компенсация госслужащему за неиспользованный отпуск при увольнении
Компенсация госслужащему за неиспользованный отпуск при увольнении
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 января 2016 г. N 18-4/10/В-180 О замене государственным служащим части отпуска, превышающего 28 календарных дней, денежной компенсацией
— порядка замены части ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего денежной компенсацией.
С учетом положений Конвенции N 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году)», принятой в г. Женева 24 июня 1970 г., новой редакцией статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ устанавливается императивная норма об использовании гражданским служащим в каждом служебном году минимального отпуска продолжительностью 28 календарных дней.
Данное право гражданского служащего на минимальный отпуск является неприкосновенным, в связи с чем представитель нанимателя ни в каких случаях не вправе инициировать перенесение части минимального отпуска гражданского служащего на следующий служебный год.
По инициативе представителя нанимателя в исключительных случаях та часть ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего, которая превышает 28 календарных дней, может быть перенесена на следующий служебный год с согласия последнего.
Частью 9.3 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ в редакции Федерального закона N 418-ФЗ устанавливается возможность замены части ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего, превышающей 28 календарных дней, денежной компенсацией при наличии письменного заявления гражданского служащего и в пределах средств, предусмотренных в фонде оплаты труда гражданских служащих государственного органа на соответствующий год.
Следует учитывать, что норма о замене части отпуска денежной компенсацией не носит императивный характер, в связи с чем окончательное решение о такой замене принимается представителем нанимателя самостоятельно с учетом финансовых возможностей государственного органа и результатов анализа обстоятельств, послуживших причиной неиспользования гражданским служащим ежегодного оплачиваемого отпуска в полном объеме.
При этом, обращая внимание, что замена части отпуска денежной компенсацией осуществляется за счет средств фонда оплаты труда без увеличения его размера, при подготовке гражданским служащим заявления на имя представителя нанимателя с просьбой заменить часть ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией необходимо учитывать следующее:
в заявлении следует указывать инициатора (руководитель гражданского служащего или сам гражданский служащий) и причину неиспользования гражданским служащим части ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем служебном году;
заявление следует представлять на имя представителя нанимателя в срок, наиболее близкий к окончанию очередного календарного года, в целях оценки наличия в фонде оплаты труда средств на указанные цели.
В случае если части ежегодных оплачиваемых отпусков, превышающие 28 календарных дней, не использованы гражданским служащим «в натуре», а также не заменены денежной компенсацией в ходе, прохождения им гражданской службы, то за указанные неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы в силу положений части 13 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ.
Также сообщаем, что Федеральный закон N 418-ФЗ содержит сохранную норму в отношении ежегодных оплачиваемых отпусков или их частей, не использованных гражданским служащим на день вступления данного Федерального закона в силу, в связи с чем указанные отпуска могут быть использованы гражданским служащим «в натуре», заменены денежной компенсацией в ходе прохождения им гражданской службы в части, превышающей 28 календарных дней каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, или выплачены ему в виде компенсации при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы.
Просим довести настоящее письмо до сведения всех территориальных органов и обособленных структурных подразделений федерального государственного органа (при наличии).
Обзор документа
Минтруд России разъясняет, что с 10 января 2016 г. вступили в силу поправки, согласно которым устанавливается императивная норма об использовании госслужащим в каждом служебном году минимального отпуска продолжительностью 28 календарных дней.
По инициативе представителя нанимателя в исключительных случаях остальная часть отпуска может быть перенесена на следующий служебный год с согласия служащего. Она также может быть заменена денежной компенсацией при наличии письменного заявления госслужащего с учетом финансовых возможностей госоргана и анализа причин неиспользования госслужащим отпуска в полном объеме. Причина указывается в заявлении. Его следует представлять в срок, наиболее близкий к окончанию очередного календарного года, в целях оценки наличия в фонде оплаты труда средств на указанные цели.
Если остальная часть отпуска не использована госслужащим «в натуре» и не заменена денежной компенсацией, то последняя выплачивается госслужащему при увольнении.
