к способам их устранения.
Комбинированная компенсация экспозиции вспышки
Если смотреть на фото слева на право, то тут следующие значения компенсации:
Эти фотографии показывают нам результат компенсации экспозиции с использованием заполняющей вспышки.
Особо сильно на фотографиях виден эффект компенсации на фоне, который был освещен только лишь естественным освещением.
Экспозиция на лице модели хорошо различима, благодаря тому, что ее освещают и естественный свет и вспышка. В этой серии мощность вспышки одинаковая для всех фото, однако же, экспозиция натурального света отличается в зависимости от компенсации экспозиции.
Компенсация экспозиции дает вам возможность изменять экспозицию, которая зачастую устанавливается в автоматическом режиме.
Экспозиция со вспышкой и режимы фотоаппарата
Для того что бы полностью и качественно понять, что такое компенсация экспозиции при съемке, так же очень важно разобраться в режимах фотокамеры. Режимов, с которыми можно использовать вспышку есть несколько и каждый из них выделяется определенными техническими характеристиками и своим влиянием на экспозицию в целом. Сейчас мы рассмотрим все необходимые нам режимы.
Эта часть данной статьи очень важна, так как без нее весь предыдущий материал теряет свой смысл. Все дело в том, что некоторые режимы подразумевают под собой использование исключительно заполняющей вспышки. Другие же режимы могут почти полностью игнорировать естественный свет, что делает вспышку главным источником света на снимке.
Ключевым является понимание того, почему и в каких случаях камера использует вспышку определенным образом. Ниже вы можете видеть практически все режимы камеры и использование вспышки при них:
Автоматический режим
В этом режиме вспышка будет использоваться только лишь в том случае, если выдержка без нее окажется длиннее, чем допустимое ее значение для съемки с рук – около 1/60 секунды. Далее мощность вспышки увеличивается пропорционально уменьшению количества света, который достигает предмета, а выдержка при этом остается 1/60.
Программный режим
Этот режим очень похож на автоматический, однако же, использование вспышки можно запустить для случаев, когда объект съемки освещен. В этом случае вспышка будет заполняющей. Большинство фотоаппаратов, благодаря настройкам прошивки уменьшают мощность заполняющей вспышки по мере нарастания количества натурального света. Таким образом, мощность заполняющей вспышки может быть от 1:1 (при тусклом освещении) до 1:4 (при ярком свете). Если же выдержка фотоаппарата короче 1/60 секунды, то вспышка начинает работать, так же как и в автоматическом режиме.
Режимы приоритетов
Режимы Av (приоритет диафрагмы) и Tv (приоритет выдержки) ведут себя немного по-другому. Если вам потребуется функция заполняющей вспышки, то, как и в программном режиме потребуется ее форсированное включение (встроенная вспышка). Но, в отличие от автоматического режима мощность вспышки никогда не станет больше чем 1:1, а экспозиция длится столько, сколько необходимо. Такой режим работы называется «Медленная синхронизация». В режиме приоритета выдержки сила вспышки может увеличиваться, но только если нужное диафрагменное число, меньшее возможного для вашего объектива.
Ручной режим
При использовании этого режима, экспозиция по естественному свету зависит от ваших настроек ISO, выдержки и диафрагмы. Далее экспозиция рассчитывается по вспышке. Основой для расчета используется количество света необходимое для подсветки объекта съемки. Становится ясно, что ручной режим позволяет более широко использовать диапазон мощностей вспышки.
В любом из режимов описанных выше возможно мигание индикатора в видоискателе. Этот сигнал означает, что в данных условиях съемка со вспышкой недоступна. Причиной может быть слишком короткая выдержка, которая не поддерживается вашим фотоаппаратом или вспышкой, или же, невозможное для данного объектива значение диафрагмы.
Закрепление материала
Совсем не люблю повторяться, а тем более заниматься тавтологиями в одной статье, но сложность материала, на мой взгляд, того требует. Что бы окончательно разобраться в том, что такое компенсация экспозиции вспышки, в последний раз, разберем это понятие и рассмотрим практические примеры.
Для успешной и правильной коррекции мощности вспышки необходимо использовать верную комбинацию компенсации экспозиции вспышки и простой компенсации экспозиции.
Компенсация вспышки работает почти так же, как и стандартная компенсация: она изменяет высчитанное фотоаппаратом значение мощности вспышки на определенную величину. По сути, разница только в том, что компенсация экспозиции изменяет обе экспозиции, вспышки и постоянного света, а компенсация вспышки меняет только мощность вспышки.
Основная проблема заключается в том, что коррекция любой из компенсаций для изменения мощности вспышки без изменения экспозиции весьма проблематична. Ниже вы можете наблюдать изменения мощности вспышки при изначальном балансовом соотношении 1:1.
