компенсация эвакуатора по осаго

Нужно ли доставлять к страховщику на эвакуаторе ТС, повреждения которого исключают его самостоятельное передвижение?

компенсация эвакуатора по осаго
Nutnaree Saingwongwattana / Shutterstock.com

5 августа 2016 года по вине водителя Б. был поврежден принадлежащий А. автомобиль. 31 августа 2016 года А. обратился в страховую компанию Б. с заявлением о выплате страхового возмещения, указав, что характер повреждений автомобиля исключает возможность его представления для осмотра по месту нахождения страховщика. Причем об этом он уведомил страховщика дважды. Однако тот осмотр транспортного средства так и не произвел. В связи с этим А. организовал экспертизу самостоятельно, а затем обратился к страховщику с претензией о выплате страхового возмещения. К своему заявлению он приложил составленное экспертом заключение, но страховая в выплате отказала, объяснив свое решение тем, что потерпевший не предоставил свой автомобиль для осмотра.

Это вынудило А. обратиться в суд. В своем иске он просил взыскать со страховщика страховое возмещение, неустойку за каждый день просрочки, штраф, а также расходы на оплату услуг представителя и на нотариальное оформление его полномочий. Суд заявленные требования удовлетворил, подчеркнув, что транспортное средство не было представлено страховщику на осмотр в связи наличием повреждений, которые препятствуют его эксплуатации (разбито заднее стекло), а страховщик осмотр по месту нахождения транспортного средства так и не организовал (решение Советского районного суда г. Липецка от 5 декабря 2016 г. по делу № 2-11193/2016).

Кто и в каком порядке компенсирует потерпевшему затраты на услуги эвакуатора от места хранения транспортного средства после ДТП до сервиса, услуги сервиса по демонтажу деталей в присутствии независимого эксперта, выезд в сервис которого организован страховой компанией, в том случае, когда повреждения автомобиля исключают возможность его движения? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Страховая компания с таким выводом не согласилась и обжаловала вынесенное решение. Областной суд встал на сторону ответчика, отменил решение нижестоящего суда и оставил иск А. без рассмотрения (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 1 марта 2017 г. по делу № 33-668/2017). По мнению апелляции, А. действительно нарушил досудебный порядок урегулирования спора, так как повреждение автомобиля не исключало возможность его самостоятельного передвижения либо доставку на эвакуаторе.

В итоге А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой защитить его нарушенные права и отменить апелляционное определение. И Суд нашел для этого основания (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 77-КГ17-25).

ВС РФ напомнил, что, по общему правилу, потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы (абз. 1 п. 10 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО). А в том случае, когда характер повреждений исключает представление автомобиля для осмотра и экспертизы по месту нахождения страховщика (например, повреждения исключают участие транспортного средства в дорожном движении), осмотр и экспертиза проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховом возмещении (абз. 3 п. 10 ст. 12 закона об ОСАГО). Если же страховщик так и не осмотрел транспортное средство или его остатки и (или) не организовал независимую экспертизу (оценку), потерпевший вправе организовать экспертизу самостоятельно. При этом результаты такой экспертизы должны быть приняты страховщиком для определения размера страховой выплаты (абз. 2 п. 13 ст. 12 закона об ОСАГО).

Тем самым, подчеркнул Суд, повреждения, исключающие участие в дорожном движении, отнесены законом к случаям невозможности представления автомобиля для осмотра по месту нахождения страховщика. Областной суд счел, что разбитое стекло задней двери не лишает транспортное средство А. способности к передвижению. А вот ВС РФ обратил внимание на то, что эксплуатация транспортных средств в случае отсутствия предусмотренных конструкцией стекол запрещена (п. 7.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств).

Довод апелляции о том, что истец не был лишен возможности представить транспортное средство на осмотр страховщику путем его транспортировки на эвакуаторе, отметил ВС РФ, противоречит как смыслу, так и буквальному содержанию закона об ОСАГО. При таком толковании закона потерпевший при любых повреждениях автомобиля признавался бы способным транспортировать его к страховщику, уточнил Суд.

Таким образом, ВС РФ признал апелляционное определение незаконным и отменил его, направив дело на новое рассмотрение.

Источник

Можно ли по страховке вернуть деньги за эвакуатор

Иногда случается так, что автотранспортное средство полностью выходит из строя и передвигаться на нем становится невозможно или опасно. В дороге может пробить колесо или случиться ДТП. Во всех подобных ситуациях приходится прибегать к услугам эвакуатора. Как известно, это удовольствие не из дешевых. Чтобы транспортировать машину до сервисного центра нередко приходиться заплатить более 10-15 тысяч рублей.