Вышеизложенное также касается отпусков, не использованных до вступления в силу поправок.
Как рассчитать компенсацию при увольнении в 2021 году?
Что подразумевает компенсация при увольнении
Говоря о компенсации отпуска при увольнении, обычно подразумевают наиболее общий ее случай, имеющий отношение абсолютно ко всем работникам. Это компенсация при увольнении в виде отпускных, причитающихся за не использованный в период работы отпуск. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск есть у каждого работника, и на момент увольнения часть его (а бывает, что и отпуск за несколько лет) может оказаться неиспользованной. Ст. 127 ТК РФ обязывает в случае увольнения оплатить эту часть, какой бы ни оказалась реальная ее продолжительность. Причина прекращения трудового договора при расчете компенсации при увольнении значения не имеет.
Как рассчитать дни компенсации при увольнении? Продолжительность стандартного ежегодного отпуска — 28 календарных дней (ст. 115 НК РФ). Однако для некоторых категорий работников он удлиняется (ст. 116–119, ст. 348.10 ТК РФ). Отпускные при увольнении рассчитывают исходя из той протяженности отпуска, которая положена конкретному лицу, с учетом удлинения, если оно присутствует. В отпуск не входят праздничные дни.
Начало года, к которому будет относиться ежегодный отпуск, каждым работодателем для каждого конкретного работника определяется индивидуально — с первого дня его трудоустройства на эту работу (п. 1 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169), а окончание может смещаться, если на протяжении рассчитанного от начальной даты календарного года у работника возникали периоды, не входящие в этот стаж (ст. 121 ТК РФ).
Расчет компенсации при увольнении в 2021 году производится также для лиц, оформленных по срочному (до 2 месяцев) трудовому договору (ст. 291 ТК РФ) или на неполный рабочий день (ст. 93 ТК РФ). При срочном договоре отпускные считают исходя из того, что каждому отработанному месяцу соответствуют 2 рабочих дня отпуска.
Не нужно производить начисление компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работникам:
Начисленную компенсацию при увольнении облагают страховыми взносами, НДФЛ и выплачивают вместе с прочими суммами, причитающимися к уплате работнику, в последний день его трудовой деятельности (ст. 140 ТК РФ).
Эксперты КонсультантПлюс сделали аналитическую подборку по судебным спорам с работниками при выплате компенсации увольнении. Получите пробный доступ к системе и узнайте судебные решения на самые распространенные вопросы.
О том, возможно ли получить компенсацию отпускных, не прибегая к увольнению, читайте здесь.
Формула расчета компенсации в 2021 году
Как правильно рассчитать компенсацию отпуска при увольнении? В 2021 году для этого используется формула, согласно которой сумма компенсации при увольнении равна:
КНО — компенсация отпуска при увольнении, если отпуск не был использован;
СДЗ — величина среднего за день заработка;
НДО — количество неиспользованных дней отпуска.
При расчете компенсации при увольнении величину среднего за день заработка ст. 139 ТК РФ предписывает определять так:
НЗП — заработная плата, начисленная за расчетный отрезок времени (12 месяцев до месяца увольнения);
12 — число месяцев в расчетном периоде;
29,3 — среднее число календарных дней, приходящихся на 1 месяц расчетного периода.
Однако не все выплаченные работодателем доходы и, соответственно, не все периоды, в течение которых работник трудится у работодателя, можно учесть при определении среднего за день заработка (п. 5 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922). В частности, в него не входят начисления, приходящиеся на периоды отпусков, больничных, командировок.
В этом случае время работы, учитываемое для расчета величины среднедневного заработка, сложится из суммы числа дней, соответствующих месяцам, отработанным полностью, количество дней в каждом из которых будет приниматься за 29,3, и величины календарных дней работы за неполные месяцы (п. 10 постановления № 922).
Порядок учета в расчете премий, связанных с оплатой труда, зависит от периода, за который они выплачиваются (п. 15 постановления № 922).
Подробнее о том, как в расчете компенсации учесть премиальные, читайте в статье «Учитывается ли премия при расчете отпускных?».