Из данной таблицы нам становится ясно, как поменять мощность вспышки, изменяя компенсации.
Прошу обратить внимание на то, что обычно величина компенсации экспозиции вспышки прозрачна и состоит из целого числа, она соответствует целым ступеням, на которые вы увеличиваете или уменьшаете мощность вашей вспышки. А вот компенсация экспозиции очень далека от целых чисел, так как она зависит не только от изменения мощности вспышки, но и от первоначальной мощности вспышки, которая в свою очередь может оказаться дробным числом.
Давайте разберем практическую ситуацию, которая нам покажет, почему компенсация экспозиции намного комплексней и «вместительней» компенсации экспозиции вспышки.
Разберем ситуацию, когда интенсивность вспышки меняется с 1:1 на 2:1. Для начала давайте поставим +1 ступень для компенсации экспозиции вспышки – это проще всего. Однако же, если просто увеличить эту компенсацию, то количество света от вспышки удвоится, а природный свет останется на той же позиции что и в начале. В итоге наше действие даст общий прирост экспозиции. Соответственно нам необходима минусовая компенсация экспозиции, что позволит исправить плюсовую экспозицию. Теперь вопрос, какая компенсация нам необходима?
Если первоначальное соотношение светов было 1:1, то общее количество света после коррекции компенсации экспозиции вспышки +1, составит 150 % от первоначального. Становится ясно, что нам необходимо значение компенсации экспозиции, которое будет 2/3 от нынешнего (150% х 2/3 = 100%).
Статья оказалась «немного» длиннее, чем я планировал вначале, но надеюсь, она будет вам полезна. Возможно, вы никогда и не станете пользоваться компенсациями, но, безусловно, лучше о них знать и не пользоваться, чем не знать и не понимать, что происходит со светом на ваших фотографиях.
Компенсация экспозиции: что это и как её использовать?
Компенсация экспозиции изменяет параметры одной или нескольких составляющих экспозиции – в зависимости от выбранного режима съёмки. Например, при съёмке в режиме приоритета диафрагмы, вы задаёте значение диафрагмы, а камера, ориентируясь на экспозамер, автоматически выбирает длительность выдержки. Задействуя компенсацию экспозиции в этом случае, вы влияете на длительность выдержки, выбранную камерой.
Из этой статьи вы узнаете, где на вашей камере найти компенсацию экспозиции, и как её использовать для корректировки экспозиции при съёмке в режимах приоритета диафрагмы, приоритета выдержки, а также программном и сценарных режимах.
Каждая современная камера оснащена возможностью настройки параметров экспозиции, упрощающих правильное экспонирование изображения. Иными словами, производители дают фотографу возможность яркость изображения, чтобы оно не выглядело слишком ярким или чересчур тёмным. Достигается это посредством использования функции компенсации экспозиции, которая обычно представлена либо отдельной кнопкой на корпусе камеры, либо диском, при помощи которого можно задать положительные или отрицательные значения компенсации экспозиции.
Давайте посмотрим, как вы можете использовать эту замечательную функцию и полностью контролировать экспозицию во время съёмки.
Прежде чем показать, где вы сможете найти функцию компенсации экспозиции на своей камере, давайте рассмотрим, что она делает и в каких режимах камеры её можно использовать.
Внимание! Прежде чем начать работать с компенсацией экспозиции, убедитесь, что вы хорошо разбираетесь в треугольнике экспозиции и понимаете, как влияют друг на друга диафрагма, выдержка и ISO.
Что такое компенсация экспозиции?
Компенсация экспозиции позволяет фотографу до момента захвата изображения перенастраивать параметры экспозиции, выбранные экспозамером камеры, чтобы сделать фотографию более тёмной или светлой. Поскольку экспозамеры камер работают, оценивая свет, отражённый от объектов, ориентируясь на средний серый (также известный как 18% серый), каждый раз, когда объектив камеры направлен на что-то очень тёмное, экспозамер сработает от обратного, осветлив экспозицию, тогда как чрезмерно яркий объект заставит экспозамер сделать экспозицию более тёмной. Это делается для того, чтобы максимально приблизиться к среднему серому, делая изображение не слишком тёмным или не слишком ярким.
В большинстве случаев экспозамер срабатывает очень эффективно, но при съёмке в сложных условиях освещения, он начинает слишком агрессивно корректировать экспозицию, что может привести к получению переэкспонированных или недоэкспонированных кадров. Именно в таких ситуациях на помощь приходит компенсация экспозиции, посредством которой фотограф может вручную исправить яркость изображения.