В связи с этим возникает закономерный вопрос – а можно ли получить компенсацию за эвакуатор от страховой компании? Или сам автовладелец обязан оплачивать перевозку, а нередко и хранение авто на стоянке?

Законодательная база

Согласно «Закону о защите прав потребителей» (а точнее статье 18, пункту 7), доставка товара, вес которого составляет более 5 кг, до места возврата или ремонта должна осуществляться за счет продавца. Но, как правило, на его основании получить выплату сложно. Возникает много спорных вопросов, в которых страховщик, как правило, играет другую роль.

Если же автовладелец оформил поли ОСАГО, то он может рассчитывать на выплату. Разумеется, менеджер страховой компании постарается сделать все возможное, чтобы избежать такой компенсации. Но, если грамотно подойти к этому вопросу, то можно возместить все расходы.

Прежде всего нужно внимательно изучить условия страхования. Открываем в условиях ОСАГО главу 4 и находим пункты 12 и 13. В первом из них говорится о том, что при получении вреда, в пределах суммы страхового возмещения, клиент может рассчитывать на возмещение иных расходов, с которыми потерпевший столкнулся в следствии повреждения ТС. Они также включают эвакуацию машины и ее хранение.

В пункте 13 также говорится о том, что при предоставлении документов, подтверждающих факт оказания услуги и ее оплаты, потерпевший имеет право на компенсацию расходов. В первую очередь это относится к эвакуации ТС до места ремонта, хранения авто на специализированной стоянке, проведения экспертиз и многого другого.

Но, не так все просто. Если какого-либо документа нет или бумаги были оформлены неправильно, то страховая вправе отказать. Поэтому нужно быть внимательным и получить от службы, оказывающей услуги по эвакуации весь пакет бумаг.

Какие документы потребуются

Прежде всего стоит сразу сообщить водителю эвакуатора, что транспортируемый автомобиль является гарантийным. Лучше сделать это еще в момент звонка в службу. Если компания работает неофициально, то могут возникнуть проблемы.

После того как ТС было доставлено до места назначения, водитель должен получить на руки:

Разумеется, сам полис страхования должен быть действующим. Его также нужно будет предоставить в страховой.

Полезно! Если автовладелец самостоятельно обращается за независимой экспертизой, то будет оплачено только 5 дней нахождения авто на стоянке.

Весь перечень документов стоит озвучить водителю еще до оказания услуги. Некоторые частники не выдают никаких подтвердительных документов. Также сложно получить их на автостоянке, владелец которой оказывает данные услуги «по серому».

Кроме этого рекомендуется взять номер телефона у водителя эвакуатора. Если в страховой возникнут вопросы о документах, то нужно иметь возможность переоформить их, согласно требованиям страховщика.

Когда страховая может отказать в выплате

Нужно понимать, что у каждого страхователя есть свои условия заключения договора. Некоторые возмещают 100%, другие только половину. Разумеется, если все эти моменты прописаны в договоре, то компания имеет все основания отказать в выплате.

Полезно! Большинство крупных страховых компаний предоставляют услуги по эвакуации авто бесплатно. Лучше пользоваться этим сервисом.

Отказ можно получить и в том случае, если общая стоимость ремонта авто уже на пределе суммы, прописанной в договоре. Обычно она не может превышать оценочной стоимости авто. Таким образом, если машина оценивается в 300 000 рублей, ремонт обошелся в 395 000 рублей, а эвакуатор в 20 000, то за последнюю услугу получится возместить только 5 000 или вовсе ничего.

Также некоторые страховые компании указывают в своем договоре, что помимо стандартного пакета документов им также потребуется путевой лист. Его получить удается не всегда.

Если же все документы полностью соответствуют требованиям страховщика, но менеджер усердно отказывается возмещать затраты, то действуем следующим образом:

Но, чтобы таким методом получить возврат денежных средств обычно приходится оплачивать услуги юриста, тратить время. Поэтому если речь идет о 2-3 тысячах, то обычно игра не стоит свеч. К счастью, обычно до такого не доходит.

В заключении

Чтобы избежать неприятных сюрпризов стоит внимательно изучить договор со страховой компанией. Сотрудничать стоит с проверенными фирмами, которые гарантировано возмещают ущерб. В этом случае можно с уверенностью рассчитывать на выплату, но только если все документы, подтверждающие эвакуацию авто и его стоянку, подготовлены правильно.

Источник

Оплачивает ли страховая эвакуатор?