Кроме того, в отношении дохода за расчетный период (12 месяцев) возможны такие ситуации:
Компенсация отпуска при увольнении: расчет
Количество дней неиспользованного отпуска определяют по факту исходя из того, что полному году стажа, дающего право на него, соответствуют 28 календарных дней, а каждому полному месяцу — 2,33 календарных дня. Когда последний месяц стажа оказывается неполным, то, рассчитывая компенсацию при увольнении, его учитывают как полный, если число дней работы в нем превышает половину месяца, и не учитывают, когда отработанный в нем срок составляет меньше половины месяца (п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169).
Есть ситуации, при которых обязательной становится выплата компенсации отпуска при увольнении за полный год, хотя в реальности он оказывается отработанным не полностью (п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169). Это случаи, когда сотрудник проработал:
Определенное расчетом количество дней отпуска при расчете компенсации при увольнении законодательство округлять не требует. Поэтому можно в расчете компенсации отпуска при увольнении использовать число, имеющее знаки после запятой, а можно отразить в учетной политике положение об округлении его до целого числа. Принимая решение о том, как начисляется компенсация за отпуск при увольнении, следует иметь в виду, что округление всегда надо делать в пользу работника (письмо Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2005 № 4334-17).
Рассмотрим расчет компенсации за неиспользованный отпуск пошагово.
Пример расчета компенсации за неиспользованный отпуск
Сотрудник Федоров В.А. принят на работу в ООО «Солнышко» 03.12.2019 г., а увольняется 25.05.2021 г.
Итого стаж составляет 18 месяцев
18 мес. x 2,33 = 42 дня.
1 945 руб. x 14 дней = 27 230 руб.
Особенные ситуации для начисления и выплаты
Сложности при определении величины компенсации отпуска при увольнении могут возникать в следующих ситуациях:
О том, как делают расчет отпускных, приходящихся на излишне оплаченную часть отпуска, читайте в статье «Удержание за неотработанные дни отпуска при увольнении».
Если работник уходит в отпуск с последующим увольнением, расчет компенсации и ее выплата должны быть произведены в последний рабочий день. В этот рабочий день, предшествующий отпуску с последующим увольнением, сотрудник должен получить окончательный расчет, трудовую книжку и другие необходимые для дальнейшего трудоустройства документы (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 24.12.2007 № 5277-6-1).
Можно ли сделать проверку онлайн
Существует возможность проверки сделанного вручную расчета компенсации при увольнении через интернет. Для этого в соответствующую программу нужно будет ввести все запрашиваемые ею сведения с учетом вышеописанных особенностей. Программа обработает заведенные данные и выдаст расчетный размер компенсации.
Если вы сомневаетесь в своих расчетах, воспользуйтесь Готовым решением от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно узнайте, как рассчитать и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудника.
Итоги
Выплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника обязательна для работодателя. Расчет ее надо делать с учетом всех особенностей определения величины среднего за день заработка и числа дней неиспользованного отпуска. Излишне выплаченные авансом отпускные подлежат удержанию. Расчет можно проверить через интернет.
Отпуск государственному служащему
Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. При этом ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С 10 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2015 № 418-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ. Указанные изменения касаются, в частности, установления минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, подлежащего использованию государственным гражданским служащим в каждом служебном году, а также порядка перенесения части ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий служебный год по инициативе представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего.
В действующей редакции ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ содержится «императивная» норма об использовании гражданским служащим в каждом служебном году минимального отпуска продолжительностью 28 календарных дней.
Так, в соответствии с ч. 9.1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.
Минтруд России в своем письме от 21.03.2016 № 18-4/10/В-1771 дал следующие разъяснения относительно переноса оплачиваемого отпуска гражданского служащего.
В Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе № 79-ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего может быть перенесен как по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, так и в случаях, установленных законодательством РФ, при возникновении не зависящих от воли сторон обстоятельств.
Так, например, на основании ч. 9.2 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ в исключительных случаях по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. Исключительными являются случаи, при которых предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность.