Ниже вы можете увидеть пример фотографии, при съёмке которой экспозамер камеры сработал неэффективно, в результате чего изображение вышло недоэкспонированным:
DSC-RX100M4 + 24-70mm F1.8-2.8 @ 10.15mm, ISO 200, 1/13, f/11.0. Фотограф: Насим Мансуров
В режиме приоритета диафрагмы, из-за сложности снимаемой сцены – яркое небо и белый песок на переднем плане – экспозамер решил, что всё изображение следует затемнить, что привело к тому, что объекты съёмки в кадре получились слишком тёмными.
Для решения этой проблемы можно воспользоваться функцией компенсации экспозиции, например, выбрав значение в +1 EV можно существенно улучшить изображение:
DSC-RX100M4 + 24-70mm F1.8-2.8 @ 10.15mm, ISO 200, 1/6, f / 11.0. Фотограф: Насим Мансуров
Как видите, полученное изображение выглядит гораздо лучше и ярче по сравнению с тем, что, мы получили, положившись на экспозамер камеры. Функция компенсации экспозиции позволила решить проблему за считаные секунды.
Примечание. Если вам интересно, как различные способы измерения влияют на ваши изображения, прочтите нашу подробную статью о различных режимах экспозамера камеры.
Как использовать компенсацию экспозиции?
Чтобы иметь возможность воспользоваться функцией компенсации экспозиции, вы должны выбрать один режимов камеры, в котором камера при помощи экспозамера автоматически выполняет настройку экспозиции, например, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, программный режим или любой сценарный режим. В ручном режиме, если не активирована функция ISO Авто, использование компенсации экспозиции не приведет ни к какому результату.
Итак, подходящий режим съёмки выбран, где же вам теперь найти функцию компенсации экспозиции? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя – всё зависит от производителя и модели камеры. У большинства камер есть отдельная кнопка, активирующая эту функцию, однако, есть камеры, в которых компенсация экспозиции задаётся только при помощи специально выделенного для этого диска. Кнопку компенсации экспозиции найти несложно, обычно она помечается пиктограммой примерно такого вида:
Если вы не можете найти ни кнопку, ни диск, обратитесь к руководству своей камеры.
Если вы владелец зеркалки Nikon, то кнопку компенсации экспозиции вы, скорее всего, сможете найти рядом с кнопкой спуска затвора камеры:
На камерах Canon, кнопка может быть размещена на задней панели:
На беззеркалках, особенно в моделях с ретро-дизайном, диск с настройками компенсации экспозиции можно найти на верхней панели камеры:
Использовать компенсацию экспозиции достаточно просто: если изображение кажется вам тёмным, выберите положительное значение компенсации экспозиции (+ EV), если же изображение кажется ярким – выберите отрицательное значение (- EV). Для камер с кнопкой компенсации экспозиции, вам нужно будет удерживать её нажатой, и поворачивать один из имеющихся дисков управления, для выбора нужного значения, либо один раз нажать кнопку и выбрать нужное значение при помощи ЖК-дисплея. Для камер, оснащенных диском, всё ещё проще – всё, что вам нужно сделать, это установить желаемое значение, повернув диск в одну или другую сторону.
В оптическом видоискателе зеркальной камеры шкала компенсации экспозиции выглядит следующим образом:
Изменяя значение компенсации экспозиции, вы заметите, что индикатор перемещается по шкале влево или вправо от центрального значения «0». Перемещение индикатора влево означает, что вы выбираете отрицательную компенсацию экспозиции (-), а вправо – положительную (+).
В беззеркальных камерах, изменение значения компенсации экспозиции должно осветлять или затемнять изображение на ЖК-дисплее или в электронном видоискателе камеры. Шкала компенсации экспозиции может отображаться в одной или нескольких областях ЖК-дисплея/ электронного видоискателя:
Как работает компенсация экспозиции
Компенсация экспозиции изменяет параметры одной или нескольких составляющих экспозиции – в зависимости от выбранного режима съёмки. Например, при съёмке в режиме приоритета диафрагмы, вы задаёте значение диафрагмы, а камера, ориентируясь на экспозамер, автоматически выбирает длительность выдержки. Задействуя компенсацию экспозиции в этом случае, вы влияете на длительность выдержки, выбранную камерой.