компенсация эвакуатора по осаго

На дороге может возникнуть любая непредвиденная ситуация – от прокола колеса до ДТП. Довольно часто в следствии такого происшествия управлять пострадавшим автомобилем не представляется возможным. Выход из ситуации один – воспользоваться эвакуатором. Эта услуга достаточно дорогостоящая и если проблема возникла на загородной трассе, ценник транспортировки авто может достигать 10-15 тыс. руб.

Покрывается ли эвакуация ТС с места происшествия полисом страховки? После ДТП кто оплачивает эвакуатор при действующем полисе ОСАГО? Или же собственник, застраховавший машину, вынужден будет самостоятельно оплачивать эвакуатор и хранение на стоянке? В этой статье будет подробно описано как получить компенсацию за эвакуатор и что потребуется предоставить страховым компаниям для компенсации расходов, и как, следуя закону и имея ОСАГО, добиться оплаты расходов по эвакуатору во второй раз.

Как страховая оплачивает эвакуатор

В действующем постановлении правительства об «Обязательном страховании автогражданской ответственности» указано, что фирма-страховщик обязана компенсировать расходы, вызванные наступлением страхового случая. Таким образом, стоимость услуги эвакуатора по ОСАГО и простой авто на штрафстоянке должны быть покрыты страховкой. Происходит это следующим образом: владелец машины оплачивает услуги по эвакуации на месте, получает от фирмы-исполнителя необходимый пакет документов, подтверждающий факт совершенной эвакуации. После чего, с этими документами обращается к менеджеру страховой компании и предоставляет счет стоимости услуги для получения компенсации по КАСКО или ОСАГО.

В большинстве случаев, сумма страховых выплат не может превышать оценочной стоимости автомобиля. К примеру, если машина оценена в 400 тыс. руб., причиненный ущерб – в 395 тыс. руб., а эвакуатор – в 15 тыс. руб., то компенсация эвакуации покроет только 5 тыс. руб., а остаток придется доплатить самостоятельно.

Если лимит страховой компенсации на эвакуатор по ОСАГО уже исчерпан, целесообразно будет предъявить запрос на возмещение расходов по эвакуации виновнику ДТП.

Законодательная база

Согласно актуальному «Закону о защите прав потребителей», транспортировка товара весом более 5 кг до места ремонта, оплачивается продавцом. Следует отметить, что добиться выплат конкретно по этому пункту – достаточно тяжело, так как страховые компании оспаривают в этом случае свою роль в качестве продавца услуг.

При наличии полиса ОСАГО, страхователь имеет право на полную компенсацию услуг по перевозке, однако представители страховщика будут прикладывать усилия, чтобы избежать или минимизировать выплаты, связанные с ответственностью по перевозке эвакуатором застрахованной машины.

Кроме этого, правила обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств, прописанные в «Указаниях Банка России №5283-У от 08.10.2019» регламентируют условия страхования и порядок выплат. Так, во главе 4 (п.12, п.13) сказано, что клиент имеет право на возмещение убытков, связанных с выходом из строя автомобиля. Сюда входят все расходы, не превышающие сумму страхового возмещения. Таким образом, возмещение стоимости услуги эвакуатора должно покрываться полисом ОСАГО.

В п.13 условий ОСАГО регламентируется право потерпевшего на компенсацию расходов, вызванных необходимостью эвакуации и хранения своей машины на специализированной стоянке. Факт транспортировки и хранения авто в обязательном порядке должен быть подтвержден документально.

Некоторые владельцы авто задумываются – могут ли эвакуировать машину без страховки? Здесь стоит напомнить, что езда без ОСАГО является нарушением, что влечет за собой штраф и транспортировку авто на штрафстоянку.

Важно соблюдать все требования при составлении документов. В ином случае, страховая компания будет иметь полное право для отказа от оплаты эвакуатора.

Какие документы потребуются

Компания, предоставляющая услуги эвакуатора, должна быть официальной, иначе могут возникнуть трудности при подготовке пакета документов. Сообщать о том, что автомобиль является гарантийным, следует при первом обращении в сервис.

После перевозки авто в место назначения, собственник должен удостовериться в наличии всех необходимых документов, даже если автомобиль эвакуировали и на машину нет действующей страховки. В этот список входит:

Зачастую, выдается стандартный договор по предоставлению услуг. В нем обязательно должны быть указаны реквизиты сторон, марка и модель ТС, адрес эвакуации и конечный пункт, продолжительность маршрута и итоговая стоимость. Кроме этого, договор должен содержать регистрационные номера эвакуатора и данные его водителя. На документе должны стоять подписи обеих сторон, дата и печать компании-исполнителя.