Обратите внимание: такая возможность «переноса» касается только дней, превышающих минимальный отпуск, т.е. 28 календарных дней.
При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть отпуска должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.
Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установленный графиком отпусков, в том числе на следующий год, в случаях: отзыва гражданского служащего из ежегодного оплачиваемого отпуска; исполнения гражданским служащим во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством РФ предусмотрено освобождение от работы; временной нетрудоспособности гражданского служащего; в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления на должность гражданской службы (назначения на должность гражданской службы) в соответствующий государственный орган.
В соответствии с ч. 13 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения гражданской службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования.
Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска – в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении.
Выплаты при увольнении госслужащего
«Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2013, N 3
Государственному гражданскому служащему в случае увольнения с гражданской службы представитель нанимателя обязан выплатить определенные суммы. При этом расчет при расторжении служебного контракта несколько отличается от расчета при расторжении трудового договора. На что имеет право гражданский служащий при увольнении по тем или иным основаниям, как рассчитывается ежемесячное денежное содержание при расторжении служебного контракта и как применять положения трудового законодательства при расчете, вы узнаете из этой статьи.
В силу ст. 84.1 «Общий порядок оформления прекращения трудового договора» ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Прежде чем рассмотреть, какие выплаты причитаются госслужащим при увольнении по тому или иному основанию, напомним, из чего состоит их заработная плата.
Денежное содержание госслужащего
К дополнительным выплатам относятся:
К сведению. Размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих и окладов за классный чин, а также ежемесячного денежного поощрения установлены Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (последние изменения внесены Указом Президента РФ от 03.05.2012 N 572).
По отдельным должностям гражданской службы согласно ч. 3 ст. 50 Закона N 79-ФЗ устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (единое денежное вознаграждение), но не учитываются премии и ежемесячное денежное поощрение.
Кроме этого, для всех составляющих денежного содержания гражданских служащих применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ.
Увольнение по собственному желанию
В соответствии с Трудовым кодексом при расторжении трудового договора с работником по его инициативе работодатель обязан выдать заработную плату за отработанный период, в том числе премии, надбавки и иные выплаты, компенсацию за неиспользованный отпуск.
Обратите внимание! Заработная плата за отработанный период и компенсация за неиспользованный отпуск выплачиваются в любом случае, независимо от основания увольнения.
При увольнении по собственному желанию государственному служащему прежде всего выплачивается денежное содержание за отработанный период, состоящее из оклада денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами (федеральными, субъектов, локальными) и служебным контрактом.
В силу ст. 46 Закона N 79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с нее служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169 (с последующими редакциями, которые являются действующими), при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам лица, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.
Согласно данным Правилам полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:
Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.
При выплате компенсации за неиспользованный отпуск служащему возникает вопрос: должен ли представитель нанимателя осуществить единовременную выплату, положенную служащим при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска?
Согласно ст. 46 Закона N 79-ФЗ при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. При предоставлении гражданскому служащему субъекта РФ ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, Законом г. Москвы от 26.01.2005 N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи установлены в размере трех окладов денежного содержания (аналогично положению п. 7 ч. 2 ст. 51 Закона N 79-ФЗ).
Порядок выплаты материальной помощи определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (ч. 8 ст. 50 Закона N 79-ФЗ). Этим же положением, как правило, устанавливается порядок премирования, осуществления единовременных выплат и других поощрений служащих.
Итак, если гражданский служащий увольняется, не использовав ежегодный оплачиваемый отпуск, он получит за него только компенсацию. Однако в силу ст. 46 Закона N 79-ФЗ (ст. 127 ТК РФ) по письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия). Тогда следует руководствоваться положениями или другими нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок выплаты единовременных пособий. Например, согласно Приказу Росводресурсов от 22.09.2006 N 203 единовременная выплата к отпуску не выплачивается гражданским служащим:
Реорганизация, ликвидация, сокращение
В силу ч. 2 ст. 31 Закона N 79-ФЗ при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения таких должностей.
При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.
Обратите внимание! При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ст. 178 ТК РФ).
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом представитель нанимателя с письменного согласия служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.
Выплата дополнительной компенсации при расторжении служебного контракта до истечения двух месяцев Законом N 79-ФЗ не предусмотрена, поэтому в данном случае следует руководствоваться ч. 3 ст. 180 ТК РФ, согласно которой в случае увольнения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников до истечения двухмесячного периода предупреждения работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, который исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока. Разъяснения по этому поводу также представлены в Письме ФТС России от 29.03.2011 N 01-11/13779.
Таким образом, если представитель нанимателя предложил служащему уволиться до истечения двухмесячного срока, ему помимо четырехмесячного денежного содержания должна быть выплачена дополнительная компенсация, которая рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации, то есть в соответствии с п. 8 Правил исчисления. Причем в Письме ФТС сказано: работодателям следует учитывать, что такое расторжение контрактов влечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета, поэтому подобные решения должны принимать руководители персонально и с учетом целесообразности такого увольнения.
Отдельно отметим, что при увольнении служащих с государственной гражданской службы при ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях также следует руководствоваться положениями Трудового кодекса, а именно ст. 318. Таким гражданским служащим выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанными лицами в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Итак, в силу п. 8 Правил исчисления при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за четыре месяца.
Если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
Приведем пример расчета.
Пример. Государственному гражданскому служащему, отработавшему в государственном органе один месяц, было предложено расторгнуть служебный контракт в связи с сокращением штата, не дожидаясь истечения двухмесячного срока. В соответствии со служебным контрактом ему установлено денежное содержание, состоящее из:
Поскольку служащий отработал менее 12 месяцев, все надбавки при расчете денежного содержания будут учитываться в размере 1/12.
Таким образом, при увольнении по сокращению штата служащему должны выдать заработную плату за отработанный период, компенсацию в размере четырехмесячного содержания и дополнительную компенсацию при увольнении до истечения двухмесячного срока в размере двухмесячного содержания. Следовательно, компенсация в размере месячного содержания за шесть месяцев составит 35 241 руб. 96 коп. (5872,66 x 6).
Выплаты при увольнении по иным основаниям
Законом N 79-ФЗ также предусмотрены следующие выплаты служащему при расторжении служебного контракта:
Законом N 79-ФЗ выплата выходного пособия при увольнении не предусмотрена.
Согласно же ст. 178 ТК РФ выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается при расторжении трудового договора в связи:
В действующем законодательстве никаких разъяснений по поводу применения данной статьи при увольнении гражданских служащих нет, однако считаем, что выходные пособия в размере двухнедельного заработка должны выплачиваться при увольнении гражданских служащих по перечисленным основаниям. Но при этом следует учитывать некоторые особенности гражданской службы. Так, в силу ст. 39 Закона N 79-ФЗ в случае призыва гражданского служащего на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, а также в случае восстановления на службе лица, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда служебный контракт с такими служащими не прекращается, а приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Служащие освобождаются от замещаемой должности, оставляются в соответствующем реестре гражданских служащих и включаются в кадровый резерв.
Отметим, что по поводу выплаты выходного пособия служащему, призванному на военную службу, существует разъяснение в Письме ФТС России от 28.09.2006 N 01-06/33846, согласно которому служащий, призванный на военную службу или на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, имеет право на получение выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка с момента приостановления служебного контракта. Мы в данном случае придерживаемся мнения специалистов, не согласных с этим разъяснением, поскольку указанная гарантия в соответствии с трудовым законодательством предоставляется именно в связи с расторжением трудового договора.
В заключение скажем несколько слов об ответственности.
В силу ст. 68 Закона N 79-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ, привлекаются к ответственности в порядке, установленном Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.
Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке его представители, допустившие задержку выдачи работникам зарплаты и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность по ст. 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ и УК РФ. При этом под заработной платой понимаются также оплата отпуска, выплаты при увольнении и другие выплаты за труд, причитающиеся работнику.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выдачи заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.