Для наглядности взгляните на приведённую ниже таблицу зависимости выдержки от значения параметра компенсации экспозиции в режиме приоритета диафрагмы:
style=»min-width:20%;»data-colspan=»5″data-rowspan=»1″>Экспозиция,измеренная камерой (режим Приоритета диафрагмы) | style=»min-width:20%;»data-hide=»true»> | style=»min-width:20%;»data-hide=»true»> | style=»min-width:20%;»data-hide=»true»> | style=»min-width:20%;»data-hide=»true»> |
f/1.4 | f/2.0 | f./2.8 | f/4.0 | f/5.6 |
1/1000 | 1/500 | 1/250 | 1/125 | 1/60 |
Это приводит к тому,что изображение станет темнее,так как на сенсор камеры попадёт меньшее количество света. С другой стороны,выбрав компенсацию экспозиции в+1 EV,мы получим более светлое изображение,а выдержка будет увеличена вдвое:
style=»min-width: 20%; » data-colspan=»5″ data-rowspan=»1″ > режим Приоритета диафрагмы, компенсация экспозиции +1 EV | style=»min-width: 20%; » data-hide=»true» > | style=»min-width: 20%; » data-hide=»true» > | style=»min-width: 20%; » data-hide=»true» > | style=»min-width: 20%; » data-hide=»true» > |
f/1.4 | f/2.0 | f./2.8 | f/4.0 | f/5.6 |
1/1000 | 1/500 | 1/250 | 1/125 | 1/60 |
При съемке в режиме приоритета выдержки, компенсация экспозиции будет влиять уже на диафрагму, а не на выдержку. Начнем с той же базовой экспозиции, что и в режиме приоритета диафрагмы – 1/250 секунды:
style=»min-width:20%;»data-colspan=»5″data-rowspan=»1″>Экспозиция,измеренная камерой (режим Приоритета выдержки) | style=»min-width:20%;»data-hide=»true»> | style=»min-width:20%;»data-hide=»true»> | style=»min-width:20%;»data-hide=»true»> | style=»min-width:20%;»data-hide=»true»> |
f/1.4 | f/2.0 | f./2.8 | f/4.0 | f/5.6 |
1/1000 | 1/500 | 1/250 | 1/125 | 1/60 |
При компенсации в+1 EV диафрагма откроется до f/2.0,что приведёт к тому,что изображение станет более светлым:
style=»min-width: 20%; » data-colspan=»5″ data-rowspan=»1″ > режим Приоритета выдержки, компенсация экспозиции +1 EV | style=»min-width: 20%; » data-hide=»true» > | style=»min-width: 20%; » data-hide=»true» > | style=»min-width: 20%; » data-hide=»true» > | style=»min-width: 20%; » data-hide=»true» > |
f/1.4 | f/2.0 | f./2.8 | f/4.0 | f/5.6 |
1/1000 | 1/500 | 1/250 | 1/125 | 1/60 |
При съемке в ручном режиме единственной переменной экспозиции, которую можно изменять, является чувствительность ISO, но сначала, как говорилось ранее, у вас должна быть активирована функция ISO Авто.
Работа компенсации экспозиции в ручном режиме будет схожа с той, что и в рассмотренных выше режимах, с той лишь разницей, что неизменными останутся диафрагма и выдержка.
Компенсация экспозиции с помощью дополнительных датчиков экспозамера
Хотя, как отмечалось выше, экспозамер фотоаппарата калиброван на среднем сером, многие современные камеры оснащаются сложными системами замера экспозиции, способными идентифицировать различные сцены на основе предварительно загруженных данных, и вносить необходимые корректировки в экспозицию, сводя к минимуму необходимость использования функции компенсации экспозиции.
Некоторые модели камер способны распознавать присутствие людей в кадре, ориентируясь, главным образом, на тонах кожи людей, и снижать вероятность недоэкспонирования или переэкспонирования изображения.
Благодаря таким инновациям фотокамеры всё чаще обходятся без вмешательства фотографов. Тем не менее насколько ни была бы продвинута ваша камера, умения работать с корректировкой экспозиции важно не только потому, что может возникнуть ситуация, когда она вам понадобится, но и для того чтобы расширить творческие возможности вашей камеры, например, используя метод съёмки, называемый экспонирование вправо.
Экспонирование вправо
Несмотря на то что «правильной экспозиции» как таковой не существует, поскольку каждый фотограф выбирает яркость изображения, исходя из того, что он хочет им донести (например, намеренно затемнение изображения для выделения силуэтов и т.д.), бывают ситуации, когда использование компенсации экспозиции позволяет получить наиболее оптимальное изображение. Такая техника съёмки получила название «Экспонирование вправо». Она позволяет фотографам снимать изображения настолько яркие, насколько это возможно без вымывания деталей в области светов, что приводит, по сути, к получению наиболее качественных фотографий.
Эта техника съёмки не рассчитана на простейшую фототехнику, поскольку требует поддержки съёмки в RAW-формате. Более подробно об этой технике вы можете узнать из нашей статьи «Что такое экспонирование вправо?».
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».