Этот документ должен содержать информацию об исполнителе услуги, данные по автомобилю и стоимость оказанной услуги. Акт заверяется подписями обеих сторон и печатью компании, предоставляющей услугу по эвакуации.

В некоторых случаях, чека из кассового аппарата исполнителя оказывается недостаточно. Рекомендуется взять у водителя эвакуатора квитанцию об оплате с подписью и печатью компании для получения компенсации эвакуатора по ОСАГО в 2019.

В нем указываются адрес и период хранения авто.

Действующий страховой полис – одно из главных условий получения компенсационных выплат. Его потребуется предъявить менеджеру страховой фирмы.

В случае, если собственник авто сам заказывает независимую экспертизу, страховщик возмещает стоимость стоянки на период до пяти дней.

Компании, предоставляющие частные парковки, и владельцы, так называемых, «серых» стоянок, зачастую, не выдают клиенту необходимых документов. Автовладелец должен самостоятельно позаботиться о получении необходимых бумаг. Дополнительно рекомендуется записать номер водителя эвакуатора. Связь с ним может потребоваться для быстрого переоформления каких-либо документов, не соответствующих требованиям страховщика.

В некоторых случаях, страховые компании могут дополнительно затребовать путевой лист. С его получением часто возникают сложности.

В каком случае понадобится официальный отказ

Каждая компания, оказывающая населению услуги по страхованию и оплате эвакуатора по ОСАГО в 2019 году, имеет собственный регламент и устав. Правила предоставления компенсационных выплат могут разнится у каждой из них: будь то компания Росгосстрах или любая частная фирма. В тех случаях, когда одна контора может возместить до 100% расходов по ремонту и счет на эвакуатор по ОСАГО, другая может не компенсировать и половины.

Пользоваться услугами крупных страховых компаний гораздо выгоднее. Вопрос о том, оплачивает ли страховая компания эвакуатор, в таком случае, не стоит. Большая их часть оказывает услуги эвакуатора для поврежденных авто бесплатно по ОСАГО.

Ниже представлен алгоритм действий на случай, когда полный пакет документов подготовлен с учетом всех требований страховщика, а менеджер фирмы отрицает факт страхового случая и отказывается компенсировать расходы на эвакуатор по полису ОСАГО:

Для начала нужно затребовать документ, официально подтверждающий причины отказа. Если представитель страховщика преднамеренно и неправомерно убеждает клиента в невозможности выплат, его тактика может сменится.

Если получен официальный отказ, следующим шагом будет обращение к юристу. С его помощью необходимо будет грамотно составить обращение в суд. Следует отметить, что эти действия повлекут за собой дополнительные расходы и процесс может затянуться. Если предполагаемая сумма страховых выплат не превышает нескольких тысяч рублей, то составление судового иска не будет иметь смысла.

Сколько раз страховая оплачивает эвакуатор по ОСАГО

При составлении страхового полиса и расчете стоимости ОСАГО или КАСКО, необходимо не только внимательно изучить все условия и пункты договора, но и задать вопросы, касающиеся эвакуации ТС, своему персональному менеджеру.

В договоре прописывается количество эвакуаций, компенсируемых страховщиком. Кроме этого, стоит уточнить, какие размеры выплат могут возмещаться и распространяется ли факт страхового случая на разные типы эвакуаторов. В условиях страховой компании может быть прописана определенная категория техники, на которой допускается эвакуировать авто, позволяющая получить финансовую компенсацию.

Согласно ФЗ и Закону об обязательном страховании ОСАГО оплата услуг эвакуатора страховщиком должна осуществляться и во второй раз, если иное не регламентировано договором страховой компании. Главное правило – позаботиться о наличии всех необходимых документов, подтверждающих факт транспортировки авто и оплату эвакуации на эвакуаторе для получения выплат по ОСАГО.

Важно помнить, что цена услуги по эвакуации авто может существенно варьироваться в зависимости от техники, осуществляющей операцию. К примеру, стоимость вызова эвакуатора, оснащенного подвижной платформой, будет значительно отличаться от цены за манипулятор.

Если же машину эвакуировали на специализированную стоянку и у Вас нет страховки, потребуется в кратчайшие сроки ее оформить или продлить. Если полис закончился недавно, можно договориться о выплате штрафа за его отсутствие в размере 500-800 руб., после чего обратиться к страховщику.

Исключение – автомобили, приобретенные накануне эвакуации. Если с момента составления договора купли-продажи прошло не более 10 дней, даже если еще нет страховки и машину эвакуировали, ее обязаны отдать собственнику без страхового полиса.

Что еще важно знать?

Транспортировка авто посредством эвакуатора может обернуться повреждениями. Что бы минимизировать расходы, нужно заранее подумать о том, как застраховать ответственность при перевозке машины эвакуатором. В договорах большинства страховых компаний прописан пункт о том, что страховщик не несет ответственности за возможный ущерб или повреждение авто, полученное в результате правомерных действий власти. Таким образом, если автомобилю нанесли вред во время принудительной эвакуации за совершенное правонарушение, случай, вероятнее всего, будет расценен как не страховой. Зачастую, страховщики не предлагают возможность застраховать гражданскую ответственность при перевозке эвакуатором поврежденной машины.

В случае повреждений при эвакуации авто по инициативе владельца, большая часть страховых компаний также ответит на запрос отказом. В правилах КАСКО обычно прописан пункт о том, что буксировка или перевозка транспортного средства является исключением из покрытия страхового полиса.

Подводя итог нужно отметить, что в случае необходимости транспортировки машины, нужно заранее уточнить у фирмы-исполнителя, застрахована ли гражданская ответственность при перевозке эвакуатором машины.

Во избежание возникновения неприятных моментов, важно детально изучить договор, предоставленный страховой компанией. Выбирать нужно надежного и проверенного страховщика с хорошей репутацией. При возникновении неполадок или после попадания в аварию это предотвратит необходимость выяснять кто оплачивает эвакуатор при ДТП при действующем полисе ОСАГО.

Источник

Машина без износа

компенсация эвакуатора по осаго компенсация эвакуатора по осаго

Итак, на стоящий автомобиль некоего Саиляна наехал другой автомобиль. Вина второго была установлена. Саилян обратился к своему страховщику за прямой выплатой. Страховщик организовал осмотр автомобиля, по результатам которого специалист составил акт. В акте было указано, что объем повреждений с технической точки зрения не соответствует заявленным событиям и получен при иных обстоятельствах. На этом основании страховщик отказал в направлении на ремонт или выплате страхового возмещения.

компенсация эвакуатора по осаго

Пострадавший провел независимую оценку, а затем предъявил страховщику претензию, страховщик повторил свой отказ по тем же основаниям. Тогда Саилян обратился в суд с просьбой взыскать страховое возмещение в размере 346 300 рублей, неустойку, штраф и прочее.

Кроме того, со страховщика в пользу пострадавшего взыскана неустойка за каждый день просрочки до дня фактического исполнения решения суда, но не более 300 тысяч.

Апелляционный суд, в который обратился страховщик, оставил это решение без изменения. Однако Второй кассационный суд определение апелляционного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав, что страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, а следовательно, размер расходов на запчасти должен определяться с учетом износа. Это решение обжаловал в Верховном суде Саилян.

И Верховный суд указал, что по закону об ОСАГО страховщик после осмотра машины или проведения независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт и осуществляет оплату стоимости восстановительного ремонта. При этом стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих.

Перечень случаев, когда страховое возмещение по выбору потерпевшего, по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств вместо организации и оплаты восстановительного ремонта осуществляется в форме страховой выплаты, установлен законом об ОСАГО.

Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено.

Страховщик не исполнил своих обязательств по организации восстановительного ремонта, в связи с чем должен возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих. Поэтому Верховный суд отменил предыдущие решения и направил дело на новое рассмотрение во Второй кассационный суд.

Это новое слово в судебной практике, которое автовладельцам, конечно, выгоднее. Страховщикам дороже обойдется отказ от своих обязательств.

Источник

Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд

Европротокол, ремонт без износа и автоюристы

Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Какие правила возмещения на вас распространяются

Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.

Ущерб возмещают по тем правилам, которые действовали на момент оформления полиса причинителя вреда. Если виновник купил полис до 28 апреля 2017 года, можно выбрать ремонт или деньги. Если его полис оформлен позже — в приоритете ремонт. Это касается и прямого возмещения.

Если ДТП массовое

С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.

Массовое ДТП → прямое возмещение.

Если полиса нет в общей базе

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.

Если в полисе ошибки

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.

Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше

Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.

Если машина в аренде, продается или покупается

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Когда работает прямое возмещение ущерба

Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.

За что положено возмещение

Компенсация за утрату товарной стоимости

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Как считают компенсацию

Полная гибель

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Если виновника ДТП нет в полисе

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Кто отвечает за качество ремонта

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Если пропущен срок обращения за ремонтом

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Если машина на гарантии

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Доплата за ремонт

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.

Когда можно продавать права на возмещение автоюристам

Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.

Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.

Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.

Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.

Что еще можно получить от страховой

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Как проходят осмотр и экспертиза

После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.

Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.

Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.

Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.

Если машину нельзя доставить на осмотр

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.

Как общаться со страховой

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *